Зорге
- 08 апр 2019
В Интернете проскочила информация, что «Зорге» два года пролежал на полке и только сейчас был «осчастливлен» показом по 1-му каналу. Если так, то могу предположить, что у этого серьёзного, очень дорогого (почти половина съёмок — в Шанхае, с декором, да ещё японские актёры) телесериала не было подходящих покупателей. Действительно, в титрах не указан продюсер от какого-то федерального канала, как это обычно делается. Так что, вероятно, создатели ленты и Константин Эрнст пришли к какому-то консенсусу и запустили её в эфир. И правильно: сделали всем нам интересно! И я не понимаю, почему какие-то интернет-критиканы ополчились на «Зорге». Как кинокритик, отслеживающий все работы творчески прогрессирующей (буквально на глазах!) студии «СтарМедиа» (считается украинской, но головной офис в Москве), выражу своё мнение — «медийцы» создали превосходный телекинопродукт! Причём исторически вполне достоверный (разумеется, имеет место некоторый художественный вымысел; ну так ведь это же не «документалка»!). Я, по первому просмотру, не заметил в сериале сколь-нибудь серьёзной лажи, бросающейся в глаза (вроде газовых труб в «Тегеран-43»). Понятно, что даже «задекорированный» Шанхай — не «бумажно-бамбуковый» Токио той поры. Но — похож!. Ниже прочтите мои традиционные, конспективные «записки на манжетах». Насчёт одного из моих любимейших современных актёров Александра Домогарова. Увы, соглашусь с критикой в его адрес: здесь он действительно выгладит каким-то заморённым, вялым (за исключением некоторых эпизодов, где его герой Зорге был просто обязан изображать оптимиста и «живчика»). По «художеству» всё понятно: тяжкое бремя разведчика, ответственного за свою группу, которому в Москве не слишком доверяют и которого Берия вообще приказал ликвидировать, а, после ареста, и Сталин сказал, что «не знаю такого»… И всё же, постоянно находясь в таком настроении/состоянии, Рамзай не смог бы сделать того, что сделал! В целом же Домогаров смотрится на экране как ужасно уставший актёр, дожидающийся долгожданного отпуска… Ещё момент:в сериале практически незаметно, что Зорге-Рамзай хромает (а должен был бы, и существенно, поскольку после ранения в Первой мировой войне у него одна нога стала короче на 3 см, о чём он и сообщает в 12-й серии). А вот целая плеяда неизвестных нам японских актёров (Сион Накамару в роли Ханако, Осаму Ямамото в роли полицейского майора и др.) играет превосходно, достоверно и… как-то свежо! А каков ниндзя, друг и телохранитель Зорге? — Просто блеск! Увы, не все российские актёры дотягивают здесь до уровня своих японских коллег. Скажу им: не врубаетесь в школу Станиславского — смотрите театр Кабуки! Обратим внимание и на то, что роль эсэсовца Шлезингера в сериале (и довольно неплохо) сыграл сам режиссёр-постановщик сериала Сергей Гинзбург. А это просто удивительный факт о Зорге. После его повешения и вынимания из петли врач констатировал, что его сердце билось ещё 8 минут! 7 из 10
Увидев, что Первый канал собирается побаловать искушённого зрителя экранизацией о легендарном Зорге, моему восторгу не было предела, а дни ожидания тянулись бесконечно. Но вот и первая серия, и увы! Полное разочарование! Не будем забывать, что Рихард Зорге — советский разведчик времён Второй мировой войны, резидент советской разведки в Японии. Герой Советского Союза (1964, посмертно). Один из выдающихся разведчиков XX века, весёлый, умный, душа компании и приятной внешности, нравился женщинам. БОльшая часть его биографии до сих пор остаётся засекреченной. Но куда же это всё подевалось в фильме?! Начинать фильм с конечной сцены — это один огромный спойлер, это всё равно, что сказать: убийца — дворецкий. Домогарову явно была в тягость эта роль. Скучающее, заплывшее лицо с первых секунд ужаснуло меня, а его холодность и равнодушие ко всему происходящему лишь укрепили мою неприязнь. Не заметно было, чтобы он испытывал любовь, дружбу, привязанность хоть к кому-то, «каменное сердце». Постоянное курение в кадре и короткие фразы ни о чём не добавляют герою шарма. Сюжет затянут и местами недостоверен, но если не читать Википедию, то можно спокойно смотреть. Правда, весь фильм меня не покидало ощущение фрагментарности. Вот они на приёме у посла, потом где-то отправляют какое-то донесение, вот Зорге и его команду уже подозревают и начинают их отслеживать, вот они уже из Германии вдруг в Японии, то какие-то две женщины в ресторане поют… но связи между фрагментами не заложено, нужно отлично знать историю, чтобы понимать, о чём фрагменты в фильме. Герои вводятся неравномерно, а скачками, и Сталин не похож, просто мямлящий слабак. Единственное динамичное место — это когда его команду арестовывают. А теперь о плюсах. Очень похвально, что не забывают наших героев, пытаются снимать о них фильмы, чтобы показывать молодому поколению настоящую историю, плохо, что делают это неумело и коряво. Стоит сказать о других персонажах, ведь как раз они спасли фильм своей игрой. Актёры, которым доверили играть немцев, достоверно показывают их характеры. Гельма и и Ханако настолько влюблены в Зорге (увы, по фильму непонятно, за что влюблены!), что идут на всё, чтобы спасти Рихарда: Гельма умоляет своего мужа-посла воспользоваться своими связями, а Ханако приходит к японскому полицейскому, обещая ему остаться с ним, только чтобы он помог её любимому. Осаки, который и есть тот самый полицейский, проявляет нежную любовь к Ханако, так трогательно смотреть, как он каждый день приходит в ресторан, где она работает, с цветами, как несмело смотрит на избранницу. Вызывает уважение его трудолюбие и упорство, с которыми он выполняет свою работу. Стоит также отметить дружную семью Клаузен, которая не смотря на все трудности, осталась сплочённой. Я, например, переживала, когда Макс Клаузен решил отправить радиограмму, а его засекли японцы и пришли его арестовывать, но повезло, что ничего не нашли. Прекрасно показана японская культура, её тонкости, обстановка того времени. Отдельная благодарность документальным вставкам, где показаны кадры из того времени и рассказывается о тех событиях, это очень обогащает фильм информацией, смотришь на чёрно-белые кадры и будто становишься участником прошлого, но в этом же и минус! Почему нельзя было хоть частично документальные события воплотить в фильме?! Итак, в итоге: если вы настроены посмотреть фильм Зорге, то настраивайтесь на нулевую игру Домогарова в роли Рихарда, он свою роль запорол, на отличные съёмки, прекрасную игру остальных актёров, интересные документальные вставки. В общем, нельзя сказать, чтобы экранизация пролила некий свет на жизнь выдающегося разведчика из неизвестного или заставила восхищаться им, хотя несомненно он этого достоин, но если для фонового знания, что был у нас такой герой, можно глянуть разок. 6 из 10