Реллик
- 11 сен 2017
Будучи искушённым киноманом, постоянно нахожусь в поисках нового нетривиального кино. Но с каждым просмотренным фильмом, найти что-то интересное для себя, становится всё труднее и труднее… «РЕЛЛИК» — последнее из просмотренного мною. Последнее, что оставило особое послевкусие. Английский мини-сериал, почти новый — 2017 года. Некий крутой замес драмы, психологии, триллера, глубоко погружающий в мрачную атмосферу безысходного нуара. И как водится, в таких фильмах, прекрасная депрессивная «входная группа» — стильные титры с завораживающим саундом. Незатейливая композиция, которая, звучит словно из музыкальной шкатулки — как бы детская песенка, пойманная в звуковую петлю, холодящая кровь, буквально, ловит и тебя в свою петлю, затягивая в некий тёмный мир… По поводу саундтрека хочется сказать отдельно — он наложен очень грамотно — не доминирует над реальностью, а тонко дополняет её. Иногда, даже кажется, что музыка звучит не в фильме, а у тебя в голове и хочется сделать её погромче, вслушаться в неё… настолько она гармонична. Главного героя — играет Ричард Дормер. Да, тот самый обаятельнейший справедливый шериф и безумный демон из «Фортитьюда» и тот самый Берик Дондаррион с горящим мечом из «Игры Престолов», которым пожертвовали в финале. Эта же его роль — по сути крепкий сплав его двух предыдущих ролей — посмотрев фильм, вы это поймёте. Да, Дормер и здесь не изменяет себе — он хорош, дьявольски обаятелен, безумен и бессмертен… почти… привык — роли такие) Да и вообще — ирландцы — они могут себе позволить!) Правда, в данной роли решили, что ему недостаточно делать инфернальное выражение лица, которое у него получается гениально и повышает градус его сексуальности — и добавили устрашающего грима, чтобы его ирландское обаяние хоть как-то загасить. С точки зрения картинки — замечательная работа оператора. Интересные планы, атмосферная тональность, красивый монтаж… Кстати, насчёт монтажа… повествование фильма идёт в обратном порядке. Нельзя сказать, что создатели открыли велосипед, в этом плане, такое уже практиковали в других фильмах, но и нельзя сказать, что это избитый приём. В фильме это выглядит гармонично — да я бы сказала, что в нём всё на месте. Что касается самого повествования — захватывает с первой минуты. Этот фильм не из тех, что после просмотра первой серии думаешь — чтобы ещё посмотреть. Хочется смотреть ещё и ещё — серию за серией. С точки зрения драматургии выстроено всё математически чётко и если вы являетесь внимательным и вдумчивым человеком, то вам будет очень интересно узнавать вопросы на открытые, за несколько минут до этого, ответы. Да, именно так. В детстве, наверно, многие играли в такую игру — писали на листке вопросительное предложение, сворачивали лист и снова писали вопрос, но уже состоящий из одного слова. И тот, с кем вы играли, должен был ответить на скрытый от него вопрос. Сериал похож на эту игру — это тоже некий ребус — ты уже знаешь ответ — ты видишь последствия, но ты не знаешь вопроса — ты не знаешь «кто» и «почему». Фильм держит тебя крепко и немного разожмёт свои объятия в середине, когда ты начнёшь догадываться, что не всё, что ты видишь… но не буду раскрывать сути) Дело в том, что по всему фильму расставлены некие неясные маячки и если ты их замечаешь и собираешь, то к определённому моменту, соберёшь достаточно, чтобы они развеяли мрак и ты краем глаза увидишь… Да, скажу, что искушённому зрителю, коим я являюсь, многое было ясно за несколько серий до развязки… потому что я собрала маячки… но это ни в коей мере не умаляет достоинств сериала. И развязка, конечно, ошеломляет своей драматичностью и глубиной… В определённый момент герой Дормера, говорит простую, но очень верную истину — что у всего есть причины, у каждого поступка человека… у всего есть начало — важно дойти до этого начала и понять ПОЧЕМУ… Если ты пойдёшь по своим следам в прошлое — ты узнаешь, что тебя сделало тем, кто ты теперь… Тем, кто любит кино так, как люблю его я — искренне рекомендую… 10 из 10
Возьмите захватывающую криминальную историю (например, о серийном убийце — сейчас это модно и актуально); проработайте сложную, запутанную жизнь следователя — жена, дочь, любовница — она же напарник; тупой, но сластолюбивый начальник; разбейте всё это на эпизоды, в начале каждого эпизода поставьте timestamp (временную отметку), тщательно встряхните, чтобы эпизоды перемешались — как в калейдоскопе! — и добавьте реверс — немного, чтобы намекнуть, что все идет в обратном порядке, — а режиссер-демиург выстраивает сложный психологический мир… И вы получите «RELLIK» — «KILLER» наоборот. Вначале пытаешься понять — нет, не логику сюжета или развития характеров, а логику монтажа и временных отметок: почему одни эпизоды произошли несколько часов назад, а другие — больше суток — и почему они так затейливо переставлены… Потом просто смотришь, стараясь запомнить хотя бы действующих лиц… К 5-й серии общая картина начинает складываться, кое-что проясняется… Если создатели фильма хотели провести тест на запоминание и внутреннюю работу зрителя по декомпозиции сериала и переводу его в линейный монтаж — то это им удалось. Те из зрителей, которые досмотрят сериал до конца, могут почувствовать себя со-творцами: им точно запомнится эта криминальная история… И я, собственно, в целом не против: получилось затейливо. Но стоит ли рассказанная интересная история таких усилий по её реструктуризации — это вызывает сомнения. Короче, ощущения во время просмотра интересные. Хотите проверить на себе? — В добрый час! 7 из 10
Некоторые создатели сериалов, по-видимому, считают несовременным (или не умеют, или боятся сравнения и провала, или и то и др.) делать добротные детективные сериалы в традиционном стиле и стараются удивить искушенного зрителя чем-нибудь этаким неординарным. Особой фишкой данного сериала стал обратный монтаж. Кроме того, что это поистине оригинальное издевательство над зрителем и неплохой способ удерживать интригу, авторы смогли протестировать неизбитый кинематографический инструмент для изображения развития характеров персонажей, в частности, отлично удалось показать трансформацию главного героя. Ну и, конечно, подчеркнуть идею, что причины и мотивы следует искать в прошлом. Вот ведь, удивительное открытие, интересно, а кто-то пытается искать их в будущем? Первые 5 из 6-и серий время движется назад. Казалось бы, по неписаным правилам, когда зрителя достаточно запутали, подставляя ложных подозреваемых, и вдоволь замучили рваным монтажом, он вправе рассчитывать, что получит в финале пусть сложную, пусть слегка надуманную (иначе почти невозможно добиться действительно неожиданной развязки), но стройную и логичную цепочку обстоятельств и событий. Надежда, что в 6-й все прояснится и встанет на свои места, оправдалась не вполне. Стало окончательно понятно, что полицейская история поисков оказалась психологической, точнее даже, психиатрической историей маньяка, а вопросы остались. Помимо всяких мелких технических к сюжету, главный вопрос — зачем вообще понадобилось прятать эту пронзительную социальную драму в обложку детектива? Играют нормально, все мизансцены очень качественно поставлены и сняты, диалоги неплохие, хотя чуть искусственные, хорошая депрессивная картинка. В принципе, классический мрачноватый нуар с демонами в каждом из персонажей, однако, уж слишком много внедетективных действий и сцен, разных душевных метаний и прочей мути, всяких отношений и их выяснений. В общем, затянуто, да еще и с претензией. Готов получить тучу минусов, но, по-моему, почти провал. 6 из 10