Миссис Америка
- 08 ноя 2020
- 15 апр 2020
Рынок перенасыщен, посему редко в наше время встретишь толковый взрослый сериал без соплей и каламбура. Тут всё серьезно: героини серьезны, проблемы серьезны, серьезны и обстоятельства, времена и отношения, всё на максимуме… и это цепляет! Актрисы играют на полную, выжимают из себя, вживаются бесповоротно! И ты веришь им, веришь идеям их героинь, доверяешь, пусть и у каждой есть минусы и плюсы, но данная история через этот сериал не дает пройти бесследно. История — борьба остается внутри отпечатком побед и поражений. Операторская съемка на высоте, режиссура и сценарий — высшая похвала. Что до «скукоты», как некоторые отметили, так это и есть жизнь! Это только в экшне ты не перестаешь двигать зрачками от происходящего, от меняющихся картин. А тут этот экшн в каждом движении тела, в каждом НЕ движении тела, мимика, позы, точность игры — это всё и есть без сомнения великолепная мастерская игра актрис, которая помогает нам погрузится туда… в эти 70-е, в эти проблемы и в трудности, что мы уже пережили по временам, хотя это тоже спорный момент. Советую! Причем советую активно всем и каждому. Шедевр без всякой скромности.
Сериал «Миссис Америка» основан на реальных событиях, рассказывает о легендарных женщинах своего времени, сильных, независимых и свободных в своих суждениях и взглядах. 70-е годы — это расцвет феминизма, заигравшего новыми красками. Американские женщины, объединяясь в прогрессивные движения и организации, стали активно выступать за преодоление сексизма, за право на аборт, на доступ к контрацепции, впервые обозначили такие проблемы как харассмент и домашнее насилие. Они не стеснялись в своих убеждениях и лозунгах о том, что женщина сама вправе решать быть ли ей домохозяйкой или бизнесвумен, вступать в брак или вовсе этого не делать, быть многодетной мамой или чайлдфри, любить мужчин или женщин. Радикальность взглядов феминисток не могло ни встретить неодобрения в консервативном обществе, обществе, где стереотипов больше, чем самих прав. Они же и являются регуляторами социальных отношений. И вроде бы логичным было, что противоположную трибуну напротив феминисток займут мужчины, ведь женщины хотели конкурировать с ними наравне в решении глобальных «мужских вопросов», однако как нестранно их противниками выступили степфордские жены Америки. Удивительно, что эти домохозяйки, забыв о муже и детях, о домашних пирогах, развернули целую агитацию против поправки о равных правах, что сами походили своими активистками действиями на феминисток. Парадоксально, что оба противоборствующих лагеря для достижения своих целей используют именно влиятельных мужчин, заручаясь их поддержкой. Только эти женщины забыли, что они для мужчин всего лишь потенциальные голоса избирателей. И победа одного лагеря зависела только от его численности, а не от победы взглядов. Поэтому в итоге никто из них так и не победил, за исключением Рейгана, ставшего 40-ым президентом США. Сериал сделан очень качественно, и это не только благодаря костюмам, причёскам, передающим атмосферу того времени, звездному актёрском составу во главе с Кейт Бланшетт, но и продуманности до мелочей сюжетной линии.
Кажется странным, что сериал о феминизме и волнах набирающей популярность пресловутой «фемповесточки» сосредотачивается во многом на персоне совершенно иного рода. Знакомьтесь — Филлис Шлэфли, женщина, которой приписывают начало «войны с феминизмом». Конечно, «Миссис Америка» не целиком сосредоточена на этой лихой даме, однако, как показывает сериал (да и реальная жизнь), феминизм невозможен без его противников. Движение за женские права не существует само по себе, ему нужно обязательно не просто бороться за; феминисткам нужно, в том числе, бороться против. Против дискриминации, неравенства, ущемления прав и, само собой, против персонифицированного зла, среди которых найдется место не только «мужикам-угнетателям», но и просто консервативным барышням. «Миссис Америка», сериал из девяти эпизодов, содержит в себе аргументы как за, так и против феминизма как такового, выбирая в качестве основных героев Филлис Шлэфли, а также икон американского женского движения второй волны: журналистку Глорию Стайнем, активисток Беллу Абзаг и Бетти Фридан, а также кандидатку в президенты Ширли Чизхолм. Шлэфли, которую и сыграла Кейт Бланшетт, была известным общественным деятелем, выступающей за традиционные (читай — патриархальные) ценности. Она выстроила целую национальную политическую сеть, тратя много сил, убеждая американских домохозяек, что место женщины — за мужем и на кухне. Иными словами, тормозила борьбу за равенство женщин. Идеальный антигерой и именно её жизнеописание составляет большую часть сериала. Целеустремленный кружок феминисток в США проходит сквозь огонь и воду, а затем в местечковые разборки и университетские дебаты сторонниц и противниц прав женщин вмешалась злая сила — политика. Конгрессмены поняли, что, оказывается, женщины — тоже избиратели и стали использовать как феминистское движение, так и Шлэфли и её сторонников в политических интересах. Сценарий содержит в себе сложную историю, в которой переплетаются идеи, союзы, личные неприязни и закулисные интриги. При этом эпизоды могут быть как трагичны, сами по себе, так и наполнены моралью (или даже антиморалью). Трагедийные черты содержатся и в структуре сериала. Шоу подчеркивает, в какой степени женское движение наполнено проблемами людей, что за ним стоят. Феминизм второй волны охватывал разных женщин с различными приоритетами, целями в жизни, идеями и сама концепция представляла собой временами неработающий групповой проект. Поэтому за разворачивающимися на экране событиями наблюдать вдвойне интересно и в первую очередь из-за разнообразия персонажей. Вот Бетти Фридан, поддерживающая характерно конфронтационный стиль, но как только она в открытую выступает, то сразу же поддается эмоциям и, как следствие, проигрывает. Более сообразительная Стейнем, которая только что запустила женский журнал, предлагает игнорировать несущественные для феминистского движения вещи. Кто-то заинтересован в ЛГБТ-ценностях, а кто-то вообще считает, что иногда мужчинам можно и уступить. Между тем, сюжетная арка Шлэфли сосредоточена вообще, как на её общественной деятельности, так и на её семье. Таким образом, сериал позволяет взглянуть на такую сложную тему как равные права с разных точек зрения и даже сделать противоположные выводы. Отличная актерская игра — главная положительная характеристика «Миссис Америка». Понятное дело, что Бланшетт — звезда проекта. Она чётко показывает лицемерие и избегает ненужной демонизации её персонажа. Очевидно, что создатели хотели показать: Шлэфли — не дьявол, а женщина огромных достижений, пускай временами и сомнительных. «Миссис Америка» не плавает на волнах бесконечного сочувствия и необоснованных обвинений: каждый их героев полностью человечен и обладает отличительными чертами. Сериал силён прежде всего различными толкованиями, дающих простор для дискуссии, актерским составом и, внезапно, ритмом: «Миссис Америка» это портрет как эпохи, так и отдельно взятых женских личностей. Хотя сценарий раскрывает разные интерпретации ситуации, «Миссис Америка» абсолютно точно вышел ангажированным, но это уже скорее отзвуки мира по ту сторону экрана. Понятное дело, что произведение обращено в первую очередь в день сегодняшний и согласны ли зрители с позициями героинь или нет, толкование «Миссис Америки» зависит во многом от собственных этических и, как ни странно, политических взглядов. Если зреть в корень, то можно увидеть портрет женщины, чье наиболее сильное культурное влияние заключалось в нахождении на неправильной стороне баррикад, однако и для общего развития это более чем необходимо: эй, фемнаци, взгляды у женщин бывают, знаете ли, разными! 7 из 10
Если не ошибаюсь, это первый художественный сериал, рассказывающий о феминистском движении «второй волны», которое особенно ярко и мощно проявилось в США в 60—70-х годах. Здесь можно увидеть прототипы таких видных исторических фигур американского феминизма как Глория Стайнем, Бетти Фридан, Ширли Чисхолм, Белла Абзуг, Флоринс Кеннеди — активисток, писательниц, журналисток, юристок, политикесс, которые на разных уровнях поднимали женскую повестку, будучи во главе комитетов по правам женщин, национальных организаций, редакций журналов, в Конгрессе США и т. д. «Миссис Америка» — это история опыта неведомой нам масштабной женской гражданской активности и солидарности, которую, надеюсь, мы тоже сможем получить в будущем. Не знаю, будет ли это сериал увлекательным для женщин, далёких от идеи борьбы, потому что он выглядит перенасыщенным персоналиями и историческими событиями, и, возможно, это сделано его несколько скучноватым. Мой же интерес был движим в первую очередь репрезентацией известных активисток прошлого. И показалось, что для полного понимания показанных сюжетных поворотов, нужно быть в курсе историко-политических реалий США того времени. В основу сюжета положена реальная история внесения поправки в Конституцию США о равных правах женщин и мужчин, и борьбы, которая вокруг этого развернулась. Эта поправка прошла через сенат в 1972 году и могла вступить в силу, если бы в течение последующих 7 лет её ратифицировали 38 штатов. Противницами поправок были представительницы консервативного движения, возглавляемого Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт). Филлис, сочетающая в себе роли добропорядочной жены, матери большого семейства и политически подкованной активистки, собирает вокруг себя большое количество сторонниц — женщин, которые не хотят терять свои, как им кажется, привилегии — заниматься домом, детьми и быть на содержании мужа. Но ирония в том, что работая целыми днями в штабе Шлэфли, они, сами того не замечая, становятся теми самыми работающими женщинами, против которых стоят с плакатами. Да и сама Филлис, будучи амбициозной, нацеленной на политическую карьеру, не соответствует тому образу женщины, за сохранение которой ратует. В связи с чем её активность против поправок выглядит несколько лицемерно: как попытка взрастить свой авторитет в мужских политических кругах, используя для этих целей своих сторонниц. Бланшет отлично сыграла деятельную женщину, которая везде и во всём играет по правилам мужчин с девизом «они должны чувствовать себя королями». В арсенале аргументаций консервативного крыла имеются стандартные страшилки про попрание семейных ценностей и «наши права заберут гомосексуалы» — ровна та же дичь, как у нас вокруг законопроекта о домашнем насилии и поправок в Конституцию РФ. На фоне мощного фемдвижения, построенного на принципах горизонтальности, взаимоподдержки и солидарности, движение консерваторок, не менее мощное, показано лишённым всего перечисленного и держащимся исключительно на власти и политическом весе их предводительницы Филлис Шлэфли. Несмотря на то, что феминистки в сериале представлены в некотором идеологическом разнообразии и непримиримости по разным вопросом, у меня осталось ощущение, что их в сериале показали более положительными, чем консерваторок, в стане которых улавливаются мизогинные отголоски и конкуренция за место в иерархии. То есть на на чьей стороне симпатии создательниц сериала — понятно невооруженным глазом, так что глядя на консервативных женщин я всю дорогу сочувствовала их слепой вере в необходимость своих цепей. Диалектически выверенный эпизод в сериале, но поданный чуть ли не христоматийно — это путь прозрения консервативной Элис (Сара Полсон), которая после случайного постнаркотического трипа попадает в компанию феминисток и понимает, что они более дружественны к ней, чем её соратницы из стана Шлэфли. В этой истории победивших нет, и финал сериала драматичен: с приходом к власти Рейгана в стране наступает закат либерального периода, а насколько он был либеральным можно судить уже по одному тому, что в 1968 году Ширли Чисхолм (Узо Удаба) стала первой чернокожей женщиной, избранной в Конгресс США, а позже выдвинувшей свою кандидатуру на пост президента. Что касается героини Кейт Бланшет, то создатели оказались к ней безжалостны: финальная сцена с предводительницей консерваторок — как венок на могилу её личных амбиций а-ля «за что боролась, на то и напоролась».