Тайна последней главы
- 08 сен 2019
«Тайна — это спрятанная ложь, от неё так трудно отказаться. И её в душе ты не найдёшь, и о ней не сможешь догадаться. В каждом сердце, знаю, тайна есть. Каждый что-то важное скрывает: кто — любовь, кто — боль, кто — злую месть, кто-то о несбыточном мечтает…» («Тайна», Ирина Самарина) Производство детективно-мелодрамных сериалов у нас поставлено «на поток». В этом нет никакого секрета, и зритель это прекрасно понимает. Беда «поточного производства» в вынужденной однотипности и похожести: одни и те же актёры, одни и те же сюжеты. Актёру или актрисе сложно придумать что-то новое, десятый раз подряд играя подобный персонаж. По этой причине у меня нет особых претензий к актёрскому составу. И почти нет претензий к сюжету. Если разложить его «по полочками», то всё это уже неоднократно происходило на экране, но это не минус, потому что из одних и тех же фрагментов можно сложить совершенно разные картины. В данном случае сценаристам Араму Яврумяну и Наталье Жердецкой удалось «закрутить» интересный, местами даже захватывающий сюжет. Если жанр детектива подразумевает неспешность и планомерность расследования, то триллер требует для себя особой жертвы в виде постоянного тревожного ожидания. При этом весьма желательно, чтобы трепет и волнение у зрителя нарастили от одной серии к другой. Всё это в полной мере имеется в работе Артура Румынского. Привлечь в качестве краеугольного камня недописанный роман «Слепой взгляд» известного датского писателя-затворника Ханса Лундстрема весьма удачный ход, потому что писатели, сами по себе, люди неординарные, способные не только писать красиво, но ещё и вплетать в сюжет головоломки. Головоломками служат стилистически простые стишки из тех, что в детстве слышали все мы, совершенно не подозревая, что относятся они к субкультуре и именуются весьма громко «садистские стишки с чёрным юмором». Примеров можно привести массу: «Маленький мальчик нашел пулемёт. Больше в деревне никто не живёт» или «Маленький мальчик зенитку нашёл. «Ту-104» в Москву не пришёл». Правда, для именитого датского затворника подобный детско-бравадный уровень недопустим, поэтому он каждую новую главу предваряет стишком-ребусом. Всего таких четверостиший четыре — по количеству серий. И написаны они специально для каждой из них. Первая серия: «У меня была собака, я её любил. У тебя была собака. Кто её убил? Кошка хитрая мурлычет, песенку поёт. Ты попробуй, догадайся, что бедняжку ждёт…» Вторая серия: «Белая лебедь прекрасна была. С неба спускалась печальная мгла. Молния с блеском ударила в пруд — лёгкие пёрышки тихо плывут…» Третья серия: «Выйдет месяц из тумана, вынет ножик из кармана. Будет больно, будет кровь — вот и первая любовь…» Четвёртая серия: «В домике прятался старый скелет. Это был самый последний секрет. Девочка этот секрет узнаёт — в домике больше никто не живёт…» Данные стишки являются идеальным слоганом, потому что в зашифрованном виде несут в себе содержание целой серии. Это крайне удачное сценарное решение, как и ночные кошмары главной героини. Отсылающие в прошлое флэшбэки позволяют режиссёру поэтапно подготовить как героиню, так и зрителя к финальному озарению. При первом просмотре легко упустить в них что-то важное — то, что режиссёр завуалировал условностями и кипением белого цвета, в котором кровавым пятном выделяется огненно-оранжевая ванька-встанька. Это тоже удачное решение — к клоунам-убийцам все давно привыкли, а безобидная игрушка из детства дразнит не только глубинные эмоции, но и память. Персонажи в фильме скучными никак не назовёшь. Это тоже в копилку картины. Некоторая однотипность ролей наложила свой негативный отпечаток на Александру Никифорову и Константина Соловьёва, но не настолько, чтобы «разносить» Лану Барсеньеву и Андрея Соболева. Красивая экранная пара, вполне заслужившая экранного счастья. В хорошем фильме обязательно должен быть герой «малость того». Здесь таковой имеется. Сосед Аркадий Мишкин — ну очень странный персонаж! Мутит чистую воду следствия, да и ведёт себя как… Впрочем, в хорошем детективе тот, на кого первым падает подозрение — уже вне всяких подозрений! Отлично обыграла свою героиню Елена Морозова. Варвара Алексеевна Фролова — многогранный персонаж. Этакая матрёшка: снимаешь один слой, под ним другой, потом — третий. На протяжении четырёх серий героиня претерпевает эскалацию зрительской оценки: от полного неприятия и отторжения до понимания и уважения. А всё благодаря незатейливой, но хорошо прописанной истории неплохого следователя и несчастной женщины. Не забыли сценаристы и о друзьях наших меньших, подарив несколько эпизодов с роскошным четырёхлапым однохвостым белоснежным Фантиком. Если ко всему перечисленному добавить органичную сюжетным перипетиям музыку, то о фильме складывается весьма неплохое впечатление. И здесь, как часто бывает в наших фильмах, в финальную бочку с первосортным мёдом сценаристы уронили целую поварёшку дёгтя. В числовом выражении каждая серия добавляла фильму два балла значимости, но финал «отъел» добрую треть итоговой суммы. Финальный монолог «главгада» пролил свет на все злодеяния, но он не сумел убедить зрителя во внутренней логике его поступков. Очень жаль, что интригующая история с приличным актёрским воплощением не нашла достойной кульминации…