Птица доброго господа
- 05 окт 2020
- 04 окт 2020
Признаюсь, начала смотреть сериал с крайним предубеждением — тема казалась на редкость политкорректной и слишком уж в кассу. Потом невольно поразило знание матчасти (я всегда за это уважаю) — от мелочей (интерьер, костюмы, виды городов) до воссоздания характеров Джона Брауна и «короля негров» Фредерика Дугласа и последовательности событий. Конечно, там были неизбежные вольности и том, как события были изображены (как сказал мне человек, специально занимающийся этим периодом), и в некоторых мелочах: например, знаменитый спиричуэл «Michael, row the boat ashore» впервые упоминается во время Гражданской войны, а в сериале бывшие рабы поют эту песню так, как будто она давно известна (впрочем, может, она и была давно известна, просто белые узнали об этом позже). Понравилась «традиционность» сериала — и нет политкорректных галочек (ну наконец-то), и, как верно отметили кинокритики, повествователь подмигивает мистеру Марку Твену: историю рассказывает мальчишка Гек, только не белый, а черный, а прозвище у него — Луковка. И это на редкость в тему: завязка Гражданской войны показана глазами ребенка, который, как турист и естествоиспытатель в мире взрослых, пытается разобраться, что к чему — и этот неискушенный и вместе с тем проницательный взгляд, в котором соединяются лукавство и здравый смысл, открывает нам много всего интересного. Мы увидим молитвы на методистских собраниях и поддержку аболиционистов там — все верно, методисты, как правило, были за освобождение рабов, а также выступление легендарной Гарриет Табмен, прозванной Моисеем за то, что она провела многих рабов через т. н. «дорогу свободы» в Канаду или северные штаты. Мы слышим горячные выступления на церковных собраниях самого Брауна — они нам кажутся какими-то пародийными, что ли, но это вполне в американской религиозной традиции. Но сериал — не героическое повествование. Не идеальны ни Север, ни Юг, ни белые, ни черные. Джон Браун, горящий своей идеей и ветхозаветным пониманием справедливости (хотя и Новый Завет он цитирует часто), не замечает маленьких людей и их проблем, требует перемен вот прямо здесь и сейчас и не готов убеждать и договариваться. Его ватага отчаянных смутьянов, решивших в одиночку биться с федеральной армией США, — это просто люди, многие — не самых строгих правил. А Дуглас, вальяжный черный оратор с двумя женами, проявляет чисто сословное высокомерие к своим же собратьям; желчно высмеяна его манера пафосно фотографироваться с сумрачным выражением лица — мол, пусть никто не заподозрит, что черному может быть хорошо! Неплохо раскрыта тема спасателей, которые спасают тех, кого толком не знают — как замечает Луковка, «кроме Фредерика Дугласа, за черных говорил кто угодно, кроме самих черных». Но интонация сериала — это и не циничное разоблачение всех и вся. Это легкая сатира, в которой мальчик-Луковка катится, как Колобок, на фоне виселиц, церкви, Библии и вооруженных отрядов под бодрый госпел (заставка сериала — отдельное произведение искусства). Но это сатира добрая, которая видит в людях — людей, отдает должное благородству врага (например, лейтенант федеральных войск) и искренне уважает отвагу и посвященность делу; актерские работы, особенно Итана Хоука, сыгравшего Джона Брауна, хорошо способствуют общему восприятию. Деликатная тема, расовые проблемы, показаны всесторонне, с сочувствием и без звериной серьезности. Зачёт! 9 из 10
Хорошо ли вы помните школьные уроки истории? Хорошо ли вы помните, как глаза учителя загорались огнём праведного негодования, адресованного отвратительным работорговцам и их гнусным прихлебателям? Хорошо ли вы помните истории о «подземной железной дороге», о первых аболиционистах — Джоне Брауне, Харриет Тэбмен? Что? Не помните? А благодарные американцы помнят, и сняли про Джона Брауна комплиментарное, полное реверансов кино. Благодаря титаническим усилиям Итана Хоука, не мывшегося, и не брившегося с момента избрания нынешнего президента, Браун получился, ну просто как живой. Если он действительно был таким, каким его изобразили в этом эпическом кино, то нет ничего удивительного в том, что его восстание не было поддержано несознательными (а может быть, как раз наоборот — сознательными и прогрессивными) представителями негритянской общественности. Взяв за основу реальные факты (война в Канзасе, резня в Потаватоми, нападение на Харперс — Уикли) создатели фильма решили внести в скучную биографию героя, мощную, свежую струю. Если верить фильму: Браун был грязен (и наверное заразен, раз у него нашлись последователи), его лицо никогда не знало унижения бритвы и мыла — креативненькие грязевые разводы делают его похожим на воина Маори (они имели милую привычку украшать лицо ритуальной татуировкой), нечёсаные, слипшиеся патлы, клочковатая борода, аппетитно летящие изо рта слюни — он просто душка! Даже странно, что имеющие такую острую тягу ко всему прекрасному американцы, не поддержали гламурненького аболициониста! Помимо привлекательной внешности, Браун обладал глубоким внутренним миром — он прекрасно знал Библию, и имел очаровательную манеру цитировать её к месту, и не к месту. Что не ускользнуло от внимания авторов сценария — они вдоволь поглумились над этой особенностью Брауна. Собственно, большая часть смешных (по мнению сценаристов) ситуаций, связана с двумя темами: религиозное помешательство главного героя, и тот факт, что он принял черного мальчика за девочку. Браун забавно таращит (или закатывает) глаза, дурным голосом цитирует священное писание, а вокруг красиво и смешно убивают людей: их тела разлетаются на части, разорванные пушечными ядрами, головы комично лопаются от пулевых ранений, рёбра забавно хрустят, пронзённые штыком. А ещё кровь, она течёт, булькает, брызжет, и всё это так ярко, красочно, весело! Ах, ах, высокий класс! В чувстве юмора создателям не откажешь! Ведь это же смешно, когда бородатый аболиционист деловито спрашивает у переодетого в девочку, чёрного мальчика — начались ли у тебя кровотечения? Не возлежала ли ты с кем — нибудь без одежды? Смешно. Наверное. Очень. Реальный Джон Браун был носителем идей, лежащих в основе современных либеральных демократий — он выступал за равенство всех людей, вне зависимости от их цвета кожи, за равенство мужчин и женщин, за уничтожение рабства. Прекрасно, что потомки помнят и ценят смешные идеи забавного человечка, отдавшего жизнь за их право быть свободными. Мо — лод — цы! Так его! Для полноты картины надо было сделать его бодипозитивным трансгендером — свобода во всём, понимаешь ли! Он бы оценил.