Душегубы
- 31 мая 2021
Давненько я не окуналась в советскую эпоху с ее понятиями справедливости, чести, долга перед страной и людьми, а также ощущением, что все люди вокруг — братья и сестры, хотя это и не так. Российский сериал 2019 года с говорящим названием «Душегубы» привлек мое внимание своим актерским составом и, естественно, историей, хотя я больше по западноевропейским картинам и под настроение просматриваю иногда фильмы made in USA. Если кратко, то зрителю расскажут о «витебском душителе» Геннадии Михасевиче, который за 14 лет убил 36 девушек и женщин. Гаденыша долго не могли поймать. Причина — ошибки следователей, а также их нежелание лишний раз пошевелиться, признав, что в области действует маньяк. Это дело прогремело в то время на весь Советский Союз. Впрочем, лучше смотреть, чем читать, не так ли? Из плюсов картины отмечу следующее: - сериал не затянут по времени; - характеры героев отлично раскрыты через диалоги и поступки; - главный герой — следователь из Минска Леонид Ипатьев, который не только умен и сообразителен, но и просто красавчик. Роль исполнил Сергей Марин, сыгравший, к слову, в фильме «Балканский рубеж». Жгучий брюнет, целеустремленный, с принципами и готовностью идти до конца ради установления истины. Судьба маньяка фактически была предрешена. Его оппонент по фильму — местный сотрудник прокуратуры Михаил Шахнович, роль которого исполнил актер Александр Самойленко, мастерски воплотивший в себе наимерзейшие качества человеческой натуры. Такие как трусость, жадность, желание выслужиться, готовность оговорить человека, подставив его под высшую меру наказания. На том и карьеру строил, подлец. - не обошлось и без истории любви. Все вполне в советском духе — скромно, честно, без пошлости и со спасением героини от бед и несправедливости этого мира. Там еще парочка любовных линий имеется, но это так… вторично. - режиссер смог снять фильм в советском духе. Смотришь и буквально чувствуешь ту эпоху в зданиях, быте людей, одежде и поведении. А теперь к минусам: - все же не хватало экшена. Конечно, трудно представить, чтобы Ипатьев, как тот супермен в красных труселях, ловил бандюганов, но все же огоньку не мешало бы добавить. Поменьше унылости и застоя. - пасторальные белорусские деревеньки и сам городок, к сожалению, в плане атмосферы подкачали. Где, спрашивается, ощущение ужаса? Да и маньяк какой-то хилый получился и несуразный. - не обошлось без философии. Мол, душегуба поймали, но ведь по чьей-то вине он так долго женщин убивал? Получается, душегубов в разы больше и тут уж сам зритель пусть гадает, кто пополнит этот списочек. 6 из 10
- Ты мне, своему товарищу не веришь? - Ты мне не товарищ. Ты гадина и трус! - Да ты что? Ты что, Глеб! Я не испугался! Я потерял сознание! - Ты не сознание, ты совесть потерял. Ты, когда пистолет он на тебя навёл, не про долг свой думал, не про товарищей своих убитых, а про 50 тысяч выигранных. Да про домик в Жаворонках с коровой, да с кабанчиком. «Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. С. Говорухин Кондовый мужик. Приходилось слышать такую терминологию? Нет? Тот, что жизнь под себя мнёт как захочет. Для него мало невозможного. Есть цель и оседлать её, взнуздать, для такого не проблема. Какими средствами? А какая разница? Надо, — значит будет! Подгребает под себя словно курица и то, и это. Жиреет распухая утробой и насытиться не может. Надо, надо, надо. Вот ведь поганка! Опошлился потакая своему эго. Омерзился, всякий стыд потеряв. Годы белизной проседи за ушами и менять что-либо поздно. Невозможно. Привычка, ничего не попишешь. С виду колосс, а внутри труха. Изъеден, червив, чванлив, горделив… Падаль. Что это такое? Кто это такой? Чинуша. Чинуша от Закона. Власть ему «дадена» государством в охране «порядка», а он пользуясь своим «звёздным статусом» в областной прокуратуре всё выше и выше по карьерной лестнице шагает. Это лишь и заботит. Этим лишь и увлечён. «Вась-Вась» с начальством — в улыбках льстивых поклонов. А что до дел, привык их на скорую руку «под себя», как себе заблагорассудится, лепить. Показания то выбивая, то шантажом с запугиванием, подтасовкой не брезгуя. Хомуты людям на шеи вешая по своему разумению. Оказался на пути — расплющу! Виновен! Ты — попал! Признавайся, иначе только хуже будет. Произвол. Это и есть — Толстомясый. А антиподом — Длинноногий. Он астеничен, поджар, сухощав. Тонкая шея, ввалившиеся щёки. Словно гончая — вся его стать. Он въедлив, работоспособен, честен. Правда — его кредо. Долг — служением делу. Даже в супружестве, развод. Работа, работа, работа призванием в себе непринадлежанием. Едва ли не гол как сокол. Республиканскую Прокуратуру представляет. На усиление, раскрытие преступления из Минска в Витебск прислан. И вот пути этих двоих пересеклись. Первый — быстрый тяп-ляп в раскрытии дела кабинетным командирам на подпись. Второй — опровержением из-за шитого белыми нитками материала незгибаемостью позиции. Чья возьмёт? Чья перевесит? Только ли баллада о толстомясом и длинноногом перед нами? Нет, не только. Здесь ложь и правда в сражении друг с другом. А убийства постового, изнасилованные маньяком жертвы, хищения со склада, ограбления — лишь будни Органов Внутренних Дел в пикантности ужасов советской эпохи. 1984 год на календаре фильма и многие вещи попросту замалчиваются, ретушируются. Тоталитаризм на издыхании. Коммунизм — идеалами светлого будущего. Утопия от бонз. Эх, душегубы-душегубы! Как много Вас, однако в мире. Одни явные, другие — скрытные. Душ Губители! Кто из Вас страшнее? Словно «Визит к Минотавру» ожил своими страницами с пластающимся делом следователем Тихоновым. Мини-сериал «Гонки по вертикали» — напряжённостью буден правоохранительных органов. «Профессия следователь», а равно «Противостояние» — честью мундира. В далёкое далеко мы перенеслись сегодня. 7 из 10
Лично я при просмотре этого сериала сразу вспомнила свою юность, когда на каждом углу стояли жёлтые бочки с квасом, в магазинах все охотились за импортными товарами и дефицитными продуктами, а благодарные строители коммунизма усердно выполняли план, выдвинутый СВЫШЕ на всех предприятиях необъятного Советского Союза. Выполняли его и на полях юриспруденции… А вообще в стране Советов преступности, как таковой не было, а если и была, то она тут час же пресекалась представителями следственных органов и милиции, а справедливые суды выносили справедливые приговоры… Это было всё на бумаге, а что же было на самом деле? Об этом и попытался рассказать режиссёр — Давид Ткебучава в своей картине под названием «Душегубы»… И кто же они такие душегубы??? Действие сериала начинает разворачиваться в городе Витебск, Белорусской ССР, в 1984 году. В одном из пригородных, деревенских магазинчиков совершается крупная кража спиртного. Всё наворованное бандиты увозят на фургоне ГАЗ-52… По трассе едут быстро, на приказ постового гаишника Макарова — ОСТАНОВИТЬСЯ не реагирует, а по сему он начинает их преследовать и таинственным образом исчезает, хотя и успевает сообщить по рации местоположение погони… На раскрытие исчезновения по горячим следам выезжает молодой оперативник Юрий Мандрик, который с помощью народной дружины прочёсывает лес вокруг трассы, но вместо исчезнувшего Макарова находит труп задушенной и изнасилованной, молодой женщины… Расследовать преступление с задушенной поручается местному следователю — Михаилу Шахновичу, а дело с исчезновением гаишника Макарова следователю по особо важным делам — Леониду Ипатьеву, который прибыл в Витебск из Минска по распоряжению республиканской прокуратуры и на усиление… Оба имеют свой послужной список расследований и оба очень разные по восприятию к методам в работе, да и к жизни в целом. Ипатьев с первых минут приезда сразу включается в процесс расследования и выезжает на место преступления… Его действия чётки, профессиональны и заслуживают уважения особенно со стороны молодых оперативников, судмедэксперта и дружинников из народа. Шахнович же напротив приезжает на место преступления с опозданием, но самое главное с громкими песнями «Песняров», шутками прибаутками и каким то нездоровым пафосом и с первых же минут начинает соревноваться с Ипатьевым в полномочиях… По мере просмотра сериала из следователя Шахновича вырисовывается эдакий местный царёк, который при попустительском или сознательном молчании начальства вершит судьбы человеческие… Он без зазрения совести берёт взятки, путём шантажа и запугиваний выбивает нужные показания, а ещё благодаря своему положению он использует людей, что бы те для него следили и доносили за неугодными… Для него закон не писан, а что такое ПРЕЗУМЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ он вообще не знает. Самое главное выполнить план по раскрываемости и рапортовать вышестоящим органам и получать за это премию и почёт… Он живёт без угрызений совести и обеспеченно и никому не позволит эту жизнь разрушить и поколебать её устои… Но эти устои решился изменить, приехавший Ипатьев, который случайно, в архиве натыкается на серию нераскрытых преступлений задушенных женщин, которые длятся на территории Витебской области не то что годы, а и десятилетия и все они были в делопроизводстве Шахновича… Он понимает, что всё это попахивает серийным маньяком — душителем и берётся за дело, а помогают ему оперативник Юрий Мандрик и судмедэксперт Ася Круглова, а ещё опытная работница архива. И вот тут то всё и начинается… Шаг за шагом Ипатьев приближается к ИСТИНЕ от чего Шахнович медленно, но верно начинает терять самообладание и делать ошибки… Если вы хотите узнать как развивалась и чем же закончилась эта история и противоборство этих двух следаков советской эпохи тут же приступайте к просмотру этого сериала… Режиссёрская подача этой картины очень проста, как собственно была проста и жизнь в советском обществе… Обществе, которое шагало к полной победе коммунизма… А какими шагами шагало никто об этом и знать не должен… В картине нет никаких спецэффектов, она не перегружена музыкально и только операторские картинки гостиницы «Десна», универмага и белорусской деревни советских времён придают ностальгический колорит проекту… Всё как то уныло, застойно и по-советски… Да и самое главное, в ФИНАЛЕ попробуйте себе задать вопрос: «Так кто же ДУШЕГУБЫ в этом сериале??? И с кем было надо бороться???» Всем рекомендую к просмотру…