Медвежий угол
- 21 ноя 2020
- 18 окт 2020
Суровая заснеженная драма — какой еще жанр лучше подходит серьезному скандинавскому кино, как не этот? Наши прокатчики подобрали мрачному «Бьернстаду» весьма уместное и характеризующее его название «Медвежий угол», содержащее и угрюмую отдаленность от цивилизации, и некоторую игру слов про шведских медведей, заложив, тем самым, тот верный смысл, который не читался в оригинальном лаконичном названии. А ведь и удаленность, и обособленность, и природная грубость заглавного животного имеют в сериале серьезный вес, играют едва ли не решающую роль, ведь место влияет на людей, а люди творят свою судьбу, свою драму и свою трагедию. Городок, в котором разыгрывается сия непростая трагедия, кажется совершенно отрезанным от внешнего мира: всегда заснеженным лесом, непроходящими морозами, людьми, чей патриотизм заключается в болении за местную хоккейную команду. Хоккей возникает не случайно — он есть лучшее отражение местного характера, ведь какая еще игра и какой еще вид спорта может похвастаться такой бескомпромиссностью, прямотой, командностью, но и грубостью, физическим насилием и абсолютным азартом. Не зря именно «в хоккей играют настоящие мужчины», и именно в этой детали здесь притаился дьявол, поскольку образ настоящего героя получается искаженным, неверным, ложным. Хоккеисты Бьернстада ходят по тонкой грани между цивилизационной мужественностью и животным мужланством, и «Медвежий угол» ловко ведет своих героев по этому тонкому льду, то и дело позволяя кому-то провалиться в ледяную воду. Так, стремление к спортивной победе оборачивается стремлением к вседозволенности, а верность и дружба становятся чуть ли не соучастием в преступлении. Все хорошее становится своей противоположностью и ведет к неизбежному краху. Примечательно, что в «Медвежьем угле» в некоторой степени раскрыт и конфликт поколений, но вовсе не обязательно отцов и детей: грань проведена гораздо тоньше. Не случайно Петер, выбирая команду для тренировки, берет только юниоров, заявляя, что ему плевать, что будет со взрослой командой. Он ставит крест на них как на игроках, но, в сущности, сам сериал ставит на них крест как на людях. В них, как потом станет ясно, уже бушует местная порча ненависти, но не только в них! Петер ведь ошибается в юниорах: не как в команде, но как в людях. Будучи еще юными, они тоже подверглись воздействию той самой порчи, поддались ей чуть ли не больше, чем все взрослые. Но сериал не ставит крест на этом городке. Он выводит в важные персонажи паренька из детской команды, и именно он сыграет существенную роль, а она такова, что это поколение — самое юное — еще не потеряно, у него еще осталось главное — совесть. Конструкция сериала примечательна тем, что не заставляет зрителя гадать, виноват ли главный герой: здесь этот ответ однозначен, эпизод его преступления не исключен из сериала, и это — важно. Зная правду, зрителю проще увидеть всю чудовищность ситуации и понять (или нет) людей, которые могут лишь предполагать правду или верить той, в которую они хотят. Здесь показан чудовищный пример виктим-блейминга — обвинения жертвы, и это тем страшнее, чем важнее сам факт максимального приближения к животным инстинктам местных так называемых мужчин и Кевина как их квинтэссенции. «Медведи из Бьернстада», значит?.. Но эти «медведи» бегут от правды так же, как медведь убегает от крика героини в одной из сцен, и это не мужественность и даже не мужланство, а всего лишь трусость. Разве боятся они признать сам факт изнасилования? Нет, они не хотят менять привычный уклад жизни. Чем они попрекают Петера? Что не подождал один день. Всем, на самом деле, плевать и на Майю, и на Кевина, и на правду. Всем важна лишь игра — их возможная победа, и в этом особый цинизм. Им плевать на живых людей, им нужны лишь игрушки. В этом смысле финал сериала совсем не обескураживает: это все равно восторжествовавшая справедливость, просто массовая, абсолютная, и это удар куда сильнее, чем можно было бы предположить. Очевидное запараллеливание матча-финала и показаний в полиции — важная символика. Здесь играет роль и то, что семья Майи — пришлая, она извне, и то, что сам Кевин — хоккеист. В полиции тоже своего рода поединок, и счет на поле на тот момент отражает и счет в жизни. После того эпизода картинка в «Медвежьем угле» становится все более говорящей: здесь и опустевшие хоккейные ворота, и случайно брошенный взгляд на фигуристок, и даже пронизывающий взгляд волка в учебной картине, который Кевин выдержать не способен. В последней серии все тот же заснеженный пейзаж впервые разбавляют что-то коптящие трубы, будто воплощающие порчу в этой белоснежной бесконечности. «Медвежий угол» отличает детальная проработка персонажей, их живых эмоций и их чисто человеческой сложности и неоднозначности. В самом начале звучит, что у хоккеистов нет других увлечений, кроме хоккея, и это в некотором роде манифест и определение всех действий Кевина в сериале. Но и его поведение, и поведение его жертвы, и поведение невольного свидетеля — это отдельный повод для гаданий, что же будет дальше. Ни в какой момент нельзя предположить, как поступит тот или иной человек, потому что душа — потемки, и на экране это видно. Опущенная голова героя говорит о его совести и возможном раскаянии, но поступки говорят об обратном. Самый финал дает ответ, почему: всему виной трусость, и таким жалким, как в конце, он не представал никогда — лучший «медведь из Бьеорнстада» и живое воплощение городка. Интересна раскрывающаяся история его семьи, дающая на многое ответы, обескураживающая, объясняющая «порчу». В свою очередь, опущенная голова Майи — совсем другие эмоции и страхи на ее счет. Петер — еще один предмет наблюдения, и очень примечателен разговор про то, что они «лезут в голову», потому что это так! Однозначно выбирающий сторону, верящий дочери отец позволяет сомнениям обмануть себя, и для него это преступно, но так по-человечески. А юный мальчишка мучается сомнениями по поводу своего будущего и совести, чести — более понятная эмоция, но тоже непредсказуемая. Все это на фоне безумия обвинений жертвы — средневековой дикости, расцветшей в просвещенной Европе! Животные повадки! Холодный и в чем-то безнадежный сериал ценен, прежде всего, человеческими характерами и демонстрацией человеческих пороков и слабостей. Сериал показывает, как мало может значить дружба, как мало значит правда, и как легко сломать кому-то жизнь, а следом по цепочке еще и еще. Жизнь хрупка, устои хрупки, но рушат все всегда лишь люди — слабые, трусливые, потакающие своим порокам. Финал и не демонстрирует победу, и показывает ее. Он может внушить надежду или же ее отнять — как трактовать.
Я с нетерпением ждала выхода этого сериала, потому что меня очень зацепила история, рассказанная в книге, пожалуй, самого сейчас популярного шведского писателя Фредрика Бакмана. Роман не назовёшь шедевральным, его художественные особенности весьма средние, но сама история, драма — вот что заставило переживать, как это обычно у меня бывает с историями о чудовищной несправедливости. На мой взгляд, экранизация получилась достойной. Учитывая тот факт, что сам Бакман имеет к ней отношение. С первых минут обращаешь внимание на то, что множество сюжетных деталей книги изменены либо опущены. Но это не испортило моё впечатление, потому что суть истории изложена и донесена так, как, наверно, и хотел автор книги. Единственное, о чём жаль — характеры некоторых персонажей исказились довольно сильно. Петер получился слишком резким, Ана, наоборот, чересчур мягкой и блёклой. Не раскрыты Беньи, Рамона, Суне, Давид. Какие-то перипетии сюжета и отдельные сцены в сравнении с книгой сильно обострены — наверно, для придания большей драматичности, добавления яркости картине происходящего. История разворачивается в захолустном шведском городке Бьорнстаде (название можно буквально перевести как «медвежий город», отсюда и вся эта медвежья символика). Страсти кипят вокруг местной юниорской хоккейной команды. Но эта история не про хоккей, а про развернувшуюся в связи с ним драму. Так уж получилось, что от успеха команды зависит дальнейшая судьба вымирающего городка. Но в самый ответственный момент происходит трагедия, в которую втянуты лучший игрок команды Кевин Эрдаль и Мая, дочка тренера команды Петера Андерсена (кстати, в книге он не тренер, а спортивный директор). Это история не про спорт и жестокость спортивного мира (хотя в книге много рассказывается и об этом тоже), а про жестокость мира людей. В общем-то, ничего нового: амбиции, деньги, замалчивание проблемы ради якобы общего блага, за которым не всё чисто, коррупция, сплетни, зависть. История про отношения между людьми, между родителями и детьми. Про доверие и дружбу. Про трусость мальчика, у которого очень сложные отношения с отцом — и экранизация очень ярко высвечивает, к чему это может привести. Про хрупкость души, ранимость девочки, на месте которой может оказаться любая. Пусть даже и не в таких драматичных ситуациях. Вся эта острота, накал заставляют сопереживать и при чтении книги, и при просмотре сериала. Отдельное спасибо за передачу атмосферы. Картинка прекрасна. Снежные пейзажи великолепны. Фон очень сдержанный, спокойный. Диалоги без пафоса. Спасибо за то, что экранизацией шведской книги занимались именно шведы. Актёры, на мой взгляд, подобраны очень удачно. Наконец, хочется похвалить саундтрек. В общем, для меня это 10 из 10. Этот сериал я бы рекомендовала к просмотру родителям с детьми-подростками.
Прочитав все книги Фредерика Бакмана, выпущенные на русском, не могу быть полностью довольна сериалом. Характеры Беньямина, Аны, Питера и даже маленького Лео показаны очень плоско и однобоко. Некоторые персонажи, вроде Рамоны и Суно вообще упомянуты вскользь. Понятное дело, в фильм всю книгу не воткнешь. Но с сериалом можно было хотя бы попытаться. У автора книги нет положительных и отрицательных героев на 100%. Все они нормальные люди с достоинствами и недостатками. Возможно, принципы кинематографа такое не любят. В целом атмосфера книги передана довольно точно — далекий шведский городишко, в котором из радостей цивилизации лишь старый ледовый дворец. Поэтому все население так или иначе имеет отношение к хоккею. Ведь победа в матче с командой Хэда может подарить и новый лед, и новые рабочие места. Поэтому и объединяются люди против семьи Андерсов. Не от того, что злые и жестокие. А от того, что кто-то встает на пути к их лучшему будущему. Проблема маленького городка — все про всех всё знают. Или думают, что знают. А по сути каждый выживает сам. Продолжение книги — «Мы против вас». Оно о выживании на пепелище. Надеюсь, сериал тоже снимут. Понравился бы мне фильм, если б книгу не прочитала? Наверное да. По крайней мере посмотрела его за один день. Но детям дайте лучше книгу!
Данное кинопроизведение снято по одноименной книгой талантливого шведского писателя и блогера Фредрика Бакмана. Возможно автор когда-то читал Достоевского и поэтому тема преступления и наказания присутствует и особенно в финале. В фильме и особенно в книге раскрыто, как общество даже в столько демократической стране глубоко авторитарно и легко закрывает глаза на всё что ему не угодно. Замазывает и очерняет, если ему что-то мешает. И здесь главным в стремлении не верить выступают даже не деньги, а просто общественная выгода и польза. Переживая за героев, ты понимаешь, что под давлением многократно повторенной лжи мы можем перестать верить своим близким. Используя общество мы можем сами себя убедить, что преступление, аморальный поступок имеет под собой оправдания. Конечно затронута тема воспитания подростков, обозначены ошибки, но нет рецептов, хотя их и не может быть. Тема общественного осуждения и влияния социальных сетей здесь, в этом сериале, не столько хорошо раскрыто как в книге. Тем не менее сериал настоятельно рекомендуется к просмотру, а книга к прочтению. И конечно ждем второй сезон с учетом, что вторая книга уже вышла.