Псих
- 05 ноя 2020
В моем родном городе Грозном психиатрическое отделение находилось в 12-ом корпусе городской больницы. Поэтому, когда хотели спросить, не ку-ку ли кто-то, говорили: «Ты что, из двенадцатого корпуса?» Тот же самый вопрос напрашивается и к сериалу. Сравнение «Психа» с фильмами Звягинцева, допущенное кинообозревателем О. Яжгунович, лично я считаю кощунством. Кто-то отмечает сходство «Психа» с «Триггером» или даже подражание одного другому. На первый взгляд, возможно. И в том, и в другом сериале речь идет о не совсем обычных психологах. Но если в «Триггере» действие начинается с того, что главный герой Артем выходит из тюрьмы, то в «Психе» главный герой Олег из своеобразной тюрьмы так за весь сериал и не вышел. Но тюрьма эта не внешняя, а внутренняя. Олег сам себе ее воздвиг из своих зависимостей, с которыми он, как ребенок, обещает покончить раз и навсегда, давая такое своеобразное «честное пионерское» (да и повод для этого есть серьезный), но срыв так и следует за срывом. Моментами кажется, что «Псих» — это «ДухLess-1,5» (всё-таки «ДухLess-2» заканчивается на более оптимистичной ноте). Ведь в «Психе» мы видим то, что нам уже было ранее показано в «ДухLess». Все те же сливки общества, страшно далекие от реальности и живущие проблемами, о которых слои населения, находящиеся на более низкой ступени социальной лестницы, даже не помышляют. Если вспомнить классика, то одной фразой это можно выразить так: «И жизнь уж нас томит, как долгий путь без цели». А почему нет цели? Потому что ее заслоняют алкоголь, наркотики, рысьи шубы, сумки от Hermes, метания в поисках «истинной» сексуальной ориентации и прочее, и прочее. В общем, проблема выбора, а счастья в жизни так и нет. И вот от такого большого несчастья эти «несчастные» идут к модному, о.. фигительному психологу, один прием у которого стоит 15000 рублей. Если вспомнить, что средняя месячная зарплата даже в крупном российском краевом центре составляет всего 30000 рублей, то стоимость сеанса у столичного психолога Олега — это ррраз, и сразу половина месячной зарплаты. А если еще ипотека, дети, кредит за машину и т. д.? Нет, тут явно что-то не стыкуется. Сериал «Псих» — как ребенок. И злишься на него, и бесит он тебя порой (особенно работа звукооператора, когда музыка орет, а речь настолько тихая и неразборчивая, что приходится вслушиваться), и не бросишь его — в смысле смотреть. Все же интересно, чем закончится. И искренне жаль его тоже, как ребенка. Особенно главного героя. Мама его не хотела, жена бросила, а подруга так и норовит развести по-крупному. Тут даже у психолога крыша поедет, да она и едет (у Олега ярко выраженное обсессивно-компульсивное расстройство, от которого он пытается лечить своих пациентов). Наш бедный герой так привык, что всё в его жизни оказывается фейковым, что он по накатанной предпочитает нормальные человеческие отношения суррогатным. А дальше, как сказал мне один знакомый психолог, постоянно терявший мобильные телефоны, у каждого психолога свой психолог. Оно и неудивительно. Если обратить внимание на собирательный женский образ в сериале, то положительных героинь там немного. От большинства просто бросает в дрожь — ужасные женщины-приживалки Вера, Юля и Наденька, впивающиеся в своих жертв, как клещи. Дальше следуют сапожники без сапог — 60-летняя мамаша ГГ с прической-теннисным мячиком а-ля Нийя из советского фильма «Через тернии к звездам», преподающая сексологию в вузе и думающая исключительно о себе, и гинеколог Светлана. Да и собирательный мужской образ совсем «не айс». Чокнутые психологи с внушительными диагнозами в своих анамнезах, их не менее чокнутые пациенты, обнюхавшиеся кокса, инфантильный деятель изобразительных искусств и зав кафедрой-мямля. С такими не разгуляешься. Из совсем уж минусов. Я понимаю, что иногда выругаться уместно, но когда ругань становится признаком крутизны, а лексикон героини Лядовой напоминает оный Эллочки-Людоедки, сведенный до минимального набора из двух всем известных слов, то это как-то совсем уже не комильфо. Из плюсов. Меня очень впечатлила ранее неизвестная мне актриса Кристина Исайкина-Бергер, сыгравшая Риту. Очень тонкие, даже точеные, прямые черты лица, как будто вылепленные скульптором. Особый, благородный овал лица в стиле Патрисии Каас и Кристины Скотт Томас. Именно женщин с таким типом лица я считаю настоящими красавицами. Видимо, у меня какой-то очень специфический вкус, потому что ГГ сериала Олег фанател совсем с другой женщины, нос которой, например, был совсем не идеален в моем представлении. Вопреки распространенной традиции клепать сиквелы, продолжения «Психа» вроде бы не следует. И слава богу. Мавр сделал своё дело. 7 из 10
Порой отечественные сериалы радуют намного больше заморских, ведь и герои ближе, и проблемы понятнее. Так в завершении трудного для многих года Фёдор Бондарчук выпустил сериал авторства своей супруги Паулины Андреевой с топовыми актерами всех времён. Зритель, знающий работы сына великого режиссёра как многобюджетный эпос о вторжении пришельцев на грани глупости и банальности с неплохими эффектами, будет изрядно удивлён, погрузившись в мир современной московской психоаналитики. Главный герой — Олег, в исполнении не менее известного Константина Богомолова, сразу заставляет прильнуть к экрану поближе. Нетипичная внешность, нетипичная речь, работа не как у всех, да и проблемы каких не придумаешь. Он ведёт частную практику в центре Москвы, куда за немаленькие деньги приходят именитые клиенты со своими детскими травмами. Вот только специалист по делам сердечным и своих проблем разрешить не в силах: уже год как без вести пропала его жена, и ему ничего не остаётся как жить с мамой и предаваться наркотическим приходам. А в один прекрасный момент к нему в руки попадает настоящая секс-кукла — единственный объект, способный понять и услышать неутешное горе героя на грани нервного срыва. А тут ещё клиенты со своими проблемами. Но Олег не отчаивается, идёт дальше: ищет жену, советуясь с куклой, планирует завести ребёнка от суррогатной матери, стать лучше. Но все как всегда не так то просто. Недопонимания, срывы, галлюцинации, скандалы, снова срывы и тяжелые отходники. Герой уходит в сюрреалистический мир собственных иллюзий, но серая реальность не отпускает. Давно не бывало в российском кино так смело и гармонично: тут и музыкальное сопровождение в стиле техно, и эффектная заставка, и красные стёкла в очках Олега. У богатых свои причуды, а ещё свои причуды о моднявых москвичей, непонятные обывателям из глубинки, но смертоносные для обитателей просторных лофтов. Может виной проблемам излишняя образованность некоторых людей, глубинный самоанализ и оттого лишь цветные линзы способны подкрасить тусклый мир центра столицы.
После избалованности, дарованной просмотром американских сериалов, не особо хотелось начинать смотреть «Психа». Ну что нового вы мне покажете? Ну я не знаю что ли, как выглядят русские сериалы? Но так часто «Псих» мелькал в инфополе, что просмотр состоялся (последней каплей стало интервью Бондарчука Гордеевой); изначально, правда, с целью убедиться, что всё как всегда. Получилось, что предубеждения столкнулись с чем-то неожиданно прекрасным, и у меня случился редкий «вау-эффект». Подозрения в собственной неправоте начались с шикарнейшей заставки. Очень понравился жутковатый детский смех, в какой-то степени отсылающий нас к одной из основных сюжетных линий. Затем в восприятие «врезалось» музыкальное сопровождение: показалось чересчур резким, но к этому привыкаешь уже ко второй серии. Контраст используемых композиций, «переключение» в наушники Олега, неожиданная громкость или резкие обрывы — всё сыграло на создании должной атмосферы. Финал под «Чистого» — да за что вы так с моей эмоциональностью? В общем, за музыку отдельное браво. Дальше — лучше. Мне очень зашла порционность и последовательность сцен. На каждый диалог и событие давалось ровно столько времени, сколько хотелось уделять веткам сюжета. Будто бы короткие урывки, хаотичный пазл, но на деле прекрасный способ поддерживать интригу на протяжении всего эпизода. Да, не каждая серия, а почти каждая сцена «заканчивается на самом интересном». И вот уже целый час пролетает на одном дыхании. «Псих» получился не без отрицательных моментов, конечно. Секретарша вызывала какой-то испанский стыд за свои актёрские навыки, не особо приятно было наблюдать её в кадре. С точки зрения повествования — пусть главная интрига с пропажей Марины и была некой далёкой отсылкой на Лору Палмер, как-то оно всё нескладно вышло. Ну был этот Олег гадом, да. Но если концовка такова, то лично мне не хватило обоснований. Почему она ушла? И почему она ушла именно т а к? Не докрутили… Но радует, что интрига с Мариной не являлась самоцелью. Всё-таки «Псих» — не детектив, и он совершенно не о расследованиях. Абсолютно отталкивающий образ Богомолова идеально справился с задачей вызвать неприлично много противоречивых эмоций. Если не лукавить — очень понравился и постоянно взывал к сопереживанию. В Олеге с самой первой серии прослеживались претензия на русского доктора Хауса. Не потому, что они те врачи, которых самих не мешало бы вылечить; а потому, что выстроена идентичная картинка взаимоотношений «я — они». Вот гад он, главный герой, нереальный подонок, а все что-то вокруг него трутся, сочувствуют, прибегают на помощь. Вот он их отталкивает, а они всё тянутся. Тошнить их уже от него должно, а они тянутся. То, что в центре повествования — страдания мужчины (циничного, грубого, полуинфантильного, но одурительно умного мужчины), придало оригинальности и свежести. Ещё совсем не заезженный вдоль и поперёк образ, много простора для приятных неожиданностей. Каждый раз пытаешься предугадать реакцию: снова пошлёт или проявит редкую доброту? Вообще все персонажи (за исключением, пожалуй, пропавшей жены) получились какими-то подозрительно полноценными, не было ощущения нехватки их историй. Катающаяся туда-сюда на социальном лифте подружка, такая нетривиальная и яркая линия взаимоотношений между людьми в возрасте (непривычно активных, умных, полных жизненных сил), противно-агрессивный олигарх со своими мотивами для гадостей, а вот этот взрыв сознания задумкой «псих-психолог-психолог-псих» (овации персонажу Меньшикова, прекрасная игра, интереснейший образ).. Нет у меня даже слов выразить уровень погружения в реальность «Психа». Да, это не кино, а самая настоящая реальность, в которой чудес не случается. Жёсткая и правдивая картина современности. По ходу дела сериала у всех всё становилось хуже и хуже.. И вот всё как-то хотелось уцепиться за намёки на хэппи-энд. Ну ведь не может быть, что всё так плохо, да? На седьмой серии надежда потерялась, а в восьмой вспыхнула вновь очень-очень ярко. И — бум! — сразу концовка, которая расставила всё по местам. Финал — отвал башки и сильнейшие эмоции. Сердце мощно так ёкнуло (честное слово, до последнего думалось, что он затеял ремонт и собирается красить стены). Мне не хочется думать, что будет продолжение. Пусть Бондарчук в интервью Гордеевой вполне так неоднозначно высказался насчёт продления на второй сезон, да и намёк на возможное продолжение всё же есть (нам ведь по сути ничего не показали, верно?), но если увиденное мной — это целостная история без домыслов, то получилось выше всяких похвал.
Как только увидела трейлер на ТВ сразу поняла что решила посмотреть потому что меня интересует вся эта тема. Посмотрела сначала трейлер, интересно. Но Первые две серии вообще не понимала что происходит, и мне определённо не нравилось. Серии с третьей влилась в повествование, поняла к чему названия серий и… Понравилось. Раскрываются многие проблемы нашего мира. В какой-то момент ты настолько вживаешься в сериал и его нереально реалистичный мир, что сам становишься своего рода психом и это восхитительно. Хочется сказать спасибо за смелость в показании проблем. Очень точно всё показано, поколение, которое залечивает свои детские и взрослые травмы, которое пытается казаться тем, кем оно не является. Попытки старшего поколения помочь своим детям когда им кажется что они понимают что происходит с их детьми. Поиск себя. Самое главное что у фильма не одна сплошная трагичность, есть, как и в жизни светлые моменты. Есть напряжение, всё есть. Актёрский состав идеален. Именно актёрский состав заставил меня смотреть до третьей серии. С самого начала внешний вид актёров создаёт такую особенную атмосферу сериала. Для поколения в котором больше половины растёт асексуалов очень важно было показать что одиночество разрушительно, что без любви человек уже не может быть счастливым. И это было показано идеально. Песня Изнемог» (Наставшевс&Лубенников) Господи… В самое сердце… Любая песня была точкой, связывающая всё в одно единое. Никакой тишины, тишина бы в таком сериале создавала бы сильное напряжение. А музыка она заполняла пустоту, возвращая какое-то спокойствие, счастье что ли… Низкий поклон всем кто старался над сериалом «Псих».
Давно хотел тут зарегестрироваться, чтобы разносить нашу индустрию. И вот пожалуй начну с Психа. О чем сериал и для кого? Ни о чем и для тусовки. Обычному человеку тут попросту не на что смотреть. Когда в кадре появляется Богомолов, то мы сразу же понимаем, что любой актер в этом сериале будет смотреться лучше. Как минимум внешне, и как максимум по игре, даже если этот актер играть не будет. О чем же сам сериал? Ну, в первой серии нам рассказывают о чем и все это такая посредственность, что становится все ясно с первых минут. Теперь мы будем наблюдать за аморфным психологом, который курит дурь и никак не может отойти от травмы. Как нам его жаль. Вот только что-то ни черта его не жаль, потому что для того, чтобы у зрителя вызывать чувство сопереживания к главному герою он хотя бы должен уметь играть хоть что-то и выглядеть как герой, а не как размазня, у которого «депрессия». Также очень интересно откуда у такой «талантливой» Паулины появилась такая идея? Неужто сама взяла и написала? Это вызывает большие сомнения, потому что для того, чтобы писать нужен талант, а он тут рушится, этот самый талант, на диалогах персонажей. Люди так не разговаривают, хотя в тусовке, не знаю, я там не бывал, может и разговаривают. Возникает вопрос: как такое допустили до съемок? Ответ очевиден, ведь Катя Андреева, так именно ее зовут по паспорту, чья-то жена. Понятно — чья Режиссура. Режиссура зависит от многих факторов. Тут ее нет, но режиссер в этом не виноват. Нет ее, потому что сценария нет. Очень больно было смотреть на то как актеры пытаются в мизансцены, но они не получаются, потому что в сценарии этого просто не было предусмотрено. Из хорошего только операторская работа, и то, только после первой серии. Потому что когда в первой серии появились грязный бампер машины на фоне каких-то омерзительных домов, снятых на грязном асфальте и какой-то проезд главного героя из-за угла дома, то сразу подумал, что взяли оператора студента, который отучился только один месяц.
К новому проекту стриминга more.tv я относился скептически довольно долгое время, постоянно откладывая просмотр, несмотря на то, что сейчас стараюсь как можно быстрее ознакомиться с продуктом российских сериалоделов (уж больно лихо наши проекты стали выстреливать). Меня смущало имя Фёдора Бондарчука в графе режиссера — все проекты постановщика не отличались психологической тонкостью и сложноустроенной персонажной драматикой — это всегда были претенциозные и дорогостоящие блокбастеры с подобострастным взором на голливудских собратьев. Как оказалось, полноценный сериальный дебют Бондарчука, в принципе, не так уж далеко ушел от своих полнометражных побратимов: визуально все также «стильно, модно, молодёжно» и «дорохо-бохато» — режиссер всегда умел мастерски играть «в картинку». Тут не обошлось и без грамотно смонтированного, умело нарезанного и поданного действа, щедро приправленного запоминающимся саунд-соусом. За историей действительно интересно наблюдать: искусно вшитые событийные триггеры и клифхэнгеры удерживают внимание на протяжении всего повествования, заставляя с нетерпением приступать к следующему эпизоду. Не обошлось и без экивоков лучшим представителям жанра: торчащие уши «Исчезнувшей» и «Ларса и настоящей девушки» не заметит только слепец. Семейный тандем из режиссера Бондарчука и сценаристки Паулины Андреевой явно вдохновлялись амбивалентным нарративом вышеназванных картин. И надо отдать должное- им это удалось на все сто и выглядит, на удивление, органично вписанным оммажем, а не корявой калькой. Понятно, что профессиональные коллизии здесь на уровне «психотерапия для чайников», но фабула и не требует полноценного погружения в тонкости мастерства, акцентируясь на близких и понятных зрителю человеческих страстях. Даже лобовые метафоричность и психологизм, коими нас пытаются потчевать первые серии, со временем уступают место приземленной серостью бытия (пусть и поданной под конец уж очень бесхитростно). От знакомства с проектом меня странным образом отпугивала незатейливая сухость названия проекта в сочетании с какой-то отталкивающей внешностью самого Богомолова. Эпизодические роли в некоторых сериалах не внушали доверия к его артистическим талантам. Но скепсис от первоначальных сцен постепенно сменился осторожным принятием и дальнейшим полноценным одобрением. Специфический типаж Богомолова удачно лег на аутичную отстраненность и психологическую замкнутость главного героя. Но холодность и периодическая антипатия к оному влёгкую компенсируется потрясающим вторым планом. Сценаристка Андреева выписала невероятно эффектные женские образы, каждый из которых достоин отдельного сериала: от самобытной, по-хорошему безумной, подчас ригидной и очень стильной мамы главного героя в блестящем исполнении Роза Хайруллина глаз просто не отвести; обожаемая мною Елена Лядова своим мощнейшим артистизмом, харизмой и крышесносящей энергетикой заданного образа каждым своим появлением крадет проект у богомоловского бенефиса; обаятельна и забавна Мария Карпова в образе отзывчивой секретарши; да даже судьба изредка мелькающих в сюжете героинь Чиповской (клиентка), Бабушкиной (гинеколог), Гусевой (суррогатная мать) и Ауг (сиделка) интересна не меньше основной детективной коллизии страдающего вдовца. В общем, удачный заход Бондарчука на сериальную территорию. Созданный по всем правилам индустрии увлекательный, яркий и запоминающийся продукт. Вердикт: Кулик хвалит это болото!
Элитный столичный психолог катается на «Поршаке,' как сыр в масле. Он побухивает, злоупотребляет веществами, сидит на антидепрессантах, однако выглядит очень свежо для человека с зависимостями. К своему сорокалетию он «добился успеха», у него «все есть», он обеспечен настолько, что может даже завести себе ребенка от суррогатной матери. От суррогатной — потому, что настоящей матери нет: его жена пропала год назад. Позвольте, что значит «пропала»?! Ну так… просто исчезла ничего не сказав, мобильник отключен. Ищут пожарные, ищет милиция. С кем не бывает? Поначалу жизнь дорогущего психолога, покажется широкому зрителю скучной. Богатенькие клиенты, стильный офис, умница секретарша, квартира, машина, электросамокат. Широкий зритель должен бы наблюдать такой фон с плохо скрываемой завистью: «Зажрался. Нам бы его проблемы!» Но по мере повествования зрительская зависть может угаснуть. У героя токсичная мать. Корыстные друзья. Состоятельные, а значит, капризные и влиятельные клиенты. Работа, по определению связанная с чужими заморочками. Удушающая среда upper-middle класса. Сплошь ложь, зависть, манипуляции, фобии и комплексы. Опять же, жена пропала куда-то. Отсюда и вытекает вискарь да вырастает трава аж до глюков и отключек. Тут у кого хочешь кукушка поедет так, что захочется пропасть вслед за женой! Если Паулина Андреева написала эту историю самостоятельно, то она большой талант. Сценарий очень крепко сбит, повествование не провисает, собираясь к финалу в нервный центр в предчувствии катарсиса. Конструкция из людей, событий и обстоятельств выглядит устойчивой, в ней каждая часть поддерживает целое. Персонажи говорят логичные речи и совершают мотивированные поступки, даром, что некоторые из них выглядят безумными с нашей стороны экрана. Так и задумано по сценарию, и это работает! Страдание привлекает сильней здоровья, поэтому патология в сериале начинается уже с названия. Как у Достоевского. Все персонажи, при всей их «многополярности», являются очень умными людьми. Акцентирую внимание: являются умными, а не выглядят ими. В большинстве диалогов поражает виртуозное умение сценариста использовать русский язык. Именно благодаря произнесенным словам действующие лица оживают и словно становятся знакомыми наших знакомых. Поневоле вспомнишь прозу Пушкина: все понятно, и ничего лишнего. Оператор тоже молодец. И художник по костюмам молодец. Актёры сплошняком очень даже сильно молодцы, а Елена Лядова так вообще должна срывать аплодисменты по три раза в каждом эпизоде! И подбор актёров — молодец. Приходится признать, что прежде всего главный молодец — сам режиссер. Словно «Психа» снимал не Бондарчук, а кто-то молодой, голодный и бесстрашный. Сериал недооценен. Его очень-преочень интересно смотреть, а некоторым из действующих лиц можно даже с удовольствием посопереживать, хотя однозначно положительных героев в фильме нет. Там «всё сложно». Правда — это ложь, незнание — сила, невроз — это норма. Всё смешалось в жизни горожан, и некоторые узлы так туго затянуты в петли, что их нельзя «распутать» иначе, как монтажным ножом. Кукушка — самая несчастная из птиц. Ведь хуже, чем воспитывать чужого ребёнка — это только когда кто-то воспитывает твоего. Настоятельно рекомендую сериал жителям крупных городов, 30+. Конечно, антураж не привяжет к себе такелажника со стажем, но офисные работники прилипнут к экрану без отрыва от производства. Многие угадают в «Психе» собственный диагноз. Но рецепт каждому зрителю придётся искать самостоятельно.
«Псих» стоит посмотреть ради феноменальной игры Олега Меньшикова. Ради талантливого Константина Богомолова. И ради блестящей режиссуры Фёдора Бондарчука. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Л. Толстой). Есть в мире что-то сильнее любви? Важнее любви? Власть, ненависть, страх, долг, вина? НЕТ. Человек без любви одинок. Одиночество — это больно. Разрушительно. (Если не выбрано добровольно). Можно быть одиноким в тотальном личном вакууме, можно быть одиноким, находясь в отношениях не с тем человеком. Не случайна повторяющаяся музыкальная тема «Психа» — «Мир без любимого — Солнце без тепла, Птица без крыла!». «Псих» — не про счастье. Про жажду счастья. Про его отсутствие. Возможно, про поиск. Про последствия выбора. Про то, что родительская любовь — это фундамент и броня, которая защищает всю жизнь. Про то, что большинство моральных травм из детства. И, что при отсутствии фундамента, глиняный колосс рано или поздно не устоит на своих слабых ножках. Про то, как важно научить своих детей любить других людей и мир вокруг. Потому, что дети — будущие родители новых детей. «Псих» — многослойный. Глубже, чем кажется. Сжато о важном. Нужно додумывать, не лениться анализировать. Это увлекает. Вдохновенно и очень технично снят, отличная режиссерская работа. Красиво, объемно, атмосферно, пронзительно. В движении. Стремительно. Текуче. Акцентировано. От иронии к сарказму, от сарказма к печали, от печали к распаду, и затем в обратную сторону. И снова, и снова, и снова. Фёдор Сергеевич вырос как режиссер — Браво. «Псих» сильно отличается от всего, что Бондарчук снимал ранее. Сейчас видно художника. (Объективности ради, до Вторжения (на котором что-то изменилось) Фёдор Бондарчук мне не нравился как режиссер. Почему — не буду углубляться, сейчас речь не об этом. Но всегда признавала за ним актерский талант и яркую харизму). Поэтому, Всем, у кого имя Фёдор Бондарчук вызывает раздражение из-за его предыдущих фильмов, рекомендую абстрагироваться и посмотреть «Псих». Дайте возможность режиссёру Вас удивить. Актёрский состав своей игрой не разочаровал. У каждого актёра свой, очень собственный, узконаправленный персонаж, с ярко выраженным образом жизни и характером. Складывается ощущение, что весь «Псих» — это внутренний мир какого-то огромного человека, составные его части. Без тщательно выстроенного, детально проработанного сценария снять подобное было бы невозможно. Поэтому, Паулина Андреева, сценарист «Психа» — молодец. Шикарный вход в новую для нее профессию. Не могу не написать о работе операторов. Юрий Никогосов и Николай Богачёв — очень впечатлили своей манерой съёмки, стилем и эффектными, акцентированными приёмами. Конечно же, меня, как и многих (с кем обсуждала «Психа»), раздражал избыток мата. Точнее не раздражал, а слегка коробил. Заметьте, пишу об избытке, а не о самом присутствии. Обойдёмся без ханжества. В определённых моментах, мат — реалистичен и точен. Но создатели сериала, на мой взгляд, переборщили с количеством. Увлеклись в своем протесте. Семь матных слов за три бессмысленных предложения — пожалуй, чересчур. Учитывая, что ругается на протяжении всего сериала практически один и тот же персонаж, понятно, что это авторский прием, но более убедительным от этого он не становится. О сюжете «Психа» рассказывать не вижу смысла, в интернете написано достаточно. Лично у меня интерес проснулся в конце первой серии, и дальше уже не отпускало. Одна из основных сюжетных линий (которая меня и держала) — взаимодействие главных персонажей «Психа» Олега и Игоря (которых сыграли Константин Богомолов и Олег Меньшиков). Их отношения почти до конца сериала путешествуют по четко выстроенному пути (от чего их диалоги не становятся менее значимыми). И тем удивительнее развязка. Ожидаешь чего угодно, но только не того, что получаешь. А получаешь нестандартный поворот без потери реалистичности. И это круто. Игра Олега Меньшикова в «Психе» — завораживающая. Это — Магия. Великий русский Актёр. Гений, сумевший найти компромисс со своим невероятным даром, не подчинивший ему свою жизнь и не сошедший с рельсов адекватности от его зова. Филигранно владеющий перевоплощением силой мысли, без подручных средств. Зрительское счастье — видеть это Искусство. На мой взгляд, в «Психе» Олег Евгеньевич сыграл одну из своих лучших ролей в кино. (Наряду с Утомленными солнцем и Легендой номер 17). Когда Актер настолько воодушевленно, энергетически заряжено играет свою роль, зритель получает особое эстетическое удовольствие. Игорь, персонаж Олега Евгеньевича, сыгран ошеломляюще! Походка, существование тела в пространстве, жесты, манера речи, мимика, особенности поведения, своеобразная эмоциональность — создана отдельная личность, не похожая на другие роли. А уж феерия взгляда Игоря — это взрыв и гипноз одновременно. Оголодавший Каа под маской жизнерадостной Багиры. Интересно наблюдать за изменением своего собственного отношения к Игорю по мере развития сюжета. (Восхитительная манипуляция от Олега Евгеньевича и создателей «Психа»). Есть моменты (в 8 серии), которые пронзают позвоночник. Актерская игра уже за гранью — там другой человек смотрит на тебя. Персональной сутью другой. Как в «Аватаре» — переселение личности. И к Игорю уже не просто испытываешь сочувствие. Жалеешь его с болью в сердце. Хочешь что-то для него сделать, как-то помочь. Хочешь, чтобы он был кем-то любим. Хотя сам он в этом, по всей видимости, не нуждается. Главную роль в «Психе» сыграл Константин Богомолов. Сыграл превосходно. Его персонаж, психотерапевт Олег, характеризующий сам себя как плохого человека, таковым не выглядит. Благодаря парадоксальному, трогательному, почти беззащитному меланхолически-неврастеническому обаянию Константина. Он не похож ни на кого. Известный факт, что сценарий «Психа» Паулина Андреева писала под Константина Богомолова, но это совершенно не умаляет самостоятельного актерского таланта Константина Юрьевича. Его актерская игра столь убедительна, столь органична, что вообще перестаешь о ней думать. Удивительно, но вместо осуждения или неприятия сострадаешь этому несчастному, запутавшемуся Олегу, одержимо тоскующему по своей пропавшей жене. Это не значит, что по отношению к нему отсутствуют негативные реакции вовсе (поводов-то достаточно), но они второстепенны. Важной эстетической составляющей «Психа» является музыка. Она словно Воздух. Создает особую, аутентичную атмосферу. Песенные композиции, музыка без слов (композитор Игорь Вдовин) подобраны настолько точно, что погружают тебя в более глубокий уровень восприятия. Каждый момент потенциальной тишины заполнен музыкой, сливающейся в единый организм с цветом фильма. А вот песня «Изнемог» (Наставшевс&Лубенников) на стихотворение поэта Михаила Кузьмина «Я изнемог, Я так устал…» попала в сердце. Прозрачное, нервное, чувственное и обречённое существование. Текст, музыка, ритм, изумительное исполнение. Для меня эта композиция — Душа фильма. Финал «Психа»- мощный. Бескомпромиссный как японский клинок. И очень красиво снят. В завершение: Меня не покидает ощущение, что нам не всё рассказали. Несмотря на то, что в финале точки расставлены. Родилось предчувствие еще одной, глубоко спрятанной тайны. А, может, я просто хочу так думать?
Новая работа Федора Бондарчука и дебют супруги. Знаю тех. у кого уголок губ подернулся, а я вот открыта новому и ожидания у меня всегда самые лучшие (пока не переубедят в обратном). Сериал про персональную норму с относительной трактовкой понятия. Мне запомнился этот коротенький диалог с социальной адаптации в современном мире. Что считать за норму? Чего стоит вписать себя в уклад типичного городского жителя? Что делать когда интегрировать себя в современные реалии не получается? Я конечно оптимист по жизни и до последнего верила в ванильные пироги. Но ведь нам дали не одну концовку. По факту весь сериал наполнен яркими персонажами и не менее талантливыми актерами. Хоть и завязаны они на жизни главного героя, по факту их бередят те же трудности. Вот вам и несколько методичек, тут уж как пожелаете. Здесь неприятие нищеты, бегство от собственной истории взросления и (не)становления Елены Лядовой (за ней конечно всегда одно удовольствие наблюдать). Возрастной кризис сексуальной жизни, одиночества и наследия импозантой Розы Хайрулиной. Игорь Верник преступает шаблон маскулинного бизнесмена и ярого самца. А Марина Александровна учиться принимать действительность, а не удобный камуфляж. Это не весь список, но я вам просто именами посветила. Пожалуй за это чаще и ругают сериал. За клише образов и гипертрофированность истории. Что тут психолог-интеллектуал на психологе сидит и им же погоняет. Но вот знайте, я дизайнер, и подавляющее кол-во моих знакомых также, как никак, люди творчества. Не скажу, что рукоплещу стоя, но смотрела запоем. Страсть как интересно наблюдать за яркими и эмоционально-неуравновешенными людьми. Есть в этом болезненное таинство. Плюс я сразу сбросила псевдоинтеллектуальный лоск. Может его и планировали, но это дело тонкое, просто так не доверю. В заключении скажу, что российский режиссер все более уверенно ступает на тропу современного телезрителя. Так что трепещу от волнения в ожидании новых работ.
Психологический трагифарс. Фильм мне ужасно понравился. Не ожидал, что смогу так восхищаться сценарием Паулины Андреевой и режиссёрской работой Фёдора Бондарчука. Но я восхищаюсь, выставляя оценку 10 из 10. Сценарий мне понравился своими диалогами. Количество сцен и событий здесь невелико. Дом — работа. Но диалоги выстроены так, чтобы дать актёрам максимально раскрыться. Актёры играют великолепно. Всё так или иначе связано с психологией. Такой психологический интерактив. Главный герой Олег — психоаналитик, как он сам говорит, — «помогает богатым людям не сойти с ума». Управляя и помогая им, Олег восходит на вершину тайной власти. Ему кажется, что весь мир крутится вокруг него. Вспоминается момент проезда Олега на электрическом велосипеде в развевающейся суперменской чёрной куртке, шлеме и красных очках. Но что-то идёт не так. Он понимает, что это пропавшая вот уже больше года жена, которую он любит и не может забыть. На это событие как снежный ком наслаиваются другие неприятности. И вот уже трудно распознать в больном шизофренике успешного психоаналитика. «Не исключено, что завтра псих может стать нормой, с которой все должны будут считаться. Вас окружает фикция. Но оглянитесь вокруг. Всё неправда, враньё. Ищите настоящее. Иначе закончите как я». «Псих», как название сериала, успешное, притягивающее к себе. У Фёдора Михайловича Достоевского был «Идиот». Между этими двумя есть что-то общее. Также общее прослеживается между сериалом и романом Виктора Олеговича Пелевина «S.N.U.F.F.», где почти у каждого состоятельного мужчины есть кукла-робот. И, наконец, уже ставший родным для Паулины Андреевой сериал «Метод», в котором главный герой, Родион Меглин, представляет собой сумасшедшего следователя, раскрывающего серийные преступления. Психология — великая наука. И, чтобы заинтересоваться ею, а также хорошо провести время, каждый взрослый человек должен посмотреть этот, актуальный сейчас как никогда, фильм. 10 из 10
SOS Я не люблю современное российское кино, а значит не смотрю, а значит не знаю так хорошо, как советское, в его лучших проявлениях, со знаковыми фамилиями режиссеров и актеров. Тарковский, Климов, Параджанов, Алов и Наумов, Шепитько, Михалков, список можно продолжать и продолжать. Конечно же в этом списке присутствует Сергей Федорович Бондарчук — мастер, философ, талант. Фамилия, как торговая марка, априори определяет качество произведения. Любите ли Вы Бондарчука, так как люблю его я.. .. — перефразируя фразу Белинского, может сказать не один любитель кино. Бондарчук, во втором его варианте, каждой своей работой, заставляет прислушаться повнимательнее к новостям из мира кино и если не сразу бежать в кинотеатр, то уж обязательно посмотреть трейлер к фильму. Скажу честно, все что я видел из режиссерских работ Федора Бондарчука, мне не очень нравилось, конъюнктурно, напыщенно, почти как в Голливуде, излишне технично и бездушно. И когда я в ФБ прочитал рекомендацию Дмитрия Крылова посмотреть сериал» Псих» снятый Федором Бондарчуком с Константином Богомоловым в главной роли, особого желания смотреть этот сериал у меня не возникло. Кроме всего прочего, скандальная аура Богомолова, растиражированная средствами информации, но не проверенная личным опытом, не добавила желания потратить время на созерцание очередной пустышки. Человек в красной каске, на самокате едет по Москве. Кадр окрашивается в кроваво-красный цвет, и вся весенняя столица приобретает зловещий вид, как будто тонет в крови, лишь спустя некоторое время узнаёшь что человек на самокате смотрит на мир сквозь солнечные очки с красными стеклами. ПОЧЕМУ? Дело в том, что зрительную адаптацию к свету вызывают именно те волны, которые не проходят сквозь красное стекло. В таких очках человек одинаково функционирует как на свету, так и во тьме. Герой фильма, после пропажи жены пребывает в этих двух пространствах, плавно переходя из реальности в мир иллюзий или скорее галлюцинаций. Сюжетный ход, намекающий на детективное начало фильма, не развивается на протяжении всего сериала, совсем не это имели ввиду создатели фильма. На мой взгляд все происходящее на экране направленно на раскрытие одной темы, показать пропасть, куда упало поколение режиссера Федора Бондарчука, главного героя — Константина Богомолова и сценариста — Паулины Андреевой, попавшей под влияние этих двух талантливых личностей. Главный герой — спасатель и жертва одновременно. Оказывая психологическую помощь другим, спасая их души и раскрывая их скрытые пороки, он пытается разобраться с причинами своих душевных травм. Высоколобый цинизм всего лишь покрывало больной и непонятой души, которая вырывается наружу лишь при разговорах с секс куклой, подаренной матерью. Вообще кукла в фильме играет значительно большую роль чем многие персонажи окружающие героя. Кукла безмолвный слушатель всех вопросов волнующих героя, наделяя ее голосом и образом пропавшей жены, он пытается найти ответ, оправдать себя, спастись от наплывающих внутренних и наружных обвинений. Вся нерастраченная любовь, оставшаяся в этой выгоревшей душе, достается этой пластиковой стюардессе. А причин для самосожжения души было предостаточно, нелюбовь матери, специалиста в области секса, теоретика. Роза Хайруллина, создала образ женщины внешне похожей на вырубленную из монолита куклу, ненавидящую собственное дитя за то, что в нем пробуждается жизнь,' не мамкай мне», забывшую что любовь предшествующая сексу, продолжается, распространяясь на плоды этой любви, и вполне естественно что единственным подарком в утешение сыну от матери -куклы может быть только совсем бездушная пластмассовая баба. Нарушение этого беспрерывного процесса любви и ведет к тем последствиям, о которых говорят психологи — ищите корень ваших проблем в вашем детстве. Эта формула справедлива, но в последнее время ею стали спекулировать представители поколения представленного в фильме, списывая на нее свою леность, нежелание понять ситуацию, махровый эгоизм и неуемное желание получения благ, причем без особых усилий. Все вышеперечисленные черты характерны для всех пациентов героя, его друзей и даже эпизодических персонажей. Все они такие же холодные куклы, корыстные, безответственные, лживые, в общении с которыми герой пытается спастись, сберечь те немногие крохи человечности, которые в нем остались. Он патологически чистоплотен, он бредит ребенком, единственной иллюзорной надеждой на свое лучшее продолжение, он готов на все ради этой цели, а взамен получает секс куклу, как смертный приговор всем добрым надеждам на будущее. Поколение Богомолова и Бондарчука, поколение мечущихся одиночек, ищущее диалога с куклой, психологически травмированное, без надежды на светлое продолжение. Кукла — равноправный герой этого фильма, алтарь для подношения своих проблем и мыслей, слушатель и безмолвный сопереживатель, безропотный сожитель не требующий заботы. Поэтому борьба за куклу гораздо сильнее, чем поиски реальной жены. В фильме есть много блестящих образов, сыгранных замечательными молодыми актерами, есть прекрасные символы в виде бетонной таблетки или рожденного в муках творчества кофейного зерна, которое не стало зерном великого искусства, есть достаточно прямолинейные высказывания, есть элементы конъюнктуры и самое неприятное — слабый финал. Пока герой пытался спасти свою бессмертную душу, то ли добрыми поступками, то ли поисками психологической или человеческой помощи, фильм был захватывающий, не дающий минутного расслабления, но стоило появиться киношным спасателям, с их наигранным чувством долга, как фильм рассыпался, мне, как и герою стало скучно. Думаю создателям тоже стало скучно, потому что происходящее потеряло всякую логику, единственно логическим звуком прозвучавшим в финале, был звук открывающегося японского ножа — надо резать, думаю всю 8 серию целиком. По весенней красавице Москве, на красном самокате едет человек в красных солнечных очках и красном шлеме, напоминающем воспаленный мозг. Вот с таким же воспаленным мозгом я пребываю уже не первую неделю и желание делиться впечатлениями от этого фильма у меня не поубавилось. Перефразируя Белинского, скажу — ступайте, ступайте посмотреть сериал» Псих», живите и умрите в нем, если сможете.
Пока это лучший российский «Доктор Хаус». А «Хаус» для меня является образцовым сериалом, мерилом, с которым я сравниваю глубину и величие идеи и изворотливость сценаристов. Правда, в отличие от американского героя, Олег за пациентов не борется, и с легкостью отодвигает их на задний план, как только в этом возникнет необходимость. Однако, психотерапевт — не доктор, потому вопросы жизни и смерти перед ним не стоят. А то, что не полученная вовремя психологическая помощь может привести-таки к порче тела, это не считается. В любом случае, Олегу насрать. Хаусу никогда не было насрать на пациентов. Не потому, что он человеколюбив, нет, просто Хаус азартен. Олег — флегматик. Они оба наркомана, только один наркоман потому что инфаркт мышцы — это то, о чем мы никогда не слышали и не представляем, каково это, когда у тебя всегда болит. Постоянно. И наркотики — это не наркотики, а обезболивающие. Итак, флегматик в красных очках на электросамокате против инвалида с тростью на мотоцикле. И да, есть еще одно очччень жирное различие. Хаус — манипулятор и игрок. Но он лучший — лучший диагност, лучший кукловод. А Олег — при всем уважении — херовый психотерапевт. Вы, кстати, знали, что всегда, любой психотерапевт должен проходить супервизию? Что психотерапевт, который считает, что ему не нужен психотерапевт, это тот, от которого вы должны бежать, роняя тапки? Ибо психотерапевт притягивает к себе тех пациентов, которые непременно нажмут на его непроработанные триггеры, либо начнут играть в прятки в слепой зоне того, кто вроде как должен помочь им разглядеть собственные тени, прячущиеся в их слепой зоне. И странно, что сценарист знает про этическую комиссию, но не знает про обязательную супервизию для психотерапевтов. Кстати, в России этическая комиссия пустой звук. Миллионы недопсихологов/недопсихотерапевтов сейчас калечат людей за их же деньги и им сходит с рук. Ну да это другой разговор. Главный головняк сериала — инфантилка-соцработник Вера, которая из серии в серию ищет шею, на которой можно с комфортом устроиться. Она много лет была на терапии у Олега, но результат его работы — разрушение ее жизни, переход на более низкий уровень. Результат налицо. Еще более показательны личные отношения Веры и Олега. Вера манипулирует Олегом любым пальцем левой ноги, и он послушно ведётся на ее шитое белыми нитками нытье и бежит ее спасать. Наверное, в этот момент он забывает азы психотерапии — пресловутый треугольник Карпмана, в котором он Спасатель по отношению к Вере, Жертва относительно матери и Тиран по отношению к жене. Вообще Вера, конечно, выбешивает. Интересно, каково актрисе Елене Лядовой было играть этого персонажа? Главный здесь шантажист и манипулятор, которая никогда не мучается чувством вины и никогда не вскроет себе вены. И да, очень-очень жаль ее ребенка. Еще один волшебный персонаж — мама Кира-секстерапевт. С трудом верю в ее профпригодность. Очень зажатая мадам, интересно, у нее бывает оргазм? Шпыняет любовника-маменького сынка, занимается с ним сексом через не хочу. Однако, мне нравятся ее речевые конструкции — она единственная, кто имеет смелость проговаривать свои чувства, какими бы неудобными они не были. Коронная фраза: «не мамкай!» Однако, отдельный и самый главный вопрос, от чего и развалился весь сериал на набор невразумительных идей и персонажей — это «почему от Олега сбежала жена?» Любой судья скажет, что обвинений предоставлено недостаточно. У обвинителей типа марининой матери против Олега ничего нет. Ее обвинения голословны. Недостаточно признаков/аргументов, по которым мы можем согласно кивать головой и в один голос утверждать, что Олег настолько урод и тиран, что единственный вариант у бедной женщины — это сбежать от него теряя тапки. Одного-единственного эпизода, когда он запер жену на балконе, явно недостаточно. Марина — неработающая обеспеченная женщина, которая нашла себе занятие в виде спасения потерявшихся людей. Почему это ставится в вину ее мужу? Он ее любил как умел, обеспечивал, и… даже не знаю, что еще, т. к. нам крайне скудно показывают какие-то эпизоды их совместной жизни. Интересен этот сериал отсутствием ярко-положительных героев. В американском сериале носителями гуманистического и нравственного начала были Кадди и Уилсон, Элисон и Марта. Здесь таких нет. Демагогов много, но на деле — ни одного положительного персонажа. Вроде бы спасатели могли сыграть роль нравственного рупора, но нет, они такие же заносчивые люди с раздутым от собственной значимости эго, норовящие при любом удобном случае задеть Олега и указать ему, что его место у параши (в деревне/лагере), и чтобы он не мешал настоящим героям работу работать. По итогу — жду второго сезона. Уверена — будет. И никакой алый пол меня не убедит в обратном.
Честно признаюсь, сначала послушал песню Скриптонита, оказавшуюся саундтреком к данному сериалу. Композиция кстати очень качественная и музыкальная, подумал, что сериал тоже не должен подвести. Частично мои ожидания оправдались. Заголовок моей рецензии — основная картинка сериала: талантливый психолог Олег помогает своим странным пациентам, а в это время его собственная жизнь идёт под откос. Да и окружение Олега коллективно «путешествует кукухой», в какой-то момент мне показалось, что самый адекватный персонаж — собака Веры. Что мне не понравилось: 1) Иногда очень медленное повествование, хотя это хорошо отражает мысль, что хуже смерти от одиночества только медленная смерть от одиночества. 2) Мне бы хотелось другой концовки, а может быть и вовсе открытого финала, но тут каждому своё. 3) Олег и Марина визуально показались мне очень разными, я не поверил в мужа и жену. Хотя может быть Бондарчук хотел показать контраст. Что вышло хорошо: 1) Создался свой удивительный микромир. Очень мало массовки, очень много постоянных персонажей. И это интересно, потому что каждый из героев максимально раскрыт, показаны все тяготящие проблемы, вся нестабильность нашей психологической зоны комфорта. 2) Каждая из серий имеет четкое логическое название, отражающее эмоции главного героя. Хорошо прослеживается граница между эмоциональным падением и подъёмом Олега, режиссер довольно прозрачно обозначил этапы. 3) Дуэт Розы Хайруллиной и Владимира Симонова восхитителен. Про них можно снять отдельную историю, которая будет скорее комедийной. Ну и вообще никто из актёрского состава не выпадает. 4) Константин Богомолов идеально подошёл для главной роли, он блестяще отыграл. Его типаж, его мимика, его голос. Ему хочется верить, ему хочется сопереживать. Он будто действительно так живёт. Надеюсь, мы его ещё увидим в амплуа актёра. 5) Шикарный тост от героини Розы Хайруллиной на дне рождения Олега про постоянное стремление к идеалу. 6) Великолепная музыка. Советская эстрада, лирика и Скриптонит, как оказалось, очень даже гармоничны. Вывод простой: любителям экшена и резких сюжетных поворотов не зайдет, для зрителей, которые привыкли чувствовать и проживать жизненные ситуации за персонажей, Псих будет находкой. Ну и да, здорово, что становится больше различных отечественных сериалов. 7 из 10
Хотите знать, как выглядит вседозволенность с неограниченным бюджетом? Не обобщая, как в творческой жизни происходят скачки на новый уровень или хотя бы качественные улучшения, предположим, именно так и происходят — в избыточности. От избытка всего — энергии, амбициозных идей, смелости на грани с безответственнстью, тотального соучастия звездных коллег и даже Олега Меньшикова, обширного экранного времени (могли бы ограничиться полным метром, да могли бы остановиться на 4х сериях.) Но некоторые творческие единицы начинают творить чудеса, лишь объединив усилия — тут авторов следует похвалить за интенцию, ибо, не смотря на массу допущенных ошибок, работа была проделана титаническая, подготовительная, художественная и всякая. Сюжет будто выношен из глубины, наверно с бессоницами, почти как ребёнок (Псих — это кино про детей). Федору Сергеевичу пришлось уступить роль идеолога молодой жене, явно не без борьбы, при том, что для жен всегда есть непыльные задачи. Паулина же в свою очередь не упустила момента. И правильно! Немногие знают, что порой попытка бывает всего одна. Зато она осуществила мечту, и деликатно под локоть вывела супруга из блокбастерной ахинеи, из мира его иллюзий (вспомните только Притяжение (зла насилием) и сразу на контрасте поймете — если выбирать из двух — уж лучше мрачного Психа пересмотреть). Псих прожитый Богомоловым, как бы он не был испорчен и потиворечив, вообще не псих, с людьми корректен, голосом приятен. Другой разговор, что психи там все остальные — Кира, Вера, Коля, Юля с Костей и пр. И чем ближе к финалу, почти каждая сцена кончатеся истерикой и криком. Этот факт ничего хорошего для кино не дает, наоборот опусташает, но видимо автору понравилось путать эту шараду — мол смотрите как я закручиваю смыслы. На мой взгляд проблема тут не в психозе, как бы он не был опасен, а в слабом сценарии. Меня не пугает избитая тематика, хоть вы и опоздали лет на двадцать, и мне очень нравится роль Игоря Верника и даже можно условно смириться с большим количеством наркотиков в кадре, хотя оно too much, но вся внутренняя сила, которая поначу росла естественным образом (так бывает), закончилась примерно к середине четвертого эпизода, кино заклинило и провисло. А далее чуда не произошло, потому что существуют законы управления драматругией, а вы начали тянуть время и дописывать нелепые ходы, какой-то лес городить и вводить никому ненужных героев в конце истории. Получилось плохо. По всему материалу имеются грубые ошибки (почему это никто не исправил?) и просто ляпы — к примеру, у нас психотерапией заниаются ВСЕ, кто захочет — ни патент, ни диплом не требуются, это был надуманый движок для истории — лишать успешно практикующего богатенького доктора какого-то фейкового сертификата, который 100% не нужен. Сидишь и рубишь бабло на свой кокаин. Потом главная слабая сторона фильма — это пропажа жены (исчезнувшая) — которая и есть драма главного героя, но вместо того, чтобы её активно искать, она будет брошена на семь серий, до конца, чтобы потом вкратце в двух предложениях пересказать, что с ней случилось. И дальше по мелочи — например манера главного героя делать быстрые выводы на сеансах и даже выдавать врачебную тайну на сторону (так точно не бывает). Совершенно лишняя героиня Анны Чиповской, как бы её не любила камера и зритель, она в историю не вписана, вообщем-то как и студентка из леса тоже не особо нужна и не понятно, зачем был найден телефон жены (просто чтобы найти?). Трудная это работа — сценарий, когда все рассыпается. Приятно было наблюдать за пожилой парой, как они держатся, как разговаривают, как подбирают слова, но только до того момента, пока сценарист не потерял связь со своими героями и они не начали орать дурниной друг на друга много и зря. Приятно было наблюдать за камерой, и да, получился целый ряд шиканейших световых и операторских решений. Тут большой (а он явно огромный) бюджет был оправдан. Приятно было наблюдать за ролью Веры (Лядовой), пока она не растеряла все мотивы и не превратилась беспомощную карикатуру самой себя. Можно еще похвалить крутой монтаж и музыку, хоть они существуют отдельно. При всём перечисленном, подытожу, это лучшее, что снял на сегодня Федор Сергеевич, благодаря своему могуществу в сумме с привычной растерянностью перед кинодраматургией. Но в целом предпочтительнее, если бы они оба оставались просто актёрами, не отнимая хлеб у профессионалов. Дурная практика топить здравый смысл в амбициях не кончается. Не смотря на это, Федор Сергеевич, мы верим в вас, вы сможете. Но попыток впереди всё меньше.
Как-то стороной прошла шумиха это произведение. Вроде бы в самом начале еще до выхода в свет был осмеян сам факт того, что весьма не стабильный в своем творчестве режиссер взялся за такую сложную и не однозначную тему «Отечественная психология». В то время, когда простой люд, которому этот сериал планируют показывать еще не совсем… точнее совсем не отличает психиатра от психотерапевта, а психотерапевта от психолога. «Браво Федор!!!» — воскликнули люди в сети, и я в том числе: «Ты реально сошел с ума, Федор!!!» А ведь вышло, то с точки зрения психологии, весьма не дурно. В том смысле, что это не клюква. И даже не фантазии человека далекого от понимания профессиональной деятельности людей получивших качественное (высшее) психологическое образование. Удивительным является тот факт, что сценарий к этому сериалу написала Паулина Андреева. Сценарий-то не заурядный. Даже достойный быть отдельной книгой. Теперь по сюжету. Психолог — псих. Так нас психологов кличут в народе. Но… «Короля, как известно, делает свита» Неудобных психологов всегда сопровождает аура неадекватности. Удобные психологи наоборот пропагандируют позитивный позитив, улыбки, солнышко и прочую лабуду, которая никак не совместима с проработкой и анализом психо-эмоционального дискомфорта. В моем понимании, профессия психолог очень синтонна профессии стоматолог. Пока ничего не болит, редко кто решится ради профилактики тащить себя к человеку, который будет навязывать проблемы которые могут возникнуть если сейчас вдоволь не «посверлить». И даже если уже «болит», то лучше потерпеть до тех пор пока терпеть будет невмоготу. Именно поэтому настораживает, когда человек говорит, что ему к психологу «хочется» на прием. К психологу на прием «Надо». Вам же редко хочется на прием к стоматологу?! Во-первых дорого, во вторых неприятно, а иногда и больно. К стоматологу — «Надо». Возвращаясь к тезису «Психолог тирэ Псих». Любого психа определяет его окружение. Выбор профессии «Психолог» тоже неразрывно связан с детско-родительскими отношениями и желанием в этом во всем разобраться. Многие живут не желая копаться в своем прошлом. А мы психологи наоборот отличались нездоровым интересом к табу и прочим темам за упоминание о которых в приличном обществе канделябрами бьют. Так вот проблемы у главного героя начались год спустя после того, как он решил не копаться в своих психологических проблемах. То есть вместо терапии выбрал иллюзии и трудоголизм. Ну так все нормальные люди делают! Мы же не психи сыпать соль на раны?!? Да? Уход от проблем? А куда? От реальности можно уйти только в свой личный воображариум. И чем глубже ты вязнешь в иллюзиях тем дальше ты от реальности. И вот ты уже настоящий Псих. Но окружающие это заметят не сразу, потому, что ты предусмотрительно окружаешь себя людьми, которые тоже живут в иллюзиях. Им психолог необходим, чтобы не потерять связь с реальностью. Чтобы не стать Психами. Но что делать если психолог сам потерял связь с реальностью. Что делать если Психолог — Псих???
Фильм преподнес немало сюрпризов. Во-первых, это достаточно нехарактерная работа для Федора Бондарчука, которого в последнее время привыкли ассоциировать с высокобюджетными фантастическими блокбастерами. Во-вторых, еще менее привычна Паулина Андреева в качестве сценариста. И наконец, Константин Богомолов, оставивший на время режиссерское кресло и снявшийся в главной роли. В общем, все смешалось… Имея ввиду все вышенаписанное, начинать просмотр было немного страшновато. Но, как ни странно, смена привычных амплуа принесла неплохие плоды. На выходе мы имеем довольно пронзительную историю о человеке, который изо всех сил пытается заполнить пустоту после потери жены. Историю о том, что даже талантливый психолог, знающий, как помочь другим, не всегда может исцелить себя самого. Фильм снят в привычной для современных сериалов манере, когда сюжет ветвится, линия жизни главного героя переплетается с судьбами других людей — близких и не очень. Каждый из которых мог бы помочь, но либо не знает, как это сделать, либо слишком занят решением своих проблем. Сюжет развивается, затягивая зрителя в водоворот событий, которые причудливо громоздятся друг на друга. Олег, модный столичный психолог, не находя сил справиться со стрессовой ситуацией, постепенно теряет почву под ногами. Да, одиночество в толпе — не просто красивая метафора. Да, все наши психологические проблемы родом из детства. Получив их в наследство от родителей, мы тащим через всю нашу жизнь этот старый неудобный чемодан без ручки. При этом, невольно заставляя страдать наших близких. Да, все проблемы родом из детства, но… Что-то делать надо ведь прямо сейчас. Говорят, из любой ситуации есть выход. Вот только какой? Найдет ли его Олег? И устроит ли этот выход нас, зрителей… В заключение хочется отметить хорошие актерские работы Богомолова, Лядовой, Верника. Отдельное спасибо Игорю Вдовину за саундтрек. 8 из 10
Итак, посмотрел первый сезон сериала. Непонятно, будут ли последующие сезоны, но 1ый кажется вполне законченным высказыванием, так что буду исходить из этого. Посмотрел на одном дыхании. Сериал интересный, захватывающий, но вот, что хотелось бы отметить. Автор сценария — Паулина Андреева. По всей видимости, съёмки в сериале Метод сильно захватили её, и мысли о психах теперь никак не отпускают, давая, вместе с Фёдором Бондарчуком, простор для творчества. В центре внимания сюжета обычные чернушные житейские ситуации в стиле фильма Елена, помещённые на почву мира психически нестабильных людей во главе с главным героем. В последнем снова обыгрывается образ психического Шерлока Холмса из Метода, только теперь анализа и дедукции меньше, а нерешённых психологических проблем больше. Роль сыграна Константином Богомоловым, сыграна ярко и убедительно, и как сказал он сам в одном из интервью, без большого отрыва от личного образа Константина в жизни. Как я уже сказал, сериала получился интересным и захватывающим, как благодаря сюжету и игре актеров, так и режиссерским приемам. Однако меня совсем не впечатлила концовка. Хотя, конечно, оставить зрителя неудовлетворённым — это важный инструмент любого искусства. Буду считать, что я просто не понял смысл концовки, впрочем как и вывод из сериала в целом. Единственное, что пришло в голову исходя из логики сюжета: нежеланные дети — это корень всех бед и очень плохо, а мамы их будут наказаны. У всех остальных всё будет хорошо. Ну что же, первое утверждение сложно оспорить, а второе сложно комментировать. Третье — ок, мы тоже надеемся. В итоге осталось ощущение, что от такой яркой заявки на хороший сериал хотелось чего-то большего. Но, может быть, будет второй сезон, и он всё прояснит?… P.S.: А, ещё один вывод, вытекающий из логики сюжета: всем понаехавшим из регионов надо возвращаться домой, и будет им счастье. Возможно, столичным работникам сферы искусства стало трудно выдерживать конкуренцию, особенно в ковидное время, и так, через сериал, они ненавязчиво намекают на… Но скорее всего это всё-таки метафора важности своевременного возвращения к себе и своим истокам.
Неожиданно понравился этот сериал. Даже весьма и весьма. Стильный, красочный, глубокий, с сочной запоминающейся картинкой. Герои психологически выпуклые, яркие, и почти каждый из них хорошо вписан и находится на своем месте. Удивило, что автором сценария является Паулина Андреева, ибо ощущается рука крепкого профессионала с неплохой психологической подковкой. Но, возможно, девушка полна нераскрытых талантов, и перед нами один из них. Когда с первого раза — и в яблочко. Для моего восприятия в сериале возникли некоторые НО, и если бы не оные, он был бы для меня просто идеальным. Не совсем к образу пришлась Александрова. Сквозь лик избалованной пустышки то и дело проступали умные глаза самой Марины, которые не вязались с заявленным образом. Так же с ней, с Мариной, не вязались и манерные кривлянья героини. «У миня этаа.. В детствеааа была лашатка.. Ндаааела. Патом этааа… была чибурашка, тожа ндаааела..» Помилуйте, ну какая здесь может быть Александрова? На Хайруллину, как на огонь, хочется смотреть бесконечно. Как на любое масштабное явление природы. Нет других слов кроме дифирамбов.) Дуэт с Симоновым шикарен, очень понравились оба. Лядова — молодчина, хорошо поймала и воплотила свою героиню. Верник тоже понравился — как-то играючи и легко справился с образом своего героя. О Меньшикове. Хорошо, что взяли именно его, ему подходит образ трикстера, плута и провокатора. Но почему-то малек не дотянул. Ну вот не хватило мне чего-то, не могу точно сформулировать, чего именно. То ли сценарист-Павлина Андревна не до конца прописала образ, то ли актер-Олег недовоплотил. Я все чего-то от него ждала. Что вот-вот, еще чуть-чуть, и выдаст он что-нибудь эдакое, какой-то аккорд, некий финт ушами. Не сложилось. Возможно, что это чисто мои завышенные ожидания, ибо изначально данный образ меня заинтриговал. Теперь о генеральной линии, составляющей главную интригу сериала и о Богомолове. Не ожидала, что режиссер-Богомолов понравится в ипостаси актерской. Обычно либо-либо, но таки есть приятные исключения. И образ ему удачно подошел. На мой, исключительно предвзятый взгляд, категорически не вписалось в ансамбль воплощение жены-Марины. И сама эта сюжетная линия, заявленная, казалось бы, как ведущая интрига сериала, в какой-то момент начала провисать. А развязка оказалась на удивление простоватой для сериала с такой заявкой. Как будто не знали, как лучше развязать, и решили — ну, допустим, вот так. Если учесть, что создатели делали ставку в том числе на визуальное впечатление, то Марина здесь выглядит как чужеродный элемент. Контраст ее по-комсомольски крепко сбитого облика с субтильностью Константина заставляет опасаться за физическую сохранность последнего. Особенно в моменты их эротических экзерсисов, коих было, на мой взгляд, неоправданно много. Марина, которая, видимо, по сюжету подразумевалась как тонкая, эфемерная и воздушная фея, незаслуженно пострадавшая от черствости и жесткости супруга, как будто перебралась сюда из другого фильма. На ум почему-то просятся слова «целина, БАМ и Молодая Гвардия», а на голове героини с большевистской прямотой проступает красная косынка. Сюда, мне кажется, больше подошло бы что-то вокруг молодой Анжелики Варум — нечто хрупкое, изящное, которое хочется защищать и опекать. А при здешней Марине, видя на экране неистребимый богомоловский взгляд спаниеля, защищать хочется скорее его. Между ними не ощущается ничего общего. За исключением, может, размера их волевых носов. В общем, такие вот ощущения. На мой вкус, сериал свежий, яркий, интересный и профессиональный. Можно даже где-то увидеть себя со стороны.
У меня вопрос к Андреевой — почему сериал называется «Псих»? На мой нескромный взгляд название «Психи» точнее отражает суть происходящего. Здоровых людей в этом сериале нет. Что вообще представляет собой здоровый человек? Как говорил некто по фамилии Юнг — покажите мне здорового человека, и я его вылечу! Андреева создала коллективный психологический портрет собянинского мидл — класса, класса истеричного, склонного к неврозам и навязчивым состояниям. Портрет написан с любовью (очевидно, что Паулина знает предмет), и если верить автору, то средний класс состоит из латентных гомосексуалистов, и содержанок всех мастей. Может быть, уместнее было назвать это кино «Содержанки — 3»? Впрочем, это неважно. Первые серии сняты с особым цинизмом, и выглядят как настоящее издевательство над психотерапией, феминизмом, сыроедением, короче над всем тем мусором, которым забиты головы нашей псевдоэлиты. Пять первых серий прекрасны своей злобностью, цинизмом, и откровенным глумлением над ценностями века. В последних сериях Паулина решила встать в позу морального авторитета, и сериал стал откровенно скучным. Я попытаюсь протянуть ниточку между прошлым и современностью. Кто — нибудь помнит чудный фильм «8 1/2 долларов»? В том фильме молодой и наглый Бондарчук играл близнецов — бандитов, заказавших модному клипмейкеру рекламный ролик. В том фильме, Верник играл «шестёрку» Бондарчука. Причём здесь «Психи»? При том, что съёмки рекламы в девяностые, и походы к психотерапевту в нулевые — это одно и тоже. Это дорого, это престижно, это абсолютно бесполезно. Рекламщик и психотерапевт — коллеги. Они занимаются тем, что задорого пудрят мозги клиенту, пытаясь повысить его самооценку. Не убедила? Натягиваю сову? А как вам такая деталька. Заглавной композицией в том фильме была «Жизнь без любимого». Верник, «Жизнь без любимого», история рекламщика/психотерапевта — совпадение? Я так не думаю. Многие из тех, кто посмотрел «Психа» уцепились за форму: Олег — мизантроп, циник, он лишён эмпатии, у него психические проблемы, так не бывает, не вееерю! Милые мои. Во — первых. Никого не интересует во что вы верите. Во — вторых. Научитесь за формой видеть содержание. Погрузите жало зрительского восприятия как можно глубже в плоть картины. Это кино о тотальном, космическом одиночестве несчастного, никем не любимого человека. Олега не любит даже его мать, жена исчезла, глупые клиенты с их надуманными проблемами вызывают у него отвращение. Он отчаянно ищет что — то, что может позволить ему жить дальше. Нужен какой-то крючок, зацепка, связующее звено между ним и враждебным миром. Олег ищет эту зацепку (пропавшую жену, ребёнка от суррогатной матери) и не находит. Поэтому, он открывается герою Меньшикова, абсолютно чужому человеку (финал их отношений — жесточайшая издёвка со стороны Паулины). При этом, он всё про себя понимает. Он сам говорит — «я пластмасса под хрусталь, а ведь мог бы заниматься настоящим делом, спасать людей». Одиночество, опустошение, непреходящая боль, чувство вины перед женой — вот причины его деструктивного поведения. Первую половину сериала прекрасное впечатление производит Лядова. Её героиня эдакая ванильная тульская… звезда, приехавшая в Москву для того, чтобы подороже себя продать. Продала, а затем, связалась с глуповатым и пустым неудачником — инфантилом, ищущим мамочку. Лучшая сцена фильма, та, в которой Лядова надевает сногсшибательное платье, и приходит на презентацию кофейного зерна. Заметно, что сценарист так и не решила — а что дальше — то? Во второй части фильма образ Лядовой тускнеет. Выясняется, что она пустая, вздорная бабёнка второй свежести, ничего не умеющая, и отравленная московской роскошью. Самая нелепая сюжетная линия в сериале, это отношения Николая Степановича и Киры. Нет, я понимаю, понимаю. Сколько Эроса в этом пергаментном лобике, стрижке под кружок, добрых, морщинистых губках. Какие чудные мгновения для пытливого любовника таят эти дерзкие, лежащие где — то у пояса грудки. Ошеломлённый воинствующим эротизмом Николай, похож на недоваренного рака — он растерянно шевелит усами, и тупо пучит глаза. Для психолога, он обладает очень ригидным мышлением. Он растерянно мечется между аппетитными котлетками Наденьки, и соблазнительными губками Киры. Да кто же вынуждает вас делать выбор, уважаемый Коля? Импозантный мужчина в годах может позволить себе иметь женщину для души (экспрессивные лекции Киры) и женщину для тела (прелести и котлетки Наденьки). Гибче надо быть, Николай Степанович, вы же психолог. Названия серий последовательно перечисляют стадии, чем — то схожие с теорией Кюблера — Роса (все её знают: отрицание, гнев, торговля, депрессия, смирение) и теорией Василюка. В первых сериях сценаристу удалось выдержать линию на суперповторение. Все говорят о «крючке вины», и психотерапевты и клиенты, это является общим местом, даже я запомнила. Затем, нам в голову вдалбливают идею о том, что Олег лишён эмпатии. Об этом тоже говорят все, даже овчарка Лядовой глядит на Олега с укоризной — где твоя эмпатия, мужик? Такая концептуальность похвальна, но не выдержана до конца. В целом, сериал затягивает, и напрашивается второй сезон. Олег, с его любовью к антисептикам, в коронавирусную эпоху будет выглядеть очень уместно, да и у клиентов возникнут новые, вкусные фобии. Ждём «Психа — 2»!
Я оценил сериал на 6 баллов. Посредственность, даже спрятанная под рамкой интеллектуальности, таковой и остается. Непонятный психотерапевт, с непонятной клиентурой, непонятным настоящим, непонятным прошлым. И, над этим всем, реет фамилия Бондарчук. В современной реальности, как я понимаю она является синонимом неуспешности проекта. Богомолов в роли главного героя раздражает. Возможно таким главный режиссер и представляет психотерапевта с большим количеством личных проблем. Допускаю, что профессия вымела из главного героя любую претензию на эмоциональность. Да, допускаю, что такое случается. Однако, думаю дело в другом, Богомолов не актер, и требовалось сыграть на уровне манекена — сурдомана. Он не слышит других, он озвучивает свое представление о них. Перемешивание реальности и галлюциногенного бреда напрягает. Если бы за этим скрывалась глубина, боль, страдание. Никаких чувств, только кризис мысли. Зачем живет данный герой, для кого? Ему надо было покончить с собой в первой серии, потому что другие герои Лядовой, Хайруллиной, Симонова выглядят очень органично, даже в рамках ограниченной сценарной фантазии. Так что для меня осталось непонятным: - зачем был написан сценарий к данному фильму, - зачем был снят сериал, - зачем пригласили Богомолова на главную роль? Как понимаю, фильм интересен только своим финансовым содержанием для их создателей. Может Бондарчуку отказаться от съемок фильмов, а Андреевой писать сценарии? Вселенная от этого ничего не потеряет.