Убийства в Пембрукшире
- 11 янв 2021
Очередной достойный внимания образчик британского криминалистического детектива. Да, в нем нет экшена, нет невообразимых интриг и поворотов сюжета. Это типичный производственный роман, в котором мы просто наблюдаем за тем, как люди увлеченно делают своё дело. Собственно это и представляет интерес, поскольку мини-сериал не просто основан на реальных событиях, но и не уходит от них далеко в ключевых моментах. Естественно, его создатели не могли удержаться и таки добавили пару-тройку лирических отступлений, но по сути оставили всё как было. Так что тех, кому зрелищности и интриги не хватило, понять можно. Но реальная жизнь, увы, не всегда соответствует стандартам современной киноиндустрии. В остальном все хорошо. Эванс на месте, съемки на уровне. Отдельной благодарности заслуживает спецвыпуск с реальными людьми и хрониками тех событий.
Вы уже смотрели «Убийства в Пембрукшире», даже если думаете, что это не так. По натуре своей сериал является собирательным образом криминального детектива. Начнём по порядку: 1) живописный край, в данном случае — юго-запад Уэльса; 2) честный детектив со сложной семейной жизнью (в исполнении Люка Эванса); 3) ужасные преступления — серия убийств, изнасилований и грабежей. Есть несколько нюансов: преступления произошли в 1980-хх, а по сюжету на дворе 2006-й год, и речь идёт о своеобразном «доследовании». Ждать «Настоящего детектива» не стоит, хотя бы из-за более простой предпосылки: карьерист — сержант Уилкинс получил новую работу начальника отдела уголовного розыска после неудачной карьеры и семейной жизни в Лондоне, после чего возобновляет пару нераскрытых дел двадцатилетней давности. В каком-то смысле ITV создатели бренд этакой «британской истории преступлений»: сериалы выпускают они редко, но метко, а тематики, основанные на реальных событиях, явно привлекают внимание. Однако по сравнению с прошлогодним творением «Дес», в котором внимание к деталям было на высоте, а уровень погружения в атмосферу того времени и мира, в котором обитали главные герои, заставлял снять шляпу, «Убийства в Пембрукшире» кажется непричесанным многосерийным фильмом. Сценарий «Деса» сохранял интригу при отсутствии загадки — личность убийцы там раскрывали почти сразу. Здесь сыщики проводят неспешное расследование (хотя с точки зрения сюжета законники всё равно вступают в гонку со временем), но нет чувства тайны: материала слишком мало, так что его приходится растягивать, что вообще приводит сериал к совершенно ненужной ему судебной драме. Вероятно, многие сюжетные проблемы «Убийств» заключаются в том, что сценарий был переделан из книги, которая, сама по себе, представляет собой нудное журналистское расследование, т. е. просто сухой набор фактов о полицейских следственных мероприятиях. Мало, что может зацепить наметанный глаз зрителей: «злодей» сериала оказывается типичным, бледным убийцей-насильником без каких-то отличительных черт. Положительные герои, увы, ничуть не лучше: да, их прототипы в реальной жизни заслуживают уважения (вместе с «Убийствами в Пембрукшире» «пакетом» идёт документальный, бонусный фильм о настоящих обстоятельствах дела), хотя бы за неостановимое желание докопаться до истины и кропотливую работу, но драматические образы здесь слабы. Драма в «Убийствах» возникает на ровном месте: думаю, для ITV этот эксперимент в детективном жанре был скорее неудачный. Вероятно, даже и не совсем приличный: родственники и участники той криминальной истории ещё живы, поэтому с фактами обращались, видимо, весьма вольно, чтобы никого не обидеть. В итоге и выходит произведение странное: с одной стороны, чувственное, чтобы не упустить из вида тех, кто пострадал при тех трагичных событиях, а с другой стороны сделанное на скорую руку ради наживы британских телевизионных продюсеров. Кажется, кропотливая детективная работа — зрелище не такое захватывающее, как многие могут подумать. 5 из 10
Жанр фильма-расследования априори не предполагает экшна в виде погонь и перестрелок или крутого саспенса, он всегда базируется на психологической дуэли расследующего и преступника, и в отличие от полнометражного формата, где рамки хронометража диктуют свои законы динамики, сериальная продукция, сообразно способностям и усилиям создателей даёт возможность для восприятия нюансов иного вида драматизма, пригодного для гурманов склонных скорее к наблюдательности. Тем более, что в последнее время немало звёзд большого кино обратили внимание на «долгоиграющий формат», и их работы дают прекрасные ориентиры для всех создателей. И кроме этого, марка «сериал производства Великобритании» по умолчанию предполагает качественную работу на всех уровнях производства. Но только вот новый сериал «Убийства в Пембрукшире» мне дико не понравился, хотя выше я описал свои ожидания. И я даже не стану задавать гипотетический вопрос «Кто виноват?». Просто увидел вялое действо с плоскими картонными персонажами, и интригу, втиснутую в обнаружение единственной улики. И меньше всего в этом хочется винить актёров — им, как мне думается, просто нечего было играть, ибо заплывы вольным стилем в корыте обречены на провал.
Еще перед началом просмотра знал, что сериал будет неспешным рассказом о работе с уликами, без погонь, перестрелок и всего того, чем славились классические детективные истории. Полицейские решили повторно расследовать дела 16-летней давности, в связи с тем, что преступник закончил пребывание в местах не столь отдаленных и выходит на свободу. Новые технологии, новые подробности и необходимость привязать ко всему еще несколько висяков той же давности. Бард-лучник из Хоббита в роли главкопа, одержимого этой идеей настолько, что судя по всему его подразделение больше ничем и не занимается. На фоне типичная для каждого детектива проблема с разведенной женой и непростые взаимоотношения с сыном. Где-то я даже видел этот до дыр затертый прием, когда увлеченный работой отец не может приехать на решающий матч своего чада… Никак не вспомню только где (сарказм). Типичная для британских сериалов эстетически некрасивая исполнительница главной женской роли. Это, кстати, ни разу не удивляет. Сериалы у бриттов традиционно классные, а женские роли полностью противоположны голливуду, где ведущего мирового специалиста по физике/биологии может играть 25-летняя блондинка. Первое уныло, второе нереально, но все-таки голливудский вариант приятнее. Совершенно непонятная логика расследования: давайте на последние деньги проведем анализ ДНК еще раз, спустя 16 лет, может что-то найдем, не поискать ли нам улики на поле, где было совершено преступление, может что-то сохранилось за эти годы, стоит спросить обвиняемого, носил ли он 16 лет назад черные перчатки (при подобном вопросе в свой адрес я бы впал в ступор или просто послал бы собеседника туда, куда обычно посылают, предполагая, что он просто издевается). На общем фоне уныния «главный злодей» (назовем его так, тут же клише и отсутствие логики) является, пожалуй единственным светлым пятном: достаточно харизматично отыгрывается внутренняя злоба зажимаемого в угол волка. До последнего надеялся, что будет совершено еще одно убийство после его выхода на свободу, но все завершилось монотонным судом. Итог? Если совсем нечем занять ближайшие несколько часов, можно посмотреть. Получите ли от этого удовольствие? Сомневаюсь. Сериал вызывает легкое раздражение своей занудностью.