Коса
- 25 авг 2021
На первый взгляд, криминально-драматический сериал «Коса» воспринимается как среднестатистический проект о противостоянии серийного убийцы и служителя закона, в котором авторы используют проверенные сюжетные ходы и узнаваемые образы героев. Следователи-одиночки с травмирующим прошлым уже неоднократно встречались в мировом кинематографе, как и маньяки-социопаты, желающие выговориться и проявить себя, а визуально-эстетические ритуальные убийства так вообще обычное дело для подобных историй. Другими словами, в первых сериях в рамках драматургии нет никакого намёка на увлекательную оригинальность, способную вызвать у зрителя необходимо яркие эмоции, которые подтолкнут к дальнейшему просмотру. Цепляет лишь невероятно красивая операторская работа и любопытное авторское видение бытовых ситуаций, где, например, главная героиня вместо скучной квартиры живёт в пляжном домике с прозрачными стенами, где передвигается в нижнем белье, а ванну принимает прямо на песчаном берегу. Складывается впечатление, что режиссёр, видя в завязке драматургическую пустоту, специально сделал упор на внешние аспекты зрительского восприятия, усиливая визуализацию и нагнетающую атмосферу с целенаправленной сексуализацией простейших форм. К тому же создатели вместо стандартного часового формата утвердили серии с получасовым хронометражом, что уже странно, хотя, некоторые утверждают, именно за такой формой подачи материала будущее сериального контента. И всё же, несмотря на штампы и клише, сериал с очевидной вероятностью ещё удивит и, возможно, даже шокирует тех, кто решится прорваться сквозь первые серии, где пока наблюдаются лишь одни оперативно-следственные действия. В начале сюжета авторы не спешат знакомить зрителя с внутренним миром главной героини. Пока она очень холодная и закрытая личность, которая скрывает в себе огромную силу, которая в любой момент способна превратиться в смертельную угрозу для будущих врагов. Главная героиня — словно тёмная лошадка, которая с одной стороны олицетворяет скромную женственность с тонким очертанием ранимой души, а с другой — бесчувственная машина, несущая за собой лишь только боль и страдания. Взвешивая все за и против, можно с уверенностью сказать, что сериал однозначно достоин внимания. Не исключено, что «Коса» либо станет поистине значимым событием в российской сериальной индустрии, либо окажется банальной пустышкой в красивой обёртке. В общем, время покажет, а пока всем приятного просмотра.
Никогда не писал и не делал постов (отзывов) из рубрики «Сразу — нет». Новый русский сериал, который создала компания «Среда» для стриминга KION, все изменил. Я конечно поддерживаю, что появляется много новых проектов и российские платформы. Мы идем в мировом ключе. Ибо не только Netflix живет человечество. Но надо как то и уровень продукта подтягивать. Ладно бы не было хороших примеров. Не буду их перечислять. Все слышали и многое смотрели. Я сейчас не о «Содержанках». Тем более, что в предложенном продукте Мороз как раз нет. Скажу сразу, что памятуя, что «Среда», под креативным руководством Цекало, мне известна прежде всего по «шедевру» «Гоголь», выпущенного в формате и фильмов, и сериала, чудес я не ждал. Ну вернее, как раз сказочные чудеса мною предполагались. Ну думаю, реклама серьезная, новый сервис, сериал где-то даже победил. Надо взглянуть. История то в моем стиле (Финчер и компания): маньяк с определенной творческой эстетикой убивает юных дев; здесь же мучимый прошлым и не сбывшимися мечтами журналист; смелая красивая и сексуальная женщина-следователь имеется. На заднем плане маячит страсть, фрустрация и эмпатия героев. Поиск маньяка превращается в путь к самому себе. Ну собственно лекала известны и их использование не зазорно. Вопрос как. Конечно не всегда получается «Настоящий детектив» (принято оговариваться — 1 сезон), но надо стремиться. Действие происходит на Куршской косе. Место красивое и правда. Заповедное и с легким европейским флером. То, что надо. Однако дальше создателей «Косы» (реж. Игорь Волошин, сериал Физрук, тоже тревожный звоночек) понесло в дали дальние. Прям с первых кадров мы видим, что девушка-следователь из Калининградской области живет прямо на берегу моря, на самой косе видимо (это заповедник!) в доме из стекла, дерева и бетона, по скромной оценке за пару миллионов долларов, намывается в дизайнерской ванне, вкопанной прямо на пляже, нагая гуляет вокруг и, бинго, — катается на спортивном ретрокаре (есть у нее и машинка покрупнее). На работу она приезжает как захочет, работает естественно на макбуках и носит одежду в стиле Off-White (дорого, строго, просто). Поведение — бой баба. Ну в общем Ивлеева, не меньше. Остальные герои ей под стать, но ничем не выделяются. Клише на клише. Само развитие истории по результатам первой серии не происходит совсем. Наброски, воспоминания, рефлексии, попытка нагнать атмосферу стильной безысходности и много видов Москва-сити. Вы может мне возразить: нельзя по результатам просмотра одной серии делать выводы. Нельзя, но можно. Каким образом, увидев с первых кадров надуманных нереальных, почти сказочных в своей недостоверности, персонажей, воспринимать их путь по предложенной истории. С тем же успехом, они могли пригласить (ну пофантазируем) Джоли на роль следователя и оснастить ее амуницией из «Мистер и миссис Смит». А почему нет. Красиво же. То, что действие происходит в Калининградской области России значения не имеет. Форма ради формы. Я мог бы принять несостыковки сюжета, недостатки видео ряда и музыки, даже злоупотребление в демонстрации элементов «красивой» жизни (иногда кажется, что Москву-сити строили как декорации к сериалам). Однако я должен верить героям и в героев. Имеющийся рейтинг 5,6 — считаю завышенным. Я не готов смотреть даже любимые мною «лекала» психологических триллеров в декорациях «Алисы в стране чудес». П. Возможно это все просто осень и логичная хандра. Могу быть неправ во всем.