Срок
- 06 июн 2021
Престарелый учитель отправляется в тюрьму. За что, почему, как он там будет выживать, и как его существование будет переплетаться с местным охранником, которого шантажируют убийством сына, рассказывается в трёх часовых эпизодах. «Срок» — очень простое, серьёзное и спокойное кино. Тут нет того буйства фантазии, которое сразу просыпается у сценаристов при слове «тюрьма». Здесь не выкручивают ручки жести и фантазии на максимум, как это обычно принято делать. Разница между «Сроком» и остальными фильмами про тюрьму примерно такая же, как между штормом и рассказом о шторме пьяного шкипера в кабаке. Да, грозно, да, страшновато местами, но всё в рамках реально возможного. Размеренный темп повествования, малоподвижная манера съёмки с обилием крупных планов, чтобы не упустить эмоции, и холодные тона кадра, контрастирующие с теплотой персонажей, придают вес каждому слову и действию. Шон Бин («Игра Престолов», «Властелин Колец») и Стивен Грэм (помощник Стэйтема из «Большого Куша») играют потрясающе хорошо, разрушая все те стереотипы о них, которые навешаны их знаменитыми прошлыми работами. Если бы изредка не перебарщивали с уровнем пафоса, когда двадцатилетний парень выдаёт тираду уровня мудрёного старца, то всё было бы вообще распрекрасно. Но иногда такие вот мудрости немного выбивают из колеи, и ты думаешь — «нет, так люди в реальной жизни не говорят». Но остальные 99% времени ты думаешь — «да, вот так люди в реальной жизни и говорят, и делают». 7,7 из 10 Если вы хотите вдумчиво поразмышлять о преступлении и наказании, об искуплении и совести — это прекрасный фильм. Он совсем не такой как «Бойлерная» или «Побег из Шоушенка» или «Зверфабрика» или «„Камера 211“ — больше всего он похож на „Пророка“ (гран-при, Канны, 2009) и «Преступника» (2008, Вэл Килмер). Также где-то близко, но не так красиво и размеренно, упал «Выстрел в Пустоту». Но если вы хотите прямо страстей, то вам может стать скучновато, потому что здесь нет бешеного экшена или электрического противостояния авторитетов — главный герой уже староват для этой фигни.
Мини-сериал рассказывает о сложном выборе и его неизбежных последствиях. С одной стороны, мягкотелый и безобидный учитель Марк (Шон Бин), попавший в совершенно чуждую для него среду, пытается отвечать (не очень эффективно) на насущные вопросы выживания в тюрьме, с другой — надзиратель Эрик (Стивен Грэм) решает для себя какую-то изощренную версию дилеммы вагонетки, когда ни одно из решений не может быть оправданно и каждое ведет к катастрофе. Очень впечатлила игра актеров. Шон Бин тут великолепен — он органичен, искренен в своих словах и мимике. Второстепенные актеры подобраны хорошо — особенно те, что играют опытных сидельцев, которые говорят сквозь зубы на каком-то чудовищном кокни. Ну и в целом очень атмосферная тюремная картинка, наполненная ужасом и жестокостью, тюремным сленгом. Сценарий и развитие сюжета достаточно динамичны, не сильно зацикливаются на мелочах, показывая только крупные штрихи характеров героев — только то, что нужно, чтобы понять их характер и мотивацию. В целом, интересное и драматичное зрелище для одного вечера с талантливым исполнением и неочевидной, захватывающей концовкой.
«Мощная экзистенциальная драма!», «Тюремная Одиссея Шона Бина!», «Преступление и наказание по — английски!» — этот набор бессмысленных глупостей (с похабной интонацией ярмарочного зазывалы) я бы выкрикивала, доведись мне работать человеком — бутербродом у входа в кинотеатр. Обрюзгший учитель английского языка садится в тюрьму за непредумышленное убийство, и очень быстро понимает, что полуинтеллихентам здесь не место. Создатели сериала скупо обрисуют ужасы тюремной жизни (при этом не будет ни одной шутки про упавшее на пол душевой мыло — в английских тюрьмах это не принято?), и уделят много времени рефлексии главного героя. Марк (Шон Бин) пытается ответить на главный вопрос — тварь я дрожащая, или же? (конечно же тварь, не сомневайся Марк!). Робкий, не имеющий криминального опыта человек, окажется в тюрьме, в окружении профессиональных преступников, закоренелых садистов, потомственных дегенератов, и других достойных жителей британских островов. Слабый, витальный интеллигентик представляет собою лакомый кусочек для местных хищников. Ласково пошевеливая мощными жвалами, сидельцы собираются схарчить Марка. Для того, чтобы выжить в этой дружественной атмосфере, Марку придётся разобраться в себе самом, и ответить на вопрос, который терзал Раскольникова. Эрик (Стивен Грэм) находится по другую сторону баррикад — он работает надзирателем в той самой тюрьме, в которой Марку суждено отбывать срок. Эрик позиционирует себя как крутого, жесткого, но справедливого, и всегда готового прийти на помощь добросовестно заблуждающемуся заключённому, надзирателя. Крутизна слетит с Эрика, как только заключённым удастся обнаружить его слабое место, и оказать на него давление. Таким образом, и Марк и Эрик поставлены перед необходимостью отвечать на одни и те же вопросы. Оба героя пытаются выжить (несмотря на то, что один из них охранник, а другой заключённый), оба оказываются в ситуациях морального выбора, ситуациях, не имеющих однозначного решения. Кто успешнее ответит на вызовы, поставленные жизнью — хлипкий заключённый, или брутальный охранник? Невозможность искупления вины, раскаяние, ответственность, честь, совесть — ключевые темы сериала. Как сохранить человеческое достоинство, когда тебя окружают животные? Как остаться человеком в бесчеловечных условиях, в самом сердце бессердечного мира? Что испытывает убийца? Возможно ли раскаяние и искупление? Режиссёр ставит целый ряд важнейших, смысложизненных вопросов, и искусно помещает героев в тяжелейшие (с моральной точки зрения) ситуации. Противоречия, рвущие сознание Марка и Эрика в клочья, расцвечивают мрачный фон этого сериала в яркие цвета. Создатель логотерапии Франкл, порадовался бы, глядя на душевные мучения героев сериала. Марк и Эрик находят смысл жизни там, где другие его утратили. Хочется поздравить Шона Бина с тем, что его герою удалось дожить до финала (перевёл сценаристу часть гонорара за роль?), и удачной ролью. Бину удалось показать амбивалентность своего героя. Хрупкий внешне, неловкий, с угловатыми движениями человека закомплексованного, но при этом, имеющий моральный стержень, и пытающийся сохранить достоинство там, где это сделать очень сложно, Марк служит примером человека, запутавшегося в собственной жизни, и вызывающего симпатию и сочувствие. Эрик другой — брутальный внешне, цельный, волевой, настоящий цепной пёс. Но. Но, сила женщины в её слабости, а слабость мужчины в его силе, и Эрику придётся до дна испить свою чашу страданий. Чувствуется, что Бин готовился к роли. Он отёкший, одутловатый, опухшее лицо изрезано продольными и поперечными морщинами, и похоже на какую — то карнавальную маску, наспех напяленную актёром. Грэм, напротив, выглядит очень моложаво, гладкое, ухоженное личико, атлетичная фигура. Разок включит Томми — сиську из Snatch, и плаксиво скривится, но, в целом, он держится очень достойно, и кажется, что на наших глазах, исполнитель ролей дешёвых гопников, превратился в отличного актёра. Итог. Льюис Арнольд снял отличное кино, мощное, заставляющее задуматься, и при этом всего — то трёхсерийное! Краткость сестра… для Арнольда — просто сестра.
«Срок» это ладный, крепкий, цельный мини-сериал о тюрьме. «Ну, сколько можно, опять о тюрьме?», спросят некоторые и будут неправы. Рассказываю, почему. Говоря о тюрьме в уме каждого как-то само собой общество делится на две части. В одной части, те, кто сразу живут такой жизнью, что рано или поздно приведет в тюрьму. И, вроде как, тюрьма придумана как раз для них, чтобы рано или поздно этих хулиганов, тунеядцев, маргиналов и прочих, наконец-то отделить от второй половины. Той половины, в которой люди сознательно строят жизнь созидательную, законопослушную, ту, что принято обозначать, как «нормальную жизнь». Да, у всех нас есть маленькие слабости. Вот некоторые выпить любят. «Мы нормальные, просто иногда выпить любим, что такого?, считают такие. Мы же в «нормальной части общества», не становимся от этого агрессивными, не бежим грабить, воровать, избивать кого-то. Мы выпьем и спокойно едем домой, к своей семье, чтобы провести остаток вечера вместе за просмотром кино или чтением книги. Но грех не разбирает из какой ты части общества, когда ты, например, пьяным сел за руль. И какие там у тебя идеалы. Твоя добропорядочная, но непобежденная слабость вполне может привести к реальной беде. Обязательно, приведет. Никто из нас не скажет, что, например, весьма достойный актер Михаил Ефремов — рецидивист и асоциальный элемент и должен на склоне лет «закончить свой путь на нарах». Но его личный грех, любовь к выпивке, привел к гибели случайного водителя. Хороший актер вдруг лишил чью-то семью и детей отца, а родителей — сына. Как логичный и справедливый итог, он попал в тюрьму. Марк Кобден, главный герой сериала «Срок», во многом схож с этим примером. Ему за 50 и он всю жизнь прожил во второй, законопослушной части общества, рядовой представитель среднего класса. У него обычная благополучная семья с женой и сыном, он любит своих пожилых родителей и каждый день работает. Он не просто типичный представитель среднего класса, он находится в уважаемой обществом той его части, к которой относят медиков, спасателей, Марк Кобден всю жизнь проработал учителем в средней школе. И на протяжении всей его жизни его преследовал свой личный грех — алкоголизм, неудержимая тяга к выпивке. Годами он выпивал после работы и ехал в свой спокойный дом, к жене и сыну. Но пороки и грехи не прощаются за выслугу лет или стаж, их надо побеждать. В свои 56 лет Марк очередной раз закинулся виски, а по пути домой насмерть сбил человека. Эта предыстория, из-за которой Марк Кобден попадет в тюрьму на 5 лет. И режиссер Льюис Арнольд представляет нам относительно редкую историю столкновения двух миров. Герой Шона Бина ни прошлым опытом, ни возрастом, ничем и никак не был готов к тому миру, в который его искусственно поместили. Правильнее будет сказать, не его искусственно поместили, а он себя привел. Всю свою прошлую жизнь мир Марка Кобдена никак не пересекался с миром криминала и не касался его лично. Но в тюрьме это столкновение миров, их проникновение неизбежно, невозможно прожить пять лет по старым привычным правилам. Каждый день в тюрьме несет для героя конфликты внутренние и внешние, и он обязательно должен будет принять условия игры и законов или обязательно чем-то пожертвовать, отказываясь от них. Очень наглядно и здорово показано, как тюремный мир давит на каждого, кто находится внутри. И на заключенных и на сотрудников. Насколько долго ты сможешь этому давлению сопротивляться? Насколько глубоко он тебя сможет продавить? Для меня именно этим сериал оказался интересен в первую очередь. Льюис Арнольд старается уйти от ванильных представлений и воровской романтики, он дает максимально реалистичную картинку. Это работает! Конечно, в паре с актерским мастерством Шона Бина. В результате «Срок» позволяет зрителю практически лично прожить каждый эпизод, испытать психологической или физическое напряжение. Да, считаю, что режиссер решил некоторые вещи показать чуть лайтовее, чем могло бы быть на самом деле и реально повлиять на судьбу героя. Но даже в таком виде достаточно, чтобы задать себе вопрос, а может не стоит ждать? Может стоит пересмотреть своих «маленьких безобидных демонов» прямо сейчас и начать побеждать их? На мой взгляд, это главный вопрос, который режиссер задает зрителю. И этого вполне достаточно, чтобы посмотреть «Срок». Большим плюсом сериалу будет то, что рядом с линией Марка Кобдена, идут не менее интересные линии второстепенных персонажей. Среди которых второй по важности будет, несомненно, линия надзирателя Эрика МакНэлли, сыгранного Стивеном Грэмом. Плюсом же для меня служит и формат мини-сериала. Можно посмотреть за вечер, сюжет раскрывается оптимально по времени, что придает ему емкости и нет филерных частей, неизбежных для длинных сериалов. Из недостатков для меня, как я уже отметил служит некая лайтовость в развязках конфликтов. Пожалуй, я был бы готов и к более мрачному финалу. Но это мои личные придирки. Рекомендую. PS. Не пейте за рулем, пожалуйста.