Деррик
- 20 окт 1974
В чём принципиальное отличие сериала «Инспектор Деррик» от большинства других детективных сериалов? Думаю, оно совсем не в методике работы Деррика, который, в отличие от своего американского коллеги Коломбо, не ищет скрупулёзно мельчайшие улики и не анализирует детали до тех пор, пока они не сложатся в стройную картину преступления. В общем, и помимо Деррика на экране было немало следователей, прежде всего акцентировавших внимание на психологии людей, так или иначе связанных с жертвой преступления. Деррик весьма харизматичен, у него есть напарник — это делает сериал весьма похожим на другие. Но есть одна деталь, которая выделяет именно этот сериал и делает его уникальным: по сути «Деррик» — это своеобразная энциклопедия жизни, поучительная многосерийная история о том, что может быть, если поступить единожды неправильно: пойти на поводу у товарища, вовлекающего тебя в преступление, которое якобы «сущий пустяк» и «никто не пострадает», пойти на поводу у нездорового окружения и собственной сиюминутной слабости, став наркоманом, готовым за дозу убить и предать кого угодно, пойти на поводу у страха — и позволить преступникам продолжать ходить на свободе, таким образом став фактически соучастником их преступлений. Этот сериал — почти в каждой серии рассказывает о том, что станет с изначально неплохим человеком, поступившимся собственными принципами, смалодушничавшим, пошедшим на опасную сделку со своей совестью. Иногда Деррик конечно и о тех людях, которые были вынуждены совершить преступления в ответ на ту или иную несправедливость, но и таких людей сериал осуждает, пусть и с гораздо менее жёсткой нравоучительной интонацией. Я знаю только ещё один сериал, похожий на Деррика — это «Обвиняемые» Джимми МакГоверна. Но это не детективный сериал, поэтому в своём жанре Деррик всё-таки был и остаётся уникальным: со всей его искренней и меткой нравственной патетикой, с его человечностью и приземлённостью, сериал фактически стал справочником по изъянам современного ему общества и предупреждением для молодых людей, ещё только вступающих во взрослую жизнь, а потому ещё очень наивных и подверженных влиянию социального окружения, о том, что каждый из этих изъянов может легко затянуть на дно любого, кто позволит себе «плыть по течению». В то же время в сериале Деррик есть и те, кто вовремя опомнился, вышел из зоны комфорта и рискнул совершить сложный для себя, но правильный поступок — и хотя не всегда такие истории заканчиваются happy-end`ом, совершенно очевиден моральный посыл авторов сериала: только такой выбор персонажа был возможен, потому что только он давал ему или ей возможность не потерять самоуважение. Настоящим лейтмотивом Деррика должна бы стать фраза, произнесённая Штефаном в каком-то баре, где очередные свидетели преступления отсиживались друг у друга за спинами, «прикрываясь» больным социальным окружением, дабы снять с себя личную моральную ответственность. Этим лейтмотивом должна была бы стать фраза «Никто не имеет права сказать: «меня это не касается»!». И, я думаю, именно из-за колоссальной, неподъёмной тяжести для большинства людей этого абсолютно справедливого морального императива — аналогов Деррика так и не появилось. Даже в «Обвиняемых» не было этого посыла: сериал МакГоверна просто констатировал тот факт, что любой из нас, даже самый благополучный и респектабельный человек, в любой момент может скатиться по наклонной плоскости в бездну, но сам вопрос персональной ответственности каждого за наше общее настоящее и будущее — у МакГоверна весьма расплывчат, поскольку всё присходящее воспринимается только как личная трагедия человека, неожиданно для себя оказавшегося на скамье подсудимых. «Деррик» же находит первопричину и даёт универсальный рецепт решения проблемы: каждый из нас ОБЯЗАН быть сопричастным тому, что происходит вокруг. Вот именно поэтому ни до, ни после никто так и не решился снять подобное кино, несмотря на огромный успех «Деррика» во всём мире. Потому что очень сложно делать такой «неуютный», «неудобный» развлекательный контент, по сути ставящий в неловкое положение самого зрителя, так или иначе не единожды в своей жизни успевшего покривить душой. Жаль только никто не понимает того, что создавать такой контент хоть и сложно, но действительно жизненно необходимо: апатичное безыдейное аморфное общество просто обречено на то, чтобы пожирать самое себя, порождая бесконечно самовоспроизводящиеся несправедливость, ненависть, насилие и душевные муки одиноких растерянных людей, потерявших себя.
В общем-то неплохой западногерманский детективный телевизионный сериал рассказывает о буднях старшего инспектора отдела по расследованию убийств криминальной полиции баварского города Мюнхена. Ему на всём его героическом пути помогает инспектор Гарри Кляйн. Роли исполняют, соответственно, актёры Хорст Тапперт и Фриц Веппер. Сериал начинается хорошо, но с первых кадров начинает напоминать американский сериал про лейтенанта Коломбо. Сначала нам рассказывали о том, как убийца и жертва докатились до жизни такой, показывали само убийство, а затем заглавный персонаж начинал это дело расследовать. Постепенно от этой практики отказались и зритель порой до последнего кадра не знал, кто из представленных на экране лиц является главным злодеем. Вообще, видно, что сериал потихоньку катился вниз. Причём, к сценарной составляющей большинства серий, как не удивительно, претензий почти нет. Откровенно неудачные серии всё же редки. Достаёт другое. К началу 1980-х годов у сериала появилась постоянная актёрская труппа. Это плохо, ибо из серии в серию мы видим одни и те же физиономии в разных ролях. Если сначала возникает недоумевающая реакция что-то вроде «да этого же парня убили (или посадили) в прошлой серии», то потом уже другая «убийца вон тот, лысый, он всегда тут убийц играет». Что, естественно, снижает градус интриги. При этом, какими-то «одноразовыми», а тем более, приглашёнными актёрскими лицами весь этот «круг друзей» разбавляется не часто. Другой существенный минус сериала заключается в том, что его вовремя не закрыли. Увы, сериал завязан под конкретных персонажей и исполнителей, а они моложе не становились. В последние десять лет Деррик был откровенно дряхлым и на полицейского мало похожим. Его коллега Кляйн — тоже, даром, что почти на два десятка лет моложе, Деррик в этом возрасте был гораздо бодрее. Кроме того, по ходу сериала главные герои не развивались решительно никак, особенно, Кляйн, который, похоже, за годы службы опыта не набрался и спустя три десятилетия всё ещё прикидывался начинающим и неопытным валенком. Тем не менее, несмотря на некоторые минусы, сериал интересный, особенно, если не смотреть много серий сразу. Поэтому, я ему поставил 8 из 10
Сериал инспектор «Деррик» я посмотрел не весь, но то, что я смог увидеть мне понравилось. Сериал во многом отличается от других ему подобных. Здесь нет ни кровавых действий, ни суперменов, ни роковых красоток, ни других «обязательных» атрибутов, но это и притягательно. Деррик в исполнении Хорста Тапперта — немолодой, спокойный, умудренный жизненным опытом человек. Он не эмоционален. Но в нем чувствуется надежность, твердость характера. Неторопливо, не рубя с плеча, шаг эа шагом, он расследует хитросплетения непростых криминальных дел. К нему испытываешь симпатию. Напарник Деррика Кляйн в исполнении Фрица Веппера («Последняя битва») тоже весьма хорош, так же в сериале побывало немало сейчас хорошо известных актёров как Хорст Франк, Ханнс Цишлер, Клаус Мария Брандауэр, Рюдигер Фоглер и многие другие. Сценаристы тоже не подкачали, пусть иногда и поддавались политической конъюнктуре. В начале 90-х годов они начали «впихивать» сюжеты с участием лиц из распавшегося соцлагеря. Но для почти трехсот серийного марафона отработали сценаристы просто здорово. Вступительные титры весьма мне понравились, сначала в них идёт грозная музыка, затем уже более спокойная. Теперь о грустном. Почему то только сейчас, после смерти Тапперта, стало известно, что он в 1943 году, 19-летним парнем оказался в танковой дивизии СС «Мертвая голова», печально известной своими зверствами на территории СССР. Неужели актер, создавший образ надежного, человечного комиссара полиции, человека чуждого насилию, был нацистским преступником ? Не хочется в это верить. Может быть права его официальная биография, где описание участия Тапперта в войне ограничивается тем, что он был санитаром в одном из соединений вермахта на Восточном фронте? Как бы то ни было, а сериал классный, и может быть своим актерским мастерством, созданием образа положительного героя, которым любовались зрители более 100 стран в течение 24 лет, Хорст Тапперт, хотя бы частично, замолил свои грехи. 10 из 10