Чудесные годы
- 31 янв 1988
У каждого свои чудесные годы. Для создателей сериала с таким названием чудесные — конец шестидесятых. Без сомнения, здесь есть чему позавидовать. Достаточно сказать лишь, что это расцвет популярности «The Beatles», начало времени «детей-цветов», эпоха переосмысления американским обществом последствий вьетнамской войны, грандиозные успехи США и СССР в космонавтике. Так как в фильме очень много музыки: от «The Birds» (американского ответа «Битлам») до инструментальной версии баллады «Black Bird Fly», конец шестидесятых это еще и период становления рок-музыки и всей современной поп-культуры, включая танцы, телевидение и молодежную моду. В шестой серии первого сезона, в которой показана школьная танцевальная вечеринка, дети из далекой Америки близки нам и понятны — такие вечера в наших школах проходили еще в 80-х, до прихода дискотек, были такие же танцы, такие же движения, мало что изменилось. Когда сериал транслировался в бывшем СССР в середине девяностых, он быстро снискал себе славу, не уступая ни «Спасателям Малибу», ни «Детективному агентству „Лунный свет“, ни наступающим латиноамериканским мыльным операм. „Чудесные годы“ проецировали с экрана, казалось бы, неведомые нам ностальгические чувства — мы ведь не знали Америки 60-х, разве что понаслышке, из идеологических журналов и газет. Но неожиданно картинки далекой жизни напомнили нам собственное детство, наши большие семьи, с общими проблемами, с одним черно-белым телевизором в гостиной и совместным просмотром передач. Судьба самого сериала оказалась не столь радужной. Пересмотреть его даже в Америке не так уж просто — данный продукт никогда не издавался на DVD. Причина оказалась проста: сериал был наполнен разнообразной популярной музыкой тех лет, которая не потеряла коммерческого потенциала и сегодня. В итоге владельцы сериала не сошлись в цене с обладателями авторских прав на саундтрек. А лишить сериал всей той музыки, что стала его неотъемлемой частью, означало бы отнять у этого произведения его душу. Наибольшей ценностью данного сериала является стопроцентное совпадение происходящего на экране с картинами изображаемого прошлого: и визуально, и чувственно. Чем дальше по времени отстоит отображаемая эпоха с вновь создаваемым материалом, тем меньше аутентичности и этого самого совпадения. Почти документальная точность отображения времени в «Чудесных годах» создана с помощью реальных воспоминаний, как если бы это был рассказ очевидца. К сожалению, с годами передать колорит тех или иных десятилетий прошлого века становится все сложнее. Можно точно воспроизвести прически и подобрать музыку, но в разные эпохи у людей даже пластика и речь другие, не говоря уже о том, что совсем иные — лица и глаза.
Казалось бы, типичное подростковое «мыло», однако на деле все совсем иначе. Это именно философско-ностальгический сериал, и тем, кто часто ловит себя на тоске по прошлому, своей юности и ушедшим в никуда годам, просмотр его не может не принести удовольствия. В нем есть все то, что вспоминается, когда вдруг начинаешь осмысливать собственную юность — и первая любовь, и особое душевное состояние между детством и вхождением во взрослый мир, когда еще не готов выбросить свои старенькие игрушки, но в то же время мечтаешь о полной независимости, сравнение себя нынешнего с тем, который остался только на старых фотографиях, воспоминания о людях, которые были так дороги в детстве, и которые уже ушли из этого мира вместе со всеми надеждами, мечтами и прекрасно-наивными иллюзиями детства, и музыка, воспринимаемая как откровение, и открытия, которое потом становятся обыденностью… и т. д. Кроме того, этот сериал начисто лишен того, что появилось в кино позднее, — создания образа Америки, наполненной уголовно-героическими и депрессивными отщепенцами, которые, при этом, претендуют на особые романтичность и избранность. Это история предместья, жизни в провинциальном городке, который, несмотря на то, что на дворе конец 60-х, что где-то торжествует «Лето любви», идут боевые действия во Вьетнаме и т. д., сохранил все прелести той Америки, которая описана еще Марком Твеном в его «Приключениях Тома Сойера». Конечно, глобальные события того времени не могли не коснуться и забытого богом городка, однако они затрагивают его только самой лучшей своей стороной. Хиппи здесь еще не стареют, не спиваются и не гибнут от передозировки, школьники читают «Над пропастью во ржи», Мартин Лютер Кинг и Кеннеди как будто и не были убиты, а будущее каждого из героев наполнено надеждами на абсолютное счастье. Сериал не содержит в себе никакой патриотической пропаганды, но, когда переживаешь все события в нем показанные, впитываешь в себя атмосферу 60-х и 70-х гг., невольно проникаешься любовью к Америке, ее истории, ее традициям и покою, которого в нашей стране давно уже нет, хотя собственные детство и юность многих из нас, конечно, были не менее прекрасны. По крайней мере, мои 80-е и 90-е. остались самым счастливым временем моей жизни, когда все еще было впереди, и пережить которые заново мне хочется все чаще и чаще. 10 из 10
На ТВ политика создания современных сериалов с учётом успеха образцовых шоу прошлых лет оправдывает себя в полной мере, подтверждая известный афоризм «Всё новое — хорошо забытое старое». В самом деле, если присмотреться к общим чертам, то культовый ситком «Друзья» берёт начало от не менее популярного «Cheers», а эстафету от «Друзей» благополучно приняли «Уилл и Грейс» (все эти шоу объединяет режиссёр Джеймс Берроуз, многократный лауреат премии «Эмми»). А что получится, если объединить «Mad Men» & «Modern Family»? Нынешний зритель с удивлением обнаружит, что все эти сюжеты уже были запечатлены в «Чудесных годах», впервые вышедших на телевизионную арену в далёком 1988 году. От этого сходства шоу хуже не становятся, напротив, вобрав в себя лучшее из старого сериала, «Безумцы» и «Семейка» прибавили в качестве, атмосферности и лёгкости восприятия. Но обо всём по порядку, погрузимся же в пронзительно сентиментальный мир роскошных «The Wonder Years». Как верно заметила мудрая героиня «Бенджамина Баттона», именно смерть делает жизнь осмысленной, в случае бессмертия же мы не научились бы ценить ни самих себя, ни остальных людей. На этом грустном, но справедливом принципе построен триумф сериала, повествующего о прекрасном семействе Арнольд, где есть суровый, немногословный, усталый отец-менеджер, заботливая, миловидная мать-домохозяйка, озорной и болтливый старший сын-балбес, своенравная дочь-хиппи и внимательный, обаятельный младший сын — главный герой трогательных небольших зарисовок на тему взросления в стремительно меняющемся мире. На американском дворе буйствуют роковые 1960-е с их противоречивыми, порою шоковыми событиями, и если в «Безумцах» во главе взгляд со стороны растерянных мужественных взрослых, переживающих вовсе не приятные времена, то в «Чудесных годах» мы смотрим на это разбитое на осколки обид десятилетие сквозь призму детского непосредственного разума, во многом ещё не осознающего сути происходящего, и поэтому здесь тревога скрыта за спасительной сентиментальностью, чувственностью, привязанностью персонажей-школьников к предопределяющим их бытие людям и вещам. Смешной шарм Фреда Сэвэджа делает образ Кевина Арнольда весьма жизнеутверждающим, проникнутым чрезвычайным оптимизмом и верой в своих родственников и друзей. Харизматичные Дэн Лория и Элли Миллс, которых во многом скопировали позднее чеширские Джон Хэмм и Дженьюэри Джонс в «Безумцах», и вправду вселяют надежду на светлое будущее, напоминая зрителю об их собственных смелых родителях, отвоевавших столь многое ради счастья детей, что забыть эту, возможно, наивную, но искреннюю веру в их всемогущество даже кощунственно. Где бы ты ни был, эта понимающая друг друга с полуслова пара ждёт тебя и будет ждать, не взирая на разочарования, ибо нет ничего более крепкого, чем родственная связь. Да, это сентиментальный сериал, но тот, кто считает, что стыдно снова прочувствовать знакомые события, замуровывать себя в ностальгию по прошлому, по детству ушедшему, глубоко заблуждается. Воспоминания необходимо беречь, хороших людей нельзя забывать, ведь всё это определяет, кто ты есть на самом деле — кем ты был раньше и кем стал теперь. Ты мог бы разорвать все корни, сжечь за собой все мосты, наплевать на эти явления, но тогда ты превратишься в призрака, тебя самого никто и никогда не будет вспоминать, и это, на наш взгляд, самое страшное, что может произойти с человеком. Всегда должен быть кто-то, кто помнит тебя настоящего, те давние настоящие времена, и не позволяй связи обрываться, борись за свою историю, ведь из множества подобных историй складывается общая история человечества — парадоксального в жестокости и милосердии. Вот почему так упоительны «Чудесные годы», представляющие мозаику из различных волнующих встреч. Кевин Арнольд на протяжении сериала сталкивается со многими людьми, большинство из которых лишь крохотная часть его большой жизни, но именно эти маленькие встречи сформировали характер взрослого Кевина. Нелепый, добродушный дедушка с щенком-подарком (в «Modern Family» этот славный образ сыграл ветеран ТВ Фред Уиллард, добившийся поразительного сходства со своим экранным сыном Таем Барреллом) и несколько гордый, ироничный дедушка лучшего друга Кевина — Пола Пфайффера -, передающий внуку ценность избранной им религии. Очаровательная учительница мисс Уайт, в которую так безнадёжно Кевин влюбился. Строгий, но верный своим ученикам мистер Коллинз, пытавший Кевина контрольными по этой кошмарной математике, напоминая, что «если стараться, когда-нибудь всё получится». Одинокий тренер Катлип, чей смысл существования уложился в беспрерывные счастливые споры с ленивыми учениками. Красавица Лиза Берлини, школьная страсть, и симпатичная соседка-сверстница Винни Купер, первая в жизни Кевина настоящая любовь. Беспрестанно курящий музыкальный репетитор миссис Карплс, лидер школьников авторитетно-компанейский мистер Тайлер, хулиган Гэри, бойфренд сестры Луис-хиппи — как же много этих мелькнувших на пути Кевина людей-мотыльков, сгоревших с наступлением нового бурного дня школьника 1960-х. Все они образовывали во взрослении Кевина замечательные запятые, благодаря коим он стал новым человеком, никогда не забывающим своё прошлое с его радостями и горестями, победами и поражениями, рождениями и смертями. Не вздумайте ставить в своей судьбе печальную точку, поставьте лучше запятую в чужой судьбе. Падают в пропасть безжалостных 1960-х пиарщики мира «Mad Men», поглощая виски и выкуривая сигареты в поиске спасительных идей. Держатся нерушимые неидеальные семьи 2000-х бытия «Modern Family», чьи сериальные создатели расписываются в восхищении блеснувшему на заре конца 1980-х — начала1990-х гг. шоу об Арнольдах. Безусловно, они стали своеобразными родственниками множества зрителей, и благодарные поклонники не забыли их, воплотив разные черты характера тех персонажей в не менее милейших Филе и Клэр, Глории и Джее, Люке и Мэнни, старших мистере Данфи и миссис Притчетт. Возможно, та долина уже не такая зелёная, как раньше, но «Modern Family» доказала, что на воспоминаниях о ценностях прошлого возрождаются новые великолепные долины. Это вдохновляет!
Добрый хороший сериал из детства. Одно то, что после его показа по ТВ прошло более 10 лет, а память о нём осталась, говорит о многом. Когда-то в подростковом возрасте он казался отражением собственных мыслей и чувств, теперь же — воспоминанием о детстве. В фильме есть уникальная возможность наблюдать, как вместе с героями на протяжении 5 лет растут и актёры, играющие главные роли. На мой взгляд, это придаёт ещё большую правдивость тому, что происходит на экране. Подростковые проблемы, семейные неприятности героя — всё это благодаря ироническому тону рассказчика вперемежку с ностальгией не может оставить равнодушным зрителя. 9 из 10
Замечательный сериал. Очень рекомендую подросткам, сама его смотрела, когда училась в школе. Интересный сюжет, жизненные персонажи, затрагиваются те проблемы, которые остро встают перед молодыми людьми. И первая любовь, и конфликты с родителями, и отношения с друзьями. После просмотра остаются только положительные эмоции.