Неудача Пуаро
- 06 ноя 2002
Кто помнит сегодня этот фильм и вообще знает о его существовании? Поклонники писательницы Агаты Кристи, поклонники режиссёра Сергея Урсуляка… может быть, ещё поклонники непосредственно актёра Сергея Маковецкого. Всё. Это не массовое кино. Нет, оно, безусловно, рассчитано на любую аудиторию. Но если помянуть «Ликвидацию», уже ставшую классикой XXI века… Хотя казалось бы, что общего может быть между детективом английским, классическим и детективом военным, одесским?.. Как минимум, та же команда. Маковецкий, Нифонтова, Желдин, Сирин. Сергей Урсуляк — непревзойдённый мастер! Опора и надежда нашего кинематографа. Нельзя «Убийство Роджера Экройда» назвать дебютом Урсуляка и команды. Он ещё раньше снимал какие-то вещи вместе с ними со всеми. Но о фильмах раннего Урсуляка уж вовсе все сегодня забыли. Да и справедливости ради надо отметить, что полный метр удаётся Урсуляку не столь безукоризненно, как сериалы! Чего стоит печально известный «Одесский пароход»… Не будем о плохом. Перед нами первый сериал Сергея Урсуляка! Безоговорочно наиболее сильная из существующих экранизаций книги, в каких-то аспектах даже превзошедшая оригинал. Я не преувеличиваю: ещё со времён СССР переложения английской литературы на язык кино русским удаются лучше, чем англичанам! Чего стоит один только классический Шерлок Холмс. А «Десять негритят» Говорухина? А «Тайна чёрных дроздов»? А «Чисто английское убийство»? А «Опасный поворот»? Смело и без всякой натяжки ставлю «Убийство Роджера Экройда» Сергея Урсуляка в один ряд с признанными шедеврами советского кинематографа. В этом фильме прекрасно абсолютно всё. Да-да, я слышал сомнительные отзывы о Райкине-младшем в роли Пуаро, но как бы ни виделся Константину Аркадьевичу этот образ, воплотил он его здесь очень вдохновенно и с удовольствием — на кураже! Да и справедливости ради надо сказать, что у Райкина-Пуаро здесь вообще не главная роль. Главная роль здесь у Маковецкого-Шепарда. И, пожалуй, одна из лучших в его карьере. Если вообще не лучшая… Каждая роль, каждый персонаж здесь неповторим! И молоденький Юрий Чурсин (Художник Стас из сериалов о майоре Черкасове), и юная Елена Подкаминская (мерзкая Вика из «Кухни»), и Ольга Красько, и Светлана Немоляева, и её сын, и даже мастер эпизода Вячеслав Жолобов (в том же «Черкасове» он играет Андропова). Я никому не навязываю своего мнения, но сам видел немало фильмов. Именно этот я, пожалуй, назову лучшей экранизацией детективов Агаты Кристи из всех существующих в мировом кино. За одного только Маковецкого! Что говорить обо всех остальных… 10 из 10 P.S. Насколько мне известно из неподтверждённых источников, фильм этот остался неизвестным, потому что его нет в ротации общероссийских телеканалов. Права на его показ принадлежат Москве, и его изредка крутят по московским каналам, которые не входят ни в один общероссийский пакет. Сегодня, конечно, посмотреть кино — вопрос нажатия нескольких кнопок на клавиатуре, и всё же факт остаётся фактом. Кто знает этот фильм, кроме нас с вами — уважаемые пользователи Кинопоиска, зашедшие сюда и дочитавшие до конца мою скромную рецензию?..
Я очень ревностно отношусь к экранизациям Агаты Кристи — классический британский «Пуаро» и старая экранизация «Мисс Марпл» с непревзойденной Джоан Хиксон остаются для меня эталонами, с которыми ничто не сравниться. Но, однако, попадаются единичные фильмы, которые по непонятным причинам оказываются лучше «классической интерпретации». Например, «Зло под Солнцем» с Питером Устиновым… Устинов не Пуаро, вот ни разу, но сам фильм импонирует больше и кажется намного более правдоподобным, чем одноименная серия с Дэвидом Суше. Так же случилось и здесь. Узнав о Райкине в роли бельгийского детектива, долго плевалась и отказывалась даже начинать — да какой из него Пуаро, особенно с этими по-дурацки пышными усами и выпученными глазами!.. Но оказалось — нет, это действительно Эркюль Пуаро, не такой, как в британском сериале, отличающийся сильно — более эксцентричный, чудаковатый и эмоциональный — но, несомненно, он. Константин Райкин органичен в этой роли, как и сам Пуаро органичен данной экранизации, и ему веришь. А какая экранизация!.. Пять серий вместили всё: малейшие линии, все повороты сюжета и расследования, все диалоги. Специально для тех, кто хочет перечитать роман, не читая, собственно, романа. Но они не кажутся скучными или растянутыми, а как раз такими, как надо, чтобы с чувством, с толком, с расстановкой рассказать это запутанное и необычное дело. Персонажи хороши и прямо как в романе. Не согласна я, пожалуй, только с инспектором: Сергей Степанченко сыграл хорошо, но сам образ не очень похож на резкого и самодовольного, в лучших традициях Агаты Кристи, книжного инспектора. Зато Флора Экройд в исполнении Ольги Красько — просто стопроцентное попадание, как говорится, именно такой её и представляешь. И Урсулу Борн тоже. А уж Каролина, этот ироничный собиратель сплетен и самопровозглашенный детектив, просто шикарна. Да все персонажи (особенно женские) интересны и будто сошли со страниц книги. Понравились пейзажи, парки, старинная усадьба и вся обстановка английского маленького городка. Вообще, конечно, картина отдает этаким камерным телеспектаклем, в котором герои и обстановка выверены до мелочей, чтобы не отступить от канона, а количество действующих лиц сведено к минимуму (никаких тебе прохожих на улицах и прочей массовки), но это совершенно её не портит. Ты с большим удовольствием следишь за перипетиями сюжета под звуки старинного радио. 8 из 10
Удивительно, но именно в СССР (и России) почему-то хорошо удаются постановки английских детективов. Это, конечно, и фильм «Шерлок Холмс», никем не превзойдённый, и «Десять негритят», таинственный и пугающий. «Неудача Пуаро» снята не менее талантливо. Вначале отмечу соответствие книге, всё рассказано полностью и проработано до мельчайших деталей. Радует, что атмосфера фильма действительно соответствует первой половине XX века, на протяжении фильма не вспоминаешь, что он был снят всего 13 лет назад. Кроме того, очевидно актёрское мастерство всех без исключения исполнителей: забавна Каролина в исполнении Лики Нифонтовой, хладнокровен доктор Шеппард, сыгранный Сергеем Маковецким, и даже столь обсуждаемый Пуаро Константина Райкина был интересен, хотя и комичен, особенно в начале. Стоит также отметить дебютную работу Елены Подкаминской — там она совсем не похожа на Вику из «Кухни», её едва ли можно узнать. Качественный фильм. Все пять серий смотришь с удовольствием, даже если заранее знаешь убийцу. Замечательно, что у нас ещё умеют снимать такое кино. 8 из 10
Только что досмотрел этот фильм до конца. Очень впечатлило, хотя я читал оригинал. Все актёры сыграли своих персонажей с большим мастерством. Пуаро Константина Райкина сильно отличается от Пуаро Дэвида Суше. У Суше Пуаро очень порядочный, спокойный и педантичный. А Райкин же сыграл эмоционального, подвижного человека. Доктора Шеппарда сыграл один из лучших актёров современного российского кинематографа — Сергей Маковецкий. Персонаж получился очень колоритным, как и все роли Маковецкого. Также прекрасно сыграли своих персонажей и другие артисты: Константин Желдин — пожилого дворецкого Паркера, Светлана Немоляева — истеричную миссис Экройд, Ольга Красько — молодую девушку Флору Экройд, Юрий Чурсин — секретаря Реймонда, Александр Лазарев — майора Блента и другие. В целом получился отличный психологический детектив с хорошими актёрами и захватывающей музыкой. Создатели очень бережно отнеслись к произведению Агаты Кристи. Всем советую посмотреть. 10 из 10
Сериал раннего, так сказать, Сергея Урсуляка, который потом снял «Ликвидацию» и «Исаева», держится скорее на сюжете Агаты Кристи, нежели на чём-либо ещё. Я знаком с тремя романами Кристи об Эркюле Пуаро, и по структуре они очень похожи: происходит убийство в среде богатой публики, в ограниченном пространстве (поезд, пароход, большой дом), и подозрение падает на всех; пенсионер Пуаро, наивно полагающий, что в этот раз получится отдохнуть, случайно оказывается поблизости и нехотя начинает расследование, отказываясь при этом от денег; по ходу дела всё время скрывает часть того, о чём догадывается, а в конце собирает всех вместе и рассказывает, что всё было не так, как вы, господа, думали. Самое интересное при этом то, что такая клишированная схема работает, держит в напряжении, притом что в этот раз я уже знал убийцу заранее, случайно так получилось. В остальном фильм, можно сказать, ничего особенного собой не представляет. Столь именитые актёры играют средне, только Райкин-Пуаро поначалу был очарователен в своём эксцентризме, потом посерьёзнел и стал не таким интересным. Вставки из английской радиопостановки по этому же роману добавляют колорита и саспенса, но не более того. К тому же сериал очень сильно затянут — мне кажется, можно было бы всё важное уложить в две серии, а не в пять. По-видимому, режиссёр и продюсеры так влюбились в роман, что захотели непременно оставить всё, как там. 7 из 10
Роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» не является моим любимым. Но вот российская экранизация под названием «Неудача Пуаро» мне очень понравилась. Во-первых, режиссеру удалось бережно отнестись к первоисточнику, перенося его на экран. Были учтены все мелочи романа, сохранены все сюжетные линии. А главная интрига — кто же убийца помещика Экройда раскрывается лишь в самом конце, и догадаться самому чрезвычайно трудно. Во-вторых, в очередной раз я убедился, что наши соотечественники очень хорошо играют англичан. Так уже было в фильмах «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Десять негритят», «Тайна черных дроздов» и др. В-третьих, впечатлил актерский состав. Конечно же, привыкнув к образу Пуаро в исполнении Дэвида Суше, очень трудно было бы воспринимать в его роли кого-нибудь еще. Однако Константин Райкин блестяще справился со своей ролью. Он создал свой образ бельгийского сыщика. Его Пуаро более жесткий, эмоциональный, но человечный герой. Суше тоже прекрасный актер. Но английский сериал с его участием во многом портит то, как вольно сценаристы обращаются с романом Агаты Кристи. Однако мне больше понравилась игра Сергея Маковецкого, сыгравшего доктора Шеппарда. Их дуэт с Пуаро вполне смотрится гармонично и напоминает пару Холмс-Ватсон. Еще одним из достоинств этой экранизации является то, что второстепенным персонажам тоже уделяется внимание, а благодаря талантливым актерам, их образ становится раскрытым (чего нет в английском сериале). Хочу высказать благодарность авторам фильма и актерам за отличную экранизацию романа Агаты Кристи. 10 из 10
Этот роман Кристи всегда стоял особняком. Сама задумка его настолько нова и нетривиальна, что фильм изначально должен был выйти сложен, но интересен. Обидно, что это телевизионный сериал. По-моему этот роман заслуживает отдельного фильма. Линия доктора передана очень хорошо да и Маковецкий играет здорово. Пуаро интересен даже потому что хочется увидеть другого Пуаро, а не Суше и Устинова. И Райкин очень неплохо справился, но его персонаж далек от описания Кристи. Возможно именно желание быть непохожим на Суше делает Райкина Чаплином, а не Пуаро. Из второстепенных персонажей отметить некого, они все блеклы и похоже это из-за телевизионности проекта. По-моему, как раз не хватает жизни второстепенным героям. Мы должны с интересом смотреть за ними и пытаться разгадать загадку, ведь в этом самая суть детектива. Общее впечатление-смотрибельно. Но роман достоин большего. 6 из 10 Мне кажется, что хорошим Пуаро был бы Калягин.
Давно хотела посмотреть нашу экранизацию Агаты Кристи, где дело расследует Пуаро. Был давний советский опыт — фильм «Тайна черных дроздов»,где фигурировала мисс Марпл, фильм удался, пересматриваю с удовольствием, а вот мисс Марпл не впечатлила. Еще «10 негритят»-но это достойно отдельной рецензии. Больше не припоминается Райкин, на мой взгляд, очень своеобразный, но вполне правдоподобный Пуаро. Эксцентричный и смешной вначале, вполне дружелюбный в середине (такие очаровательные ямочки на щеках, так располагали к себе соседей сыщика),и довольно суровый и непреклонный в конце-при вынесении «приговора». Вообще тандем Маковецкий и Райкин здесь самое то, доктор просто бесподобен. Эти их беседы за чашкой чая, когда глазами говорилось больше, чем вслух… Понравился инспектор, очень хорошо передал деревенский типаж (правда, местами явно русский, а не туманноальбионский),а уж как он под конец сериала внимал речам Пуаро, практически раскрыв рот,-просто заглядение. Вообще, понравились почти все актеры, молодец Чурсин, достоверный получился секретарь, почти сноб, Лазарев -мл. как будто родился майром в Англии. Не скажу, что плохо сыграли, но мне не понравились-дворецкий(а может после нашего Бэрримора/Адабашьяна все остальные кажутся неправдоподобными или «истериками»?),горничная Урсула тоже какая-то вялая была, ну и женская половина Экройдов не впечатлила. В целом, атмосфера передана неплохо, особенно благодаря доктору/Маковецкому и его сестре, этакая английская неспешность и респектабельность. Данный роман Агаты Кристи сам по себе стоит особняком в силу особенностей сюжета, и литературный перенос С. Урсуляк осуществил лучше, чем режиссер данного эпизода в сериале с Д. Сушэ (на мой взгляд, там данная серия одна из многих в делах Пуаро, а роман все-таки особенный)
Начнем с плохого, ибо плохого мало. Райкин — это не Пуаро. Как ни крути. Честно говоря, я не могу представить ни одного известного мне русского актера, который мог бы достойно сыграть знаменитого бельгийского сыщика. Впрочем, это и не нужно. Надо признать: как лучше нет Шерлока Холмса, чем наш Василий Ливанов, так и нет лучше Пуаро, чем Дэвид Суше. Нет и не будет. Это факт. Все, плохое кончилось, теперь о хорошем. Фильм действительно оставляет впечатление именно потому, что это ДЕТЕКТИВ, настоящий, классический. Я смотрел его, не читав романа, и поэтому развязка для меня, естественно, явилась шоком. Надо отдать должное, режиссер Сергей Урсуляк сделал этот фильм очень качественно. Об игре актеров я не говорю — она выше оценок. Маковецкий, Степанченко, Нифонтова, Чурсин, Лазарев, Немоляева — пышный ансамбль, которым просто невозможно не любоваться. Ну, и как фанат английского детектива и в частности Агаты Кристи, ставлю 10 из 10