Дюна
- 03 дек 1984
Пока ждём Вильнёва, пересмотрел режиссёрскую версию Линча. И вот честно и откровенно, то это далеко не самое лучшее творение Линча, а может и худшее. Фильм конечно имеет определённую художественную ценность и знаковость. Попытка воплотить на экране великолепное творение Герберта была грандиозной. Местами декорации и костюмы выглядят великолепно. С визуальной точки зрения мрачная эстетика в стиле Гигера смотрится чудесно. Фильм и получил свою единственную премию Сатурн за костюмы. Да, ещё интересный подбор актёров. Участвовало много известных личностей, среди которых мне наверное больше всех понравился Стинг в роли маньяка Фейд Раута из клана Харконненов. Но в остальном кино выглядит слишком тяжеловесным, неправдоподобным и даже нелепым. Боевые сцены смотрятся смешно. Актёры отчаянно переигрывают. Какие-то моменты растянуты, другие сюжетно смяты. Может быть с точки зрения постановки и монтажа фильм имеет какую-то ценность, но вот на сегодняшний день кино смотрится морально устаревшим. И дело тут даже не в годе выпуска. Тот же Бегущий По Лезвию Бритвы Вильнёва, вышедший на два года раньше, визуально смотрится намного лучше. Дело в какой то слишком наивной подаче материала. Как будто автор сосредоточился на важных и понятных ему деталях, но посредственно отнёсся к скажем так коммерческой составляющей. Ну и как итог фильм не только провалился в прокате, но и довольно холодно был принят критиками, не говоря уже о поклонниках книги из-за вольностей в сюжетной интерпретации. Сам режиссёр объясняет его неуспех тем, что окончательная версия фильма была подготовлена без его участия. Так что я возлагаю надежды на Вильнёва. А произведение Линча наверное подойдёт киноманам для галочки или каким-то специфическим любителям.
Посмотрел снайдеркат «Дюны» Линча (ну, в смысле, Алана Смити). Мда-с. Режиссер никогда не скрывал своего негативного отношения к полученному опыту и к конечному результату. И это, правда, настолько плохо. Фильм собрал в себе, кажется, все недостатки ретроградной кинофантастики. В 84-ом году, когда уже вышли «Чужой», «Терминатор» и «Звездные Войны», это кажется уж совсем непростительным. Если первая часть книги адаптирована, в принципе, нормально, разве что, совершенно не увлекательна, то вторая и третья предстают полуторачасовым набором плохо связанных между собой сцен и сегментов, заполнить все лакуны которых можно было бы, при выбранных режиссером/продюсером подходе и темпе, наверное, только добавив еще столько же экранного времени, то есть доведя общий хронометраж часов до пяти. (По крайне мере, этот урок Вильнев усвоил.) Любителям научной фантастики в целом и цикла Фрэнка Герберта в частности (как я) можно посмотреть из чисто культурологических соображений. Зачем смотреть этот фильм поклонникам Дэвида Линча (тоже я), даже и не знаю. Из любопытного разве что: прикольное оформление «Голоса» при помощи звуковых искажений, которое потом эволюционирует во всем известный вигвам-speak; и предвосхищающие Чайник Дэвида Боуи межпространственные навигаторы в самобытных металлических чанах. Эстетически тоже «ну такое» — все-таки это Линч ранний, кренящийся в сторону фриковости и всяких мерзостей. Что в фильме, действительно, красиво, так это декорации. Правда, по правилу уже классической линчевской дихотомии, все эти прекрасные антуражи лишь дополнительно подчеркивают обитающее в них уродство.
Плюсы: На картинку приятно смотреть. (исключая отсебятину про Харконенов) Аудио-визуальный ряд создаёт определённую атмосферу, настроение. Минусы: Созданная в фильме атмосфера не соответствует атмосфере книги. (особенно что касается Харконенов) Многие ключевые концепции книги в фильме либо не раскрыты вообще, либо упомянуты лишь намёками, понятными тем, кто знает книгу, либо объяснены на столько скомкано, что теми, что с книгой не знаком, отсеиваются как малозначительный шум и остаются так же непонятыми. Сардаукары, ментаты, бена-гессерит — всё это и многое другое останется неузнаным и непонятым. То же самое с ключевыми сюжетными поворотами. Почему переезд на Дюну был ловушкой, как она была расставлена и почему именно так, почему участие императора должно было остаться неизвестным, в чём связь червей и спайса, какова цель фрименов, какова связь Кинеса и фрименов, за что харконены его убили, как Пол заставил императора подчиниться и занял его место, какие ещё контрабандисты. При этом воткнута абсолютно не нужная отсебятина со звуковым оружием или сердечными клапанами, без которой можно спокойно обойтись. Многие сюжетные вещи в фильме не показываются а рассказываются и как по мне это демонстрация беспомощности. То же самое с героями. Многие из них играли существенную роль в повествовании, а фильме появляются лишь для того чтобы назвать своё имя, мелькнуть в паре ни на что не влияющих эпизодов, и сгинуть. Дункан Айдахо, Гурни Халек, Суфир Хават, Фейд Раута, Стилгар, Кинес, Питер, Чани, Ирулан. История в том виде, как она рассказана в фильме, не нуждается во всех этих персонажах. Их можно было бы спокойно выкинуть. Примерно так же, как Нефуда. О том, что у этого лица оказывается было некое совершенно ни кому не важное имя, мы узнаем только в заключительных титрах.
По современным меркам 2020 довольно неряшливое и сумбурное кинцо. Да, возможно на момент выхода это был прорыв, в плане картинки. Но даже в 80 аниматроники были куда более интересны, чем в этом фильме. Основная претензия заторможенность действия и очень натянутая логика. Фильм совершенно не передаёт масштаб, игра актёров очень неубедительна, да и в целом всё пропитано клеем для папье-маше из которого изготовлены декорации. Но несмотря на всю условность сценарной логики, такая длительность фильма переносится не мучительно больно, а просто дискомфортно. История по-голливудски глупа в плохом смысле: Люди завоевали вселенную на стимпанк звездолётах и кучка дикарей покорила планету, конечно, на планете есть только 1 штаб для завоевания, а империя настолько тупа, беспомощна и безоружна (завоёвана вселенная, даже не 1 галактика), что горстка людей ничем, ни интеллектуально, ни физически, ни технологически не превосходящих империю, задала её жару. Даже до отвращения мною не любимые Звёздные войны и то не так простецки оформлены, хотя в целом суть одна. Этот фильм не стоит потери времени на его просмотр, культурный сайфай феномен в области кинематографа, книгу не читал, игру не помню, поэтому взгляд трезвый и отрешённый, только касаемо фильма. И он слаб и пуст.
Складывается ощущение, что, во-первых, режиссер не понял, о чем писал автор книги, и, во-вторых, ему очень не хватало экранного времени. Даже если брать в расчет, что это видение режиссера и закрыть глаза на лысых преподобных матерей, слизней-навигаторов, звуковое оружие и дождь в конце, из фильма убрано все то, что делает дюну такой привлекательной. В книге, так как компьютеры и многая техника под запретом, во главу угла ставятся способности человека, которые как раз могут быть расширены с помощью пряности. Персонажи куда более глубоки и интересны. Присутствуют интересные политические и религиозные идеи, на которых и строится сюжет. В фильме же не раскрывается должным образом сам конфликт. Персонажи выглядят, как картонки, мотивация персонажей непонятна от слова совсем, злодеи это просто… Книжный барон Харконнен гораздо глубже, интереснее и опаснее того летающего полудурка, которого показали в фильме. Фейд-Раута вообще не понятно зачем добавлен в фильм, как и зверь Рабан. В принципе, такое можно рассказать и про половину персонажей. Сам сюжет рваный, в начале повествование крайне медленно и тягуче, потом резко разгоняясь и пропуская очень много важного, что наталкивает на мысль, что можно было бы сделать все-таки два фильма, хотя я не уверен, что это бы все равно спасло фильм. 2 из 10
Дэвид Линч согласился стать режиссером «Дюны» только на том условии, что Де Лаурентис даст ему карт-бланш на постановку следующего фильма. Этой картиной стал «Голубой бархат». Зачем ещё снимать «Дюну». И зачем убирать своё имя из титров телевизионной версии. Стыдно стало. Версия «Дюны» Дэвида Линча мне не понравилась. Линейный сюжет вытесан топором. Все персонажи фильма оказались без собственной предыстории, плоскими и однополюсными. Феодальная эстетика картины вовсе не говорит о прогрессе будущего человечества. Добро против зла. И это единственная канва фильма, больше похожего на костюмированную сказку для детей. Было бы лучше, если бы Линч снимал сериал. Эта телевизионная форма у него получается лучше всего. Надо признать, что Стинг сыграл плохо. Это не актёр. Да и остальные роли получились не лучше. Виноват в этом слабый сценарий, не давший актёрам показать себя. 3 из 10
О знаменитой книжной саге Фрэнка Герберта я если и слышала, то сравнительно немного. Однако в прошлом году я начала читать книги — они оказались весьма интересными. Само собой захотелось посмотреть некоторые экранизации (во многом мой интерес подстегнула грядущая экранизация Дени Вильнева). И хотя я и слышала, и читала немало противоречивых отзывов об экранизации Дэвида Линча, но посмотреть ее стоило. Для общего развития. В далеком будущем, когда человечество расселилось по всей Вселенной самым ценным ресурсом становится Спайс или Пряность, или Меланжа. Благодаря ей люди могут совершать межзвездные путешествия. Добывается пряность на маленькой планете Арракис или Дюна, за обладание которой сражаются могущественные галактические семьи — в особенности давние противники Атрейдесы и Харконнены. Когда Арракис переходит герцогу Лето Атрейдесу, глава вражеского дома барон Владимир Харконнен видит в этом возможность убить Лето и его семью — наложницу леди Джессику и их сына и наследника, Пола Атрейдеса, на которого многие возлагают большие надежды… Роман, подобный Дюне, невероятно сложно экранизировать — где есть целая вселенная со своей историей, множеством персонажей, различными традициями, религией и т. д. Поэтому к экранизации подобного произведения необходимо подходить, тщательно все продумав. Скажу откровенно, смотреть трехчасовую режиссерскую версию (решила все-таки на эту версию) было очень непросто. И признаюсь, что если бы я не читала книгу, то многое бы не поняла. Такое чувство, что нам пытались рассказать как можно больше, одновременно рассказывая мало. Действие идет как-то скомкано, обрывисто, нередко заостряет наше внимание на ненужных деталях, а там, где хотелось бы увидеть больше развития, все заканчивается, едва начавшись. Поэтому три часа тянутся как-то очень долго… Согласна, что сценарий — это не самая сильная сторона фильма. В чем он явно силен, это атмосферность и визуальный ряд. Удается даже погрузиться в загадочный мир Дюны, путешествовать меж звезд, и полюбоваться зачарованными песками Арракиса, в которых сокрыта величайшая ценность во Вселенной. Также здесь нам представляется шанс поглядеть на молодого Кайла МакЛоклена, который в своем дебютном фильме исполнил роль Пола Атрейдеса. Наследник могущественного дома, обладающий отличными бойцовскими навыками, а также различными техниками, расширяющими сознание, юный Атрейдес с надеждой и улыбкой смотрит в будущее, не представляя, что там его ждет бегство от наемных убийц, взросление посреди предательств и трагедий, борьба за выживание среди воинственного пустынного племени фрименов и война против Харконненов во имя свободы. К своему удивлению, я заметила немало знакомых лиц среди героев фильма: Патрик Стюарт, сыгравший наставника Пола Гурни Халлека; Макс фон Сюдов — доктор Льет-Кинес, эколог, помощник и проводник Атрейдесов по Дюне; Стинг — Фейд-Раута Харконнен, которого могущественный барон планировал сделать наместником на Арракисе; Шон Янг — фрименка Чани, возлюбленная Пола. Из незнакомых мне особенно запомнились — властный, жестокий и безжалостный барон Харконнен (Кеннет Макмиллан), Леди Джессика (Франческа Аннис), всегда спокойная и собранная наложница герцога Лето, ради любви к которому она пошла против воли своего ордена Бене Гессерит, а также Алия Атрейдес (Алисия Уитт), которая вселяет страх в практически каждого, кто с ней заговорит. Если подытожить, не могу сказать, что я осталась довольна данной экранизацией. Однако также нельзя и говорить, что в ней нет положительных моментов — они были и немало. Просто мне кажется к экранизации такого произведения как Дюна нужно было подходить по-другому. На очереди мини-сериалы, а также — очень ожидаю грядущую экранизацию Вильнева. Что касается картины Дэвида Линча — я навряд ли буду ее пересматривать, но уверена, что поклонники Дюны смогут найти в ней немало интересного.
На самом деле на экраны редко выходят хорошие научно-фантастические фильмы. В основном фантастика оказывается либо скучной, либо простым антуражем к хорошему (или не очень) боевику. В данном случае скажу, что увидев в середине восьмидесятых фильм Дюна, я оказался влюблён во вселенную созданную Фрэнком Гербертом. И именно этот фильм оказался толчком к началу чтения замечательной серии романов о планете Арракис. И, конечно же, я даже и не знал, что этот фильм снял мэтр кинематографа Дэвид Линч. Хотя если по правде, то конечно же в 1984 году Линч ещё не был мэтром, а, скорее всего, рассматривался как многообещающий молодой профессионал. Но, конечно же, рука мастера чувствуется. Фильм получился несколько мрачным. Но в общем то книга, тоже достаточно серьёзна и показывает неприветливый мир планеты Арракис, и жестокость политической системы. Поэтому в целом очень хорошо удалось перенести эти настроения. Да и сам мир Дюны в книге очень хорошо проработан. Авторы фильма не стали отвергать его или пускать фоном. В фильме многие тонкие моменты, многие мелочи присутствуют отчего мир наполняется смыслом, становится реальным. Многие диалоги просто цитируют книгу. Несмотря на невысокие кассовые сборы, фильм, я считаю удался. Ну на самом деле. Не так уж и много среди общей массы настоящих ценителей серьёзных произведений литературы и кино. Ну на самом деле, нельзя же ожидать повального интереса к экранизации, например, «Утра помещика» Льва Николаевича Толстого. Поэтому для ценителей хорошей фантастики, несомненно, Дюна — хороший фильм. Удачный. Возможно, даже, выдающийся. А для некоторых, вполне возможно, и самый любимый.
Роман «Дюна» Фрэнка Херберта один из самых известных в научно-фантастической литературе 20 века. История борьбы Великих Домов далекого будущего за власть и планету Арракис, стала культовой. В 1984 г. вышла первая экранизация романа с огромным для тех времен бюджетом в 45 миллионов долларов и Дэвидом Линчем в качестве режиссера. Линч, безусловно. великий режиссер, но данный фильм к большим удачам не отнесешь. Во многом из-за давления продюсеров и довольно значительных изменений по сравнению с книгой фильм к середине становится очень запутанным, перегруженным лишними персонажами, не в ладах с логикой и с явными сюжетными дырами. В смысле визуального ряда тут все неплохо. Операторка от Фредди Фрэнсиса хороша, спецэффекты хоть порой и режут глаз неопрятностью на уровне, саундтрек приличный. В плане атмосферности у Линча всегда было все в порядке. Роль Пола Артейдеса стала дебютной для Кайла Маклахлена, одного из любимых актеров Дэвида Линча. В принципе, он выглядит здесь достойно. Да и в остальном актерский состав тут приличный: Юрген Прохнов (во время съемок получивший ожоги на щеке), Патрик Стюарт, Франческа Аннис, Макс фон Сюдов, Хосе Феррер, Сильвано Мангана, Шон Янг, Брэд Дуриф. Особенно запоминается Стинг в роли барона Харконена. Роль небольшая, но чуть ли не самая лучшая в фильме. С размахом сделанная экранизация фантастического романа Фрэнка Херберта от режиссера Дэвида Линча. В свое время она с треском провалилась в прокате. Картина получилась неоднозначной и спорной, но впечатление, безусловно производит. В 2000 г. появилась телеверсия романа, более близкая к первоисточнику, но гораздо менее эпичная и скромная в плане бюджета. 6,5 из 10
Посмотрел фильм только из-того, что играл в детстве в игру «Dune II: Battle for Arrakis». Великолепная игра в которой я провел множество часов, но вернемся к фильму. Хочу сказать одно — в начале фильма очень перезагружены диалоги. Я не читал книгу и было сложно понять что да как в фильме, почему одни нападают на других и так далее. Тяжелые для запоминания имена. Насчет сюжета, он интересный. Если немного начать разбираться в нем по мере просмотра, то станет очень интересно. Режиссер хорошо раскрывает героев и постепенно о них складывается какое-то мнение. Хочу выделить одного персонажа — Владимир Харконнен. Немного отвратительный вид был у него. В каких-то моментах кажется, что это не фильм, а полная ерунда, но интересная ерунда. Сам сюжет простой — спасти людей от гнета, но настолько сильно его пытались усложнить, добавляя ненужные сцены, показывали какие-то вещи и людей, которые вообще не были в дальнейшем задействованы. Очень много ненужных сцен. Не люблю, когда нагромождают фильм всякой чепухой. 4 из 10
Год 10191. Вражда могущественных кланов. Борьба за ресурсы на далекой песчаной планете, которая сыграет значительную роль в истории Вселенной… Так сложилось, что фильм «Дюна» 1984 г. посмотрел только сейчас, хотя видел и «Дюну» 2000г. и «Детей Дюны». Это не дословная экранизация произведения Фрэнка Герберта, это интерпретация шедевра фантастики в специфическом видении Дэвида Линча. Для 1984 г. фильм производит впечатление: декорации, костюмы, космические корабли, гигантские черви, Навигаторы, спецэффекты (опять же, это 1984 г.), актерский состав. Персонажи запоминаются: Пол Атрейдес, герцог Лето, леди Джесика, барон Харконнен, Фейд Раута, Чани. В фильме сыграли Макс фон Сюдов, Кайл МакЛоклен, Шон Янг, Бред Дуриф, Стинг и др. Нужно сказать, что это видение Д. Линча. Может показаться, человеку не читавшему Дюну будет сложно, но это иллюзия. Линчевская версия- это самостоятельное произведение по мотивам классики. Атмосфера нереальности, даже сюрреализма, определенной мистики даже, ощущение местами, что это за гранью воображения, как гласит слоган, присутствует. Стоит смотреть полную почти 3-часовую версию фильма. Фильм своеобразен, не лишен недостатков, но стоит того чтобы его посмотреть. Лично мне не особо понравились бои на кинжалах, а также эффект голубых глаз фременов — тут просто цветовое наложение, без применения линз. Оправдывает ли это древность фильма? Возможно, но не факт. В фильм вложились и финансово и творчески, создав интересную вселенную. Любопытно было бы увидеть экранизацию «Дюны» в наше время, с технологическими возможностями и эффектами, но это скользкий путь ремейков и, в свете тенденций в кинематографе, весьма опасный, который может превратить шедевр в убожество. Короче, смотрите классику, изучайте кино прошлых десятилетий. Уверен, много для себя откроете. 10 из 10
Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно. Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд. В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами. Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу. Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая». Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования. Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа. Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела. Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова. Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое. Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны». Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.
Очевидно, что экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта — задача весьма непростая. До того, как Дэвид Линч довел этот фантастический проект до конца, вокруг идеи собирались разные продюсеры и режиссеры. Но студия то и дело тормозила процесс. Нельзя не согласиться с рекламным слоганом фильма — «Место за пределами снов, фильм за пределами воображения». Действительно, надо иметь недюжинную фантазию, чтобы представить себе такие декорации и костюмы. Картина ни на что не похожа — в этом ее главная изюминка. Роль мессии и сверхчеловека исполнил Кайл Маклаклан, редко появляющийся на экране (вспоминаются, разве что, «Show Girls» Пола Верховена и телевизионный сериал «Твин Пикс»). Ярче же всех в «Дюне» смотрится барон Владимир Харконен — великолепный пример актерского мастерства. Гигантские черви — главный объект из области специальных эффектов «Дюны». Те, кто имел возможность смотреть этот фильм в кинотеатре, должны были запомнить их грандиозный вид на большом экране. Для ленты 1984 года — очень впечатляет. Что касается музыки, то рок-группе Тoto удалось ярко и мелодично подчеркнуть нешаблонный формат этого удивительного кино. Несмотря на то, что картина не имела зрительского успеха в прокате и даже не удовлетворила самого Дэвида Линча, она заслуженно стоит особняком в своем жанре.
Несмотря на то, что фильму практически 33 года, я посмотрел его только сейчас. Конечно же, сразу бросается в глаза сходство со «Звёздными войнами» Джорджа Лукаса. Однако, не взирая на это фильм достаточно самобытный и в нём есть что-то своё. Мне очень понравился сюжет фильма. Интересная подача — голос за кадром зачитывает нам отрывки из книги Фрэнка Герберта. Сам мир «Дюны» очень интересен и продуман. Опять же, схож с миром «Звёздных войн». С первого раза было трудно вникнуть в предысторию и понять что к чему. К концу фильма всё более-менее встало на свои места, но всё равно остались некоторые непонятные моменты. Хотя, это даже больше плюс чем минус. Ещё мне понравились персонажи в «Дюне». Особенно выделю барона Владимира Харконнена (Кеннет МакМиллан), образ получился очень колоритным, я испытал отвращение и неприязнь к этому персонажу, считаю актёр справился со своей ролью. Также удивился увидев среди актёрского состава Патрика Стюарта, представшего передо мной в совершенно новом свете и образе, чему я был приятно удивлён, и певца Стинга, который, на мой взгляд, отлично сыграл Фейда. Придираться к технической составляющей было бы нелогично, с учётом прошедшего с выхода картины времени, но, тем не менее, на фоне тех же «Звёздных войн» или «Терминатора», вышедшего в том же году, фильм в техническом плане выглядит похуже. Это лично моё мнение. Особенно, мне не понравилась реализация щитов в фильме — ужасно выглядит, будто бы вместо людей квадраты с силуэтами внутри. Опуская технические моменты и учитывая, что фильм я посмотрел впервые, мои впечатления о нём положительные. Мне понравились история и персонажи, актёрский состав подобран хорошо. Вполне достойная картина. 8 из 10
Далёкое будущее, эра межзвёздных войн и борьбы за власть. Ключом к власти является планета Арракис (или как её ещё называют — Дюна), здесь и только здесь производится некое вещество — спайс, благодаря которому возможны пространственно-временные путешествия. Арракис представляет из себя планету-пустыню, которую охраняют огромные песчаные черви. Жители Арракиса ждут прихода мессии, обещанного пророчествами. Избранный должен сделать планету независимой от империи. Пол Атрейдес, сын герцога Лито, становится этим мессией… Фильм является одной из экранизаций культового фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна». Наибольший интерес в нём представляет то, что это одна из первых полнометражных лент Дэвида Линча. Кроме того, Пола Атрейдеса играет ещё совсем юный Кайл МакЛахлен, хорошо всем известный как суперагент Купер из «Твин Пикса». Собственно, это его первая роль в кино. Также здесь снялся известный английский музыкант Стинг, у него одна из главных ролей, весьма характерная. Плюс ко всему этому, «Дюна» — один из первых фильмов, где использовалась компьютерная графика. О картине в сети резко противоположные отзывы. Фанаты Герберта упрекают её в том, что она далека от первоисточника, в обилии свойственных Линчу психоделических сцен, в том, что графика и спецэффекты не перворазрядны, даже для середины 80-х. Фанаты Линча считают, что режиссёру удалось сконструировать уникальную вселенную, передать дух книги, вместить в фильм основные мотивы произведения Герберта, показать потрясающие пейзажи и создать монстров-червей, которые стали некоторым образом эталонными при восприятии «Дюны». Тем не менее, в прокате картина провалилась. По-любому, сейчас она воспринимается довольно устаревшей и наивной, не слишком цельной, но всё же цепляет. В ней, действительно, есть и плюсы, за которые её хвалят, и минусы, за которые ругают, так что фильм, пожалуй, на любителя, готового пожертвовать цельностью восприятия некоторым приятным открытиям. В общем и целом 6,5 из 10
На меня эта картина Дэвида Линча произвела сильное впечатление. Сюжет фильма развивается линейно, и суть его проста. Спайс — вещество, необходимое для космических перелётов — должен добываться. Кто контролирует потоки спайса — контролирует Вселенную. А его добыча возможна лишь на далёкой пустынной планете Арракис, и в борьбе за власть над ней развязывается война между двумя могущественными родами — Атрейдисами и Харконненами. Cильная сторона фильма в другом: он очень атмосферный. Антураж тщательно проработан и полностью погружает зрителя в происходящее на экране. Образы героев убедительны: Атрейдисы исполнены благородства, а рыжие интриганы Харконнены грязны и обрюзгши. Зрелищные спецэффекты выглядят абсолютно естественно. Отдельно хочу отметить великолепный саундтрек. Таковы фактические моменты, которые обусловили мою личную оценку картины. Cубъективное впечатление я могу сформулировать так: фильм дышал истиной. Именно поэтому я поставила «Дюне» 10 из 10
Первые попытки экранизировать «Дюну» начались еще в начале 1970-х, через несколько лет после выхода романа. Но первый продюсер умер, не успев взяться за фильм, а новый пригласил в режиссерское кресло своего друга Ходоровски, который почти все подготовил к созданию великого фильма, но из-за нехватки денег проект свернули и забыли о нем на несколько лет. Новая «Дюна» выросла на войне популярности «Звездных войн», которые, кстати, многие идеи набрали именно из нее: планета-пустыня, мессия с суперспособностями, армия, выращенная особым образом… «Дюна» Линча, вышедшая через год после «Возвращения джедая», напомнила зрителям о первоисточнике. Касательно этого фильма люди делятся на два лагеря — те, кто считает фильм гениальным, и те, кто считает его безнадежным провалом и худшим фильмом Линча. Я отношусь к первому лагерю. Масштабные реалистичные декорации (кто при взгляде на тронный зал падишаха-императора мог бы подумать, что это не золото, а гипс, дерево и полистирол?), хорошие актеры, очень похожие на своих героев, продвинутая по тем временам компьютерная графика, которая и сейчас смотрится вполне неплохо — с одной стороны. С другой стороны присутствует множество находок съемочной группы, которые отсутствуют в оригинальном романе, но смотрятся вполне органично. Среди таких находок можно назвать левитацию барона Харконнена, костюмы, отражающие стили разных земных эпох и прочее. Очень своеобразно смотрятся имперские спецназовцы-сардукары, одетые в черные противорадиационные скафандры, наполненные зеленым газом. С третьей стороны, сам Фрэнк Герберт, автор оригинального романа, заявил, что атмосфера книги передана удачно. Так что в фильме Линча «Дюна» ничего существенного не потеряла, зато кое-что приобрела. Однозначно, 10 из 10
Встречаются в биографиях выдающихся деятелей страницы, о которых они не любят вспоминать. Блестящая идея, серьезные ресурсы, творческий запал — казалось бы, твори и наслаждайся славой. Так могло случиться у Дэвида Линча с «Дюной» Фрэнка Герберта, но не случилось. Что именно и на каком этапе пошло не так — теперь не раскопать. Важнее другое: знаменитый режиссер открестился от итогового варианта ленты, и студии пришлось явить миру липового Алана Смити. Линч стал одним из наиболее известных постановщиков, проделавших подобный трюк с продюсерами. Это уже спустя много лет был и Дэвид Финчер со скандалами вокруг «Чужого 3», и Марк Уэбб со сливом в сеть «Нового Человека-Паука», и другие факты бардака в кинопроизводстве. «Дюна» вышла на экраны в 1984-м и разочаровала едва ли не всех, кто был знаком с эпохальным романом, но история на том не закончилась. Пошли добавления ранее удаленных сцен, перемонтаж, ТВ-версия и полномасштабная работа над ошибками. Ее итогом стал почти трехчасовой вариант картины, который опять же не был идеален, но позволил истории обрести хоть какую-то стройность и в наши дни являться весьма достойным образцом высокобюджетной фантастики с мощным актерским составом. Как бы автор ни относился к собственному фильму, а он хотя бы потому незаурядный, что именно здесь Линч впервые сделал ставку на Кайла МакЛоклена. Будущая звезда «Синего бархата» и «Твин Пикса» стал не менее важным источником всей событийности «Дюны», что и добыча меланджа — невероятно ценного ресурса, без которого Галактике и не летать, и вообще не жить. На гигантской песчаной планете, населенной километровой длины червями, хранится источник бесконечного противостояния между знатными домами Атрейдесов и Харконеннов, которые одинаково нелюбимы жадным до власти падишахом-императором. Появление на Дюне в результате интриг наследного Пола Атрейдеса ознаменовало открытие новой главы вражды, итогом которой стало обращение к темам философского самоопределения, восприятия древней силы и эзотерических смыслов жизни, разнесенных ветрами по бескрайним пескам. Пусть Линч и не проявил особого пиетета к роману Герберта, а главная прелесть, принесшая звание классики научной фантастики, сохранилась и даже обрела новые грани. Становление молодого Атрейдеса в окружении интриг, сплетен и откровенной недоброжелательности продемонстрировало значимость режиссерского видения лишь много лет спустя. А за зрелищную часть грядущих столкновений беспокоиться не приходилось изначально — одни только монструозные черви вышли столь впечатляющими, что избавили постановщика от сомнений в правильности своего курса. Мир, порожденный фантазией Фрэнка Герберта, лишь на первый взгляд не имеет границ, однако они существуют. Естественная человеческая тяга к власти, готовность предавать, банальная алчность и расчетливость — как раз те самые рамки, прорваться за которые не получается при всем желании. До предела своенравно, но Линч снял кино как раз об этом, и под всей фантастической мишурой без труда обнаруживаются аллюзии на нестареющие реальные трагедии, причинами которых становится агрессивная дележка ресурсов. Меландж, эта противоестественная в своей притягательности пряность, нужен всем, ведь он дает молодость, а с ней и сверхчеловеческие возможности. Однако ирония в том, что все секреты этого вещества никому не известны. Император, Харконенны, Атрейдесы, аборигены Дюны фримены — при всех своих исконных различиях они едины в преклонении перед силой. По фильму разбросано огромное количество свидетельств этой силы, одни множатся, какие-то исчезают, чтобы затем вернуться в ином качестве. Линч увертливо перебрасывает акценты с одного персонажа на другого лишь затем, чтобы каждого увековечить в гротескности обличия. Особенно поусердствовал почему-то с бароном Харконенном, который предстал толстобрюхим левитирующим безумцем с мерзкой бородавчатой физиономией. И куда только делся экстравагантный интриган из книги? Известные лицедеи во главе со Стингом нередко выглядят забавно с кустистыми бровями, красными ртами, обритыми головами и прочими деталями внешности, но так продолжается лишь до тех пор, пока сюжет окончательно не концентрируется на личности Пола Атрейдеса. Кайл МакЛоклен изысканно прекрасен, и при этом где-то на уровне неизведанных чувств остается та изюминка, на которую и обратил внимание Линч. Симпатичный молодой брюнет — мало ли таких? Но в этом юноше действительно есть что-то герцогское, а его слово имеет силу в буквальном смысле. Кстати, звуковое оружие — одна из самых заметных отсебятин, и, как ревностно ни относись к роману, а право режиссера на интересные фундаментальные находки отнимать ни в коем случае нельзя. Тем более, если их тут предостаточно, и они позволяют считать фильм лентой, расширяющей и дополняющей книжную вселенную. Заметный мусульманский след, теория джихада в «Дюне» придают ей особый шарм, которого не было, например, в «Космической одиссее» Кубрика, и вообще это одна из самых интригующих идей Герберта, заново осмысленная и ловко преподнесенная кинокартиной. Создатель культовой «Головы-ластика» рисковал остаться совсем уж неузнанным, если бы отказался от излюбленного сюрреализма. Сны Пола, схожие в своей пугающей направленности, а заодно и разъясняющие местные аспекты духовной силы, стали одним из базисов здания, возведенного на суровых космических песках. Риск обрушения существовал, по сути, с самого прибытия делегации Атрейдесов на Дюну и не отпускал до последних кадров. Симпатичная картинка фильма, зрелищные рукопашные схватки и общая неглупость всего происходящего заставляют тяжело вздохнуть о том, что публика так и не дождалась шедевра, сравнимого со «Звездными войнами». Взамен все мы получили крепкую, небезынтересную картину, пленяющую яркими эффектами и местами — отличной актерской игрой, но которая смотрится мелковато в сравнении с прочими работами Дэвида Линча, не говоря уже о Герберте. Очевидно, такой итог справедлив, ведь затолкать толстенное произведение даже в трехчасовое кино без потери качества почти невозможно. В ходе работы над фильмом постановщик это, скорее всего, осознал, и потому вышло так, как вышло. Однако и вычеркивать «Дюну» из послужного списка Линча не стоит. В конце концов, история кинематографа знает примеры и куда более волюнтаристского отношения к первоисточникам, о которых потом действительно можно говорить, лишь опустив глаза.
Довольно часто во время чтения романа в воображении возникают картины возможной экранизации романа. Это не совсем фантазия, рисующая яркие события книги, словно наяву. Это представление именно процесса и средств экранизации, актеров, которые могли бы сыграть роли персонажей, спецэффекты, раскрашивающие фантастическую действительность. Также было и с «Дюной». Шикарный фантастический роман, подробнейшим образом проработанная Вселенная книги, глубокий философский смысл… Я всегда представляла его неспешным, печальным, эпическим, величественным. Бескрайние пески Арракиса, дюны, по которым гуляет ветер, волны червя, предупреждающие об опасности, гордые и независимые фримены в невзрачных, но практичных дистикомбах, скрывающих половину лица, и синие глаза ибада, выдающие всех детей Арракиса. Пол Атрейдис-Муаддиб — еще мальчишка, во взгляде которого уже читается будущее величие, сдержанность и мудрость. Ранее, еще до чтения книги Ф. Герберта, я слышала об этой экранизации Д. Линча: «экранизация, с треском провалившаяся в прокате», «потенциальный соперник „Звездных войн“,„самый недооцененный фильм“, «там играл Стинг» и т. д. Всё это несомненно не могло не привлечь внимания. И вот по окончании фильма, осталось чувство незавершенности картины, спешки, искусственности происходящего. На протяжении фильма не покидали ощущения скуки, перемежающиеся с вялым интересом. Чего же не хватало или, может, чего-то было слишком много? Неплохая идея рисунков в начале фильма, повествующих об истории Великого Восстания и вражды Артейдисов и Харконеннов, это позволяет зрителю, не читавшему романы Герберта познакомиться с сюжетной основой фильма. Но дальнейшие попытки авторов посвятить читателя как можно подробнее во все тонкие нюансы довольно сложной истории только ухудшают восприятие фильма. Например, неплохой ход — «планшетное» обучение Пола, где он (и зритель) узнают кто есть кто в фильме и что такое Арракис, но выглядит это беспомощно и театрально. Также сцена первого учебного боя Пола с его наставником Гурни Халликом с использованием защитных полей — вроде бы интересный ход, но выглядит это несколько мультяшно. И еще при появлении новых персонажей и знакомстве их с уже известными коробит обилие информации, произносимой персонажем: они, как роботы, стараются по максимуму рассказать о себе, что с одной стороны разъясняет связи, а с другой грузит зрителя еще больше. Нововведения сценаристов тоже удивляют, а порой и шокируют, к примеру, вид навигатора третьей ступени, или получение воды жизни. Похвальна работа костюмеров: дистикомбы выглядят реалистично и практично, наряд ведьм Бене Гессерит впечатляет, правда, мундиры чиновников выглядя на этом фоне скучно и современно. Из спецэффектов, самый интересный — червь, каноническое изображение, которое копируют теперь и почти на всех книгах. Игра актеров неплохая: особенно хочу отметить Кайла МакЛоклена, воплотившего Пола Муаддиба, и Стинга, изобразившего его противника Фейд Рауду Харконнена. Также совпал с моим личным представлением и герцог Лито в исполнении Юргена Прохноу. Думаю, экранизировать «Дюну» в одном полнометражном фильме (я смотрела расширенную, почти 3-часовую версию фильма) невозможно. Но попытка авторов все же удалась, хоть и изобилует огрехами. Самый главный промах, на мой взгляд, — утрата неспешной, философской атмосферы повествования. 7 из 10
Дино Де Лаурентис был вне всякого сомнения выдающимся человеком и грандиозным продюсером, поспособствовавшим появлению многих знаковых картин. Однако это не отрицает того факта, что в космической фантастике он оказался полным лаптем. Идея снять свои «Звездные войны», конечно, похвальная (хотя никому и не покорившаяся). Но тут маэстро не догадался, что надо было брать побольше космических шлюх и усаживать их играть в космический блэк-джек, сиречь найти непритязательную историю с героическими подвигами, мегабластерами и галактическими империями, найти нормального ремесленника и готовить карманы для прибыли. Дино решил пойти сложным путем. Он взял для экранизации классику мировой научной фантастики и пригласил на пост режиссера тогда еще относительно успешно маскирующегося под человека Дэвида Линча, который на самом деле само собой инопланетянин. Впрочем, в середине восьмидесятых, об этом догадывались еще немногие. Однако с классикой — романом Фрэнка Герберта «Дюна» — все оказалось не так просто. На первом плане там бушевали политические интриги, рождался Избранный, присутствовали ковровые бомбардировки, дуэли с применениемсиловых щитов, предательства, амуры, предсказания и гигантские космические монстры, однако при прочтении текст внезапно раскрывал слой за слоем, проваливаясь в дебри социологических, философских, религиозных. евгенических и психологических размышлений автора. Почитаемая фанатами как непревзойденная вершина интеллектуальной фантастики, написанная в неуловимо восточной, арабской традиции, предвосхитившая самый термин «войны за ресурсы», насыщенная персонажами и нюансами 700-страничная «Дюна» в декабре 1984 года благополучно похоронила в своих песках небесспорное хотя и крайне любопытное киновоплощение. Сюжет в «Дюне» Линча разглядеть не всегда просто (что не удивительного для данного режиссера), однако он есть. Далекая планета Арракис, на которой добывают драгоценный спайс, он же Пряность, он же меланж. Наркотик и вместе с тем жизненно необходимый для проведения межзвездных перелетов катализатор. Самый ценный элемент во Вселенной, добывающийся исключительно на Арракисе. Кто владеет Пряностью, тот владеет миром. Неудивительно, что за право поставлять меланж люди готовы грызть глотки. И вот в результате предательства погибает координатор потока Пряности герцог Лето Атрейдес, а его сын сбегает, дабы затеряться в пустыне Арракиса, найти там местное племя фрименов, примкнуть к ним, стать Мессией и пойти священной войной на того, кто убил его отца. Казалось бы, ничего сложного, бери да снимай. Однако проза Герберта напоминает зыбучие пески, там нет твердой дорожки, в тексте увязаешь обеими ногами, а перед глазами раскрывается вся мощь величественной пустыни. Дэвид Линч же виртуозно обращается с формой, мало интересуясь содержанием. Сюжетная линия, теряя нюансы, становится отвратительно двухмерной, сама же «Дюна» превращается в стильный эффектный фотоальбом по мотивам романа. Режиссер отлично делает то, что умеет — видения героя сюрреалистичны, декорации продуманы до мельчайших деталей, персонажи хоть и чрезмерно гротескны, но весьма выразительны, многие сцены поставлены с высочайшим мастерством. Проблемы возникают там, где начинается сценарий. Ужать без малого тысячу страниц в два часа хронометража непросто, и в «Дюне» раз за разом возникают белые пятна в сюжете. Понятно, что любителей Линча белыми пятнами не напугать, иные его фильмы из них состоят чуть более, чем наполовину. Однако есть одна большая разница — в своих собственных сценариях он чувствует себя, как рыба в воде, на ходу выстраивая лабиринты, подобно Ариадне вручая зрителю путеводную нить кажется только для того, чтобы перерезать ее в самый ключевой момент. Но то, что хорошо для Линча, то гибельно для Герберта, для детальнейшей прозы которого важен каждый персонаж, каждый мотив героев. Режиссер полностью переписывает под себя программную НФ-вещь, однако если, скажем, Тарковскому это вполне удавалось за счет мощного личного посыла, то Линч в этом философском поле несколько теряется, ибо см. выше, форма для него важнее содержания. Кассы также не получилось, новых «Звездных войн» опять не сделали, ибо история совсем не про то, это все равно что пригласить Терри Гиллиама снимать экранизацию «Маятника Фуко» в попытке повторить успех «Ангелов и демонов». «Дюна» застряла в полупозиции между авторским кино и голливудским мейнстримом, и так до сих пор там и торчит причудливым памятником себе самому, Дэвиду Линчу и Дино Де Лаурентису.