Роб Рой
- 05 апр 1995
Начнём с того, что это не экранизация романа Вальтера Скотта. Эти вещи не связаны ничем кроме имён некоторых героев. Просто напоминание (и себе в том числе). А говоря о минусах, скажу. ВСЁ НЕ ТАК. Это два часа псевдоисторического романа, основанного на страннейшем сюжете, который без шотландского виски не осилить. Когда у тебя на руках оказывается крупная сумма не твоих денег, только идиот не позаботится о мерах предосторожности. И если бы не уникальный Роб Рой, фильма, вероятно бы, и не было. Первый час, или около того, чувство сопереживания чудесным образом находится на стороне плохишей. Ну, нельзя быть настолько тугими и не в оправдание вам жизнь среди гор и овец. Пока эти плохиши, наконец, не убьют собаку, это, конечно, слишком. Но и дальше Роб остаётся неподражаем в своей глупости. Глядя на МакГрегора, совершенно не веришь в то, что это и есть тот неанглийский Робин Гуд, рассудительный разбойник. Все попытки в достоверность ограничиваются похабными высказываниями, нелюбовью шотландцев и англичан друг к другу, изнасилованием и горшком у кровати. Но и на современность слабо тянет, какие-то недодикари перед нами. Знакомства с особенностями шотландской или британской истории, клановых взаимоотношений и т. п. здесь, разумеется, нет тоже, даже легенд. Всё, что происходит, происходит в своей параллельной вселенной. Возможно, хотели эпическую балладу, но что-то не очень похоже. Зато сумели даже не смотря на такой ограниченный состав личностей сделать так, что осознать кто кем кому приходится и почему так, а не иначе, зачем они вообще собрались, гораздо сложнее, чем у того же Вальтера Скотта с десятками кланов. Единственный плюс всей картины — персонаж Каннингем. Тим Рот представил запоминающегося и, кажется, единственного героя, которому веришь. Но один в поле не воин, конечно, и вряд ли вытянешь фильм из того болота, в которое тот верно направляется. Просто не мучайте себя, почитайте Вальтера Скотта. P.S. невозможно поверить, глядя на Мэри, что эту женщину (звали её, конечно, иначе) писатель шотландец сравнивал с медведицей, настолько она суровая, и она же сама руководила частью людей 2 из 10
Если Вы хотите соприкоснуться с атмосферой средневековой Шотландии, с её бытом и нравами, то этот фильм для Вас. Не могу сказать, насколько режиссёр Майкл Кейтон-Джонс соблюдал историческую достоверность, пусть это останется на его совести, но то, что получилось, получилось очень правдоподобно. В фильме показана клановая система, исторически сложившаяся в Шотландии, и одновременно с этим чрезмерное политиканство и пренебрежение своим народом высшей знатью. В некоторые моменты поступки героев начинают казаться немного странными и происходящее — не до конца понятным, это происходит из-за большого культурного пласта того времени, который остается за кадром. Одно из достоинств фильма — это отсутствие явного злодея, ну такого, который с гомерических хохотом, садистскими наклонностями и проч. Это, конечно, была шутка: я имею в виду, что мотивация каждого персонажа понятна и их поступки полностью обусловлены сложившейся ситуацией. Даже чрезмерная жестокость Арчибальда Каннингема обусловлена и постоянным его унижением со стороны родословной знати, преследовавшим его с момента рождения, и его служба в армии, которая, судя по всему, не отличалась гуманностью. К моменту начала событий фильма он больше похож на ястреба, которого посадили в клетку и жестокостью научили выполнять трюки, и 1000 фунтов для него — это всего лишь временное освобождение от этой клетки. Казначей Келлерн — это типичный лакей, как их описывал, например, Ф. М. Достоевкий. Достаточно умный, чтобы расстилаться и лебезить перед хозяином, и при этом готовый помочиться в его еду, как только представится возможность. Из-за постоянного общения со знатью он наслаждается каждой толикой своего превосходства над простыми людьми и относится к ним как к эдакой двуногой корове, из которой можно надоить денег. Герцог Монтроз — это типичный представитель дворянства, который, благодаря власти и жизни в богатстве. оторвался от людей, которых он должен был бы вести к процветанию и счастью как лидер, а вместо этого пирует на их костях. Надменность он впитал с молоком матери. Роб Рой — глава клана, который переживает не лучшие времена из-за волны эмиграции в Америку в поисках лучшей жизни. Он старается заботиться о своих людях, жить по совести и соблюдать законы чести. Его сила и одновременно слабость — приверженность старым традициям. Сюжет фильма незамысловат и скорей повествователен, напоминает историческую передачу BBC, но при этом в фильме достаточно много присущих именно художественному фильму элементов, которые добавляют динамики. Наибольшее удовольствие от фильма можно получить, настроившись на атмосферный фильм с плавно разворачивающимся сюжетом, с хорошо проработанными персонажами и достаточно реалистичными поединками. 8 из 10
«Роб Рой» — потрясающая и точная экранизация известного романа Вальтера Скотта. Фильм чистый и прекрасный. Снят он реалистично и в нет ни капли фальши, поэтому его история так завораживает и смотришь ее с большим удовольствием. Режиссеру Майклу Кейтону-Джонсу надо отдать должное, ведь его кино передало всю мощь и правдивость истории романа. Кино воодушевленное, и одним словом действительно прекрасное. Мы видим Шотландию в начале XVIII века. Видим историю храброго шотландца Роба Роя, у которого Честь стоит прежде всего. Мы видим историю английского обмана, жестокости, подлости, которым противостояла шотландская честь и отвага. Шотландца Роб Роя обманули слуги одного маркиза, убив его друга и забрав большие деньги. Вскоре события набирают еще более драматический поворот, и Роб Рою приходится в одиночку бороться с несправедливостью, но за его спиной стоит его верная и мудрая жена… Фильм произвел на меня впечатление. История снята качественно и при просмотре такое ощущение, что находишься в то время. Лиам Нисон идеально подошел на роль Роб Роя и сыграл его просто потрясающи. Он талантливый актер с приятной внешностью, и отлично подходит на главные, положительные роли. Роб Роя он сыграл именно так, каким он и представляется в романе. Его верную жену сыграла американская актриса Джессика Лэнг. Я люблю эту актрису, и в этом фильме смотреть на нее было одно сплошное удовольствие. Надо отметить, что главную отрицательную роль Тим Рот сыграл неподражаемо, и это оценили кинокритики. «Роб Рой» — историческая, костюмированная драма на все времена. Фильм имеет свою кинематографическую ценность, и не посмотреть его, означает действительно потерять многое. В этой картине нет ни одной нотки фальши. Я полюбил этот исторический фильм и к просмотру его тем, кто разбирается в действительно хорошем кино, смело рекомендую. Прекрасный, восхитительный, исторический фильм!
Будучи ребенком я засматривался историческими фильмами с участием Жана Маре и Мишель Мерсье. Все эти рыцарские поединки, закулисные интриги и красивые наряды заставляли прильнуть к экрану и смотреть подобного рода фильмы со всевозрастающим интересом. Но как это и бывает юношеская восторженность со временем прошла и я не возвращался к фильмам повествующим о временах благородных рыцарей и коварных королей до тех самых пор пока на экраны не вышла первая серия «Игры Престолов». Сериала, который в представление не нуждается. Естественно, что сей интересный и качественно поставленный сериал напомнил мне о фильмах в историческом антураже, и я начал искать подобного рода фильмы, при этом стараясь найти именно те фильмы, которые еще не смотрел. Задача оказалась достаточно сложной, так как не смотря на общественное мнение, фильмов повествующих о тех временах было снято не так уж и много, да и сейчас подобного рода картины практически не снимают. Можно подумать, фильмы, повествующие о здесь и сейчас в чем-то лучше, чем фильмы, повествующие о там и тогда. К счастью мои молитвы были услышаны и ко мне в руки попал диск с фильмом повествующем о Шотландии восемнадцатого века и ее поданных и имя ему — «Роб Рой». Шотландия, 18 век. Гордые горцы стали подданными английской короны, что не принесло им особой радости. Все так же свирепствуют неизлечимые болезни, все так же страна погрязла во взяточничестве и безразличие и все так же честь, совесть и благородства являются чем-то недостижимым и почти сказочным, а потому жители Шотландии либо клянут свою несчастную судьбинушку, либо промышляют воровством на дорогах, ну а те кто не обделен властью играют в одну им понятную игру, дабы получить теплое местечко ближе к английской короне. Но один благородный человек не хочет уподобляться большинству и для него долг и честь являются не пустым словом и имя этому человеку — Роберт Рой из дома Макгрегоров. Но как это обычно и бывает благородство и доблесть позволяют согреть душу, а никак не тело и потому герой Лиама Нисона идет к местному лорду дабы взять в долг тысячу фунтов, дабы обеспечить себе и своим подданным достойное содержание. Ну да, деньги придется возвращать и возвращать с процентами, но об этом будем думать, когда придет назначенный срок. Однако у местного казначея, а также незаконнорожденного сына местного лорда имеются свои планы на деньги Роберта. Коварный план в результате которого Роберт лишиться денег, которые он брал в долг, а кроме того герой Лиама Нисона будет очернен в глазах местных лордов. Вот только хитрые англичане забыли о том, что шотландцы ребята суровые и если кто-то решит втоптать в грязь их доброе имя, то этому «счастливчику» вскоре предстоит умыться кровью. Вот такой вот, хоть и достаточно типичный, но все равно интересный сюжет. Кроме того, не стоит забывать, что фильм основан на реальных событиях. Ну как на реальных? Дело в том, что Роб Рой в Шотландии является человеком-легендой, как Робин Гуд или Распутин, а как и любая легенда, вокруг сей личности крутиться множество слухов да домыслов и сказать наверняка, что же из всего этого правда не сможет и сам Роберт Рой, потому что давно умер. Но это не так уж важно, во всяком случае не важно для рядового зрителя, который решил посмотреть сей фильм, дабы получить то чего заслуживает, а именно — хлеба и зрелищ. И что же может предложить данный фильм? Вы не поверите, но — многое. И первое что бросается в глаза, так это обстоятельство, что режиссер не стал идеализировать ту эпоху, как это обычно бывает в подобного рода фильмах. Все показано жестоко и без прикрас. Богатые пользуются своим положением в корыстных целях и потому считают, что могут поступать со своими подданными так как им заблагорассудиться — обмануть, обидеть, изнасиловать или даже убить. Чумазые крестьяне же живут в нищете и промышляют разбоем. Нет, ну правда, а что им еще остается, если все деньги забирают королевские сборщики налогов, а кушать хочется? Лишь пойти воровать. Жуткое время, с какой стороны не посмотри. Так же в картине будут и погони и поединки на мечах, а что касается визуального ряда, то он и вовсе выше всяких похвал. Одна музыка чего стоит, и нет это не передать словами, это надо слышать. Однако есть в этом фильме одна проблема за которую постоянно цепляется взгляд и заключается она в том, что при всем моем уважение к таланту Лиама Нисона, но главный герой не выглядит и не ведет себя как живой человек того времени. Роберт скорей напоминает рояль в кустах, который временами появляется на экране, чтобы закрыть дыры в сюжете, а как он становиться не нужен режиссер снова прячет героя Нисона в кусты и кивает остальным актерам, мол продолжайте чем бы вы там не занимались. И ведь остальные актеры выкладываются на полную и я могу с уверенностью сказать, чем славен тот или другой второстепенный персонаж — вон молодая и наивная служанка, что забеременела от бастарда, но которая последнего любит всем сердцем, а вон не слишком сообразительный охранник казначея, который хочет доказать всем, а в первую очередь самому себе, что он чего-то да стоит. Об основных героях я и вовсе молчу, один Арчибальд Каннингем, чью роль мастерски исполнил Тим Рот способен запомниться надолго, если и вовсе не навсегда, потому что этот мерзавец в плане зрительской антипатии способен посоперничать с королем Джофри из вышеупомянутой «Игры Престолов», а это говорит о многом, не находите? Так что же у нас получается? А у нас получается интересный фильм, наполненный закулисными интригами и средневековой моралью. Здесь есть и отличный актеры и внимание к мелочам, но вот беда, не смотря на то что фильм называется «Роб Рой», главным героем картины выступает Арчибальд Каннингем, а никак не Роберт Макгрегор. По-хорошему последний в этом фильме вовсе лишний, как бы странно это не звучало. Но если вас это не останавливает и если вы наткнулись на эту кинокартину потому что искали хороший исторический фильм, а не просто просматривали фильмографию Лиама Нисона в надежде найти что-нибудь этакое, то я рекомендую сей фильм к просмотру. 7 из 10
Вдали, вблизи, в лугах, в горах Сердца полны мечтой одной, И загораются глаза При имени Роб Рой. Прежде всего, эта историческая приключенческая драма не является экранизацией романа Вальтера Скота. Роман — всего лишь одна (правда, весьма важная) страница из славного жизнеописания Роб Роя. Некоторый читатели даже недоумевали, почему роман называется «Роб Рой», а не «Фрэнк Осбалдистон» — по имени истинно главного персонажа. Роберт Рой МакГрегор является для шотландцев таким же народным героем, как, скажем Робин Гуд для англичан, и Степан Разин, Емельян Пугачев для нас. Роб Рой воспет во множестве преданий, песен и рассказов. Роб Рой, конечно, натура сложная. Его принципиальность, смелость и осторожность — качества, столь необходимые для военного успеха, — оборачивались иногда пороками, в зависимости от того, как они применялись. Однако надо признать, что беззакония, какие он постоянно совершал, можно отчасти извинить его воспитанием, да и времена тогда были такие. Люди грабили, завязывали драки, а угон скота вошел в обычай и даже люди высших классов не брезговали этим делом. В стране, где обычные законы не соблюдались и не уважались — это было нормой. А почему? Закон простой Они хранят с былых времен: Пусть тот берет, кто всех сильней, И пусть владеет он. На дворе 1713 год. Шотландия под гнетом Англии. Древний институт кланов, который регулировал жизнь горцев на протяжении многих веков, пришел в упадок. У многих появляются думы, чтобы оставит родную вотчину и переселится в Новый Свет. Но среди них есть и настоящие герои, которые по праву носят свой кильт. И это благородный глава клана МакГрегоров Роберт Рой (Л. Нисон). В самом начале фильма о нем говорится как о человеке, способном «даже в поражении обрести уважение и честь». Честь — вот главное понятие для Роб Роя. И своих детей он учит: «Не обижать женщин, не лгать мужчинам и не оставаться спокойным, когда это делает кто-то другой». Образ его куда глубже, чем просто герой без страха и упрека. Ему совершенно не обязательно одержать победу (хотя это не составило бы труда). Достойный уход от схватки не менее ценен, если при этом сохранена честь. Помните момент, когда громила хотел устроить драку, но Роб всего лишь усмехнулся. Настоящий горец не очернит свою репутацию бессмысленной пьяной дракой. Но вот если поругана честь- месть будет яростной и беспощадной. Садист и убийца, незаконнорожденный отпрыск знатного рода Арчибальд Каннингхем (Т. Рот), насилует жену Роба, Мэри (Д. Ланж), он берется за оружие. Лиам Нисон и Джесика Ланж точно подобраны на роль супругов. Их герои по настоящему живы и трагически. Честный и благородный Роб и верная и любящая жена. Им противостоит Тим Рот прекрасно исполнивший роль искусного фехтовальщика и убийцы, не знающего ни совести, ни чести, получающего садистское наслаждение от зла и порока. Омерзительный тип. Шотландия. Захватывающие дух съемки в живописнейших горах, которые поражают своим суровым величием. Хорошо сняты и правдоподобно поединки: «И гром и звон кругом стоят, Скрестился с палицей булат». Фильм, возможно, Вас заставит обратиться непосредственно к роману, и Вы узнаете еще много интересного. Занимаясь ремеслом атамана бандитов Роб Рой не был особо мстителен и бывал гуманен в случаях удачи. Над его памятью не тяготеют нарекания в жестокости, и если проливал кровь, то не иначе как в сражениях. Этот грозный разбойник был другом бедных, помогал, чем мог вдовам и сиротам. Всегда держал данное и умер, оплакиваемый своей дикой страной, где было немало людей, чьи сердца благодарили его за оказанные благодеяния и чьи умы не могли осудить его заблуждения. ITE, CONCLAMATUM EST.
Начало XVIII века. Совсем немного лет прошло с объединения королевств — Англии и Шотландии. Шотландский парламент распущен. Дорогие жителям севера символы их государственности — королевские регалии и Монс Мег (аналог Царь-пушки) — отправлены в Англию. Страну наводнили счетоводы и переписчики, которые, по мнению шотландцев, беззастенчиво их обирают. Роберт Рой МакГрегор, главный герой фильма, принадлежит к древнему, но обедневшему и теснимому клану. К началу повествования он лишился не только земель и влияния, но и права открыто носить родовое имя и передавать его. Клан МакГрегоров вне закона. Еще недавно торговец скотом, Роб Рой выживает теперь за счет сбора черной дани. Когда мы знакомимся с Робом Роем, мы застаем его за выполнением своего рода страховых обязательств, связывающих его с маркизом Монтрозом. А суть их в том, что, в обмен на скромный процент, МакГрегор отвечает за стада маркиза и должен, в случае кражи, так или иначе рассчитаться с Монтрозом. Занятие, едва ли подобающее шотландскому дворянину. Впрочем, шотландский дворянин — это что-то, наподобие царька в Древней Греции, одного из тех, что пахали землю наравне со своими подданными. Куда им до надушенных англосаксов в париках и с мушками? Вальтер Скотт на страницах своего романа не раз с добродушным превосходством подчеркивает это различие, отмечая грубоватую простоту северного дворянства. Шотландцам он выделяет такие эпитеты, как «невежественный», «первобытный» и «полуцивилизованный». Его «Роб Рой» это не авантюрный роман и не героический эпос, а степенный отчет проезжего английского джентльмена о нравах Горной Страны. Подданный английской короны при этом считает себя представителем «народа, у которого цивилизация и государственность достигли полного развития». А горцы — их только что крестить заново не надо, но и без того мороки не оберешься. Видимо, во времена Вальтера Скотта не изжил себя тот страх перед воинствующими пиктами (так издревле называли горцев), который еще при римлянах заставил жителей южной части острова отгородиться от их набегов стеной Адриана. И все же в романе Вальтера Скотта нет злой усмешки, и Роб Рой, шотландский Робин Гуд, будучи заглавным героем, главным там и не стал. Геройского мало, ведь роман о лондонских купцах, вызволяющих из Горной Страны свою собственность. От иронии автора достается и Роберту МакГрегору. О нем сложено немало народных баллад, но в них не только воспевают подвиги, но и высмеивают бездействие и корысть. Если верить фольклору, Роб Рой навлек на себя подозрение в малодушие. Но Голливуд не был бы Голливудом, если бы не показал нам Красного Роба рыцарем без страха и упрека. Поскольку ничто так не способствует прославлению героя, как реванш над безжалостным противником, в фильме наличествует и антагонист, под стать герою. Им стал Арчи Каннингем в исполнении Тима Рота. Противостояние Роба Роя и маркиза Монтроза (действующего руками Арчи) отражает конфликт горских кланов с англичанами, которые мнят себя ни много ни мало высшей расой. Оправдано ли самомнение англичан? В разговоре с МакДональдом, доверенным лицом Роба Роя, казначей маркиза Монтроза нелестно отзывается о Новом Свете — ведь там живут дикари, все еще одетые в шкуры. Если красный мундир английского офицера и солдата означает превосходство своего обладателя над индейцем в шкуре и шотландцем в килте, то монарх и нация могут спать спокойно. И примитивные методы ведения войны дикарей действительно уступают «подвигам» Арчи Каннингема. Между тем, именно конфликт Роба Роя с английской знатью приобрел по-настоящему первобытный характер, и не по вине шотландца. Не получается поставить знак равенства между цивилизацией и человечностью. Арчи Каннингему больше подошло бы имя Арчи Апач. Когда Каннингем грабит, поджигает и убивает, звучит «Ailein Duinn». Древние гэльские слова вместили отчаянье и горечь женщин Горной Страны, чьи мужчины в шторм покинули береговое укрытие. Эту музыку группы «Capercaillie» по силе воздействия можно сравнить разве что с армянской песней «Ов, сирун, сирун», которой в фильме «Гнездо жаворонка» сопровождался переход по турецкой степи армянских женщин и детей. После того, как английские солдаты разорили деревню, сожгли дом вождя, отобрали его скот и земли, а жене его нанесли самое отчаянное оскорбление, Елена МакГрегор (в фильме — Мэри) написала пиброх, или плач, дошедший до наших дней. Когда слушаешь «Ailein Duinn», кажется, что это он и есть, — плач жены Роба Роя. Все могло быть иначе, но во главе угла у Роба Роя стоит честь. Главное для него — найти себя, свои принципы. Честь — это подарок человека самому себе. Тот, у кого она есть, не станет врать мужчинам и не причинит зло женщинам (как раз все то, в чем не отказывает себе Арчи, главный злодей). Честь требует, чтобы ее обладатель помнил долги, но помнил также и то, что должен он только деньги и ничего больше. Долг не выплачивают, поступившись репутацией. Есть в этом кодексе правда, за которую стоит держаться. Но нельзя не признать, что и жена Роба Роя приняла верное решение, когда, после всех лишений и ареста мужа, она попросила защиты у герцога Аргайла. Казалось бы, Мэри нарушила волю мужа, но она не может так же буквально, как Роб, следовать представлениям горцев о чести. Жена и мать, она была бессильна в борьбе против Монтроза. И со склоненной головой Мэри заслужила расположение, если не восхищение Аргайла. Высшей похвалой звучат его слова о том, что Мэри не запятнала честь своего мужа, обратившись за помощью (You your man no dishonour). В памяти шотландцев Роб Рой живет не как торговец скотом и не как первый шотландский разбойник, но разделяет славу Уильяма Уоллеса, и идеализация его в кино вполне закономерна. Чтобы отполировать алтарь героя, требовался яркий отрицательный персонаж. С задачей справился Тим Рот. Он создал целую галерею кинопроходимцев, и Арчи Каннингем непременно станет одним из любимых приобретений коллекционера. Безродный головорез Каннингем сам на честь не полагался, но признавал за другими такую слабость и выворачивал все так, что от соприкосновения с его кознями честь принимала вид «человекоубийцы и кровожадного буяна». Мэри МакГрегор разгадала его замысел и сделала все, чтобы не допустить бездумной мести со стороны мужа. В образах как МакГрегора, так и его недостойного соперника во многом говорит условность. Показательное добро и усердное зло, не без вкраплений мелодрамы. Видимо, поэтому Арчи время от времени извлекает из кармана миниатюру с портретом матери. Да и беременную от него служанку он бросил как будто не со зла. Несуразный пафос отличает и финал картины. Но так уж снимали в 90х истории о том, как храброе сердце противостоит холодному расчету. Nadechek, ценителю.
Сначала появляется искушение назвать «Роб Роя» среднестатистическим американским фильмом на историческую тему со всеми вытекающими последствиями: осовремененная психология отношений, слишком сильная любовная линия, утяжелённая несколькими постельными сценами, игнорирование знания эпохи. Авторы думали, что шотландцы отличаются от англичан только наличием юбок, другим цветом волос и привычкой говорить о своей чести (кстати, представления сценариста о последней вполне в духе Дюма). Отсюда, наверное, и выбор актёра для главной роли. Лайам Нисон с его типично английской внешностью как раз не может играть шотландца. Роб Рой должен быть куда более коряв и неоднозначен. Когда Нисон даёт честное слово — ему можно поверить. А вот поверить, что это слово даёт человек, пробавлявшийся в молодости угоном чужого скота, а в зрелые годы розыском других угонщиков и управлением своим кланом, не получается. Кстати, почему у одного из младших членов клана Мак-Грегоров фамилия Мак-Дональд? Это загадка. А вот Тим Рот сыграл отлично. Вначале появляется ощущение, что он переигрывает со своей манерностью, но оно проходит, достаточно увидеть эффектный переход от жеманного придворного к великолепному фехтовальщику — и убийце, насильнику, грабителю. Этот переход отлично показан его жестом перед финальным поединком: Рот снимает парик и внезапно оказывается коротко остриженным, миниатюрным, проворным пареньком, не дающим пощады. Фильм очень хорош, когда речь идёт не о любви, не о семье, не о чести… В общем, когда происходят события. Появление из тумана лодок с солдатами Монтроза, бегство Роб Роя по верёвке, закреплённой на шее врага — самые запоминающиеся эпизоды. Стоит на всё это посмотреть. Но ставить ли больше 6 баллов из 10 — не знаю.
Историки говорят, что в этом фильме практически идеально продемонстрирована вся материальная часть, но, по моему мнению, это совсем не главное. Сам фильм — это отличный образец истории о добре и зле, поданной с несколькими интересными поворотами. Пару слов о действующих лицах. При просмотре сразу бросается в глаза, что фильм демонстрирует противостояние темпераментов и характеров. Главный герой олицетворяет собой непоколебимое следование идеалам чести и мужественности. Его противник — бесчестный и лживый. Казалось бы, что эта история достаточно простая, но она резко выделяется на фоне неоднозначных и живых персонажей второго плана, которых сложно охарактеризовать как безусловно положительных или отрицательных. Развитие сюжетной арки происходит по вполне классической схеме. Накал сюжета нарастает плавно, ускоряясь к финалу. Сюжет фильма разбавляет несколько небольших сюжетов, которые органично сходятся к финалу. Фильм понравится не только любителям шотландской эстетики, но и всем, кто любит фильмы, которые подчёркивают важность чести и морали даже перед лицом смерти.