След оборотня
Противостояние правоохранительных органов и организованной преступности, столь активно используемое как пища для сериалов на стыке тысячелетий, слишком глубокая тема, чтобы ограничивать ее рамками одного города. Ставшие легендарными проекты «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург» окончательно утвердили Северную столицу в ранге российского Чикаго 30-х годов. Но криминальное сообщество бушевало по всей стране, и было бы неразумно полагать, что лишь в мегаполисе бандформированиям есть, где развернутся. В эпоху расцвета вымогательства, заказных убийств и прочих атрибутов «новой России», как-то отошли на второй план преступления на бытовой почве. А уж появление серийного убийцы, своими повадками, не походившего ни на одного из печально известных еще с советских времен маньяков, способно застать врасплох любой населенный пункт, вне зависимости от его масштабов. Итак, тихий южный городок потрясен известиями о таинственных убийствах молодых мужчин. Заурядный шофер-дальнобойщик, лидер шайки вымогателей, известный музыкант — абсолютно разного плана личности, которые не были между собой знакомы и которых ровным счетом ничего не объединяет. Тем не менее, со всеми троими кто-то безжалостно расправился, причем совершенно разными способами. Зашоренная местная прокуратура не склонна объединять эти дела в одно производство, однако старый следователь Александр Акинфиев нашел-таки связь между убитыми. Это фотография миловидной девушки в купальнике с настораживающей надписью на обороте: «мы скоро встретимся с тобой». Параллельно свое расследование ведет молодой и чрезвычайно напористый капитан Рыбаков, которого начальство отряжает на подмогу Акинфиеву. Но оперативник идет по следу не «серийщика», а банды некоего Кныхарева, славящейся своими кровавыми акциями. Между крупными делами связи не больше, чем у вдумчивого Акинфиева с дерзким Рыбаковым. Однако, двум извилистым дорогам, на которых ждет немало смертельных опасностей, суждено однажды пересечься… Акинфиев — пожилой, немало повидавший на своем веку следователь, но со столь опасным преступником имеет дело впервые. Сгоряча Александр Григорьевич даже нарек убийцу «наместником ада», но, если вдуматься, то эти слова недалеки от истины. Ни под один из психологических портретов убийца не подпадает. Даже маньяком его язык назвать не поворачивается, ибо он скорее мститель. Ведь этот человек недрогнувшей рукой разделывается не с хрупкими женщинами или подростками, а с крепкими мужиками. Убийца действует по четко выстроенной системе: фото в ящик, звонок с предупреждением, смерть. Нам показан страх грядущих жертв. Совершенно очевидно: приговоренные узнают девушку на карточке, но невозможно понять, какое она имеет к этому отношение. Поклонники классического детектива могут быть довольны: мотивация преступника до самого конца не поддается пониманию. Число жертв множится, некоторые, не дожидаясь палача, уходят из жизни самостоятельно. Есть ли конец кровавому списку? Константин Рыбаков — гораздо более интересная личность, чем классический «добрый следователь» Акинфиев. Бескомпромиссный капитан пылающим мечом готов разить преступность во всех ее проявлениях. Неглупый и хваткий Рыбаков видит кричащую коррумпированность высокого начальства, и, похоже, что сбор компромата занимает его гораздо больше, чем прямые обязанности. При том, несомненно, Константин — опер от Бога и «ломать» криминальную шушеру умеет не хуже грецких орехов. Из Акинфиева и Рыбакова мог получиться первоклассный тандем, но слишком разные мысли занимают двух силовиков. Константин яростно жаждет отловить беспредельщика «Кныха», с которым у него особые счеты. На этом пути ждут уголовники всех мастей, но целеустремленность Рыбакова способна смести любые преграды. Помимо чисто детективного расследования, сериал поднимает сразу несколько не менее важных тем. У старого следака личная драма. Недавно он остался вдовцом и кроме пары многолетних друзей, у него, по сути, никого и ничего нет. На работе Акинфиева за беззлобный нрав насмешливо кличут «Кактусом» и мысленно давно готовы к его уходу на пенсию. Невероятно сложное дело регулярно испытывает нервы стреляного воробья на прочность. Многие ли в его положении продолжали бы отчаянно идти по следу? Чувство долга — не самое модное в наши дни понятие, особенно за копеечное жалование. Александр — вовсе не такой простачок, каким его считают. Для этой роли великолепному Валерию Баринову понадобились «деревенские» усы. Зритель должен не сомневаться в его крайней положительности. На деле же матерый сыщик способен действовать нестандартно и даже отчаянно. Лишь человек, которому особо и нечего терять, может по мельчайшим крупицам понять ход мысли преступника. Попутно развивается вековой конфликт «отцов и детей», отголоском которого можно считать разницу в годах между главными героями. Основой успеха в нелегком деле можно считать способность пожилых понять мотивацию молодежи, а подрастающее поколение не торопиться списывать «стариков» со счетов. Баринов выдал класс актерского перевоплощения, но главной звездой «Следа оборотня» по праву можно считать Алексея Горбунова. Его часто можно увидеть на экране даже сейчас, но то преимущественно мимолетные вспышки. По-настоящему свой недюжинный потенциал украинский артист выдал именно под крылом Владимира Попкова. Рыбакова можно назвать грубияном, но разве не таким образом нужно общаться с уголовниками? Константин — крайне тяжелый и «неудобный» человек, но ни одна поисковая бригада не отказалась бы от его услуг, ибо хватка решает все. Горбунов поддерживает таинственность своего героя. Мы видим негаснущий розыскной пыл опера, но сложно поверить в то, что такой человек может быть к кому-то привязан. Отличный детектив не нуждается в романтической линии, но она присутствует для подтверждения старой истины: даже «кремень» способен на чувства. «След оборотня» предстал прекрасно проработанным проектом, события в котором аккуратно уложились в 10 серий. Динамика расследования, напряженное предчувствие очередного убийства, яркие незаурядные персонажи — все это выделяет российско-украинский сериал на фоне ему подобных. Никакого показного беспредела, никакой натуралистической жестокости, а только шокирующая в своей искренности история, которая вполне могла бы разразиться в любом городе. Акинфиев и Рыбаков — отчасти стереотипные персонажи, которым Валерий Баринов и Алексей Горбунов придали неповторимый блеск. Я очень рекомендую «След оборотня» всем любителям качественного детектива. Пора ломать стереотипы, что за вычетом всем известных саг «ничего путного наши снять не могут». Бывают в правилах приятные исключения! Отличный оформленный, незаурядно поставленный и попросту интеллигентный сериал, который прекрасно смотрится даже 14 лет спустя. 9 из 10