Дотянуться рукой
Неплохой сериал «Дотянуться рукой» или «Расстояние прикосновения» 2006 г. о неразрешимом конфликте 2-х миров, представителей различных конфессий, или точнее - атеистов и ортодоксальных евреев Израиля. Большой красивый город Бней-Брак в пригороде Тель-Авива, чьи панорамы посточнно показывают в сериале. Ортодоксальное население, хасиды и прочие. Мужчины в черно-белом прикиде, женщины в париках - беременные или с детьми-колясками. Семья Берман бедна, детей всего двое, муж прислуживает в синагоге и ешиве младшего брата, жена ожидает 3-го позднего ребенка, потому как старшие – подростки. Сын - ешиботник, дочь-умница Рохале окончила подобную же школу. Дядя-раввин сосватал ей богатого жениха-ювелира. Молодые незнакомы, но в подобной среде это и неважно. Родители счастливы, поэтому все готовятся к свадьбе. Вторая семья Минц – московские интеллигенты, репатрианты. Приезжают на наших глазах, оставив в Москве бабушку и проблемы. Их сын Зорик уже несколько лет живет в Израиле, только что демобилизовался, красавец-маляр, красит новостройки Бней-Брака. На свою беду снял квартиру в самом что ни на есть ультраортодоксальном гнезде, прямо напротив квартиры Берманов. Неудивительно, что Зорик и Рохале вскоре встречаются, по смешному поводу знакомятся и начинается недолгий, но содержательный любовный сериал под названием «Хочу до тебя дотянуться рукой, хотя это строго запрещено». Рохале нельзя ничего: разговаривать, гулять, касаться мужчин никаких, кроме мужа. Поэтому поначалу общение главных героев происходит на приличном расстоянии. Сериал еще иногда называют «Расстояние прикосновения». Но так как в жизни героини случаются проблемы и даже беды, а помочь ей никто не хочет, вследствие религиозных предрассудков, то несчастная обращается к единственному знакомому, свободному от условностей – Зорику. Помогая каким-то бедолагам, молодые люди сближаются во всех смыслах, и девушка впервые в жизни, еще до свадьбы узнает, каково это дотянуться рукой и прикоснуться к любимому мужчине, хоть он и «второсортное дерьмо» по местным меркам. А нравы и традиции «жестокого города», по словам Зорика, Бней-Брака, благопристойного вначале, проявляются по мере развития сюжета. Пока приезжие соблюдают внешние условности и сильно не выделяются из общей черно-бело-парико-беременной массы, с ними холодно-любезны. Но стоит им надеть топ на бретельках в силу жары, ролики в силу молодости, как они быстро переходят в разряд неугодных белых ворон. А значит, на их дверях можно написать «проститутки», в девушку можно кинуть камнем из темноты, а парня можно избить и убежать, чтоб не поймали. Ничего, что ты ученик ешивы и изучаешь Тору, такие-то проступки богоугодны, по твоему скудомыслию. А роман, больше платонический, Рохале и Зорика продолжается и развивается. В основном, на уровне разговоров и уговоров. Девушка боится всего и вся, объясняя это своей трусостью: «Я не могу воевать против всего моего мира». Парень вроде бы готов взять на себя ответственность за их любовь, но он связан по рукам и ногам беспомощными, безработными, нищими родителями, которых он притащил сюда и содержит. И побег в лучшую жизнь, на который согласна даже боязливая Рохале, все откладывается и отодвигается… Наконец, о связи возлюбленных становится известно, и сплетня расползается по благопристойному Бней-Браку. Вот тут-то и раскрываются истинные лица и физиономии персонажей. На девушку оказывается тяжелейшее моральное давление, особенно «старается» семья, такая любящая внешне. Она покрывается всеми существующими проклятиями и угрозами и, конечно, не выдерживает. А парень не делает никаких решительных шагов в этой ситуации. Не от испуга, нет, от растерянности, порывистости. Самый показательный пример подает ультрарелигиозный дядя Рохале – директор ешивы. Стремясь защитить племянницу от злых наветов «добрых соседей», он не угрожает ей, не проклинает, даже поддерживает. Но мягко и настойчиво подталкивает к браку с членом общины, «третьесортным дерьмом, немного лучше разведенного или вдовца», по словам новоявленного жениха. Отпустить влюбленную девушку из цепких когтей ортодоксов, дать ей жить своей жизнью и сделать собственный выбор – этого здесь, в жестоком городе Бней-Браке, никто всерьез не рассматривает и не обсуждает. Пригрозить, запугать, отлучить – вот и все методы решения проблем семейных отношений. А проблемы у отродоксов есть, и они представлены здесь. Семейное насилие, сексуальная дисгармония, отход от религии… Все решаются своеобразно, но главное здесь, внутри общины, не вынося сора из избы, не отпуская своих адептов в другую жизнь. Только бы удержать, только чтобы остались, не уходили, не уезжали, рожали бы новых ультраортодоксов, послушных, предсказуемых, верных… Красивым параллелизмом показаны кадры несчастных персонажей, каждого по-своему, но потерявших, утративших… Рыдающая Рохале, плачущий Зорик, задумчивая Марина, не могущая выбрать между мужем и любовником, пьющий Саша, любящий и прощающий свою непутевую жену, страдающая Наташа, жалеющая обманутого отца, безутешные Берманы, потерявшие ребенка… Никакой войны 2-х миров не получилось, каждый остался в своем мире, со своим личным горем. А 2 мира, не соприкасаясь, продолжили существовать дальше, делая несчастными или счастливыми своих жителей. На несуразность ситуации точнее всех отреагировал доктор Минц, отец Зорика, в беседе с отцом Рохале, Шмуэлем: «Мы оба евреи, но мой сын недостаточно еврей для твоей дочери, как и я недостаточно еврей для тебя. Покинь мой дом!». Так грустно, когда люди, даже жители одной страны, представители одной нации, не понимают друг друга. Прямо как соседи с одной лестничной площадки. Или близкие родственники… Такая вот грустная история израильских Ромео и Джульетты. К удивлению, актеры сериала мне не очень понравились. Сюжет интересный и познавательный, снято хорошо, а глаз остановить не на ком. Бывает… В особенности удалась сюжетная линия новых репатриантов Минцев. Показанная без сантиментов и умолчаний.