Полнолуние
- 25 апр 2005
В 2005 году уровень российских боевиков, триллеров можно считать не дилетантским, уровень ужасов пока ещё передвигался на 4 костылях, но напугать, ошарашить зрителя всё же мог. Наряду с «Секретными материалами» «Полнолуние» мог бы встать на 5 минут, а затем спуститься на несколько ступенек вниз. И всё-таки после просмотра меня пробирала лёгкая дрожь, чуть только стоило мне пройти в квартире по тёмному коридору. Сериал можно считать прорывным и только болван не оценит игру актёров, уж очень ужасающе сыграл Епифанцев, драматично сыграл Ульянов, Порошина предстала перед зрителями в образе милицейской принцессы, а Бочкин выстрелил всеми экспрессивными талантами деревенского разъярённого мужика с обязанностями майора. В основном российские хорроры до Полнолуния представлялись перед зрителями смесью нефти и отрыжки, а здесь произошёл прорыв. Русский оборотень вышел не так уж и живописно, но он здесь настолько силён, что даже американские монстры в сравнении с ним как мягкие пластилиновые шарики. Переплетение русской культуры с таёжными верованиями, сцена погони за Уазиком напоминает сцену погони из «Люми», даже пристрелить монстра из ружья было бесполезно, поэтому создали эпичный момент в финальной схватке. Русские постарались, хоть и недоработали сюжет, например сцена с сумасшедшим доктором, который непонятно почему-то вписался в сюжет сериала и множество остальных нюансов. Сейчас российские хорроры обретают более убийственную криповость, русские стали снимать гораздо страшнее, освоившись с технологиями, их хорроры можно по праву со временем поставить в ряд с голливудскими. Совершенствоваться и ничего другого.
На фильмы, подобные «Полнолунию» почти ни пишут рецензий, критики считают подобные фильмы слишком проходными, чтобы обращать на них внимание. Зрители же тоже подобные сюжеты тоже не жалуют, предпочитая про этих же оборотней смотреть фильмы голливудского уровня. Но так как мы по сути составляем наиболее полную антологию Российского Хоррора, то невозможно игнорировать те или иные фильмы, как бы плохи они не были. Здесь каждый фильм — кирпичик в мироздании российского кинохоррора, и мы обязаны проанализировать их все. Касаемо «Полнолуния» я бы сказал, что это некая переходная серединная форма подобного формата фильмов. Его не назовешь безупречно хорошим; длинноты, провисы сюжета, схематичная драматургия, и набившая оскомину социальная тематика, совсем неуместная в подобном формате. Но и плохим его тоже не назовешь, это уже совсем не трэш-поделка из девяностых, по крайней мере видно, что люди честно пытались сделать вменяемое кино. Но что-то получилось, что-то нет, но по крайней мере смотреть его не стыдно. Изначально кинорежиссер и оператор Сергей Белошников написал хоррор-повесть об оборотне «Ужас приходит в полнолуние», которая в девяностые годы была крайне популярна. Потом на её же основе написал сценарий «Полнолуния» (1993 г.), только с образом оборотня произошла странная метаморфоза в этой картине. В фильме, кстати довольно неплохом и атмосферном, оборотнем оказался маньяк, переодевавшийся в волчью шкуру. Допускаю, что произошло это потому, что в годы развала полноценно оборотня все равно бы сделать ни смогли, хотя за два года до этого был «Люми», и был «Час оборотня», где оборотни были оборотнями, ведь как-то смогли же. Потом «Полнолуние» после недолгого шествия по кинотеатрам затерялось где-то на целых тридцать лет и вот всплыло недавно в сети. Слава Богу, фильм в общем-то неплохой, но ему, как и многим фильмам девяностых, требуется реставрация, картинка в отвратительном состоянии. Также в повести Белошникова фигурировал метеорит, изменивший природу обычного оборотня. Тот превратился в чудовище, напоминающее чужого и хищника одновременно, став крайне неуязвимым. Но когда через двенадцать лет Белошников сам взялся за экранизацию своей повести, то почему-то линию с метеоритом проигнорировал, и его оборотень, вылитый по облику чужой-инопланетянин, но никак не волк… Хотя в начале фильма ясно подчеркнуто — происхождение оборотня идет от волков, есть эпизод, когда мальчика кусает волк, например. Нам же показывают чужого среди оборотней, что конечно очень странно. Компьютерная графика здесь есть, но она ещё в примитивном, зачаточном состоянии, многие моменты движения оборотня смазаны из-за ее недостатков, но в целом ощущения от фильма остались благоприятные. Несмотря на все недостатки сериала, мне понравилось, что авторы четко выписали линию того, как природа зверя поглощает природу человека, не оставляя тому ни единого малого пространства. Владимир Епифанцев — харизматичный, жесткий по природе актер, который может отменно сыграть сущность зла и без всяких подпорок и костюмов. Если бы авторы сделали акцент именно на актерскую суть и природу, мог бы выйти мегахоррор про российских оборотней, но в итоге имеем то, что имеем. Могу также похвалить финальную битву с оборотнем; сделано довольно неплохо, переживательно. Как некая ступень фильм заслужил свое место в пантеоне русского хоррора, вот только пока эта ступень никуда ни привела. Фильмов про оборотней со времен «Полнолуния» у нас считанные единицы, к огромному сожалению.