Александровский сад
Как вам заголовок? Знаете, к кому из героев первого сезона сериала «Александровский сад» (2005, 12 серий) он относится, и почему? Вот сейчас и узнаете! Кстати, заголовок я, переделав «под тему», позаимствовал из одного старого советского «р-революционного», но классного мультфильма. Там был колоритный персонаж- «мещанин себе на уме», который, когда к нему стучали, отвечал стандартно: «Я не белый, я не красный, я- сторона!». В мультике он был противной рожей. В нашем же сериале (подчёркиваю- невольно, по решению-вине создателей сериала) такую позицию выражает не кто иной как обаятельнейший главный герой Лёша Казарин, в последних сериях уже помощник коменданта Кремля (то есть крутой сотрудник тогдашней службы охраны Сталина и других советских партийно-правительственных «небожителей», куда даже всемогущий Берия не всегда совал свой нос (был риск его отрезания Вождём Народов!!!). Но как же так?- А вот так! … Первые серии «Александровского сада-1», как здесь точно подметил один рецензент, действительно напоминают рыбаковские «Кортик», «Бронзовая птица», а позднее и в особенности- окончательную часть трилогии «Последнее лето детства», когда подростки становятся взрослыми, и их занимают уже не просто «расследования», но и глубинные жизненные, порой жестокие вопросы-ответы и их осознание… Так вот, умница и красавец, можно сказать, баловень судьбы (даже с крутым генералом, к слову, своим будущим начальником и отцом любимой девушки он поладил!) Лёша Казарин, разоблачитель «бриллиантового заговора» и вполне «надёжный, проверенный товарищ», узнав, что его отец, зам. нач. особого кремлёвского гаража, вообще-то скрытый «беляк», а другой, глубоко уважаемый им человек- ещё круче и «белее», к тому же как минимум двойной убийца (зарезал ради документов сотрудника Эрмитажа, и позже… ещё…), воспринял всю эту информацию просто как… информацию. Странным образом он, вообще-то комсомолец, сын (хотя бы и «номинального») коммуниста, даже не озадачился вопросами: получается, вы- предатели, «приспособленцы», враги народа, а я -с вами ? тогда кто же я такой? тоже предатель? сдать их всех?- а отец? а я? всех посадят-расстреляют? что же делать? Вот эти-то все, вполне естественные для любого нормального человека метания-переживания в сериале напрочь отсутствуют и дают начало Большой Художественной Лжи. Но зато мы наглядно убедились, что у Лёши Казарина нет никаких принципиальных убеждений («я не белый, я не красный»- помните?), да и с элементарной Совестью тоже нелады (отпустил-таки двойного убийцу-подонка, единственная цель которого была даже не отомстить за невинно убиенных «красными конфискаторами» родителей (!!!), а восстановить семейную коллекцию бриллиантов! Да и пусть себе… Вот только «пусть себе» вскоре после начала войны с Германией вернётся- с секретными заданиями от СС (точнее, от «Аненербе», о чём в сериале почему-то не упоминается, хотя эти задания именно по его части!). Впрочем, человек без принципов, которому уже нельзя верить, Лёша Казарин ещё долго будет разбираться-расследовать (ему приказал «папаша»- он и…; ему интересно- он и…!) то, что напридумывали для него Пиманов и Ко. А последние, судя по сериалу, уже так запутались в нём, что, лишь бы от него наконец отделаться, перепутали и связали Гордиевым узлом все сюжетные линии в последних сериях, оставив зрителям кучу вопросов без ответов. Например, чем внятно кончилось задание «Аненербе» с поиском в России 5-й книги об этрусках (В сериале эта тема- полный идиотизм! Этруски- русские, звучит похоже… Между прочим, в 19-м веке один псевдоучёный, зная о каком-то древнем племени лаков, придумал: поля да лаки- вот вам и поляки!)? И как там СС-ная ядовитая таблеточка сроком на 60 дней в животе у резидента (скорее всего, простой аспирин!)? И… покушения на детей Сталина… И невесть откуда взявшаяся «ангичанка»… И «посиделки» Лёши с отцом да с матерью и коллекционером бриллиантов (нет, нет, не спойлер! но ведь ускользнул, гад!). В общем, концы обрублены, и- в воду! «Думайте сами, решайте сами..» И всё почему? Да потому что сам наш известный и уважаемый телевизионный историк-публицист (в большом авторитете у ФСО!!!) Алексей Пиманов давно уже воспаряет над российско-советской историей в удобной роли этакого «констататора фактов», иногда как бы «удобно» провозглашая «да я, вообще-то, ваш!» Чей же и какой же? Как Лёша Казарин?- Ну, тогда умолкаю… .. . Следующий (второй) сезон «Александровского сада» (2007)- обязательно смотрим! На мой взгляд, «оно уже лучше». .. . Простите, не удержался от констатации мелкой «кинолажи» в первом сезоне. Совсем немного… .. . Классический «рояль в кустах», кажется, во 2-й серии: Лёшка Казарин рвётся к почти арестованному отцу в больницу, а тут к его окнам и лесенка приставлена! Ха-ха! .. . Зачем персонажи, спускаясь в кремлёвские подземелья, палят как будто для них подготовленные факелы, когда им вполне доступны электрические фонарики?- Ясный пень, «для кино»! .. . В одной из первых серий крупно показаны современные бетонные ж/д шпалы. А, с другой стороны, нет претензий к показу электрички: оказывается, в конце 30-х годов электропоезда уже курсировали по нескольким московским направлениям (линия «Динамо»)… 6 из 10
В 2005 году на телеэкраны вышел сериал «Александровский сад», который был для известного телеведущего и продюсера Алексея Пиманова режиссерским дебютом в игровом кино. На мой взгляд, для дебюта этот сериал выглядит отличной работой. Тут и привычные для Пиманова съемки Московского Кремля (которые и до этого постоянно проводились для его документального цикла «Кремль-9»), и сюжет оригинальный, и актерский состав неплохой. К тому же сериал был снят при участии Олега Ряскова, который на тот момент был главным режиссером документального цикла «Тайны века». Сегодня имя Олега Ряскова известно зрителю по историко-приключенческим лентам (фильму «Слуга государев» и сериалу «Записки экспедитора тайной канцелярии»). Поэтому можно сказать, что «Александровский сад» тоже в некотором роде являлся для него дебютом в данном жанре. Главные герои сериала — Леша Казарин и Таня Шапилина. Они — элита советской молодежи, чьи отцы либо принадлежат к высшим чинам ЦК партии, либо к обслуживающему персоналу. Поэтому ребята вместе ходят в одну школу, где так же учатся дети тех, чьи фамилии были известны всей стране, живут на территории Кремля и находят себе различные приключения на свою голову. Несмотря на то, что время действия сериала происходит в 1938—1942 гг., к сожалению, авторам не удалось достоверно показать ту историческую эпоху. Все показано однобоко — со стороны «кремлевских жителей». Наверное, в этом и состоит один из главных минусов сериала. Даже когда по сюжету 1941—42 гг. и идет Великая Отечественная война, то сей факт является в сериале лишь фоном для того, чтобы завершить все сюжетные линии. Но это нисколько не портит картину. Ведь даже экранизации романа А. Дюма «Три мушкетера» (который сам по себе содержит кучу исторических неточностей) не иначе как приключенческими не назовешь. Так же и здесь соединяются и детектив, и приключения, и мелодрама. Поэтому сериал чем-то напоминает «Кортик» и «Бронзовая птица» А. Рыбакова. Очень понравилась мне актерская игра исполнителей главных ролей: Ксении Кузнецовой и Александра Жулина. Приятно было видеть их взросление в кадре и превращение из школьников в молодую супружескую чету. Так же хотелось бы отметить яркую роль Василия Сталина, которого сыграл Андрей Гусев. Пусть даже внешне актер мало походил на Василия, но вот сыграл он его убедительно. Приятно порадовал и Евгений Меньшов, который сыграл одного из центральных персонажей — отца Алексея Казарина. Честно говоря, я не видел ни одной его работы в кино, а до этого знал, как одного из ведущих в «Песне года». Конечно «Александровский сад» не претендует на то, чтобы называть себя историческим. Скорее это детектив, время действия которого происходит в предвоенные и военные годы СССР. Он смотрится с интересом и имеет оригинальный сюжет и внезапную развязку. Но среди прочих мелодрам и криминальных боевиков, заполнивших большую часть экранного времени на современном телевидении, «Александровский сад» определенно стоит того, чтобы разок его посмотреть. 8 из 10
Московский Кремль издревле был не только шедевром зодчества и символом Москвы, но и вотчиной русских правителей на протяжении долгих веков. Вплоть до 40-х годов 20 века здесь обитали не только высшие чины ЦК, но и весь обслуживающий персонал, живший по своим законам. Минисериал «Александровский сад» 2005 года является, пожалуй, одним из самых претенциозных в истории современного российского телевидения. Абсолютно не претендующее на историческую достоверность повествование, «Александровский сад» стремится соединить в своей жанровой палитре и историческую драму, и детектив, и мелодраму, регулярно сползая при этом в тривиальность, свойственную большинству российских сериалов. Лента невероятно затянута и не держит в напряжении при просмотре. Режиссура Алексея Пиманова и Олега Ряскова в ленте выдержана в традиционной и консервативной манере, однако обрисованная в картине историческая эпоха реализована слабо и невыразительно, катастрофические последствия террора показаны практически вскользь. Актерская игра тоже оставляет желать лучшего. Все персонажи, как главные, так и второстепенные, особой симпатии не вызывают, ибо они являются частью деструктивной системы. К тому же в ленте нет по-настоящему интересных и харизматичных персонажей, ибо сыграны они исполнителями главных ролей не очень хорошо. Единственным плюсом картины я могу назвать лишь неплохой саундтрек Андрея Писклова, регулярно звучащий в фильме. Итак, если Вы ищете качественный исторический многосерийный фильм, ленту «Александровский сад» Вам лучше проигнорировать. 4 из 10
Ну… путанный сценарий, который, на мой взгляд, утяжелили стразу 5-тью сюжетными линями, потихоньку выправляется только к 4—5 сериям. Понравились серии похищения и освобождения дочери Шапилина. Хорошо снято и смонтировано — прям… кино настоящее, динамичное, правдоподобное. Напрягают выдуманные персонажи: раз цыгане — это плохие ребята, раз кремлевские дети — то просто образец для подражания. То есть поставлено все вроде хорошо и даже достоверно сыграно, а сценарий какой-то неправдоподобно сказочный. Очень много «роялей в кустах» с точки зрения развития сюжета. Собственно все, что я пишу сводится к одному — сценаристы очень хотели запутать зрителя, а режиссеры пытались хоть как-то сделать это понятным. По актерской игре, в первых сериях все вроде прилично, но когда начинаются сопли, странные песни под гитару, нарочитые случайности, то становиться довольно противно. Сериал опускается до мыла, правда таких мест всего несколько. И об идеологии, такое впечатление что сериал снимался не в 2000-е а в 1980-е. Просто диву даешься. Нет объективной оценки времени. Все выдержано в лучших рамках курса компартии. Теперь о хорошем. Очень убедительны Дима Жулин, Ксения Кузнецова. Им бы сценарий поправдивей — было бы совсем здорово. Очень поганая озвучка, плоский звук, где живой — где дубляж, все это режет ухо — халтурно. Очень раздражает вектор фильма «Мы тут в кремле», как будто за стенами жизни нет. Трогательная разлука Папы и Мамы Леши Казарина, смерть родителей Варфоломеева, а потом… сценарные ляпы с их «случайной» встречей: каким боком за «англичанкой», которой оказалась Мама (Марина Есипенко), началась охота? И уж совсем малоправдоподобным выглядит в самый опасный для нее момент появление ее бывшего мужа Казарина -Татищева (Е. Меньшов). Короче фильм неровный. Но смотрится, тем не менее, с интересом. Самолеты летают и стреляют, машины взрываются. Если б весь сюжет «причесал» грамотный редактор, то тогда может это и выглядело на «отлично». Жаль, что сценарий не доверили профессиональным сценаристам. 7 из 10