Валландер
- 14 янв 2005
«Валландер» — детективный сериал, в котором на 1 месте стоит личная жизнь героев, а не раскрытие очередного убийства. Все серии взаимосвязаны, есть побочные сюжетные линии — разговоры, встречи, отражающие лишь личную жизнь. Это интересно и не скучно, герои смотрятся обычными людьми, от этого фильм кажется очень реалистичным. А любовная линия в 1 сезоне держит в напряжении — сложится ли жизнь дочери Валландера Линды или нет? Этот детектив — картина современного шведского общества. Полицейские — люди со своими слабостями. Иногда эти слабости дорого обходятся: пошел за хот-догом, а в это время напарника чуть не убили, занял телефон во время дежурства разговором с ребенком — упустил преступника. Интересно смотреть, что скрывается за парадной идиллической стороной шведского маленького городка, как живут люди. Этот детектив схож с произведениями шведа Пера Валё про полицейского Мартина Бека. Там такой же интерес к социальным проблемам и ужасное открытие, что счастливое шведское общество — это миф. «Валландер» детектив не кровожадный. В некоторых скандинавских сериал присутствует какой-то маньяк, планомерно изничтожающий население со смакованием зверств. Здесь этого нет, но сцены в морге постоянно присутствуют, как будничная работа, так что, во время еды впечатлительным людям лучше не смотреть. В сериале много типичных пейзажей, передана атмосфера городка. Шведы любят природу и с удовольствием передают ее в фильме. Посмотрев пару серий, шведам можно позавидовать — живут себе тихой размеренной жизнью в красивых домиках с панорамными окнами, двери не запирают. Судя по всему, преступности бытовой у них мало, хотя ограбления случаются, т. к. грабежи особо не расследуются. У шведов нет заборов — они либо символические, либо живые изгороди. Заграждений нет даже в детском саду. Не охраняются важные объекты — электростанции и водозаборные башни. Показанные камеры для преступников больше похожи на хостелы, небольшие бюджетные гостиницы. За примерное поведение, даже за тяжкие преступления, освобождают. Но есть другая сторона с виду такого благополучного общества — существуют пенсионеры, которые едят только собачьи консервы (они живут явно хуже преступников), и огромное количество психически нездоровых людей. В сериале постоянно показываются дети и преступления против них, а также возможные последствия во взрослой жизни детской травмы. Во многих сериях поднимается тема педофилии и воспитания. Есть небольшой диалог-спор о воспитании детей — дети априори ни в чем не виноваты, их нельзя наказывать ни за что, даже если они не правы. Взрослые шведы постоянно нуждаются в помощи психологов, они не способны самостоятельно справиться со стрессом — уволили ли их с работы, умер ли их близкий и т. п. все это ведет к разрушению психики и толкает их или на самоубийство, или на убийство. Конечно, в сериале есть и бандитизм, и торговля наркотиками и незаконная миграция — все проблемы на злобу дня, сопровождающиеся критикой единой еврозоны и слабо контролируемыми границами. А главные злодеи в глазах шведского общества- это арабы или славяне, выходцы из разных стран. Хочется сказать пару слов об актрисе Юханне Селльстрём, сыгравшей роль Линды, дочери полицейского Валландера, главной героине 1 сезона. Ее судьба была трагичной — всю жизнь актриса страдала от депрессии, лечилась в психиатрической больнице. Она чудом осталась жива, спасшись от цунами в Тайланде на дереве вместе с дочерью, но это изменило ее психику окончательно. Актриса покончила жизнь самоубийством. Особо страшно смотреть, как она менялась в течение 1 сезона — в первой и последней серии, сыгранную ею Линду, не узнать. Такое складывалось ощущение, что фильм снимался лет 10, так быстро актриса старела. По сценарию Линда сама страдала депрессией и в школьные годы пыталась покончить с собой. Казалось, актриса мастерски играет любовную драму между своей героиней и ее напарником Стефаном. Но как жизнь переплелась с вымыслом! В конце 1 сезона Стефан по сценарию кончает жизнь самоубийством. В реальной жизни не стало больше Юханны, сыгравшей Линду. P.S. 3 сезон смотреть не стоит, это всего-лишь 3 серии, но такое впечатление, что сочиняли и снимали какие-то другие люди.
Наконец-то «ведущие» кинематографические державы начали не только переснимать римейки скандинавских фильмов, но и полностью копировать имена и место действия. Валландер, Швеция, это не только северные пейзажи, неторопливое повествование и тягучая музыка Flaskkvartetten, это еще и новый мировой бренд кинематографа. Как водится, скандинавское кино специфично: действие разворачивается неторопливо, детективы не сторонники активных мер противодействия преступникам, они не любят применять оружие, они не очень молоды и внешность у них вполне обыкновенная. У них есть свои небольшие слабости и нет особых выдающихся качеств. просто они имеют чисто скандинавский характер — начатое дело необходимо довести до конца, все необходимо хорошо обдумать и не торопиться с выводами. По поводу предыдущей рецензии: если смотреть сериал внимательно, то все вполне объяснимо и логично, Валландер случайно подвез некую Анью, которая была замужем. Он увлекся ею, но она предпочла не расстраивать свой брак и грамотно увильнула от ответа. Дело в том, что Валландер увидел ее в кафе, за завтраком, и она ела овощной салат. Курт заказал то же самое. но Анья сказала, что уже уходит, а вот комиссару необходимо доесть свои овощи. Первый сезон отличается по настроению т второго: в нем Валландер более резок, категоричен и решительно настроен против преступного мира. Он не мыслит свою жизнь без своей работы, в то время как во втором сезоне, он более мягок, уступчив, у него появляются мысли найти хорошую женщину снова обрести семью. В первом сезоне у Курта немного натянутые отношения с Мартинсоном, в то время как во втором сезоне, Мартинсон отходит на второй план, зато нам показывают будни вне работы нового прокурора Истада — симпатичной разведенной блондинки Катарины. Зато в середине второго сезона у Курта состоялся один примечательный разговор с Нибергом о том, что тот будет делать, если ему на голову свалятся большие деньги. «Как всегда, две недели проведу на рыбалке. Неделю у тещи в Стокгольме… А потом вернусь на свою работу. Потому что тот кто не любит то, чем он занимается, тот не настоящий полицейский» Фильм показывает жизнь провинциального городка со всеми их радостями и неожиданностями, например, бедолаге Свартману приходится по пути к теще вместе со всей семьей обследовать место преступления. Криминалисты предположили, что преступник обронил на месте убийства «пустышку». Детскую соску. Вот из таких мелочей и складывается неторопливое повествование о трудовых буднях полицейских из маленького шведского городка в Южном Сконе. Видимо это и есть «новая шведская»/скандинавская волна в кинематографе, которая заставляет Голливуд и ББС переиначивать скандинавские фамилии и переделывать сюжеты под американскую действительность. 10 из 10
Шведский детективный сериал. Этот сериал меня застал врасплох. Я даже представить не могла, что будет так интересно. Попробую разложить по полочкам свои восторги. Во-первых. Сюжет прописан дотошно-логично-интересно. Нет в нем, возникших ниоткуда, улик и свидетелей в самый последний момент все решающих. Никаких чудес «места преступления», когда по синей ниточке на синем платьице раскручивается дело. Никаких веселящихся патологоанатомов, вынимающих мозг через задний проход в подробностях. Никаких вундеркиндов-экспертов — дело ведут обычные шведские полицейские. Нет американского послушания закону — обвиняемый будет держать оборону (лаконичную сдержанную без экшина) до последнего и никакой ордер ему не указ. Да и полицейским как-то не сильно требуются документы, чтобы пошарить в доме у обвиняемого. Как это по-ментовски — по-нашему. Во-вторых. Актеры. Минимум косметики, а шведки вообще про эйвон слышали? Прически «ой простите, я никого не ждала». Никакого силикона — нормальные сутуленькие, в одежках скрывающих пузики — гораздо человечнее выглядят, чем их коллеги женщины из американских детективных сериалов. Минимум эмоций — горе, радость, страсть, злость — это чуть дрогнувшие губы или веки, но веришь, играют в полную силу, по-честному по-шведски. В-третьих. Диалоги заставляют задуматься — собственно, а о чем это они, или что курил автор. Влюбленный детектив: — Анья, когда мы снова увидимся? — Кушай овощи. Или вот еще меня озадачила последняя фраза свидетельницы на допросе: — Почему все так? Почему убили Ганди, а не Сталина? (на минуточку фильм 2005 года, где Ганди и, где Сталин — не сложилось у меня картинка во времени, а кто убил Кэнеди ей не интересно?). А вот это по-нашему: тело с поверхности воды в 20 метрах от берега достают водолазы: — почему водолазы? — у спасателей лодка прохудилась… (Супер! «они бы еще с чемоданом пошли», но это уже из другой оперы) В четвертых. Любовь. Присутствует романтическая линия, но тут я пас — это надо посмотреть, чтоб понять, что ничего не понятно в их шведской любви. В двух словах, например. Коллеги он и она в первой серии договариваются, что будут снимать дом на двоих — так дешевле. В первую ночь переспали (у них тоже проблемы с отоплением! грелись в общем), а после договорились — мол, никакой романтики, даже настаивают на ее отсутствии в глазах окружающих. И так и есть, живут соседями, а в середине первого сезона она вдруг съезжает, потому что он не хочет детей… Упс. А должен был? Рецензия получилась сумбурная — но это точное отражение моего восприятия фильма. Как окончательный вердикт — нравится! Смотрю, разбираюсь, наслаждаюсь. Борюсь с желанием параллельно смотреть версию 2008 года снятую совместно с американцами. 10 из 10