Десантный Батя
- 08 фев 2010
Несмотря, что я женщина, очень люблю фильмы про войну и биографические фильмы. Здесь два в одном. Про нашего прославленного генерала Маргелова Василия Филлиповича. Когда смотрю фильмы про реально живших исторических деятелей, всегда стараюсь прочитать биографию их. Поэтому не сразу поняла почему в фильме фамилия Меркулов, но потом дошло, что к чему. Фильм понравился. Переплетение разных эпох, как-то смягчает интриги и грызню вокруг героя, показывает откуда становление личности генерала пошло. Эти довоенные съемки, хроника войны показали как из деревенского паренька получился боевой офицер, генерал армии, один из основателей сегодняшнего ВДВ. А другая часть о событиях 70-х годов, как генерал создавал и отстаивал свою армию, с каким мужеством боролся против интриг, которые готовы уничтожить боеспособность армии ради своих целей. Хорошо подобрали актеров. Играют достоверно, без переигрывания, что стало традицией в нынешних сериалах. Костюмы, техника соответствует своему времени. Сериал достоин просмотра, оставил очень хорошие впечатления.
Кто хоть раз видел, как из чрева огромного, невероятного самолета десантируются не только парашютисты, но и военная техника — БМД, танки, тот не забудет разлет куполов парашютов, которые почти закрывают небо. Не обязательно наблюдать сей магический процесс воочию. На экране телевизора это зрелище также поражает. Диву даешься, как человеческая мысль способна обеспечить и рассчитать успешное приземление боевой машины с экипажем с подоблачных высот прямо на бренную Землю. И сразу же машина — в бой! А ведь речь идет о многих тоннах металла и живых людях. Кто же толкал этот невероятный проект и где искать истоки подобной смелости мысли и напористости действия? В жизни и деятельности Василия Филипповича Маргелова — командующего ВДВ, создателя десантных войск СССР. Он и стал прототипом главного героя — генерал — полковника Меркулова Василия Филипповича. Фильм «Десантный Батя» охватывает обширный период отечественной истории. Повествование перебрасывается то в 70-е годы двадцатого столетия, то в 30-е, начиная с Советско-Финской войны. Мы наблюдаем на экране своеобразный авторский взгляд на ту же Финскую войну. Ведь реально мы мало чего о ней знаем. А тут, в фильме, даже статистические данные потерь приводятся, и эти печальные цифры органично вплетены в ткань фильма. Счет погибших советских солдат и белофиннов идет явно не в нашу пользу. Почему это стало возможным? Частично ответ на этот вопрос также реально найти в «Бате». Периодически в картину включаются кадры военной хроники. Оправдан ли такой шаг? С точки зрения зрелищности — не совсем, а вот как придание достоверности событиям и постановке в целом — это здорово! Подобный прием, если мы вспомним, использовался и в нашумевшем проекте «Штрафбат», где в заставке используют реальные кадры военных лет. Лица солдат на марше. Лица солдат в немецком плену. Их запоминаешь надолго. Главный герой многосерийного фильма «Десантный Батя» мужик непростой! Он «рубит с плеча», не сюсюкается с подчиненными, энергичен и уперт. Лично мне не очень нравится его резкость по отношению к сыну: тому летят в лицо слова «Ты у меня сейчас о своем здоровье беспокоиться будешь!» Это, возможно, и сказано с любовью, но угроза слышится весьма реальная! Видимо Михаил Жигалов так выдохнул эту фразу, что она стала прямо заряженной, но больше негативом. Авторы здесь все же «переперчили». Местами Меркулов — просто отталкивающий типаж! Квинтэссенцией многосерийного фильма «Десантный Батя» могла бы стать фраза легендарного маршала Жукова, сказанная в 1941 году главному герою Василию Меркулову во время их первой встречи под Ленинградом: «Никто, кроме нас!». Этот постулат предполагает умение и способность взять на себя ответственность. За защиту Ленинграда в начале ВОВ. За все десантные войска. За свою жизнь и жизнь подчиненных. «Никто, кроме нас!». Я считаю, лозунг «Никто, кроме нас!» — основной идеей фильма. Типаж командующего ВДВ в «Десантном Бате» хорошо отражает фраза Василия Меркулова, оброненная в кабинете у главкома ВДВ, относительно своего сына Александра Меркулова и еще одного бойца, сержанта Лыкова, любимца генерала. Об этих самых близких людях он скажет: «Прежде всего, они — десантники, а потом уж — мои дети!». Данное высказывание является стержневым отражением характера Меркулова. Далеко не каждый отец пустит в боевую машину десанта (БМД) своего единственного сына и скинет эту махину с экипажем на парашютах к земле, с высоты облаков. А ведь до этого было лишь одно испытание с собаками в качестве подопытных животных! Всего одно! Да, собаки выжили, не пострадали. Но то — собаки… Вот что еще достойно вплетено в ткань сериала — это ощущение причастности зрителя к происходящему. Да, переживаешь. Да, то поддерживаешь «Батю», то осуждаешь. То пытаешься вразумить его, указать на ошибки, то киваешь головой в знак согласия. Но что важно: не зеваешь равнодушно перед экраном. В этом заслуга режиссера Олега Штрома, Сергея Жаркова (играет Меркулова в молодости), Михаила Жигалова, других актеров сериала и тех, кто помогал им создавать этот проект. В лице персонажа Василия Филипповича Меркулова предстает настоящий человек чести. Очень достоверная актерская работа Михаила Жигалова с одной стороны. Но все же считаю, что по шкале экспрессивности, упрямства, взбалмошного характера Меркулов зашкаливает, что мне не очень импонирует. Что ж, вот такой многогранный главный герой получился в сериале «Десантный Батя». Есть в сериале «Десантный Батя» что-то залихватское, ухарское. И выражением озорства стал, по-моему, второстепенный персонаж. И именно — личный водитель главного героя в исполнении актера Алексея Розина. Эта, извините, физиономия с хитринкой во взгляде, с заломленной назад кепкой как раз и является отражением несколько хулиганской органики сериала. Таким образом, авторам удалось создать смесь военно-исторического и общественно-политического кино, сваренную с задоринкой. В многосерийном фильме «Десантный Батя» проклевывается еще одна интересная особенность — ощущение культурности кинематографического языка. Профессор, что носит массивные гранаты в сумке, как свеклу в авоське, читает красноармейцу стихи известного немецкого поэта Гете. Музыканты из духового оркестра играют произведения великих композиторов. Эти удачные вкрапления из мира искусства в ткань фильма делают его более человечным. Даже на волоске от гибели, на расстоянии ладони от фронта и безжалостного врага, в бойцах живет человеческое стремление к красоте. Не лишена картина и мягкого, немного несуразного юмора. Ополченец, разбитной интеллигент образца первого года ВОВ, получает гранаты на пункте выдачи боеприпасов и топчется, не зная ни как пользоваться ими, ни куда их положить. Так, распихивает по карманам, как яблоки. Я бы не сказал, что авторы сваяли «лубочную» картинку жизни образцового генерала. Показаны и кровавые сцены рукопашных боев, лишенные сюсюканий, предельно жесткие, иногда — жестокие. Зритель видит дедовщину, нешуточные клановые и межгенеральские трения. Все это делает фильм более достоверным, выпуклым. Музыкальный ряд фильма выполнен сдержанно и ненапряженно. Соответствует боевитой, озорной стилистике «Бати». Композитор Алексей Шелыгин сумел не мешать повествованию неуместной громкостью или парадностью. Он уложился в такт и стилистику картины. Сериал будет интересен как молодым мальчишкам, которые нынче часто слоняются по подъездам неприкаянные, так и всем, кто служил в ВДВ, в Советской Армии, наконец. Мальчишки увидят для себя истинные ориентиры, образец для подражания, если хотите, а давно отдавшие воинский долг Родине вспомнят свою службу. Женщинам сериал может быть интересен в меньшей степени. Все же в первую очередь — это картина мужская. 9 из 10
Посмотрел сериал «Десантный батя». На полном серьезе могу сказать, что это именно мужской сериал. В последние годы снимается немало фильмов про войну, армию и пр. Однако все эти фильмы имеют общую особенность. Желая посадить в ряд зрителей женскую часть населения, режиссеры и сценаристы вводят в сюжет фильма «любовную линию». Обычно в роли радистки, медработника того или иного ранга, реже — в роли офицера. Но, к сожалению, чаще всего сентиментальные эпизоды показаны так, что у основной части зрителей мужеского пола от таких моментов сводит зубы: они, как правило пропитаны «сопливостью и сладостью»(кстати кино аналогичной тематики, снятое в годы СССР, даже тему любви обыгрывало так, что не вызывало приступ тошноты). В сериале «Десантный батя» линия любви тоже показана, но показана она грамотно… это именно неотъемлемая часть сюжета, а не просто воткнутые эпизоды. Она абсолютно не меняет атмосферу фильма, не вызывают желания «перемотать все эти сопли». Теперь рассмотрим структуру сериала. Сериал построен на двух «линиях», которые описывают жизнь Василия Филипповича Маргелова. Линия «до войны» и «после»(о чем открыто говорится в первой же серии). Зритель может увидеть эпизоды жизни Маргелова и в 30-ые годы, и в финскую войну, и в начальный этап Великой Отечественной Войны. Но, что удивительно, такая «смесь» эпох совсем не портит впечатления от картины(как это иногда бывает в фильмах). Наоборот, эти моменты дополняют друг друга. Игра актеров также достойна восхищения. Отдельное спасибо хотелось бы сказать тем, кто работал над музыкальным оформлением картины. Фоновая музыка всегда звучит в тему, даже музыка на титрах в начале и в конце фильма(особенно в начале) не вызывает желания «перемотать их» (как люди обычно поступают, когда смотрят сериалы). Оформление вступительного ролика перед каждой серией достойно восхищения: нету «приевшейся» в других сериалах подборки видео из самой картины. Под прекрасную музыку в красивом военном оформлении представлены актеры, на заднем плане идут ролики с десантированием, парадными проходами и прочими торжественными эпизодами из деятельности ВДВ… все это на фоне флага Воздушно Десантных Войск. Сюжет, как упоминалось ранее, построен на показе отдельных эпизодов из жизни Маргелова. Через весь фильм, вполне справедливо, красной линией идет мысль о том, что В. Ф. Маргелов именно «десантный батя», и что обращение десантников друг к другу «братишка» это не пустой звук. Их интересных нюансов хотелось бы отметить следующее: в сериале фамилия Маргелов переделана в Маркелов. Настоящая фамилия «бати» была именно Маркелов (буква «к» на «г» сменилась с легкой руки партийного чиновника при вступлении в партию, и так и осталась), также в фильме есть несоответствие дат. Например, звание «генерала армии» Маргелов получил в 1967 году. В фильме описывается «вторая половина 70-ых». Десантники вооружены автоматами АК-74(что также не соответствует временной эпохе) и т. д. Эти нюансы совсем не заметны для неискушенного зрителя и совсем не портят картины. В общем фильм очень хороший. Он достоин занять законное место среди таких легендарных фильмов про Воздушно Десантные Войска, как «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Закончить рецензию хотелось бы словами из замечательно песни про Воздушно Десантные Войска: «Года стирают время, даты, имена И к сожаленью старой жизни пламя гаснет Но кто-то вспомнит иногда, как в те далекие года Десант прозвали Войсками Дяди Васи…» Оценка: 9 из 10
С удовольствием посмотрел сериал, но оставил он противоречивые ощущения. Задумка была — безусловно правильная и нужная. Фильм про Василия Филипповича Маргелова нужно было уже снять давно и именно в виде сериала, с определённым количеством серий. В двух-трёх сериях про этого человека всё не расскажешь. Так что проект был изначально значимый и беспроигрышный. Многое создателям фильма удалось. Правильной была идея поделить сериал на две части — предвоенные, военные годы и семидесятые — очень интересно смотрятся оба периода жизни Маргелова. Основные вехи его биографии тоже прослеживаются, хотя, конечно, не в реальной хронологии. Великую Отечественную он начал майором, а закончил генерал-майором, командиром дивизии. Жаль, что война в фильме не показана, кроме 1941 года, хотя он прошёл всю войну и ровно поднимался по служебной лестнице. Да и с должности командующего ВДВ он был снят в 1959 году, а восстановлен в 1961, а не в 70-е годы. Но, видимо, не стояла задача чёткого соблюдения хронологии, тем более и фамилия главного героя была изменена. Тем более, главным консультантом фильма является Александр Маргелов, лучше других знающий жизнь своего отца. Понравилось, что включены были в фильм некоторые легендарные высказывания и афоризмы генерала. Понравился эпизод с легендарным первым десантированием в бронетехнике его сына Александра. Хотя сыновей у него гораздо больше. Подковёрная борьба в Министерстве Обороны тоже хорошо продемонстрирована, это и не секрет, что среди генералитета Советской Армии всегда существовали свои группировки и кланы, борющиеся за свои интересы. Но что не понравилось категорически — что даже этот фильм — очень хорошая задумка, испорчен современной идеологией, а именно тем, что уже набило оскомину. А точнее, идеологическим враньём. Редкий современный фильм про Великую Отечественную Войну обходится без кровожадных «особистов» и «НКВДэшников», выпяченных на передний план боевых действий. Ну кому нужна эта западная антисталинская пропаганда? Тем более этот дурацкий эпизод с арестом и расстрелом воюющего генерала и многозначительной при этом задержкой объектива на портрете Сталина? Этот эпизод должен вызвать ощущение у зрителя, что Сталин боялся свою армию и воевал со своими генералами руками «особистов». Чушь полная, Сталин выиграл войну, руководя своими маршалами и генералами, а не военной жандармерией в виде «особистов». А «особисты» никогда не пытались командовать командирами полков и дивизий и вмешиваться в ход боевых действий. Они выполняли свою нужную и полезную работу — ловили многочисленную вражескую агентуру, шпионов, предателей и пособников оккупантов, военнопленных фильтровали. А эпизод, когда нехороший «особист» пытается арестовать тяжело раненного Маргелова? Ладно хоть его спасает другой хороший «особист». Худшие традиции идеологической лжи из фильмов типа «Штрафбата» перекочевали и в этот сериал. Не понимаю, для чего, зачем надо было портить этим фильм? Или это негласные требования современной цензуры — чтобы в каждом современном военном фильме присутствовала антисталинская истерия? Ну ещё и в военных воспоминаниях генерала, мне кажется, много второстепенных моментов, хотя можно было бы более полно отразить его боевой путь. Хотя, считаю, что плюсов в фильме всё-таки гораздо больше чем минусов.