Тримей
- 11 апр 2010
Закончив первый сезон «Позы» и проникшись ностальгией по музыке 80-х, я решил поискать сериалы про музыку и музыкантов (без особых, впрочем надежд, ибо казалось, что сегодня сложно пропустить что-то стоящее). К моему большому и радостному удивлению, нашелся большой, классный и достоверный сериал про жителей Нового Орлеана, которые пытаются наладить свою жизнь в полуразрушенном ураганом и наводнением городе. «Тримей» удивительным образом вбирает в себя острые социальные и политические проблемы, оставаясь при этом художественным сериалом, в центре которого — многогранная музыка Нового Орлеана и его ежегодные красочные шествия. Почти документальная достоверность происходящего, отличный кастинг и драйв живых музыкальных вкраплений выделяют сериал из всего ранее виденного. Если говорить об аналогиях, то это похоже на концентрированный сплав частей «Кадиллак Рекордс» (музыка и реальные музыканты), «Безумцев» (внимание к деталям профессиональной среды) и вышеупомянутой «Позы» (драйв андеграунда). При этом нельзя сказать, что какая-то из частей принесена в жертву прочим: сюжетные линии грамотно сплетаются в уникальную картину местной культуры и места, в которое хочется вернуться, даже если ты никогда здесь не был.
Выдающийся образчик идейно нехитрого, т. н.«народного», духовноскрепляющего сериала, который ни детективный ни мелодраматический. Удивительная работа Дэйвида Саймона, который при изначально сложных исходных задачах справился на ура. Сериал выдержан исключительно в благостных тонах и даже несмотря на горчинку с самоубийством вполне мог бы называться «Плохих людей нет». Сериал ни в малой степени не лубочный, но доля условности и утрированности в подборе историй очевидна: как раз события в период Катрины показали многие темные стороны жителей Нового Орлеана. В том, что полуподонками выставлены исключительно полицейские, возможности самоорганизации местных показаны фактически беспредельными, а карнавальная стихия прямо-таки вечным двигателем городской жизни тенденция очевидна. Саймон в «прослушке» уже показал мастером бытописания и нюансировки специфической черной среды — в этом сериале черные (преимущественно музыканты) доминируют во все сто и их жизнелюбие и стойкость, как ни крути, противостоят отъезду и самоубийству белых. Собственно, мастерство режиссера и ровные работы актеров, никто из которых не тащит одеяло на себя, были бы недостаточны без выдающейся музыкальной составляющей. Вариативность и разное качество представленных музыкальных номеров, упоминание уймы известных и совершенно неизвестных имен и композиций откровенно завораживает и создает необходимую начинку сериала. К концу я откровенно приутомился, все же однообразно. Из мини-линий мне кажется нудной и затянутой линия расставания с любовником скрипачки. Да, собственно, все линии можно было бы сократить и уложиться в восемь серий. Совершенно не вижу драматического потенциала в снятии второго сезона. Кинематограф — не прямое зеркало социума. Скорее можно говорить о сложно устроенной системе зеркал, которая и сама по себе представляет интерес. Все же именно по этому не самому выдающемуся сериалу можно сделать безусловный вывод как о высоком качестве американского кино, так и величии сегодняшней Америки, которое никак в к военной силе не сводится. Теперь представьте, как может выглядеть десятисерийный отечественный некриминальный немелодраматический художественный сериал о буднях жителей Хакасии после пожара (без мэра, губернатора и подвигов спасателей, вытащивших детей из пожара). 7 из 10
Более ста лет назад кино начало завоевывать зрителя как вариант простого и доступного развлечения, альтернатива театру, цирку и шоу уродов, и прочим мероприятиям, призванных развеселить умирающий со скуки народ, ищущий новых впечатлений и ощущений. Лишь спустя несколько десятков лет, когда «движущиеся картинки» уже так прочно вошли в жизнь человека, что стало понятно — они уже никуда не уйдут, а будут лишь развиваться и становится только дешевле и ближе для всех слоев населения, некоторые режиссеры начали понимать, что кино может стать удобным способом изменить мир, донести до зрителя информацию, которую невозможно из-за каких-то ограничений рассказать иными способами, изобличить ложь, которой правительство и прочие сильные мира сего потчуют простой народ, и в интересной и увлекательной форме сломать стереотипы, помогая тем, кто стал жертвой и отсутствия информации, и лжи. Но что насчет сериалов? Можно ли их использовать с той же самой целью? Эта отрасль развивается гораздо медленнее кинематографа, и можно сколько угодно говорить о том, что за последние два десятилетия телевизионная продукция сделала большой шаг вперед в отношении качества предлагаемого ею материала, но все же большая часть выпускаемых сериалов, хоть и сменили свой внешний облик на что-то более изобретательное, внутри остаются ничуть не умнее мыла, от которого теперь плюются их почитатели. И уж точно немногие создатели сериалов имеют совершенно революционный взгляд на жанр, делая свои проекты не только умными и высоко драматичными, но еще и чрезвычайно чуткими к актуальным для сегодняшнего общества проблемам. Одним из таких является Дэвид Саймон, который долгое время был штатным репортером криминальной хроники главной газеты Балтимора, но обладал слишком хорошим пониманием социальных и политических процессов, которые происходят, как в его родном городе, так и в его родной стране и даже в мире, чтобы на всю жизнь оставаться простым журналистом. Начав с книг и закончив сериалами, Саймон заставил узнать и запомнить свое имя, как миллионы рядовых американцев, так и сотни не рядовых политиков, которые любят рассыпаться комплиментами в адрес его творчества, показывая, что люди они с открытым разумом и что критика в адрес правительства, которая является неотъемлемой частью творчества Саймона, их нисколько не обижает — они же совсем не такие. «Тримей» — последний на сегодняшний день телевизионный проект автора, в котором он почти впервые выходит за рамки родного Балтимора, его полицейского департамента и криминального сообщества, но, сменив дислокацию, Саймон остается верен себе и по-прежнему рассказывает о том, что важно и нужно знать каждому человеку, который интересуется тем, что происходит нынче в мире. Трагедия Нового Орлеана, от которой отталкивается автор в своем последнем телешоу, в очередной раз вскрыла множество нарывов современной американской системы, но, в отличие от войн в Ираке и Афганистане, которые сделали тоже самое, и про которые не рассказал разве что очень ленивый режиссер, она практически не была затронута думающими авторами, будь то документалисты или хотя бы те, кто предпочитает игровое кино. Исключением можно назвать только документальный сериал Спайка Ли «Когда рушатся плотины», однако, поскольку он недоступен для русскоязычного зрителя, «Тримей» остается самой удобной для нас возможностью узнать, как восстанавливался Новый Орлеан после разрушительного урагана. И даже учитывая, что большинством героев Саймона стали музыканты-раздолбаи и множество серий посвящены гордости города, карнавалу в честь Марди Гра, в каждом моменте автор умудряется рассказать о тех или иных последствиях постигшего город стихийного бедствия, пропущенных через бездействие правительства и мошенничество страховых компаний. А самое главное, что «Тримей» с таким же успехом мог бы быть и документальным, поскольку все истории, про которые рассказывает в своем последнем проекте Саймон, имеют реальную основу, а некоторым героям или людям, которые упоминаются в сериале даже оставлены их реальные имена — например, жертва полицейской жестокости Генри Гловер сохранил свое настоящее имя, и автором были точно воспроизведены все детали его дела. Но на этот раз Саймон рассказывает не только о политике, но еще раскрывает неповторимый дух самого города, полного творческих людей, этнического и языкового разнообразия. И если уж автору удавалось влюбить зрителя в далеко не идеальный и гораздо более прозаический Балтимор, то в случае с Новым Орлеаном тур-агентства могут приплачивать ему за рекламу, настолько его сериал вызывает желание оказаться в этом сердце Луизианы. Вы можете услышать, что «Тримей» нельзя полюбить, если вы не жалуете джаз или хотя бы музыку в принципе. Это ложь. Вы можете услышать, что «Тримей» нельзя полюбить, если вам не интересны все вышеописанные проблемы современного американского общества. Это тоже ложь. А правда заключается в том, что «Тримей» нельзя полюбить, если вам не интересны сериалы о настоящих людях, если в соответствующей графе в социальной сети вы заносите «Шерлока Холмса», «Игру престолов» и «Отбросы», потому что в сериалах Саймона вы не увидите классический кастинг американского или английского телевизионного продукта, вы не увидите серий, которые заканчиваются на самом интересном месте и не будете жить в ожидании того, когда узнаете, как в очередной раз развернулась борьба за Железный Трон, потому что борьба автора это борьба совершенно другого рода — за справедливость, за умы, за сердца, за жизни настоящих людей, кем бы они ни были, борьба за не предвзятое искусство, борьба за сохранение позитивных традиций и уничтожение тех, что только обманывают людей. Конечно, все это не сделало «Тримей» популярным среди обладателей телевизоров в Америке и даже на таком продвинутом канале, как HBO, сериал ютился на правах бедного родственника, урезаясь с каждым последующим годом. Но Дэвид Саймон не из тех, кто легко сдается, и он продолжает гнуть свое кредо, однажды выраженное им всего лишь в паре слов, чего бы ему это не стоило, — «К черту среднестатистического зрителя».
Жалко, что подобные сериалы остаются практически незамеченными у нас. Сотня оценок на кинопоиске — слезы, особенно с учетом того, что проекту уже два года и два сезона. В Треме втягиваешься постепенно. Нет никаких «крючков», которые иной раз цепляют зрителя с первой серии. Ни основной любовной линии, ни детективной интриги, ни, конечно, пришельцев и загадочных островов. Только развалины Нового Орлеана, местное, в основном негритянское, население, пытающееся кое-как восстанавливать жизнь после потопа и музыка… Музыка — она здесь везде, играют или слушают все, не меньше трети времени каждой серии занимают выступления джаз-бандов — черных, белых, креольских, кажунских, есть даже японец. Кроме джаза играют и рок, и кантри, бывает и рэп. А куда без него? Город, как и большинство актеров — черный. Так, через призму жизни нью-орлеанских музыкантов перед зрителем постепенно разворачивается панорама одного из самых удивительных и ярких городов США. Режиссуры почти не чувствуется, однако снято все ладно и крепко. Актеры отличные — один персонаж Гудмана много стоит. Так же здесь прижилась пара детективов из Прослушки, любители узнают их в лицо. Смотреть стоит — расслабившись и дав сюжету и музыке увлечь себя… P. S. Хотелось бы сказать огромное спасибо ребятам, которые делают сабы для сериала. По всему видно, что любят фильм и есть среди них фанаты джаза. 10 из 10
Хорошие актеры знают, кто такой Дэвид Саймон, и не задумываясь соглашаются на роли в его проектах. Прекрасно осознавая, что за эпизод в телешоу какого-нибудь из общественных каналов Джон Гудмен получит в десять, в двадцать раз больше, он говорит «шшш» своим агентам и идет в «Treme». Потому что это шоу ждет успех. Но не тот успех, который измеряется рейтингами и бокс-офисами. Музыка. Каждый, кто хоть на долю секунды промелькнул в кадре, каждый житель этого потрепанного природой города имеет отношение к музыке. Кто-то зарабатывает музыкой на хлеб, а кто-то играет в свое удовольствие. Кто-то любит пропустить пару пива в любимом баре, подпевая друзьям-музыкантам. Ну а Дэвис сочинил песню, в которой от имени всех жителей Нового Орлеана выражает глубокое презрение к Президенту Соединенных Штатов. Вот так просто — без демонстраций, насилия и крови. Но черт с ними, с политиками. Фильм не о них. Фильм о том, как люди пытаются вернуться домой, в свои разрушенные трущобы. Даже если твой квартал напоминает кадры из постаппокалиптичесого хоррора — дом есть дом.
Так, собственно и начинается сериал, поставленный нам компанией HBO. Само действие, разворачивается не спеша (да и куда спешить в полуразрушенном Н. Орлеане?), камера выхватывает отдельные сцены, которые не торопятся складываться в мозаику,.. но к концу первой серии это «замешательство» проходит — герои определены, сюжетные линии построены. Сразу, с первой серии, меня покорила игра Стива Зана. Роль фаната своего города, идеи, стиля, музыки ему явно удалась. Джон Гудмен как всегда на высоте. Его юмор подкупает, его ругательства умиляют. Игра всех актеров добротная, слабых мест почти нет. Драма, юмор, страсть присутствуют в равных пропорциях и дополняют друг друга. Хочу поставить 10 с «+» операторам Айвену Страсбергу и Иреку Хартовичу — очень качественная работа. Ощущение присутствия «в кадре» стопроцентное, кажется что учтена каждая деталь в кадре: переживания, лица, эмоции, нерв… А теперь о главном. О духе. Спросите меня, что я ВООБЩЕ знал о Н. Орлеане? Да ничего! кроме как то, что это город в США, что там было сильное наводнение (2005г.), ну и то, что там вроде как играют джаз. Как видим — не густо. Так вот. Н. Орлеан — это прежде всего дух ЕГО жителей, не тех, которые разбежались кто-куда после катастрофы, а дух тех, которые вернулись в свои дома и начали восстанавливать СВОЮ жизнь. Это во-первых. А во-вторых, это конечно же его… музыка! Говорить о ней можно часами, но лучше смотреть и слушать. ___ Эпизод в конце первой серии первого сезона. Батист (Уенделл Пирс) опаздывая на прощальную церимонию: - Кого провожаем? - Бо Жака. - Бо Жака того, кто из квартала Алжира? - Да нет, Бо Жака из Гартауна… … - Я понял. Значит 40$ пока идем до кладбища и 40$ на обратную дорогу, верно?.. … - Играем «Близкую дорогу»… ___ Все это и делает сериал таким самобытным и узнаваемым: сериал о любви людей с СВОЕМУ городу, СВОЕМУ образу жизни и к СВОЕЙ музыке. Рекомендую. 10 из 10