Валландер
- 10 ноя 2008
С чем у нас ассоциируется Швеция? Лично у меня — с холодом, мраком и туманами. Возможно, виной тому проза некоторых шведских писателей, в которой север пропитывает буквально всё и насквозь. Как бы то ни было, так оно и есть. А Британия? А с тем же — с холодом, мраком и туманами, только с добавлением дождя и вечной пасмурности. В «Валландере» это все смешивается, и получается интересный атмосферный коктейль. Только атмосфера этот сериал, откровенно говоря, и спасает. И, пожалуй, актерская игра. В сюжете не стоит искать ничего нестандартного. «Валландер» — детектив, самый обычный, про человеческие взаимоотношения и корысть. Он не шокирует, как «Ганнибал», и не хвастает интересными персонажами, как «Шерлок». Здесь нет личной жизни, за исключением самого Курта Валландера, у которого она особой необычностью также не отличается, и нет развития взаимодействия членов команды, в которой он работает. Здесь есть только расследование — и больше ничего. Да, это очень круто в реальной жизни, когда детективам лучше ни на что не отвлекаться, но — не для художественного произведения, выведенного на экран. У действующих лиц, в сущности, большой потенциал, только его совершенно не раскрывают. Бывает, после конкретных моментов ждешь: о, вот, должно наступить развитие взаимоотношений вот этого персонажа и этого, он же такое для него сделал! Но нет. Ни благодарности, ни реакции — в следующей серии этого как будто не произошло. К тому же, некоторые просто пропадают, и в лучшем случае этому дают простое мимолетное объяснение. Съемки хороши, дела не то чтобы впечатляют, но и не удручают простотой. Уныло, прямо, без внезапных поворотов сюжета. Не дотянули, хотя могли бы. 6 из 10
Мне сериал нравится. Желание посмотреть вторую серию после первой для меня показатель. Сериалы я смотрю, так сказать, не по долгу службы, чтобы где-то об этом написать или поставить отметку в своем списке, а исключительно ради интересного времяпровождения. Первые серии многих сериалов просто прерываю на половине, потому что дикая скука. С Валландером все иначе. Сериал очень атмосферный. В сравнении с похожими продуктами производства США в нем гораздо больше глубины, погруженности в себя, некой достоевщины. Собственно Валландер — мужчина неопределенного возраста, довольно мятый, довольно депрессивный, бесхарактерный тюфяк с кучей комплексов, но такой знакомый, такой живой и родной. Все неловкие ситуации, в которые он попадает, вызывают к нему такую, знаете, исконно русскую жалость. У нас в культуре вообще принято любить из жалости, в этом драматургия сериала прямо-таки задевает во мне самые глубинные струны души. У Валландера изначально не может быть все хорошо, таков уж его характер. Самокопание, погруженность в прошлое, попытки быть героем, позднее раскаяние, потеря близких, все это клубится вокруг него густым туманом, из которого он выйти не в силах. Несмотря на это, он окружен людьми, которые по своим профессиональным способностям и рядом с ним не стояли, и когда он мчится куда-то под действием внезапного озарения (которое, как всегда, приходит слишком поздно), коллеги не бегут вместе с ним по машинам, на ходу включая мигалки (как хочется видеть — видимо, тут влияние героического американского кино), а, ничего не понимая и открыв рот, смотрят ему вслед. Даже злодеи здесь какие-то трогательные, беспомощные, душевно хрупкие, и их тоже по-человечески жаль. Экшна здесь тоже предостаточно. Если отвлечься от просмотра на пару минут, потом ничего уже не поймешь, приходится перематывать. Серии длинные, как полнометражный фильм, и смотреть их нужно от начала до конца. К сожалению, сериалы — такой продукт, который из серии в серию сюжетно повторяется, всегда примерно одинаковые завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка (из исключений я помню разве что только Декстера), поэтому конец каждой серии «немного предсказуем», но это абсолютно не портит сериал. Как говорится, издержки жанра.
Итак, британцы решили отложить в сторону своих родных Конан Дойла и Агату Кристи и взяться за что-нибудь менее мэйнстримное. Решение спорное, но весьма интересное. Первые слова, какие приходят на ум после знакомства с «Уолландером», — атмосферный фильм. Северные ландшафты, море, скалы, холодное солнце, меланхоличный саундтрек и под стать всему антуражу — загадочные и мрачные события, которые регулярно сваливаются на жителей провинциального городка Истада. А в центре этого великолепия — главный герой, Курт Уолландер, довольно странный персонаж в своем классе. Этот инспектор не демонстрирует ни холодного разума, ни железной логики, ни энтузиазма или энергичности, словом, ничего из джентльменского набора сыщика. Зато обладает ранимой душой, повышенной эмоциональностью и глазами, полными вселенской скорби. Да, и еще такой фишкой — спать только в сидячем или полулежачем (но как можно неудобнее) положении. Нет, на самом деле, он это не специально, а от сложной жизни. И эта часть сериала — личная жизнь главного героя — временами даже затмевает собственно детективный сюжет. Не могу сказать, что это плохо, поскольку каждая серия длится полтора часа и времени хватает на всё. Как детектив «Уолландер» интересен — хотя в меру. Не гарантирую, что вы будете смотреть каждую серию, затаив дыхание, или подскакивать на стуле от внезапной разгадки. Но вот парадокс: сериал не захватывающий в обычном смысле слова, а оторваться от него очень сложно. Та самая атмосферность этого кино приводит к полному погружению в сюжет, затягивает. Немалая заслуга тут у Кеннета Браны, исполнителя роли Курта Уолландера. Сначала видишь все события, как они есть, потом начинаешь постепенно смотреть на происходящее глазами главного героя, а Уолландер к каждому делу относится как к личной драме. С одной стороны, профессионал должен «болеть» за свою работу, с другой стороны, совсем терять покой из-за неё не обязан. Этот же детектив всё пропускает через себя и зрителя вовлекает в эмоциональные переживания. Чем, наверное, и подкупает этот довольно суровый и мрачный сериал.
Сразу скажу, я — большой поклонник скандинавского кино и шведского в частности. Посмотрев на высокий рейтинг картины, и помятуя о приятных часах проведенных за «Варгом Веумом», и за экранизацией цикла «Миллениум» (Девушка с тату дракона, девушка которая взрывала воздушные замки и т. д.) рассчитывал на хороший, годный детектив, пусть со слабым сюжетом но с отличной игрой актеров… или наоборот… но нет. Фильм оказался откровенно слабоват, первый сезон посмотрел через силу. Не цепляет. Эмоции ГГ кажутся неестественными и натянутыми, реакции людей вообще непонятные. Ни одна из серий не зацепила, даже заваривать чай ходил не ставя на паузу… ничего не пропускаешь… Сюжеты вялые легко предсказуемые. Положительное свойство фильма — отличное снотворное, или смотреть когда вообще все кончилось… Из плюсов хочется отметить интересную операторскую работу. Местами совершенно прелестные пейзажи как будто из сказки.
Главный герой — детектив Курт Валландер, работающий в маленьком, но не особо спокойном шведском городке Истаде. Впечатления исключительно положительные. Снимали в Швеции, поэтому, во-первых, красивейшие шведские пейзажи. Одно удовольствие смотреть, настолько замечательные цвета на экране. Во-вторых, всё — газеты, надписи, таблички — на шведском, и это создает правильную атмосферу. Плюс, английские актеры похожи на настоящих людей, в отличие от американских, которые все подряд как будто только что со страниц Cosmo слезли. Сюжет развивается очень плавно, шуток практически нет. Они и не уместны, в общем-то, потому что ужасные вещи, показанные в сериале, для Валландера и его коллег явно непривычны. Еще в сериале чувствуется, насколько это бесповоротно ужасно, что человек погиб, и это как-то по-настоящему. Убийство детективом человека, даже исключительно как самозащита, для Валландера — огромное потрясение, это впервые в его практике, а ведь ему уже за 50. Личные неурядицы детектива тоже правдоподобные — развод, больной отец, отношения с дочерью. За качественный сюжет, хороших актеров и замечательную работу режиссера и оператора 7 из 10
Основная сложность и пакость детективных сериалов, где события происходят в маленьком городке — создание насыщенного сюжета в каждой серии. Ведь не будешь же описывать рутину шведского, скажем, как в Валландере, захолустья — домашние скандалы, пропажу скота, пьяные драки в кабаках. Вот и приходится населять милые тихие провинциальные местечки ордами маньяков, педофилов, нацистов, террористов, инопланетян и прочих чертей. А что поделать — надо как то вытягивать очередной час фильма. Кстати эту тенденцию очень остроумно высмеяли в английских Типа крутых легавых — когда поселок в английской глубинке предстал логовом тайной секты. Теперь про Валландер. На шведского детектива, работающего в провинциальном городе, вроде бы Сконе, валятся каждую серию невероятные с одной стороны, и типовые в жанре детектива события. То международная банда кибертеррористов, ни много ни мало, решает сделать его захолустье своим штабом и развалить оттуда Европу. То международный, опять же, картель педофилов, с обязательными гадкими политиками и полицейскими обоснуется там. Смотреть это конечно можно, но скучновато, из-за клишированности сюжета. Тем более, что судя по всему авторы педалируют модную ныне реалистичность происходящего, с которой надуманность сюжета не особо вяжется. Сам Брана, талантливый актер и режиссер безусловно во многом вытягивает сериал. В глазах его неземная печаль, каждый вечер дома выпивается очередная бутылка, жена ушла… Тоже, в принципе, типовой полицейский. Что еще? — красивые пейзажи-съемки, неплохая музыка, игра остальных актеров. Резюмируя — неплохой детектив, но с вершинами жанра, типа Прослушки, сюжетно и по реалистичности тягаться не может.
Детектив, длившийся два сезона, по три серии в каждом. Начало второй серии первого сезона напоминает экранизацию пьесы Юрия Клавдиева «Пойдём, нас ждёт машина» — жесткач с метафизической подкладкой. Практически каждая история — о потерявшихся душах в холодном мире. Инспектор полиции Курт Валландер — очень нетипичный дектектив (предложи такого нашим продюсерам, они посмотрят на тебя как на недоваренную картошку: это ж полный неформат!). Он переживает из-за развода с женой и разлада с отцом, впадающим в старческое слабоумие, у него обнаруживают диабет, а главное, почти всякий раз расследуя дело, он чего-то недоучитывает и недодумывает, так что за первым убийством неизбежно следует второе, а иногда и третье. По сравнению с нашими разудалыми «Ментами» и прочими нургалиевскими суперменами — просто лузер. При этом смотришь — и не оторваться. Операторская работа — как в большом кино. Умопомрачительной красоты шведские пейзажи — на таком фоне просто невозможно лажаться с актёрской игрой. Есть ещё шведская версия «Валландера», но там главный герой сильно пригрывает в обаянии Кеннету Брану, и режиссура мне показалась более вялой. 7 из 10
Последние несколько лет практически все сюжеты детективных сериалов строились на работе команды. Спецподразделение или обычный полицейский участок, но в расследовании всегда принимает участие команда из нескольких человек, их личная и рабочая жизнь становится нитью, протянутой через все серии. Каждое их расследование — это дело, раскрытие которого зависит от удачи, опыта и помощников. И за это время мы уже подзабыли, что когда-то было иначе. Когда-то героями детективов были одиночки, одиночки, имевшие право не на дела, а на рассказ. Одиночки, которые лезли во все это не ради денег, иногда даже не ради правды, но всегда ради чести. И просмотр «Валландера» в какой-то мере вернул меня в те времена. Главный герой работает в полиции Истада, это означает, что у него есть команда, но уже с первых минут ты понимаешь, что он с командой, но не в ней. Курт Волландер одиночка по натуре, принимающий каждое дело слишком близко к сердцу, пытающийся докопаться до правды даже ценой отсутствия сна, личной жизни и нервных срывов. Именно он здесь единственный главный герой, все остальные — лишь дополнение. Хорошие сюжеты, иногда даже с нетривиальной развязкой, потрясающие пейзажи, передающие зрителю нужное настроение, сильная игра Кеннета Браны — все это делает «Волландера» не очередным «проходным» детективным сериалом, а качественным детективным фильмом. Да, именно фильмом, ведь каждая серия даже по хронометражу тянет именно на фильм. Он снят по романам Хеннинга Манкеля, книги которого переведены на 40 языков. И после просмотра «Волландера» следующим моим шагом, безусловно, будет поход в книжный магазин.