Взять живым
- 03 мая 1983
…Надо учесть то, что этот фильм (по нынешним «понятиям» — мини-сериал всего в три часовых с небольшим серии) снимался 1) Одесской киностудией, в советское время специализирующейся на ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИХ (с разными приставками) фильмах, поэтому и главной составляющей картин одесситов была ИМЕННО эта (даже в «Место встречи изменить нельзя»!!!). По этой объективной причине не стоит сильно попрекать создателей «Взять живым» в некоторой драматургической «слабине». А она действительно есть, как и общая неровность: в первой серии всё было серьёзно и неспешно, а в последующих началась гонка-клиповка боевых эпизодов с «переживаниями»; исключение составляет лишь блок, когда разведчик Ромашкин направляется домой на лечение, а концовка вообще создаёт впечатление, что исчерпался лимит экранного времени. Вероятно, и вправду исчерпался, поскольку 2) «Взять живым» жестко исполнялся по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, в котором как тогда, так и сейчас для телеканалов-заказчиков, действует жестокое правило: эфирная сетка, формат- это «святое»! Кстати, я заметил, что, следуя ему, тот же 5-й канал порой режет даже великие советские фильмы вроде «Освобождения» (ну, что делать, новости оказались на 15 минут длиннее и рекламы больше…). В тех же самых, и даже более жёстких, условиях находятся современные российские сериальщики, в том числе «военные». Вот только уровня хотя бы «Взять живым» почти никто из них так и не достиг. Так «учились бы, на старших глядя!», в хорошем смысле легендарного фамусовского изречения! …Не могу не отметить музыкальную сторону фильма-сериала, который смотрел несколько раз. Впечатляют глубокие «баллады» на стихи известного поэта-фронтовика Георгия Поженяна (сами по себе они прекрасны, но, на мой взгляд, малопригодны для данного ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО фильма- у них слишком сильная образно-смысловая нагрузка, в которую тяжело «въехать» с первого раза; сужу хотя бы по себе в юности). Но какое прочувствованное, глубокое, волнующее исполнение! И если бы я в титрах не увидел, что поёт Иосиф Кобзон, никогда бы этому не поверил! С тех пор считаю эту работу Кобзона одной из самых интересных в его творческой карьере. Кто знает, может, Иосиф Давидович также считает… 7 из 10
Обращаюсь к читающему эти строки: давайте предположим, что вы — большой знаток и ценитель такого киножанра, как «фильмы ужасов», пересмотрели на своём веку, скажем, штук 500 ужастиков. И вот в ваши руки попадается совершенно незнакомая лента, снятая в «золотые» для жанра времена, и тема для вас излюбленная — например, похождения зомби по ночному городу, — и актёр хороший снимается в роли вурдалака, и всё такое прочее. В общем, по всем признакам фильм, вроде бы, обещает стать вашим, но… но именно как знаток жанра вы видите — что-то не то, не тянет киношка, не цепляет, и зомби не те, и у вурдалака маска съехала набок… Теперь вопрос: как вы, испытывая пиетет к жанру (актёру, оператору) будете писать (рассказывать) о такой картине? Ведь поругать надо бы, но очень не хочется, а не поругать тоже никак нельзя. Вот и я в таком же смятении. Фильмов о Великой Отечественной войне мной просмотрено даже не 500, а кроме того, освоено множество книг на эту тему, прослушано сотни передач «Цена победы», и что наиболее важно, прочитаны десятки мемуаров фронтовиков, дающих РЕАЛЬНУЮ (не выдуманную, не киношную) картину войны. Автор романа «Взять живым» Владимир Карпов — не просто фронтовик, не только Герой Советского Союза, но и подлинный герой Великой Отечественной, герой, каких мало. Достаточно назвать всего один лишь факт, чтобы навсегда зауважать этого человека: В. Карпов лично участвовал в захвате 79-ти «языков»! Владимир Васильевич начал писать в начале 60-х (тема произведений одна — война), постепенно достигнув самых высоких постов в Союзе писателей. Но вот в чём нюанс: прозе В. Карпова всегда был свойственен репортажный, сухой и деловитый стиль (я бы сказал, мемуарный), менее всего подходящий для экранизации. Тем не менее, режиссёр В. Лысенко переработал роман «Взять живым» под киносценарий, и в 1982-м году приступил к съёмкам фильма. Вы знаете, смотришь после знакомства с реальными воспоминаний фронтовиков этот 3-серийный фильм, и впору в каждой из трёх серий раз по десять воскликнуть: «Не верю!» Ни в коем случае не хочу усомниться в правдивости В. Карпова, но ведь Карпов написал фактически беллетристику (пусть и на основе личного военного опыта), да и снимал кино не он, не герой-разведчик. Начинается постановка довольно-таки сюрно, напоминая то музыкально-поэтический альманах в духе фильма «Чистые пруды» (1965) — сцена, где десятиклассники читают друг другу стихи, — то соц-авангард в духе «Кто вернётся — долюбит» (1966) — эпизод, когда отец Ромашкина уходит по шпалам на фронт. Чистенькие вагончики, специально вымытые под съёмки, увозящие вчерашних школьников на фронт, достоверности и духа времени никак не добавляют. А песня в исполнении И. Кобзона, звучащая на фоне этой отправки — да, атмосферы придаёт, но именно атмосферы кино, а не атмосферы войны. Далее меня удивило одно «ноу-хау»: показываются вделанные в кинохронику парада 7 ноября 1941 года на Красной площади лица персонажей фильма, идущих в строю. По-моему, приёмчик на грани фола (ведь этак можно в любую кинохронику подставить героев любого фильма), ну да ладно, не суть — будем считать, что он ложится в канву. А первый бой лейтенанта Ромашкина — так вообще, на мой взгляд, сцена, снятая вполне качественно и правдиво. Но дальше снова начинается неправдоподобие: например, странный медсанбат — такой, в котором дети читают стихи, где крутят кинохронику — и всё это в максимальной близости от немцев. Или, допустим, приходит лейтенант в январе 42-го в разведвзвод — а там практически у всех рядовых на груди орден Красной Звезды! Вообще-то, в начале войны ордена выдавались, мягко говоря, скупо — а тут они у каждого первого! Другой момент: едва перейдя линию фронта, суровые разведчики, словно пацаны-школьники вдруг устраивают кучу-малу! (А зритель-то думает, что вокруг повсюду немцы.) Ну а про красочные взятия «языков» я, вообще, молчу — это, скорее, напоминает игру в поддавки. Немцы же такие идиоты — они настолько ничего не видят (взвод разведчиков под забором валяется, или даже бегает по деревне, а им хоть бы хны), так массово валятся штабелями, что впору задаться вопросом: как такие балбесы до Москвы-то сумели дойти!? Совсем уж диковинно смотрится троица красноармейцев, решивших летом 43-го года (!), когда наша армия начала стабильно ПОБЕЖДАТЬ на всех фронтах, перебежать к немцам. Но всё указанное — лишь детали, главное всё-таки в другом. А конкретно в том, что сама атмосфера фильма, общение между солдатами, офицерами — всё выглядит чересчур гладко и благожелательно. Как будто не на войне всё это происходит, не в батальоне, а в своей тёплой дружеской компании. Взводный не материт солдат, все в тепле, сыты, всегда одеты с иголочки… Но это же не война — это «В бой идут одни старики»-2. Совсем иная война, более честная, непричёсанная, показана, например, в фильме «Его батальон» (1989), который я ценю на порядок больше. Не хочу сказать ничего плохого в адрес большинства актёров — многие из них сыграли просто замечательно. Например, Александр Потапов в роли Куржакова, или Виктор Павлов в роли старшины. Забавно смотрится юный Сергей Маковецкий, исполнивший на заре своей актёрской карьеры роль разведчика Пролеткина. В заключении хочу посоветовать всем, кто по-настоящему интересуется историей Великой Отечественной войны, почитать НЕЦЕНЗУРИРОВАННЫЕ мемуары лейтенанта с передовой А. Шумилина «Ванька ротный» — по фактам, ощущениям и всему остальному они чуть ли не во всём противоречат обозреваемому здесь фильму. Как небо и земля. 7 из 10 максимум