Майор «Вихрь»
- 08 ноя 1967
История появления «Майора Вихря» берёт своё начало с рассекречивания ГРУ СССР данных о разведгруппе «Голос», действовавшей в Польше во время Второй Мировой. «Голос» привлёк Юлиана Семёнова, из-под пера которого вышли произведения о Максиме Исаеве — советском разведчике. Писатель и журналист, он слышал историю спасения Кракова. Звёзды сошлись. Получив доступ в архивы ГРУ, он принялся писать. А в 1967 году Евгений Ташков снял трёхсерийный фильм по одноимённому роману. И… если на страницах Юлиана Семёновича Штирлиц появляется, то в экранизации Ташкова даже Александра Максимовича Исаева мы знаем только под псевдонимом Николай Гришанчиков. Получается, как бы, штирлициана без Штирлица. Но картина из-за этого не теряет. Но… тут само название кричащее. Подобно как и в «Испанском варианте» герой, к которому завсегда приковано повышенное внимание, не являлся главным, а лишь вспомогательным, то и тут скрытый за семью сценарными замками сын тоже обращает на себя внимание только пытливых зрителей… Итак, перейдём уже непосредственно к увиденному… 1944 год. На совещании Гиммлера было принято решение о судьбе крупнейших центров славянской культуры. А именно: полное уничтожение городов с очагами исторических славянизмов. Нет истории — нет нации. Среди перечисленных будет и Краков. Город, о котором и пойдёт речь в этом произведении, и куда будет заброшена группа военной разведки из трёх человек: Ани, Коли и майора Вихря. Их целью будет выполнение задач по выявлению способов уничтожения Кракова, времени операции и установления лиц, за это ответственных… Это потрясающее приключенческое «шпионское» кино, в котором присутствует весь манящий набор для картин подобного жанра: явки, ставки, вербовки/перевербовки и про всю такую прочую большую игру. Игру, ставка в которой жизни миллионов и исход войны. Когда всё идёт не по плану, когда всё на грани срыва, когда часто приходится импровизировать и действовать где-то гадательно, но при этом стараться не выпасть из общего звена мероприятия… Вот про всё про это и поведает нам «Майор Вихрь»!.. В роли Вихря Вадим Бероев. За майора переживаешь, как за своего друга. Вот как поставлен этот фильм! Радистку Аню сыграла Анастасия Вознесенская. Роль 19-летней девушки, понимающей войну и так рано повзрослевшей. Коля же — это Виктор Павлов. За ним я наблюдал уже каким-то искушённым штирлицианой взором. Мне прям очень интересен был этот персонаж… Ещё тут появились Александр Ширвиндт (Юзеф) и Константин Желдин (как он отмечен «гестаповец в штатском»)… Жирный минус нашему телевидению за то, что не привило к трансляциям эту ленту. У неё есть всё для культовости. Но… я родом из 80-х, и моё поколение не обсуждает данную картину. Что можно говорить про зрителей моложе? 10 из 10
На просмотр фильма меня натолкнула книга Юлиана Семенова с одноименным названием. Поэтому начинал смотреть фильм я уже находясь под впечатлением от книги и прожив всю историю героев у себя в голове. А отсюда может вытекать немного предвзятое отношение к режиссеру, увидевшему историю по-другому. Но обо всем по порядку. Во-первых, к сценарию режиссер подошел довольно своевольно. Понятно, что вместить в 3 часовой фильм все чем наполнена книга было очень трудно. Но убирать событие, героев и тем более изменять ход разговоров было наивной глупостью. Так был убран из фильма один из главных персонажей по книге (Степан Богданов — бежал из плена, встретил Колю в лагере и впоследствии активно помогал группе в операции). Во-вторых, это то, о чем думали герои по ходу задания. То, о чем думал Вихрь когда попал в гестапо. То, о чем думал Берг, когда «играл» с Аней. Это все дело книгу невероятно интересной и захватывающей, и это то чего мне так нахватало по ходу фильма. В итоге фильм я досматривал без интереса и с нескрываемым желанием закончить его побыстрей. Стараясь вместить фильм в временные рамки, режиссер убрал з него много интересного. Отчего фильм только проиграл.
Кино о разведчиках — особая категория фильмов. Если конечно не иметь ввиду фильмы о Джеймсе Бонде, и ему подобных. Там всё понятно, герой одиночка борется с злодеем, чья цель уничтожить весь мир. Ни много, ни мало. И он всегда победит, уничтожив попутно сотню, другую человек, и разрушив столицу среднестатистического государства. Фильмов же о настоящих разведчиках, мало, их можно практически пересчитать по пальцам. И практически все они были сняты в СССР, благо материал позволял. Ведь ни одна другая страна столь массово не засылала в стан врага, своих людей. Для 3/4 из них, первое задание оказывалось и последним, и лишь единицы сумели сохранить для истории свои подлинные имена. Разведчик: Шикарные отели, и женщины вамп; перелёты на самолётах, и прогулки на шикарных яхтах; конспиративные квартиры с двойными стенами, и запасными выходами; похищения офицеров из чужого генерального штаба; вербовка любовниц министров финансов, или сталилетейных магнатов; пачки новеньких банкнот в банковской упаковке; дипломатические рауты, и светские вечеринки — где за чашкой кофе, и рюмкой коньяка с сигарой, вербуют послов, и министров. Таким мы представляем себе его работу. Если её так можно назвать. И именно такой нам её показывают в книгах, и фильмах. А вот лежать, и слушать как бьют другого человека, и требуют сказать правду, а ты при этом ничем не можешь ему помочь? А если надо улыбаться, и шутить с человеком, и при этом знать что через 5 минут ты его убьёшь? Или вот как это описал сам Юлиан Семёнов: — «А если можно сказать на допросе только одно — единственное „ДА“, а отвечать надо „НЕТ“, а за этим «НЕТ» встаёт камера пыток, отчаяние, ужас и безысходность, а потом длинный коридор, холод, плиты, в последний раз небо, в последний раз снег, в последний раз взгляд, в последний раз люди, которые в самый последний миг станут вдруг дорогими — дорогими, потому что они — последние люди, которых ты сможешь видеть на Земле?» Это тоже работа разведчика. Какая вам нравится больше? Именно о такой работе разведки и снял свой фильм Евгений Ташков, и именно поэтому его так не любят показывать по телевизору. Скучно, Джеймс Бонд куда красивее, и красочнее. А правда — кому она сегодня нужна? P.S. Прототипоми главного персонажа, майора Вихря, являются сразу три человека. Это Алексей Ботян (род. 1917), Евгений Березняк (1914 — 2013), а также друг Юлиана Семёнова, известный разведчик и писатель Овидий Горчаков (1924 — 2000) автор повести «Вызываем огонь на себя», с которого списаны внешность и характер «Вихря». Вечная им память. 9 из 10
Советская киноклассика. Моя самая любимая постановка из тех, что были сделаны по произведениям Юлиана Семёнова. Великая Отечественная подходит к концу. Группа разведчиков из трёх человек, возглавляемая майором «Вихрем» заброшена в тыл противника. Задача — узнать кто из руководителей Абвера отвечает за уничтожение города Кракова, при этом наладить связи с польскими товарищами, использовать любую возможность вербовки руководящих чинов гитлеровцев, сделать всё возможное чтобы очаг славянской культуры не был взорван при отступлении немецких войск. Кроме «Вихря» в состав группы входят 19 — летняя радистка Аня и более старший и опытный разведчик Николай. С самого начала всё идёт из рук вон плохо. Во время ночного десантирования дует сильный ветер. Разведчики разобщены и дезориентированы по местности. «Вихрь» сразу же по нелепой случайности попадает в цепкие лапы гитлеровцев. Связной, с которым должна связаться группа, оказывается предателем. Казалось бы — полный крах… Смотреть фильм крайне интересно. Это образец героико-приключенческого жанра. Причём сюжет не выдуман, а основан на реальных событиях. От «Семнадцати мгновений весны», которые вышли пятью годами позже, фильм выгодно отличается большей реалистичностью. Немцы тут говорят хоть иногда по немецки, а если что могут отметелить на допросе не хуже гопов на современных улицах. Смотрится очень правдоподобно. Это вам не интеллектуальные поединки Штирлица с Мюллером, хотя против них ничего не имею. Роли у разведчиков довольно простые, но Бероев, Вознесенская и Павлов очень органичны и идеально вписываются в образы. Польские товарищи на уровне. Но самые мощные роли у немцев и сыграны они актёрами бесподобно. Хочется отметить разумные отклонения от первоисточника. В книге «Вихрь» по ходу действия получает дополнительное задание : уничтожить, прибывшего в Краков штандартенфюрера СС. Кого б вы думали? — Штирлица. Мало того — по книге Штирлиц является отцом одного из членов группы. Семёнов в своём сценарии уберёг нас от этих сентиментальностей. Мудрый был человек, светлая ему память. В Википедии можно прочитать про реальных героев — очень интересная информация. И ещё песня про тишину. Спустя столько лет эта талантливая мелодия вызывает мурашки. Высший бал. Без раздумий. p.s. Про Юлиана Семёнова и его отношении к современной жизни (90-ые годы) очень толково написано в книге Лимонова «Иностранец в смутное время». Там он Солёнов.
Фильм Е. Ташкова «Майор Вихрь» в наши дни почти забыт. Свидетельство тому можно было найти еще в 90-х гг. Если кто помнит, в ту пору (с 1995 по 1999 гг.), когда уже наступила тошнота от голливудско-бразильской кинобурды, но не началось еще обжорство домашними подделками под «мировые стандарты» в виде кальки с латиноамериканских сериалов в посконно-домотканном исполнении и всевозможных «гамбитов» и «дозоров», отечественные флагманы телевидения, начиная с Первого канала, вытащили на свет божий практически все, что было создано в советское время. Так вот, даже в те незабвенные времена фильму Ташкова находилось место в сетке телепрограммы очень редко, не в пример экранизации другого творения Ю. Семенова, «Семнадцать мгновений весны»- кстати непосредственно следующих за «Майором Вихрем» в череде его военных романов. Конечно, популярность, да и художественный уровень этих двух экранизаций неодинаков. Но все же рискну утверждать, что «Майор Вихрь» остался недооцененным незаслуженно. Есть в нем конечно, и элементы типичной советской киноагитки в стиле топорного «Подвига разведчика» или бездарного (правда, не в смысле актерской игры) «Щита и меча». Например, лихая экспроприация в центре набитого патрулями оккупированного Кракова (да еще и с участием беглого разыскиваемого Вихря). Или к примеру, побега Тани от абвера с гестапо через прохудившуюся стенку клозета! Понятно, что побег организовал Берг, но не весь же персонал охраны был с ним в сговоре! Есть и традиционно сусальное изображение «наших». Но есть в картине Ташкова и то, что резко выделяет ее в ряду многих проходных советских кинотворений «про войну» да «про разведчиков». Сама война в фильме подана ненавязчиво и в то же время она слышна всюду- в казино, в лесу, на рынке. И самое главное -она изображена трагедией. Трагедией для всех- и наших, и ненаших. И тут выходим на вторую составляющую — особенности изображения отрицательных героев фильма. Согласно расхожему мнению, первой картиной, показавшей тех, кто противостоял Советскому Союзу в минувшей войне живыми людьми, а не сошедшей с плаката «Убей немца!» наглядной агитацией, стали все те же «Семнадцать мгновений весны». Но первый шаг был сделан именно в «Майоре Вихре». В картине нет практически ни дного «штампованного», «ходульного» отрицательного персонажа. Это касается не только немцев. Предатель Муха изображен, конечно, в ипостаси именно предателя, Иуды, но в актерской игре, мимике, наконец, взгляде- иногда бегающем, иногда тяжелом, затравленном, и в то же время страдающем- Владимира Гусева, сыгравшего Муху, читается далеко не одно животное желание выжить или циничная мечта ценой измены сбежать на Запад и открыть свое дело, толкнувшие его на предательство. Читаются в нем и сомнения, и немой вопрос-«Почему со мной так случилось»?, и угрызения совести- именно их, возможно, герой Гусева старательно топит в неумеренных возлияниях, за каковые его столь назидательно журит куратор- полковник Берг. Кстати, Берг -тоже персонаж для советского кино знаковый. Во всяком случае до «Майора Вихря» не упомню фигуры, сотрудничающие с советской стороной не по идейным, а по «шкурным» соображениям (все, что интересует полковника -гарантии для него самого и его семьи после войны), которые подавались бы в советском фильме с таким пиететом, а местами- с неприкрытой симпатией. Однако самые пронзительные (для меня во всяком случае) моменты фильма связаны, как ни парадоксально, с фигурами отпетых нацистов. Точнее, с одной фигурой. Внешне хладнокровный и даже бесстрастный -даже когда выслушивает от посланного к нему подпольем журналиста Трауба рассказ о судьбе своей семьи, уничтоженной за инакомыслие нацистами, вскормившими и выпестовавшими его как слепое орудие исполнения своей воли-, «механизм, заведенный однажды», как думает о нем Трауб, — без колебаний сдавший в гестапо этого человека, рассказавшего правду о его истории, Либо таким, каким хотели бы видеть его «приемные родители» -фюрер и партия, ставшие ими после того, как они же уничтожили его настоящих родителей, остается почти до конца. Почти, потому что, выполнив свой долг и присягу, как он их понимал в силу извращенной морали, привитой ему приемными родителями из СС, сдав Трауба «куда следует», он не находит в себе сил продолжать оставаться механизмом, орудием. И в последние минуты своей жизни позволяет себе стать живым человеком. Человеком, потерявшим смысл жизни и не видящим теперь этого смысла в трескучих фразах о «фюрере», «рейхе», «долге и призвании арийца», с которыми жил, воевал и рисковал жизнью все эти годы, а потом в один миг узнавшим, что потерей (безвозвратной) семьи, он обязан именно фюреру, партии, СС и их распроклятому рейху. Это и заставляет Либо сделать, может, первый и последний раз в жизни поступок не верного борца за идеи национал -социализма, а живого человека. В романе Ю. Семенова описанию этого отведены четыре строчки: « Либо вернулся домой тем же размеренным шагом, каким шел из казармы СС, когда его окликнул Трауб. Он так же спокойно вошел к себе в квартиру, так же зажег свет, поглядев при этом на шторы светомаскировки, убрал со стола две чашки, вымыл их, спрятал в шкаф, потом вымыл ложку, убрал ее, а потом пошел в ванную комнату и там застрелился». В фильме Е. Ташкова все воспроизведено в полном соответствии с текстом и в результате на все про все уходит пара минут экранного времени. Полное молчание, в котором все это протекает, только подчеркивает скупой трагизм сцены, а к концу ее делает этот трагизм гулким и оглушающим. То, что главным в этой сцене стал герой в ненавистной советскому зрителю черной эсэсовской форме, показанный не как идеологический и военный противник, а как живой человек — лишнее доказательство того, что к 60-м гг. у нас была другая страна, и другое кино. Лучшее в то время в мире кино. Конечно, большую, а может и решающую роль в том, что фильм Ташкова стал именно таким, сыграл сценарий Юлиана Семенова. Литературный отец Штирлица отличался умением воплотить в экранизации своих произведений их дух, и порой сделать их даже лучше, чем литературная основа. «Майор Вихрь» не стал исключением. Даже тем, что в конце фильма главные герои погибают (в романе же и в реальной исторической действительности, по которой был он написан, спасители Кракова остались в живых) картина с лихвой окупает те «чудеса» по ходу сериала, которые выше поставлены в упрек создателям фильма. А все это в совокупности позволяет поставить «Майор Вихрь» в ряд лучших фильмов о войне и вообще лучших советских фильмов 60-х гг.