Отчаянные романтики
- 21 июл 2009
Как же мне нравятся пьесы и фильмы на исторические темы, после которых самое большое желание обратиться к источникам, чтобы понять, что тут правда, а что нет. На первый взгляд не верится, что история реальных событий — не плод разыгравшейся фантазии какого-то неуемного романиста. Термин «прерафаэлиты» я слышала, но кто они и чем отличились, до просмотра сериала «Отчаянные романтики» была не в курсе. Из художественных произведений была знакома лишь с «Офелией» Милле, но не связывала автора с этим течением. Сериал восполнил очередные пробелы знаний и доставил массу удовольствия. Члены братства бросают вызов английской академической школе живописи. Они талантливы и пытаются построить свою дорогу в искусстве. Жаждут славы, признания и денег. Проще всего с этим у Милле. Холман Хант слишком увлечен религиозными сюжетами, а Данте Габриэль Россетти потрясающе обаятелен, но непостоянен, ему сложно сосредоточится на чем-то одном и довести дело до логического завершения. Четвертый, показанный в сериале член братства, начинающий журналист Фред Уолтерс, единственный вымышленный персонаж, объединивший черты трех реально существовавших людей: брата Россетти — писателя и критика Уильяма Майкла, критика и искусствоведа — Фредерика Джорджа Стивенса и художника Уолтера Хоуэлла Деверелла. Именно последний нашел в качестве натурщицы Элизабет Сиддал, которая основную известность приобрела позируя Милле в роли Офелии. В сериале мелькает Чарльз Диккенс, деливший это время с молодыми бунтарями. Покровительство братству оказывает известнейший критик той эпохи Джон Рёскин, чью супругу позже «уводит» Милле. Любовных линий предостаточно. Множество прекрасных рыжеволосых красавиц. Большинство пересекается на Данте Габриэле Россетти. Он любит всех и всеми любим. Эйден Тернер, исполнивший эту роль, смог очень точно подобрать тон, чтобы зритель ощутил, как обезоруживающе действуют искренность и обаяние. В заключительной серии показана трагическая смерть Лиззи Сиддал. Но фильм не угнетает суровыми реалиями, от него веет жизнелюбием и отчаянностью романтизма. Сразу после сериала попыталась посмотреть еще пару работ на тему прерафаэлитов. «Ад Данте» и «Эффи Грей». Первый, снятый Кеном Расселом в 1967 году, слишком туманен. В фильме ощущаются отголоски неореализма и французской волны. Меня набрасывающий сети и разбрасывающий дамские шляпки Оливер Рид в роли Данте Габриэля не убедил. Второй фильм Эммы Томпсон о судьбе супруги Рёскина, несмотря на счастливый конец, печален и нудноват (вариации «Разум и чувства» Джейн Остин). Я за «Отчаянных романтиков». Присоединяйтесь.
Каждую серию предваряет дисклеймер: «В середине XIX века группа молодых людей бросила вызов традиционному искусству. Члены «Братства прерафаэлитов» черпали вдохновение в реальном мире, преображая его силой своего воображения. Тому же духу выдумки следует и эта история». Посмотрим же, чего там навыдумывали в этой истории. В центре повествования — отцы-основатели братства: Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант и Джон Эверетт Миллес. Действие начинается с того, как странный малый — Фред Уолтерс (тайный сторонник идей братства) — сообщает художникам, что нашёл для них идеальную модель. Странноватое заявление для незнакомого человека, подумали они и побежали за Фредом, расспрашивая его, достаточно ли золотые волосы у девушки. Волосы оказались в достаточной мере золотыми: эту девушку звали Элизабет Сиддал, и она стала натурщицей, музой и художницей; а Фред стал летописцем братства. Так начинается эта история, изменившая мировую живопись и судьбы всех причастных. Мне бесконечно понравилось в этом сериале именно то, о чём предупреждали создатели — «дух выдумки», дух бунтарства, фантастическая лёгкость. Биографии художников зачастую заставляют забыть, что живописцы — тоже живые люди, а прерафаэлиты были ещё и молодыми людьми, они были настоящими бунтарями. Такими мы и видим их в сериале: полными устремлений и желания перевернуть устоявшийся порядок; немного эпатажными; чуть-чуть наивными — живыми. Живыми людьми со своими странностями, желаниями и проблемами, а не каноничными фигурами, думающими исключительно о прекрасном и питающимися святым духом. Хотя, на мой взгляд, любовных сцен можно было бы и меньше сделать:) Достоинством для меня стал достаточный уровень исторической достоверности: в кадрах появляются знаковые картины, созданные в этот период; история непростого взаимоотношения братства с критиком и искусствоведом Джоном Рёскиным имела место; персонажи почти все — невымышленные. Однако, к сожалению, достоверности хватило не на все серии. На мой взгляд, не хватило тонкости в изображении отношений Джейн Бёрден, Джона Морриса (кстати, почему он такой толстяк?) и Габриэля Россетти. Джейн была супругой Морриса, они жили вместе вплоть до его смерти, а характер её отношений с Россетти — достаточно туманный. В фильме же, на мой взгляд, всё решено слишком топорно, а Джейн — расчетливая девушка, согласившаяся на брак с нелюбимым человеком. Мне показалось лишним и неоправданным введение в сюжет Розы Ля Туш — возлюбленной Джона Рёскина. Вообще, я гораздо больше, чем прежде, заинтересовалась жизнью и творчеством Джона Рёскина. Безусловно, его брак с Эффи Грей и грустная история любви к Розе — очень интересные сюжеты, к которым обращались кинематографисты. В данном же случае, я считаю, введение этой дополнительной линии — с Розой — было неуместным, она показалась мне непроработанной и неинтересной. Всё это меня несколько огорчило, но, в целом, до конца последней серии, я была готова оценить «Отчаянных романтиков» на твёрдую десятку и без сомнения рекомендовать друзьям. Мне даже показалось, что в последней серии авторы изменили тональность и сериал, начинавшийся как комедийный, завершится на минорной ноте. Финал меня откровенно разочаровал. Если постараться обойтись без спойлеров, то: переживания и раздумья Россетти, не дававшие ему покоя в течение 8 лет, которые в итоге привели его к неоднозначному решению и причинили страдания самому художнику и его близким, авторы превратили в одну пьяную вечеринку и уверенность в собственной правоте. В общем, хотя я и осталась довольна этим сериалом, рекомендовать буду с осторожностью.
Романтику в этом сериале, представляющем гремучую смесь из кабаков, распущенных женщин и бурных выяснений отношений с редкими эпизодами созидательного труда, надо ещё поискать. Члены Братства прерафаэлитов не были идеальны и обладали недостатками и странностями, как все люди, но они создавали прекрасные картины с глубоким содержанием, говорящие о живом интересе к истории и культуре, и я не желаю верить, что люди без духовного ядра способны на это. Допустим, Джон Милле представлен трогательным молодым семьянином, Уильям Хант — яростно обуздывающим свои страсти аскетом, их вымышленный друг, собирательный персонаж Фред Уолтерс — нерешительным, но милым джентльменом и только Данте Габриэль Россетти стяжал все лавры распутства в этой компании, но похождений и нелицеприятных поступков последнего вполне достаточно для того, чтобы от романтики остались здесь рожки да ножки. К сожалению, искусство не преобладает и в жизни остальных, оно не доминирует и вырождается в постоянные разговоры о деньгах, славе и натурщицах. Пикантные сцены и полутёмные виды злачных мест не прибавляют ничего ценного к портрету этих людей, и лишь изредка на экране мелькают знаменитые полотна, которые создаются будто играючи, в случайно образовавшихся между увеселениями паузах. Созданная атмосфера не показалась мне привлекательной и отвечающей духу романтизма. Упор слишком явно сделан на земные пороки художников, а не на возвышенность их творческих исканий. Их не преподнесли как подлинно талантливых личностей, их практически не показывали за работой, а если и показывали, то большей частью в комическом ключе. Я весьма разочарована такой подачей. Характер Россетти в сериале, как мне кажется, подвергся особенному переосмыслению и вызывает оторопь. Несмотря на актёрское обаяние Эйдана Тёрнера, его персонажа довольно быстро перестаёшь уважать, а в какой-то момент начинаешь и ненавидеть. За шесть серий его Россетти совершил поразительное количество мелких подлостей и предстал не лишённым таланта, но хвастливым, трусливым и насквозь фальшивым человеком. Он легко льёт слёзы и даёт клятвы, беспечно крутит интрижки с несколькими женщинами при живой жене и быстро приходит в себя после её смерти. Он завидует товарищам и не скрывает этого, но слишком ленив, чтобы усердной работой добиваться признания, и поэтому поощряет написание Фредом скандальных заметок о себе и других членах Братства. Согласно же источникам, Россетти являлся идейным лидером движения, перед ним преклонялись, он был центром, вокруг которого вращалось всё Братство. Он был, безусловно, странным человеком, но никак не лишённым способности чувствовать. Противоречия его натуры и борьба в ней тёмного и светлого никак не отражены. На мой взгляд, показаны практически только негативные стороны его личности. Непонятно, к кому следует предъявлять здесь претензии — к актёру, изобразившему недостаточную способность любить, или к сценаристу, ничего такого вообще не предусматривавшему. В сериале перемешаны правдивые детали и искажения, так что изучать жизнь Братства прерафаэлитов по нему, пожалуй, не рекомендуется. Энни Миллер не была проституткой, а познакомилась с Хантом, работая в баре. Джон Милле и Эффи Рёскин сблизились не во время написания картины, а впоследствии во время совместной поездки, в которой принимал участие сам Рёскин. Картина «Мыльные пузыри», эскиз которой юный Джон Милле показывает своим друзьям, была написана аж в 1886 году и изображён на ней внук самого художника. Весьма недолгой представлена совместная жизнь Россетти и Элизабет Сиддал, хотя длилась она около десяти лет. Шокирующая сцена раскопки могилы Элизабет Сиддал из-за брошенных туда стихов имела место, но не через несколько дней после похорон, как можно предположить по сериалу, а через несколько лет. И лишь в 1870 году, то есть через восемь лет после смерти Элизабет, Россетти была закончена картина «Beata Beatrix», начатая в 1864 году. Уильям Моррис женился на Джейн Бёрден ещё при жизни Элизабет, которая принимала участие в росписи их семейного гнезда вместе с Россетти. И так далее. Из плюсов я могу отметить точные внешние данные актёров (но Данте всё-таки представлен слишком необузданным), подобранных на главные роли, несколько удачных шуток, чудесным образом не связанных с борделями, правдоподобную сцену написания «Офелии» и поразительно точный образ Элизабет Сиддал, не противоречащий сохранившимся свидетельствам. Симпатичными мне показались также бедный Хант и баловень судьбы Милле, но Элизабет в сериале словно воплотила в себе все идеи членов Братства, их преданность работе, горячую заинтересованность в искусстве — не считая личных нравственных качеств. Её образ вместил в себя то, что должно было быть раскрыто, как мне кажется, на примере каждого. Хотелось бы посмотреть другую работу на эту тему — только очищенную от плотского сора, более одухотворённую, пусть и неоднозначную. Ведь, что бы ни происходило в действительности, всё зависит от угла зрения. Оставшиеся миру полотна, как мне кажется, должны объяснять и оправдывать, по меньшей мере, уважительное отношение к их создателям.
«This story, based on their lives and loves, follows in that inventive spirit.» В конце июля 2009-го года на BBC Two стартовал показ минисериала по мотивам исторического романа Фрэнни Мойл «Desperate Romantics: The Private Lives Of The Pre-Raphaelites». Экранной адаптацией литературного первоисточника занимался Питер Боукер, решившей сделать из истории зарождения «Братства Пре-Рафаэлитов» мыльную оперу для домохозяек, чем, начиная с первого же эпизода, заслужил прогрессирующее падение рейтинга и лишил потенциально интересный и искусствоведчески важный сюжет места в золотой коллекции британского телевидения. Для хотя бы минимально образованного зрителя одно лишь понятие «Пре-Рафаэлиты» исчерпывающе раскрывает и содержание сюжета «Отчаянных романтиков», разворачивающегося в середине 19-го века и своими героями имеющего Джона Милле, Уильяма Ханта и Данте Россетти, и его основной конфликт, заключающийся в своеобразном протесте духа юности, приведшему к созданию целого направления в искусстве, взявшего за эталонный образец полотна раннего Возрождения. События, рассматриваемые в экранизируемом романе, занимали временной промежуток в 12-ть лет, но заявленная стратегия креативной команды — «Entourage with easels», уместила действие в два года, а процедура драматизации исторических реалий с целью выхода на уровень философии и морали, уступила место (по лексической аналогии) «эротизации». Поэтому ошибочно искать в «Отчаянных романтиках» дополнение к академическим знаниям, или же художественное переложение глав из раздела, в котором есть иллюстрации в виде «Смерти Короля Артура» или «Хрита в доме его родителей». Вопрос о просвещении и аксиологии не ставится принципиально, зато создателей телефильма живо интересует пухлость губ Милле и непослушность кудрей Россетти. «Отчаянные романтики», в генеральной линии следуя исторической канве, содержат в себе множество допущений, оговорок и трактовок (как-то выбранный вариант объяснения нежелания Джона Раскина вступать в интимные связи с женщинами). Наиболее же критическим изменением документальных фактов является введение в сюжет персонажа по имени Фрэд Уолтерс, от его лица ведется повествование, будучи журналистом, он записывает приключения своих новообретенных друзей из Королевской Академии. При всей органичности квартета героев «Отчаянных романтиков» — Милле/Хант/Россетти/Уолтерс, нельзя не заметить, что Уолтерс придуман авторами в силу творческой слабости, так как прямое жизнеописание куда более трудоемко и требует изобретательности, тогда как персонаж, дающий возможность вести повествование от первого лица, значительно упрощает задачи драматурга. Из-за недостатка фактологии и тяготения к жанру молодежной комедии (даже учитывая весьма непростые обстоятельства жизни основателей «Братства»), а не исторической драмы, «Отчаянные романтики» были встречены аудиторией весьма прохладно и выступили предметом соревнования в остроумии среди практически всех британских изданий от «Independent» до «RadioTimes», хотя и завуалированно, но весьма уничижительно отозвавшихся и об умственных способностях как создателей телефильма, так и об актерском составе, решившемся на столь сомнительную авантюру. Каст же «Отчаянных романтиков» заставит кричать от восторга любого поклонника британского театра, так как две из четырех центральных партий исполняют Сэм Крэйн и Самуэль Барнетт, неоднократно появлявшиеся на обложках глянцевых изданий, сопровождаемых стандартной надписью «Britain’s next…». Ни Крэйна (запредельная скромность которого выступает поводом для шуток в околотеатральных кругах Лондона), ни для Барнетта журналистские пророчества не стали явью. Однако, вряд ли найдется хотя бы один почитатель Бэннета, Шекспира или Оруэлла, в постановках которых участвовали наши герои, не знающий этих актеров. Столь необычный выбор кастинг-директора привлекает к экранам публику далекую от реалий телесериалов, которая сравнив «Отчаянных романтиков» с тем, что исполняется знакомыми лицами на театральных подмостках, придет к выводу, что с просмотром BBC Two следует пока повременить. Имея главным героем Джона Милле, «Отчаянные романтики» скорее соотносятся с экспрессионизмом, чему причиной служит нетипичное для легкого жанра использование преимущественно естественного освещения и необработанная цифровая картинка (позволившая картине транслироваться в разрешении 1080i, и для английского телевидения конца 2000-х являвшаяся настоящим новаторством), чем с эстетикой прэ-рафаэлитизма. А слово «desperate» в названии вызывает ассоциации с «Отчаянными домохозяйками», но не с возвышенностью чувственных натур юных художников, ищущих новые средства творческого выражения. Заявив серьезную тему, создатели «Отчаянных романтиков» априори должны были быть готовыми к высоким требованиям, которые выдвинут в первую очередь интеллектуалы, желающие если и не узнать нечто новое, то хотя бы увидеть достойно представленным уже известное. Но, «Отчаянные романтики» не для интеллектуалов, а для публики более широкой, для тех, кто предпочитает незамысловатые любовные истории, в коих викторианская эпоха это не более, чем декорации, а новизна и контраст «Офелии» с предшествующими художественными традициями не представляют интереса. Но, «Отчаянные романтики» все же не плохой фильм, просто он не соответствует возложенным на него надеждам. Да и кто знает, возможно, наблюдая за неловкими попытками Джона Милле расстаться с девственностью, кто-то заинтересуется тем, кто же был этот пылкий юноша, и почему Королевская Академия сочла за честь выставлять его полотна.
Какая лёгкая, искромётная, восхитительная вещь! Задорная, фривольная, но одновременно умная и трогательная. Согласитесь, многие биографические фильмы попросту скучны (не считая шедевров, вроде «Амадея»), так как основные перипетии сюжета известны заранее, а в самом действии полно всяческих клише, например, в байопиках часто встречаются похожие сцены осуждения или чествования героев, сцены, где они творят шедевры (обычно звучит пронзительная музыка, под которую гений лихорадочно рисует, пишет музыку или стихи и т. д.). Все эти присущие жанру элементы можно найти и в «Отчаянных романтиках» (вот над молодыми художниками насмехаются прямо в лицо, вот им аплодируют с восхищением, вот они рисуют картины), но как же увлекательно и с каким юмором это показано! Скучать тут не придётся хотя бы потому, что наши гении молоды и предельно легкомысленны, поэтому они всё делают с юношеским максимализмом и рискованностью. В искусстве это выражается в отвержении господствующей в те времена академической доктрины и революционном подходе к живописи. В повседневной же жизни молодость толкает их на отчаянно безрассудные поступки: брачную авантюру, небезопасную поездку на Ближний Восток, бесчисленные любовные приключения. Авторам сериала великолепно удалось передать атмосферу юношеской дружбы, когда молодые люди души не чают друг в друге, каждый день проводят вместе, готовы на всё ради друзей, но одновременно постоянно подкалывают и разыгрывают друг друга. В зрелые годы дружба, да и любовь тоже, уже не бывает такой беззаветной и беспечной. Мне кажется, в сериале довольно правдоподобно воссоздан Лондон середины XIX века, причём тут мы можем наблюдать сразу несколько социальных локаций: богатый дом Рёскина и нищенскую студию Россетти, чопорную Академию и дешёвый кабак, жилище добропорядочных мещан и сад для увеселений. Также надо отметить костюмы и грим персонажей, которые в немалой степени способствуют раскрытию характеров героев. Прекрасна музыка к фильму — местами весёлая и хулиганская, местами грустная и поэтичная, совсем как сами братья-прерафаэлиты. Ну вот, мы подошли к главному достоинству сериала — актёрам. Они идеальны все, без исключения. Во-первых, некоторые из них удивительно похожи внешне на своих прототипов, например, Хант (особенно когда он с бородой), довольно похожи Лиззи и Фанни. А там, где нет фактического сходства, всё равно кажется, что актёры — копии реальных людей, настолько полно они вживаются в свои роли. Тот же Хант (Рейф Сполл), своими метаниями между святостью и порочностью целиком оправдывающий своё прозвище, или Миллес (Самюэль Бартнетт) — вундеркинд и всеобщий любимец, чистый и невинный, как первый снег, или Рёскин (Том Холландер), блестящий теоретик, крёстный отец прерафаэлитизма и истинный продукт (или, если угодно, жертва) викторианской эпохи. Образ Фреда (Сэм Крэйн) — очень удачная находка авторов, т. к. позволяет показать лицо «собирательного прерафаэлита», не перегружая при этом сериал лишними персонажами. Что же касается Россетти, ещё при жизни ставшего легендой, то сомневаюсь, что в действительности он очень уж походил на Эйдана Тернера — быть таким безумно красивым, очаровательным и противным одновременно просто нереально, даже не всякий актёр сможет так правдоподобно изобразить подобную невероятную «сладость и гадость». Хотя, судя по количеству влюбляющихся в настоящего Россетти женщин, он всё-таки был довольно близок к киношному Данте Габриэлю. Замечательны и женские образы, особенно бедная Лиззи, нежная и тонко чувствующая, но гордая и независимая, что и привело её к преждевременной гибели. Эми Мэнсон очень талантливая, нестандартная актриса, непохожая на однотипных голливудчанок. Второстепенные персонажи словно сошли со страниц произведений Диккенса, настолько они колоритны и психологически точно воплощены. Браво! Тут, как я поняла, некоторые недовольны обилием постельных сцен в сериале. Даже не знаю… Вам они мешают? Мне — нет. Послушайте, сейчас их пихают повсюду, куда надо и не надо, редко встретишь самый что ни есть захудалый фильм без эротики. А здесь не просто постельные сцены, а сцены «с характером»: одни забавные, даже смешные, другие романтические, третьи — страстные. Несмотря на пикантные ситуации, в которые то и дело попадают герои, в сериале нет пошлости или похабщины и все непристойные шутки остроумны, т. е смешны по-умному (чего стоят, например, «эротические» фантазии Миллеса или диалог между ним и Эффи: «Но знакомы ли вы с требуемой последовательностью действий? — Я досконально изучил Леду и Лебедь»). Да, герои не прочь приударить за любовницами своих друзей, но тут надо учитывать специфическую профессию этих любовниц, с жёнами-то они бы так не поступали (ну, Россетти не в счёт). Ещё одна психологически очень верная деталь фильма — это постоянное соперничество живописцев в поисках славы и признания. Если и существовали в истории сумеречные гении, которые творили свои произведения с презрением к бренной человеческой славе, то их немного. В основном же, творческим людям необходимы восхищение зрителей/читателей, аплодисменты, славословия и т. п. (не верите? — тогда пусть каждый рецензент, читающий эти строки, заглянет в своё сердце). Финал фильма просто великолепен в своей циничности и какой-то глубинной артистичности: ведь от трагедии до фарса всего лишь один маленький шаг, и истинные артисты знают об этом лучше, чем кто-либо другой. Возможно, «Отчаянные романтики» не являются историко-биографическим пособием по прерафаэлитизму и показанные там события не совсем достоверны, но сериал очень точно и доступно передаёт сам дух этого движения. Верность природе, изображение живой натуры, поиски высокого в низменном, величия в простоте, эстетики в повседневности — вот основные положения манифеста прерафаэлитов. Без земного измерения искусство становится слишком отвлечённым, безжизненным, а лишённое духовности, оно превращается в балаган, вырождается в дегенеративный постмодернистский «перформанс». Как раз наличие этих двух полюсов и создаёт то напряжение человеческой души, которое рождает искусство и культуру в целом. Члены Братства были верны своим заповедям не только в живописи, но и в жизни, что позволило им увидеть мир по-новому, разглядеть королеву в простой шляпнице, святую в уличной девке, богиню любви в проститутке (и никак не наоборот!). Именно подобное стремление к облагораживанию человека, одухотворению окружающей реальности, утверждению высших смыслов и делает их искусство воистину бессмертным.
В моем арсенале не так много красивых слов, чтобы описать увиденное. Тем лучше. Я точнее передам свои мысли и чувства. Лишние прилагательные всегда отвлекают. Шесть серий. Практически единовременно. Без отрыва. А просто не хотелось останавливаться. Любите британский английский, Вам сюда. Желаете почувствовать себя на лондонских улицах середины 19-го века, добро пожаловать. Ищете идеальное определение понятию «любовь», искренне желаю удачи в поисках. Мне сложно судить о достоверном хронологическом расположении событий. Я не историк. Но если Вам не претит воспринимать жизнь такой, какая она есть, со всеми ее перипетиями, низостью, похотью, страстью, чувством отчаяния и иступленным желанием выжить, найдите несколько часов и взгляните на мир художника глазами обыкновенного человека. А вот еще. Чуть не забыла. Если бы истории любви были идеальны, то мы бы никогда не узнали историю Данте Габриэля Россетти и Элизабет Сиддал.
В нашем воображении при мысли о великом художнике прошлого встает образ творца, который живет и дышит живописью и естественно ему чужда жизнь обычного человека. Нередко мне доводится встречать отрицательные рецензии на этот сериал именно от людей, у которых сложилось именно такое «академическое представление» о художниках. «Отчаянные романтики» примечательны именно тем, что сняты с целью показать не творческий путь но богемную жизнь художников середины XIX века. В основе лежит книга Фрэнни Мойл «Отчаянные романтики: частная жизнь прерафаэлитов» — отнюдь не роман, а скорее исследование по истории повседневности, снабженное солидной библиографией. Сериал же принадлежит жанру историческая драма и вполне естественно, что создатели изменили некоторые детали и вынесли на первый план особенно примечательные события из личной жизни прерафаэлитов. Итак, Лондон. 1848 год. На смену Старой Доброй Англии пришла Черная страна. Викторианская добродетель соседствует с пороками. В фильме мы видим и добропорядочных жителей Лондона, приходящих на выставки в королевской академии — и представителей низов — причем последних в фильме больше и это неслучайно, ведь положение женщины в викторианскую эпоху было очень шатким. В искусстве этой эпохи царил застой — главную роль играла Королевская академия художеств, большинство выпускников которой было «усередненными художниками», чьи картины не были особенно выразительными, но неизменно находили своего покупателя. В 1848 году три студента королевской академии объединились в Братство прерафаэлитов и заявили, что английская живопись зашла в тупик и необходимо ее возродить, опираясь на простоту и искренность раннего итальянского искусства. Одно из достоинств «Отчаянных романтиков» — образ братства и каждого из собратьев в целом. Они — бунтуют против официального искусства (в одной из сцен Россетти даже осмеливается пририсовать портрету благородной дамы усы и бороду), но в то же время стремятся выставить свои полотна в академии (и даже требуют чтобы их работы вешали ниже а не под потолком). Они — словно братья и казалось бы должны делиться друг с другом, но стоит кому-то найти интересный сюжет или модель, как начинаются ссоры. Прерафаэлитов объединяло по сути только стремление обновить искусство, «идти к природе с сердечной стойкостью», но в действительности они обладали совершенно разными темпераментами, подходами к живописи и источниками вдохновения. Уильям Холман Хант — старший из собратьев. Библия занимает в его жизни отнюдь не последнее место — Хант часто говорит о Боге, стремится смирить свою плоть, ратует за исправительные дома и курсы для женщин из низов. Данте Габриэль Россетти — «полу-итальянец, полубезумец». Россетти талантлив, но вдохновение ищет либо в объятиях своих же моделей либо в кабаке (хотя хочется верить, что масштабы этих поисков все-таки были преувеличены). Актеру, исполнившему роль Россетти удалось создать противоречивый образ. С одной стороны он кажется отвратительным: Россетти завидует собратьям и желает всегда быть первым, изменяет своей возлюбленной и даже предложение ей делает, потому что она вот-вот умрет. Но смерть его возлюбленной, жены и модели Элизабет Сиддал раскрывает совсем иного Россетти — несчастного страдальца. Джон Миллес — юный гений. Миллес стал самым юным студентом академии за всю ее историю — поступил туда в возрасте 11 лет. И неудивительно что даже в сериале он создает шедевр за шедевром, к радости критиков, и к зависти друзей. И тем не менее, довольно сложно отнестись к этому персонажу, как к серьезному художнику. Миллес — скорее милый мальчик. Единственный выдуманный персонаж — Фред Уолтерс, соединивший в себе черты нескольких прерафаэлитов, преимущественно Майкла Россетти и Фредерика Стивенса. Оба они были критиками и библиографами, точно так же и Фред Уолтерс является летописцем братства прерафаэлитов. Для меня он стал одним из самых неоднозначных персонажей. С одной стороны он благовоспитан, честен, обладает хорошей репутацией и старается держаться в стороне от выходок собратьев. Он готов всячески помочь своим друзьям, а то и отказаться от чего-то действительно дорогого (в частности любви Элизабет Сиддал). Но в фильме звучит и фраза, которая прямо говорит о его целях — дружба с прерафаэлитами была бы тотчас прекращена, если бы не популярность статей об этих художниках. Любопытно и то, насколько тщательно подошли к выбору одежды для героев костюмеры: прелестного Миллеса они одели словно маленького лорда Фаунтлероя, Россетти представлен франтом — его яркие жилетки и слегка неряшливый вид не могут не привлечь внимания. Хант же, эдакий человек в футляре. Отдельно стоит сказать о женщинах — музах и вдохновительницах. Пожалуй, образы получились современными — слишком эмансипированными для викторианской эпохи. И тем не менее их отношения с художниками являются примером изменения отношения к женщине. Практически всегда это общение на равных, за исключением разве что Ханта и Энни Миллер — здесь скорее верх взяла викторианская мораль. Это и новая мода, которая для середины XIX века была шокирующей. Модели прерафаэлитов нередко появляются в кадре с распущенными волосами, а Лиззи и вовсе не носит корсетов и в заключительных сериях одевается на манер средневековья. Несмотря на то, что сериал в первую очередь о жизни прерафаэлитов, невозможно было обойти и историю создания некоторых из шедевров. Это особенно ценно, поскольку зачастую мы можем лишь смутно представить как создавалось то или иное полотно. Пожалуй, самых ярких эпизода, связанных с созданием картин два. Первый — позирование Лиззи Сиддал для Офелии. Второе — работа над посмертным портретом «Беата Беатриче». Что касается диалогов и поведения прерафаэлитов — если во время первого просмотра сериала они казались странными и даже неуместными, то после повторного просмотра (когда уже немало книг было перечитано), я даже была рада, что художников показали именно так. Ведь младшему из них было на момент создания братства 19, а старшему всего 22. Разве не смешно было бы слышать от таких юных людей какие-нибудь высокопарные слова? Разве можно было бы ожидать что они запрутся в своей мастерской и будут творить шедевр за шедевром? Хотя это была другая эпоха, Россетти, Хант и Миллес, прежде всего реальные люди. И, если подумать, никто из них не совершил ничего шокирующего, бывало (даже в биографиях их же современников) намного ужаснее. Несмотря на то, что «Отчаянные романтики» внешне напоминают популярное кино, в действительности они предназначены для тех, кто хочет смотреть серьезное интересное кино, а не украшенную всевозможными ярлыками картинку. Но все же перед просмотром я бы советовала ознакомиться прежде с наследием прерафаэлитов и дополнительными материалами по фильму.
О существовании этого сериала я знала уже несколько лет как, благодаря периоду моего юношеского увлечения прерафаэлитами и прочими, находившимися под влиянием идеологии братства, художниками. К сожалению руки до просмотра тогда так и не дошли, о чем я весьма жалею. Интерес снова возник после посещения выставки в Пушкинском музее. Я увидела настоящую «Офелию», «Прозерпину», «Долину вечного покоя» и другие знаменитые картины. Также узнала множество новых работ. Такое не может оставить равнодушным. И все же, думаю, если бы я посмотрела сериал до выставки, то впечатление потом было бы еще более объемным. Теперь непосредственно о персонажах сериала: члены братства и бесконечный хоровод их рыжеволосых муз. Хант, мечущийся между духовными благодетелями и тягой к Энни Миллер, которую он пытается перевоспитать из уличной девки низкого происхождения в настоящую леди. Очень трогательная любовная линия между очаровательным Миллесом и Эффи Рёскин, о которых, к слову, скоро выйдет отдельный фильм. И наконец — Данте Габриэль Россетти и Элизабет Сиддал. Лиззи в исполнении Эми Мэнсон получилась просто изумительной. Сцена процесса написания «Офелии» очаровывает. Окруженная множеством свечей, мисс Сиддал лежит в ванной с цветами и, не решаясь прервать сеанс, постепенно теряет сознание из-за ледяной воды. С героем Росетти все более двойственно. Возможно, я не достаточно сведуща в вопросе, но мне кажется, что создатели сериала показали его как-то утрированно плохо. Данте вышел довольно подлым человеком, который не гнушается вообще ничем чтобы расчистить себе дорогу к общественному признанию и популярности. При этом писать картины он будто бы и не хочет, каждый заказ расценивает как повинность, но однако постоянно жалуется, что его картины не покупают. Его экранный образ похотливого бездельника, способного получить покровительство именитого критика только с помощью грубой лести и подхалимства, абсолютно не вяжется с тем, что в большинство сведений о братстве его описывают как романтичного революционера, лидера братства и прочее в том духе. Итог: Интересный, красиво декорированный сериал, который как минимум воодушевит на дальнейшее изучение биографий персонажей уже по более достоверным источникам. 8 из 10
Единственное, что меня порадовало — это прекрасно в плане внешности, подобранные актеры. Действительно, если посмотреть на автопортреты и те работы, когда художники позировали друг другу, можно сказать, что актеры очень на них похожи. На этом сходство с Братством Прерафаэлитов заканчивается. Может сериал и не плохой, но только если забыть, что снимался он вроде как о жизни прерафаэлитов. Я глубоко ценю творчество этих людей и прочла ни одну книгу. На выставках была и в Пушкинском музее в 2013, когда их привозили три раза, и в Тейт Британ (Лондон), где эти картины хранятся. И, конечно, когда я наткнулась на этот сериал я ждала, что эти образы оживут! И первая серия действительно мне понравилась. Вторая была хуже, но еще годной к просмотру. Начиная с третей смотреть это невыносимо. Эти великие люди, потрясающие художники, положившие начало целой эпохи, показаны в сериале как озабоченные маньяки, только и думающие о сексе, находящие оправдание своей развратности и совершенно не уделяющие время картинам! Их предводитель Данте Габриэль Рассети, который был не только крайне талантливым художником, но и очень тонко чувствующим человеком, о чем нам говорят его картины, в сериале показан совершенно неадекватным, гоняющимся за КАЖДОЙ (в прямом смысле этого слова) особой женского пола и за работой он показан буквально пару раз! А когда кто-нибудь заказывает ему картину, то он корчит такую гримасу, что складывается ощущение о его ненависти к рисованию! Хант и Милес просто показаны мальчишками, не знающими ничего о жизни. Пжалуй больше всего меня расстроило то, как показаны отношения Рассети и его жены Элизабет Рассл. Между прочим, они были женаты около 7 лет и на протяжении всего этого времени он действительно писал только ее! А ее смерть он переживал настолько тяжело, что поклялся не писать больше стихов. И с Фанни, его любовницей, он встретился уже после смерти его жены. О чем опять же говорят даты, написанных портретов. И переврать эту историю любви, действительно во многом перекликающуюся с историей Данте и Беатричче, мне кажется просто унизительным! Конечно, мы не жили в то время, но что-то мне подсказывает, что мужчина не будет делать столько картин с одной женщиной, если он по-настоящему в нее не влюблен! 3 из 10 за первую серию, годную к просмотру.
мини-сериал производства БиБиСи, экранизация книги Franny Moyle «Desperate Romantics: the private live o the pre-raphaelites». Собственно о Братстве прерафаэлитов до сериала я знала только одно — кучка художников в Викторианскую эпоху. Всё. Зато сколько теперь сайтов перерыто, стихов прочитано, картин пересмотрено — не счесть! Так что, сериал как минимум воодушевляющий:) Середина 19-ого века, три начинающих художника (Розетти, Хант, Миллер), объединённых стремлением к искренности, красоте и поклонении Природе, организовали своё небольшое Братство. Их картины отличаются яркими красками и тщательно выписанными деталями, но снобы из Королевской академии художеств уничижительно смеются над ними. Только и остаётся что утешаться джином и доступными натурщицами. Единственный выдуманный персонаж в сериале — Фред Уолтерс (хотя скорее это собирательный образ из нескольких членов Братства), но именно он центральная фигура, объединяющая всё повествование. Застенчивый богатый студент, попавший под безмерное очарование Розетти, обожает Братство и готов на всё чтобы стать одним из них. Именно он находит рыжеволосую красавицу которая станет Музой для всех троих, именно он поможет газетными статьями в истории с разводом критика Рёскина и именно он регулярно платит за выпивку ради дружбы с нищими художниками. Лично я посмотрела с огромным удовольствием. В эти 6 ярких, забавных серий запихнули события за 12 лет, историю создания нескольких картин, пару романтических линий и много проституток. («ну а что вы хотите — богема!» решили создатели и не стали экономить на постельных сценах). Понравилось что не стали трястись над академическими образами, а выписали живых людей. Молодые парни, готовые вытащить друга из беды или искренне обзавидоваться его успеху и послать в Израиль на пол-года рисовать козлов.:) Очень яркие персонажи, даже у проституток Особенно Розетти удался — эгоист, говнюк, лентяй и бабник, но безумно обаятельный тип, негласный лидер Братства, на котором собственно оно и держится. В общем, вещь неоднозначная, но по-своему любопытная и очень симпатичная. 7 из 10
«Отчаянные романтики» заворожили и покорили с первой серии и не отпускали до финальных титров последней. Нет смысла повторять все то, что уже совершенно верно было сказано о красочности картины, блестящей игре актеров и чудесной музыке. Поэтому обратимся к тем содержательным моментам, которые еще не были затронуты. Прежде всего, это муки, превратности, взлеты и падения творческого процесса. Нередко в сознании читателя и зрителя творение отождествляется с его автором, а сам автор обожествляется. Порой кому-то кажется, что писать стихи или картины так же просто, как и дышать, а кто-то считает это блажью и прихотью богемных натур. В «Отчаянных романтиках» показано правдиво и без прекрас, как рождаются шедевры. Безусловно, нельзя распространить это на всех художников и поэтов. И тем не менее нам показаны члены Братства прерафаэлитов живыми людьми, с их страстями, грехами, прекрасными душевными порывами и низкими поступками. В сущности, совсем уж чудовищных преступлений никто из них не совершает. Да, Россетти откровенно несправедливо обращается с Элизабет, но, как сказал один гений, «каждый, кто на свете жил, любимых убивал». Важно то, что осталось после их трагической и удивительной истории, что волнует сердца и по сей день. Любой творец, будь то художник, поэт, писатель или скульптор, является живым человеком. Кто-то достигает высот человечности и в повседневной жизни, кто-то мечется между холстом и бутылкой джина. Мы не должны обожествлять автора и слепо принимать все, что он сделал, и в то же время нельзя отрицать ценность созданного только потому, что создатель был обычным грешником, а не ангелом во плоти. Сложность, многогранность, противоречивость творчества прекрасно продемонстрированы в «Отчаянных романтиках». И второй, не менее важный аспект — взаимоотношение художников и их муз, любовниц, возлюбленных, жен. Здесь необходимо напомнить о том, что действие происходит в старой доброй чопорной Англии середины XIX века. Это уже не средневековье, но далеко еще, ох как далеко до отношения к женщинам как к равным. Впрочем, далеко и сейчас, но ситуация во многих странах все же не такая плачевная, как во времена прерафаэлитов. Как же обращаются художники со своими подругами? Безусловно, многое в их поведении возмущает, если не сказать сильнее. И тем не менее диалог мужчины и женщины в этом фильме — диалог практически равных. Россетти откровенно груб в сцене, за которой следует непоправимая трагедия, а Хант ведет себя по отношению к Энни так, что оправдывает свое прозвище. Но и по сей день в супружеских ссорах проскальзывают куда более отвратительные вещи. А члены Братства видят в женщинах своих муз, своих подруг, своих спутниц и даже коллег, вне зависимости от их социального положения и даже во многом благодаря ему. Элизабет Сиддал могла бы просидеть всю жизнь за рутинной работой, но стала художником и поэтом. Не самым признанным, но ее удел явно завиднее, чем положение большинства ее современниц, обреченных на тяжелую физическую работу и постоянное унижение. Огромное количество женщин ушло из жизни слишком рано — и мы о них ничего не знаем. Одни умирали при родах, другие не выдерживали изнурительного труда на производстве, третьи становились безымянными жертвами мужского насилия. Уход Элизабет из жизни чудовищно несправедлив и трагичен. Но Beata Beatrix производит и сегодня сильнейшее впечатление, как и сонеты Россетти, посвященные его несчастной возлюбленной. И эта картина, и эти стихи не только должны трогать и вдохновлять нас. Они являются грозным предупреждением, торжественным выражением простой и старой, как мир, истины: берегите любимых, пока они живы, пока они рядом. Сериал «Отчаянные романтики» не для тех зрителей, которые ищут простые ответы на сложные вопросы, не для тех, кто хочет повесить ярлыки и на этом успокоиться. Он для тех, кто привык думать, переживать, кто умеет серьезно ненавидеть и глубоко любить. 7 из 10
Точные и репризные диалоги, динамичный сюжет, правдивые и запоминающиеся характеры, актерская игра высшей пробы. Все это можно сказать о прекрасном английском сериале «Отчаянные романтики». Здесь от смешного до трагичного — шаг, от возвышенных чувств до низменных поступков — полшага. Кто-то возмущался, что фильм «не для семейного просмотра». Да, это так — и это прекрасно. Потому что кино серьезное, без прикрас, сделанное взрослыми людьми для взрослых людей — не с целью ретушировать действительность, а показать ее правдоподобно и честно. Браво. 9 из 10 Категория — «Лучшие сериалы».
Мимо такого проекта пройти невозможно… Хотя это не подлинная история жизни художников-прерафаэлитов, хуже от этого сериал не становится. С самого начала увлекаешься историей братства этих художников, чья жизнь так же красочна и интересна, как и их творчество. Работа над картинами, поиск натурщиц, борьба за признание сразу увлекают зрителя, хотя отношения между самими художниками, их друзьями и возлюбленными кажутся иногда слишком запутанными, так что предсказать развитие сюжета практически невозможно. Все члены братства — яркие и колоритные фигуры: и Джон Милле, по виду и поведению совсем ребёнок, и Уильям Хант, вечно пытающийся обуздать себя и свои желания, и сам Данте Россетти, человек порыва, резкий, стремительный, но в то же время невероятно изворотливый. Очень красива история его любви к Лиз Сиддал, хотя жаль саму героиню, которая страдает от нрава своего возлюбленного. Общий друг прерафаэлитов, Фред Уолтерс, заслуживает внимания не меньше, чем остальные герои. Готовый на всё ради художников, их помощник и рассказчик этой истории, он постоянно жертвует своими интересами, то поддерживая прерафаэлитов, а то поступая не по их указке. Однако беспристрастный рассказ от его имени зрителям обеспечен. Такая отчаянная жизнь не может показаться скучной. 9 из 10
Наконец-то досмотрены 4 серии и можно приступать к более-менее подробному описанию впечатлений от фильма. Итак… «Отчаянные романтики» — мини-сериал производства БиБиСи, можно сказать даже почти новый — и года не прошло как он был выпущен. Насколько я поняла, в основе книга Franny Moyle «Desperate Romantics: The Private Lives of the Pre-Raphaelites», так же выпущенная в 2009 году. Так что фильм представляет собой вовсе не солидную биографию известных художников, изображающую их в наилучшем свете. Напротив. Сериал — о жизни братства прерафаэлитов, самой что ни есть богемной, об их творчестве и любви, плотской и не очень. Повествование ведется от имени журналиста, единомышленника и члена братства Фреда Уолтерса — придуманного персонажа, соединившего в себе черты нескольких художников. Главные герои — известные художники Джон Эверетт Миллес (Samuel Barnett), Данте Габриель Россетти (Aidan Turner) и Уильям Холман Хант (Rafe Spall). В 6 серий авторы уместили 12 лет жизни художников (1850—1862). Судя по фильму все события этих лет уместили в 2—3 года, из-за чего местами события в на экране не соответствуют истории. Зато сериалу это добавило большего динамизма. Очень понравилась игра актеров. Вне зависимости от того, как часто появляется персонажи, все они вышли яркими и настоящими. Понравилось музыкальное сопровождение. А главное — возможность хотя бы представить как создавались шедевры прерафаэлитов, как например «Офелия» Миллеса. Пожалуй единственное что однозначно не понравилось — наличие постельных сцен. Но с другой стороны иначе не понять, почему Эффи Грей развелась с Джоном Рескиным, отчего Хант ратует за исправительный дом для падших женщин… Ладно, простим авторов.
Фильм — разочарование! Не смотря на то что BBC и потрачен не один миллион, фильм рассказывает не о Братстве прерафаэлитов, а о троих жеребцах, которые только и заняты тем, что сидеть в кабаке, да совокупляться с натурщицами. Возникает вопрос, а когда же они писали картины? Все диалоги ниже пояса и единственное что говорит нам о времени в котором происходит действие это костюмы. Если бы не декорации и одежда, то я бы решил, что наблюдаю за компанией пьяных, озабоченных парней в баре. Сомневаюсь, что режиссеры не изучали материал, соответственно делаю вывод, что фильм снят чтобы внушить зрителю прямо противоположное представление о Братстве прерафаэлитов. В основу идеологии которых входили религиозные и нравственные темы. Достаточно почитать их биографии и посмотреть картины, чтобы иметь свое независимое и не навязанное мнение. Не «ешьте» все что предлагают и не принимайте все за чистую монету. Видимо время сейчас такое, когда нужно все подвергать сомнению и проверке. Фильм НЕ для семейного просмотра.
Замечательный, яркий, красивый сериал. Красивые, каждый на своем месте, прекрасно подобранные актеры. Яркая, создающая настроение музыка и продуманные титры. И кроме прочего, сериал повествует о реальных людях, о любви и страсти этих людей. Сделано все это так красиво и завораживающе, что даже некоторый переизбыток постельных сцен после середины сериала не портит первоначального впечатления. Посмотрев этот сериал, вы узнаете о том, кто такие прерафаэлиты (о которых многие сейчас даже не слышали, и, как оказалось, зря), увидите наиболее известные их полотна и узнаете историю их создания вкупе с историей их создателей. Уверена, что посмотрев первые две серии, вы уже заинтересуетесь биографиями этих замечательных людей и захотите узнать о них больше. Но не делайте этого до конца просмотра сериала! Сюжет настолько близок к жизни, что чтение биографий больше похоже на чтение спойлеров. Отличный сериал. Хотелось бы, чтобы к нему сняли продолжение.