Заградотряд: Соло на минном поле
Когда я впервые увидел название фильма, меня охватило недоумение: неужели ТАКИЕ бывают!? Кстати говоря, вторая часть названия — «Соло на минном поле» — так и остаётся загадкой почти до самого конца последней серии. Но даже здесь, дойдя, наконец, до минного поля, впору задаться вопросом: а причём тут «соло»!? Это что же — балет, или цыганочка с выходом, чтобы боевую сцену можно было привязать к слову «соло»!? Кажется, я догадался — речь, скорее всего, о скрипке! (Есть тут одна такая в сюжете.) Но если, действительно, о ней, то данный эпизод настолько ничтожен по своей значимости ко всему остальному ходу повествования — а ещё, добавлю я, глуп и неправдоподобен, — что выносить его в название картины попросту нелепо. Представил себе, как мыслили создатели идеи фильма: снимаем картину о войне… ага, про штрафбат уже снять успели до нас, про смершевцев тоже… может, тогда заградотряд? Точно — тема подразделений, прикрывающих передовую с тыла, ещё не затронута! Кстати, тема сама по себе спорная: одни фронтовики утверждают, что именно ТАКИХ, как в фильме, отрядов, расстреливающих своих же отступающих, на фронте не было, другие говорят, что всё-таки были, третьи — за то, что были, но не такие, а лишь отлавливающие дезертиров и паникёров. Лично я считаю, что могло быть всё, что угодно, и даже массовый расстрел отступающих из пулемёта тоже где-то мог иметь место — подобное вполне вписывается в линию партии Сталина по отношению к своему народу. Другое дело — это ощущение «верю», или «не верю», когда смотришь на экран. Скажу откровенно: ни в художественном отношении, ни в фактологическом (с точки зрения фактов и деталей) 4-серийный мини-сериал В. Донскова никакого доверия во мне не вызывает. Авторы-создатели, будто поставили перед собой цель — вместить в эти 4 серии как можно больше аспектов войны. Помимо главной темы — деятельности заградотряда, — тут тебе и наши разведчики, засланные в тыл к немцам, и подпольщики, и предатель (какая же разведка без предателя!), и немецкие парашютисты, заброшенные к нам в тыл, и дизертиры, массово сбегающие с передовой (ни за что бы не подумал, что их было СТОЛЬКО, если бы Донсков не просвятил!), и тема сталинских репрессий, и штрафные роты, и любовь (какой же фильм без любви!), и геройство на поле боя, и христианские священники… Так какое же «соло» — это целый сборный эстрадно-симфонический оркестр! Ну да ладно, допустим, что всё так сложилось — все перечисленные события столь удачно переплелись и состыковались между собой, — но всему же есть своя мера. Та мера, за которой начинается настоящая сказочность. Всего лишь навскидку — три эпизода, говорящие за то, что чувство меры авторам-создателям совсем уж отказывает: 1) на поле боя после долгих лет разлуки встречаются отец и сын (больше им негде было встретиться — именно там, и именно в эту минуту!); 2) от немцев бежит мальчик, попадающий к солдатам, командир которых (ну, конечно!) близкий родственник мальчика; 3) солдат встречается с вдовой, муж которой погиб на фронте, и вот настаёт миг, когда солдат делает женщине предложение… посмотрите, какая сказочная метаморфоза случилась через минуту! Ну а как вам немцы, которые долго строчат из пулемётов в находящегося в десяти шагах от них одинокого бойца, и… не попадают! А деревушка, мирно живущая своей безоблачной жизнью километрах в 3-х от линии фронта, и её жители, никуда, ни в какую эвакуацию не спешащие! Меня ещё всё время удивляло — почему в этой деревушке, от которой рукой подать до передовой, так тихо!? Ни грохота снарядов, ни разрывов мин и бомб, ни даже звука пролетающих самолётов! Коротко о сюжете. Два молодых разведчика выполняют задание в тылу немцев. По объективным причинам выполнить задание не удаётся. Оба разведчика предстают перед трибуналом. (До сих пор не могу понять: почему ребят стали судить, если вина за срыв задания лежит на тех, кто должен был им помогать? Неубедительно, на мой взгляд.) В качестве наказания мл. сержант Паша Потёмкин (в его роли Евгений Ткачук) отправлен в заградотряд. Служба среди «крыс», как он называет стреляющих по своим заградотрядовцев, Паше не по душе. Но война диктует свои условия, приходится проявлять героизм там, куда тебя поставили. Неубедительная реализация несовершенного сценария, на мой взгляд. Это не война, а только вариации на её тему. Совсем уж сказочной, нелогичной, неправдоподобной сделана последняя 4-я серия мини-сериала. Фильмы о войне, а тем более, о таких её деликатных темах, как особый отдел, штрафбат, заградотряд, нужно делать более тщательно и выверенно, внимательно относясь к деталям. К сожалению, работу В. Донскова не спасает даже участие в ней таких качественных исполнителей, как Фёдор Добронравов, Дарья Повереннова и Андрей Гусев. Посредственное кино, неправдивое. 6 из 10