Комиссар Мартин Бек
- 27 июн 1997
Посмотрел несколько серий, но не смог продолжать. 20—25 лет назад скандинавы только начинали разрабатывать свой неповторимый стиль детективных сериалов. Тогда наверняка в сериале были интересные новые приемы и техники, как в картинке, так и в сценарии. Но сейчас это уже смотрится странновато. Мы же не можем сейчас смотреть немые фильмы так же, как современные. Отношение уже другое, у зрителей уже другие ожидания. В старых фильмах что-то кажется очень странным и недоработанным, хотя тогда давно могло казаться классной новинкой. С сериалом «Комиссар Мартин Бек» такая же история. Многие режиссерские ходы за эти годы уже столько раз использовались, что сейчас уже кажутся очень банальными, часто уже в самом начале понимаешь шаблон событий и произойдет дальше. Также, современные технологии того времени, возможно, не позволяли прорабатывать сюжетные слои и узоры с достаточной точность, что-то кажется довольно топорным. Окончательно меня добила серия про пансион, где рассказывается про русских, выглядевших как сирийцы или иранцы, с именами типа Сулейман, которые получали в Макдональдсе на Арбате колбы с тяжелыми металлами и на паромах ехали в Швецию жить в конюшнях. На пароме они почему-то не сидели себе тихо в каюте, а слонялись по людным залам. Причем, в толпе людей они были единственные в ушанках, но Бек и его команда долго бегали с озабоченными лицами и не могли их вычислить. А торчащие у полицейских из ушей нашники с проводами от рации никак не помогали плохим парням их заметить.
Взамен книжных персонажей в сериале появились новые. Версен, начальник отделения, где работает Бек. По большому счету, круглый идиот, не смыслящий ровным счетом ничего в работе своих подчиненных. Бек, обычно спокойный и мягкий человек, не стесняется отпускать в его адрес колкие шуточки; Гунвальд вообще ни во что его не ставит. Версен в большинстве случаев отказывается думать своей головой, прячась либо за служебные предписания, либо за рекомендации прокурора. У него самого, очевидно, есть какой-то стереотип строгого, но справедливого руководителя, который активно вмешивается в рабочий процесс, тем самым улучшая работу, направляя ее, так сказать, в нужное русло. На деле получается полный абзац. Он влезает посреди расследования, смутно представляя, как оно продвигается, и дает указания, мягко говоря, нелогичные. Слава богу, что Бек убеждает руководителя, что поступает верно — разбавляя это каким-нибудь едким замечанием. Всем своим видом Версен дает Беку понять, кто здесь главный. Конечно же, ему не спится без лавров «легендарного начальника отдела». К примеру, он заявляет, что сам будет общаться со СМИ и что это его вотчина. А оказавшись перед камерами, теряется и лопочет. За что еще его недолюбливаешь — так это за то, что он даже не пытается при случае вступиться за команду перед вышестоящим начальством. Когда дело хотят передать в спецслужбы или те же журналисты требуют собрать пресс-конференцию, Версен бежит за советом к Беку или вовсе отсиживается, пряча глаза. За исключением того случая, когда Гунвальд попал в переплет, и отдел внутренних расследований требовал для него тюрьмы. Тогда Версен в отчаянных спорах защитил сотрудника, за что Бек впервые всерьез его поблагодарил. Лена Клингстрем. Попадает в отдел Бека по личному приказу Версена. На мой взгляд, Лена — удивительный персонаж. Во-первых, по так называемым общепринятым стандартам для героинь сериалов, она откровенно некрасива: широкоскулое лицо, тяжелая челюсть и, извините, кривые зубы. И притом никаких макияжей-причесок, сногсшибательных нарядов и каблуков. Почему так? Это все для того, чтобы мы увидели Лену глазами Бека. А он с самого начала был категорически против того, чтобы она появлялась в группе, будучи уверен, что Версен подсылает к нему шпионку. И, естественно, относился к ней плохо и видел в плохом свете. Однако в первом же деле Лена, специалист по информационным технологиям, оказывается для команды незаменимым сотрудником, и Мартин пересматривает свое отношение к ней. От фильма к фильму мы видим, как раскрывается, как хорошеет эта женщина, которая к тому же прекрасный сотрудник, да еще и умна и внимательна к людям. А вскоре узнаем, что суровый и скрытный Бек влюбился в нее. И это еще одно подтверждение тому, что мы видим Лену его глазами. Дальнейшая жизнь героев и их служба продолжаются. Киносериал продолжают снимать с 1997 года до сих пор: к нынешнему моменту с интервалом один-два в год выпущено 24 фильма. Релиз следующего фильма назначен на июнь. В Швеции, естественно. Если бы его сняли в Америке, то после первого же сезона режиссерам и актерам были бы обеспечены полка «Эмми» и «Глобусов» и признание, на этот раз всемирное. Но в Америке его не может быть. Просто потому, что там не умеют так снимать. Стилистика «Бека» совершенно европейская. Реалистичный, без спецэффектов и мишуры. Странный, ни на что не похожий. Серьезный, даже мрачноватый. Сохраняющий то же настроение, что и в книгах: одиночества, суровой реальности, спокойного осознания безысходности. Умный, местами тонкий, местами жесткий юмор. Каждая серия — полнометражный полуторачасовой фильм. Увлекательные расследования в жанре триллера и нестандартные сюжетные решения. И не ждите карамельных счастливых концовок — здесь все как в жизни. И в то же время он несет легкий, ускользающий след северной красоты, которую можно почувствовать, но нельзя повторить. Как паром, медленно отплывающий в холодных сиреневых сумерках из стокгольмского порта. Или холодный отблеск северной зимы, огонек свечи в окне дома вдалеке, среди синих шведских снегов…
Сбылась моя давняя мечта. Я начала учить шведский язык. Шведский, как говорится, «вставлял» уже давно. Сейчас это больше вынужденная мера, к которой в некотором роде подтолкнули сами шведы. Потому, что на русский язык их так и не перевели. Вернее, перевели первый сезон в 2000 году, но даже в интернете выложить его на русском не потрудились. Приходится делать подстрочник. Да, это очередной сериал про полицейских, про их суровые будни и нелегкую жизнь. Предчувствую вздох разочарования и досады от тех, кто уже устал от улиц фонарей, ментов, доморощенных детективов и Мухтаров. Я тоже была бы разочарована. Если бы ровно десять лет назад не увидела «Бека». Как сейчас помню. Первые числа января, и каждое утро, чуть ли не в шесть часов, смотрю серию за серией по какому-то каналу. В программе значится никому не известное название: «Бек». Это кино — не экранизация в полном смысле этого слова, а версия «на основе персонажей». Она снята в 1997 году по мотивам книг двух шведских авторов, совместно творивших в 60—70-е годы прошлого века. Пер Валё и Май Шевалль были мужем и женой, им принадлежат 10 романов о Мартине Беке и полицейском отделении Стокгольма. Замечу, что это не первая экранизация их произведений, и, на что госпожа Шевалль обращала внимание, далеко не самая адекватная тексту. Впервые повести перенесли на большой экран в 1967 году, не отступая от оригинала. С тех пор множество шведских актеров исполняли роль Мартина Бека в различных кинопостановках, снятых строго по тексту. И вот, спустя тридцать лет выходит многосерийная версия. Между ней и первоисточником — пропасть. Однако в странах Скандинавии, Германии и Нидерландах, сериал «Бек» имеет громкий успех и высокие рейтинги. Сериалу не дает совсем оторваться от книжной основы одно обстоятельство. Сохранились два главных имени всех десяти романов. Мартин Бек. Собственно, главный герой. По правде говоря, ни авторы книг, ни создатели сериала не стремились приписать ему какие-то выдающиеся качества, розыскные таланты. Из общей команды отдела убийств его никак не выделяли, оставляя наряду со всеми, подчеркивая, что для него расследования давно превратились в ежедневную рутину. И в кино, воплощенный Петером Хабером, инспектор Бек совершенно обычный. Но волей-неволей начинаешь воспринимать происходящее как бы с его точки зрения, все время ему сопереживая. Бек уже в том возрасте, когда появляются постоянные привычки: ежевечерние стакан кальвадоса и глажка рубашек, один и тот же ресторан, где услужливо встречает знакомый официант. Он очень болезненно воспринимает перемены и тщательно взвешивает, стоит ли в жизни что-то менять. Это делает его закрытым от окружающих — и одиноким. Пожалуй, он одинок, но, как и в книге, у него есть взрослая дочь Ингер, которая порой ставит его в тупик своими современными взглядами на жизнь. Ингер раздражают излишняя опека отца, его, как ей кажется, устаревшие взгляды и профессиональная подозрительность по любому поводу. У нее уже давно своя жизнь, а Бек до сих пор считает ее ребенком и беспокоится по любому поводу. Мартин Бек — человек с мягким, добрым, терпеливым характером, просто уставший от беспросветной работы. Но, несмотря на кажущуюся мягкость, ценнейшие его служебные качества — это умение убеждать, быть непреклонным и жестким, а также абстрагироваться и в расследовании учитывать все версии. Он рассудительный, дальновидный руководитель, привыкший продумывать все на ходы вперед. Он достаточно спокоен и молчалив, но если в разговоре с начальником-самодуром (об этом позже) появится возможность метко съязвить, Бек ее не упустит. И, само собой, перед начальством он неизменно защищает своих подчиненных, как бы ни злился на них порой. Гунвальд Ларссон, самоуверенный, иногда пугающе грубый в своих методах работы, бестактный, наглый и циничный, но безмерно обаятельный инспектор из команды Бека. В десяти книгах Гунвальд прописан довольно бледно. Да, гордится собой страшно. Да, редкое, извините, хамло, и тот же доктор Хаус по сравнению с ним — сущий ангел. Да, профессионал, отчаянно страдающий без работы. Но это, пожалуй, все, о чем мы можем узнать о нем из книг. Удивительно, что мы и из фильмов о его деловых качествах узнаем только то, что это совершенно бесстрашный сотрудник и что он стреляет хорошо. И что, по выражению Бека, «думать — не его сильная сторона». Позже нам дают понять, что Гунвальд мог бы быть талантливым руководителем (у него даже есть свой кабинет…), но ему не хватает человечности и выдержки Бека. В сериале ярко изображают его противоречивый внутренний мир. Сначала он вправду страшно гордится собой — до тех пор, пока на его совесть не ляжет смерть ребенка. И именно Ларссон, этот великан с непроницаемыми голубыми глазищами и холодной улыбкой гестаповца, переживет в сериале столько трудных и серьезных моментов. После этой роли актер Микаэль Персбрандт, и до этого в Швеции игравший в кино, озвучивавший мультфильмы и прочее, стал звездой общешведского и экспортного масштаба. Девушки без ума от очередного голубоглазого грубияна, который носит щегольские галстуки и при любой возможности пускает в ход свои кулаки величиной с мусорное ведро.