Небо в огне
- 04 мая 2010
За год я дважды посмотрел этот сериал. Дрянь бы второй раз на свой монитор не пустил. Не скажу, что это большущая удача российско-украинских создателей телесериалов (но в последующие годы они заметно пошли в рост), как не скажу и то, что это ерунда и профанация ВОВ, как считают некоторые здешние рецензенты. «Небо в огне»- серьёзная, интересная и достаточно профессиональная для нынешнего «табуреточного» ТВ-уровня работа. Точнее, телеэпопея, поскольку снята она по классическим канонам романа (кто не хлопал ушами на школьных уроках литературы, тот поймёт, о чём я толкую). «Мылодрамой» здесь и не пахнет, а имеют место последовательно развивающиеся драматические линии главных героев повествования, которые, как и положено в романе, сходятся, расходятся, пересекаются, сплетаются в клубок по воле автора, создающего таким образом интригу, поглощающую внимание читателей (зрителей). Классический пример- роман Алексея Толстого «Хождение по мукам» и две его отечественные (и обе, на мой взгляд, удачные) экранизации. Другое дело, что воплощение задуманного здесь и там сравнивать нельзя, хотя бы по затратам на производство. Всем нам хотелось видеть крутые воздушные бои (хоть бы и наполовину компьютерные) и побольше самолётиков. Но, как я люблю говорить, много хочешь- мало получишь.. В этой связи вспомнился старый анекдот (воспроизвожу неточно). Чумак с Кашпировским шли по улице и хвалились своими способностями повелевать людьми. Кашпировский и говорит: «Алан, я сейчас дам установку, и из вон того окна выбросят цветной телевизор!». Дал. Из окна вылетел холодильник, потом стиральная машина, а потом высунулся мужик и заорал: «Ну нет у меня цветного телевизора!» Так и в нашем случае. Ну не было больше самолётов! Было два «И-15», из которых умудрились сделать четыре. Был «мессер», иногда раздваивающийся вдали. Зато всё летало (этот же скудный авиапарк присутствует и в сериале «Чужие крылья»)! У гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова бюджет был (как и возможности) посолидней, вот и наскрёб он для своего «Белого тигра» чуть ли не роту «Т-34—85»… Так что давайте не зацикливаться на одной технике или историчности (в противном случае смотрите документальные фильмы). Лучше оцените драматургию, актёрскую игру, режиссуру. В этом отношении меня как минимум ничто не разочаровало. А что до некоторых несуразностей и неточностей, то их в сериале, увы, немало. Вот только некоторые из них. Как это у нас в довоенное время оказался знаменитый «Виллис»? Их начали поставлять только по ленд-лизу. Как это явную еврейку (которую впоследствии немцы «вычисляли» на раз) фашисты не грохнули на месте, когда захватили колонну беженцев и многих убивали просто так? И как это хоть и пьяный немецкий майор пытался на неё залезть? За такое он тут же бы лишился погон (просто по доносу!). Каким образом грудной младенец, сын Лизы, где-то через полгода превратился в бодрого почти трёхлетку? Как мог посланный за шифровальной машиной самолёт задержаться со столь ценным грузом у партизан чуть ли не на сутки? Из воспоминаний и документальных источников известно, что все посланные к партизанам самолёты возвращались домой той же ночью! Это тот случай, когда ради сюжетной интриги пренебрегли исторической достоверностью. И так далее. Но в целом для сериала я настаиваю на своей оценке- 7 из 10
Знаете, когда смотришь фильм о войне, невольно думаешь, что хочется жить. Много видел телефильмов на тему войны за последнее время, много думал «почему не трогает?».. Сценарий, бюджет, недостоверность деталей?.. А вот «Небо в огне» тронул! Во многом, вопреки всем моим убеждениям о том, что мешает смотреть и принимать такое кино. Сценарий «Небо в огне» не особенно оригинален, в нем достаточно недочетов и прогнозируемых сюжетных ходов. Бюджет, не знаю как насчет него, но это 12 серийный фильм НТВ — а не блокбастер. Детали.. Вижу Як-18 с с неубранными шасси, другие нюансы.. Но эти нюансы, распадаются и не доминируют. А главное, что я вижу — глубокий, а главное предельно искренний фильм. И за это, спасибо создателям. Это восприятие на уровне чувств. Не знаю, как это определить. Сам переосмысливаю свои, часто максималистские взгляды на кино и его качественные достоинства. Я верю героям, мне больно и ком в горле, когда горят эти парни. Я верю в их дружбу. Что же такого сыграли Ткаченко, Яглыч, Стебунов, Пронин, Евланов?.. Не знаю. У некоторых из них, были и более сильные сольные номера в других фильмах, но здесь они в одной упряжке. В своей истории войны. Турчинский, светлая ему память, словно попрощался с нами своей, пожалуй, лучшей ролью. Молодые актрисы напомнили о том, что преданность любимым не пустые слова. Как? Думаю тема.. Тема войны.. И режиссер, который сумел так настроить своих актеров. Есть ощущение, что все они глубоко прониклись этой темой. Для меня, очевидна серьезная работа в этом вопросе. Это и есть, самое главное в этом фильме — истинное ощущение боли, истинное ощущение жизни. Достаточно чувственно и без нарочитого пафоса. К сожалению, многие фильмы последнего времени, приуроченные к теме великой отечественной войны, не всколыхнули во мне подобных чувств. Иногда, видел сильные актерские работы, иногда закрученную интригу.. Но «Небо в огне» дал ощутить иные эмоции. Знаете, у кинематографистов есть право определять свою тональность разговора со зрителем. Я люблю фильмы Германа о войне, с его уникальной живописующей точностью деталей и характеров. Но я не могу спокойно дышать, смотря фильм «Офицеры». Фильм, где есть огромное количество условностей, исторических неточностей и обобщений. Но там есть, да — тот самый, пронзительный искренний посыл потомкам «есть такая профессия, родину защищать..». Такое кино остается в памяти и выполняет свою миссию. В «Небе в огне», даже предсказуемый сюжетный ход или однозначная трактовка все равно приводят к эмоциональному восприятию. Это редкая вещь. Тост по погибшему другу».. он был должен жить, как никто другой. Ему было для кого жить. Но это война. Она изменила все. Его больше нет.» Мурашки по коже, от правды ощущений. Война забирает лучших и только лучшие могут ее остановить. Мне, как зрителю, хочется встретиться с этими парнями в жизни. Они интересны. Я помню немецкого асса Юргенса, обаятельного итальянского пилота, помогавшего русским девочкам, помню начальника летного училища и песню одессита Марецкого про «безумную любовь». Еще помню, бой в небе, горящие эшелоны, полицаев с овчарками, и русского санитара на службе в немецком госпитале, его исповедь помню. Помню музыку и глаза этих парней, молодых пилотов. Мои дети смотрели, в их глазах наворачивались слезы. Старший, сразу бежал играть в самолеты, сооружал кабину и летел на врага. Младшая, просто долго делилась тем, как поняла этот фильм и эту войну. Я был поражен. Казалось бы, просто 12 серийный телефильм, один из многих. Но вышло, что именно этот фильм, вызвал такие эмоции. «Небо в огне», фильм в который поверил.
Очередной сериал, снятый в наше время, про ВОВ 1941—1945 гг. Фильм, безусловно, будет иметь успех у широких масс населения. Картина зрелищная, динамичная и смотрится на одном дыхании. Да, здесь нет четких исторических фактов. Картина с точки зрения фактологии очень расплывчата. Сериал можно разделить на несколько временных периодов: 1. довоенный 2. начало войны. 3. Это очень расплывчатый период, т. к. здесь нет никаких ссылок и упоминаний о календарном годе. Это не важно. Этот временной промежуток можно объединить под одним целым — продолжение и завершение ВОВ. Точные датировки в фильме не будут иметь большого смысла. Картина не имеет цель пересказать точные даты военных операций, численность группировок, направлений ударов. и т. д. Есть научные и научно-популярные фильмы о войне, документалистика. Читайте мемуары, научные книги, если вам нужна грубая фактология. Этот фильм не об этом. Он имеет целью показать войну с иной точки зрения — «человеческого». Война — это сражения и битвы людей. Были показаны все тяготы и последствия военных действий, любовь, солдатская дружба и тяжелые потери близких людей. На эти моменты многие «фактологи» внимания не обращают. «Фактологам» интересны сражения, битвы машин. Они безусловно есть, но их мало. Хочется обратить свое внимание на название фильма. Оно безусловно имеет как прямое, так и переносное значение. Переносный смысл заключается в том, что люди теряют близких себе, мстят за них, убивают. «Мне-то что без него делать», — спрашивает баба Нюра? Поэтому этот фильм полностью о личной составляющей на войне. Очень много показано тяжелых психологических моментов в фильме. Я думаю, это намного важнее, чем знать количество советских и немецких аэродромов на момент начала 1942 года на восточном фронте… настоятельно рекомендую к просмотру это творение Д. Черкасова.
Именно с этого утверждения я бы и хотел начать свое повествование. В этом году мы видели уже триумф новой картины Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние». Ограничусь лишь упоминанием об этом фильме, ведь столько уже слов было сказано о нем, столько рецензий написано. Видели мы также и продолжение «Мы из будущего»… Без комментариев. Однако это относится к большому кино, а что же с ТВ-форматом? Да абсолютно то же самое! Зрителям пихают порожняк вроде «На безымянной высоте» и т. п. кино. Отдельную нишу на нашем ТВ занимают военные сериалы. Кто-нибудь задумывался почему так? А ведь все просто: телевизионщикам хорошо, т. к. под 9 мая так же хорошо запустить какое-нибудь мыло на фоне ВОВ, рейтинги тут же поднимутся у канала. Хорошо и правительству — очередное патриотическое кино на экранах, да и народ не против — люди, особенно, советского поколения не смогут пройти мимо. Все довольны. Мы видели и «Последний бронепоезд», и «Диверсант-2». Видели и «Штрафбат» — сериал сильный с позиции психологии, но весьма лживый с точки зрения истории. Тем не менее, не все они одинаково плохи. Есть и сильные работы вроде первой части того же «Диверсанта» — фильма и с точки зрения мелочей вроде формы и оружия точного, «Апостол» — фильм с интересным сценарием и великолепной актерской игрой Евгения Миронова, да и «Конвой PQ-17» — очень неплохая экранизация романа Валентина Пикуля. Сегодня же под прицелом сериал «Небо в огне». Про него сразу могу сказать, что он относится к первому типу военных сериалов на нашем ТВ. Я же просто не мог его пропустить, т. к. меня интересует авиация в целом, но особенно ее роль в мировой истории. Авторы заявляют, что их картина повествует о советских летчиках, начиная с 39-ого по 45-ый год. Уже на 2-ой-3-ей серии зритель может видеть то, что делает сериал фантастическим: 6-ых(!) летчиков, учившихся в одной и той же группе летного училища, направляют на службу в одну и ту же часть. Конечно, не всех сразу, а по очереди. Начало войны нам показывают сумбурно. Перед немецким наступлением немецкий пилот прилетает на советский аэродром под прикрытием того, что он заблудился и самолет сломан. А тем временем как его ремонтируют, запоминает расположение русских боевых машин. Естественно, это замечает один из наших главных героев и предлагает командованию их переставить. Получается, войну они встречают готовыми и умудряются спасти большинство самолетов. Само наступление нам показывают лишь как небольшую бомбардировку советского аэродрома. Вопрос к авторам сериала: а где же сотни взорванных на земле самолетов, о которых можно прочитать в мемуарах советских летчиков? Где массовое и беспорядочное отступление, о котором и так всеобще известно? Далее ближайшие 5 серий действие происходит исключительно в 41-ом-начале 42-ого года. Затем течение времени стремительно возрастает, что уже и не понимаешь какой год. Однако мы же наблюдаем только зиму. Создается впечатление, что за всю войну ни немцы, ни русские не меняют аэродромы. Позиционная война, так сказать. Если бы авторы не изменили знаки отличия на советской форме с воротничка на погоны, то я бы подумал, что действие происходит в течение полугода… ну максимум — в течение года. Все это разбавляется кучей других лишних сюжетных линий: скажем, зачем мне смотреть на то, как Турчинский, играющий офицера-снабженца аэродрома, клеит баб-поваров в столовой? Зачем мне смотреть на то, как женщины-летчицы постоянно обсуждают любовные интриги? Зачем мне наблюдать сюжетную линию девушки-санитара? Зачем мне смотреть на семейные проблемы советской певички и ее мужа? Список можно продолжать бесконечно. Скажите, я для этого смотрел сериал под гордым названием «Небо в огне»? Что касается полетов, коих здесь раз-два и обчелся, то сняты они неплохо — и это едва ли не единственное достоинство данного творения. Но показывают их здесь очень и очень редко. Часто бывает так: отправляют пилота на задание, а затем сразу показывают его по возвращении. Не поленитесь, посмотрите трейлер — сами авторы представляют нам сериал как полный красочных боев, однако это наглая ложь. В основном, все бои-то в трейлере и показаны. Еще одно редкое достоинство этого сериала — сюжетная линия пилота Самойлова. Даром, что можно было сделать и еще лучше. Что же о реалистичности «Небо в огне», то здесь все тоже очень уныло. Мы наблюдаем, так сказать, камерную войну. Дешевизна, бутафория налицо. Нам ни говорят на каком фронте дело происходит, ни года не указывают. Нету ни наступлений, ни отступлений. Военная часть не участвует ни в каких известных операциях. Забавно наблюдать как нквдшник грозится штрафбатом летчикам в январе-феврале 42-ого (или это уже декабрь был?.. Черт знает…). На новых Яках, полученных в 42-ом-43-ем году (или опять же авторы подразумевали другие года?), почему-то отсутствует радио-связь. Здесь даже анализ исторических фактов толком не проведешь, т. к. авторы умалчивают о годах. Предоставлю эту возможность кому-нибудь другому. Грустно это! Зачем браться за то, на что не хватает денег или же, не знаю, таланта? Сериал с таким пафосным названием должен быть намного более качественным! Не хватает денег? — Можно было сократить количество серий до 4-х и не растягивать сюжетные линии. Но и тут неувязочка: телевизионщикам-то это не выгодно, потому как к 4-ой серии интерес зрителей только начинает разгораться — и уже конец. Назревает вопрос: так что же — коммерция или искусство? В большинстве случаев побеждает 1-ое, что грустно! В заключение скажу, что если вы ждете от «Небо в огне» интересную историю о военных годах советских летчиков с многочисленными красивыми боями, то просто проходите мимо. «Небо в огне» — лишь очередное военное мыло. Интересующимся действительно качественным кино об авиации могу порекомендовать пересмотреть лишний раз «В бой идут одни старики», посмотреть «Асы в небе» — британский фильм 1976-ого года и «Рыцари неба» — французский боевик 2005-ого года. Это 3, на мой взгляд, лучших из того, что мне доводилось видеть, фильмов об авиации. Первый хорош своей легкостью и честностью, не обделен юмором. 2-ой очень правдив и, несмотря на год его создания, красив в плане съемок полетов. Ну а 3-ий же обнажает чувства самих пилотов небе, сочетает в себе великолепные ЖИВЫЕ съемки полетов, да и просто увлекателен в плане сюжета. От винта! Итог: 3 из 10. Только лишь за попытку поднять интересную тему.
Увы, мои опасения про этот сериал подтвердились. Если коротко — противно смотреть. Конечно, затея показать войну с 41 по 45 год весьма амбициозна и весьма одобряются, но как обычно, одного желания мало. Сериал стал очередными солдатами с переложением на 41 год. Сериал мог бы быть весьма хорошим, но не судьба. Зачем тут эти ватные вставки про их жизнь и все что окружает? Да это важно, но все время практически занимает это бытовуха; Весьма занятно. А это высокое название — «Небо в огне». Прям ждешь боев. Зачем же тогда в описании «жизнь отважных советских летчиков»? Но показ боев весьма затратен, особенно такой старой техники. и тут российский кинематограф во всей красе показан. К слову, советская техника впечатляет. Что-то можно простить, кое-что даже летает. Но вот противник. Почему всегда из немцев делают идиотов? Почему всегда из зрителя делают идиота? Что это за показуха с их самолетами? Да были бы у немцев такие табуретки, что тут изображены, они б не подмяли под себя всю Европу и до 45 ни разу не продержались. что это за квадратные деревянные чудища? Вот в 3 серии вот там вблизи показан действительно мессер. Умолчим, что более поздний, но мессер, а смотреть воздушные бои, которые по определению весьма красочны, тут противно. Что это за 22 июня? Что за тупой немец, не смогший вырулить перед землей? Где вся их авиация? Что это за самодеятельность в начале войны? Какая нафиг тактика? Где огромные потери красной армии в самолетах? Вы делаете сериал про летчиков, так делайте грамотно и правильно, а не штампуйте тупой шлак ради бабла. Противно. Противно смотреть на все эти показушные неправдоподобные бои, интрижки. Ересь. Слишком затратно показывать вторую мировую и воздушные бои в частности. Зачем же лезть в эту область, не имея возможности снять качественное кино? Радует, что есть попытки в создании подобного материала, но пока это все выглядит так бездарно, лучше не смотреть.