Приказа умирать не было
К великому сожалению приходится говорить о том, что годы Великой Отечественной войны стали стираться из нашей памяти. Ярким тому подтверждением становится регулярное появление визуальных продуктов (даже не поворачивается язык назвать эти произведения «фильмами»), где война преподносится, не как величайшая трагедия, я как некий костюмированный фон, в рамках которого можно изобрести любые действа. Достаточно одеть актёров по моде того времени, дать в руки ППШ или «Мосинку» и… вуаля, новый перл про войну готов. А то, что начисто утрачивается атмосфера тех лет, характеры людей, их ценности и переживания, до этого никому нет дела. Бюджет выделен! Давайте ваять! Вот и наваяли! Аудиовизуальный продукт «Приказа умирать не было» (далее применю сокращение ПУНБ) как раз и получился ярким представителем семейства «игр в войнушку». Не знаю, какую цель ставили перед собою авторы сего произведения, но уж точно не погрузить зрителя в атмосферу тяжёлых событий 80-летней давности. На экране осень 1941 года. То есть, это первые месяцы Великой Отечественной. Самое страшное время, когда немецкая армада пёрла вперёд, сметая всё на своём пути. Наши войска несли страшные потери и вынуждены были отступать. Тем более, герои сюжета, вроде как говорят, что за ними – Ленинград. Возможно речь идёт о тяжелейших боях в ходе Ленинградской стратегической оборонительной операции. Но в ПУНБ ничего этого нет даже близко! Несмотря на то, что основное действие сюжета разворачивается на передовой, тут царит сонное царство. В одном окопе спят бойцы РККА, и иногда вяло целятся куда-то в пространство, а в другом окопе ползают туда сюда солдаты армии Вермахта. Противостояния двух армий нет в принципе! Равно как нет и подготовки к наступлению. За весь сюжет по небу пролетели пара компьютерных самолётиков и уронили несколько пиротехнических шашек, которые лишь пыль в кадре подняли. На этом всё! Тема авиационных налётов закрыта. А на передовой у русских солдат свои забавы: главный герой ПУНБ – Штабной лейтенантик-писарчук Неретин возомнил себя Эрастом Фандориным, и начал разыгрывать перед зрителем поиски немецкого агента. Не смотря на то, что никому, кроме него самого, это расследование не нужно, упёртый Неретин продолжает подозревать всех и вся, строить свои догадки и рассказывать о них сослуживцам. От безделия, наверное! На передовой-то скучно. Даже звукорежиссёры забыли о наполнении аудиопространства звуками взрывов. Зачем? Это лишнее! Ничего не должно отвлекать лейтенантика Неретина от его важного расследования. И всё это в ПУНБ размазано на восемь серий. Периодически зрителю предстают разные псевдовоенные вылазки из которых смысл линии фронта теряется окончательно. Показан лесной массив, и иногда дома какой-то деревни (одной или разных, тоже не слишком понятно). Здесь вперемешку можно увидеть и русских солдат и немецких. Все ходят, общаются на своих родных языках, и при встрече вяло друг в друга постреливают. Понимание пространства и места действия, таким образом исчезает. Линия фронта? Не, не видел! Локации в сюжете все безликие, однотипные и, зачастую, не соответствующие показанному времени. А общую картину абсурда происходящего дополняет ещё и снег, который то появляется в кадре из ниоткуда а потом также в никуда исчезает. Бедность и непродуманность постановки начинает резать глаз буквально с первых минут. Герои ходят по городу, прижимаясь к однотонным стенам, чтобы в кадр лишнее не попало. Интерьеры – полупустые. Декорации – очень странные и неуместные. Например, наличие посреди леса фанерного макета трамвая, нарочито поставленного поперёк муляжа рельс, ничего кроме смеха не вызывает. Столь же нелепо выглядит и прифронтовая ставка бойцов РККА. У них есть капитальные строения штаба, медсамбата (с яркими табличками, чтобы не перепутать). Здания эти явно послевоенной постройки. Также здесь есть просторные палатки брезентовые снаружи и деревянные внутри. Есть асфальтовые дорожки. Есть электричество! …на фронте! В 41-м! Можно жить и не тужить! Тем более, что немцы всё равно никого не донимают. Одна незадача: Неретин этот всюду свой нос суёт и всех подозревает в измене. Другие персонажи тоже поражают своей непродуманностью. Ставка РККА наполнена кучей одинаковых, словно резанных по трафарету, командиров в чистых шинелях и новых белых шапках. Зрителю даже непонятно кто есть кто! Сюжет ПУНБ приблизился к своей середине, а мы только начинаем понимать, кто на экране Акчурин, а кто – Долгушин. Есть, правда, и колоритный персонаж: местный верующий. Рядовой Воскобойников, который показушно крестится на каждом среднем и крупном плане. Авторы ПУМБ вообще советскую историю читали? Они знают, что в те времена все считали себя КОММУНИСТАМИ? А предрассудки, типа религии, выжигались из умов калёным железом. В реалии Воскобойникова к стенке поставили бы только за попытку перекреститься при посторонних. А он ходит по военной части, словно штатный поп, всем свои заповеди навязывает и наяривает кресты каждую минуту. Глаза лезут на лоб от такой фальши. Но и это ещё не всё! Православный Воскобойников неожиданно попадает в… разведку! Фронтовая разведка в ПУНБ тема отдельная! Оказывается, это не спецподразделение особо обученных бойцов. В неё попасть может любой. Хоть тот же Воскобойников, а хоть и штабной Неретин. В разведке не нужно вести себя скрытно! Можно идти в рост, разговаривать в голос, жевать, а если масхалат надоел, то скинуть его нафиг, как ненужный аксессуар. И подобная ересь, искажающая историю, поджидает зрителя в каждой серии ПУНБ. Написать про всё никакой статьи не хватит. Всё это могло быть смешно, если бы не было так грустно! Уже практически ушли очевидцы тех страшных лет. Само празднование 9-го мая видоизменилось очень сильно. Казалось бы: наше поколение должно помнить те годы, видя их в кадрах фильмов. И такие фильмы сегодня тоже есть. Взять, к примеру «Подольских курсантов», «Брестскую крепость» или «В августе 44-го». Это очень достойные работы! Их хочется смотреть и пересматривать! Но вместе с ними на экраны с завидным постоянством выпускается и низкокачественный продукт, забивающий мозг зрителя белибердой. Смотрит на всё это современный зритель и думает: ведь именно так всё и было! И невдомёк ему, что авторы пичкают его низкопробной подделкой. И это, пожалуй, самое худшее, что есть в данном продукте. Об историю Великой Отечественной войны создатели ПУМБ вытерли ноги и довольные собою двинулись дальше в поисках очередного бюджета.