Охотники за караванами
- 04 ноя 2011
- 19 дек 2010
Много лет назад видел этот фильм частями, недавно посмотрел целиком и сразу. Сложно сравнивать его с другими фильмами об Афгане, а уж тем более с боевиками Голливуда. Да, герои ленты нарочито «картонные» во многом, и ведут себя совсем не реалистично. Мы же, теперь то, на основании многих зарубежных и наших фильмов знаем как надо;) Взять того же «Черного Ястреба» или «Мину». Тем не менее, именно «Охотники за караванами» заставляют по-новому переосмыслить сам феномен нашего присутствия в Афганистане. В отличии от многих других художественных фильмов на эту тему, в «Охотниках за караванами» фактически начисто отсутствует идеологическая тема или тема оценки действия с точки зрения политики. Нет, конечно же и в нем есть несколько шаблонных фраз и сюжетов. Но в отличии от «Афганского излома» или «9-й Роты» — во всем фильме интересен сам сюжет — и интрига, если можно так сказать. 8 из 10
Фильм режиссёра Сергея Чекалова, знакомого широкому зрителю в основном по телесериалам «Любовь с оружием», «Ярость» и «Отряд». В основу сюжета фильма легли мероприятия подразделений ОКСВА, ГРУ, МВД и КГБ СССР по захвату ПЗРК «Стингер», которые американцы начали массово поставлять моджахедам с сентября 1986 года. Вроде бы и тема не заезженная, хотя и незаслуженно забытая, и в консультанты позвать пока ещё есть кого. Казалось бы, можно сделать по-настоящему сильный, правдивый, зрелищный фильм, который можно было бы показывать не только накануне даты вывода. Но… Сценарий 1987 год. Министерство обороны СССР получает указание из ЦК захватить у душманов и доставить в Союз образцы американского ПЗРК «Стингер», чтобы отечественные НИИ ВПК могли в кратчайший срок найти способы борьбы с ними. Первому, кто добудет «Стингер» обещано звание Героя Советского Союза. Для реализации поставленной задачи в некую часть «близ границы с Пакистаном» прибывает представитель Минобороны с хитроумным планом… Сценарий написан Вадимом Бочановым («Ментовские войны 2», «Литейный, 4», «Улицы разбитых фонарей 6») и Игорем Швецовым («Смерть шпионам: Лисья нора», «Любовь с оружием», «Паршивые овцы») по мотивам «афганских» рассказов Александра Проханова, и представляет собой некое альтернативно-историческое фэнтэзи, настолько же глубокое и правдивое, сколь глубоки и правдивы «Ментовские войны» или «Паршивые овцы». Не знаю, видел ли этот фильм Александр Андреевич, бывавший «за речкой» неодкратно в качестве журналиста, но думаю, ему должно быть стыдно за упоминание его имени в титрах этого фильма. Кастинг Народный артист Российской Федерации Алексей Валерьевич Серебряков, безусловно актёр талантливый и фактурный, но его работы в «Афганском изломе» и «9 роте» должны были убедить и его самого, и режиссёров, что образ воина-«афганца» это не его амплуа. Нет у Алексея той, необходимой в фильмах этой тематики, «породы», какова есть, например, у Жени Сидихина или у Сергея Векслера. Борису Сергеевичу Галкину очень идёт генеральский мундир, но две минуты экранного времени, которые были отведены ему режиссёром, это слишком мало, чтобы оценить игру мастера. Неплохой, вроде, сериальный актёр Игорь Миркурбанов, взятый на роль «главного негодяя», так же вряд ли сможет записать в свои удачи работу в этом фильме: слишком уж «картонный» получился его герой. Фильм тащат актёры второго плана — Андрей Саминин, Алексей Лонгин, Сергей Деревянко, Михаил Тарабукин, Заза Чантурия, Владимир Смирнов, Саак Дурян, Иван Шибанов, Карина Андоленко, Всеволод Хованский-Померанцев. Хотя, тащат не без перегибов и временами натужно. Камера Оператор Сергей Рябец ранее работал лишь в сериалах, да в паре мелодраматических картин. Видимо, поэтому камерные сцены ему более-менее удаются, а на открытом пространстве тянут только на «троечку», иногда с плюсом. В итоге смотреть фильм просто невыносимо. Общее впечатление от «Охотников…» не спасает ни употребление слов «хубасти», «читурасти», «кесмат», «кам-кам», «шароп», ни наличие настоящих куло на головах некоторых эпизодических персонажей. По большому счёту фильм ценен лишь финальной репликой, звучащей перед самыми титрами. Хотя, ради этой реплики надо было снимать совсем другое кино… Смотреть данный фильм, а тем более ставить его на полку в домашнюю коллекцию, категорически не рекомендуется. В завершении, несколько слов о том, как всё было на самом деле. Первые «Стингеры» в количестве трёх штук были захвачены в октябре 1986 года, под Кандагаром, разведгруппой майора Белова. Это был финальный этап операции, разработанной ГРУ ГШ и КГБ СССР: душманов вывел на нашу засаду завербованный советской контрразведкой полевой командир Маланг. 5 января 1987 года усиленная разведгруппа майора Сергеева на двух Ми-8МТ при двух «крокодилах» прикрытия была наведена на мотокараван в районе кишлака Шахджой. Уничтожив 16 моджахедов, разведчики захватили одного пленного и один — четвёртый по счёту — снаряжённый «Стингер». Всего за период с октября 1986 по март 1987 гг. было добыто 16 «стингеров». Во всех эпизодах безвозвратных потерь среди наших бойцов не было. Звания Героя Советского Союза за захваченные ПЗРК не получил никто. Просто потому, что этого никто не обещал.
Посмотрел. Убил 4 часа времени из любопытства — до чего же еще дойдет сценарист? А дошел он до того, что кроме финальной фразы — весь фильм пытается вбить в голову мысль об одном — о тупых советских солдатах и офицерах. О тупом советском «совке», в котором идиоты-генералы посылали на верную смерть своих лучших и не очень бойцов. Ибо то, что творят на экране эти «охотники» по велению режиссера — это верх маразма и идиотии. Кто там восхваляет консультантов? Это даже не смешно. Итак. В период нахождения ограниченного контингента в ДРА охота за караванами реально велась — но велась исключительно силами спецназа КГБ и ГРУ. Потерь ЛС до 1986 года практически не было. «Спецы» были такие, что выброшенная группа 8—10 человек уничтожала караван — по 20—30 грузовиков из Пакистана с группами охранения (а не 5 ишаков, две старых «тойоты» и сколько-то «духов»), и забирали ее из точки эвакуации через 2—3 суток. Кому интересно — найдет и документальные подтверждения ветеранов. Слабые диалоги, нарочитая «дружба народов» — ее представители даже под огнем превосходящего противника говорят о явной ерунде, а не занимаются тем, чем положено в боевой обстановке — ведением боя и выживанием. Устойчивое ощущение — 80% персонажей — «чтобы были» — и чтобы дать им просто тупо и порой даже не геройски зачем-то умереть. Смысл их поступков на экране не поддается пониманию. Профессионализмом военных — воюющих не первый год — и не пахнет, хотя: Общий итог потерь контингента за 10 лет «оккупации» — 13300 (ок. 1000 чел в год). Уничтожено — более 1,5 млн. афганцев. Спасено от наркотиков — ок. 100 тыс. граждан РФ в год. (Для сравнения — во Вьетнаме потери США за 10 лет составили ок. 70 тыс. убитыми. И умные генералы в США считают военную операцию СССР в ДРА одной из самых успешных военных операций в истории, а действия офицеров и солдат Вооруженных Сил СССР — высокопрофессиональными. Подтверждение — внимательность к происходящему в Афганистане сейчас). То, что показали нам — это не спецназ, это отделение мотострелков после сержантской школы, КМБ и призыва. Сценарий откровенно слаб, диалоги — глупые и напыщенные, герои — особенно из командного состава — такие же умственно отсталые, как и их подчиненные (члены группы этой «элиты» совершают идиотские поступки, что неизменно сказывается на их количестве по схеме «10 негритят»). Боевые действия — курам на смех. Серебряков со своим лицом изрекает почти тоже, что и в «9 роте». Вторичность даже в любовной линии (см. «Звезда»), но при этом ее откровенная фальшивость. Сценарий скачет туда-сюда, оставляя множество важных вопросов — типа «КАК? Почему? Откуда? Зачем?» — без ответа. Единственный персонаж — ветеран-прапорщик — похож на того, кого играет — от реплик до поведения. Он один мог сыграть всех показанных «военных» вместе взятых. Про техническую сторону не буду даже говорить — у «духов» в руках мелькают «Дизерт Иглы» (привет «Последнему киногерою»!), в «группе» нет ни одного снайпера — зато пулеметчиков — вагон, графика, из которой «сделаны» Ми-24 в полете — это даже не уровень первых игр «Lock On». И когда же сценаристы и режиссеры поймут, что в горах на Востоке (ДРА, Таджикистан, Туркмения) не бывает такой облачности НИКОГДА. И что снимать можно не только вокруг одной горы в Крыму. К офицерам и солдатам Советской Армии и спецназу, СССР и ДРА, снятое и показанное не имеет никакого отношения. Сплошная художественная условность в рамках альтернативной реальности. Итог: 3 — по 1-му баллу за тему Афганистана, финальную фразу и «прапорщика». Не смотреть никому.
Когда в 1986 г. США начали поставлять афганским моджахедам ПЗРК «Стингер», командование Ограниченного контингента советских войск в Афганистане обещало звание Героя Советского Союза любому, кто захватит этот комплекс в исправном состоянии… Фильм основан на реальных событиях. Не знаю точно, были ли такие подразделения, занимавшиеся уничтожением караванов, но охота на ПЗРК «Стингер» действительно велась, ведь наша авиация в Афганистане получила существенный отпор от моджахедов. За сюжет плюс. По сценарию фильма, время действия — 1986 год. На одной из афганских военных баз войск СССР существует 732 группа под командованием майора Оковалкова, занимающаяся выслеживанием и уничтожением караванов моджахедов. Незадолго до этого, США начинает поставлять бандитам новые ПЗРК «Стингер», с помощью которых сбивают наши боевые вертолеты. Генштаб ВС СССР ставит задачу — найти образцы ракетного комплекса. Группе Оковалкова необходимо выполнить приказ, но как все обернется — не знает никто. И все бы ничего, если б не некоторые, на мой взгляд, недочеты. Во-первых, как рядовой Мануйлов попал сразу в подразделение спецназа, да еще к старослужащим? В спецназ, а особенно в разведку, отбирали опытных бойцов, уже понюхавших пороху, знающих, что такое Афганистан. А Мануйлов только недавно призвался (6 месяцев КМБ не считаются). Во-вторых, потери среди личного состава группы произошли, во многом, по глупости. Помню по рассказам и мемуарам офицеров, что в первые годы войны никто ничего не знал про Афганистан, никто не думал, что получить пулю можно от мальчишки или от умирающего старика, поэтому гибло очень много бойцов. Но в фильме идет 1986 год! За 7—8 лет с начала войны (1979), наши войска уже знали, кого и где опасаться. А в фильме ребята гибнут, как будто война только началась… И хотя на наших бравых спецназовцах почему-то нет бронежилетов (вообще ни на одном!), не могу сказать, что создатели подошли к фильму спустя рукава, наоборот, консультанты были приличные — об этом говорят даже такие военные хитрости, как кончики застежек на кобурах табельных «ПМ» и «Стечкина» у бойцов, которые специально сильно отогнуты для более быстрого открытия кобуры и извлечения пистолета. Плюс. Игра актеров тоже понравилась. Алексея Серебрякова уже давно привыкли видеть в образе сильного, серьезного мужчины, он практически не играет комедийные роли. Вот и здесь он — майор Оковалков, бравый командир разведгруппы, забыв про боль, выполняет приказ. Всеволод Хованский-Померанцев, играющий рядового Алексея Мануйлова, лицом сильно напоминает Чугуна из «9 роты», а мыслями и действиями — Воробья и Джоконду из того же фильма. Такой вот собирательный образ получился. По моему, Всеволоду удалось передать все чувства солдата-новобранца, попавшего на войну. Михаила Тарабукина я вообще не помню в роли положительного персонажа, постоянно ему достаются то бандиты-отморозки, то просто испорченные парни. Его боец Бухов был неприятен, в основном, из-за таких «моральных уродов», которые даже в условиях ведения боевых действий стремятся избавится от своих комплексов за счет других, «ломаются» ребята-новобранцы. Ну а как же, «дедовщину» еще никто не отменял. Эх, интересно будет это прочесть после армии. Генерал-полковник в исполнении Бориса Галкина очень уж положительный для высшего офицера, на мой взгляд. Думаю, таких генералов не было, но опять же, это субъективное мнение. Всем актерам плюс и большое спасибо. Что касается спецэффектов, то тут у меня впечатление двоякое — все, что относится к стрельбе и рукопашному бою — наши в этом профессионалы. А вот сбить вертолет так, чтобы не бросалась в глаза откровенная компьютерная графика — тут еще учиться у зарубежных коллег. Но, в целом, плюс. Отличный, по моему мнению, фильм вышел. Достойный фильм о невеликой, во многом провальной, но отнюдь не бессмысленной войне. Войне, в которой воевали, конечно же, не за звание Героя СССР, которого, к слову, в реальности так никому и присвоили за добытые с боем «Стингеры»… 9 из 10
Это военная драма/боевик, cнятая по мотивам «афганских» романов А. Проханова. Группа советских военнослужащих ищет и унитожает везущие в Афганистан из Пакистана оружие караваны «душманов». В главной роли — Алексей Серебряков. ПМСМ фильм (за вычетом пары моментов) получился просто отличный. Особенно если вспомнить «Афганский излом» и уж тем более «9 роту». Сильное и жёсткое кино. Правильное кино. Кино о оболганных потом дома героях той уже далёкой войны. и надежда на то что русские солдаты больше не вернутся в Афган даже ради интересов т. н. «мирового сообщества». Серябряков сыграл замечательно. Очень порадовал снявшийся в небольшой роли Б. Галкин. А ещё очень красивы горы, пустыня Регистан и красивы сами герои этого фильма. Молодые солдаты и офицеры, сражавшиеся с врагом до самого конца…
Всем защитникам прав домашних животных и прочим фанатам «Войны Чарли Уилсона» смотреть крайне противопоказано. До уровня «Бересткой крепости» к сожалению не дотягивает по понятным бюджетным соображениям. Но тоже весьма неплохо. Очень радует, что наши начинают снимать патриотические военные B-movie на таком уровне. Тут бы Бондарчуку не помешало бы поучится режиссуре. Очень добротное кино про СА в Афгане. Даже со спецэффектами, хоть и бюджетными. Очень приятно, например, показана работа вертушек. Сюжет иногда провисает, но особо скучать не дает. Драматизм на хорошем уровне — слезу не выдавливает, но сопереживание появляется. Актеры уверенно справляются с ролями. Образы у всех достаточно выпуклые. Музыка не раздражает, картинка и монтаж такие, какие и должны быть в фильме такого уровня. 9 из 10 с учетом, что это все-таки B