Синий бархат
- 30 авг 1986
Суть происходящего на экране — история, которую разворачивает воображение Джеффри, положительного (что очевидно для всех) и семейного (что не все заметили) персонажа. То, что Джефри женат, видно в конце фильма, но наблюдательный зритель замечает это раньше, когда Джеффри с разбитой физиономией выходит к завтраку, и тётушка тут же начинает искать пути к спасению его брака. Тетушка зря беспокоится. Джеффри любит жену, и спасёт свой брак каноническим образом. То, что перед нами фантазия, сообщает сначала длинный план с погружением в ухо, а затем и собственно само бесстрашное расследование Джеффри. В квартире 710 он сразу ведёт себя так, как будто хорошо её знает, даже знает, где прятаться. В фантазии главного героя Дороти — это не только роковая красотка, к которым режиссёр Дэвил Линч традиционно питает слабость, но и мать, разлучённая со своим ребенком. Этот момент, как я понимаю, болезненный для Линча — тему матери, бросившей своего ребенка, он затрагивал еще в «Голове-ластике». В «Синем бархате» этому предательству придумывается спасительное объяснение. Линч не может допустить, что мать шлюха. В его детективной фантазии её ребенка похитил развратный злодей, который позволяет матери видеть своего сына только если она потворствует его извращенной похоти. Отец, понятно, тоже похищен. Но нужды в фантазировании нет — его местонахождение зрителю известно, он в больнице под капельницей. В «Синем бархате» мы видим метания героя между двумя женщинами: роковой соблазнительницей и надежной подругой, осложненные драматичным экскурсом в его детство. Адюльтер затейливо подаётся под флагом спасения и мастерски вписывается в криминальное расследование с участием тестя, в неочевидности роли которого есть известный сарказм. И, конечно, наш герой делает правильный выбор. Ведь правильный герой умеет не только вести расследование и защищать обиженных, а и вовремя разбираться со своими женщинами, а еще придумывать для них хорошие истории. Если вы стараетесь, и вам верят — значит, вас действительно любят. В конце концов что такое любовь, если не доверие. И что может любовь без фантазии. 8 из 10 PS. Реклама пива Хайнекен — совсем недорогая плата за возможность снять кино о личном.
Если говорить о Дэвиде Линче, то прямо до ледяной дрожи хочется сказать теплые слова о фильме «Синий бархат». Восхитительная отрава, йад, разлагающаяся сорокинская мерзость, такой сладенький мета-модерн на гниющем ухе постмодерна. Почему бархатный слоник? Потому что настоящий Линч начинается с «Синего бархата», хотя, прекрасное уродство стало по-настоящему милым и выпуклым еще в «Слоне». Разница только в том, что в «Синем бархате» нет ни грамма сентиментальности, — главный персонаж отвратителен настолько, что это прекрасно в своей избыточности. Не знаю, может ли кто-то смотреть в эту синюю щель из-за дверного шкафа, набитого женским бельем, но это прекрасно, отвратительно и гениально, так и хочется примерить какое-нибудь платье на главном положительном герое, эдакое «Новое платье императора». Юный, наивный, картонный Маклахлен против злого, отвратительного, и гениального героя Денниса Хоппера, фамилия которого близка к написанию слова «hooper» — что, в общем-то, имеет достаточно объемное значение, да, он объемный, выпуклый. Если можно такое написать. Картонный мир зеленых газонов против жуков, поедающих гниль в траве… Этот опрокинутый мир, в котором злодеи великолепно исполняют шлягеры и задают тон картине, проник в следующие мерзкие картины мэтра, такие как «Твин Пикс», «Шоссе в никуда» и подобные им… Агент Купер, Лора Палмер не могут существовать вместе с Бобом, им суждено быть в черном вигваме, как и герою «Синего бархата» — в дамском шкафу (- Агент Купер, все проблемы нашего общества носят сексуальный характер (с)). Меня очень соблазняет мысль, что Линч так ненавидит искусственное, что превращает унижение положительных героев в произведение искусства, как это делает замечательная Росселлини в своих апартаментах, и, кстати, сделав почти ЭТО, тем самым спасает кое-кому жизнь… Когда смотришь «Слона», невольно подкрадывается предательская мысль, что это немного смешно, когда «чудовище» читает Шекспира, или когда во время пьяных «смотрин» в больнице, где живет «Слон», пьяной проститутке предлагают сымитировать с ним половой акт…. Но если в унижении «Слона» нет ничего положительного, — фильм заканчивается на доброй, печальной ноте, то в «Бархате» уже «Слон» унижает доброго самаритянина, и это представлено филигранно, точно, — слабое добро не может победить искушенное зло. И в этом есть даже что-то такое христианское, потому как столкновение с этим злом убирает из сознания все лишнее, все то, что создает иллюзию присутствия добра там, где звучит красивая музыка… Возможно, «Синий бархат» — это и есть прощание с иллюзиями, так как между «Слоном» и «Бархатом» — огромная нравственная пропасть, «Слон» — это эстетизация добра, хочется спасти весь цирк от насильников-дрессировщиков, Бархат — «зла», и в «Твин Пиксе», и особенно во «Внутренней империи», эта эстетизация доведена до абсолюта, — в мире Линча все красивое содержит внутри лабиринты, которые ведут в никуда, в пустоту, в дзен, это очень такой пелевинский мир, смешной по-своему, но из этой пустоты невозможно прорваться к той иллюзии, к тому миражу, который мы видим в красивом кадре, который мы слышим в красивой музыке… Это прощание с иллюзиями, наверное, в этом — главное достоинство творчества Линча.
Выпущенная в 1984 году экранизация фантастического романа Дюна была всеобще признана неудачной. Снятый спустя два года Синий бархат восстановил репутацию Дэвида Линча и закрепил за ним звание главного сюрреалиста мирового кинематографа. Однако сюрреализм данной ленты отличается от сюрреализма первых работ режиссера. Если «герои» Головы-ластика — женщина с большими щеками, живущая в радиаторе, изуродованный мужчина за рычагами, сперматозоидообразные летающие существа и походящий на головастика младенец — могли бы населить полотно условного Дали, то Синий бархат сюрреалистичен скорее по-магриттовски. Режиссер достигает нужного эффекта не видоизменением, а комбинацией, казалось бы, обычных, привычных элементов. Таким способом Линчу удается реализовать свой принцип двоемирия. Провинциальный, уютный и милый городок Ламбертон (напоминающий в том числе и родной город режиссера — Мизулу) на самом деле живет двойной жизнью, является обителью порока, извращений, зла. И эта ипостась города предстает одновременно реалистичной и практически мистической. Линч парадоксально изображает потусторонность тьмы, являющейся в то же время неотъемлемой частью «светлого» мещанского быта, его реверсом. Показателен образ антагониста фильма, преступника Фрэнка Бута. Будучи, по сути, просто человеком (хоть и психически нездоровым), он, благодаря блестящей игре Денниса Хоппера и нескольким отличительным чертам, кажется куда более ужасным любых кинематографических исчадий ада. Кислородная маска, ножницы, губная помада (сцена с ее использованием заставляет вспомнить другого известного психопата — Джокера), лоскуты заглавного синего бархата — эти обычные вещи делают портрет злодея сюрреалистично, иррационально страшным. И именно в мир этого иррационально страшного Фрэнка Бута отправляется главный герой, ничем не примечательный парень Джеффри Бомон. Им движет не только любопытство, желание разгадать тайну. Его манит темная сила, порок, нечестивость, которые проявляются, кроме как в образе Фрэнка, еще — куда мягче и эстетичнее — в образе загадочной певицы Дороти Валленс. Простоватая девушка-мещанка Сэнди, выступающая антиподом этой типичной femme fatale и неоднократно пытающаяся остановить Джеффри от погружения во тьму, спрашивает протагониста, кто он: детектив или же извращенец. Вопрос весьма справедливый: герой буквально становится вуайеристом, смотрящим в бездну, которая, конечно же, отвечает взаимностью. В жанровом же определении картины слово «детектив» явно отходит на второй план, поскольку детективная линия, хоть она и проработана качественно, здесь является лишь механизмом, запускающим героя в путешествие по страшному и странному, как неоднократно замечают персонажи фильма, миру чудес, дверь в который — это не кроличья нора, а человеческое ухо. Это путешествие, которое можно действительно рассматривать и как просто кошмарный сон (лейтмотив творчества режиссера), показано с безукоризненным техническим мастерством всей съемочной группы под руководством Дэвида Линча. Данная картина оказалась важной вехой в творчестве автора и во многом определила эстетику его будущих работ, в большинстве из которых заметны оттенки Синего бархата.
К 1986 году Линч уже стал заметным режиссером, но он все еще метался между разными форматами: стартовав с фундаментальной для себя картины «Голова-ластик» в 1977 году, позже Дэвид снял мощный байопик «Человек-слон», а также хоть и провальную, но красивую и обворожительную экранизацию культового романа Фрэнка Герберта «Дюна». Вместо того, чтобы продолжить заниматься коммерческими проектами, Линч потихоньку начал возвращаться к своим корням, для того чтобы снимать более рискованное и авторское кино. «Синий бархат» стал одним из ключевых фильмов в карьере Дэвида Линча. Именно в нем сформировался образ тихого маленького городка, в котором начинает происходить ужасающая, но загадочная и мистическая дичь. Позже эта формула вовсю раскроется в «Твин Пиксе» и «Малхолланд Драйве», а пока мы наблюдаем за попытками Линча погрузить зрителя в совершенно безумный мир. Пока у него это получается не всегда хорошо, так как местами фильм передергивает или наоборот не дотягивает по части раскрытия истории, однако просмотр «Синего бархата» — крайне занимательный и необычный опыт. Сама же история фильма крутится вокруг юноши Джеффри Бомонта (Кайл МакЛоклен), который вернулся в свой родной город Ламбертон к заболевшему отцу, и девушки Сэнди Уильямс (Лора Дерн)- дочери местного детектива. Джеффри случайно находит чье-то отрезанное ухо, в результате чего он с Сэнди решил разгадать то, что на самом деле скрыто за всем произошедшим. Все это приводит к соблазнительной певице Дороти Валленс (Изабелла Росселлини), а также к странным ситуациям и сюжетным поворотам, в которых Линч отразил наши тайные и коварные желания к запретным плодам и тому, что обычно скрыто от наших глаз. Актерский состав «Синего бархата» заслуживает отдельного внимания: Кайл МакЛоклен (или Маклахлен, кому как удобнее), ранее сыгравший главную роль в «Дюне», и Лора Дерн впоследствии стали «первыми» лицами фильмов Линча, без которых уже невозможно полноценно представить его картины, а для Изабеллы Росселлини — дочери актрисы Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселлини, роль в «Синем бархате» стала одной из самых заметных и ярких. Нельзя не упомянуть Денниса Хоппера, который крайне эффектно и вызывающе исполнил роль главного антагониста фильма; образ его персонажа стал одним из главных достоинств картины. Музыка в «Синем бархате» занимает особое положение, ведь фильм назван в честь одноименной песни Тони Беннетта 1951 года, дух которой ощущается на протяжении всего хронометража (хотя основной версией для вдохновения стал кавер Бобби Винтона 1963 года, он же звучит в самом фильме). Немаловажную роль в создании нуарной и пикантной атмосферы сыграл композитор Анджело Бадаламенти. Изначально Линч его нанял в качестве учителя пения для Росселлини для исполнения в фильме того самого «Синего бархата», однако позже их сотрудничество достигло совершенно иного уровня. Позже музыка Бадаламенти стала одним из неотъемлемых элементов и визитной карточкой фильмов Дэвида Линча, а также источником для вдохновения многих музыкантов. Думаю ни для кого не станет откровением, что «благодаря» своему непростому содержанию и формату «Синий бархат» не стал коммерческим успехом и изначально не был обласкан критиками. Годы спустя, разумеется, справедливость восторжествовала и сейчас картина считается одной из самых влиятельных в 80-х годах, открыв дорогу более рискованным проектам. Сам Линч стал куда более уверенным и востребованным режиссером, и именно благодаря выходу «Синего бархата» стало возможным рождение такого эпохального творения как «Твин Пикс». Лично я не сразу проникся «Синему бархату», поэтому фильму, как и многим другим примерам авторского и артхаусного кино, стоит дать шанс, если в первый раз что-то пошло не так. Такие фильмы нуждаются в том, чтобы их пересматривали и находили в них ранее незамеченные моменты. 7 из 10
Общее впечатление: Удивительно атмосферное кино, которое утягивает в след за собой. Тяжело написать хоть что-то о нем, это надо смотреть, прочувствовать, погрузиться. Потому что здесь довольно много красивого и интересного, но одновременно вульгарного и отталкивающего. Яркие синие и красные оттенки, саунды, один из которых имеет такое же название «Blue Velvet», хорошая и крепкая режиссура, загадочные события, где зритель смотрит на все происходящее и утопает в фееричности событий вместе с главным героем. После просмотра фильма я вернулась к началу. Обдумывая каждый ход героя, которого сыграл Кайл Маклахлен. Почему он нашел в траве ухо? Именно ухо! Не спроста это. Ухом мы слушаем, подслушиваем все вокруг. «Любопытство не порок, а больше свинство». Вот так просто, начиная с находки, герой постигает тайны, в которые лучше не ввязываться. И детектив перерастает в остросюжетный триллер. Безупречную работу здесь проделывают актеры. Каждый вписывается в роль, умело дирижируя своими эмоциями. Кайл Маклахлен (Джеффри Бомон) — как же ему идут странные роли, к слову, ни раз он пытался «отмыться» от этой странности, но Дэвид Линч твердо прикрутил ему это звание. Кайл 1986 г. восхитительно передал главное — любопытство! Роль Денниса Хоппера, по моему мнению, была самой сложной. Ему требовалось изобразить психически неуравновешенного человека. Я пугалась его безумия, он нагнетал атмосферу психоза, какое-то непонятное чувство меня постигло при просмотре. Эмоционально актер погрузился в роль безупречно! Конечно, в стороне не остается и Изабелла Росселлини — красивая и безумная, мне было ее жаль. Она как птичка в клетке, которая не могла просто взять и улететь. Но несмотря на всех героев, которое встречаются диалогами, каждый из них сам по себе, уникален, идеально прописан. Браво автору! Фильм не без пошлости, все-таки героиня Росселлини бегает по всему фильму большую часть в чем мать родила. Картина не лишена странностей. Но стоит обратить внимание на метафоры, которые преподносит нам режиссер. В начале мы видим множество насекомых и в конце, птичку, которая смогла поймать и съесть насекомое. А так же безупречный день, который так же начинается и так же заканчивается, как ни в чем не бывало. 7 из 10
Лента понравилась вполне, оставила приятное послевкусие. Сюжетное повествование хорошее, действительно интересно узнать, почему отрезано ухо, кто его отрезал, жив ли этот человек, кто за этим стоит — все эти прелести достаются парню Джеффри Бомону, которому интересны тайны. Он глубоко заводит себя в череду загадочных обстоятельств, тем самым, играет в опасную игру, привлекая за собой девушку Сэнди. Атмосфера накаляется в самые нужные моменты, испытываешь напряжение, особенно когда Джеффри старается попасть в квартиру певицы, несколько раз. Проявленное безумие со стороны Фрэнка по отношению к Дороти Уэллс — безумная страсть певицы к Джеффри на фоне свечи в тёмных тонах — создаёт особое восприятие. Общение героя с Сэнди тоже немаловажно, постепенно, они сближаются друг с другом, совместное дело переводит их отношения в нужное русло. Актёрская игра на уровне. Изабелла Росселлини, Кайл МакЛоклен, Деннис Хоппер, Лора Дерн — прекрасно исполнили свои образы на экране. Персонажи живые, смогли показать различный спектр эмоций. Увидеть сначала после 25 лет, долгожданный дуэт Кайла МакЛоклена (агент Купер) и Лоры Дерн (Дайан) в Твин Пикс 2017, и теперь узреть их дуэт в молодые годы от того же Линча — это превосходно. «Синий Бархат» — триллер-детектив 1986 года от Дэвида Линча, сделанный со смыслом, заставляющий чувствовать и анализировать себя во всей красе. Где загадочные тайны погружают в себя, вместе с яркими героями (особенно отдельно взятые, проявляющие безумие). В общем всё представлено в фирменных манерах Линча, вдобавок стилистика картины, удачно выделяется среди всех работ этого мастера. 8 из 10
Он играл своими мечтами, а мечты играли им. Кафка Это очень странный мир, где обыденное сливается с метафизическим. Возвращение Джеффри Бомона в родной городок превращается в мистическое путешествие по обратной и мрачной стороне округа, после найденного им в поле отрезанного человеческого уха. Обратившись к полицейскому, юноша очаровывается его дочерью Сэнди, также проявляющей любопытство. Парочка начинает вести собственное расследование, которое приводит к загадочной женщине, певице Дороти из кабаре, исполняющей свою коронную «Blue Velvet», что словно является неким проводником в другой мир. И тихий днём городок, с наступлением ночи, тонет в анархии и преступности, где местный подонок Фрэнк Бут питает страсть к садомазохистским играм и всячески унижает Дороти, свидетелем чего становится сам Джеффри, наблюдающий за всем через отверстие её шкафа. По-хичкоковски детективный сюжет сюжет в линчевской манере заигрывает иными красками, где упор делается преимущественно на сюрреализм происходящего, хотя в то же время у режиссёра получился постмодернистский коллаж. Первобытная неистовость, бурлившая под покровом ночи, психическая неуравновешенность садиста и также певицы, к тому же внезапная и опасная страсть юноши к ней, которая с ножом в руке покрывает его тело поцелуями, — всё это кажется сном или иллюзией, где преобладает влечение к острым ощущениям как единственное средство избавления от навязчивой рутинности. Что и внушается при помощи неоднократно звучащей в фильме песни Роя Орбисона «In Dreams», в котором тот счастлив во снах и мечтах. Но Линч по себе не столь однозначен, он не любит подводить свои фильмы под определённые трактовки, и таким образом ведёт игру со зрителем, скорее запутывая пуще, чем поясняя что-либо. Ведь ещё со времён кафкианского по духу «Голова-ластика» главный сюрреалист кинематографа придумал своеобразный и захватывающий мир, где некая фантастичность походила на реальность, а реальность казалась сном. И пусть пока не появились странные карлики или великаны, и не возник красный вигвам, есть иной, обтянутый в синий бархат, — жестокий и опасный, но вместе с тем и влекущий и распаляющий мир. Рождающееся сочувствие к измученной женщине толкает Джеффри к слежке за Фрэнком, отчего он сильнее втягивается в бездну хаоса, приближаясь к смерти или конечной свободе. «Синий бархат» воспринимается отдельными мотивами и идеями, когда важнее чувственный опыт, а история и характеры второстепенны, потому режиссёр всякий раз уходит от ответов касаемо метафоричности или символичности своих сцен, настойчиво предлагая зрителю самому пережить этот опыт. После неудавшейся «Дюны» автор экспериментировал со стилем и искал новые возможности, не впадая в экзистенциализм, а упираясь в метафизику, которая у него в основном платоновская — связанная с миром идей. Так, первой мыслью, пришедшей ему в голову, было просто название «Синий бархат», затем образ отрезанного человеческого уха в поле и классическое исполнение песни Бобби Винтона. Остальное было игрой воображения с парой исписанных сценариев в процессе, пока не получилось по-настоящему сюрреалистическое и стильное кино, вдохновлённое атмосферой film noir и с характерной для жанра femme fatale, чей образ с такой страстью исполнила Изабелла Росселлини, что неудивительно, если герою МакЛоклена приходилось долго выбирать между ней и молодой благонравной блондиночкой. А где кончается воображение и начинается реальность? Или где кончается реальность и начинается воображение? … Кубрику, вероятно, известнее, где кончается радуга, но Линч не придерживается определённых канонов, а выворачивает наизнанку привычные шаблоны и представления о кино, и сюрреализм служит основным инструментом преображения сознания, в том числе и собственного. Возможно, сцены чередования красных роз и жёлтых тюльпанов в начале и конце фильма, а также насекомого, оказавшегося в итоге съеденным малиновкой, и несут некий тонкий смысл, но куда важнее линчевская ирония, когда бегство от рутины приводит к иной обыденности и мнимой безмятежности, и к очищению от всего: страха, боли, прошлого. И тогда начинает казаться, что эта тихая и счастливая жизнь фальшивее тех бархатных ночей, даже если их в сущности никогда и не было. Чертовски странный мир.
«Синий бархат», наверное, — один из самых прямолинейных фильмов Дэвида Линча, которые я видел. Предыдущие фильмы, которые я посмотрел просто меня поразили. «Малхолланд драйв» я и вовсе считаю одним из лучших в фильмов в истории кино. «Синим бархатом» я тоже остался довольным, так что Линч до сих пор удерживает первую строчку в моем списке любимых режиссеров. Узнав о смерти отца молодой парень по имени Джеффри Боуман, откладывает учебу в колледже и возвращается в родной город. С этого момента Джеффри придется пережить ряд мистических и пугающих событий, которые навсегда изменят его жизнь. Видно было, что режиссер снимал этот фильм с огромной любовью. После не самого удачной «Дюны» режиссеру нужен был отдых и фильм, который вернет ему уверенность. «Синий бархат» -самый Линчевский фильм из всех. Из каждого кадра режиссер выдавливает по максимуму. В фильме много метафор и символизма. В плане режиссуры с Дэвидом Линчем, как всегда мало кто может потягаться. Фильм, кстати, мне чем-то напомнил «Бульвар Сансет» Уайлдера. Тоже есть поехавшая звезда и главный герой, который не может от нее отвязаться. Музыка в фильме просто великолепная. Песню «Blue Velvet» я напевал еще долго после просмотра. Атмосфера 60-х в картине передана шикарна. Чего стоит начальная и финальная сцена, в которой Линч показывает всю сущность американского общества того времени. Актерский состав очень сильный. Много актеров, которых Линч часто вовлекает в свои проекты. Тот же Кайл МакЛоклен, играющий любопытного главного героя, будет сниматься у Дэвида в «Твин Пиксе». Еще порадовало камео Джека Нэнса, который помог Линчу с его первой картиной и который ради роли носил одну и ту же прическу на протяжении всех 5-ти лет. Деннис Хоппер показал очень сильную актерскую работу, играя агрессивного психопата-головореза Фрэнка. Злодей кстати получился очень колоритным и запоминающимся. Как итог, получился один из лучших фильмов 80-х и один из лучших триллеров в истории. Фильм рекомендую абсолютно всем ценителям творчества Дэвида Линча и всем любителям качественного и хорошего кино. Для меня это хоть и не самый лучший фильм Линча, но он мне безусловно понравился. 8 из 10
Многочисленные поклонники таланта Дэвида Линча могут до хрипоты спорить друг с другом, доказывая какая же картина мэтра является лучшей. Кто-то будет бить себя грудь, уверяя, что таковой является триллер со множество загадок и подсказок «Малхолланд Драйв» (2001). Другой будет приводить аргументы в пользу мистического детектива «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992), считая его недооценённым многими шедевром. Иные заявят, что лучшие работы Линча — это или «Человек-слон» (1980) или «Простая история» (1999), потому что именно они законно должны были претендовать на «Оскар». А ещё одна сторона спорщиков могут громко говорить об оригинальности мрачного артхауса «Голова-ластик» (1977). Лично я же не склонен вступать в данную полемику, потому что все перечисленные картины — это прекрасные образцы своих жанров, которые можно пересматривать с завидной регулярностью. Как ещё, скажем, «Дикие сердцем» (1990), «Шоссе в никуда» (1996) и, собственно говоря, «Синий бархат» (1986). «Синий бархат» («Blue Velvet») — это четвёртый по счёту полнометражный фильм Дэвида Линча. Выпущен он в жанре психологического криминального триллера и в этом качестве он даже может легко соревноваться с картинами другого мэтра этого жанра Романа Полански. Выпуск «Синего бархата» многие склонны считать удачной попыткой реабилитироваться после неоднозначной фантастики «Дюна» (1984), которая была принята, прямо скажем, весьма прохладно и в реестр лучших картин Линча как бы и не входит. Но до «Дюны» у Линча в послужном списке уже значились «Голова-ластик» и «Человек-слон», так что Линчу многое тут же прощалось. По сюжету всё начинается с того как молодой студент Джеффри Бомон (Кайл МакЛоклен), вынужденно приехавший домой, находит в своём саду человеческое ухо. Как и любой добропорядочный и законопослушный гражданин он относит страшную находку в полицию. Следователь принимает эту улику как старт будущего расследования. Но Джеффри решил, что на этом не стоит останавливаться, он знакомится с дочкой следователя Сэнди (Лора Дерн) и с её помощью начинает собственное расследование. Но паренёк ещё не в курсе, что этот опрометчивый шаг приведёт его в самые тёмные закоулки скрытой от посторонних глаз жизни людей «живущих по соседству». Психически неуравновешенная Дороти Уэлленс (Изабелла Росселлини), местный криминальный авторитет и по совместительству настоящий психопат Фрэнк Бут (Деннис Хоппер) и его странные и не менее жуткие дружки перевернут взгляд Джеффри на окружающий мир и обитающих в нём людей. Тот, кто уже знаком с работами Дэвида Линча преспокойно могут представить себе визуальный ряд, которым так славятся фильмы режиссёра. В атмосфере приглушённых полутонов резким контрастом выделяется кроваво-красный и тёмно-синий света. Таким образом Линч выделяет своих героев, подчёркивает нюансировку и детализацию сцен, при этом всё выглядит не вычурно, а скорее фантасмагорично, как в полотнах Сальвадора Дали. Близкий друг и соратник Линча композитор Анджело Бадаламенти как всегда напишет великолепную музыку, которая погружает всех в трансцендентальное состояние, сопряжённое с накопляющимся беспокойством, подчёркивая тем самым накаляющуюся атмосферу в «Синем бархате» и всеобщий психоз, который вот-вот готов выплеснуться горящей смолой из ушата на наши умиротворённые головы. Если уж говорить про актёрскую игру, то в первую очередь надо отметить Денниса Хоппера. Многие актёры отказались играть психопата Фрэнка, ссылаясь на его излишнюю жестокость, но Хоппер, по слухам, сам воскликнул, что будет играть Фрэнка, потому что Фрэнк — это он сам. Если это в действительности было так, что страшно представить каким же в жизни был актёр. Но игра его достойна уважения, его антагонист, вечно вдыхающий кислород через маску, постоянно сквернословящий, держащий людей на привязи как каких-то рабов — это достойно вхождения в негласный список «Лучших злодеев». И не зря именно Хоппер собирал награды и номинации за воплощение Фрэнка. Кайл МакЛоклен дебютировал в большом кино, благодаря Линчу, снявшись в главной роли в «Дюне», а вторым его фильмом стал именно «Синий бархат». Молодой по меркам кинематографа (27 лет на тот момент) актёр по всем параметрам подходил под своего героя. Только вот он для многих останется агентом Дэйлом Купером из «Твин Пикса», а не Джеффри Бомоном из «Синего бархата». И поистине меня поразила игра Изабелла Росселлини, которую я в таком тонусе, такой экспресси, в таком сумасшествии и импульсивности не видел никогда. На данный момент скажу, что Дороти Уэлленс — это лучшая роль Изабеллы Росселлини. Ещё один незабываемый фильм от гениального Дэвида Линча, что тут можно добавить-то? 9 из 10
«Синий Бархат» — этапный момент в творческом самоопределении Дэвида Линча. Именно из поэтики этого фильма родились закономерности, управляющие миром «Твин Пикс». И именно из его материала сформировались те характерные черты, которые ассоциируются у зрителя с манерой теперь уже не только культового, но и всемирно известного режиссера. Короче говоря, именно пройдя по «Синему Бархату» Дэвид Линч стал Дэвидом Линчем, тем, каким ему самому хочется быть, независимой от хаоса вещей самостоятельной мыслящей единицей. Сюрреалистичный «Голова-Ластик», душераздирающий «Человек-Слон» и провальная «Дюна», это творения, чье содержание во многом определены влиянием извне, или изнутри. Голова-Ластик и Человек-Слон иллюстрируют феномен инаковости с точки зрения уродства, как фундаментального самоощущения протагониста. Таким образом, картина комплекса неполноценности в них усугубляется болезненным фантазированием, обращающимся против самого фантазирующего. Джон Мэрик и Хенри Спенсер оказываются заложниками своей уникальности и сами воспринимают ее как нечто безобразное. Она превращает их не только в изгоев, но и в жертв: людей, обстоятельств, в конце концов, всего мира. Что касается «Дюны», то в этом случае уже сам Линч стал жертвой продюсеров, деформировавших изобразительное инакомыслие постановщика в нечленораздельный китч. Образ беспомощного, замкнутого в себе уродства настигает своеобразным наследием и протагониста «Синего бархата» Джеффри (Кайл МакЛоклен) — это буквально и есть его отец, изуродованный и прикованный в больничной койке. Но поскольку сам Джеффри — пышущий энергией и энтузиазмом подросток, опустевшее место отца лишь подталкивает его к терраформированию реальности. Собственно, сюжет фильма как-раз и следует старой как мир фабуле «Героя», временно жертвующего своей идентичностью, и, преодолевая страх, совершающего подвиги, ради перерождения в новую ипостась, подразумевающую видение более сложной картины мира. Этот мотив также задает смысловую концепцию фильма — все, что пугает и ужасает, притягательно и, хотя на первый взгляд, подчиняется лишь воле к власти и жажде крови, наделено смыслом. Да, зло сознает само себя, в отличие от отшлифованного и глянцевого мира «поверхности». Линч раз за разом сталкивает теневую реальность, населенную преступниками и психопатами с повседневностью, в которой обитают вроде бы сплошь милые и приветливые люди, а на самом деле, конечно, дегенераты, одержимые насилием, которого так тщательно избегают в своих мыслишках. И раз за разом, то, что называется злом, одерживает над ними верх — будь то шланг, душащий упитанного садовода, или телевизор, гипнотизирующий тетушек Джеффри. Классический психоаналитический «принцип оппозиции» — чем больше человек нечто отрицает, тем агрессивней становится это нечто по отношению к нему. Мир повседневности, через который мы, к слову, попадаем в семантическое поле «Синего бархата», издевательски стилизован Линчем под рекламные ролики и поздравительные открытки. В отличие от «Твин-Пиксовских» кофе, школьников и пончиков, содержащих бездну обаяния, здесь от картинок обыденности режет глаз. Кроме того, что она омерзительна, она еще и непозволительно скучна. Теневая же реальность, хоть и населена сбежавшими из бестиария монстрами, по своей близости к сновидческой, бесконечно романтизирована и эстетизирована. Вставая вместе Джеффри на высоту замочной скважины, мы не можем оторваться от ее созерцания и следуем за наваждением, желая заполучить в театре жестокости хотя бы эпизодическую роль. И так же как главный герой, открывающий для себя наслаждение перверсивным и забывающий свою сладкую Сэнди ради садо-мазохистской связи с порочной певицей, зритель не может, хоть на время, не предпочесть, оргиастическую жестокость и безумие, которым (а вовсе не амилнитратом!) дышит Фрэнк и вся его дьявольская свита. И все-таки Линч, сталкивая эти миры, не допускает их Декартовской дефрагментации, тут же соединяя их через изобразительные средства, не швами, но образами, тенями и цветами. Ведь пещера и то, что над ней соединены в единое целое пространством — и поэтому бесконечна миграция ипостасей и оттенков феноменов, сориентироваться между которых можно лишь доверившись путеводной нити глубинной интуиции. Пусть зло в «Синем бархате» не является силой, желающей добра, оно все-таки совершает его невольно, поскольку познающий себя герой нуждается в образе «по-ту-стороннего», чтобы сложить фреску дуализма бытия. Юноша, рискующий взять на себя роль детектива, расследующего цепочку жестоких преступлений, на самом деле, использует ее лишь как «Персону», маску, без которой карнавал ночных кошмаров сожрет его живьем. Хичкок в фильме «Завороженный» напрямую обыгрывает эту аллюзию, подмеченную еще Карло Гинзбургом, заметившим сходство между дедукцией Шерлока Холмса и методами психоанализа. Интересно, что именно в соприкосновении со столь загадочной материей, как бездонные глубины бессознательного, пошлый жанр детектива, оказывается атрофирован от своей тривиальной сущности, и становится своего рода аквалангом для желающего исследовать эти глубины, не рискуя при этом бесследно кануть в них, как какой-нибудь персонаж Лавкрафта. Именно благодаря этому аквалангу Джеффри, подобно Гераклу, удается покинуть Тартар, не превратившись из героя в антигероя, не мимикрировав под местную флору и фауну. В противоположность ей, дышащей жестокостью, акваланг Джеффри насыщен гуманизмом, теми самыми благими намерениями юного детектива, наивная верность которым позволяет ему не повторить ошибку Орфея, и вернуться к своей чистой принцессе, предав забвению безвозвратно поглощенную тленом королеву тьмы. Конструктивная, а временами даже примитивная логика детективного расследования, помогает ориентироваться в образах и героях «странного, странного мира», но совершенно не способствует его интерпретации. Действия Фрэнка и его свиты, не только обнаруживают наивность здравого смысла, которым любой прилежный мальчик пытается упорядочить универсум через набор фактов, будто карточками в настольной игре. Они утверждают иррациональность рациональности, и, в конце концов, назначают цену знания истины, которую Джеффри, все-таки возвращаясь из путешествия на край ночи домой, отказывается платить. Блаженны неведующие, и именно с ощущением неразгаданной тайны, несмотря на казалось-бы логическое завершение сюжета, зритель оставляет мир «Синего бархата». Гениальность драматургии фильма как-раз и заключается в том, что Линч не допускает жесткого оптического ракурса на происходящее, постоянно отстраняя зрителя от того, что тот понимает как «суть замысла». Рефрен главной песни, иррациональность действий Зла, при всей его гениальности, погружение в коридоры, обрывающиеся в тень и другие визуальные приемы, создают неповторимый эффект зачарованного пространства, напоминающего музыкальную шкатулку, в котором балом правит красота, как известно, безразличная к объективным факторам. Крышка закрывается, обрывается мелодия, и мы недоумеваем, — что же это собственно было и почему нам так понравилось?
Данная картина мастера сюрреализма Дэвида Линча в свое время наделала много шума и произвела фурор. В наше время подобный фильм не вызвал бы такого сильного эффекта, но в 1980-ые годы это была самая настоящая провокация. Зрители были шокированы излишней откровенностью и прохладно встретили выход ленты, зато критики были в восторге и удостоили творение Линча званием одного из лучших триллеров и детективов в истории мирового кинематографа. С этого фильма начался творческий союз Линча и композитора Анджело Бадаламенти. Стилистически лента восходит к направлению неонуара, но с определенными изменениями. Это эстетический, эротический, мелодраматический триллер — детектив, с крепкой и загадочной интригой. Прогуливаясь по маленькому провинциальному городку, молодой парень Джеффри Бомон находит человеческое ухо. Проводя собственное расследование, юноша все сильнее погружается в тайный мир порока и патологических страстей. Автор использует нестандартный подход, препарируя основные каноны жанров. Отсюда и тотальное неприятие фильма с одной стороны и полное восхищение с другой. Картина заслуживает глубокого психологического анализа. Количество всевозможных символов и скрытых мотивов просто запредельное. В общем для любителей психоанализа это произведение подходит как нельзя лучше. Дэвид Линч в своем неповторимом стиле выстраивает напряженную атмосферу, полную тайн и загадок. В фильме прослеживаются отчетливые реверансы в сторону классических нуар фильмов 1950-ых годов и творчества мастера саспенса Альфреда Хичкока. Автор исследует в завуалированной форме проблемы института семьи, а также раскрывает внутренние страхи отдельного человека, проблемы нравственности и моральных ценностей. Элементов сюрреализма в картине не так много, но нечто мистическое и иррациональное в ходе повествования присутствует. По сути именно здесь появились первые зачатки культового сериала «Твин Пикс». Это сложное авторское кино, которое подойдет далеко не всем. Если вы поклонник творчества режиссера, то смотреть обязательно. Остальным стоит смотреть в том случае, если вы не боитесь провокационного сюжета и скандальных патологических сцен. Хотя для современного зрителя он уже не кажется таким шокирующим. Кайл Маклахлен происходит из категории актеров одного режиссера. Именно у Линча он сыграл свои лучшие роли. Здесь он предстает в неоднозначном образе, юноша с неидеальными моральными принципами. В общем можно с уверенностью сказать, что агент Дейл Купер родился в «Синем бархате». Деннис Хоппер предстал в зловещем образе психопатичного наркомана-убийцы. Его герой безумец Фрэнк, представляет собой чистое зло во плоти. Очень запоминающаяся роль. Возможно лучшая в карьере. Ну а женские партии успешно исполняют молодая Лора Дерн и Изабелла Росселлини. Синий бархат это очень странный, провокационный, оригинальный, эстетичный мелодраматический триллер — детектив, с элементами эротики. Картина вызвала у меня противоречивые эмоции и оставила непонятное послевкусие. Сложно советовать данное творение, но если вы ищете нестандартный и необычный фильм, то это подходящий вариант. 6 из 10
Первый фильм Линча, который я посмотрела был «Дикие сердцем» на языке оригинала, случилось это 2 года назад. Во время сеанса внутри все сжималось и боялось расслабиться — психологический дискомфорт. Выйдя на темную улицу и направившись к метро, я с нетерпением ждала друга, чтобы не держать накопившиеся внутри гадость и шок, видимо от большой впечатлительности, меня потрухивало, а в голове ощущалось шевеление, будто мой мозг вынули, прополоскали и перевернув, поставили на место, эти чувства сопровождались некими расширениями внутренних границ и личного восприятия мира — вот чем мне понравился режиссер. И, пожалуй, надо написать рецензию к этому фильму, поскольку для меня «Синий бархат» явился схожей блеклой картиной на фоне «Диких сердцем», своеобразной пробой пера и дозревания, и переосмысления, подготовки к более «Линчевскому», атмосферному и авторскому. Строго говоря, я не любитель выставления подобных(фильму) фантазий на всеобщее обозрение. С психологической точки зрения «такое» не может понравится и уж тем более не может восхищать. Всегда задаюсь вопросом «где проходит та грань, великий художник — человек с нездоровой фантазией? почему определенные аномалии мы возводим в ранг гения, потворствуем им и принимаем, а не освистываем и пресекаем?» И тем не менее, заинтересованность творчеством и внутренним миром Дэвида Линча остается на высоком уровне, особенно возрастает она после недавно вышедшего документального Дэвид Линч: Жизнь в искусстве. Для более полного восприятия его картин советую ознакомиться с монологом мастера, также искусно представленного в фильме.
Фильм конечно громкий и режиссер известный. Но не самый удачный фильм, по моему мнению. Резанули сразу несколько моментов: — брошенная сюжетная линия про отца ребенка: вначале сказано, что похищены 2 человека — отец и ребенок. В конце видим только ребенка. Что с отцом. — качество исполнения блюза удивило. По стать сценарию, названию, вообще замыслу он должен был бы быть ярким. Может быть негромким, но ярким, запоминающимся. Там серое пение. — парик певицы. Зачем он нужен. Увидев как она его надевает, зритель ждет какого то развития. Она не похожа на себя без парика, скрывается от кого то и т. д… но это деталь в итоге так и оказалась просто деталью. Что актриса некрасива без него или он ее как то украшает.. Почему нельзя было найти актрису вамп внешности без этой детали. Было бы естественнее. — роман строится на сексуальности (в том числе). Сразу 2 романа. Один страстный, с элементами бдсм с загадочной актрисой. Второй нежный, хрупкий роман с перспективой создания семьи. Видимо ну никак нельзя было подобрать хоть одну из двух актрис, соответствующего типа. Обе не совсем тянут.
Синий бархат — реж. Дэвид Линч (1986) Молодой студент Джэфри Бомон вынужден уехать из своего столичного колледжа к себе домой в маленький городок, в связи с болезнью отца. Возвращаясь от него с больницы и проходя через поле, он находит в траве отрезанное человеческое ухо. Джэфри немедленно берёт его и несёт в местный полицейский участок. Начну пожалуй с того, что сюжетно, эта картина Линча не самая запутанная в его фильмографии. Я бы даже сказал вообще не запутанная. Это такой, классический детективный триллер, но с Линчевским стилем. Возможно, у кого-то возникнут вопросы при просмотре, но я думаю, немного подумав, вы все поймете. Фильм на самом деле не столько о поисках убийцы, сколько о человеческой боли и одиночестве. То, что фильм сюжетно не сильно сложен, вовсе не означает что в нём нет своих плюсов. Плюсы есть и их не мало. Во-первых, это, конечно блистательная игра актёров. Они, как и всегда у Линча подобраны идеально. Во-вторых, это художественная составляющая фильма. Сюда можно отнести и кадры из фильма, которые порой напоминают ожившую картину художника (но впрочем, это не секрет, Линч по образованию художник) и идеально созданную атмосферу тихого провинциального городишки, в котором, кажется, все знают друг друга. Сюда же можно и даже нужно включить обалденные джазовые композиции бессменного спутника фильмов Линча, композитора Анджело Бадаламенти. Многие проводят паралель между «Синим бархатом» и «Твин пиксом». Она здесь действительно присутствует. Тихий маленький городок, находящийся возле леса. Уютные «ретро» кафе. Огонь. Многие детали действительно отсылают к «Твин пиксу. Но если кого то они отсылают к сериалу, то мне они больше напомнили полнометражный приквел «Твин пикс — сквозь огонь». Атмосфера более грубая, нежели в «ламповом» сериале (1 и 2 сезон). Если бы я посмотрел «Синий бархат» в 1986 году или хотя бы в своем детстве, я думаю, был бы впечатлен фильмом намного больше, нежели смотря его сегодня. Это хорошая классика, не спорю, но мне она ничего нового не открыла. По крайне мере сегодня. 8,5 из 10
Пересмотрел ранее виденную лет 10 назад кинокартину Дедушки Линча. Описывать сюжет и распинаться на тему того, как Линч завораживает зрителя, особого смысла не имеет. Отличный фильм с запоминающимся видеорядом (по части визуальной эстетики Дядюшка Дэвид знает толк в извращениях) и цепляющей музыкой. Есть определенные нарекания к героям Кайла Маклоклена и Лоры Дёрн, возможно только лишь потому, что на фоне Дэнниса Хоппера они выглядят не столь ярко. Особый шарм фильму придаёт ощущение лёгкой упоротости всего происходящего на экране, как если бы основные события оказались сном главгероя. В картине можно уловить то особое настроение («реальность сна»), которое впоследствии активно эксплуатируется Маэстро в других работах, а в любимейшем мной «Маллхолланд Драйв» и вовсе достигает своего апогея.
По некоторому стечению обстоятельств вышло так, что Линчем я увлеклась уже давненько, посмотрела не одно его творение, но до сих пор в моем блоге не было ни единой рецензии или просто поста, посвященного ему. Эту оплошность я еще исправлю, но первым постом-одой таланту гения будет мое мнение о фильме «Синий бархат». «Твин Пикс» пробудил в моей душе нечто такое, чего я не ощущала раньше. Это было что-то вроде: «Вот оно! Вот оно — то, что я так долго искала». Неосознанно даже. Это невероятная и совершенно особенная атмосфера, создающаяся не только посредством киноязыка, но и благодаря авторской душе, которая вкладывается в каждый кинематографический труд Дэвида Линча. Мне стало интересно посмотреть другие его фильмы, и почему-то именно насчет «Синего бархата» первая мысль была из разряда «да нет, вряд ли мне понравится». Как-то не сразу с ним сложилось. Но несколько позже, одним безмятежным вечером звезды сошлись, и я это увидела. И просмотр этого фильма был сродни терпкому напитку со сладким послевкусием. «Синий бархат» — то, откуда, что называется, растут ноги у «Твин Пикс». За внешней пасторалью, невинными на первый взгляд героями скрывается двойное дно. И, мне кажется, неспроста история Джеффри начинается с найденного в траве уха. Это ухо, снедаемое муравьями и уже начинающее гнить — что-то вроде символа человеческого любопытства, которое порой может привести к раскрытию по-настоящему пугающих и впечатляющих тайн. Джеффри нашел ухо, его подруга и дочь инспектора, Сэнди, подслушала разговор отца, после чего рассказала об этом главному герою — всё это было отправной точкой, завязкой сюжета. Джеффри любит тайны — не столько их разгадывать, сколько само их существование, их присутствие в жизни. Эта любовь и любопытство заставляют его стать свидетелем и участником довольно жутких событий. «Жизнь — странная штука», — лейтмотивом звучит в картине мысль. Насколько же быстро жизненное равновесие может нарушить случайное стечение обстоятельств! За пару мгновений зритель становится наблюдателем этакого нуарного детектива. Возможно, сними этот фильм кто-то другой, а не Линч, сюжет выглядел бы более простым и не цеплял так, как у данного режиссера. Здесь все на своем месте: абсолютно отбитый злодей, для которого важно не покалечить человека, а получить удовольствие от процесса, и не потому, что это его способ самоутверждения, а потому что это и есть он сам. При всей его жестокости и ненормальности это очень сентиментальный человек, способный расплакаться над любимыми песнями. «Femme fatale» с явными психическими проблемами, но ей хочется сопереживать; хочется, чтобы ее жизнь наладилась. Главный герой, на первый взгляд кажущийся простым и хорошим пареньком, но у которого свои скелеты в шкафу. Школьница-тихоня, которая на самом деле оказывается авантюристкой. Фильм проливает свет на двойственность человеческой натуры, давая понять при этом, что любая из сторон души — нормальна и естественна. Каждому воздастся по его грехам и заслугам. И кто знает, что может скрываться за внешним фасадом благополучия и идиллии. Фильм очень красивый, атмосферный и символичный. Синий бархат как символ гнетущего прошлого и настоящего; тайны, окутанной дымкой тьмы и порока. Малиновки-предвестники наступающей любви и возвращения пасторали. Здесь все снято как-то по-особенному стильно и сочно, сочетания цветов западают в память и душу, и все это вкупе с прекрасной актерской игрой создает фильм именно таким, каким он должен быть. Что я могу сказать, подводя итог? «Blue velvet» еще долго будет звучать в моем плейлисте, и наверняка я еще не раз к ней вернусь. Данная картина — нечто вроде «раннего» Линча, в ней нет взрывающего мозг сюрреализма, присущего более поздним фильмам. Она закладывает фундамент для последующих картин, которые в той или иной мере переняли ее черты и некоторые мотивы. Спасибо, что в наше время можно без особого труда окунуться в эпоху, в которой тебе уже не суждено побывать. 9 из 10
Тихая и спокойная жизнь маленького, наполненного красивыми фасадами и симпатичными домами, городка. Дети идут в школу, пожарники с улыбками на лице начинают рабочий день, люди постепенно просыпаются, кто-то просматривает телевизор за чашечкой кофе, а кто-то поливает газон. Однако всё в этом мире дуально и то, что кажется, нам красивым и непорочным на первый взгляд внутри оказывается гнилым и кишащим насекомыми, примерно как земля, при ближайшем её рассмотрении. Эту идею Дэвид Линч сумел пронести практически через каждый свой фильм, и в «Синем Бархате» она играет не последнюю роль. Буквально каждая деталь в картине проникнута этой идеей, начиная с красивых костюмов, идущих в противовес более дешёвым и блеклым, и заканчивая, пожалуй, самой важной деталью в фильме: героинями Лоры Дерн и Изабеллы Росселлини. Героиня Лоры, простая снаружи, она не обладает сногсшибательной внешностью, её платья тусклые и не броские, однако внутри неё милая девушка, верящая, что однажды в этот странный, наполненный тьмой мир, прилетят птицы любви и счастья, рассеяв тем самым тьму и уступив дорогу свету. Дороти Вайленс же напротив — весьма красивая, обаятельная, носящая красивые бархатные платья женщина, внутри которой, однако царит порок и пустота. Выбор между пороком и чистотой сопровождает героя Кайла Маклахлена, Джеффри, на протяжении всей картины. Найдя в поле такой инородный предмет как ухо, его буквально засасывает в его тёмные, мрачные и бесконечные глубины. Оказавшись во сне, сне страшном и тёмном, он всеми силами пытается выбраться из него, но не замечает, что всё больше и больше становится похожим на персонажа Денниса Хоппера — Фрэнка Бута, тем самым всё глубже и глубже погружаясь во тьму. Вовремя спохватившись, Джеффри удаётся проснуться и выбраться из своего кошмара, однако пережитый сон навсегда оставит след в его жизни, а в «тёмный мир» наконец прилетели долгожданные малиновки, принеся с собой не только обещанное счастье — но и тёмного жука, намекая зрителю, что зло искоренить невозможно, а следом за пережитым кошмаром, рано или поздно может присниться второй. Начиная свой фильм с красивых фасадов домов и на первый взгляд типичных для жанра нуар персонажей и сцен, Дэвид Линч незаметно и плавно переносит зрителей из одного жанра в другой, играя то с цветом и музыкой, то с камерой и репликами своих персонажей. Стоит также отметить, что и структура картины довольно необычна. Доводя сюжет до ключевой точки понимания, режиссёр начинает раскручивать клубок в обратном направлении, преломляя сюжет и насыщая его несколько другими, возможно более тусклыми красками, но теми же элементами. Общаясь со зрителями всеми возможными способами, будь то символы, сюрреалистика или сюжет фильма, оказавшийся, правда, в картине на вторых ролях, Дэвид Линч стремительно и усердно пытается донести до своих зрителей, одну простую, но главную идею — «мы живём в странном мире», говорит он нам. Что же, пожалуй, это действительно так.
«Фильм не буду рекомендовать к просмотру, мне он показался очень скучным, идейно блеклым, особенно учитывая другие работы режиссёра. Не тратьте своё время!». Надеюсь, я могу цитировать других пользователей. Согласна с мнением в одном из отрицательных отзывов, но, все-таки, не буду столь категоричной. Я могу порекомендовать фильм, но определенному кругу знакомых, буду очень избирательной. Самый близкий по духу для меня персонаж — милая Сэнди. Искренняя, в норму любознательна, по-настоящему любит и прощает, пусть и оставляет Майкла, но мы не можем ее за это винить, мы ничего не знаем о тонкостях их отношений. Спасибо Д. Линчу за такой подарок, в качестве персонажа, за которым приятно следить и переживать. Остальные — главный герой Джеффри — сумасшедше любознателен, рискующий своей жизнью и жизнью возлюбленной, сложно оправдать его желание разгадать тайну, им движет далеко не только возможность помочь бедной Дороти. Она же, в свою очередь, сначала появляется в качестве жертвы, но затем зрителю становится ясно, её устраивает такое положение, даже будоражит безумие своего обидчика, главаря банды. Она не спешит обращаться в полицию, живет в переживаниях, смутно представляет, что делать. Жертва обстоятельств, не спешащая что-то предпринимать. Джеффри и Дороти для меня два похожих персонажа тем, что существуют в каком-то своем мире. Первый идёт по наитию своих ощущений, которые сам не в силах объяснить, ему нужно знать, неважно, чего это будет стоить. В его поступках мало ответственности, не раз он обращается к детективу Уильямсу, не представляя, какова его роль в этом деле, не зная, замешан ли он. В то время, как Дороти стоит обратиться в полицию, набраться смелости и взять в руки пистолет, просить помощи Джеффри, но, она просто живет в своей иллюзии, называет чужаков родными именами, будто ничего не произошло, раз за разом встречается с обидчиком, будто все само собой разрешится. Сюжет был скучным, и это стало ясно только после анализа увиденного. Почему зрителю так и не объяснили завязку истории, из-за чего жертва оказалась в таких обстоятельствах, как ее нашел псих Фрэнк, в чем сама проблема? Только попытка все решить обычным парнем, который в родном городе лишь гость. Не хватило истории, осталось недосказанность, но я не специалист по Линчу, и, возможно, в этом весь сок, вкус которого мне непонятен. И, все-таки, наблюдать за всем было интересно. Если задачей было в который раз укоренить в умах зрителей клише об уникальности режиссёрской подачи Д. Линча, то да, 10 из 10. С первых минут авторство определено: противоречивость обложки и составляющей жизни (розы на поверхности, клокочущие жвалами жуки в почве), угасающий во тьме экран, найденные части тела. Обычный детектив представлен как мистическое соитие людей и обстоятельств, есть и одержимый безумным фетишом злодей, кислородные маски для удурманивания от углекислого газа — все очень мутно, для одних шедеврально, для других бессмысленно. Я по-середине. Подумайте, прежде чем знакомиться с картиной, к какому из блоков кинолюбителей отнесли бы себя вы. 5 из 10
Интересно, а обязательно извергать восторги только потому, что режиссёр Линч?? Судя по всему да. Хотя есть и другой вариант, например, моя кинематографическая тупость, ну или невосприятие шедевров, кому как угодно. В данном случае сошлись об предположения. Линч способен творить что-то своё, фирменное, пускай порою непонятное, но до одури атмосферное. Так же в его фильмографии есть традиционные драмы, сильно снятые, которые также пришлись мне по вкусу. Но данная картина является всего лишь тенью его работ. Это типичная криминальная история, с откровенно плохой мотивацией, практически каждое телодвижение главного героя вызывает недоумение, затянутая в своём притворстве на что-то большее. Конечно, без авторских «примочек» не обошлось, наверное только благодаря им и усидел до конца просмотра, их необычный посыл с мистическим оттенком смог заинтриговать, но вот во что-то логическое или по-настоящему таинственное так и не вышло. То есть даже нет той самой извечной запутанности, которую нужно вечно расшифровывать — всё примитивно, от того скучно. Единственный плюс, это актёрская подача. Особенно в этом плане порадовал Хоппер, его персонаж получился действительно неадекватным, злодейская ипостась его явный конёк. Остальные также отыграли неплохо, но легко погрязли в рутине повествования. Фильм не буду рекомендовать к просмотру, мне он показался очень скучным, идейно блеклым, особенно учитывая другие работы режиссёра. Не тратьте своё время!!!
«Это всего лишь небольшое приключение» — убеждал он себя. Надо же чем-то заняться, пока отец в больнице. Не каждый день на лужайке обнаруживаются жуткие находки, и тем более не каждый раз путь к разгадке ведет в кабаре. Было нечто интригующее в этом небольшом заведении, если туда стекался местный бомонд, что-то, чего нельзя постичь, а можно лишь слушать, смотреть и прикасаться. Синий бархат. Тяжелый занавес, роскошное платье, старенький шлягер — единство великолепия, окружившего женщину с изломанной судьбой. Юноша и в самых отчаянных грезах не мог представить себя рядом с ней, но смелости забраться в шкаф, чтобы постичь ее тайну, хватило. Подружка Джеффри, Сэнди, еще удивится: «Ты узнал все это за одну ночь?» Но это обман, и ничегошеньки парень не знает. И хочет ли знать? Да, он убеждает себя в этом. Он поражен, опьянен и околдован запретным наслаждением. Это не передать словами, даже если очень захочешь, а можно лишь почувствовать каждой клеткой. В путешествии под бархатный покров нужно лишь просто отдаться желанию. Мы живем в странном мире. Даровитый постановщик однажды понимает, что коммерческие постановки — не его стезя. Мастер получает долгожданную возможность творить чистое в эстетике абсурдного вожделения искусство. Дэвид Линч основательно шел к своему первому творческому пику, и «Синий бархат» родился в тот момент, когда режиссер, как никто из коллег, научился использовать человеческие недостатки, физические уродства и психологические завороты для демонстрации художественного великолепия. Когда обнаженный юноша стоит перед красивой женщиной, вооруженной ножом, в мозгу пульсируют лишь две мысли: как не погибнуть и как продлить сладострастный миг. Отнюдь не судьба свела Джеффри и Дороти в ее квартире и при бархатном «аккомпанементе», а высвобожденные гулять по ночной улице инстинкты. Если уж в скромном, хорошо воспитанном человеке притаился любитель рискованных сексуальных игрищ, то в маленьком городе и за каждым поворотом можно ожидать любых сюрпризов. Порочная женщина, которую жизнь научила понимать один лишь язык силы, стала самой лучшей из возможных спутниц в режиссерской проповеди о главенстве наслаждения. Чувственные алые губы восклицают: «Ударь меня!», и естественное изумление останавливает лишь на мгновение. А как заносится рука и как озаряется лицо счастливой улыбкой, так безумие победно завладевает людьми. Они не думают — просто не способны думать, хотя где-то в подсознании нет-нет да мелькают мысли о высвобождении из порочного омута. Даже самая долгая ночь оканчивается, и на улице снова солнце. Камера выхватывает унылое здание завода — автор не отказал себе в удовольствии напомнить об истоках. Но если чудаковатый Генри из «Головы-ластика» всюду ощущал себя пришельцем, то на глазах прибавляющий в уверенности Джеффри — настоящее олицетворение воли. Столкновение добровольного сыщика с инфернальным выродком Фрэнком Бутом происходит в момент, как кажется, наиболее неподходящий для обоих персонажей. Невозможно найти общих черт между интеллигентным молодым красавцем и убийцей-психопатом, «факающим» через слово и вдыхающим амилнитрат, но присутствие между ними роковой женщины быстро стирает различия. Многократно в фильме упоминается некая зараза, и под этим емким определением подразумевается не только тяга к садомазо развлечениям. Кое-что у Фрэнка Джеффри определенно хотел бы перенять — хотя бы возможность чувствовать себя полновластным хозяином положения. Сумасшедшая гонка по ночному городу сильно сближает мужчин. Впервые Линч решился на полноценное противопоставление, и то, как незаметно маятник сил перемещается от одного воздыхателя к Дороти к другому, логично дополняет раскрывающуюся, подобно шторам, патологию, без которой этим людям было бы неинтересно жить. Зараза, впрочем, не исчерпывается причинением боли или стойкостью к ее получению. Речь идет о ее неразрывной связи с тем удовольствием, которое дарует слегка извращенный секс. Идущее при этом фоном жестокое преступление, только придает инфернальный блеск фильму. Мы живем в странном мире. Ответы на неудобные вопросы вполне могут остаться невостребованными. Джеффри не способен объяснить, чем так привлек его заурядный блюз, и почему он не остановился после первой реальной угрозы жизни? Мелькающая рядом простушка Сэнди остается, по сути, единственным якорем, удерживающим «судно» героя от окончательного ухода в штормящие воды. Линч нашел чем удивить зрителя, потому как «Синий бархат» вовсе не сочится пессимизмом. Напротив, яркие солнечные деньки усиливают ощущение парадоксальности происходящего. Не покидает чувство — еще одна успешно пережитая ночь, и будоражащий кошмар окончательно развеется — но вместо этого взору предстают новые выходки эксцентричного ублюдка Фрэнка, слух шокируют сладкие речи гомо-садиста Бена, а несчастная красавица Дороти все ближе и ближе к суициду. Сквозь плотную бархатную ткань фильма с трудом, но все же заметна мысль о продолжении противостояния с превосходящим злом, обретающим все новые воплощения. Ни к чему Джеффри мучительные размышления, кого из дам предпочесть, если он может отдаться своему естеству. Каким бы изнурительным ни был страх, а адреналин — это самый сильный на свете наркотик. И если на кону стоит счастье желанной женщины, то риск — действительно дело благородное. «Синий бархат» уникален не только как первый авторский проект, собравший гору наград. Именно после этой картины Линч окончательно оформил свой эстетский полумистический стиль, преисполненный циничной мистификации, выворачивающий наизнанку все мыслимые представления о нормах морали. В ленте нет места оккультным делам, но горящие страстным огнем глаза Изабеллы Росселлини и Кайла МакЛоклена говорят о проделках черной магии. Заклинание вожделения можно снять лишь кровью, но к чему такие жертвы, если люди по-настоящему находят друг друга вопреки здравому смыслу, логике, гласу недовольных и прочей ерунде? Неведомая сила каждую ночь заставляла Джеффри идти к распутной мечте, облаченной в бархат. Он понимал и чувствовал смертельную опасность, но шел и не мог остановиться. Такова магия чувства, таков глоток из омута вожделения. Линч распутывал клубок страсти, сделав это главным процессом фильма. Конечно, секреты однажды будут раскрыты, а виновные понесут жестокую кару, но какое это имеет значение, когда находишь настоящий смысл жизни? Вновь подниматься на темные облака страсти, вести за руку ту, чей образ в мыслях всегда, только прикрой глаза — лишь в такие моменты мужчина настоящий. А выбор — что? Он подождет своего часа. Все подождет. И только распахнутые алые губы надо целовать сейчас, сию минуту, пока лезвие ножа вновь не оказалось под отблеском люминесцентного света.