Американцы
- 21 авг 2017
- 30 янв 2013
В 2013-м году, в период когда отношения между Россией и Америкой были относительно благополучными, бывший агент ЦРУ Джо Вайсберг выпустил на телевизионные экраны сериал, посвящённый деятельности российских разведчиков в Штатах. Сериал оказался настолько правдоподобным, интересным и необычным, что его продлевали ещё на пять сезонов — вплоть до логического завершения сюжета в 2018 году. Всего вышло 75 серий. Думаю, можно смело заявить, что «Американцы» — лучший шпионский телевизионный проект, который по своему уровню превзошёл даже знаменитую «Родину» (где русские, кстати, злодеи). Прежде всего подкупает правдоподобие, и не просто лояльное, а чрезвычайно благожелательное отношение авторов сериала к главным героям — российским офицерам КГБ, много лет назад внедрённым в Соединённые Штаты под именами Элизабет и Филип Дженкинкс. Прообразами главных героев, вероятно, стали российские разведчики, группу которых раскрыли и депортировали в 2010-м году, среди них были похожие на Дженкинсов пары с детьми: Ричард и Синтия Мёрфи (Владимир и Лидия Гурьевы) с двумя дочерьми, они даже внешне похожи на героев сериала, но не исключено, что Вайсберга вдохновила супружеская пара Трейси Ли Энн Фоли — Дональда Ховарда Хэтфилда (Елена Вавилова и Андрей Безруков) с двумя сыновьями. Однако, время действия сериала относится к более раннему периоду — годам Холодной войны времён правления 40-го американского президента, Рональда Рейгана, выступавшего от лица республиканцев. Это 1981—87 годы, за которые у нас сменилось несколько глав государства. Эти годы охватывают конец правления Брежнева, затем пришедших ему на смену Андропова, и вслед за ним Черненко, и завершаются Саммитом в Рейкьявике при Горбачёве. Атмосфера и стиль времени переданы великолепно. Моды, машины, причёски, бытовая техника, музыка. Зритель с головой погружается в тревожные 80-е. Семья Дженкинсов — идеальная американская семья, живущая в округе Колумбия, в пригороде Вашингтона. Филип и Элизабет работают в турагенстве, ведут домашнее хозяйство, а по вечерам занимаются воспитанием детей-подростков: дочери Пейдж и сына Генри. Они дружат с соседом-фбровцем Стэном Биманом, нередко друг у друга ужинают, заходят в гости, чтобы выпить пивка и поболтать, играют в теннис, а дети обеих семей так и вовсе не вылезают от соседей. Когда на Филип и Элизабет сваливается неожиданное задание, ничего не подозревающий добряк Стэн присматривает за Пейдж и Генри. Идиллическая жизнь — воплощение американской мечты. Впрочем, проблемы и разногласия в их «браке» случаются нередко, что заставляет зрителя сопереживать героям не только в их шпионской деятельности. Закулисная жизнь Филипа и Элизабет далеко не такая безмятежная. Разведчики общаются через куратора с Центром, собирают компромат, шантажируют, разводят бедных непуганых американских обывателей, как лохов, вербуют агентов, устанавливают и ведут прослушку, добывают интересующую Центр информацию любыми средствами, включая постель. Они достают биоматериалы для оружия, которое администрация Рейгана продолжает создавать, несмотря на принятые соглашения о ликвидации биологического оружия. Их задача — упредить американцев, когда те совершают прорыв в науке, чтобы сохранить баланс сил в Холодной войне. При угрозе раскрытия или по приказу из Москвы, они занимаются и физическим устранением тех или иных людей, и к их чести, стараются этого по возможности избегать, как и любой подлости, которую им приходится невольно совершать, мало того, Филипу эта часть работы настолько неприятна, что он постепенно охладевает к ней, к шестому сезону вообще почти выйдя из игры, в отличие от благонадёжной и «правильной» Элизабет. Впрочем, в определённое время ей тоже придётся совершать свой выбор, выбор по разуму и совести, ибо эпоха Горбачёва привнесёт в работу шпионов сумбур, неразбериху и хаос, сопутствующие событиям того времени, которое разделило людей в Советском Союзе. Обоим героям предстоит переосмыслить свои убеждения. Несмотря на то, что действия, совершаемые разведчиками, для обычной жизни часто весьма некрасивы, а то и хуже, сценаристы заставляют зрителя симпатизировать им, сопереживать, желать им удачи, что, наверное, очень неплохо для реальной жизни, где американский зритель привык отождествлять россиян со злом. Вообще трудно представить, чтобы наши сняли подобный этому зеркальный сюжет, где российский зритель должен был бы сочувствовать американским шпионам в Москве, которые «обрабатывают», а то и убивают невинных российских граждан. Но у американцев именно так, вероятно, потому что основная идея сериала — это всё-таки не ещё большее психологическое разделение двух стран, а преодоление непонимания и разногласий. Да и от собственной, американской внешней, впрочем, и внутренней политики сценаристы не в восторге, по ходу очень весьма её критикуют. Не только протагонисты сериала вызывают симпатию, но и вообще большинство персонажей. За некоторых, даже эпизодических, неважно, на чьей они стороне, болеешь всей душой. Самый неприятный тип — российский эмигрант, который постоянно ругает всё, что связано с родиной. Но даже и у него под бронёй цинизма прячется и ностальгия, и тяжёлое прошлое, сломавшее душу, которое и привело его в Америку. Самые сложные, самые богатые образы — это сами Дженкинсы: Филип, Элизабет и Пейдж. Сценаристы сумели поймать именно русскую душу, вечно мятущуюся, но цельную, падающую и встающую, отвергающую предательство, готовую к самопожертвованию ради идеи и одновременно способную к бунту, противостоянию, когда совесть вступает в конфликт с машиной Центра, богатую на чувства и мысли. Они умные, сильные, красивые, эмпатичные, дерзкие, непредсказуемые, всегда верные в главном и абсолютно честные друг с другом. Рядом с ними даже самый крутой американец — Стэн Биман — как обыкновенный лопушок перед газонокосилкой. Что уж говорить о рядовых гражданах, которых сериал показывает с мягким добрым юмором — но как простудушных детей рядом с двумя матёрыми взрослыми. Сериал адреналиновый на всю катушку — полон драйва, вызывает массу эмоций, от непредсказуемости и неожиданных поворотов сюжета временами захватывает дух. И АБСОЛЮТНО отсутствует любимый американцами пафос. Его просто нет. Фильм о русских и порой забываешь, что снимали его американцы. Конечно, по ходу действия порой отмечаешь ошибки, но не часто и всё больше по мелочам, как, например, когда Буров, сын министра, говорит, что не был пионером. У нас такого просто не могло быть. Единственное, что иногда мешает просмотру, это акценты в речи героев резидентуры между собой, впрочем, к 6-му сезону то ли уже привыкаешь, то ли актёры много работали с языком — но акцент чувствуется гораздо меньше. Нельзя не отметить блистательную работу гримёров, которые помогли двум главным персонажам создать множество неповторимых личностей, которые они играют во время своей шпионской работы. Иногда им даже удаётся обмануть зрителя настолько, что не сразу понимаешь, что перед тобой Филип или Элизабет в своей новой ипостаси. Актёры достойно выдержали эту трудную задачу — постоянную смену личностей персонажей и сыграли на ура. 8,5 из 10
Очень крутой сериал. Один из лучших. Мега крутое качество. Всё на уровне. В техническом плане придраться не к чему. Динамичный жестокий драматический шпионский триллер. Про семью советских шпионов, подрывающих основы демократического строя США в 80-ых. Драки, секс, нервы, крутые повороты. Самое интригующее на протяжении первых сезонов это то, что герои представлены в общем-то положительными персонажами. Даже мелькает, какая-то политическая антиамериканская ретро-критика. И это вызывает изумление и недоверие. Как же так, американцы а своём кинематографии представляю образ идеалогического противника. Недоверие, конечно оказывается не беспочвенным и к сожалению оправдывает ожидание. К финалу начинают расставляться жирные кляксы, всё больше делая из русских шпионов психопатов и злодеев, а их оппонентов и сочувствующих представляя не без изъянов, но рассудительным и логичными в своей правоте. Борьба с коммунистами становится оправданной всеми средствами. Аминь. При этом сериал по качеству остаётся на высоте, но двойная мораль вносит свой когнитивный диссонанс. Но кино всё равно рекомендую. Настолько оно хорошо во всех своих положительных проявлениях.
Шесть лет понадобилось телеканалу AMC для того, чтобы рассказать историю о нелёгкой супружеской жизни Филипа и Элизабет Дженнингс — двух агентов КГБ в стане идеологического врага. Шесть лет — не слишком внушительная продолжительность жизненного цикла для шоу, но за этот период многое изменилось: поменялась обстановка в мире, приблизившаяся к состоянию, в котором она пребывала в самом сериале, вновь актуализировалась закрытая «каста», к которой относятся главные герои сериала. В такт с этими изменениями неизбежно смещались и расставленные авторами акценты, так что «вышли» из сериала главные его герои уже не теми, кем в него «вошли». Сказать, что сериал захватывает с первых кадров и держит в напряжении до своего финала было бы некоторым лукавством: стремясь с ходу завлечь наше внимание, авторы без раскачки помещают зрителя прямо в центр «полевой работы» агентов, и на практике такой ход выходит несколько сумбурным. Стоит признать, что первый сезон шоу явно не стал лучшим: по его ходу создавалось впечатление, что соблазнение женой-агентессой потенциальных «контактов» — это единственный приём в арсенале шпионов, а сценаристы обладают не то чтобы скудной, но ограниченной фантазией при конструировании ситуаций, в которые они помещают героев. Но во втором сезоне огрехи и недоработки, имевшие место в дебюте, по-честному оказались исправлены. Появились или раскрылись персонажи, неожиданные для американского телевидения, например, командированный из СССР в США сын министра, которому, казалось бы, на роду написано стать в сериале либо «сволочью, воплощавшей все пороки советской системы», либо продавшимся перебежчиком (таковым он, внезапно, и не оказывается) или запутавшаяся в шпионских хитростях, мужчинах и жизни наивная красивая девушка, для которой сотрудничество с американскими властями билетом в счастливую жизнь не стало. Напряженность сериала повысилась за счёт введения «сквозного» антагониста — морского котика, пусть и нетрадиционной ориентации, а общая «пикантность» обеспечилась возможностью для советских героев обсуждать войну в Афганистане с советской точки зрения, вмешательство США во внутренние дела соседей по континенту с применением военной силы и непростую жизнь в американских кварталах для бедных. Эти плюсы значительно перевесили некоторые фактологические ошибки, например, необходимость похищения советскими шпионами технологии «stealth» или чертежей бесшумных винтов для подводных лодок — первое изначально было исследовано в СССР Петром Уфимцевым, а второе развито в Советском Союзе на более высоком уровне, чем в Штатах. Но параллельно развитию сериала, в реальном мире миновал поворотный 2014 год, и шоу, в котором зрителю доводилось симпатизировать русским шпионам, было вынуждено начать трансформироваться. Поначалу эти изменения не затронули центральных персонажей, а подкрадывались с периферии: часть событий сериала переместилась в СССР, и здесь уже не обошлось без излюбленной западными сценаристами «клюквы»: зима, ночь, лагеря, расстрел одного из женских персонажей (в действительности с 1953 года и до развала Советского Союза были казнены лишь 3 женщины, и все они были этого достойны без сомнения). Даже в это непростое время в сериале отводилось время для честных или хотя бы профессиональных советских граждан, в числе которых оказался даже министр (!), но общая смена вектора уже стала заметна. Когда в пору становления характеров вошли дети Филипа и Элизабет, несколько просела и динамика шоу. Самоидентификация детей шпионов — предмет для исследования очень интересный, но если уж за него браться, то делать это нужно максимально глубоко. В «Американцах» же периодические «подростковые бунты», вызывающие близость родителей к провалу, выглядели лишь фоновой «сантабарбарой», благо, выведены из сериала они оказались достаточно оперативно. В заключительном же сезоне трансформацию претерпели и главные герои: один из них постиг всю безблагодатность борьбы, а другой, дабы перестать вызывать повышенные симпатии, принялся действовать крайне грубо и без особой на то сценарной нужды превратился едва ли не в массового убийцу (при этом, внутрисемейный расклад ролей здесь достаточно оригинален). Синопсис заключительного приключения несколько «бульварен» и подогнан под идеологию «Холодной войны 2,0», но авторы сериала всё же удержали марку и позволили Филипу и Элизабет обрести заслуженное, в последних кадрах это самое «заслуженное» не опошлив, хотя, при желании могли бы. Техническое воплощение «советских» персонажей стоит похвалить. Всех их играют русскоязычные актёры, и ожидать лучшего исполнения вряд ли возможно. Главная героиня исполнена практически безукоризненно, герой — приемлемо, но дело в том, что женская роль здесь заведомо сильнее мужской. Отдельным плюсом теперь уже можно считать и то, что у истории имеется своё логичное завершение: в эпоху, когда продолжительность телевизионных шоу практически полностью зависит от популярности и числа просмотров, запланированное окончание сериала можно считать достоинством. В итоге, сериал «Американцы» представляет собой достаточно напряженное шоу с небезосновательной претензией на серьёзность, хорошим техническим исполнением по части актёров, удовлетворительным — по локациям, не без штампов, но и с некоторой долей уважения к советским людям. Ожидать чего-то большего от американского сериала, посвященного работе советских нелегалов в США, было бы утопией. 8 из 10
Пять лет ежегодных трансляций и девять лет развития истории. Развитие оригинальной идеи, с каждым новым сезоном выводящее сериал за привычные рамки жанра. Серьезный шаг вперед в плане достоверности изображения отечественного быта и антуража, поступательно развивающийся все сильнее с каждой новой серией. Это все можно сказать о завершившемся сериале «Американцы», который после столь сильного финала точно оставил всех своих конкурентов позади. Но начнем по порядку. Начинался сериал как почти стандартный шпионский триллер, но с одним нюансом — главными героями истории сделали лиц, которые, по идее, должны были быть антогонистами, а именно семейную пару советских разведчиков-нелегалов со всеми вытекающими отсюда штампами нависшей над демократической Америкой красной угрозы. Особую пикантность и юмористичность ситуации добавляло соседство советских шпионов с сотрудником Американской контрразведки, что в конечном итоге эволюционировало в невероятного драматизма сюжетную линию ближе к концу. Что ж, сериал развивался постоянно. Он перестал быть похожим на остросюжетную «Родину» (своего рода коллегу этого проекта) еще на втором-третьем сезонах, окончательно превратившись в пронзительную драму. Драму о настоящих патриотах, которые положили свою жизнь на алтарь служения Родине. Драму о контрразведчике, латентно подписавшемся в собственной профнепригодности, закрутив дружбу с семейкой шпионов. Драму о людях, забывающих родной язык и не имеющих возможности приехать на похороны родителей. Драму о детях, не знающих правды о своем происхождении и о своих родителях. Все это в совокупности с сильной актерской игрой делает «Американцев» очень ценным продуктом. И здесь можно говорить даже о тех сюжетных линиях, которые, казалось бы, давно ушли в прошлое, ведь в отличие от той же «Родины», «Американцы» являются цельным, единым произведением, и их финал не возможно обсуждать в отрыве от прошлых пяти сезонов этой, не побоюсь этого слова, шпионской саги. Столь драматична была история героини Аннет Махендру, чья Нина намучилась за отведенное ей экранное время более всех остальных, постоянно оказываясь игрушкой или разменной монетой в руках двух вражеских крупных спецслужб. Сколь строга была история одураченной секретарши ФБР, доживающей жизнь во враждебной к ней стране без знания языка и средств к существованию. Как отчаянно пыталась спасти свою карьеру героиня Веры Черны, ставшая жертвой собственной страсти. И как силен духом оказался герой Косты Ронина, истинный патриот, видевший интересы своей страны глубже и дальше интересов правящей элиты. И так можно продолжать и продолжать. Здесь много героев с сильной сюжетной базой, много различных сценарных ходов и мелких сценарных поворотов, заставляющих задуматься как главных героев, так и зрителя: заслуживают ли наказания скрывающиеся бандеровцы, был ли другой выход у предателей, что важнее — родная страна или вера, так ли плох западный образ жизни, как сказать своим детям правду о том, что они рождены во лжи, что такое настоящий друг в вашем понимании и многое другое. Это не однозначные вопросы, и проект дает на них неоднозначные ответы. И самое главное: кто кого переиграет — контрразведка ФБР или нелегальная разведка КГБ, а этот вопрос уже создает непередаваемое напряжение, особенно в финальном сезоне. Я уже хвалил сериал раньше за величественные планы Лубянки и Лефортовских застенок, за соответствующую действительности (не в счет первые пару сезонов) военную форму чекистов и пограничников, за улицы советской Москвы и с каждым сезоном развивающуюся русскую речь, за Волгу ГАЗ-24, за «Гараж» и «Москва слезам не верит», за обсуждение итогов Великой Отечественной и русских актеров во второстепенных ролях. Антураж советской России эпохи поздней перестройки воссоздан просто великолепно для англоязычного сериала, еще никто в Голливуде до такого уровня не доходил — заметно, что автор проекта хорошо изучил Россию за время работы в ЦРУ. Что касается актерского каста — меланхоличный герой Мэттью Риза оказался самым трогательным шпионом, что я видел на экране. За него реально переживаешь, ему сочувствуешь, на него надеешься. Это настоящий центральный герой, вызывающий куда больше симпатии, чем на первый взгляд жесткая Кери Рассел, способная на многое ради своей службы, но тоже по ходу сериала раскрывающаяся как любящая жена и мать, а не лишь фанатичная коммунистка. Коста Ронин тоже примерил на себя роль нелегала ГРУ в «Родине», поэтому и в последнем сезоне «Американцев» выдал нам эдакого Цыганова из «С чего начинается Родина», только более сильного в драматичном плане и проникновенно сыгранного: шутка ли — герой рискует семьей ради своей страны, которая с ним не совсем справедливо обошлась! И тут его тандем с Ноа Эммерирхом выглядит особенно мощно: они по разные стороны баррикад, но они оба офицеры, рыцари плаща и кинжала с присущим обоим кодексом чести, взаимоуважения и взаимопонимания. Они могли бы даже стать друзьями, если бы геополитика, судьба и служба не развели их по разную сторону знамен. Эммерирх в последнем сезоне вообще невероятно радует — актер раскрывает своего героя настолько, что от глуповатого Стэна из первого сезона не остается ничего: мы видим хитрого следователя, верного друга, честного мужчину. Очень сильную игру выдает Марго Мартиндейл в последнем диалоге с Элизабет. Можно только погрустить, что в последних сезонах с нами не было Ричарда Томаса, но и его сюжетная линия была завершена достойно, как и история Фрэнка Ланджелло в не менее драматичном и печальном образе куратора советских нелегалов со своей личной драмой. Даже Кейдрич Селлати и Холли Тейлор как актеры выросли буквально на наших глазах. Завершилась сильнейшая шпионская драма современного кино и телевидения, целая жизнь, наполненная героями со своей сложной судьбой и событиями — радостными и печальными, трагичными и драматичными, которые их объединили. Завершилась настоящая сага, и завершилась красиво, и вряд ли ее в ближайшее время хоть кто-то из этой жанровой ниши догонит. 10 из 10
Отношение Голливуда к СССР (России) довольно специфическое, но при этом последовательное. Как правило соответствующие персонажи являют собой бездушный аморальный контингент, нарушающий спокойствие цитадели демократии путем объединения в русскую мафию или появления готовыми диверсионными/военизированными группами, либо в качестве альтернативы проживающий в мрачном и бесперспективном Мордоре, где половина сидит, а вторая половина охраняет. Несомненно, порой встречаются исключения, и «Американцы» однозначно к ним относятся. В сериале присутствуют достойные интриги, довольно нешаблонные персонажи, вызывающие сопереживание, сюжет, развитие которого интересно лицезреть и, собственно, конфликт двух мировоззрений. К неоспоримым плюсам также нужно отнести наличие каста на роли русскоязычных персонажей русскоязычных актеров и довольно живые их диалоги. С первых серий притягивает некий нейтралитет сценаристов по отношению к главным героям. Все они профессионалы, способные пойти на крайние меры ради достижения целей, поставленных своей страной. Но порой складывается впечатление, что силы для выдерживания нейтрального тона заканчиваются, и начинается клюква вроде расстрела без суда и следствия прямо посреди коридора то ли тюрьмы, то ли изолятора с крупным планом растекающейся по полу крови или предательства высокопоставленного сотрудника советской резидентуры «потому что так правильно» (в обратную сторону такое уже не работает). К концу сериала происходит постепенное смещение акцентов. Русские становятся преступниками и безжалостным зверьем, за которыми охотятся доблестные служители правопорядка из ФБР. За уши притянута какая-то невразумительная междоусобица внутри советской разведки с заговорами и убийствами, достойными бондианы. По тому, в финальной серии я готовился к самой неадекватной развязке, которую мог себе представить. Но стоит отдать должное шоураннерам, тут они справились весьма неплохо, хотя, как по мне, и загубили всю сюжетную арку с дочерью главных героев. В заключение хочу отметить, что сериал однозначно заслуживает просмотра, однако неспособность его создателей выдержать нейтральную позицию на протяжении всех серий все же не позволяет мне сделать рецензию зеленой. 8 из 10
Американцы. 1—4 сезоны Для затравки сообщу, что сериал был отрекомендован как достоверный нашим бывшим нелегалом в США Андреем Безруковым в своём интервью Брилёву. Поэтому его можно смотреть с общеобразовательной точки зрения всем, кто интересуется разведкой в широком смысле. С эстетической точки зрения сериал почти безупречен: исключительное внимание к деталям, воссоздающим своё время, идеальная выдержанность стиля в одежде и интерьерах, актёры достаточно привлекательны, но не чрезмерно красивы. Конфетка, а не визуальный ряд! Далее, все актёры, играющие русских, имеют русский язык, если не родным, то вторым, и говорят на нём бегло и с пониманием смысла. Это, конечно, небывальщина для американских фильмов о русских. Но основным блюдом сериала является экранизация представлений американцев о русских. Нужно сказать, что «министерство пропаганды» США пересмотрело основной идеологический вектор и для этого сериала представило новый миф о России, а также активно эксплуатирует существующие. «Не мы такие, страна — такая» В контексте сериала это означает показывать хороших в сущности русских шпионов (у них и дети, и любовь, и моральные мучения), которые прям вот обмануты тоталитарным режимом и поэтому вершат свои ужасные деяния над мирными гражданами Америки. Прямо сердце должно разрываться у зрителя, когда милейшая русская шпионка травит случайно оказавшуюся на месте операции бабушку-бухгалтершу или расстреливает водителя грузовика. «Загадочная русская душа» Американцы с трудом понимают этот концепт, хотя, вероятно, сами его и придумали, а ещё труднее для них передать его средствами драматургии. Приходится вкладывать в уста персонажей диалоги вроде: «Ты хочешь это сделать?» — «Да. Нет. Не знаю.» Или, например, так влюбить одну из героинь второго плана в противного горбоносого брюзгу-физика, что она готова своей жизнью ради него пожертвовать. «Бей своих, чтоб чужие боялись» Режет глаз намеренное противопоставление отношения «советов» к собственным гражданам и к американской перебежчице. Если последнюю бережно эксфильтрируют из США, то граждане СССР, предположительно, должны проходить все круги ада перед, после и во время пребывания в капиталистической стране. «Жизнь в нищете» На этой теме создатели оттоптались по полной программе, но, опять же, не без ляпов. Например, предательница получает какую-то разновидность довольствия в шарашке, куда её направили на работу вместо тюрьмы, тройным одеколоном, расчёской и капроновыми чулками. При том, что работникам шарашки сервируют кофе на рабочее место. Желудёвый кофе был бы более правдоподобным. Если оценивать первые 4 сезона, то создатели сдулись примерно в середине третьего. Но если кто-то хочет смотреть последующие, то осильте и четвёртый, т. к. большинство сюжетных линий сквозные.
В нынешний век, когда противостояние России и Америки вновь ставит мир в условия, напоминающие Холодную войну, и вновь начинается истерия американских властей по поводу «плохих русских» сериал «Американцы» (The Americans, 2013-н. вр.) просто поражает своей оригинальной и свежей идеей. Действительно, кому в голову могло еще прийти сделать главными героями американского телесериала советских (читай, российских) шпионов? В этом и есть особая ценность сериала — что такой нестандартный подход нашел отклик у зрителей, что вылилось в уже пять (вместо ранее заявленных трех) успешных сезонов и действительно огромную аудиторию благодарных зрителей, которые сделали проекту рейтинг, превратив сериал в один из самых успешных проектов последнего времени. Надо заметить, что сериал, который начинался в полу-комедийном ключе, все дальше уходит от своей первоначальной тональности. Теперь перед нами абсолютно серьезная и мрачная история, которая невероятно актуальна на фоне текущих мировых событий, даже пугающе актуальна, и от того следить за историей супружеской пары шпионов становится еще интереснее. В этот раз создатели намешивают еще больше проблем главным героям: еще более тяжелые задания, накаленная обстановка в мире, бушует война в Афганистане, ФБР еще плотнее взялось за розыск нелегалов, к тому же взрослеющие дети начинают привносить в семью очередную головную боль, вызванную первой влюбленностью и отношениями со сверстниками. Причем интересно наблюдать и за развитием персонажей: та же дочь главных героев становится более ответственным и серьезным человеком, которого, в принципе, при желании можно втянуть в работу родителей, но хотят ли они этого? Как объяснить своим детям, всю жизнь прожившим в США, что это не твоя родина? Как не сломаться, когда уже несколько десятков лет не видел своих родных? И как не сломаться, когда работаешь в такой жестокой конторе, верхи которой (по мнению создателей сериала) наводнили бессердечные циники? Сериал последовательно пытается ответить на все эти вопросы, выводя на экран новых персонажей (линия блудного сына здесь как нельзя кстати), преподнося героям новые проблемы и помогая нестандартными сценарными шагами их решать. За всем этим наблюдать действительно интересно, тем более, что сериал действительно «обрусел» с годами. Дело даже не в мелькающем здании Лубянки (штаб-квартира КГБ здесь появляется в кадре не реже главного офиса ФБР), изолятора Лефортово или правильно изображенной форме военнослужащих госбезопасности. Дело не только в практически чистом русском языке, на котором ветераны проекта уже научились разговаривать. Здесь есть место практически непредвзятому изображению советских реалий на пороге развала СССР, одна из центральных линий посвящена бывшему разведчику, который возвращается в Москву, чтобы занять должность следователя на Лубянке. В новом сезоне сюжетное ответвление, связанное с его жизнью в СССР, становится наиболее увлекательной частью повествования, ведь за этого парня действительно переживаешь и хочешь ему добра — насколько он честен, решать не нам, а вот то, что все его поступки являются добрыми побуждениями, заметно сразу. Новый сезон практически бенефис Косты Ронина в роли бывшего резидента, ставшего следователем. Нельзя, конечно, забывать про Кери Рассел, Мэттью Риза, Ноа Эммериха забывать никак нельзя, ведь они главные звезды проекта, но нельзя сказать, что они привнесли что-то новое — скорее, были хороши как всегда. Зато очень порадовал Фрэнк Ланджелла, раскрывший своего героя намного глубже, да и Олег Штефанко роль нового начальника героя Ронина сыграл не плохо (наловчился уже в Голливуде играть чекистов). Конечно, и в новом сезоне хватало «клюквы», но ее было заметно меньше, чем в прошлых. Не было головорезов-убийц из КГБ, не было несправедливых расстрелов чуть ли без суда и следствия, зато были сволочные црушники-шантажисты, коллоборцианисты (этот эпизод тоже оставил пищу для размышлений) и много, как бы это странно не звучало, русского патриотизма. Ведь и главные герои постепенно осознают, что «в гостях хорошо, дома лучше». Но чем обернется для них возвращение домой? Они этого даже не подозревают, и в этом и заключается главная драма всей истории… 8 из 10
Те кто высидел 5 сезонов, лицезрели, как милая пара разведчиков самоотверженно выполняет свой долг и стойко переживает житейские трудности. За 4 первые сезона динамично развивающегося шпионского сюжета, зритель с героями достаточно глубоко срастается, появляется доверительное восприятие персонажей. Элизабет воплощение женственности, а Филипп образец мужчины. Как можно не проникнуться симпатией к ним и всей их семье? Запомним. Первые 4 сезона работают на установление мощной эмоциональной связи между зрителем и главными героями… Что же мы видим в 5-м сезоне? В 5-м сезоне уже сформировавшиеся авторитеты транслируют по короткому маршруту (прямо в сердце зрителя) отношение к ключевым явлениям. Основной заряд очевиден, главные герои многозначительно молчат и немного оправдываясь, весь сезон отворачивают глаза, на прямой вопрос дочки: «Если Советский Союз такой хороший, почему он в кризисе и не может прокормить себя, закупает зерно у своего врага?». Действительно! Все сезоны мы видим изобилие и благополучие среднего класса америки в качестве декораций и ничего кроме чистого, холёного благополучия и изобилия с американской стороны мы не видим вообще. Тогда как декорации пред перестроечной Москвы естественно не такие позитивные. Итак, подведём баланс 5-ого сезона, стригущего купоны с первых 4-х, которые тоже клюква, но частично с экшен-сахаром. Перечислим самые яркие, ключевые моменты, с помощью которых в сериале формируется образ нашей стороны и американской. (буду использовать общие формулировки, чтобы не спойлерить) Наша сторона: - Кураторы главных героев имеют тёмное тоталитарное прошлое. - Главная героиня подвергалась насилию на родине. - Отец ГГ имеет тёмное тоталитарное прошлое. - Мать «честного» предателя родины ОБХСника отсидела «ни за что». - Американская предательница американской родины ходит по пустым Советским магазинам и жарит картошку под «полюшко поле»… (рыдал от смеха) - Православный священник — нескладный фрик. - Автомобили в Союзе красивые были только в журнале «Наука и Жизнь» и у дип. корпуса. - Постоянные разговоры о том, что вся страна выживает за счёт коррупции. - Кровавые советские палачи использовали биологическое оружие против, тогда ещё свободолюбивых стремящихся к демократическим ценностям, моджахедов. Здесь уж чья бы корова мычала, достаточно вспомнить выжигание вьетнамских лесов «агентом оранж» и повсеместное применение боеприпасов с обеднённым ураном в последних конфликтах с участием США. Американская сторона: - Американцы хотят накормить весь мир, а не убить сельское хозяйство Советского Союза. Им помогает предатель советской родины. - ФБРовец идёт против всех, чтобы ЦРУ перестало разрабатывать «честного» предателя Советской родины. - Пастор Тим, продвинутый протестантский священник, живущий по законам божьим и заботящийся о своей пастве. - Чтобы решить проблему с зубами, достаточно продать Советскую родину. - Капиталистическое «изобилие». ГГ своими руками собирают гуманитарную помощь Африке. - Заключительная душераздирающая сцена с доброй любящей убийцей и пособницей нацистов в оплоте демократии. Вроде всё ясно, наша сторона в абсолютном минусе и негативе, а американцы выступают в роли нейтральной окружающей среды и эталона нормы… Пояснения не требуются, все считать от минус 10 до плюс 10 умеют. Давайте ответим на то, чем нас хлещут по щекам в течение всего сериала, а конкретно на то, откуда взялся продовольственный кризис в СССР в 80-х. Для этого вспомним, что происходило со страной в конце прошлого века. А в стране в этот период произошло главное событие — народная собственность стала присваиваться частными лицами, это называется просто — контрреволюция. Вопрос: Как сделать так, чтобы советский народ не противился контрреволюции в стране и передачи народной собственности в частные руки? Нужно сделать три вещи. Первое, надо сделать так, чтобы советский народ ужасала собственная история. Поэтому на каждый период советской истории был сочинён ЧЁРНЫЙ МИФ, в 80-е их собрали все вместе и кинули в вентилятор, что самое примечательное и интересное, тиражировали их и распространяли почти все официальные советские издания… Кстати, этот фильм чуть менее чем полностью состоит из перестроечных и пост перестроечных чёрных мифов. (расстрелы всех и везде в советском государстве, повсеместные изнасилования, одна половина народа сидела, другая охраняла и тд. и тп.) Второе, народ надо соблазнить капитализмом. Как это сделать? Очень просто, один из основных механизмов соблазнения это Голливуд, нужно всего-то сделать его продукцию доступной советскому человеку. Вдумайтесь, в СССР строится целый завод по производству видеомагнитофонов. Видеомагнитофоны есть, а советского контента к ним нет, только вражеский. Все закадровые переводчики голливудских пиратских фильмов, это либо дети МИДовцев, либо дети КГБшников… Они все известны и их никто не щемит… Почти каждый голливудский фильм, это готовая агитка, тк показывают в них в основном жизнь тамошнего немногочисленного среднего класса, которая по уровню потребления обходит среднего советского человека… (но стоп, тема очень большая) Третье, заключительный аккорд, это усугубление дефицита, который имел место во второй половине 80-х… Когда становится нечего жрать, вспоминается сразу какой СОВок плохой (чёрные мифы) и какие кап. враги хорошие (голливудские агитки)… В конце 80-х существовала целенаправленная негласная политика, в результате которой по небрежению и целенаправленно уничтожалось продовольствие в больших количествах и это была именно политика, а не недостатки экономической системы. Уверен, вопрос продовольственного дефицита 80х годов ещё откроется с интересной стороны, но основная его причина, это конечно отход от коммунистической идеологии в хрущёвское время, вкрапление в социалистическую экономику капиталистических понятий и механизмов и как следствие мутация её в нездоровый гибрид… Тут как в анекдоте: либо трусы, либо крестик… Итак, суммируем, в 80-х произошёл не крах социалистической экономической системы, на что усиленно намекает нам этот вражеский сериал, в 80-х случилось внутреннее предательство части руководства страны. Перейдём к заключительному, самому эмоциональному моменту 5-ого сезона — эпизоду с бывшей нацисткой пособницей. Всем кто в этот момент прыснул слезой сочувствуя по раскаявшейся преступнице, хочу напомнить, как на самом деле обстояли дела с укрывательством нацистских палачей в оплоте демократии и кого на самом деле хотят отбелить такими слезоточивыми эпизодами… Имя им Легион: Ярослав Стецько — второй человек в ОУН/Б после Бандеры. За то время пока Стецько был во Львове и (по его словам) управлял им, было уничтожено около 7 тысяч человек. В 44-м нацисты создали УПА во главе которой, кроме прочих встал Стецько. После войны был председателем АБН и одним из главных лидеров ВАКЛ. Был на ужине в Белом доме, на котором присутствовали Р. Рейган (президент) и Дж. Буш-старший. Микола Лебедь — начальник службы безопасности ОУН/Б. На его счету истребление коренных русских, коммунистов и евреев. На нём тысячи уничтоженных противников нацистов во время войны и в послевоенный период. Тесно сотрудничал с ЦРУ. Проживал с 49-ого на территории Соединённых Штатов, там и окочурился. Виорел Трифа Чирила Чиунту Альфред Берзинс Стефан Хефер … и тд. «Ваша борьба — это наша борьба, ваша мечта — это наша мечта.» Р. Рейган Слова обращённые в зал, где сидит Я. Стецько и подобные ему. События на Украине сегодня, это их общая победа, а этот сериал, есть продолжение их общей Kampf. 1 из 10
Каждый раз сталкиваясь с фильмами: «во время противостояния СССР и США…» совершенно не хочется их смотреть, так как уже знаешь, что увидишь. И этот раз не исключение. Сталинград, водка, пирожки, насилие и все в том же духе. Почему, к примеру, во «Всех тяжких» Уайт встает на преступный путь? Понятно, денег ни на что не хватает, работа малооплачиваемая, с детьми проблема, а тут еще скорая смерть. В «Фарго» мотивы криминальных поступков тоже понятны. Там не проблем с представлением, поэтому все интересно. А тут что? Советский агент смотрит на американский флаг, слушает гимн и хочет перебежать, причем хоть и озвучивает цифру перебега в 3 млн., но дело оно оказывается в чем-то другом, — в гимне, я так понял. Вообщем мотивация сов. агентов тоже нелепа — их насилуют, издеваются и так заставляют служить Советам. Ну ладно, придумали что-нибудь взаимосвязанное, а не это древнее, перестроечное и уже избитое. Понятно, что стереотипы в сериале не обсуждаются, а следовательно конец сериала, как он на ТВ в США надоест, закончится тем же, что и в предыдущих фильмах: хеппи-эндом парочки путем перехода в «американцы». Отсюда и название оперы. 2 из 10
Смотрю фильм всё время с тягостным ощущением от безжалостности, с которой устраняются обычные люди, случайно или неслучайно оказавшиеся на пути этих попросту киллеров. Всё та же тема соизмерения интересов государства и ничего не стоящей рядом с этими интересами жизни одного обычного человека. Всё та же отвратная порода манипуляторов всех мастей. Наверное, смотришь сериал потому, что в этих шпионах есть странное сочетание человеческой любви к своим детям и нечеловеческих действий по отношению к другим людям, ставшим помехой в их задании. И ещё ожидаешь, а вдруг всё же с героями случится катарсис, вдруг с ними случится нормальная для человека рефлексия, и они осознают, что бесконечно и бессмысленно творили зло, прикрываясь высшим благом, а на самом деле одним большим заблуждением (в сцене ночью в мастерской со случайно зашедшей старой хозяйкой заведения всё об этом хорошо сказано). Вот хорошо бы, чтобы с их детьми ничего плохого не случилось, а они бы просто отвернулись от своих родителей с презрением — вот это было бы преступление-наказание по-христиански. Фёдор Михайлович всё это не зря придумал, написал, да и сам пережил, совершив по молодости неизмеримо меньшие ошибки.
Сериал рассказывает про двух агентов КГБ, засланных в Америцу еще в 60-х, глубоко законспирированных под американскую семью, живущих в пригороде Вашингтона с двумя детьми. На дворе 80-е, холодная война, президент Рэйган, гонка вооружений, за всем что случается в стране, фэбээровцы выискивают русский след, хотя советские агенты С тоже не сидят сложа руки, а во всю трудятся на благо родины и, к слову, весьма успешно. Почти во всем опережая американских детективов из ФБР и ЦРУ, Филип и Элизабет, а на самом деле Мишя и Надежьда, проводят свои миссии практически под носом нового соседа агента ФБР, попутно решая проблемы личного характера такие как любовь и доверие друг к другу… Сериал очень хорошо стилизован, все эти машины, одежда, как будто и впрямь смотришь фильм родом из 80-х. Интересно что постоянно ловишь себя на мысли, эх да, ведь это когда было?! В эпоху до-мобильных телефонов и до видео камер на всех важных объектах, именно поэтому героям удаются большинство их эскапад, а их лица запечатлены разве что художниками со слов очевидцев. Это сейчас все друг у друга под колпаком, тесты ДНК и прочее. Конечно не последнее место занимает отменная актерская игра и великолепный кастинг, забавно, что частенько на русских приглашают британских актеров, так и здесь Филипа воплощает британец Мэттью Рис, который поражает своей игрой и вызывает восхищение. Американка Кэри Рассел так же невероятно органична в роли идейной шпионки, постепенно начинающей проявлять чувства к своему «мужу». 8 из 10
В 80-е года между СССР и США происходила Холодная Война. Агенты КГБ Элизабет и Филипп вынуждены были обосноваться в США и много лет жить там под прикрытием. С виду обычная американская семья — муж с женой и двое детей, а на самом деле враги США. В фильме показано, что русским агентам тяжело давалась их служба, они находились в постоянном напряжении под страхом разоблачения, особенно Элизабет. Ведь на самом деле, это какую надо иметь выдержку и актерские способности, чтобы несколько лет жить бок о бок с агентом ФБР, ходить к нему в гости, пить вместе с ним пиво и ни одним мускулом не выдать себя!!! Также в фильме довольно отчётливо видна большая любовь к своим детям, страх за их судьбу. Дети понятия не имеют — кто на самом деле их родители и лучше бы, чтобы они и дальше оставались в неведении. Постепенно Элизабет и Филипп влюбляются друг в друга, это мешает им в работе, однако за развитием их отношений интересно наблюдать. Они, конечно, агенты контрразведки, но прежде всего они люди, которые умеют любить, боятся потерять близких людей, боятся за свою жизнь, и в конце концов мечтают жить обычной жизнью, не работая на государство и не выполняя очередные задания. Сериал интересен тем, что он не только о политике и конфликтных взаимоотношениях двух крупнейших государств, но и о любви и простых человеческих взаимоотношениях. Интересно, чем же закончится сериал. Разоблачат ли наших контрагентов, или же они с честью выполнят свой гражданский долг и вернутся на Родину с чистой совестью?? Будем надеяться на хороший конец. 9 из 10
Данный сериал содержит множество эпизодов. Я чуть-чуть приоткрою содержание лишь одного из них, и только лишь для того, чтобы объяснить свою мысль. Я уверен, что это нельзя считать спойлером: В одном из эпизодов, коварный замысел ЦРУ приводит к гибели 163 советских матросов. Инцидент вызывает сильный резонанс среди агентов КГБ на всех уровнях. В качестве акта возмездия, Центр санкционирует операцию по разоблачению и приданию огласке тайной деятельности ЦРУ по подготовке никарагуанских Contras. В ходе операции был убит один американский солдат, часовой на секретной базе. Критерием успешности в традиционной войне является, как правило, наибольшее число потерь живой силы твоего противника. Чем больше уничтожим вражеских солдат, тем быстрее закончится война. При этом, если нам удастся сохранить своих солдат, то война закончится с профитом в нашу пользу, что ещё лучше. В Холодной Войне всё было наоборот: американцы убили 163 советских матроса, испачкались в крови (моральная нагрузка), нанесли себе дипломатический ущерб (отношения с СССР), спровоцировали ответную реакцию. Русские, в то-же время, убили всего одного солдата, да и то, лишь потому, что он случайно оказался не в том месте, и, без преувеличения, сделали богоугодное дело, разоблачив преступную деятельность ЦРУ в Никарагуа. +200 к репутации. Чем меньше убийств ты совершаешь, тем более незаметными будут твои действия. Чем более незаметны твои действия, тем больше вражеских секретов ты сможешь похитить. Основной вывод: шпионская война, по своей природе и мотивации, абсолютно гуманна, по сравнению с войной традиционной. Давайте вести больше шпионских войн, и меньше традиционных… Вообще, от подобного произведения я ожидал чуть больше русофобии и чуть меньше объективности. Приятно удивлен. 10 из 10
Подражая успеху нашумевшей «Родины (Homeland, 2012) FX решилась на создание собственного сериала в новом формате — шпионского триллера «Американцы» (Americans, 2013), который неожиданно успешно себя показал, приказав себе долго жить — зрителю оригинальное решение создателей понравилось, и сериал был продлен еще на три сезона. И если второй сезон был несколько скучнее, то про третий, пожалуй, действительно стоит рассказать. В чем оригинальность сериала? В первую очередь она заключается в том, что главными героями сериала являются разведчики-нелегалы из легендарного Комитета госбезопасности СССР, а действие самого сериала происходит на закате эпохи величайшего государства в истории — Советского союза. Американцы в лице сотрудника контрразведки ФБР Стэна представлены добродушными и тупыми, русские в лице двух супругов-нелегалов из КГБ — хитрыми и скрытными. Если главные герои скрываются и всеми возможными способами пытаются скрыть, кем они являются, то этот самый Стэн при первой же встрече раскрывает свою ведомственную принадлежность, хотя этого контрразведчику делать нельзя. Но это было в первом сезоне. Третий сезон успешного сериала никак не сбавляет обороты — парочка шпионов работает по линии войны в Афганистане, а на фоне основной шпионской сюжетной линии разворачиваются довольно тяжелые второстепенные линии их отношений между собой, со своей семьей, у ФБРовца Стэна тоже возникают свои проблемы в семье. Проблема выбора главных героев между США и Советским союзом вспыхивают с новой силой, появляется еще одна очень интригующая шпионская линия — попытка Стэна спасти свою любовницу от расправы в СССР. Эта линия дополняет сериал, заставляет его играть новыми красками, делает интересней, создает двойное дно. Кроме того, сюжетная линия взаимоотношений супругов-шпионов со своей взрослеющей дочерью выходит на новый уровень и делает серьезную заявку на четвертый сезон, который обещает быть ничуть не хуже. Актерский состав «Американцев» я нахваливал и раньше. Кери Рассел и Мэттью Риз в роли русских шпионов становятся все более и более органичными, с каждой новой серий все плотнее сливаясь со своими образами (а ведь прошло уже 3 сезона!), Ноа Эммерик в роли сотрудника ФБР Стэна тоже выглядит очень органично, Аннет Махендру и Элисон Райт в этом сезоне выдают более проникновенную и трагичную игру, Коста Ронин в роли высокопоставленного сотрудника американской резидентуры КГБ неожиданно перебирается в строй главных героев, и делает это уверенно. Сейчас его основным экранным партнером является Эммерик, и он проигрывает Ронину. Конечно у «Американцев» остаются определенные минусы — например, очень уж странную подготовку шпионов показывают в флеш-беках в воспоминании Филиппа в одной из серий, и некоторые сценарные идеи касательно непонятной американскому мозгу касты чекистов выглядят настолько странно, что возникает впечатление, что конкретно этот эпизод в сценарий вписал сумасшедший сценарист «Солт» Филиппа Нойса. Но вместе с тем, очень радует стильный визуальный ряд, насыщенная картинка, наконец-то правильно показали форму сотрудников КГБ — следственный изолятор Лефортово там действительно был показан весьма реалистично, как из следователи госбезопасности. Из полукомедийного сериала «Американцы» превращаются в серьезнейший шпионский триллер, обещающий зрителю еще более серьезные сюжетные повороты в будущем, все начинает развиваться еще более стремительно, а взаимоотношения между нелегалами КГБ и их же оппонентом из ФБР грозят выйти на новый, неожиданный уровень — это та самая оригинальная сюжетная линия, развязки которой уже давно ждет зритель, ну а пока создатели нас радуют теми невероятными событиями, которых в третьем сезоне уже в избытке. 8,5 из 10
Лично мне в сериале не понравились штампы и предрассудки, фантастическая неправда в стиле резуновско-суворовской клюквы. Чуть подробнее. Вниманию зрителей представляются русские шпионы, бездушные киборги, а в быту семейная пара с приемными детьми под прикрытием. Очень круты, безжалостны, превосходно обладают навыками китайско-индийской рукопашки, идеологически выдержаны, особенно дама, добывающая секреты в основном через постель. Правда паренек периодически неуместно взбрыкивает на предмет подороже продаться капиталистическому раю, но натыкается на ледяную стену непонимания своей коллеги, которую сначала неубедительно ревнует, а потом так же неубедительно любит. Несмотря на всю крутизну нарушаются все мыслимые нормы поведения, конспирации и принятия решений. Эти киборги — бездушные машины, такие же как и их бывшие учителя. Советский Союз в лице кураторов, генералов и наставников этих киборгов являет собой ожидаемую империю зла, со звериным оскалом, терроризирующую белую и пушистую Америку. Не удивлюсь, если в конце концов стойкая мадам-киборг или ее муж впитает-таки в себя американские ценности и сбросит «оковы коммунизма». 2 из 10
Буквально проглотила два сезона. И это я — человек крайне занятой! Просто-таки забросила дела, по крайней мере — домашние. Ну вот, выдохнула, огляделась, пора рефлексировать. Очень хороши актеры, причем все без исключения. В некоторых сценах от убийственного взгляда Кери Расселл душа уходит в пятки! Прямо медуза Горгона. Море обаяния — Мэттью Риз. Из прочих — Марго Мартиндейл. Трудновато, конечно, слушать русскоязычных персонажей. Это единственный серьезный минус, который, конечно, заметен только русскоязычному зрителю. Острую жалость вызвали у меня главные герои. Как же хочется для них простого человеческого счастья! Но понимаешь — не будет этого, не суждено. Это люди войны и люди на войне. Тогда как агенты ФБР, их антагонисты в сериале — только люди на войне. Всегда поражала меня «работа под прикрытием». Наверное, особенно после «Бешеных псов» Тарантино. Как это возможно? Как жить годами под чужой личиной, не сходя с ума? Наверное, забываешь себя прежнего? Какова мотивация такого служения, на которое уходит вся жизнь? Как можно к этому подготовиться? Как можно завести детей? — нет у меня ответа. Но, любезный зритель, составь свое мнение сам. Смотри этот сериал. Восхищайся высоким классом американского кинопроизводства. Завидуй. 10 из 10
Второй сезон сериала «Американцы» оказался гораздо слабее в плане саспенса. При этом пострадала и драматическая линия. Герои как будто примирились с тем, что связи на стороне — для них данность. Их семейный быт устоялся. Зато теперь у них возникают проблемы с дочерью, которая в 14 лет начала поиск своего места в жизни — и пришла к выводу, что он в Церкви. К тому же, сценаристы решили второй сезон сделать детективным — на протяжении всех серий зрителя будет мучить вопрос — кто убийца?.. Развязка окажется неожиданной. В целом, сериал продолжает начатые в первом сезоне линии. Центр жестко ставит проблему перед теми, кто находится на переднем краю противостояния — и ведет по сути дела боевые действия в тылу врага. Парочка засланных агентов КГБ выдают себя за добропорядочных коренных американцев, и им это удается с успехом. Даже сосед, агент ФБР со стажем, ничего не подозревает. При этом создатели сериала стараются привязать вымышленные обстоятельства к реальным — второй сезон намекает на прототип интернета, повествует о невидимых самолетах «Стелс» и компьютерной программе «Эхо», призванной увязать всё воедино. В общем, холодная война в самом разгаре. И хотя мы знаем, чем все закончится (что Советский Союз ее проиграет и развалится), все равно — болеем «за наших». Американцы, конечно, удивительная нация. Представьте себе, что у нас сняли бы сериал про американских шпионов, которым зрителю предстоит сопереживать. Это, в принципе, невозможно. Хотя была серия старых советских фильмов с Михаилом ЖЖеновым в главной роли о «судьбе резидента». Но там главного героя довольно быстро ловят и перевербовывают, после чего он начинает работать на СССР. Может, по этой причине, но мне все время казалось, что главных героев сериала «Американцы» тоже ждет перевербовка. Но пока что — вот уже два сезона — они сохраняют верность Родине, точнее — СССР. Хотя американский образ жизни им нравится — собственный дом, новая машина, доступная техника и красивая одежда. Но они не питают иллюзий — все это «общество потребления» создано врагом и врагом же насаждается, чтобы искусить советского человека. Вообще, силой духа этих людей восхищаешься. И одновременно недоумеваешь — какой низкой эмоциональностью нужно обладать, чтобы переживать такие моральные страдания и постоянный стресс, и при этом оставаться в строю. Если верить сериалу, главное оружие шпиона — секс и наука соблазнения. Главные герои пользуются «любовью» запросто и очень умело — чтобы подчинить себе людей и заставить их выполнить нужную задачу. Конечно, они вооружены не только сексом. В ход идет и запугивание, и убеждение, если кто-то упрямится — его могут и убрать. «Американцы», несмотря на то, что второй сезон вышел куда более слабым, несомненно остается одним из лучших драматических шоу со сквозным сюжетом на телевидении. Слабый момент — это, конечно, изображение русских. Все русские актеры, играющие наших кгбэшников из посольства, второсортные. За исключением, пожалуй, появившегося во втором сезоне человека по имени Коста Ронин — так его зовут, скорее всего, это творческий псевдоним. Вот сидим мы на диване и смотрим кино о шпионах, а они там, на передовой, прямо сейчас, воюют за нашу страну. Те, кого не сдали во время последнего шпионского скандала. Не хотел бы я оказаться на их месте. Пожалуй, это одна из худших работ на свете. Третий сезон уже снимается телеканалом FX… Буду с нетерпением ждать. 8 из 10
Невероятно успешный сериал «Родина» (так же переведенный нашими переводчиками как «Чужой среди своих») возродил былую популярность и моду на шпионские сериалы, очевидным доказательством чего является сам факт выхода еще одного любопытного шпионского проекта, практически прямого аналога вышеназванному триллеру, который похож не только в сюжетном плане, но и даже набором центральных персонажей. Удалось ли создателям нового сериала превзойти конкурентов — вопрос очень спорный, но оба сериала представляют собой весьма достойные ознакомления и внимания проекты, которые заслуженно можно назвать лучшими американскими теле-фильмами. И сейчас я говорю конкретно о первом сезоне нашумевшего сериала «Американцы» (The Americans, 2013—2014), который мне недавно довелось посмотреть. Итак, «Американцы» — весьма интригующий шпионский триллер о борьбе двух крупнейших спецслужб во времена самого громкого «шпионского» конфликта в современной истории — в Холодной войне где знамя противоборствующих сторон несли соответственно КГБ и ФБР. Сам создатель сериала — автор сценария, продюсер и основной идейный вдохновитель — никто иной, как бывший офицер ЦРУ Джо Вайсберг, вдохновленный успехом телесериала «Родина» и собственной ностальгией по Холодной войне, когда противники знали друг друга в лицо. Это была тайная война, но война с четко противопоставленными друг другу силами, а не война с невидимыми дикарями и варварами, коих американцы видят в террористах. «Американцы» — это, смесь «Родины» и «Малавиты», рассказывающая о подрывной деятельности агентов-нелегалов из КГБ на территории Америки. И от этих двух вышеназванных проектов сериал взял все самое наилучшее. Что общего у сериала о Холодной войне может быть с сериалом о борьбе с терроризмом? На самом деле, многое. Начиная от сюжета, грамотно разделенного и уделяющего внимание обоим противоборствующим сторонам (где главным вопросом становится не «кто предатель», а «кто кого перехитрит») и заканчивая основным набором персонажей. Конечно, сюжетная идея с парочкой шпионов, выдающих себя за супругов весьма оригинальна и выгодно отличает фильм от своего главного конкурента (но очень напоминает «Малавиту», где семейка преступников скрывалась под защитой ФБР), и тот сюжетный поворот с соседом-контрразведчиком из ФБР добавляет ситуации комичности, но сам сериал дурацким или смешным далеко не кажется, хотя атмосфера здесь более расслабленная, чем в той же «Родине». Это, конечно, триллер, но с элементами комедии. Тут же стоит сказать и о центральных актерах, которые со своими ролями справляются очень даже прилично. Это два агента КГБ с одной стороны (Мэттью Риз и Кери Рассел) и два оперативника из контрразведки ФБР (Ноа Эммерик и Максимилиано Эрнандез). Достаточно интересный тандем противоборствующих сторон, все актеры справляются со своими ролями достаточно хорошо, а от того интрига вокруг их игры в кошки-мышки постоянно возрастает. Есть и здесь небольшой минус, но о нем будет сказано позднее. Шефа резидентуры КГБ великолепно играет Лев Горн, его ближайший оппонент и аналог из ФБР — такой же яркий персонаж Ричарда Томаса. Есть тут и симпатичная Аннет Махендру в средненькой роли двойного агента, и Олек Крупа в роли высокопоставленного генерала КГБ, и Марго Мартиндейл в роли вредного куратора главных героев (типичная вредная толстая русская бабка с сигаретой в зубах). Кстати, на мой взгляд, она не очень хорошо вписывается в эту пеструю кампанию шпионов по разную сторону баррикад. Но в общем актерский состав здесь подобрался весьма сильный, и это проекту идет только на пользу — особенно это касается Эммерика и Риза. Минусов в сериале, так или иначе затрагивающем Советский Союз, тоже достаточно, хоть здесь они и мелкие. Во-первых, Кери Рассел в образе русской шпионки несколько смехотворна и не так убедительна, как та же Клэр Дэйнс в роли сотрудницы ЦРУ из «Родины». Да и тот же Мэттью Риз в роли нелегала из КГБ намного правдоподобнее выглядит. Во-вторых, эта русская речь с диким американским акцентом временами раздражает. А в-третьих, присутствуют и фактические ошибки вроде постоянно неправильно изображенной формой КГБ (один раз полковнику Жукову даже погоны умудрились пришить задом наперед), а это уже совсем не серьезно для проекта такого уровня, пусть и телевизионного. И тем не менее, «Американцы» — это действительно яркий шпионский сериал, достойный конкурент блистательной «Родине», прямой ее аналог, посвященный Холодной войне, который просто обязан продолжаться, и скоро это подтвердится еще одним, как я надеюсь, успешным вторым сезоном. 8 из 10
Всё в этой жизни имеет свои последствия. Словно те следы, которые мы оставляем по жизни сталкиваясь с чужими судьбами и жизнями. Вот почему даже после окончания второй мировой войны, как таковая война не завершилась. Ведь каждая из сторон (даже союзники) увидели то, на что способны другие и это породило явление холодной войны, которая стала темой для огромного количества фильмов. Вот и создатель данного сериала Джо Вайсберг казалось бы возвращается к давно исследованной вдоль и поперёк теме, но представляет её с абсолютно иной стороны. Говоря откровенно, данный сериал можно смело назвать не просто самой яркой новинкой сезона, но и однозначно одним из сильнейших сериалов современности, который не смотря на это умудрился остаться в тени многочисленных наград и номинаций. Но от этого сериал не становится хуже, а скорее наоборот. Ведь в первую очередь сериал впечатляет своим правильно выбранным направлением. Не стоит ожидать от сериала огромного количества экшна, насилия, трупов и зрелища с максимальной разрушаемостью. Создатели ленты представили это самое зрелище в малом количестве и менее «поп-корно». Тем самым словно отражая сам дух холодной войны. Где основные действия протекали не за перестрелками с морей трупов и разрушений, а скрытно от посторонних глаз и возможно даже анти динамично. Именно это в полной мере раскрывает сам дух того времени. В том числе и то, насколько убедительно создателям ленты удалось отразить атмосферу Америки того времени. Где отсутствие ярких красок и сугубо радостной жизни компенсировалось абсолютно серыми оттенками буквально по всюду. Как в визуальном окружении, так и в настроении самих американцев. Создатели ленты отлично отразили тот страх перед третьей мировой войной, который летал по обе стороны баррикад. Я всегда считал, что на войне нет ни плохих, ни хороших. Ведь и те и другие унесли огромное количество жизней и совершали ужасные поступки. Всё дело лишь в субъективизме. Ведь если для французом Наполеон — великий полководец, то для нас тиран, а если Сталин был для нас «всем», то для Американцев был безумцем вызывающим опаску и тревогу за собственную жизнь. Вот и сколько фильмов я не видел про холодную войну, их всех объединяло одно. Субъективизм. Американцы показывали, что плохие — русские. Русские же, что плохие — американцы. Этот сериал подкупает же тем, что в нём нет стандартного разделения на черное и белое, добро и зло. Всё абсолютно серое. В связи с чем, к правительстве США и СССР того времени относишься абсолютно одинаково, то и дело метясь между симпатией и антипатией. Саму остроту конфликта создатели сериала отразили великолепно и сериал выигрывает еще и тем, что сама история развивается на фоне весьма интересных семейных отношений двух главных героев. Ведь с одной стороны, они агенты КГБ, которые выполняют свои задания и играют роли. С другой же стороны, им нравится американский образ жизни, они любят свои семьи и друг друга. Каждая серия сериала испытывает их на прочность и пытается определить, к какой стороне их тянет и склоняет больше. В кое то веке проект про холодную войну впечатляет нисколько политические интригами и тому подобными шпионскими страстями, а обычными судьбами обычных людей, которые в один момент могут превратится из пешек в ферзей, а порой и вовсе наткнутся на противоречивый шах и мат. Однозначным достоинством сериала можно считать и роскошный актерский состав. После долгого простоя в малоизвестных проектах, Кери Рассел триумфально возвращается к высшую лигу в прошлом году и однозначно роль в данном сериале я считаю лучшей в её карьере. Кери еще никогда не играла настолько противоречивый и глубокий драматический образ. Впечатлил и Мэттью Риз, к которому я проникся просто огромной симпатией. Ибо Мэттью не просто очаровал своей яркой харизмой, но и создал весьма естественный образ. Словно на экране настоящий человек, а не актер. Ноа Эммерик отыграл пожалуй классического, но безусловно впечатляющего агента ФБР. Собственно как и Марго Мартиндейл, которая оставила пожалуй самое сильное впечатление по сравнении со всеми остальными актерами. Ведь её персонаж получился безумно интересным. Визуально она создаёт образ очень расчетливой и двуличной женщины, но на самом деле скрывающей свою доброту и преданность своим людям. Персонаж которого можно ненавидеть по сути, но к которому проникаешься безусловной симпатией и уважением. Ну и естественно пленила душу и Аннет Махендру. Пожалуй если даже и не игрой, то безумным очарованием и невероятной привлекательностью. 10 из 10 Американцы — это не просто самая яркая сериальная новинка сезона, но и однозначно один из самых сильнейших сериалов современности. Вне зависимости от того, получил ли он достойное признание и награды, или нет. Так как настолько сильного и интригующего взора к теме холодной войны еще не было ранее.
Не так давно был закончен второй сезон сериала «Родина», в котором была затронута одна из любимых тем в кинематографе — шпионаж. Успех «Родины», похоже, оставил неравнодушными не только обычных зрителей, но и создателей сериала «Американцы», где тоже, хоть и немножко в другом направлении, раскручивается тема шпионов. И если реалии 21 века, в «Родине», заставляют бороться или «бороться» (кому как удобнее считать с идеологической точки зрения) американцев с исламистским миром, то в «Американцах» действие разворачивается в конце 20 века, в пиковую фазу холодной войны между США и Советским, но не светским союзом. Перед нами фейковая семья шпионов под прикрытием, пытающаяся выведать оружейные секреты американцев и предотвратить, как они думают, настоящую горячую войну. Казалось бы, простой и незамысловатый сюжет, но интерес в сериал привносят нерадужные события — убийства с той и другой стороны. Филипп и Елизабет — представители Советского Союза, убежденные патриоты, которые слишком тесно и удобно вбуравились в приятные условия американского рая. Они уже начинают понимать, что они лишь верхушка айсберга в хитрых комбинациях двух стран, которым по большому счёту нет дела до своих агентов, лучше всего это понимает Филипп, предлагающий Елизабет забросить всё к чертовой матери и уехать, залечь на дно. Но она слишком патриотка, или идиотка, это покажут события второго сезона, в общем всё как-то трещит по швам, в том числе и брак. Изначально, как и говорилось выше, семья была фейковой, но люди притираются, у Филиппа и Елизабет появилась иллюзия настоящего брака, который не возможен при условиях работы этих двух людей… События развиваются таким образом, что на первый план в сериале проступает тема предательства, причем предательства всеобъемлющего: мужа жены, государства граждан, реального желаемым. «Американцы» говорят, что правды нет, нигде, ни на какой стороне, а выбор стороны определяется совокупностью различных мелких и больших обстоятельств. Что, кстати, и пытается объяснить Филипп своей Елизабет. Особенно интересно наблюдать за тем, как представлены русские в сериале. Слава богу, ничего ужасного, на мой взгляд, замечено не было. Единственно, что смутило и выбило из достоверности происходящего — русские, говорящие с чудовищным американским акцентом, старая беда и проблема американского кинематографа с участием русских. Не понимаю, что мешает нанять на озвучание настоящих носителей языка. Вторым моментом, заставившим немножко покорёжиться моё чувство взаправдошности происходящего на экране — странные и нестыкующиеся обстоятельства. Например, совершенно карикатурная кураторша Филиппа и Елизабет — Клодия, толстая тётка с сигаретой в зубах, которая что ни слово — то сентенция и нравоучение. Ну и третий момент, который трудно представить в настоящей шпионской жизни: проживание шпионов и того, кто за ними гоняется, по соседству, причем явная симпатия второго к первым вообще заставляет порой улыбнуться и немножко прикрыть глаза на происходящее, зачем портить удовольствие от сериала. Резюмируя всё сказанное выше, можно сказать, что любого из нас делают обстоятельства, в которых мы находимся, и место, где мы живём. В конце первого сезона я стала понимать, что главные действующие шпионы — вполне себе акклиматизировались и станут-таки американцами. Должны стать. в настоящей жизни. Такова логика событий.