Блиндаж
- 21 июн 2014
«Блиндаж» — неоконченная повесть Василя Быкова. Видимо, за слово «неоконченная» и ухватились создатели одноимённого сериала, увеличив количество персонажей и событий в несколько раз по сравнению с оригиналом. Как итог, трёхчасовой сериал вместил в себя все популярные штампы о войне — и гонения, а потом расстрел евреев, и самоуправство полицаев, и безжалостность немцев, и суровость партизан, и споры о советской власти, и многое другое. При чём, каждый из полсотни персонажей (хотя у Быкова их наберётся только с десяток), настолько типичный и «классический», что на это просто скучно смотреть. И сдобрено всё этой историей любви в худших традициях сериалов — возвращающийся к главной героине (и первой, если верить происходящему на экране, девке на деревне — уж больно много у неё «ухажёров»), вскоре «всё понимающий», и её чувства к раненому русскому офицеру. Слишком уж «дешёво» всё это выгладит, поверхностно и предсказуемо. В попытке впихнуть всё вышеназванное в один непродолжительный сериал, связать воедино и при этом стараясь всё-таки не слишком далеко отойти от сюжета оригинальной повести, создатели забыли о достоверности и логичности происходящего, что, к сожалению, сплошь и рядом встречается в подобных конъюнктурных проектах. Вот и получается, что в деревне остались только евреи, полицаи и Серафима, что блиндаж, откуда постоянно доносится шум, находится рядом с церковью и подбитыми танками, но совершенно никого не интересует (кстати, эти самые кадры «церковь и танки» просто коробят своим безвкусием и заштампованностью). Отдельно стоит сказать о языке, на котором говорят герои — эти коверканья русских слов русскими актёрами так же далеки от «трасянки» как Земля от Солнца. Список вот таких вещей, режущих и слух и глаз, можно ещё долго продолжать — но это, к сожалению, и есть сериал «Блиндаж». А ещё более неприятно, что сделали этот сериал из душевной, глубоко человечной повести, тонко раскрывающий души героев, точно передающей суть войны глазами простых людей, таких, как мы с вами. И вроде бы, вопросы, подымаемые создателями сериала, и вечные, и правильные, но подымаются они уж очень ужасно. 6 из 10
«Блиндаж» — один из удачных примеров сотрудничества российской кинокомпании («Фаворит Фильм») и главной киностудии Беларуси, при участии которой он был создан. Как удалось узнать, съёмки фильма происходили в период августа — сентября 2011 года под Минском при сотрудничестве специалистов России и Беларуси. Как известно, картина поставлена по одноимённой незаконченной повести Василя Быкова. Раненный капитан Красной Армии, немецкий дезертир-антифашист, отчаянный идейный райкомовец, еврейский фотограф и простая белорусская девушка Серафима — казалось бы, что может быть между ними общего? Война объединяет несовместимое, и в стремлении к жизни и правде они готовы бороться с врагом не задумываясь о том, как сложится их будущее. Произведения белорусского классика всегда отличались сложностью образов и неоднозначностью окружающей обстановки. Так и в этом фильме многие герои не являются полностью положительными или отрицательными персонажами, показана неоднозначность отношения, как к былой советской власти, так и новой немецкой власти. Большой плюс фильма — отличная игра актёров. Довольно интересно и необычно было увидеть в этом фильме в столь серьёзном образе Ирину Рахманову, поскольку мне она больше известна по лёгким и комедийным ролям. Справилась она со своим образом Серафимы очень хорошо, поскольку выглядела настоящей жительницей белорусской деревушки. Интересно, что сейчас эта актриса снимается в другой киноленте «Батальон смерти», также посвящённой одному из важных эпизодов в белорусской истории — сражению под Крево в годы Первой мировой войны: когда под командованием женщины-поручика Марии Бочкаревой женский батальон воевал наравне с мужчинами. Колоритный и живой образ идейного партийца создал Алексей Шевченков. Фильм очень интересный и захватывающий, все четыре серии смотрятся как одна, а после просмотра его сюжет надолго остаётся в памяти и хочется ещё не раз его посмотреть — что является для меня одной из главных заслуг для любой киноленты. Жаль только, что на телевидении этот фильм не показывают, а жаль — ведь это не просто военный фильм, эта картина — о людях на войне. Именно такие фильмы нужно смотреть по чаще. 9 из 10
«Блиндаж» снят по мотивам незаконченной повести Василя Быкова, одного из самых сильных и наиболее правдивых прозаиков, посвятивших своё творчество теме Великой Отечественной войны. Не берусь судить, насколько содержание повести близко к сюжету данной картины, поскольку с первоисточником Вас. Быкова не знаком. Но то, что быковские интонации в фильме хорошо очерчены и легко узнаваемы — за это можно ручаться. Приятной неожиданностью для меня стал сам факт выхода хорошего и качественного фильма о Великой Отечественной войне, ведь не секрет, что в последнее время выпускается масса всевозможных не выдерживающих критики поделок на темы войны 1941—45 гг. «Блиндаж» тоже начинаешь смотреть с известным скепсисом, но постепенно всё больше и больше втягиваешься в киноповествование, понимая, что искренне сопереживашь героям, что герои эти настоящие, а сам фильм не фальшив, не навязчив, не натянут, а как будто бы выхвачен из реальной жизни. Дорогого стоит! Начинается всё с трогательной и душевной народной песни «Рано-рано говорила яблунька», рефреном пронизывающей все четыре серии фильма. Кстати, я был немало удивлён, узнав, что эта песня, исполняемая в саундтреке «Блиндажа» Ксенией Тимчук, на самом деле является украинской, а не белорусской. Как бы там ни было, мелодия песни задаёт настроение и атмосферу всего фильма… Итак, главная героиня картины — простая деревенская женщина по имени Серафима (эту роль с блеском исполняет Ирина Рахманова). По белорусскому селению Любаши, в котором живёт Серафима, в июле 1941-го прокатывается своим беспощадным катком Война. В поле за окраиной села происходит ожесточённый кровавый бой. Под натиском немцев войска Красной армии вынуждены отступить. Капитан Хлебников (Игорь Хрипунов), настоящий герой без страха и упрёка, потерявший от взрыва снаряда зрение, приходит в себя, когда бой уже откатился на восток и вокруг него никого, кроме убитых, нет. Другой персонаж — ефрейтор медицинской службы армии вермахта Хольц (роль исполняет немецкий актёр с очевидными русскими корнями Константин фон Ящерофф). В обязанности последнего входило вытаскивать раненных с поля боя, но капрал, которого Хольц посчитал мёртвым и не вытащил, оказался жив, что подвело юного солдата под трибунал. Чтобы избежать расстрела, Хольцу приходится дизертировать. Ещё один колоритный герой фильма — райкомовец Демидович (Алексей Шевченков), прожжённый коммунист, которому трудно смириться с тем, что приход немцев отнял у него властные полномочия. И все эти три человека — Хлебников, Хольц и Демидович — такие абсолютно разные, но вынужденные ввиду обстоятельств собраться под одной крышей, отсиживаются в блиндаже, найденном капитаном. Живущая неподалёку Серафима в поисках пропавшей коровы случайно набредает на блиндаж. Женщина самоотверженно помогает раненному капитану и двум его товарищам по несчастью. Но постепенно за Серафимой устанавливают слежку местные полицаи братья Пилипенко. А вскоре в Любашах появляется и Казимир (Сергей Угрюмов) — бывший жених Серафимы, ставший уголовником и выпущенный из советской тюрьмы немецкими войсками… Отдельной и важной составляющей 4-серийного «Блиндажа» является тема Холокоста. Белорусские земли, как известно, в значительной степени были населены евреями. Жила еврейская община и в Любашах. Сюжетная линия фильма, посвящённая этой теме, на мой взгляд, получилась очень яркой и убедительной. Сцены уничтожения представителями «высшей расы» и их приспешниками полицаями евреев показаны в картине настолько натуралистично, что вызывают не только сильный шок, но и… такие сцены просто невозможно смотреть без слёз даже уравновешенному мужчине, а про более эмоциональных по натуре женщин я совсем промолчу. Самая трагическая фигура во всей этой истории — глава еврейской общины Нохим (Евгений Князев), на долю которого выпали наиболее тяжёлые испытания. Помимо своей замечательной атмосферы и заложенной в сюжете интриги, «Блиндаж» также очень хорош актёрскими работами. Даже на общем высококачественном исполнительском фоне ярким бриллиантом выделяется игра Ирины Рахмановой — совершенно блестящая работа, которой я искренне аплодирую! Её Серафима — настолько простая, настолько белорусская, настолько сельчанка, что трудно даже ассоциировать последнюю с молодой современной актрисой, воплотившей образ Серафимы на экране — я, например, так и думал, что главную роль в фильме исполняет настоящая жительница из полесской глубинки! (Как можно столь достоверно довести белорусскую речь и говор, не будучи белоруской, совершенно непонятно.) Очень убедительным, на мой взгляд, получился Демидович, вызывающий откровенное неприятие фанатичный коммуняка-номенклатурщик. Как всегда, на высочайшем уровне сыграли свои роли известные исполнители Сергей Угрюмов и Евгений Князев. Само собой, есть у мини-сериала и свои минусы. Возможно, не слишком убедительна сцена боя у села. Или слишком много полицаев для Беларуссии. Или, например, можно бросить создателям упрёк в том, что они показывают полицаев исполнителями расправы над евреями, тогда как подобное являлось прерогативой войск СС. Но ведь всё это, по большому счёту, не принципиально, суть фильма в другом. Вдумайтесь в сухие цифры статистики: во время Великой Отечественной войны погиб каждый четвёртый житель Белоруссии (!). «Блиндаж» — ещё одна иллюстрация, и весьма убедительная, к теме героической борьбы народа с фашистскими захватчиками. Именно об этом рассказывает картина, и именно об этом писал Василь Быков. Каждый фильм оставляет о себе какие-то наиболее врезавшиеся в память моменты, воспоминания. Две ассоциации, которые прежде всего вызывает лично у меня «Блиндаж» — это сцена с евреями и песня, та грустная песня, рефреном проходящая через всю картину: «Рано-рано говорила яблунька из своими яблучками рано-рано…» 8,5 из 10
К сожалению, первая моя рецензия на этот минисериал по техническим причинам сайта оказалась «убитой», о чём я не то, что жалею- горюю… Ушёл тот эмоциональный порыв, высохли слёзы (да-да!) на глазах от просмотра этой тяжёлой и глубоко драматичной картины (не хочется называть её сериалом- уже не тот уровень!). Но, остыв и успокоившись, я всё так же считаю её лучшей отечественной военной драмой, снятой за последние 20 с лишним лет. И предыдущие работы её создателей («Наркомовский обоз», «Вольф Мессинг») ни в какое сравнение с ней не идут. Остаётся только порадоваться их стремительному творческому росту. Ну и, конечно же, по произведениям великого белорусского писателя Василя Быкова плохое кино снимать просто невозможно- Бог и частица его в нашей душе, совесть, не позволили бы… «Блиндаж» снят в скупой, традиционной киноманере, без каких-либо новомодностей и изысков, как говорится, на жёстких стыках, что придаёт ему большей достоверности и жизненности, не отвлекая зрителей от главного на операторские ухищрения. Единственно, как мне показалось, стоило бы «укрупнить» некоторые планы главных героев, и прежде всего Серафимы (она того в высшей степени заслужила!). Это было бы тоже в лучших традициях нашего кинематографа- дать характерному (ударение на второй «а») актёру во весь кадр и не за секунды «поиграть лицом», показать глубину переживаний. Но… может, здесь это было бы чрезмерным? Не знаю. Спорно. Актёрская игра в «Блиндаже» тоже на высшем уровне. Характеры главных героев раскрыты объёмно и полно (главное спасибо- самому классику Быкову!). Хотя всё же немецкий «ботаник»-дезертир и суматошно-сумасбродный партийный функционер выглядят чересчур типажно, даже в чём-то карикатурно… Ну а сама белорусская девушка-крестьянка Серафима в исполнении Ирины Рахмановой… У меня просто нет слов, чтобы описать этот образ, эту роль. Перед нами самая настоящая белорусская Святая (не спроста, наверное, и имя ей дадено божественное, небесное). И лучше, чем её сыграла Рахманова, просто невозможно сыграть: дальше либо сумасшествие, либо нарочитость. И где же её награды? Ну а музыка, во многом основанная на горестных, протяжных белорусских песнях, просто сжимает сердце как в кулаке, до тех пор, пока из него не засочится кровь, а из глаз- слёзы. Композитор и музыкальный редактор истинно прониклись темой. Отдельно хочется похвалить картину и её творцов за красоты натуры- за прекрасную, «экологически чистую» природу совсем небольшой съёмочной площадки. Да, такое сейчас, наверное, увидишь только в Белоруссии, и то в редких местах. Тут уж явно постарался «Белорусьфильм». Ну а как тут обойтись без активно разрабатываемой современным кинематографом темы Холокоста? Евреев-то в Западной Белоруссии издавна жило великое множество. Вот в сериале и показали, с каким садизмом и жестокостью фашисты сводили это множество к нулю (фотографа заставили снимать, как убивают его детей). Одно только вызывает сомнение: какими-то наивными и недальновидными кажутся репрессируемые «юды» (может, и вправду были таковыми? не знаю, я там не был). Это как-то не в характере древнего народа, который претеснялся и преследовался во многих странах и за столько веков гонений по идее должен был бы выработать обострённое чувство опасности… Впрочем, вспомним предвоенную Польшу, да ту же Германию. Там тоже миллионы евреев «не успели»… И ещё. Что бы ответил обезумевший от горя фотограф, будь он в здравом уме, на вопрос «сочувствующего» вора-полицая, экс-жениха Серафимы: «Если вы такие несчастные и бедные, откуда у вас столько золота?» Кстати, и евреев, и белорусов, и русских, и всех прочих «недочеловеков» расстреливали и вешали не только каратели СС, но и (как в сериале) все, кто носил немецкую военную форму (эсесовцев на все белорусские сёла не хватило)- приказы надо выполнять… Конечно, есть в сериале и «слабости» (к примеру, финальная встреча главных героев в «раю»- «уж столько раз твердили миру», см. хотя бы «Государственную границу», серию о 41-м годе- почти то же самое), однако «сильности» побеждают с огромным перевесом, волнуют, тревожат, заставляют переживать увиденное. Потому и ставлю «Блиндажу» высшую (для себя) реальную оценку. А был ли он на ТВ? Что-то не припомню. Или он выпущен только на дисках? Тогда- жаль! 9 из 10
.. Вы не замечали, что люди прошедшие ВОВ не очень любят рассказывать о ней, и если что-то вспоминают (обычно в состоянии подпития), то ЭТО отличается от того, что мы знали по школьным урокам истории, книгам и кинофильмам советской поры. Кстати, Н. С. Хрущев не любил смотреть фильму про Великую Отечественную, так они, мягко говоря, многое недоговаривали… Василь Быков один из немногих НАШИХ писателей, кто говорил ПРАВДУ… Экранизация его неоконченной повести получилась вполне достойной, что само по себе для нашего современного кинематографа является, увы, редкостью. Есть мелкие недочеты (части вермахта, в фильме все немцы в форме вермахта, обычно не участвовали в организации «экзекуций», это была прерогатива СС) и такой налет российской телесериальности, не в лучшем понимании этого слова. Но главное — все персонажи ЖИВЫЕ, понятны их помыслы и поступки, обычные нормальные люди в ненормальной ситуации, такие, какие они есть. Особенно хороша Ирина Рахманова в гл. роли, впрочем как и остальной актерский состав. В общем, посмотреть полезно… К сожалению, многие не увидели, что это просто фильм о ЛЮБВИ, о человеческой любви и о том, как её не потерять и вместе с ней себя… Об этом и писал в своих произведениях Василь Быков… Светлая ему память