Гарри — друг, который желает Вам добра
- 12 окт 2000
- 11 мая 2000
«Гарри — друг, который желает Вам добра» — безусловно, современная европейская киноклассика. Но не в том смысле, в каком мы привыкли понимать слово «классика» — как шедевры во всех отношениях на все времена (недостатков у этой ленты порядочно) — а как типичный европейский фильм своего времени. Европейский фильм, в котором все отличительные черты европейского кино (положительные и отрицательные) выражены в химически чистом виде. Ну а теперь — по порядку. Сценарий. Великолепная идея — при полной несбалансированности драматургии. Образ героя создается через поступки, через экшн (в форме реального действия или диалогов), или через связь с другими героями (макгаффин). А теперь посмотрите внимательно — у кого из второплановых героев есть такая связь? Вот, скажем, зачем здесь Прюн? Для того, чтобы у Гарри был повод сказать фразу про оргазм и яйца? Если ее убрать из фильма, фильм потерял бы только эту фразу. Режиссура. Как всегда в европейском кино — большое внимание к актерской игре (поскольку ею традиционно закрываются дыры в сценарии). И, как всегда в европейском кино — многословие. Жерар Депардье сформулировал это (говоря о Марко Феррери) как «нежелание расстаться с ударившим в голову д***м». Актерская игра. Серхио Лопеса вполне справедливо награждали за роль в этой картине, очень хорош и Лоран Люка (может, потому, что напоминает и внешне, и по манере игры Владимира Вдовиченкова). Но опять-таки, поскольку сценарий несбалансирован, и многие герои прописаны плохо, то в целом игра актерского ансамбля очень неровная. Итого: в зависимости от специфики художественного вкуса, фильм можно оценить и красным, и серым, и зеленым. Я оцениваю зеленым — поскольку мне нравится европейское кино, а это типичный европейский фильм.
Весьма перспективный триллер, но тягучая, какая-то интеллигентно-маньячная атмосфера практически убивает жанровую состоятельность. Только благодаря чёрной иронии, от сути которой невозможно так просто отмахнуться, картина остаётся на смотрибельном уровне. Наверное многих посещает мысль, что будь он свободен от семейных обязанностей, то смог бы жить более привольно в своих желаниях. На «всё» нет времени, ведь этот драгоценный ресурс весь без остатка тратиться на любимых людей и заботу о них. Понятно, что подобные мысли, это скорее отголосок плохого настроения, но ведь так хочется иногда кого-нибудь обвинить в собственной же лености. Гарри — друг, который поможет выбраться из бытовой трясины, при чём любыми средствами, за ценой он не постоит. Сценарий не тривиален, но его подача всё же безынтересна. Слишком много диалогов и мало действий, при чём добрая половина болтовни служит лишь средством от тишины. Сам Гарри чересчур прилипчив, сразу же вызывает стойкую антипатию, которая нарастает с каждым кадром, поэтому любая интрига убивается на корню и зрителю остаётся только ждать развязки. О саспенсе нет и речи, хотя многие умудряются сравнивать данную картину с творчеством Хичкока. Фильм можно порекомендовать к просмотру, но мне он показался скучноватым, жанрово предсказуемым, очень обидно за неиспользованный потенциал, хотя приличная актёрская подача, плюс сама задумка, удерживают у экрана до финальных титров. Кому-нибудь да пожелаю приятного просмотра!!!
Чем грозит встреча с незнакомцем в придорожном туалете? Если обращать внимание на американские фильмы — ничем хорошим. Если говорить о французском кино — эта встреча станет прологом к дружбе двух давних знакомых. Дружбе слегка фанатичной, превратившейся в обязаловку, навязанную одним товарищем другому. Итак, семейная поездка в загородный дом Мишеля с супругой Клэр и тремя их детьми оказалась более чем проведением уик-энда вдали от городской суеты. По пути Мишель встретил лицейского знакомого Гарри, с которым они не виделись пару десятков лет. Мимолетная встреча превратилась в совместное времяпрепровождение, ведь Гарри оказался очень настойчивым и навязчивым, решив, что юношескую дружбу можно вернуть. Однако, спустя некоторое время выяснится, что Гарри довольно щепетильно относится к своему старому-новому приятелю и готов пойти на все, чтобы Мишель чувствовал себя комфортно. «Гарри, друг, который желает вам добра» рассказывает не только о дружбе (пусть и довольно странной), но и о человеческой натуре. Если говорить о Гарри — он вроде и рубаха-парень, сорит деньгами направо и налево (благо его финансовое положение позволяет это делать), готов дарить шикарные и дорогие подарки, однако имеет свои скелеты в шкафу — если он завел «друга», «друг» также как и он сам, должен отдавать себя целиком своему товарищу. Даже если перед друзьями стоят родители одного из них, жена или даже дети. Гарри являет собой типичного богача, думающего, что все в жизни предназначено для него, но в то же время Гарри с маниакальным трепетом относится как раз к дружбе. Он не стесняется говорить, что вертится у него на языке, но готов предоставить все условия для того, чтобы его друг ни в чем не нуждался и продолжал писать книгу. Мишель — полная противоположность Гарри, предстает типичным мужчиной, обремененным семьей (судя по его поведению, наличие жены и детей можно расценивать именно как бремя), уставшем от ссор, от крикливых детишек, от сведения концов с концами. Он является довольно мягкотелым по отношению ко всем окружающим, но, в то же время, когда того требует ситуация (финал), становится мужиком. Хотя, догадываясь поначалу, что творит Гарри, а затем и видя, что тот готов пойти на убийство и идет на него, покрывает этого человека и ведет себя слишком спокойно для человека, на глазах которого только что произошло нечто ужасное. И здесь даже дело не в том, что он боялся за семью, скорее он боялся за самого себя, ведь на протяжении некоторого времени жил бок о бок с настоящим маньяком и вполне может попасть в поле зрения полиции. «Гарри, друг, который желает вам добра» это фильм в котором тот самый Гарри скрывает за маской достопочтенного и богатенького плейбоя настоящего психопата-убийцу, холодного, расчетливого и безжалостного, а выбранный им друг становится не другом, а пленником, против своей воли ввязавшегося в опасное приключение, но не делающего ровным счетом ничего, чтобы хоть как-то сгладить свое положение, но ищущий возможность, чтобы получить из этого положения выгоду. Как-то так. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
Клер и Мишель — вполне обычная семейная пара. Живут не то чтобы душа в душу, но без бурь и потрясений. Трое маленьких дочек, работа, дом и прочие хлопоты — такому уделу ближайших лет уж точно не позавидуешь. Единственной возможностью сбросить каждодневное напряжение и немного отдохнуть является поездка в недавно приобретённый дом за чертой города, куда вся семья и направляется в стареньком и малокомфортном автомобиле Мишеля. Но как можно оставаться спокойным и рассудительным, когда накопившиеся проблемы то и дело дают о себе знать? Всё, так или иначе, упирается в деньги, наличие которых автоматически решило бы множество проблем. Мишель настолько сросся со своей действительностью, что не сразу узнаёт в случайном незнакомце бывшего лицейского товарища и с трудом вспоминает далёкое прошлое… В захватывающем и необычайно выразительном фильме Доминика Молля больше всего привлекает не число уже ставших олицетворением психологии классических триллеров социально-личностных мотивов и довольно легко просчитывающихся сценарных ходов, а все грани развития будущего столкновения, объединившего абсолютно разных людей. В странном и несколько забавном Гарри с первых секунд чувствуется некая патология, а воссоединение с семьёй Мишеля обозначает грозную непредсказуемость дальнейших событий. Но когда уже предвкушаешь кровавые реки и потоки искрящегося безумия, характер ситуации выравнивается до почти что абсурдного уровня. Первый же подарок в виде роскошного автомобиля от Гарри разрывает не только почти готовую сюжетную конструкцию, но и привычные шаблоны подобного рода историй. Уже второй раз, не считая заглавия, Молль перестраховывается от известного риторического вопроса: «Кто Вы, мистер Гарри?» и демонстрирует альтруизм поистине буддийского масштаба. «Он полагает, что у каждой ситуации есть своё решение» — деликатно сообщает о Гарри его подруга, не подозревая о том, что скрывается за вполне безобидной формулой счастья. И нельзя сказать, что Гарри неправ в принципе. Он видит то, чего не замечает или не желает замечать Мишель в своём окружении — родителях, жене, брате и пытается убедить его изменить свою жизнь к лучшему. Однако, сам Мишель не в состоянии разом преодолеть все препятствия, что очевидно. Поэтому Гарри не отказывает себе в возможности повлиять на судьбу своего друга и выбирает самые радикальные способы. «Гарри — друг, который желает Вам добра» — это борьба характеров, пересечение диаметрально противоположных взглядов на жизнь и собственного положения в ней. Мишель, как представитель преобладающей конформистской части общества среднего класса, сам того не ведая, ощущает в Гарри недостающие черты своего характера. Этим можно объяснить, в частности, его изначальный выбор в пользу тактики самоотстранённости и пассивного, на первый взгляд, участия в делах новоявленного друга. Но, как покажет время, внутри себя Мишель не так прост, каким видится внешне. Ведь, фактически, всё происходит у него на глазах. В картине Молля собраны пусть и не широко известные, но прекрасные в своём амплуа исполнители. Наивысшей же похвалы заслуживает Серхи Лопес, сыгравший того самого Гарри. Он удивительно гармонично сходится со своим образом не только внешне, но и внутренне, а его убедительность на экране сопоставима с весьма тонкой и изящной операторской работой, где проработан каждый штрих и любая деталь неслучайна.
Интеллигент Мишель, замордованный проблемами на работе, едет домой на разваливающейся машине вместе с женой и тремя дочками, которые беспрерывно капризничают. По пути он заходит в придорожный туалет, где и сталкивается лицом к лицу с Гарри, как выясняется, не просто бывшим однокашником, но и поклонником давно уже зарытого в землю таланта Мишеля. Оказывается, 20 лет назад, во время учёбы в лицее, Мишель опубликовал в стенгазете стихотворение, которое Гарри до сих пор помнит наизусть и считает поэтической классикой. Случайная встреча с миллионером-бездельником круто меняет образ жизни Мишеля. Преданный давний почитатель быстро смекает, что несостоявшийся писатель разменял талант на благо семьи, которая всё равно влачит незавидное, даже плачевное, существование. Даже покупка собственного дома в горах не спасает Мишеля от регулярных семейных скандалов и нарастающих как снежный ком ежедневных забот. И Гарри, ничтоже сумняшись, решает избавить своего кумира от всех докучающих проблем… После премьеры фильма на Каннском фестивале критики всерьёз заговорили о том, что у почившего 20 лет назад Хичкока появился достойный преемник во Франции. И в самом деле: непритязательная поначалу история, без каких-либо очевидных жанровых признаков, постепенно набирает тот градус напряжения, когда не вспоминать о короле саспенса становится уже просто неприлично. Тот, как никто другой, умел извлекать этот самый саспенс из ничего, на пустом, казалось бы, месте. Преданные поклонники Хичкока сразу обратили внимание, что сюжет «Гарри…' чем-то похож на «Незнакомцев в поезде» (1951) — экранизацию знаменитого романа Патриции Хайсмит об обмене преступлениями. Нелишне тут будет вспомнить и про «Мизери» Стивена Кинга: историю писателя и его фанатичной поклонницы, которая, создав кумиру «благоприятные условия для творчества», скоро начала диктовать, что и как тому следует писать. Но в отличие от одноименной экранизации хоррор-романа Кинга, у Молла все преступления принципиально совершаются за кадром, поскольку главным остается не убийство, а, согласно Хичкоку, напряженное ожидание чего-то страшного, то есть этот самый пресловутый саспенс. Несмотря на слишком рассудочный подход, молодому режиссёру удаётся преломить криминальную интригу и нетривиальным образом обнажить философскую суть конфликта — о выборе художника между свободой творчества и зависимостью. Семейной, бытовой или ещё какой — не суть важно. Ранее не блиставшему актёру Серхи Лопесу, удостоенному «Феликса» (главной европейской кинонаграды) за роль ангела-истребителя Гарри, тут есть, где «разгуляться». Эволюционируя в образе от пресыщенного жизнью богача и преданного ценителя таланта, он создаёт на редкость неоднозначный образ, незаметно превращая своего Гарри в демонического властителя душ, эдакого доброжелательного мясника. И самое интересное, что, в конечном счете, старания Гарри не проходят бесследно… Субтильному французскому очкарику Моллу, больше напоминающему усердного студента, удалось сделать больше, чем просто стильную вариацию из чёрной комедии и триллера. И как бы ни раздражалась та публика, что предпочитает жёсткие схемы классических жанров и на дух не переносит всякие там подтексты, Молл снял именно антибуржуазную притчу. Мечты обольщенного и избавленного от предрассудков Мишеля обрели своё воплощение в виде элементарного благополучия — самой сомнительной ценности из всех, какие мог придумать человек.
Весьма достойное кинопроизведение, в очередной раз рассматривающее характерную для французского кино тему бытового психоза среднестатического обывателя, потерявшего себя в навязанных обществом правилах и установках. Доминик Молл вполне детально разобрал ситуацию жизни, в которой к 34 годам оказался главный герой Мишель, когда-то подающий надежды поэт и писатель, а сейчас замученный ежедневной обыденностью и сложными взаимоотношениями с родственниками отец троих детей, работающий преподавателем французского для японцев. Ситуация крайне сложная и тухлая, но тут (о счастье), как ответ на тайные желания, появляется Гарри, давно позабытый друг (или другая сторона личности главного героя), который с радостью готов выполнить за Мишеля всю грязную работу, потому что Ваш внутренний друг всегда желает Вам добра! Неоднозначная концовка олицетворяет временный компромисс двух сторон личности главного героя, оставляя при этом явное ощущение угрозы для тех членов семьи Мишеля, кто пока избежал железной хватки «внутреннего друга». До следующего кризиса, конечно. Превосходный фильм, который очень украшают дуэт Серхи Лопеса (Гарри) и Лорана Люка (Мишель), а также красивая картинка и очень, очень длинные планы оператора. 9 из 10
Все тлен и суета. Хорошие люди теряют самобытность, обзаведясь семье и работой. Они становятся загнанными, нервными и несчастными. Все эти глупые поклонники компромиссов, не весть ради чего, жертвующие своей свободой, и делающие из всего проблему, которую не способны решить. А ведь все просто! С такими людьми как Гарри, любая проблема решается быстрее, чем ты сам бы придумал для нее решение. Таким и должен быть друг, готовым поддержать, помочь, облегчит твое существование. Если сломается машина, то Гарри подарит новенький джип, если кто-то начал причинять беспокойство, то Гарри все уладит так, что этот человек никогда не побеспокоит и тебя, ни кого-либо другого, а если у вас есть нереализованные таланты, то Гарри и здесь вам в помощь — все препятствия будут тотчас сметены. Мораль — это оковы, мешающие вздохнуть полной грудью, уверен герой Сержи Лопеса, точнее, она не стоит того, чтобы о ней даже думать, а друзья — это святое, даже если они тебя сразу не узнали спустя двадцать лет. Хороший симпатичный человек Гарри встречает бывшего одноклассника, чьим творчество, публиковавшимся в школьной газете, он искренне восхищался. Но Гарри видит, что у его друга Мишеля проблемы с приоритетами, которые мешают ему перестать беспокоиться и начать жить. И на этот случай у Гарри припасен рецепт, радикально отличающийся от советов Дейла Карнеги, рецепт, который позволяет ему самому сохранять удивительное спокойствие, замечательное настроение, финансовое положение и красивую девушку — отсечь все лишнее, любыми способами при любом риске. Небольшая затрата сил, в перспективе окупающаяся чудесной жизнью. «Для чего я в это ввязался?» — дарит своему персонажу вопрос Доминик Молль, сам в то время поглощенный семейными хлопотами. «Я представил себе, что может случиться, если в моей жизни внезапно появится некий персонаж, который воплотит в себе мои сомнения, разочарования, неразрешенные вопросы и доведет их до их логического конца!». Джин, исполняющий желания, старинный по сути сюжет. И даже неприятности, который нечайно он приносит, не в новинку. Для Молля — это основа нездорового по-европейски триллера. В Гарри с первых кадров можно заподозрить что-то неладное. Его патологическое любопытство раздражающе, и в то же время подкупающе, настолько, что Мишель и его супруга Клер не могут найти повода, чтобы от него избавиться. Да и Гарри вносит хоть какое-то разнообразие в их жизнь, хотя Клер сразу начинает чувствовать опасность от того человека. «В настоящее время мы ни счастливы, ни несчастны, мы скорее перегруженные и усталые». «Гарри — друг который желает вам добра» испытывает современную суетную жизнь на прочность, с помощью сарказма и радикальных решений. Следуя за скрупулезным сценарием, то и дело можно наткнуться на шокирующую мысль, которую отгонял когда-то от себя сам, так, как это делает Мишель, человек не способный расслабиться и хотя бы на минуту перестать о чем-то волноваться. Когда его потаенные аморальные желания начинают исполняться, это ничуть Мишеля не успокаивает, а наоборот начинает деформировать его личность. Очевидно, что в своих представлениях он заблуждается, а вместе ним и большинство современных семей, но чтобы понять в чем это заблуждение, требуется досмотреть фильм до конца. Доминик Молль не только поднимает интересную тему и предлагает необычный сюжет, но и целый квартет хороших актеров, среди которых стоит выделить, конечно, Сержи Лопеса, получившего несколько международных призов за эту роль, хотя по мне, так более скромная роль Лорана Люка сыграна тоньше. Однако и Лопес замечателен, и именно снявшись в фильме Молля он смог пробиться в число востребованных актеров, и в остатке, образ его персонажа более запоминающийся и заставляющий задуматься, не только о природе Гарри, но и природе свободы и мелкой суеты. И даже можно сказать недоброжелателю, что в случае чего, ты пришлешь ему Гарри — друга, который желает ему добра. 7 из 10
Мишель с семьей едет в загородный дом, проводить лето. По дороге, в самом необычном месте — мужском туалете, он встречает своего университетского товарища Гарри, которого и вспоминает с трудом. Гарри буквально напрашивается погостить у Мишеля. Дальнейший сюжет будет спойлером. Но скажу одно все происходящее пропитано «хичкоковщиной» с финалом, о котором можно, конечно, догадаться, но который точно будет шоком. Писать отзыв о фильме, где каждый комментарий будет спойлером, неблагородное занятие. Поэтому ограничусь «мелочевкой». Сержи Лопес, благодаря своему герою, маленький локомотив сюжета. Фильм может показаться на первый взгляд скучной семейной драмой с элементами триллера, но дождитесь финала и получайте удовольствие от Лопеса, его герой настолько колоритный, что неудивительна охапка наград и номинаций. *Рекомендации* - Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train (1951)
Европейский кинематограф отлично справляется с комедиями, а еще лучше с драмами. Есть в них какая-то самобытная духовность. Но вот с триллерами не заладилось. Взять хотя бы «Гарри — друг, который желает Вам добра». Идея нестандартная, сюжет необычный, но это пожалуй и все, что есть в данном фильме хорошего. Именно сутью и постановкой проблемы фильм не столько понравился, сколько запомнился — на моей памяти фильмов с подобной темой нет. Опять же, европейское кино удивляет. Дальше начинается скука. Игра актеров, будто они читают по ролям на репетиции. Медленно развивающиеся события, затянутые до предела. Нелогичность многих поступков героев — взять хотя бы поцелуй Мишель и Прюн. Что уж говорить о мотивации главного героя. Вот она-то уж точно оставляет желать большей продуманности. Зритель только строит догадки, надеясь в финале «раскусить» любителя яиц и оргазмов. Ан-нет, с титрами нас ждет разочарование и немой вопрос — а зачем я все это смотрел? Не верьте премиям, верьте своим ощущениям и чувствам. И не забудьте выпить крепкого кофе перед просмотром. 5 из 10
По дороге в загородный дом Мишель встречает товарища, с которым учился в колледже и которого с трудом вспоминает. Гарри, товарищ из колледжа, напрашивается в гости и остается погостить на неопределенный срок. В изрядно уставшей от бытовых проблем семье Мишеля возникают мелкие, повседневные проблемы. Гарри с радостью приходит на помощь, ведь он желает Мишелю только добра. Мне всегда были подозрительны люди, которые весьма навязчивым способом «желают добра». Именно таков Гарри. Он уверен в себе, местами чрезмерно прямоленеен и настойчив. Он незаметно входит в жизнь Мишеля, и уже будто сам Мишель, не осознавая, подчиняется чему-то извне. Он безвольно ведом и не замечает, что все, что происходит вокруг, — дело рук Гарри… Действия фильма развиваются медленно, неспешно, но уже с самого начала испытываешь непреодолимое отвращение к доброму Гарри и ждешь от него подвоха. Напряженность сцен тонко и уместно подчеркнута правильно подобранным саундтреком. Неплохая игра актеров. Смотрится с интересом. 8 из 10
Быт и творчество — вещи совместимые? Несносные родители, капризные дети, лишенная искры божей жена… Какое, к черту, творчество, если тебе уже 34 года, со всех сторон обложили домашние, а узел хозяйственных проблем кажется неразрубим средним заработком преподавателя французского японцам. И пусть в студенчестве писал, пусть кто-то это читал, время идет и все расставляет по своим местам. Пока… пока в твою жизнь не входит Гарри, однокурсник, почитающий твой талант превыше всего. Гарри, твой друг, который поможет тебе стать собой. Отличный фильм, нетривиальная тема, великолепная актерская игра 10 из 10
Крепенький триллер в традициях Хичкока. Продукт качественный. Девизом фильма могли быть слова известной песни «Если друг оказался вдруг».