Убить Сталина
- 25 ноя 2013
- 04 ноя 2013
Современный кинематограф не перестает удивлять, особенно, когда речь заходит о заведомо резонансных картинах коей является сие блокбастер на советском поприще от толковых дельцов со «Star Media». Как-то самим собой вырастает сюжет, когда за основу берется противоречивое лицо, к которому всегда потянутся с интересом; самовольно всплывает коварный «Абвер» со своими длинными руками во всех сферах; планировка столицы перестраивается под более удобную для сценария, а в окружении вождя всегда найдутся неравнодушные служители отечеству, которых в три часа ночи разбуди, они с распахнутой грудью прыгнут перед вражеской пулей для правителя. Примерно по такому рецепту и клепался наш упомянутый сериал, приправляясь качественной игрой актерской труппы. Вот так вот просто, с извечно урезанным бюджетом, страна вновь получила в свою коллекцию очередной противоречивый цикл фильмов, открестившийся от исторической достоверности. Однако, не потакать и вовсе не разносить я пришел в сей стан, осмотрев сезон военной драмы, в коей есть место и любви, и ненависти, блестяще переданной под атмосферой тыловой Москвы, где шла своя — невидимая война, забирающая жизни тех, чьи имена канут в истории под грифом «Совершенно секретно». Мораль сей басни такова. 1. Никому нельзя доверять или враг всегда выберет то место, где его не ждешь (вспоминая Новицкого). 2. Надежда и вера в добрый конец — то, с чего начинается справедливость (вспоминая безысходность Бережного и Полины). 3. А справедливость всегда на стороне правды. 8 из 10
Вот ведь извечный конфликт: между исторической правдой Великой Отечественной войны и художественным (литературным, киношным) вымыслом «на тему». С одной стороны, есть художественно-публицистические фильмы великого Юрия Озерова («Освобождение», «Битва за Москву» и т. д.), а с другой- воистину народный сериал тоже вполне великой Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», стараниями её и Юлиана Семёнова из вымысла превратившийся в самую настоящую правду (лишний, да не лишний раз напомню: после просмотра «Мгновений» Брежнев реально хотел наградить некого Максима Максимовича Исаева, то бишь Штирлица, звездой Героя Советского Союза и был неприятно удивлён тем, что такого разведчика-чекиста никогда реально не существовало… Вот мы, потихоньку-подспудно и подошли к той грани-черте, за которой наш вышеназванный конфликт… просто исчерпывается! И имя этой грани- «правдоподобность»!!! То есть ежели сочинённые/снятые события «из жизни» ВОВ действительно/реально могли происходить на Той Войне, мы вполне вправе считать, что Так Оно И Было!!!. Понятное дело, что сейчас открываются новые, полные сенсаций архивы и документы, публикуются свидетельства ветеранов войны и очевидцев о таком, что в Советском Союзе просто невозможно было бы опубликовать (к примеру, о реальном людоедстве в блокадном Ленинграде и о том, как там жировала партийно-правительственная элита и её приспешники). Но! Заметьте, я неспроста упомянул «архивы и документы»! Да, опираясь на них, можно художественно пофантазировать. Но только в разумных пределах! И не считая ничем документально не подтверждённые слухи или предположения руководством к кинодействию! Если бы наши сериальщики и киношники следовали этому наиважнейшему принципу, в кинопрокат и на телеэкраны никогда бы не вышли ни «Белый „тигр“, ни „смершевские“ сериалы про германские «летающие тарелки» и психотропное оружие, ни многие другие, которые серьёзные киноманы давно окрестили термином «дас ист фантастиш». А теперь-то и посмотрим, куда отнести наш сериал «Убить Сталина» (8 серий по… около 50 минут; компания-производитель- хорошо всем нам известная и уважаемая «сериальщица» «Стар Медиа»). Для этого ответим на простой вопрос, задаваемый самим себе. Могли ли иметь место в действительности показанные в сериале события/покушения?- Думается, вполне. Ничего нереального и фантастичного здесь нет. Не коробит даже супермощный спецснаряд, которым диверсанты собирались пальнуть из танка по Сталину на параде 7 ноября (правда, на экране он выглядит несколько… э-э… толстоватым для 76-мм пушки тогдашней модификации «Т-34»). В конце концов, пресловутый «панцеркнаке», то есть портативный реактивный ручной гранатомёт, прикреплённый к руке диверсанта (которую и оторвало ему выстрелом; такой вот был страшный «дефект» у этого, до сих пор (!!!) уникального оружия), применённый при реальной попытке покушения на «вождя народов», гораздо более «фантастиш». Но вот что особенно любопытно, даже загадочно… Сейчас об этом мало кто помнит… А вот я вспомнил и провёл параллель нашего «танково-парадного» эпизода с убийством президента Египта Анвара Садата 6 октября 1981 года. Поразительно много общего! В обоих случаях действовала прекрасно подготовленная группа. В обоих случаях шёл Главный Парад. В обоих случаях покушавшиеся действовали из парадной бронетехники, проезжавшей мимо трибуны с лидером государства. Некоторые различия: у «нас» якобы должны были стрелять из захваченного танка, в Египте- диверсанты выскочили из притормозившего артиллерийского тягача, кидая гранаты и стреляя из автоматов. Кстати, внимание всех от остановки тягача отвлек праздничный пролёт истребителей. Подумалось, что подобное было запланировано и у «нас». Увы, из-за нелётной погоды авиационную составляющую парада тогда отменили… Вот тут я и зачесал «репу»: что это, удивительное историческое совпадение кино и жизни? или киношники, вспомнив об убийстве Садата, создали свою версию, но уже в 41-м и на брусчатке Красной площади? а то, более того, египетские заговорщики могли откуда-то узнать об абверовском «эпизоде»? значит, он мог иметь место? Вот и ещё один ответ на вышеназванный вопрос, как вердикт присяжных: «Да, это могло быть!» Но не всё. Эпизоду с подземным взрывом всего Кремля я бы такой вердикт не вынес. Хотя бы потому (и абвер это должен был знать!), что Сталин не всё время там проводил, а был ещё в бункере и выезжал «куда надо». Так что выездной, действительный эпизод с «панцеркнаке» оказался куда более логичным и эффективным, чем напряжный, масштабный и маловероятный в плане поражения цели подрыв Кремля. .. . Ну, наконец-то можно поговорить о художественных достоинствах сериала «Убить Сталина», которому я неофициально поставил 7++. Срежиссирован и снят он качественно, профессионально и (вот ведь привязалось слово!) добротно. Конечно, и киноляпы в нём присутствуют, но в допустимых пределах. Я особо заценил актёрский «звёздный» ансамбль и создаваемые им образы. Героиня Вилковой- несчастная, отмороженная (в прямом смысле!) птичка-канарейка, вылетевшая из домашнего тепла на уличную стужу (одёжка «на рыбьем меху», воспалённые глаза, покрасневший от холода носик и ни грамма косметики). Вся эта трогательность (хотя у этой пташки, оказывается, немало чёрных пёрышек!) щемит сердце матёрому капитану-спецу НКВД Бережному (Домогаров, который и в Африке Домогаров!). Пореченков, как здесь уже отмечалось, чувствует себя в сериале как рыба в воде, продолжая разрабатывать своё, сложившееся ещё в «Ликвидации» амплуа. В общем, Домогаров с Пореченковым в «Убить Сталина» творчески нас ничем не удивили (я не сказал, что это плохо!). А вот Трубинер, извечный «спецназовец ВОВ»… Он тоже здесь смотрится «как привычно». Но вот в последней серии случилась с ним такая метаморфоза (спасибо сценаристу Игорю Тер-Карапетову), что я забыл поднять с пола упавшую челюсть… .. . Ну и не могу не остановиться на некоторых, не специально замеченных мною «киноляпах» (по счастью, их вообще мало). … В 1-й серии Бережной и Ко идут по старому, лежалому снегу середины зимы (когда эпизод и снимался!). А ведь дело происходит в октябре 41-го, когда выпал только первый снег… … В 4-й серии капитан Бережной произносит (а подчинённый доканчивает) фразу «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда…» Вообще-то этот известный афоризм принадлежит экс-премьеру России Виктору Черномырдину, и нет никаких свидетельств, что он существовал ранее… … Безумно раздражает однофарный и какой-то переделанный (с круглыми крыльями вместо угловатых) грузовик «ЗИС», появляющийся на протяжении сериала во взаимоисключающих местах (и на фронте, и в Москве). Понятно, исторической техники не хватило. Но могли бы хотя бы бутафорскую фару и крылья грузовику надеть!!! … В моменте парада снимались тогдашние танки «Т-З4» (большой раритет!), но с ними «замешался» и «Т-34—85», принятый на вооружение после Курской дуги (кстати, у Озерова в «Освобождении» в фильме о Курской дуге снимались танки именно последней модели, что исторически не верно). 7 из 10
Хороший сериал, с хорошим сюжетом. Посмотрел все серии в один день, очень зацепил меня. Александр Домогаров, замечательный актер, себя он еще зарекомендовал с времен Бандитского Петербурга, тогда Андрей Обнорский в его исполнении был настоящей находкой, так и сегодня капитан Бережной. Офицер НКВД в исполнении А. Ю. удался. Он способен чувствовать и в то же время не щадит врагов народа, где то он мягкий, а где то грубый. На счет фильма, хоть он и является полным вымыслом из исторических, реальных людей здесь Берия и Сталин, но если вдуматься в диалоги, которые выходят из уст персонажей, то можно найти пару вполне правдивых замечаний. Это и касается дезинформации Иосифа Виссарионовича Лаврентием Павловичем Берия, вот пример из архивов: «Признавая, что я ответственен за перегибы и извращения социалистической законности в 1937—1938 гг., прошу суд учесть, что корыстных и вражеских целей у меня при этом не было. Причина моих преступлений — обстановка того времени… Не считаю себя виновным в попытке дезорганизовать оборону Кавказа в период Великой Отечественной войны.|Прошу вас при вынесении мне приговора тщательно проанализировать мои действия, не рассматривать меня как контрреволюционера, а применить ко мне только те статьи Уголовного кодекса, которые я действительно заслужил» Из последнего слова Берии на суде 23.12.1953 г. Хотя основания для репрессий и расстрелов офицеров КА, в фильме послужили другие события. Сериалу ставлю 9 из 10, заслужил.
Если бы у меня отшибло память об истинных событиях ВОВ, или я был бы обитателем дремучих джунглей, возможно…, я тоже бы восторгался этим сериалом как занимательным детективом или вестерном. Но увы… мое отношение к сериалу откровенно отрицательное. Поясню почему. Победа в Великой Отечественной войне угрожающего всему миру фашизма (разгромившего францию, а с ней и значительную часть Западной Европы) в Великой Отечественной войне, это величайшая гордость народов бывш. СССР, и в первую очередь России, понесшей громадные потери. И теперь слезы вызывают слова песни, посвященной празднику Победы: «Это праздник со слезами на глазах». И знаковые исторические события этой войны не могут изображаться карикатурно в виде развлекательного вестерна или шоу., что в данном случае имеет место, и восхищает некоторых «рецензентов». Зрители послевоенных поколений, посмотрев сериал (ведь принимали всерьез события «17 мгновений весны» — десятки миллионов зрителей любимого фильма), будут считать, что: отряды фашистов захватывали ж. д. пути у московского вокзала; что танк на праздничном параде 7-го ноября мог неизвестно каким образом захватить шпион и, симулируя поломку, установить его над канализационным люком на Красной площади; что оъхрана Сталина была поручена неумехе капитану МВД, а немецкий шпион разгуливает по Москве словно турист в мирное время. Да и других помельче ляп достаточно. Смешно читать ссылку одного из актеров сериала, что здесь не было цели придерживаться исторической правды. Коль так, то и перенесли бы события куда-нибудь на Атлантиду. Огорчает, что в этом оскорбительно для защитников Москвы, да и вообще для Россиян, помнящих родство, участвовали многие действительно талантливые актеры. Впрочем, деньги не пахнут. К;алюжный
«Убить Сталина» — интригующее название, правда? Меня, во всяком случае, привлекло сначала название, затем режиссер, а потом уже впечатлил список выдающихся актеров. Этот фильм, как оказалось, имеет много общего с другими картинами, имеющими для меня особое значение. Поэтому, ожидала я от «Убить Сталина» многого. И не зря, собственно. Во-первых, режиссер. Сергей Гинзбург еще в конце 2011 года проявил себя — тогда вышел многосерийный фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика», который не оставил меня равнодушной. И своей новой работой Гинзбург не разочаровал, за что картине большой плюс. Хороший режиссер — это уже залог успеха. Правильный сценарий — еще один важный компонент. С ним в фильме все в порядке: диалоги внятные, повороты неожиданные, и все не без юмора, что радует. Сама история в фильме вышла то что надо. Сюжет-загадка, когда весь фильм гадаешь, кто же предатель и почему, похож на сюжет военной драмы «Исчезнувшие», где, кстати, играл исполнитель одной из ролей Павел Трубинер, правда в небольшом эпизоде. Об актерах надо сказать отдельно. Александр Домогаров в роли мудрого капитана госбезопасности смотрится очень неплохо, а Михаил Пореченков вполне комфортно чувствует себя майором Абвера, хотя русская форма ему идет, и в этом мы убедились еще в «Ликвидации». С ней-то в фильме очень много схожего. Взять, к примеру, главных героев, которых и там, и здесь можно узнать по кожаному пальто и военной форме. Плюс музыка, куда же без нее. Либо это приятная мелодия знаменитой песни Утесова «У меня есть сердце», которая также была саундтреком к «Ликвидации», либо напряженная композиция, напоминающая тему погони в упомянутом уже фильме. В итоге «Убить Сталина» оставил приятные впечатления. Конечно, «Ликвидацию» вряд ли кто переплюнет, но попытка неплохая. Уверено заявляю, что это один из лучших многосерийных российских фильмов за последние год-два. 9 из 10
Убить Билла 2003 год, Убить Сталина 2013… Сначала о минусах: название фильма не соответствует фильму и так себе любовные линии. Еще один минус, за который не буду снижать звезды, это шаблоны и скомканность, местами скучно смотреть, перематываю по 10 раз назад, тяжело держать фокус. С неудовольствием обнаружила местами плохую дикцию у всех героев. Персонажи очень мягкие, фильм мягкий, а предполагалась жесть, тк слово «убить» это жесть. Берия предстает неуверенным в себе, или лояльным, возможно так и есть, в отличие от уже сложившихся стереотипов. Самый убедительный персонаж это роль Трубинера. Не скрою, симпатизирую ему, его роль параллельна роли Бережного, но в любой момент может слиться — постоянные сцены уйти в тень. Главный герой неудачно подобран, в тч со своей любовной историей. Эти нелепые поцелуи в общественных местах. Похоже на ускорение запоминающихся душещипательных воспоминаний для следующих сцен «разочарований». Домогаров — человек, который не может без семьи в реальной жизни и человек душевный, оттого и наивный, и тут он смело «решает», что Вилкова будет его женой («Будешь моей женой, я так решил») и честен с коллегами. А вот Вилкова великолепна в роли НКВДшницы, холодной, суровой, безапелляционной, бескопромиссной, но не в этом фильме. Смотрю с удовольствием больше современные фильмы о войне и около нее за альтернативу, удачные монологи/диалоги, очевидные, но о них не говорили. В общей схеме мой любимый и нелюбимый актеры легко и непринужденно пересекаются. Смотрела этот фильм по нескольким причинам: военный детектив, современная съемка, Трубинер. Рекомендую, сюжет запутанный.