Настоящие люди
- 22 янв 2012
Что такое жизнь? Что такое интеллект? Чем отличается живой человек от робота? Это весьма философские вопросы, на которые нельзя быстро дать простой ответ. Тема гуманизма с одной стороны избита, с другой стороны — в этой теме больше вопросов чем ответов, пока в мире существует голод, войны, неравенство и осуждение по каким-либо признакам. Кто более достоин называться человеком? С одной стороны мы видим простых людей, живущих в обществе. Они имеют семьи, работу, социальный статус, ухоженные газоны и убранные дома. С другой стороны — машины, машины наделённые интеллектом и обязанные служить людям. Одни занимаются сплетнями, обманывают, презирают друг-друга. Другие служат, помогают и ищут взаимопонимания. На заре фантастики в кинематографе самым популярным был сюжет, показывающий какую опасность могут представлять роботы. Какими бесчеловечными убийцами могут стать машины, если наделить их разумом. Какие ужасы нас ожидают, если искусственный интеллект когда-либо появится и выйдет из-под контроля. Однако все эти ужасы блекнут по сравнению с тем, что обнажает этот сериал. Настоящие монстры — не роботы, а люди. Люди которые нас окружают, а может даже и мы сами… «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека», — говорил Горький. Однако кто на самом деле достоин уважения? Двуличный человек, который днём приличный семьянин, а ночью насильник и садист? Человек, у которого единственное достижение, что он живой, а единственная гордость — неприязнь к роботам? Или робот, который имеет свободу воли, вынужден служить людям, быть настоящим рабом, но который старается действительно сделать жизнь этих людей счастливее? Данный сериал открывает глаза не только и даже не столько на какие-то гипотетические проблемы людей будущего, сколько на проблемы настоящего — на проблемы ксенофобии во всех её проявлениях — расизм, шовинизм, классовое неравенство, презрение к больным, калекам и уродам. На втором плане встаёт проблема бездарности, проблема тупости, нежелания развиваться, двигаться вперёд. Это порождает страх того, что машины вытеснят людей, страх подпитываемый полной бездуховностью современного общества, в котором люди уже мало чем отличаются от машин. Ну и на третьем плане — проблема коммуникаций. Вечная проблема со времён Вавилонского столпотворения. Мы только делаем вид, что говорим на одном языке, однако по-прежнему не научились понимать друг друга и доверять друг другу. Сериал кажется очень затянутым, но в нём действительно нет ничего лишнего. Каждая сцена и каждый кадр медленно но последовательно подводят нас к очередной мысли, очередной эмоции. Обычная жизнь не кипит событиями, не переполнена эмоциями и действиями, а именно обычная жизнь тут и описана. Однако для того чтобы по достоинству оценить этот сериал, стоит набраться терпения. На вкус он достаточно пресный, но оставляет горькое, но глубокое и богатое послевкусие и целый рой умных мыслей и вопросов в голове.
«Настоящие люди» — рациональный, спокойный и ровный сериал. Вряд ли эту особенность можно полностью отнести к его производству в Европе, где средний возраст и социальная активность ближе к 50, чем к 45 годам. Да, очень непривычно видеть в кадре молодящихся мужчин и женщин с внешними признаками одряхления, ведущих и ощущающих себя, как наши тридцатилетние соотечественники. Не в этом дело. Поражает невозмутимость вымышленного общества в отношении факта пробуждения в роботах личности. Где паника? Американский кинематограф создал прочную и порочную реакцию на появление всякого рода созданий «от Франкенштейна»: увидеть, испугаться, победить. Чем больше разрушений и потерь и чем они глобальнее, тем лучше. Выработался определённый рефлекс, вступающий в диссонанс с происходящим. В панике уже зритель: что это вообще такое? Фантастика? Не сходится. Есть роботы. Неотличимые от людей, но почему-то роботы. Что они делают? Работают продавцами, грузчиками и фасовщиками, поварами и официантами. Их используют как прислугу: прибрать, помыть, почистить, приготовить, подать и принести. Ну и, естественно, подручный секс — каждый робот после определённых модификаций может рассматриваться как навороченный дилдо или безотказная кукла. Где высокое искусство воображения и полёт фантазии? Где нарушение границ реальности и общепринятых условностей? Есть «поименование» как средство формирования из определённых социальных групп обезличенной касты «люботов». Лёгкого киберпанка в виде USB-разъёма в шее и штепселя подмышкой для соответствия жанру «чистой» фантастики маловато. Социальная фантастика, азимовский «эксперимент на бумаге», рациональное размышление и моделирование общества? Возможно. Триллер? Сериал вызывает очень мало эмоций. В нём нет ни тревожного ожидания катастрофы, ни упоения опасностью происходящего, ни действия на пределе сил и возможностей. Часть роботов осознала собственное «Я» и борется за освобождение… сбившись в кучу и странствуя от розетки к розетке. Ну да, на деревьях они не растут, а к высоковольтной линии напрямую не подключиться — перегоришь, адаптеров в той реальности не придумали. Очень волнующе, но почему-то сложно сопереживать вечно разряжающемуся мобильнику. Некоторые люди ненавидят «хуботов» — одни потеряли из-за них свою неквалифицированную работу, других жёны заменили неутомимым механическим приводом. И что в ответ предпринимают эти «жертвы бездушного прогресса»? Смотрят ток-шоу и посещают кружки психологической реабилитации, проводят семинары молодёжной политической партии. Ещё есть вечно агрессивные подростки, они могут даже битами посланного за покупками манекена обработать или трусики с куклы снять. За-а-ах-ваты-вающе… Детектив? Очень похоже. Сюжетные ходы и многие персонажи подаются постепенно, как раскрываемая тайна. Подсказки, в том числе и ложные, разбросаны повсюду: оговорки, показанные на пару секунд артефакты, разного рода ретроспективы. Зритель ни о чём не осведомлён полностью и заранее, ему приходится конструировать многочисленные гипотезы и опровергать их в процессе просмотра. Схематичность, упрощение художественного мира, обыденность декораций и стереотипность поведения действующих лиц в принципе соответствуют канонам классического детектива. Но и тут сериал ломает традицию. Скажите, кто в нём сыщик, жертва, потерпевший, злодей, подозреваемый? Кто есть кто? Нет «локомотива», но есть множество причастных лиц, совмещающих в себе по нескольку ролей и возможностей для разветвления сюжета и регулярно при этом погибающих. Быть может, роль детектива отведена зрителю? Может быть, но где тогда и в чём заключаются единые «рельсы» повествования? Драма? Во многом соответствует жанру. Реальность сериала обыденна для Европы и живописует частную жизнь обычных людей. Бытописание квази-Швеции поначалу забавляет, но во многом разнится только уровнем достатка и быстро приедается. Масштаб другой, но люди и ситуации схожи. Интересны отличия. Так, бросается в глаза глобальная феминизация европейского общества. Мужчины смирились с ролью великовозрастных дитятей, утратили способность принимать решения, стали ведомыми в обществе, дома и в спальне. Они ещё царят на некоторых традиционных постах, но уже не правят, действуют и решают женщины. Продлённое лет на десять детство слишком похоже на замедленное личностное и психическое созревание. Судите сами, отпрыскам потомков гордых викингов под и за двадцать, а проблемы и интересы у них, как у двенадцати — пятнадцатилетних школьников. Да и куда им деваться в этом действительно старом мире, где даже тридцатилетние приравнены к подросткам? Настораживает выхолощенный способ решения межличностных споров и конфликтов. Манерно, как в институте благородных девиц, садятся в кружок — и беседуют, не повышая тона! Как правило, тут же сообща находят компромисс, пожимают руки и целуются. Особо сложные проблемы решаются в суде — те, из-за которых у нас обиды, скандал, пух и перья до потолка, а в привычном кинематографе мордобой на крыле взлетающего в грозу самолёта. Флегматичная драма без драматизма. Бытописание, фантастические костюмы и детективная интрига для связки. Уже что-то. Название сериала — «Настоящие (реальные) люди», оно недвусмысленно фокусирует внимание именно на людях. Для чего появились «хуботы»? Не киберы, не андроиды, не терминаторы? Для чего режиссёру Ларсу Лундстрёму понадобилось новое слово? Мог он исследовать здесь феномен современности — «человека-на-шнурке», «человека-с-гаджетом», чьи возможности и способности занять себя не позволяют ему надолго разлучаться с розеткой? Странно, но эта фривольная зависимость не порицается и не вызывает отторжения, это уже не утонувшие в мире интернета, компьютерных игр и айфонов тинейджеры. Они похожи на тридцатилетних и без ущерба для себя живут одновременно в реальном и виртуальном мирах. Они молодо выглядят, красивы и спортивны — прошло время дистрофичных и неряшливых геймеров. Скучно и убого смотрятся на их фоне «люди-без-штепселя», не способные ни следить за внешностью и здоровьем, ни элементарно занять себя без алкоголя и телевизора, но выполняющие, по сути, те же механические функции на работе и дома, что и роботы. Идеальны ли «хуботы»? Тоже нет. Их мгновенные переходы от полной отстранённости к активности, часто к шекспировским монострастям и насилию, напоминают богомола, хамелеона, крокодила, но никак не человека. Дети выросли, но кем они стали? Уж точно не расой «индиго». Люди и роботы — любимая тема Исаака Азимова, и в сериале прямо называются Законы робототехники. В каждой серии художественно и адаптировано к современности обыгрываются азимовские истории-размышления из его цикла рассказов «Я, робот» о проблемах противоречий, толкования и возможностях нарушения этих Законов. Что ни «любот», то индивидуальность и вариант осознания себя, дающие новый шажок сюжету сериала. Оказалось, что недостаточно просто отменить вложенные этические запреты, чтобы стать действительно свободной и полноценной личностью. Недостаточно испытывать человеческие чувства и даже быть точной искусственной копией человека. Необходимы «страх смерти» (инстинкт самосохранения?) и что-то ещё, даруемое таинственным и недостижимым Кодом Давида (магическая Звезда Давида?). Именно поиски того, что делает человека человеком, и составляют лейтмотив сериала, детективные «рельсы» повествования. Неизвестно, будет ли продолжение к вышедшим двум сезонам, но и вынужденно открытый финал сериала созвучен творчеству Азимова.
В шведском сериале «Настоящие люди» описана наверно самая живая проблема современного общества. Современные люди настолько зависимы от разных гаджетов, что уже не могут остановиться и постоянно изобретают все более изощренные технические средства для одной только цели — облегчить себе жизнь. Создатели очень хорошо развили идеи которые уже были изображены в других проектах: 1) зависимость от различных качеств своих гаджетов как в «черном зеркале» 2) страх и опасения перед искусственным интеллектом как в «терминаторе» и «матрице» 3) наконец безграничная любовь к своим «люботам» как в «двухсотлетнем человеке» Завязка сработала, действительно, за время просмотра много раз ловил себя на мысли, что глубоко переживаю и сочувствую этим машинам. В реальности конечно такого не может быть, есть один простой способ уберечь народ от такого рода истерии — просто приделать всем роботам треугольные головы. Сериал очень качественный и дико захватывает, молодцы шведы, так держать!
Биоробот-это новый биологический вид из биоматерии и высоких технологий, который в ближайшем будущем придёт на смену людям из сферы обслуживания. Казалось, что это всего лишь груда металла с фиолетовыми мозгами, обтянутая силиконовой кожей и которая ни когда не потеряет форму, но это только иллюзия. На деле биоробот-это симпатичный кукла у которой есть чувства, которая чувствует боль и обладает чувством стиля. Но есть маленький нюанс-этих кукол надо программировать. Сами на внутренние моральные изменения они не способны, их нужно программировать. Так же они разряжаются, т. е. для них нужна постоянно розетка, а это длинные счета из ЖЭКа. Биороботов множество видов, это и горничные, и уборщики, но самый интересный на мой взгляд вид, это секс-роботы. Я за настоящий секс с человеком. Я хочу чувствовать пот, пульс, дыхание. С технической точки зрения, фильм достаточно интересно сделан. Тонны линз, грима, силикона. Стильная обстановка помещений, стиль персонажей. Всё мягко, приглушённо и мило. Сюжет фильма основывается на мечтах. Либо Вы мечтаете, либо действуете.
«Грациозные, элегантные, необходимые. Вы просто наслаждаетесь, в то время как за вас выполняют всю работу. Вы готовы изменить свою жизнь?» Что плохого может быть в том, что бы роботы (в сериале они имеют название люботы, и похожи на кукол) выполняли за людей всю домашнюю, бытовую или заводскую роботу? Казалось бы ничего, наоборот — больше свободного времени, удобство и комфорт. Но, оказывается, из-за этого постепенно теряется смысл общения между людьми. Человек перестает быть нужным другому человеку. Ведь с люботом нет никаких проблем, он выполнят все, что прикажешь. Поэтому некоторые люди начинают заводить вот таких вот «легких» друзей и любимых в виде люботов, проектируют на них свои чувства, забывая об окружающих людях. Но это еще не все. Со временем некоторые люди начинают ненавидеть люботов и выступать за их уничтожение, а некоторые люботы (свободные и, скажет так — более интеллектуальные) начинают в свою очередь ненавидеть людей. И стоит только гадать, что произойдет дальше… Или просто посмотреть. Мне очень понравился стиль сериала: палитра цвета чистая и светлая, интересный интерьер помещений, предполагаемо в скандинавском стиле. Было приятно смотреть еще и потому, что действия каждой серии насыщены, но в саму суть не включаешься практически до конца. А вы готовы к таким вот переменам? P.S Батарея разряжена. Нужна подзарядка.