Место встречи изменить нельзя
- 14 окт 2008
- 11 ноя 1979
Едва ли мне суждено выразить свои мысли о гении Станислава Говорухина, который не покидал своего подопечного при создании величайшего шедевра и, пожалуй, навершия советского кинематографа лучше, чем это сделала группа «Любэ» в песне «Атас». Настолько чёткий слог как довершение и без того могучего произведения!!! Итак, «Место встречи изменить нельзя»!.. В детстве этот фильм о пяти сериях прошёл мимо меня, и, так вышло, что своё знакомство с данной советской нетленкой я свёл уже после того, как четырежды отштудировал сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Как сказал мне мой братишка (какой-никакой, но… дружище), эти творения ментально связаны!.. Так то так, но там Одесса, а тут — Москва!. Но как же, чёрт возьми, они действительно похожи отчасти! И как же здорово, в это же время, что они в какой-то момент начинают идти разными путями!.. Главное, что их объединило до конца — это притягательность! Я смотрел во все глаза, как завороженный!.. Так вот, «Место встречи изменить нельзя» начинается сценой, в которой в МУР заступает на службу фронтовик Володя Шарапов. В городе вовсю орудует банда «Чёрная кошка». Её промысел — это разграбления магазинов, складских помещений и в принципе, как говорится, дальше по списку. На местах уже совершённых преступных деяний бандиты оставляют опознавательный знак. Это либо нарисованная чёрным кошка, либо собственно кошка чёрной окраски. Таким образом, «Чёрная кошка» будто бы наводит ужас в сердца граждан и издевается над следственными органами. Первое же дело Шарапова связано с убийством Ларисы Груздевой. Ввязавшись в него, засучив рукава Шарапов в сотрудничестве с грозой местных авторитетов и по совместительству начальником отдела по борьбе с бандитизма Глебом Жегловым, друзья (они сдруживаются по ходу произведения — и чем дальше, тем прочнее) шаг за шагом начинают понимать, что убийство Ларисы груздевой может привести их и весь отдел к разгадке и, если повезёт, поимки «Чёрной кошки». Этот клубок весьма запутан. Но как же увлекает следить за тем, как бравые борцы (это не только эти двое) самопожертвенно и сообща идут по следу преступной группировки… Всё здесь в картине настолько живо и настолько гармонирует, словно само по себе всё ожило и дышит. Даже с 1979-го перенести всё в послевоенное время — это ж такой антураж тоже нужно было воссоздать! А актёрский состав — тут сплошь мэтры!!! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин — это те же Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Лариса Удовиченко — потрясающая Манька Облигация! В неё невозможно не влюбиться!.. Леонид Куравлёв тоже здесь — вор по кличке Копчёный, Станислав Садальский — щипач Кирпич… Но это, как бы, им уделено время, каждый стал хозяином своего эпизода. Но были и другие… Так, например, Фокс! Александр Белявский по сути колоритный преступник. Он сразу открывается зрителю как оборотень в погонах. Из его натуры не стали делать тайну для зрителя. Отличается от других членов банды, что по значимости, что по силе, ловкости и изворотливости. И для сюжета мощнейший двигатель. Ибо его фигура даже для главаря Горбатого не пуста!.. (Горбатый кстати это Армен Джигарханян)… Я не представляю как можно переоценить эту картину! Это тот редкий случай, когда снято так, что абсолютно буквально каждый кадр, каждая сцена пропитана крутостью и шармом, а атмосфера — харизмой. Тот случай, когда круто всё!!! О чём говорить, что даже в то время, когда показывали этот фильм, сокращалась количество преступлений на улицах — преступники тоже смотрели «Место встречи…»… 10 из 10
Мини-сериал «Место встречи изменить нельзя» показался мне достаточно интересным, познавательным и правдивым. Правдивым, в данной ситуации, является наиболее подходящим словом для описания многих ситуаций, от которых, после осознания реальности происходящего, становится страшно. На самом деле я вряд ли бы посмотрел когда-либо этот сериал. Все потому что я молод, мне всего 21 год, современное (мое) поколение не понимает такие произведения, да и попросту их не смотрит, отмазываясь фразой — «старье». Однако, меня, почему-то, заинтересовала данная картина, отчасти из-за актерской игры Высоцкого в роли капитана Жеглова. Вскоре, по прошествии 2—3 серий, я начал понимать, что жизнь максимально близка к происходящему на экране… Бандиты, как и многие люди, такие же жестокие, корыстные, алчные, они готовы пойти на самые гнусные преступления ради собственной выгоды, не думая о судьбах других, и, не желая зарабатывать деньги честным трудом (законным способом). Правоохранительные органы в лице Отдела борьбы с бандитизмом ставит себе основную цель — поймать главарей банды «Черная кошка», забывая о тщательном, справедливом раскрытии остальных преступления, тем самым почти разрушая судьбу нескольких невинных людей, и обвиняя их в том, чего они не совершали. Однако, в любой профессии, в любом деле нужен свежий взгляд на происходящее. В этой картине на ситуацию под другим углом посмотрел старший лейтенант Шарапов. Чувство справедливости, амбициозность и вера в добро помогли ему достоверно убедится в невиновности изначального подозреваемого и поймать настоящего убийцу. Быть может, все закончилось бы ужасно, если бы Шарапов не уговорил Жеглова отступить, ведь последний уже убедил себя в том, что убийцу он нашел и не допускал, что он может ошибиться. Цитата разговора Жеглова и Шарапова из вышеуказанной ситуации: - «Ты просто убедил себя, что он преступник, и не хочешь от этого отступать. - А почему я должен от этого отступать?!». Жеглова, к сожалению, не так интересует справедливость, как чувство выполненной работы, может быть, не качественной, но сделанной для начальства и отчета. Я думаю, что самолюбие и самовосхищение портит людей, заставляет смотреть на все только под определенным ракурсом, выбранным ими. Это не допустимо, когда на кону чья-то жизнь, судьба. Это и ответ на вопрос: «почему я должен отступать?» — потому что ты решаешь сейчас дальнейшую жизнь человека, а она, в свою очередь, является самым ценным, что мы — люди можем иметь. Я увидел особый смысл произведения — это сила принимать свои ошибки и исправлять их. Ведь, если каждый из нас, неважно от области деятельности, будет твердолобым, то до истины, хотя бы относительной, будет добраться практически невозможно. Моя оценка 8, исключительно из-за мелких деталей фильма, которые удалось мне узреть, однако сюжет, драматургия и иные значимые для фильма критерии были упущены. Никому, кроме Шарапова, Жеглова и Груздева я не поверил, но в силу того, что тогда было только начало развития кинопроизводства, то на такие детали я не обращаю внимания, не зацикливаюсь на них.
Примерно 70% времени на экране герой Высоцкого. И это прекрасно, потому что именно Высоцкий определяет очарование фильма. Без него это был бы заурядный советский детектив, хорошо снятый, с хорошими актерами, но уже забытый к нашему времени. Именно персонаж Высоцкого сделал фильм бессмертным. Высоцкий демонстрирует идеальную модель поведения харизматичного человека. Эта модель лучше всего раскрывается в конфликтах, а конфликты в фильме происходят постоянно: с каждым преступником и очень часто — с Шараповым. Можно и нужно разбирать каждый эпизод, и это получилось бы целое психологическое исследование. Шарапов обаятелен, но нереалистичен. Не мог он ротой командовать, только если это не была рота детсадовцев. В нем ноль доминантности. И следователем он не станет: он не сможет надавить на человека, который дорогу перешел на красный свет, не то что — на матерого преступника. И за линию фронта он не ходил 22 раза. Его бы в первый раз же поймали. У него нет ни капли дерзости, он сильно зажат.
11 ноября 1979 года по телевидению была показана первая серия фильма «Место встречи изменить нельзя», уже 16 ноября сериал, состоящий из пяти эпизодов, завершился. Можно было бы сказать, что с того дня жизнь советского зрителя изменилась, но, наверное, это было бы преувеличением. Или нет, не преувеличение? Ведь, действительно, фильм если и не изменил нас самих, но теперь он бы в нашей жизни, а вместе с ним в массовое сознание ворвались крылатые фразы, образы, детективные интриги и, конечно, то неясное до фильма знание об особом воздухе послевоенной страны. В той напряженной атмосфере ощущались и страх, и тревога, и освобождение, но то, что было сильнее всего этого — это надежда! И фильм Станислава Говорухина по сути именно об этой безграничной и всесильной надежде. На новую жизнь, на справедливость, на наказание злодеев, на любовь, на человека. Литературный первоисточник фильма, книга братьев Вайнер называется «Эра милосердия», и вот наступление этой эры так предвкушают герои. Вступила ли она в свои права, неясно до сих пор, даже сейчас, почти через 40 лет после выхода фильма и спустя более 70-ти после описываемых в нем событий. 1940-е это какое-то особенно фактурное время — все эти разрушенные бомбежками здания, военная форма, мальчишки в разодранных свитерах, женская мода, пробивающаяся к жизни из последних сил… Да, все это так, но только фильм не романтизирует время, потому что там не только кинематографическая фактура была, но и голод, страдание, несправедливость. И как первый мороз придает осеннему воздуху какую-то особую хрустальную прозрачность, так и надежда в то страшное время придавала жизни смысл и эту самую прозрачность. Станислав Говорухин использует прием деромнтизации показанного — в жизни, показанной им, преобладают серые тона и такие же настроения. Но если что-то и занимает его по-настоящему, то это люди — и герой, и играющие их артисты. В концовке фильма есть такой эпизод: словно бы вывернутый наизнанку Шарапов подходит к служебной машине, названной Фердинандом, и старик-водитель Копытин предлагает его отвезти домой. Крупный план здесь позволяет рассмотреть потрепанную куртку Копытина, где-то даже порванную. И смотря фильм даже в 10-й раз, каждый раз удивляешься, что люди, которым по-настоящему нечего было есть и носить, так честно, так неуклонно боролись с преступниками, не давая себе поблажек и не делая скидок. Здесь возникает эффект сближения героя и актера, их слияния, уж очень близкими они становятся нам в этих мелочах и, правильно это или нет, но мы переносим свое отношение к образу на артиста. Поэтому Владимир Конкин навсегда останется Шараповым, а Владимир Высоцкий — хоть и не только Жеглов, но эта роль стала его лебединой песней в кино. Он с нами попрощался, не спев ни одно собственной песни, но зато парадоксально то, что спел Вертинского — «Лилового негра». Но все же фильм этот так прочно связан с его текстом «Баллада о борьбе», что трудно отделаться от ощущения, что написан он был специально для «Места встречи». Конечно, связь эта не сюжетная, а скорее эмоциональная: Детям вечно досаден Их возраст и быт,- И дрались мы до ссадин, До смертных обид. Но одежды латали Нам матери в срок, Мы же книги глотали, Пьянея от строк. Сегодня часто говорят о том, что такую огромную страну объединяет только всем известный банк и не менее известная почта. Но тому, кто это придумал, видимо, ни разу не пришлось самом отдаленном уголке страны, среди непонятного образа жизни, незнакомых диалектов и неизвестных языков, сказать фразы-пароли, которые помогают определить «своего». И одна из них, без сомнения: «А теперь Горбатый. Я сказал, Горбатый!»
Я глубоко признателен С. Говорухину и братьям Вайнерам (и полагаю, что не только я) за то, что в одной из главных ролей снимался В С. Высоцкий. Фильм, снятый без всякой двусмысленности, бьющий наповал, который никого не оставит безучастным и равнодушным. О нём мне сложно писать без превосходной сравнительной степени. Настолько въелся в сознание фильм, что каждую фразу я могу повторить, если у телевизора вдруг пропадёт звук. Как будто не расставался с ним никогда, что первый, что второй, что пятьдесят первый просмотр вызывает волнующие ощущения. Крылатые фразы, ослепительно — элегантные, неистовые, с виду простые, порой смешные, но запоминающиеся мужчины, шикарные женщины. Каждый актёр на своем месте, и каждого персонажа фильма легко понять и истолковать его поступки. Трогательный, от этого не уйти, неспроста в романе» Эра милосердия» Варя Синичкина. С ее персонажем было особенно сложно, предстояло изменить некоторые детали и режиссёр намеренно пошел на это. Безусловно очень достойная экранизация. Во время самой первой трансляции по телевизору зритель буквально прилипал к экрану. А где — то, говорят даже пустели улицы, подозреваю что везде. По слухам, во время показа прекращались и не были зарегистрированы правонарушения, пока шел фильм. Такой у него своеобразный терапевтический эффект, сравнимый разве что с трансляцией «Семнадцати мгновений весны». Разумеется тема, связанная с серьезным риском, заставила зрителей прильнуть к экранам. И конечно участие в нем Владимира Семёновича Высоцкого. Без него, я считаю, фильм был бы совсем другим. И не факт, что он стал бы культовым, именно культовым, а не просто популярным фильмом. Популярным он бы стал без всяких сомнений. Участие Высоцкого решило судьбу фильма раз и навсегда. Таким он и останется в нашей памяти. Как и его персонаж, капитан Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом. Без труда я могу назвать и других участников картины, включая каскадёров, снявшихся в эпизодических ролях членов банды» Чёрная кошка». Это Олег Савосин и Владимир Жариков. Нет особой надобности представлять остальных участников банды, включая главаря, но всё же нельзя их не перечислить. Это, к сожалению, уже ушедшие: Александр Абдулов, Виктор Павлов, и ныне здравствующие: Армен Джигарханян и Иван Бортник. Ещё более досконально прописаны и другие отрицательные персонажи. Но даже совершающие подлости: Кирпич и Копчёный, вместо ненависти вызывают улыбку, равно как персонаж Бортника Промокашка». А ведь они всего лишь пункты одной большой программы, но ни у кого не повернется язык назвать их роли второстепенными. Лишнее доказательство гениального фильма и удачного кастинга. Основная борьба за роль Фокса разгорелась между Белявским и Борисом Химичевым, в которой выиграл Белявский. По утверждению С. Говорухина, ему нужен был актёр из того времени и этой характеристике на все сто процентов отвечал Александр Белявский. Как можно забыть сарказм Евгения Евстигнеева и его персонажа «Ручечника?» Как не улыбнуться при виде, постигшего неудачу в ремесле карманника, героя Станислава Садальского? Как не насладиться игрой в американку между Высоцким и Леонидом Куравлевым? Как не посмеяться над ложными причитаниями и непомерным оптимизмом «Маньки облигации?» Как не отдать дань уважения сотрудникам МУРа, выполняющим трудную, но благородную задачу. Прежде всего, Глебу Жеглову и Володе Шарапову. И как остаться безразличным во время увертюры перед бандитским выходом в исполнении Армена Джигарханяна и его «Горбатого»? Фильм не решает глобальных задач, как в современных боевиках, никто не спасает мир, задача стоит иная. Разумеется не всех удастся вытянуть из трясины, образумить, присноровить. Лекциями о морали, о чести и достоинстве этого добиться невозможно и поэтому главные герои делают то, что считают нужным. Из этого материала состоит их жизнь, в борьбе за порядок и неотвратимость наказания за преступления смысл их жизни. «Вор должен сидеть в тюрьме» и никого не волнует каким образом он туда попадет. Это и сейчас мало кого волнует и поэтому фильм будет актуален ещё долго. Пока не наступит «Эра милосердия».
Есть фильмы, навсегда определяющие судьбу человека. Для меня фильм «Место встречи изменить нельзя» стал именно таким, знаковым, решающим. После первого же просмотра этого потрясающего фильма, в 9 лет, я окончательно и бесповоротно решила для себя, кем я хочу стать когда вырасту. Только следователем уголовного розыска и никем иным. Выбор был сделан, после школы в институт на юридический факультет на кафедру уголовного права. И вот свершилось. Моему счастью не было предела. Стоять на страже закона, очищать родной город от грязи и нечисти, отравляющей жизнь обычных людей, быть блюстителем порядка, честным, порядочным, неподкупным, что может быть лучше. Для меня этот фильм — эталон советского порядочного милиционера (до сих пор праздник День Милиции, 10 ноября, один из любимых). Глеб Жеглов настоящий мент в лучшем смысле этого слова. Без таких людей с бандитами в те годы не справились бы. И в наше время тоже нужны такие горячие люди — неподкупные и любящие свою работу и родное отечество. Владимир Высоцкий просто глыба, после этого фильма я считаю его, а точнее его персонажа Глеба Жеглова своим наставником и учителем в таком нелёгком деле, как борьба с преступностью. Эта книга стала просто моей настольной книгой, которая всегда со мной. А фильм стал образцом работы сотрудников уголовного розыска (вместе с этим великолепным фильмом, ещё люблю сериал «Следствие ведут знатоки» и «Каменская», которые тоже пересмотрены мною не раз и так же являются образцами для работы). Владимир Высоцкий не только создал образ настоящего работника милиции, но и показал как нужно работать в силовых структурах. Настолько проникнуться ролью, может только человек потративший немало времени на освоение искусства кино. Само название киноленты, ставшее в некотором роде крылатым выражением, указывает, насколько легендарным стал в своё время этот фильм. Сейчас, в век бесчисленного потока фильмов самых различных жанров, он вряд ли вызвал бы тот фурор, с которым дебютировал в далёком 1979 году (в год моего рождения. Может это знак судьбы?). Однако даже сегодня фильм любят, помнят и пересматривают зрители всех возрастов, ведь классика — она бессмертна. Действия фильма неуклонно идут по нарастающей, захватывая зрителя всё больше с каждой сценой, с каждым кадром. И когда, казалось бы, всё практически расставлено по своим местам, в ход идёт неожиданный финал, где сойдутся не только добро и зло, не только правосудие с криминалом, но и горячий и непримиримый милиционер Жеглов с не утратившим впечатлительности и романтизма Шараповым, давая публике новую почву для размышлений. Этот фильм — учебник для правоохранительных органов, история того сложного времени, революция советского кинематографа, который до сих пор любят миллионы зрителей нашей страны. Невероятный талант и блестящая игра целой плеяды великих и знаменитых актёров, сделали этот фильм настоящим ШЕДЕВРОМ всех времён. Снимаю шляпу и преклоняю колено перед создателями этого бессмертного Шедевра советского кинематографа. Ведь такой режиссёр как Станислав Говорухин, просто не мог не снять фильм, ставший эталоном и любимым фильмом на все времена для многих зрителей. А какие актёры создали образы персонажей этой картины, просто слов нет. О таланте и гениальности Владимира Семёновича Высоцкого сказано уже не мало, могу добавить лишь, что без него кинематограф СССР был бы не полноценным. И просто потрясающе, что такие актёры были в то время. И только он мог создать бессмертный образ Глеба Жеглова (в которого я влюблена до сих пор, в лучшем смысле этого слова), лучшего сыщика и следователя всех времён. Спасибо режиссёру и Вам Владимир Семёнович, за вашу работу! Низкий поклон! Володя Шарапов в исполнении великолепного Владимира Конкина, не менее знаковый персонаж, этого произведения (братья Вайнеры с тех пор являются моими любимыми авторами, наравне с Юлианом Семёновым, ВСЕ произведения которых прочитаны мною не раз). Очень романтичный, интеллигентный, принципиальный и порядочный герой. Он полная противоположность своему наставнику Глебу Жеглову, но они дополняют друг друга идеально. Армен Джигарханян просто гениально создал образ горбатого главаря банды. Настолько мерзкий тип получился, что словами не описать. Очень неприятен, его ненавидишь и презираешь до самого конца. Я думаю, лучше него никто бы не сыграл такого матёрого преступника, как Горбатый. Просто браво! Аплодирую стоя! А насколько хорош Фокс, в исполнении красавца и невероятно многогранного и талантливого актёра Александра Белявского. Глядя на него даже не верится, что такой невероятно красивый и благородный человек может быть преступником. Очень неоднозначный персонаж. Великолепны и другие актёры. Сергей Юрский просто неотразим в роли Груздева; Виктор Павлов великолепен в роли Левченко; Лариса Удовеченко неподражаема в роли Маньки — облигации; а Станислав Садальский в роли карманника Кирпича. И невероятный Леонид Куравлёв блестяще исполнивший роль вора Копчёного. В общем говорить об этом фильме можно бесконечно. Да и зачем говорить? Его нужно смотреть! Ведь это лучший фильм о работниках уголовного розыска, фильм-пример, фильм — эталон. Бесценное сокровище советского кинематографа. В общем смотрите сами. Только самая высокая оценка, этому бессмертному шедевру. 10 из 10 P.S. «Вор должен сидеть в тюрьме. Я сказал!» — Глеб Жеглов…
Еще один бессмертный советский сериал «Место встречи изменить нельзя», как и «Семнадцать мгновений весны» ставит проблему гуманизма, справедливости-несправедливости правосудия, милосердия и жестокосердия, вполне в христианских тонах. Столкновение честности и прямоты Шарапова с жестокостью Жеглова — конечно, главный конфликт, детективная интрига вторична, как бы не были увлекательны почти хичкоковские сцены на воровской малине в последней серии — это дань мастерству режиссера, а никак не основное содержание картины. То, что банду берут накануне Нюрнбергского процесса, удивительным образом зарифмовывает этот сериал с «Семнадцатью мгновениями»: бандиты также терроризируют нас, как и фашисты. Бандитизм, столько раз опоэтизированный в криминальном жанре, начиная с «Лица со шрамом» Хоукса и заканчивая «Крестным отцом», здесь предстает во всем своем зверином облике. Горбатый в исполнении Джигарханяна — образ почти инфернального зла, его психологический поединок с Шараповым — жемчужина картины. Горбатый — настоящий нацистский палач, столь страшен его взор, столь мрачна психоделическая подстветка его лица в сцене взятия банды. И вновь образы детства, незащищенной человечности становятся альтернативой бандитизму и зверству. Защищая закон, правосудие, гуманно, конечно, а не жестоко, как Жеглов, Шарапов с неизбежностью защищает детство и материнство, как защищал его Алеша из «Баллады о солдате». Выбор исполнителей на главные роли поражает своей убедительностью: прямой, честный взгляд Конкина и тяжелый, исподлобья взгляд Высоцкого. Выбор Высоцкого на главную роль был, конечно, главной основой успеха фильма. Играя, во многом, свою лучшую роль, Высоцкий показывает нам грани своего таланта, человека, маргинализированного советским социумом, гениального поэта и исполнителя, также и блестящего, как мы видим, актера. Это не компромиссные «Опасные гастроли», это сильный образ. в котором, Высоцкий воплотил все то, что он ненавидел в жизни, о чем он написал свой роман «Черная свеча». Также и второстепенные персонажи запоминаются, как яркие колоритные типажи, от опера-еврея до того же горбуна. Но третий оп важности персонаж после Шарапова и Жеглова — это, конечно, Груздев, врач-интеллигент, тщетно сопротивляющийся беззаконию под маской правосудия в лице Жеглова. Юрский, как всегда блистателен в этом роли, создавая образ невротичного интеллигента, мечтающего о справедливости. В целом сериал ничем не уступает «Семнадцати мгновениям», развивая и углубляя тему гуманности и ее инородности тоталитарной системе, необходимости активной защиты человечности по иным лекалам, не идя на поводу у тоталитаризма, не играя по его правилам, защитить человека от посягательств социума.
Отличный многосерийный фильм (язык не поворачивается назвать сериалом — ведь это слово уже стало чуть ли не ругательным). Неторопливое развитие действия, минимум драк, максимум прорисованных характеров. Как и во всех экранизациях братьев Вайнеров, сюжет фильма довольно философичен — двое главных героев хоть и друзья, но совершенно противоположны друг другу. Володя Шарапов (Владимир Конкин) — молодой, энергичный, но очень добрый и внимательный ко всем людям. Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) — зрелый, прошедший огонь, воду и медные трубы; считает, что лучше посадить невиновного, чем оставить преступника на свободе. Он действует по принципу «Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу», то есть для ареста преступника он готов сам нарушить закон. В книге Жеглов сделан резко отрицательным персонажем. В фильме же благодаря бесконечной харизме Высоцкого он очень обаятелен. Исполнители второстепенных ролей также блестяще справились со своими ролями — у Натальи Даниловой получилась замечательная Варя, у Армена Джигарханяна — грозный главарь Горбатый, у Александра Белявского — «крутой» бандит Фокс. Удовиченко, Куравлёв, Садальский, Евстигнеев появляются в кадре всего на пять минут, но их персонажи всё равно врезаются в память, а цитаты в их исполнении становятся крылатыми: «Аблигация или облигация?», «Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок», «Кофелёк, кофелёк, какой кофелёк?», «Указ 7—8 шьёшь, начальник?». Ну и конечно, нельзя не отметить музыку. Евгений Геворгян не очень популярный композитор, но здесь он создал гениальный саундтрек. В общем, настоящая классика советского кинематографа. Кто ещё не знаком, смотреть обязательно.
Даже не знаю с чего бы начать… Сериал, ставший легендой, сериал, который сотворил культовые личности, которые должны стать и стали образцами поведения, профессионализма для правоохранительных органов, персонажи, которые подарили немало классических выражений, их имена не раз появлялись в других местах: в песнях, рассказах, памятниках, картинах. Сериал, который прочно вошёл в регистр достижений всего кинематографа в целом, отобразивший не только жизнь и быт послевоенной советской эпохи, но и стал эталоном того, как вообще создаются легендарные ленты, а в них рождаются легендарные личности. Может кому-то станут приторными эти дифирамбы, но люди, которые знают эту работу Станислава Говорухина понимают, что «Место встречи изменить нельзя» этого заслуживает, как и всевозможных од в честь него. Нет никакого смысла описывать весь ход расследования, который связан с поисками жестокой банды, получившей зловещее название «Чёрная кошка», потому что на всех местах своих преступления она оставляла знак этого животного. Сама по себе банда «Чёрная кошка» — выдуманная братьями-писателями Аркадием и Георгием Вайнерами, но была одна банда, которая стала прототипом «Чёрной кошки» — банда Ивана Митина. Если кому-то интересно, то с её историей можно ознакомиться в рамках криминальных телепередач «Следствие вели…» и «Легенды советского сыска». При этом в сюжете сериала «Место встречи изменить нельзя» идёт ещё несколько параллельных расследований, но они неминуемо, так уж сложилась судьба, приводят к фигурантам дела о «Чёрной кошке». И каждая эта линия имеет целостный фрагмент, следить за которым, безусловно, очень интересно, да и они создают общую картинку всего дела, которое вели следователи из отдела по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Эти два следователя, которые также имели своих реально существующих прототипов, правда, Жеглов был больше собирательным образом, созданным талантливой рукой братьев Вайнер, легли в основу бешено популярной в своё время песни «Атас!», спетой фольк-коллективом «Любэ». Два совершенно непохожих на друг друга человека, у каждого свои принципы и приоритеты, но вместе они создали умный, талантливый и сверх профессиональный тандем, от которого, существуй они на самом деле, дрожала бы вся бандитская Москва, а может и весь Советский Союз. Цельные, характерные персонажи, раскрывающимся по мере хода расследования, прекрасно переданные актёрами и в эмоциональном и в поведенческом плане. Но этого мало было Станиславу Говорухину, потому что каждый персонаж в его фильме, каждый, даже самый небольшой, представляет из себя цельную личность. А каждый новый эпизод с новым фигурантом — это новый виток в ходе расследования, но сколько же настоящего в этих эпизодах, сколько же искренности, яркости, сколько выразительности в диалогах, ну а то как себя ведут милиционеры перед преступниками — на это любо-дорого смотреть. До сих пор нельзя забыть многие эпизоды из этого великолепного фильма. Например, эпизод, когда Глеб Жеглов, капитан милиции, «трусил» в бильярдном зале профессионального «каталу» по прозвищу Копчёный. Кстати, эта сцена стала первой на съёмках, но её суровый, мощный заряд следовал по всей картине, создав самый настоящий энергетический посыл. Последняя сцена, где присутствует персонаж Сергея Юрского — это вообще что-то невообразимое, отчего сердце сжимается, ведь герой Юрского пережил столько ужасных часов в своей жизни, но только хладнокровие, непредвзятость и честность Шарапова спасает его. Блистательно, да и только! Ну и нельзя обойти вниманием целую психологическую дуэль, которую выдержал и блестяще провёл Володя Шарапов, оказавшись на волосок от смерти на «малине» у жестоких преступников. Спасибо актёрам за это и оператору ленты Леониду Бурлака, который передал все нюансы заряженной и накалённой донельзя атмосферы. В фильме даже в небольших ролях задействованы великолепные наши актёры: Светлана Светличная, Александр Абдулов, Надежда Крачковская и даже Сергей Мазаев появляется с саксофоном. Теперь представьте себе весь цвет советского актёрского искусства в одном фильме! Представили? Тогда Вы получили ярчайшую картинку того, каким является фильм под названием «Место встречи изменить нельзя». Лично для меня 360 минут картины «Место встречи изменить нельзя» — это лучшие 360 минут, которые я провёл за просмотром (и это было не один раз) картины в жанре милицейского детектива/психологического триллера/боевика советской эпохи/драмы. И как следствие «Место встречи изменить нельзя» — это лучшая картина для меня в духе детектива и никакие расписанные и облюбованные детективы из Страны грёз этого фильма мне не заменят! 10 из 10 P.S.: В славном городе Мариуполе установлен памятник Владимиру Высоцкому в образе Глеба Жеглова. Находится он возле Дома Связи и я там не раз был и с этим местом у меня связаны яркие воспоминания.
Этот фильм по праву занимает первое место в рейтинге советских картин. Бенефис, лебединая песня Высоцкого, который был здесь абсолютно гениален, неподражаем и т. д. Подойдет любой восхваляющий эпитет. Каждая сцена с ним превращалась в состязание в актерском мастерстве, и оппоненты были тоже, мягко говоря, не фантики. Мне кажется, Высоцкий переиграл всех, включая обожаемого мною Евстигнеева. Наверное, в том числе и поэтому симпатии зрителя в конфликте Шаропова и Жеглова по поводу: «Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.» на стороне Жеглова и его позиции, а не на стороне Шарапова, как это должно было бы быть по задумке авторов романа и сценария. Я бы хотел немного остановиться на детективной составляющей сюжета. На мой взгляд, она очень слаба и натянута. Практически все победы следствия — результаты того, что любой из опрашиваемых людей, будь то преступник (Кирпич, Копченый), содержательница малины (Верка), дама легкого поведения (Манька) или соучастница преступной шайки (Волокушина) легко «колются» и рассказывают все, что следствию нужно. Только Ручечник послал их подальше. Мягко говоря, это маловероятные события в обычной жизни. К тому же, в ситуации с Кирпичом мне тоже не совсем ясна логика: «у вас на нем там тысяча разных подвигов», «он до отказа с тобой разберется» и т. д. Я, конечно, не большой специалист в правоведении, но мне кажется, что одно задержание с поличным не является автоматическим доказательством вины по всем остальным эпизодам, по которым ранее доказательств не было. Соответственно, и шантаж этим Кирпича не особо оправдан. Но несмотря на эти слабые (по моему мнению) места в сюжете, фильм как произведение искусства однозначно состоялся. Придраться к остальным составляющим этого шедевра абсолютно не в чем. На высоте были все: и режиссер, и актеры, и композитор, и оператор, и, видимо, монтажер, сумевший безболезненно отрезать две серии «лишнего» материала. Кино на все времена. 10 из 10
Засады, погони, перестрелки… — это да. Фильм-легенда. Обсуждать актёров, сюжет и прочее даже не хочется. Хочется просто поговорить о фильме. Есть такая довольно известная киноцитата из фильма Алексея Балабанова «Брат 2»: «Я вот думаю, что сила в правде, у кого правда — тот и сильней». Цитата многим понравилась, с появлением пабликов в интернете она стала частым гостем среди людей с богатым внутренним миром. Мудрость же. Надо пихать её себе на стену. Но фильм «Место встречи изменить нельзя», за что особо мной любим, как бы между делом, показывает настоящую правду. Правду, которой нет. Или она есть, но не одна, а её как бы две, и она противоположна сама себе. Диалог Жеглова и Шарапова. Они обсуждают тот злосчастный кошелёк, который Жеглов подбросил карманнику, чтобы его можно было и осудить, и расколоть насчёт другого уголовного дела. Этот спор лично у меня вызывает мурашки по телу. И ведь каждый из них прав. Разве не прав Жеглов? «Вор должен сидеть в тюрьме!». Да, и мне, как простому обывателю, всё равно каким способом этакий Жеглов его туда посадит. Если он вор, преступник — он должен сидеть в тюрьме. Жеглов правильно поступил, иначе поступить нельзя было. Поступи он иначе — неизвестно, раскрылось ли вообще убийство, не говоря уже о том, сколько бы ещё людей пострадало от такого «милейшего» Кости Сапрыкина, особенно в послевоенное время. Но невозможно не прислушаться и к Шарапову. Он знает о чести офицера, он понимает, что офицер не должен опускаться до дешёвых приёмов, он осознаёт, во что это может перерасти, если такими способами затыкать дыры в следствии. Получается, мнения противоположны, а правы оба. У каждого правда своя. И тем, что она отличается от правды другого — ложной она от этого не становится. Или сцена у Верки-модистки. Казалось бы, всё ясно — сотрудник струсил. Спасовал перед бандитом, сдался. «Трус и предатель» — безапелляционно заявляет Жеглов. И вновь фильм предлагает посмотреть с другой стороны. «Да! И про детишек своих тоже подумал!» И если попробовать посмотреть на ситуацию его глазами. Ну вручили бы медальку посмертно, грамоту вдове, мол, гордитесь мужем, не зря погиб. А ей и её детям горе на всю жизнь. На всю жизнь. И что, прав был бы он для своей семьи, если бы лежал мёртвый от пули какого-то бандюгана? Прав ли был он, предпочтя «героическую» смерть от бандита, тем самым оставляя семью в послевоенные годы на произвол судьбы? На чьей стороне здесь правда? Прав ли был Жеглов в истории с Левченко? Его правда такова — бандита можно убить. Просто потому что он бандит. Он убивал невинных, грабил. Вроде правда у Жеглова, но тогда отчего так жаль Шарапова? Отчего у него этот волчий взгляд? Оттого, что у него другая правда, в которой благородный Левченко прежде всего человек со сложной судьбой. Своя правда была и у Груздева в отношении Жеглова. Своя правда была у Верки-модистки. Своя правда была и у Соболевской, которая отказалась выдавать своего любовника даже несмотря на то, что именно он убил её подругу. Вот вам пожалуйста, женская дружба, как она есть. Вот и получается, что правда есть у каждого своя. Засады, погони, стрельба, уголовный розыск и прочее — это да. Но меня поражает глубина фильма. Только жаль, что единственный в фильме, чья правда под сомнением — это Михаил Михалыч. Его «эры милосердия» не будет ещё очень долго. 10 из 10
Фильм — легенда, что еще лучше него может быть? Считаю его лучшим всех эпох и народов. Не смогут с ним сравнятся современные сериальщики. Книга Вайнеров неплохая, там больше мыслей, но фильм уделывает ее влет. И если «Эра Милосердия» всего лишь неплохой детектив, то фильм культовый для нас всех. Из всех фильмов о советской милиции наиболее реальный. Фильм разобрали на цитаты, фразы отсюда настолько гениальны, что хочется их слушать и слушать. Актеры просто чудо. Высоцкий гениален как всегда, Жеглов кумир моего детства. А что за кумиры у современной молодежи? Саша Белый? Данила Багров? Налицо промывание мозгов молодого поколения такими «героями». Или мы «испорчены» хорошими и правильными фильмами как «Место встречи изменить нельзя» и не понимаем современную бандитскую белибердень?
Говорить о том, что «Место встречи, изменить нельзя», детективный мини-сериал снятый Станиславом Говорухиным по роману братьев Вайнеров, «Эра милосердия» — одна из главных легенд отечественного кинематографа вообще, и его криминально-детективной части в частности, мягко говоря, излишне. Некоторые фразы героев и злодеев «Места встречи», давно уже воспринимаются русскими, чуть ли не как русские народнные пословицы и поговорки. Теперь собственно говоря, про них (героев и злодеев): Владимир Шарапов Офицер-фронтовик, бывший командир разведроты штрафников, направленный после войны, в оперативную группу ОББ — Отдела по Борьбе с Бандитизмом. Владимир — опытный офицер-разведчик, почти свободно «ботающий по фене» и поэтому считающий, что сможет эффективно и что называется спокойно, бороться с бандитизмом. Он интеллегентен и мягок и поэтому не имеет достаточного опыта оперативно-розыскной деятельности. Однако реальность -весьма жестокая и бескомпромиссная дама. Поэтому первое же дело молодого офицера-разведчика, а теперь ещё и оперативника легендарного МУР — Московского Уголовного Розыска, а именно расследование убийства москвички Ларисы Груздевой и поимка жестокой и неуловимой банды «Чёрная кошка»(члены которой, безжалостно и безтрепетно убивают даже детей), заставляет Шарапова понять, что противостояние бандитизму — вовсе не такое уж и романтичное занятие как это поначалу представлялось. Глеб Жеглов Несмотря на то, что Глеб в отличии от Владимира, не был на фронтах Великой Отечественной/Второй Мировой Войны, сказать, что он — трус, «откосивший» от защиты Родины с оружием в руках, нельзя ни в коем случае. Просто у каждого, свои фронты борьбы с врагом. И пока Шарапов со своими разведчиками-штрафниками, непосредственно сражался с фашистами и их сателлитами, Жеглов искоренял «огнём и мечом», бандитизм в тылу отчизны. Жеглов — по своему характеру, жёсткий и бескомпромиссный цинник, однако при этом обладающий недюжинным умом, самыми лучшими и настоящими понятиями об офицерской и человеческой честях и почти гениальными следовательскими смекалкой и чуечкой. Несмотря на то, что сначала может показаться, что Жеглов относиться к Шарапову как к вещи, на спасение своего друга и товарища из бандитского логова, капитан МУРа идёт совершенно искренне переживая за своего друга и напарника, не «по приказу партии». Говорят, что степные пожары не затушишь хлеща их тряпками. Их(пожары) можно победить, только пуская огонь против огня. Вот Жеглов, как раз и есть такой огонь, который надо пускать против группировок подобных «Чёрной кошке», ибо вреда нормальным людям, они приносят едва ли не больше чем пожары. Варя Синичкина Героиня Натальи Даниловой — ясная звёздочка, светлая умница и красавица и подлинное украшение этого мини-сериала. Варя — очень добрая, ласковая, нежная, честная и искренняя молодая девушка. Я почти не сомневаюсь, что не было людей, которые дочитав «Эра милосердия» до конца, не испытывали бы пронзительные жалость, скорбь и печаль, от того что такой положительный персонаж как младший сержант постовой службы Синичкина, получает смертельное ранение и умирает в одной из больниц Москвы, не познав всех радостей и всего счастья, настоящей любви и материнства. А также, я почти не сомневаюсь, что нету тех, кто посмотрев мини-сериал, не испытал бы неподдельных счастья и радости от финала, в котором Варя остаётся в живых. Такие светлые люди как Синичкина, не забываются никогда и остаются в памяти навсегда. Если, Станислав Говорухин, когда-нибудь зайдёт на КиноПоиск, на страницу своего фильма, то увидит, что я выражаю ему самую искреннюю и сердечную благодарность, за то, что он спас жизнь Варе Синичкиной и отстоял такого замечательного персонажа! Горбатый Замечательный русский актёр еврейского происхождения, Сергей Юрский, сыграл в «Место встречи, изменить нельзя», один из самых ярких и правдоподобных образов бандглаваря в истории отечественного кино. Вот сразу веришь, смотря на злодея в исполнении Юрского, что именно такими в то время и были главари банд. Жестокими, безморальными и беспринципными типами, готовыми на любое самое омерзительное и аморальное преступление, ради барыша и своей банды. Промокашка Про этого гоблина, даже говорить, мало чего хочется. Самая обыкновенная «шестёрка» и шнырь. Карманник, преступную карьеру которого, к счастью для многих прервали офицер МУРа и фронтовой разведчик (породив после этого, один из самых ярких и замечательных споров, в истории русского и советского кинематографов). Но сыгран конечно, отменно. Итог: «Место встречи, изменить нельзя» — один из самых гениальных советских и русских мини-сериалов. Пройдут ещё долгие года и десятилетия. Но (может это, и немного пафосно) пока жива Россия и русские, этот мини-сериал, будут помнить, любить и по стопицот раз пересматривать. 10 из 10 И без вопросов!
Культовый многосерийный фильм по роману братьев Вайнеров можно считать по-настоящему одним из культурных достояний Советского периода. Сегодня невозможно представить Советский кинематограф без этого фильма. Глеб Жеглов и Владимир Шарапов в исполнении яркого дуэта Влидимира Высоцкого и Владимира Конкина стали настоящим лицом милиции послевоенного времени. Нельзя не сказать слова восхищения и актёрам сыгравшим в этом фильме отрицательные роли: Армен Джигарханян, Виктор Павлов, Александр Белявский, Валерия Заклунная, Иван Бортник, Александр Абдулов, Станислав Садальский, Евгений Евстигнеев и все остальные каждому из них веришь беспрекословно. Роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» пожалуй самая сильная их работа как впрочем и экранизация их творчества, он невероятным образом пропитан красками того времени, но главная черта благодоря которой этот роман так любим многими заключается в том, что практически все персонажи персонажи этого произведения показанны простыми людьми, со своими характерами, проблемами и мнениями, а главные персонажи как со стороны добра, так и со стороны зла показаны умными и думающими людьми, что делает это произведение интересным, запутанным, интрегующим и держащим от начала до конца в напряжении. Говоря же о фильме огромная заслуга одного из сильнейших кинорежиссёров всех времён Станислава Сергеевича Говорухина в том, что он сумел перенести все прелести этой работы братьев Вайнеров из книги на экраны, конечно в этом есть и большая заслуга всего актёрского коллектива, хотя бы потому, что многие фразы воспринимающиеся при прочтении как что-то само сабой разумеющееся, после выхода фильма стали по-настоящему «крылатыми» то есть ушли в народ, но всё же главный на съёмочной площадке режиссёр и он в конечном итоге отвечает за конечный результат. А в целом всем создателям этого фильма и естественно романа хочется сказать огромное спасибо за этот кинохит, который был, есть и всегда будет лучшим в своём роде. Низкий вам поклон! 10 из 10
Очень сильное кино с глубинным смыслом. Однозначно лучший советский фильм в подобном жанре. Здесь удачно срослось все — и отменный литературный материал, и блестящая режиссура, а также гениальная (не побоюсь сказать этого слова) игра актёров, особенно стоит отметить Высоцкого… Фильм до такой степени неоднозначный, что споры на форумах до сих пор не утихают — подброшенный кошелек Кирпичу, «посадка» Груздева, убийство Левченко при задержании и другие моменты. Но лично я на стороне Жеглова. То ли Высоцкий так постарался, то ли ещё что-то, в книге Глеб Егорыч симпатии не вызывает, а тут с точностью до наоборот. Но правоту Шарапова допускаю. При просмотре фильма возникает мысль, что воистину говорят, что у каждого своя правда. Если же откровенно говорить, то мне Жеглов больше по душе, но Шарапов мне тоже симпатичен, только на мой взгляд он чересчур идеалист, с такими взглядами нельзя работать в милиции/полиции. Все-таки Уголовный Розыск — это не Институт благородных девиц. Но если бы не Володя, то возможно бы Груздев сел бы ни за что, ибо как мы видели на протяжении всего фильма, Жеглов больше отрабатывал Груздева, и другие версии пропускал мимо ушей. Так что оба персонажа нужные и прелесть как раз в том, что противоположны друг другу во взглядах, поэтому и спорим. В этом заслуга Вайнеров и Говорухина. Конечно, Глеб Егорыч прослужил много лет в МУРе и романтическая «дурь» из его головы выветрилась и циником стал поневоле, но при все этом он мне очень симпатичен, потому что его методы куда эффективнее. Бороться с бандитизмом только так и можно, к сожалению. А с методами Шарапова каши не сваришь, и наверное, ни одного преступника за решетку не упрячешь… Подводя итог, скажу, что «Место встречи изменить нельзя» заставляет о многом задуматься. В чем-то он философский и с моральным подтекстом. И благодаря всем этим достоинствам это кино и является моим самым любимым советским фильмом подобного жанра. Жаль, что таких шедевров больше не будет. 10 из 10
Хорошие советские фильмы зачастую переходили в разряд культовых (во многом это касалось комедий) благодаря проникновению текста в речь простого человека. Пословицы, поговорки, фразочки, шуточки, броские словечки входили в обиход, в повседневную жизнь. Они, помимо своих разных служебных функций, конечно, исполняли еще и роль опознавательную — были маркерами на предмет «свой/чужой». Свой (по социальному, например, статусу, по роду занятий) непременно знал основной корпус текста, ставшего уже устным фольклором. Это был удивительный круговорот. Материал этих лент словно возвращался в среду, из которой выходил, ведь режиссеры, сценаристы, писатели не брали всю эту прекрасную «приправу речи» из своих, без сомнения, светлых голов, в основном — из жизни. В этой связи можно сказать, что «Место встречи изменить нельзя» по степени «расхватанности» на цитаты, на образы, на нарицательные имена, уступает, пожалуй, лишь «Семнадцати мгновениям весны». Уступает, но не отпускает далеко. Сейчас подобных картин не снимают. Или просто изменилось время, изменились люди. Разные интернетовские мемы и гэги не дают уже прорасти более высокому в культурологическом плане «речевому сору». Впрочем, все эти мемы выполняют ровно ту же функцию. Перебирая в памяти произведения современного отечественного кинпрома, прихожу к мысли, что, пожалуй, только «Ликвидация» Урсуляка могла бы в другое время и в другом месте стать культовой вещицей в народной речи. Помимо описанного выше эффекта «Место встречи», конечно, обладает массой других неоспоримых достоинств. Этот сериал талантливо снят по прекрасной книжке. Он весь бесподобно сыгран: от главных ролей — до самых незначительных. Он породил целую портретную галерею, которая вошла в нашу культуру наравне с речевыми оборотами. Сложившаяся уже в десятилетиях аура «Места», как фильма-явления, вполне может быть непонятна какому-нибудь иностранцу, сядь он прилежно за просмотр сериала. Простой, в общем-то, сюжет: отдел по борьбе с бандитизмом преследует некую банду, попутно расследуя еще несколько дел, помогая сироткам, защищая сирых и убогих. Это нам, с нашей «загадочной русской душой» не нужно разжевывать соль философских и этических споров Жеглова с Шараповым, грез Михал Михалыча о недостижимой Эре Милосердия. Потому что это наша история и наша культура. Нельзя изменить не только место встречи (Россия), но и время (оно не меняется, меняясь) и людей (с той самой загадочной душой…). Это очень русское, очень пронзительное и народное кино. И не стоит углубляться в детали. До меня это детали тысячи раз… 10 из 10
Нетрудно понять такую народную любовь к этому сериалу, ведь оторваться от просмотра почти невозможно. Лично я могу посмотреть все пять серий в два приема, ни капельки не устав. В этом уникальное качество этой истории — она легко воспринимается и не надоедает, даже если пересматривать регулярно. Сегодня сериалу уже больше тридцати лет, а описанному периоду почти семьдесят. Но красиво с интересом воссозданная эпоха удивительным образом сочетает в себе дух СССР. В этом заслуга, в первую очередь костюмеров. Был воссоздан внешний вид, как сотрудников правоохранительных органов, так и активистов преступного сообщества, и сотен простых людей, которые часто появляются на экране лишь на мгновение. К этому стоит добавить и уникальный автомобильный парк — использование раритетных автомашин не может оставить безразличным. Касательно цензуры, мне, признаться, до сих пор непонятно, как некоторые из сцен все же попали на советские экраны. С другой стороны, это ведь не документальное повествование о борьбе с преступностью, а развлекательное действие, основанное, в тоже время, на реальных прототипах. Порой складывается впечатление, что современным преступникам далеко до холодной изощренность и жестокости героев этого сериала. Ругательств здесь не много, но их присутствие продиктовано описываемой темой. Вообще все, что касается диалогов здесь на высоте. Это и уникальный жаргон, объединяющий в себе вышедшие сегодня из употребления русизмы. И лексикон преступников, которые так же использую и главные герои в лице правоохранительных органов. Вообще, картина так и пестрит настоящими афоризмами, которые за долгое время стали частью нашей культуры. Трудно себе представить сегодня взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с крылатыми выражениями отсюда. Это отличает сериал от десятков и сотен, которые выходят на отечественный рынок сегодня. Здесь нет сцен, которые хотелось бы убрать, диалоги, которые казались бы пустыми и надуманными. Формула успеха оказалась выверенной до мелочей. Причем каждая из пяти серий предлагает новый аттракцион злоключений из хроник борьбы с преступностью. Это и допросы стукачей, осведомителей, виртуозные облавы и погони, перестрелки, внедрение в банду. Жаль, что наверно не всякому представителю молодого поколения сегодня понравится этот легендарный сериал. Но в этом не вина создателей, ведь их детище грело и греет сердца миллионов людей. Отдельных слов восхищения здесь заслуживает актерский состав. Многие из этих актеров не требуют представления. Хочется выделить блистательных персонажей с лицами Сергея Юрского, Александра Белявского, Евгения Евстигнеева и др. И, конечно же, главной звездочкой, с которой буквально ассоциируется этот фильм, стал Владимир Высоцкий. Очень жаль, что он не на много пережил выход сериала, а ведь в его актерском потенциале ни у кого не осталось сомнений. Легендарный сериал, который, хочется верить, переживет еще десятилетия. Культовые герои, вошедшие в повседневную речь фразы, и история, от которой почти невозможно оторваться. У меня в конце последней серии всегда возникает тягостное ощущение того, что картина досмотрена. 10 из 10
Командовавший разведротой фронтовик Володя Шарапов, человек правильных убеждений, приходит в МУР в отдел борьбы с бандитизмом, которым командует Глеб Жеглов — брутальный тип с системообразующим принципом «Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не волнует, каким способом я его туда препровожу». И вместе им предстоит ловить неуловимую банду по прозванию «Черная кошка». Каждый раз думаешь, каким мог бы быть и без того легендарный фильм, если бы над режиссером не довлели различные внехудожественные обстоятельства. Слишком уж хотелось Говорухину взять на роль Жеглова Высоцкого и пришлось многим пожертвовать ради этого. Самое главное, что роль бывшего командира не просто разведротой, а штрафротой, получил Владимир Конкин, которому для такой роли ну совсем не хватает харизмы. Ну не годится он для того, чтобы командовать штрафниками, в том числе бывшими уголовниками. По той же причине он не способен противостоять отрицательному обаянию личности Жеглова, тем более в исполнении Высоцкого. А этого вообще-то требовал и литературный первоисточник братьев Вайнеров, которые строили роман на противостоянии двух сильных характеров — законника-позитивиста и макиавеллиста. В фильме же конфликт не получил настоящего развития — по вышеуказанной причине. Жесткий и харизматичный Жеглов-Высоцкий оказался ближе зрителю, чем мягкий и чересчур уж интеллигентный для МУРа Шарапов-Конкин. Отсюда и масса нелепостей, оправданных, впрочем именно что характером кинематографического — незапланированная встреча бандита Фокса и Шарапова, обнаружившая несостоятельность последнего в сравнении с бандитом, отсутствие ряда эпизодов, показывающих эволюцию Шарапова как сыщика, абсурдность внедрения Шарапова в банду и т. д. Второе серьезное упущение — уголовный мир. Колорит, конечно, присутствует, но получается он слегка (если такое слово употребимо по отношению к понятию) кастрированным. Мелковато как-то все. Выскажу уж совсем крамольную мысль: великолепные работы сыгравших уголовников актеров сыграны таким образом, чтобы «играть в поддавки» с Высоцким-Жегловым. По существу из-за этого почти не состоялось противостояние преступного и законного миров (здесь ремарка: серьезные бандиты появляются по существу только в 5 серии). Очевидно, что поработали советские цензоры, которые и без того приглаженный текст «Эры милосердия» обрили едва ли не наголо. Третье относится к эпизоду, но накладывает отпечаток на весь фильм. Как известно, в книге Варя Синичкина погибает, чем, видимо, и объясняется убийство Жегловым штрафника Левченко в финале. «Воскресив» девушку, Говорухин сыграл на руку массовому вкусу, требовавшему хэппи-энда. А какого высокого уровня драма могла бы получиться! Но не судьба. Придираюсь? Не то слово! Причем это чрезвычайно мелкие придирки для сериала, в котором блистает элита советского кино даже в эпизодических ролях. Блистателен и послевоенный антураж, которому почти веришь. Драматизм — в норме, экшн — пожалуйста, детектив — куда ж без него. Нравственная составляющая, то бишь мораль, несмотря на вышеуказанные огрехи, тоже налицо и представляет собой дилемму, которую трудно разрешить и сегодня (можно ли сунуть в карман кошелек очевидному вору): Жеглов и Шарапов все-таки стали антиподами в общественном сознании. В общем, и без того гениальный сериал еще гениальнее, наверное, не мог бы стать. Почему же такая критика в первых 2/3-х рецензии? Да потому что засмотрен до дыр, потому что к каждому персонажу. роли, кадру присмотрелись настолько, что лет за 15 ежегодных просмотров начинаешь становиться режиссером каждого эпизода, да к тому же, сидючи у экрана монитора или телевизора, считаешь, что условия для съемок идеальны и технически, и идеологически. А ведь всем ежикам бывшего СССР понятно, что это не так. Так что не признать, что «Место…» — один из безусловных шедевров российского телевидения, было бы кощунственно. Кощунствовать желания нет, а пойду-ка лучше пересмотрю все 5 серий подряд. 8 из 10
Цитатно с этим фильмом знаком, наверное, каждый. Потому что диалоги из «Места встречи» уже давно разошлись в народ и стали крылатыми фразами. Я же открыла этот фильм для себя только сейчас. До сих пор никак не удавалось его посмотреть полностью, только какими-то урывками. Когда его повторяли по ТВ, как назло время трансляции совпадало то с уроками в школе, то с парами в институте, то с работой. Но вот — век компьютерных технологий и немного свободного времени… и оторваться от монитора было просто невозможно. На одном дыхании — от первой до последней серии. И такая ностальгия проснулась по советскому кино, по фильмам о мужестве и чести, картинам, где добро торжествует! Когда пошли финальные титры, было такое чувство, будто не просто выключаю кино, а прощаюсь с хорошими друзьями. Актеры все просто восхитительны. Настоящие профессионалы! Какие колоритные бандюки разных мастей получились! Жиглов в исполнении Высоцкого, конечно, неподражаем. Варя Синичкина — нежная и трогательная, особенно в сцене с подкидышем. И Владимир Конкин, на мой взгляд, справился со своей ролью отлично. Он — молодой оперативник, еще неопытный, честный и прямолинейный, порой до наивности. Но вместе с этим — сильная личность. Именно такой напарник гармонично смотрелся рядом с Жигловым. Двух опытных, харизматичных и «тертых» оперативников было бы слишком много. «Вот погоди! Разгребем эту шваль, раскидаем!» — говорил Жиглов Шарапову в полной уверенности, что все так и будет… По иронии судьбы в тот же вечер, как досмотрела «Место встречи», включила «Новости». А там — про полицейских, до смерти замучивших задержанного. Когда каждый день видишь и слышишь что-нибудь подобное, уже воспринимаешь это как-то вяло. Да, возмутишься, конечно. А на другой день уже как-то и подзабудешь. Но тут разительный контраст повлиял. У меня просто сознание перевернулось. Как же это получилось, что не смогли Жигловы и Шараповы победить преступность? Как «мерзость и шваль» просочилась в ряды тех, кто должен быть нашей, простых граждан, защитой и опорой? Где же она, Эра милосердия? Видно, не все росли на таких фильмах и идеалах. А жаль… 10 из 10
Зачем, спрашивается, снимать никчемные фильмы о Владимире Семеновиче, когда существует множество прекрасных, а порой даже и восхитительных картин непосредственно с самим Высоцким. Такой вот восхитительной картиной на протяжении уже тридцати с лишним лет является одно из ярчайших отечественных кинополотен «Место встречи изменить нельзя». Эта картина отсмотрена большинством отечественных зрителей неоднократно, все знают цитаты их этого фильма, которые за столько то лет стали крылатыми… «Ну что будем делать, господа хорошие?» Как-то так получилось, что наш кинематограф в большинстве своем славился всегда историческими и детективными историями, не забывая еще и о высоком уровне жанра комедийного. «Место встречи» как раз таки к жанру детектива и относится, и, пожалуй, это лучшая детективная история, которую когда-либо выпускали на экраны отечественные деятели кинематографа. На этом кинополотне было воспитано не одно поколение, и своей актуальности, своей значимости это кино не потеряло до сих пор. Оно было встречено на «ура» 1979, популярно оно и пой сей день. Картина состоит из пяти серий (такие проекты в настоящее время называют мини-сериалами) — каждая серия час с небольшим — и каждая минута — это истинное удовольствие, масса эмоций и впечатлений, и мощнейшая энергетика, которую излучают главные актеры в этой ленте. И все эти пять серий можно без малейшего намека на усталь усвоить за один присест. «Кофелёк, кофелёк… Какой кофелёк?» Говорухин снял практически безупречное кино. Ну здесь просто не к чему придраться. Здесь есть все, что нужно для создания хорошего кино. Интересный сюжет, яркие и очень хорошо прописанные персонажи, наипрекраснейший кастинг, хорошая операторка… Что касается сюжета. Детективная историю здесь порой уходит на второй план, ведь перед нами на протяжении пяти часов два персонажа Жиглов и Шарапов — человека настолько разных, настолько непохожих, что конфликтов между ними по определению не избежать. Конфликты здесь конечно локальные, но характер они все носят массовый. Если Жиглов — тыловой, то Шарапов — фронтовик, если первый — харизматичный, шумный, непоколебимый, то последний — «зеленый», сомневающийся, тихий (хотя ближе к концу герой меняться кардинально). И такие вот разные герои то и дело сталкиваются друг с другом, у них то и дело расходятся мнения по тому или иному вопросу. И дело тут в характерах. Шарапов поначалу слишком уж мягок для службы в МУРе, Жеглов же напротив жесткий, несколько черствый, что для работы хорошо, а для жизни не всегда, хотя другая сторона жизни героев фактически остается за кадром. «А теперь Горбатый! Я сказал, Горбатый!» Ну и естественно для таких героев нужны были эффектные исполнители. Если сейчас меня спросят, а кого из советских актеров можно было увидеть на месте Высоцкого и Конкина — я бы ничего не ответил, ибо этих двух актеров без этих двух ролей представить у сложновато. Безусловно, за исключением последней части, феерит в картине Владимир Семенович. На мой взгляд, и думается, не я один так думаю, в этой картине Высоцкий исполнил самую важную, главную свою роль, которая в очередной раз продемонстрировала нам уникальный талант этого всестороннего умельца. Конкин, опять же до последней серии, был все время в тени, но потом он резко раскрылся. У его героя нет таких ярких монологов, однако его герой имеет в фильме несколько иное назначение, а с ним то уж он справляется прекрасно. Второй план у фильма не менее впечатляющий. Евстигнеев, Юрский, Куравлев, Светличная, Удовиченко, Садальский, Джигарханян — а ведь это еще далеко не весь список. Фильм открывает перед нами множество действительно потрясающих персонажей, чего я лично больше не видел ни в одном фильме, ведь тут таких качественно прописанных и сыгранных персонажей — не один десяток. «Место встречи изменить нельзя» — это потрясающее кино, которое можно пересматривать неоднократно, и интереса от просмотра потерять просто невозможно. Это один из тех немногих случаев, когда большая продолжительность идет ленте только на пользу, ведь прощаться с этим фильмом просто не хочется. 10 из 10