Гардемарины, вперед!
- 01 янв 1988
Фильм «Гардемарины, вперёд!» снимался в 1986—1987 годах, то есть фильму уже более 30 лет. Премьера первого фильма состоялась 1 января 1988 года. Звёздный состав и задорные молодые актёры, снявшиеся в главных ролях, во многом обеспечили ему успех. В Интернете много пишут о всяких «ляпах» в кинокартине (например, где-то в кадр попадали электрические выключатели, светильники). Но, допустим, в том же «Титанике» насчитали уже более ста «ляпов», но, думаю, никто не будет спорить с утверждением, что вышеупомянутый фильм — шедевр. Во времена выхода «Гардемаринов» мне было 15 лет, я читал разную приключенческую литературу и много мечтал. Не припомню, конечно, когда я впервые посмотрел фильм, но впоследствии видел его неоднократно. И, надо сказать, что больше других я до сих пор люблю первую часть трилогии — четырёхсерийный фильм, или мини-сериал «Гардемарины, вперёд!» Именно триумвират Харатьян — Жигунов — Шевельков как-то особенно пришёлся мне по душе, актёры же Мамаев и Домогаров, «влившиеся» в фильм впоследствии, не особенно меня впечатлили. Даже Александр Абдулов, к которому, наблюдая его игру в других фильмах, я отношусь, мягко говоря, с прохладцей — возможно, мне чудится, что через одеяние персонажей везде проглядывает его сложный и эгоистичный нрав — здесь принят мною в роли Лядащева безоговорочно. Не знаю, что здесь меня пленяет — аромат ли времени и некая «ностальжи», актёрская ли игра плюс бесшабашность и смелость молодёжи, или же всё это вместе… Как говорят, «сердцу не прикажешь». Может быть, действительно, здесь есть и отсутствие надуманности, и некая простота (включая даже незамороченность на всяких выключателях), и искренность чувств, и романтическая любовь (в связи с этим возникает воспоминание о своей — первой и единственной), жизненная правда, полная опасностей, музыка фильма, которая выше всяких похвал — и всё это в совокупности определяет моё отношение к фильму. Думаю, что к месту здесь и «бывший мушкетёр» Боярский, передающий, так сказать, эстафету «нашим мальчикам». Он здесь дерётся на шпагах и поёт, а романтика из него так и «лезет», благородству его героя не мешает даже небольшое «ню» около баньки… Подозреваю, что мои ровесники, в своё время вдоволь «хлебнувшие» Дюма, по достоинству оценивают сей образ. В случае с де Брильи трудно не согласиться с тем, что однажды сказал Александр Вертинский: «Картину делает актёр, и только актёр». Женские образы — это отдельная песня. Все они — и приятная добрая Софья, и блистательная красавица Ягужинская, и даже дама, стремившаяся опекать героя Харатьяна — на высоте, все полностью в духе того, галантного века. Надо отдать должное и таланту режиссёра. А ведь могло случиться такое, что мы не увидели бы этого фильма! Режиссёру Светлане Дружининой после случившегося у неё в доме пожара было совсем не до съёмок, но каким-то чудом, иначе не скажешь, в руки к ней попал завалявшийся среди бумаг сценарий никому до той поры неизвестной писательницы — Нины Соротокиной, по которому она и взялась ставить фильм. Помогали режиссёру вышеупомянутая Нина Соротокина, и известный уже сценарист, писатель Юрий Нагибин. В своё время я прочитал захватывающие воспоминания последнего — правдивую и цепляющую за душу книгу. В сетях имеется информация о том, что ныне ведётся подготовка к съёмкам продолжения трилогии — «Гардемаринов-4». Главные герои — дети первых гардемаринов — попадают на русско-турецкую войну. А что из этого выйдет, мы в своё время обязательно увидим.
Альтернативное мушкетероведение, подкрепленное настоящей мужской дружбой, а не какой-нибудь там, французской, в 1987 году воплотилось в фильм с еще советским качеством «Гардемарины, вперед!» Из новомодных веяний там засветился с голым задом Боярский, дабы совершенно унизить постаревшего дАртаньяна. А в остальном фильм настолько получился, тема стремительно убывающего патриотизма пришлась очень ко времени, что Светлана Дружинина (режиссер фильма) долго еще снимала все эти тайны императорского двора. Порою я прохожу мимо бывшей двери в ее «Сагиттариус» и смахиваю непрошеную мужскую слезу. Но Нина Соротокина (автор книги «Трое из навигацкой школы») с тех пор тоже пошла в гору и написала еще десяток книжек разной степени эпичности и разной степени достоверности. Куча достославных песен из этого фильма в ту пору настолько просвистела на просторах нашей страны, что они были еще вполне актуальны в начале 90-х, когда я школу заканчивал. Мы их на выпускном пели. А Харатьян, Жигунов, Шевельков вообще выглядели суперзвездами. Впрочем, к последнему я до сих пор отношусь хорошо. Нежно-розовая парочка «Алеша — Софочка» меня неимоверно раздражают до сих пор своими ахами-охами и их я обычно перематываю. Зато мой любимый персонаж, Гаврила, играет его Виктор Борцов, даже засветился сверхпесней, всегда актуальной, о наших дорогах. Она лучше всех остальных пафосных и слезливо-боярских песен. Фильм еще раз прославил время царицы Елизаветы, дочери Петра Первого. Все эти имена Лестока, Шетарди, Бестужева и т. д. теперь у всех на слуху и в этом отношении фильм пришелся очень ко двору. Некий юмористический тембр тоже оказался удачным, хотя сцена казни напомнила о былом. Я почувствовал, что мне отрезают язык. Сейчас бы не забыли упомянуть, что при Елизавете, единственный раз в истории, была отменена смертная казнь. Оптимистичненько на теле вновь созданной истории. Фильм пересматривать снова не стану, заезжен донельзя, но давайте не будем вешать по этому поводу нос. Особенно, если это чей-то чужой нос. А жизнь все равно придется за Родину отдать, поэтому совершенно неважно — кому потом достанется ваша честь. 10 из 10
Легендарных «гардемаринов», снятых 30 лет назад, до сих пор принято определять как «светлый фильм о дружбе, любви, чести и патриотизме». Действительно, в четырех часовых сериях переплетается множество историй, в которых имеют место верность, ненависть, интриги, тайны и (не)ожиданная развязка. Однако достоин ли фильм звания «культовый», — вопрос спорный. Сюжет рассказывает историю трех курсантов навигацкой школы, которые оказываются вовлечены в большую государственную игру, цель которой — подорвать репутацию вице-канцлера Алексея Бестужева. В центре повествования — его переписка с английским и австрийским дворами, которая к концу четвертой серии уже, кажется, побывала в руках каждого героя. Итак, пути главных персонажей расходятся практически сразу: приближенный заговорщицы Бестужевой Алёша Корсак, переодевшись в женщину, бежит в Кронштадт; романтичный Белов, ведомый любовью и идеалистическими мечтами, с рекомендательными письмами отправляется в Петербург; а несчастный «байстрюк» Оленев остается ждать своего часа в Москве. По ходу развития действия в фильме появляются новые персонажи: любимица всех мужчин Анастасия Ягужинская, которая «по воле рока» вынуждена бежать из страны с романтичным французом Де Брильи; таинственный и явно что-то скрывающий Василий Лядащев и, наконец, окруженная кучкой корыстных монахинь Софья. В целом, героев не так много, в них сложно запутаться, и они все к финалу оказываются втянуты в одну большую интригу, — всё по законам приключенческого жанра. Актерская игра оставляет достаточно приятное послевкусие, несмотря на некоторую театральность, которой вообще «грешат» советские фильмы. Наверное, самым ярким персонажем стал изначально отрицательный герой Де Брильи. Искренняя любовь к неприступной русской красавице выливается в трогательную «Ланфрен-ланфра», в которой мы видим уже не хитрого врага-француза, а измученного невзаимностью мужчину. Практически в каждом художественном произведении есть такой сложный персонаж, которого нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, но который безусловно привлекает харизмой и обаянием. Так, в «Гардемаринах» это однозначно герой Боярского. Возвращаясь, к «ланфрен-ланфра», хочется сказать кое-что и об остальных песнях, которые спустя 30 лет остаются на слуху, «учатся» на уроках музыки и поются на кухнях. Музыка Виктора Лебедева позволяет одновременно окунуться в атмосферу XVIII века и почувствовать уходящую советскую эпоху, потосковать и зарядиться решимостью, которой не занимать гардемаринам, влюбиться в них и посочувствовать всем остальным. Композиций в картине не так много, особенно если учесть, что фильм длится четыре часа, однако каждая песня — своего рода «отметка», поворотный момент, после которого пути назад уже нет. «Песня о разлуке» рассказывает о непростой, но всесильной любви к родине и родным, «Голубка» — о разрывающем сердце разочаровании, «Песня байстрюка» — о несправедливости судьбы. И только «Песня о дружбе», задорно исполненная Харатьяном, способна наполнить душу надеждой. Как и сами главные герои: весёлые, благородные и амбициозные гардемарины Белов, Корсак и Оленев. И хотя они преследуют разные цели и борются за разные мечты, они всё же бесконечно верны друг другу, долгу и Родине. В этих понятиях, пожалуй, и заключается довольно насыщенная проблематика фильма. Не придумано ещё ничего более важного, чем основные, всем доступные ценности: любовь, дружба, честь. Поэтому персонажи, которые так отчаянно борются за свои идеалы, несмотря на простоту, наивность, безбашенность, столь симпатичны зрителю. В этом, наверное, и заключается секрет популярности «гардемаринов». Этот секрет можно рассматривать под микроскопом, разрезать на кусочки и пытаться повторить успех, но ясно только одно — Светлане Дружининой удалось создать идеальный фильм уходящей эпохи — то ли елизаветинского времени, то ли советского века — такой, что ассоциируется с домом, семьёй, родиной и чем-то ещё — неуловимым, но дорогим.
Смотрела фильм и рыдала!!! Когда была подростком и смотрела его тогда многое не понимала. А сейчас — это бальзам на душу, какая игра актёров, Какие актёры!!! Какие песни!!! Прорыдала весь фильм, от первой до последней песни. Моё уважение этому фильму — Лети в мой сад голубка… В своё детство помню часто смотрела этот фильм. Почему-то часто его крутили по телевидению, что их песню просто наизусть выучила. А вот сейчас уже спустя столько времени, интересно посмотреть на главных героев, какими они были молодыми и красивыми. Особенно бросается в лицо, молодой Сергей Жигунов. А Дмитрий Харатьян вообще практически не изменился. Сюжетная линия данного фильма очень положительная и весёлая. Имеет в себе много романтики и страстей. Хоть встречаются драматические сцены, в общем мне после просмотра данной картины было приятно на душе. Отлично вписался Боярский, поскольку его харизма придала особый остроту сюжету. Каждая серия насыщенна событиями и простор сериала всегда вызывает интригу и желание посмотреть, что же будет дальше. Чистый и положительный сериал для просмотра всей семьёй. В фильме есть на что посмотреть — и крепкая мужская дружба, и безудержная первая юношеская влюблённость в очаровательных красавиц, и, конечно очень запутанные политические интриги при российском дворе во времена царствования Елизаветы Петровны. Ученики навигацкой школы гардемарины Корсак, Белов и Оленев совершенно случайно попадают в противоборство двух «придворных группировок» — вице-канцлера Бестужева и придворного врача Лестока, который хочет скомпрометировать Бестужева перед императрицей и усилить при русском дворе авторитет Франции. Фильм захватывает с первой минуты. Смотришь его и как будто сразу погружаешься в эпоху, отстоящую от нас на двести лет: красочные придворные маскарады, пышные кринолины дам с «мушками» на их напудренных лицах, кавалеры со шпагами, залпы фейерверков. Но авторы фильма не забыли показать и красоты русской природы, и с юмором вспомнить о российских дорогах — проблеме на все времена. Рекомендую к просмотру это кино всем любителям приключений, особенно на российскую тематику. Один из моих любимых фильмов, смотрела его бесконечное множество раз. Шедевр советского кино. Как жизнь без весны, Весна без листвы, Листва без грозы, И гроза без молнии? Как годы скучны Без права любви Лететь на призыв Или стон безмолвный твой. Как годы скучны Без права любви Лететь на призыв Или стон безмолвный твой… Самая потрясающая песня фильма. Как проникновенно поёт её Дмитрий Харатьян. Отдельное БРАВО актёрам исполнившим главные роли. Алёша Корсак — Дмитрий Харатьян, мой любимый герой фильма. Молод, красив, отважен, готов отдать жизнь за друзей и отечество (впрочем как и все остальные герои этого потрясающего фильма). Как здорово он переодевается в девушку. Его потрясающая мушка, которую герои фильма называют «роковая тайна» сделала его секс-символом эпохи. Софья Зотова — Ольга Машная — любимая героиня фильма. Они с Харатьяном моя любимая пара. Как она хороша, её взгляд поистине способен разжечь огонь в сердцах людей. Очень удачная пара получилась, любимая народом. Александр Белов — Сергей Жигунов — Самый романтичный герой фильма. Как искренне и по настоящему он любит Анастасию. Готов подвергаться опасности и идти на смерть, чтобы только спасти свою любимую женщину. Но и ради отечества и друзей рискует жизнью. Анастасия Ягужинская — Татьяна Лютаева — самая красивая и утончённая героиня фильма. Мечта всех мужчин СССР смотревших этот фильм. Она грациозна, стройна, но в то же время отважна. Они с Жигуновым потрясающая пара. Видно, что режиссёр подбирала актёров осознанно и ставила в пары именно тех, кто создавал её идеально. Никита Оленев — Владимир Шевельков — самый благородный и аристократичный герой фильма. Осознавая своё положение в обществе (незаконнорожденный сын барина), он скромен, не транжира, и вместе с тем не менее смел и отважен, чем его друзья. Так же геройски рискует жизнью ради друзей и отечества. Шевалье де`Брильи — Михаил Боярский — французский шпион в России, безнадёжно влюблённый в русскую красавицу Анастасию Ягужинскую. Мужчина средних лет, работающий на благо Франции, попадающий в различные передряги в России. Одна сцена, когда он голым выскакивает из бани и бежит по тропинке, чего стоит. А его знаменитая фраза «Анастасия, звезда моя… Проклятые сапоги… проклятые дороги… проклятая Россия..» просто бесподобна. Вообще все актёры подобраны идеально, все очень гармонично вписываются в сюжет, даже второстепенные персонажи. Образец приключенческих фильмов, которые умели снимать в советское время — со всей присущей романтикой. А музыкальное сопровождение к фильму подарило нам несколько «вечных» хитов, чего только «Ланфрен-ланфра» в исполнении Михаила Боярского стоит. Всем любителям просто хорошего советского кино рекомендую. Режиссёр смогла так органично соединить глубокие чувства и открытый авантюризм. А честный патриотизм вложенный в руки лживым политикам. Правда нашего времени, а не только того века. Наверное, этот фильм будут помнить и смотреть вечно. Все последующие части фильма не менее удачные чем первая, пусть и некоторые герои заменены (Никиту Оленева дальше играет Михаил Мамаев, а императрицу Елизавету Петровну, вместо Елены Цыплаковой, играет блистательная Наталья Гундарева) и добавлены, (в третьей части вместо Белова, введён персонаж Павла Горина, блистательно сыгранный красавцем Александром Домогаровым). Это фильм совсем не портит, а только наполняет новыми героями. Шедевр на все времена. Смотреть и пересматривать всем. 10 из 10
Трое друзей-курсантов Навигацкой школы оказываются втянуты в интриги вокруг бумаг, похищенных у вице-канцлера Бестужева. Не обходится, конечно, и без любви. Когда-то четырёхсерийный телефильм породил миникульт, которого хватило аж на два куда как менее успешных продолжения. Но, в отличие от культа мушкетеров, успех в большей степени диктовался женской частью аудитории, падкой на юных и не очень красавцев и историко-костюмный антураж. Входившее в моду словечко «секс-символ» прилепилось к Жигунову и особенно к Харатьяну, а большую часть мелодрамы создал и вовсе отрицательный вроде бы герой Михаила Боярского, на обаянии которого продержался и второй фильм трилогии. Прибавила популярности и музыка Виктора Лебедева (слова, кстати, сочинил Юрий Ряшенцев, как и к тем же мушкетёрам). Но по прошествии многих уже лет, что-то в этой минисерии смущает… И это ведь при том, что помимо мелодрамы есть ещё и уместная снисходительная ирония, прибавляемая Александром Абдуловым и Евгением Евстигнеевым, и злое интриганство Лестока, классно созданное Владиславом Стржельчиком, ну и слово «Россия», произносимое героями с пугающей либеральное сознание частотой… Не поймите неправильно — отличный получился фильм. Но уходившая советская эпоха как-то не стыкуется с патриотическим романтизмом «Гардемаринов», вызывая лёгкое покалывание в духе «Россия, которую мы потеряли, а вновь не обрели».
Веселая царица Была Елисавет: Поет и веселится Порядка только нет А. К. Толстой Сиявшая ровным светом звезда Российской Империи — Елизаветинская эпоха. Она вошла в историю непревзойденными дворцами Растрелли, бесконечными балами, обилием заговоров и… опустошенной казной. Зажигательные времена были, в общем, и приключения сами страждущие сердца находили. Не потому ли на «Гардемаринах» с охотой росла молодежь и распевала неунывающие девизы? В сравнении с «их» мушкетерами, «наши» навигаторы еще более безрассудные, отчаянные и совершенно точно — невероятно везучие. Петербург Светланы Дружининой — не город, а большущая деревня, где всюду знакомые лица, и за поддержкой далеко бежать не придется. Ребята постоянно в гуще событий, вокруг них сверкают шпагами конфликты, и пороховым дымом густится опасность. На какие бы хитрости ни шли французские шпионы, придворные интриганы и имперские клятвоотступники, а вот уже почти тридцать лет все знают: гардемарины справятся и понесутся только вперед, высекая пыль из трактов национального значения. Что точно не тускнеет с годами, так это блеск нарядов и начищенного оружия. Знаменитый дух картины потому и стал бессмертным, что напитался исторической значимостью той эпохи. Как сама Елизавета вела гвардейцев на переворот со словами «Вы знаете, чья я дочь!», так и лента не дает забыть о своем главном предназначении. Александра Белова, Никиту Оленева и Алешу Корсака не упрекнешь в раздражающей правильности и нетерпимом чистоплюйстве. О нет, молодые ребята — большие мастера ловить шишки и получать на шею веревочные борозды. Разве иначе может быть? Судьба России на кону, женская честь о спасении вопиет — так что во весь опор и без сожаленья. Любовь к красивой даме прекрасно дополняет чувства к отчизне — для благородных сердец одно немыслимо без другого. Все трудности и испытания, предопределенные героям сюжетом романа, Дружинина сняла с почтением к благородству былых времен. А с благородством и умирать не страшно, хотя лучше жить, пусть даже жизнь увертлива, хитра и не прогнозируема. Как неожиданна любовь у монастырских врат, как желанно испытание за сердце Анастасии Ягужинской. И пусть в оппонентах постаревший Д’Артаньян, допевшийся до «Ланфрен-Ланфра», и пусть до роковой переписки так просто не добраться — а время само рассуживает по чинам и раздает по серьгам. Веселье и доблесть, предательство и ожидание — красочный мир «Гардемаринов» полон музыкальных ручьев. Перекладывая на киноязык строки романа Соротокиной и в соответствии со своим вкусом, Дружинина пишет летопись юношеского безрассудства. Отчасти, кстати, и суровую, что прослеживается на судьбе Никиты Оленева, который несколько теряется на фоне ярких друзей. Претензии на документальность событий так и остаются претензиями, но режиссер не стала зацикливаться на прорисовке свойственному молодежи максимализму. Если уж «великий и ужасный» Бестужев устами Евстигнеева строго декларирует служение России, а лишь затем себе, то ничего удивительного в передаче этой своеобразной эстафеты по тянущимся рукам. Фактически, всех героев логично разделить по лагерям именно по их национальным чувствам, благо за сердце красавицы побился бы каждый уважающий себя джентльмен. Потому и Абдулов обходит в условном состязании Боярского, и потому его персонаж кажется лучше выписанным. Традиции русского патриотизма, выживающие при любом общественно-политическом строе, подобны бетонной подготовке, на которой можно взгромоздить любое интриганство и пламенный вихрь чувств. Ах, молодость, молодость — пора нехитрых желаний. Почему же она проходит и оставляет после себя сожаление? Естественно, «Гардемарины» так же не стареют, как не стареет отвага, но ребята взрослеют и мужают. Какие сюрпризы принесет жизнь, не приведет ли к разочарованиям? Бравурный тон картины исключает сомнения, здесь ни на кого не получается разозлиться по-настоящему, ибо даже соперничают достойные мужи с изяществом. Нетерпение достигает пика, страсти бьют в висках, риск проносится мурашками по коже, и только сумасшедшее желание отличиться не даст свалять дурака. По ленте Дружининой не так-то просто изучать российскую историю, а вот проникнуться ею — другое дело. Для этой цели и каждый задействованный парик пригодится. «Гардемарины» задумывались как мотивирующая сказка, героев которой можно было без труда примерить на себя, ею и стали. Саша, Никита, Алеша… Они разные, но, как и положено настоящим друзьям — прекрасно дополняют друг друга. Цельность отечественных мушкетеров — неделимое величие всей России, у которой всегда найдутся верные стражи. Вешать нос — последнее дело, а лучше — готовьте-ка седло. Практика заменит неоконченное обучение, а подвиги ждать себя не заставят.
Моя первая рецензия… Что я могу сказать о фильме? Великолепно! Сильно! Самое то! Очень интересное, патриотическое, очень российское кино. Фильм о любви к Родине, женщине, к друзьям. Фильм о чести, честности, преданности. АКТЕРЫ. Жигунов, Харатьян, Шевельков… Создается чувство, что они и в жизни неразлучны. Сыграли на все 100%. Лучшие их роли. Искренние лица, взгляды, голоса… Я верю им, каждому слову. Отпечаталось с детства, что о чести, Родине, России нужно говорить именно с такими лицами и голосами. Молодцы! Давно пора поставить памятник этим трем героям фильма. Не актерам, а именно героям фильма. Боярский… Ах Д, Артаньян, Д, Артаньян… В детстве Брильи для меня был антагонистом. Сейчас нет. Он просто человек из другого лагеря. Он тоже служил родине. Своей. Рискнул всем ради любви. Чем не положительны герой? А в исполнении Михаила Сергеевича положителен вдвойне. Просто все дело в том, что ему надоел последний русский. И кстати предпоследний тоже. Шутка. Можно отметить работу всех актеров. Евстигнеев, Стржельчик, неповторимый Абдулов, Лютаева (Анастасия! Звезда моя!), Машная, Борцов (он же Гаврила), Павлов и др. Все сыграли шикарно. Вжились в роль. АТМОСФЕРА Если не считать музыки, атмосфера фильма такая словно переместились во времени и оказались в ХVIII веке. Отлично! Костюмы, дворцы, маскарад, природа… МУЗЫКА Хиты на все времена. Сжимается сердце когда слушаешь эти песни. «Песня о дружбе», «Песня о любви», «Ланфрен-ланфра», «Не вешать нос!»… Эти песни можно слушать отдельно от фильма. Что я и делаю периодически. Боярский и Харатьян спели отлично. Низкий поклон всем кто вложил свой труд для создания этой кинокартины. Вот это действительно искусство. Оценку не ставлю. Цены этому фильму нет.
Хочу я, дескать, вашу явь, чураясь пустоши… (Е. Х. Санта-Мария Герра) Чтобы оценить (а уж тем более — оценить критически) «Гардемаринов» Светланы Дружининой, нужно внутренне отстраниться, отодвинуться, и задача эта не из самых простых. Дело не в том, что ключевые реплики еще в младшем школьном возрасте затвержены наизусть. Даже — не в личном автобиографическом: родинке над губой, музыке Виктора Лебедева, записанной в девятом классе на магнитофон вместе с комментариями некстати вошедшей бабушки, или романе Нины Соротокиной, читанном с рекомендованной изуверами-офтальмологами скоростью «не больше сорока страниц в день». Просто сам дух этой ленты не позволяет ей стать реликтом 80-х, устареть в достаточной степени, чтобы наметилась искомая дистанция. Прошло почти тридцать лет, а мы все стоим на том же перестроечном пороге, пытаясь одной ногой шагнуть в будущее, а другой нащупать опору. Ту родную землю, которая ведь должна быть где-то там, под трухлявыми слоями посмертно осужденных исторических формаций: совсем недавнего, но уже миновавшего умеренно-сытого застоя, романтично беспредельных 1990-х, ушедшей прямо в мифологию советской цивилизации. Перефразируя «хорошего человека из Тайной канцелярии» Василия Ледащева, всем нужна Родина […задумчивый абдуловский взгляд…], всем. И «Гардемарины» — именно что попытка не то воскресить ее, не то намечтать. Роман и мини-сериал близки сюжетно, но не интонационно. Соротокиной свойственна старомодная любовь к факту, историческому контексту. Конечно, без стараний развлечь читателя здесь не обходится. Но сам «заговор Лопухиных», этот нелепый кровавый эпилог отгремевшей эпохи дворцовых переворотов, на орбиту которого ненароком попали трое курсантов навигацкой школы, воспроизведен без художественных допущений, достоверно и точно, с выраженным налетом полудокументальности. Экранная версия той же истории ярче, громче и трагичнее, у нее эмоциональный диапазон старых МХАТовских постановок и интонации романса. Первые ноты, пожалуй, фальшивы: аккуратный беспорядок массовки, троица друзей, распевающих, ощутимо промахиваясь мимо фонограммы, о седле и весле, лихорадочные метания между Парижем и Санкт-Петербургом в попытке ввести несведущих в курс европейских политических интриг, из-за которых вот-вот выкрадут чьи-то бумаги и затрещат на дыбе чьи-то суставы. Но потом взмывают хором высокие женские голоса, гудит понизу густым речитативом диаконский бас, ветер с Финского залива треплет бороды и вуали, вычесывает пудру из лейб-гвардейских париков, далекий колокольный звон мешается с визгом кнута, и чуть тронутая архаикой литературная выразительность речей перестает резать слух. Это фильм о любви и нелюбви, но романтические образы — Боярский, упустивший из руки свою голубку, даже бегущая по лугу невозможно красивая Лютаева, простоволосая, неприбранная, каким-то извечным стенающим жестом заламывающая тонкие руки — не в фокусе. Судьба — это не лиловые цветы, нежными лепестками к любимому лицу, не взгляд, которым можно разжечь костер. Это — Родина, требующая и службы, и преданности, и жертвы, Россия, понимаемая одновременно географически, политически, исторически. Раскинутая во всю ширь, необъятная, с подпирающими небо кронштадскими соснами и уготованной беглым, обездоленным и влюбленным постелью из белого мха. Ленивая, вальяжная, безоглядно щедрая, но уже поглядывающая на соседей с лукавым прищуром, знаменующим, что вместо русских земель их отныне ждет бестужевский кукиш. Показанная без прикрас. Чередой проходят перед зрителем русские характеры, великодушие и подлость, блеск и грязь повседневной жизни. И, сколько бы языков не было урезано за одни лишь сплетни в салонах, какая бы тоска не поселилась в глазах пожилых, с полупрезрительным сочувствием внимающих клекоту честолюбивых и наивных «птенцов гнезда Петрова», есть в этом исподволь складывающемся образе Родины какое-то поразительное чувство собственного достоинства. Умение в момент искушения отбросить прежние фривольные замашки и сиюминутные похоти, переродившись страданием, и — драгоценная неповторимая черта — вечная юность, готовность снова и снова без страха подходить к порогу неведомого.
Враги у России были, есть и будут всегда, так же как и предатели, готовые продать родину за звонкий кошелек монет или хруст купюр. жаль только, что в наше время не хватит трех таких пылких и бескорыстных юношей, готовых сложить головы за Россию. Спичка, положенная в сердца зрителей режиссером, должна вспыхнуть ярким пламенем в момент опасности, призванная сплотить нас перед лицом врага, и придала бы нам сил, дабы отбить сердце дамы: «Что русский взнос за счастье милых, не кошелек, а голова!» Некоторые наверняка назовут этот фильм сказкой, а следующее обращение будет именно к таким людям: это же как низко надо пасть пред собою, чтоб честь мешать c легендами о Трое? Каждый должен отстаивать свою честь и любимую, каждый уважающий себя Русский человек! Любовная лента украшает фильм, добавляя в него новые краски и насыщая ту спичку, о которой говорилось выше. Подбор актеров превосходен, и сами актеры живут в моем сердце, не как Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов, а как Алешка и Александр Белов. А если не смотреть сквозь строки, то сам фильм получился настоящим киношедевром, как и многие другие, снятые в Советском Союзе. Какие фильмы смотрели Хрущев и Ельцин, мне неизвестно, но вряд ли они руководствовались честью и патриотизмом, когда продавали страну за зеленые бумажки. 10 из 10 Постскриптум: обязательно к просмотру!
Ох. Когда я впервые посмотрела этот фильм, была еще маленькой девочкой, если уже не по возрасту, то по духу. Я не разделяла жизнь и актерскую игру. Посмотрев этот фильм, я была настолько восхищена идеей вечной дружбы, что узнав о дальнейшей судьбе актеров, разобиделась на эту историю в пух и прах. «Как же так! Вы же друзья!» — кричала я в экран, не веря в то, что узнала. Я просто не могла поверить, что такую дружбу можно сыграть. Если честно, начиная смотреть, ожидала немного другого. Ожидала чего-то более похожего на историю о трех парнях, повергающих врагов и рушащих преграды ВМЕСТЕ. Но, как потом понимаешь, что это нечто другое, но от того не ставшее более блеклым. Конечно, история кажется незаконченной, а дальнейшие изменения в актерском составе словно отрезают два последующих фильма от первого, делая их скорее не продолжениями, а чем-то отдельным. Песня «Не вешать нос» надолго стала текстом, который я постоянно произносила себе в трудные моменты. 7 из 10
Хороший, лирический, но мало исторический фильм, сюжет которого высосан из пальца. Трое гардемаринов — красавцев — Алёша Корсак, Сашенька Белов и Никита Оленев на протяжении четырех серий помогают в поисках похищенных «бумаг Бестужева» — переписки вице-канцлера с дипломатами иностранных государств. Эти поиски переплетаются с любовными интригами, тайнами дворца Екатерины и учат настоящей дружбе, настоящей любви. В этом фильме мало исторических фактов, кроме имен и должностей при дворе, но создатели фильма честно об этом предупреждают в самом начале. Фильм стоит посмотреть из-за блистательной игры актеров — Евгения Евстигнева, Александра Абдулова, Михаила Боярского, ну и, конечно же, молодых гардемаринов — Дмитрия Харатьяна, Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова. Женские роли в исполнении Ольги Машной (Софья) и Татьяны Лютаевой (Анастасия) полностью раскрыли ту атмосферу вечной любви молодых сердец, на которую может быть способен человек. Лично для меня это один из фильмов, который хочется смотреть снова и снова. 8 из 10
Этот сериал достаточно часто показывают по телевизору, но еще какие то 4—5 лет назад я его никак не могла посмотреть. Почему то решила что кино нудное и неинтересное. И тут как то, под уборку в доме, включила телевизор, а там Гардемарины идут-так зародилась моя огромная любовь к этому Шедевру! Когда решилась написать отзыв даже не знала ни с чего начать, ни чем продолжить, ни о чем конкретном написать, потому что все эмоции которые меня переполняют невозможно вместить на одной страничке! Какой же это красивый фильм! Какие красивые талантливые чудесные актеры! Какие любовные сцены, причем они цепляют за душу и выворачивают все эмоции наизнанку, без современной пошлости и порнографии. Вспомните момент когда Белов прощается с Анастасией на болоте! Она заходит в комнату и в этот момент зритель видит только влюбленные глаза Белова (Жигунова). Эти глаза могут с ума свети, это настоящие чувства! А музыка в этот момент какая! Слезы сами собой на глаза накатываются! И вообще музыка и песни в этом кинофильме — это отдельная тема! Таких прекрасных песен к сожалению сейчас не пишут, они проникают в самую глубину души и сердца, вызывают просто фонтан эмоций! Под эти песни хочется жить и самое главное любить! Нельзя и опустить тот момент, что этот фильм целиком и полностью пропитан патриотизмом, которого, как хочется заметить, в современном кино очень сильно не хватает. И вообще об этом фильме можно говорить бесконечно и о тщательно продуманном сценарии, и об игре актеров, и о музыке, и о красоте костюмов, да вообще обо всем! Я очень очень очень люблю этот сериал и буду пересматривать его еще ни раз. И здесь кто то писал, что его нельзя показывать детям, я категорически с этим не согласна! Я покажу его как только мой сынок подрастет! Именно с помощью такого кино из мальчика можно вырастить настоящего мужчину! Спасибо всем создателям Гардемаринов за те эмоции какие я испытываю при просмотре фильма! 10 из 10
Не очень, правда, понятно, почему гардемарины и почему парус и душа едины — никакого моря и паруса на протяжении всего фильма ни один гардемарин даже в глаза не видел. Впрочем, слово красивое — «гардемарин». Звучное! Что-то вроде «наш ответ мушкетерам». М-м, достойная попытка, хотя безупречного драйва фильма Юнгвальда-Хилькевича этот фильм все же не достигает. И песни в «мушкетерах» все же получше будут. Хотя и эти очень неплохи, как заглавная (в основном, музыкой, а не текстом), так и «Ланфрен-ланфра» (в основном, исполнением). Харатьян неожиданно тут красавчик — хотя больше нигде внешне он мне не нравится. Изумительно красива молодая Лютаева. Боярский шикарен в черных длинных волосах (де Брильи куда красивее д`Артаньяна, как ни странно). Главное для меня открытие (то есть, в детстве я на это внимания, понятное дело, не обращала) — игра Абдулова. Ну наконец-то никаких к нему претензий, игра верная, образ выпуклый. Умел же, все-таки! Такой у него прямо получился… настоящий агент. Профессионал — умен, хладнокровен, человек в меру жесткий, в меру великодушный… как он вербует молодняк, как четко работает… вот насколько я к агентурной работе не стремлюсь, но и меня, будь у него нужда в этом, наверное, он завербовал бы. Пошла бы к нему работать на благо родины. Право слово, даже Штирлиц рядом с ним не впечатляет. Интрига в начале кажется несколько переусложненной для приключенческого фильма, но потом разбираешься. Евстигнеев, как всегда, безупречен. А дуэли как Балон поставил! Особенно последний поединок де Брильи и гардемарина, ух, это лучше, чем «Мушкетеры». Я такой настоящий, захватывающий поединок на шпагах видела вообще один раз — в театре Советской Армии, на премьере «Гамлета», поединок его с Лаэртом. И вот тут — видела в детстве, опять же, но не оценила. Жалко, образы самих гардемаринов как-то… похожи между собой. Один князь-бастард, второй в театре девушек играет, но все равно как-то воспринимаются одинаковыми. И дружба их заявлена, но не проработана. Дана как факт. Можно было больше поработать с молодежью режиссеру, мэтры-то и сами умеют играть, а за этих надо было бы взяться крепче. Несколько мешает косметика на парнях (а может, было принято? да вроде не настолько…) и то, что письмо, которому целая минута экранного времени уделяется, написано современным русским языком, без ятей, еров и ижиц. В целом, хорошая вещь. Жизнерадостная, несколько наивная, несколько дамская — но хорошая. 8 из 10
Как-то дико в наше время звучит этот негласный девиз из кодекса чести русского офицерства: Душу — Богу, Жизнь — Родине, Сердце — Даме, а Честь — никому! Вроде бы, всем понятен, но как далёк от реальной жизни… Трое друзей — ученики морского училища, гардемарины — живут в Российской империи эпохи Елизаветы Петровны. По воле случая они были вовлечены в государственные политические интриги, для них начинается настоящая взрослая жизнь, за стенами учебного заведения. Теперь они не ученики, а отважные герои, от которых зависят судьбы известных политиков и простых людей. Главных героев ждут приключения, скачки, погони, фехтование и, конечно же, любовь. Фильм обладает сильным сценарием, в котором хорошо продуманы образы всех героев. Взять к примеру воспитанников навигацкой школы — троих гардемаринов. Они нам так близки, потому что в них сочетаются черты, присущие разным возрастам — это взрослая мудрость по отношению к жизни, к чести и к Родине, и в то же время детская искренность, неподдельность эмоций, ну и, конечно, юношеский задор, порыв, желание и страсть во всём. А Шевалье Де Брильи (М. Боярский) — этот иностранный шпион, который выкрадывает документы, способные лишить Россию силы в лице вице-канцлера Бестужева. Ну как можно не любить этого негодяя, который хоть и негодяй, но с джентльменскими замашками, да ещё к тому же без ума влюблённый в нашу знатную родовитую даму и первую красавицу Анастасию Ягужинскую. Каждый персонаж очень грамотно продуман и хорошо подобран актёр (касается только 1-й части). Музыка в фильме — это отдельная история. Услышав её однажды, помнишь и поёшь всю жизнь. Гениально! Что нравится в этом фильме? Чем он цепляет за душу? Ведь он цепляет, и ещё как! Его хочется пересматривать! Посреди всеобщего невежества, лжи, предательства, которое нас окружает повсюду, в этом фильме в лице молодых гардемаринов мы видим «нетронутый островок спасения», где царит НАСТОЯЩАЯ дружба, любовь, искренность и честность. Нам этого так не хватает в нашей непростой повседневной жизни. А ведь это так важно, это так манит, так соблазняет и тянет к себе. Мы сразу влюбляемся в этих героев и в их неподдельный, чистый и непорочный мир. В каком-то смысле это возвращает нас в детство, где нет места лжи и предательству, и все поступки искренны и чисты. После этого фильма хочется что-то изменить в нашем мире, хочется быть к нему сопричастным и соучастным, а не просто случайным прохожим. Вот таким и должно быть настоящее кино! Приятного всем просмотра! 10 из 10
Благодаря этому уникальному киношедевру, я узнал, как люди в те времена ругались. Не скажу, что мне это было необходимо для общего развития, но, когда пренеприятная тётка заперла Софью в комнате, очень чувствовалось, что та, разъярившись, в ответ сейчас скажет какую-нибудь гадость. Во время одного из первых просмотров я тут же заволновался, какую именно. Ведь не скажет же она «Дура» или «Сволочь» в 18 веке. И Софья нашла очень убедительное для своего времени обзывательство — «крокодилица». Я лично сразу поверил, что такое слово тогда и было в обиходе. Такие мелочи, на сюжет особо не влияющие, имеют порой значение. Например, вот ещё простая на вид сценка, где Саша Белов никак не мог взять из рук Лядащева (Абдулов) блюдце с чашкой, и в итоге взял одну чашку, чтобы всё-таки попить чаю. Забавный такой момент. Сцена казни Анны Бестужевой, это, конечно, не «Констанция!», но под убедительный плач (и наряд!) её дочки Анастасии, я и в детстве плакал, и сейчас. Сильная музыка в данной сцене добавляет эффект. И вообще, этот «ягужинский» мотивчик во всех своих интерпретациях меня буквально до мурашек всегда доводил. И когда Анастасия прощалась с родными стенами (в 1 серии), и когда просила тётушку-монахиню благословить в дальнюю дорогу. И, конечно, когда пела саму песню в домике на болотах. Раньше все эти песни приходилось записывать на микрофон на магнитофонах. И поэтому неизбежной от песни была фраза «Это тебе. Возьми», что наплывала на финальные аккорды. Теперь эту песню без этой реплики я даже не воспринимаю. Туда же песня Дмитрия Харатьяна с фоновым монологом Ольги Машной о том, что «даже имени его не знаю». А при просмотре всегда нравился их диалог губами, который перекрыла песня о «Земле, где так много разлук». Всегда интересно было угадывать, что они там друг другу говорили (например, «Пойдём со мной»). На песни наиболее сильная 3 серия. Туда все «хиты» фильма вошли. Интересно, почему самой первой была о байстрюке Никиты Оленева. Учитывая, отношение Дружининой к Владимиру Шевелькову. Как же она допустила (наверное, думала, пусть «споёт», и забудем о его истории вообще). Когда я узнал, что он занял «место» её сына, стало понятно, почему его герою так мало экранного времени уделено (по сравнению с другими двумя гардемаринами). Если у всех сцены смонтированы так, что всё понятно, кто что сделал за кадром, то у Никиты было несколько пробелов. А вторая серия прошла вообще без его участия. Сюжет постоянно пестрит перипетиями. Каждый раз до победного надеюсь, что вот сегодня маму Анастасии спасут, и всё обойдётся. И очень интересно переменилась судьба Софьи у реки с лодкой, едва раздалось «Спасай бумаги!». Вот так и дошла до своих «святых мест» («Вот радость-то!»). Каждый раз, когда показывают последнюю сцену с каретой у моря (и цветами для Ягужинской), становится грустно. Вот и все четыре серии прошли. Так же быстро, как Новый год. И жди теперь, когда их снова покажут по телевизору. Ни видео, ни DVD, ни интернет не ослабили моего состояния, когда идут финальный титры под «Не вешать нос, гардемарины!».
Время проходит, меняются жизненные приоритеты, а «Гардемарины» Дружининой остаются всегда молодыми. Мне даже сейчас, когда пересматриваю фильм, кажется, что я переношусь на 15 лет назад и меня снова волнуют перипетии сюжета фильма, сказать, что я помню сценарий, чуть ли не как «Отче наш», значит покривить душой — я помню и знаю все реплики и песни по фильму, но каждый раз смотрю как в первый раз. Видимо Светлана Дружинина при съемке этого фильма вложила какую то частицу души, которая не дает покоя и не оставляет равнодушными зрителей. И вроде бы сюжет по книги Нины Соротокиной банален, но исторический фон отходит на второй план при просмотре перипятий короткого периода жизни трех гардемаринов. Отдельная тема это песни из фильма, которые стали его визитной карточкой и украшением фильма. Александр Белов в исполнении Сергея Жигунова великолепен, любимейший персонаж, который очаровывает простотой и житейской хитринкой, которая в итоге позволяет ему получить и любовь прекрасной женщины, и положение в обществе. Алексей Корсак в исполнении Дмитрия Харатьяна, не просто живой герой, он настолько стал олицетворением честности и порядочности, что достаточно сложно смотреть его в ролях негодников и пошлецов. Никита Оленев и Владимир Шевельков его сыгравший, мечта женщин, благороден душой и поступками, как можно им не любоваться. Татьяна Лютаева после роли Анастасии Ягужинской, так и не смогла сыграть никого красивей, чище и благородней. Пусть в образе героини и отступления от первоисточника, но как она прекрасна, как не поверить в искренность любви к ней де Брильи и Белова. Михаил Сергеевич Боярский в образе шевалье де Брильи воплотил недоигранные моменты образа Д, Артаньяна. Циничный и беспринципный герой сочетается с романтическим началом, его «Анастасия! Душа моя!» искренне и пронзительно. Отличный фильм моего детства, отрочества, юности и взрослой жизни, каждый раз, при просмотре дарящий бурю эмоций. Светлана Дружинина подарила незабываемое кино, где есть все атрибуты волнующие детскую и юношескую душу. Хай живе кино в сердцах не только тогдашних детей, но и сегодняшних, может чуточка благородства западет и в их души.
О Жигунове, Харатьяне, Шевелькове, Лютаевой сказано уже очень много, но я хотела бы отметить игру второстепенных персонажей в Гардемаринах. В этом советском фильме можно увидеть целую плеяду великолепных артистов — Евстигнеев, Смоктуновсикй, Абдулов, Стржельчик, Павлов, Боярский, да еще в столь захватывающем сюжете. И какие продуманные образы! А противостояние Лестока и Бестужева? Просто браво, как показаны характеры главнейших персонажей времени, игра маститых актеров просто блестящая. Мне очень нравятся диалоги героев в этом фильме, за многочисленные повторные просмотры я выучила их наизусть! И какие великие актеры их произносят! Евстигнеев сражает наповал своими фразами типа «Какой молодец: врет, не краснеет. Люблю таких», «Эх, молодость — пора нехитрых желаний..», «Пьяный проспится, дурак — никогда», «Вот тебе Россия! вот тебе моя жизнь!» Особенно почему-то запомнилась фраза «хорошего человека из тайной канцелярии», сыгранного Абдуловым, хотя персонаж этот не часто мелькает в кадре — «Всем нужен Бог, но не каждый может помолиться — грехи не пускают». В очередной раз просматривая который уже по счету раз (!) поймала себя на мысли, что несмотря на исторический сюжет и уже солидный возраст данного фильма, все, что в нем актуально, применимо и к современной жизни, изменилась эпоха, наряды, а люди все такие же, корысть и благородство по-прежнему противостоят друг другу. В нашей жизни есть и Лядащевы, и Лестоки, и Бергеры… жаль, что мало таких, как Бестужев, который «служит России, а потом себе». Может поэтому фильм так цепляет сегодня?
Признаюсь (хотя мне и стыдно за это), что первый раз посмотрела этот фильм совсем недавно! И скажу вам честно, он задел мою душу за живое! «Гардемарины, вперед!» — фильм, который делает окружающий нас мир чуточку добрее! Лично у меня, после просмотра, на душе было радостно и светло! Фильм о доблести и отваге молодых людей, которым приходится пожертвовать своей личной жизнью для чести и защиты Российского государства. Здесь есть все, и любовь, и интриги, и борьба, преследование, и захвачен один из интереснейших периодов истории нашей страны! «Мы можем растерзать этого гардемарина, но он ни черта не скажет. Это Вам не Париж, не Вена, не Лондон- это Россия! И чтобы затевать свою игру, надо узнать этих русских»! Великолепный актерский состав — это, наверное, самое главное! Это именно то, что сделало этот фильм таким потрясающим и запоминающимся! Алешка Корсак (Дмитрий Харатьян) — непосредственный, честный, смелый и отважный герой, который просто не может не очаровать с первых же минут фильма! Его мушка безумно подходит Харатьяну! Саша Белов (Сергей Жигунов) — верный и надежный товарищ, готовый прийти на помощь в любую минуту! Жигунов в этой роли просто великолепен! И наконец, князь Оленев (Владимир Шевельков) — по нему сразу видно, он настоящий дворянин: благороден, добр, сдержан на эмоции, но при этом, не ставящий себя выше своих товарищей! Да, эта троица русских мушкетеров, русских гардемаринов! «Эх, молодость, молодость-пора нехитрых желаний!» Они защитили свое Отечество, рискуя не один раз своей жизнью! И что им за это надо? Им не нужны ни титулы, ни деньги, им надо лишь только жить дальше и дальше продолжать служить своему государству! Я думаю, перед обаятельностью этих героев не устоит никто! Они идеально вписались в свои образы, сыграли свои роли — «Жизнь отечеству, честь — никому»! Ни разу не отступились они от этого правила! Шевалье Де Брильи (как всегда потрясающий нас своей харизмой Михаил Боярский) — влюбленный безответно француз с горячим темпераментом. Хоть эта и отрицательная роль, но невозможно не пожалеть героя за его безответную любовь. И, конечно, же его голос с хрипотцой просто неповторим! Особенно при исполнении «Ланфрен-Ланфра»! Прекрасная песня, прекрасный исполнитель для нее! Татьяне Лютаевой тоже надо отдать должное за сыгранную ей Анастасию Ягужинскую! «Это последний русский, Сережа!» Кто знает, не будь Саша Белов этим последним русским, полюбила бы его когда-нибудь Анастасия, свела бы их судьба вместе или нет!А так оказаловь красивая и искренняя история любви! Бестужев (Евгений Евстигнеев) — настоящий политик: спокойный, хладнокровный, рассудительный, ну и конечно не без хитрости! Что тут говорить, в этом фильме каждый актер заслуживает самые добрые и теплые слова за их роли! Отдельно стоит отметить прекрасную музыку, песни! Без них бы тоже не было такого впечатления при просмотре! «Не вешать нос, гардемарины!» — это просто девиз всего фильма, поднимающий дух не только героев, но и зрителей! «Ланфрен-Ланфра», «Разлука», «Как жизнь без весны» — красивые песни о любви! Песни задают динамику фильма, отражают настроение героев! Всегда хорошо послушать приятную музыку, ну а в этом фильме без нее никуда! Так что слушайте, смотрите и наслаждайтесь!
Я открыла для себя этот фильм в 12 лет, когда он был очень популярен. Вообще, для тех, чье детство и ранняя юность пришлись на начало 90х гг., этот фильм стал культовым. К тому же, в то время еще видеомагнитофон был роскошью, а фильм показывали раз в год, во время зимних каникул. Современным подросткам трудно представить восторг от просмотра фильма, который ждал буквально целый год. Я была влюблена в Сашу Белова, он наиболее интересный персонаж из трех друзей — красивый, безбашенный, дерзкий, страстно любящий. Фильм очень светлый, добрый, лиричный. Для взрослого зрителя наивный, но в подростках формирует идеалы любви, истинной, бескорыстной дружбы;любви к родине. К тому же, фильм очень динамичный, с захватывающим сюжетом. Потрясающая музыка, песни, юмор. Не говоря уж о звездном актерском составе. Смотрится на одном дыхании. 10 из 10.
Давно уже хотел поделиться своими мыслями об этом замечательном фильме Светланы Дружининой. Снятый во второй половине 80-ых, он стал тогда для таких, как я, 13—14-летних, если не откровением, то большим открытием уж точно. Да, были у нас и до этого хорошие фильмы о войне, неплохие приключенческие картины, но вот такого авантюрно-приключенческого экшна, который одновременно смог донести до молодежи еще и ряд полезных мыслей и моральных установок, в отечественном кинематографе еще не было К тому же авторы обратились к нашей истории, к веку, ознаменовавшемуся для России большими переменами, веку дворцовых переворотов, изощренных интриг и больших человеческих свершений. И история гардемаринов вполне могла иметь место в реальной жизни именно в этом столетии. Картина очень многогранна и многослойна. Здесь и любовь, ради которой можешь пойти на многое, и крепкая дружба, способная выдержать любые испытания. Это также фильм долге перед Родиной и той моральной черте, которую иногда во имя этого долга и верности присяге, приходится переступать. Это картина и о политике, которая была не очень чистым делом не только в веке XХI-ом, но и в веке XVIII-ом. Это лента и о роли, которую может сыграть человек в истории, совершив один-единственный подвиг или одну-единственную подлость, и кардинально повлиять на судьбы многих. И таких вопросов и проблем — глобальных и не очень — фильм «Гардемарины вперед!» ставит еще довольно много. Проект собрал вместе поистине звездный актерский состав. Согласитесь, фильм, в котором Иннокентий Смоктуновский играет роль второго или даже третьего плана, сама по себе достойна внимания. И эта роль кардинала де Флери сыграна им безупречно. А ведь тут еще есть исполняющие снова таки не первые роли Семен Фарада, Виктор Павлов, Владимир Стеклов (великолепно играющий роль следователя Тайной канцелярии), Нелли Пшенная, Елена Цыплакова — кое-кто из них сыграл практически два-три эпизода, но как! Формально на втором плане были и Александр Абдулов, Александр Пашутин, Игорь Ясулович, тем не менее сделавшие своих персонажей харизматичными и запоминающимися. Про актеров, игравших главные и основные роли, и говорить не приходится. Про трех гардемаринов сказано уже много хороших и добрых слов, повторяться не буду. Но если кратко: получилось прекрасное трио, актеры Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков буквально прочувствовали своих героев, прочувствововали и поняли друг друга, и благодаря этому сыграли очень искренне, убедительно и правильно. Великолепны в фильме и два основных женских персонажа: и Татьяна Лютаева, и милая обаятельная Ольга Машная очень хорошо сыграли своих героинь. Мне, по правде говоря, вторая даже импонирует немного больше. Отлично исполнили свои роли и Владислав Стржельчик с Михаилом Боярским, который по старой «мушкетерской памяти» прихватил с собой в эту картину и Владимира Балона. А роль вице-канцлера Бестужева вообще стала для Евгения Евстигнеева его визитной карточкой. Хотя, с другой стороны, о каких ролях этого актера не скажешь то же самое? Если таковые и есть, то буквально единицы. А представить другого Бестужева лично мне практически невозможно. Даже не скажешь, кого не хватает этому фильму для полного счастья. Разве что Льва Дурова с Николаем Караченцовым… Первый из них еще сыграет в третьих «Гардемаринах», а второй примет участие уже в другом проекте С. Дружининой, сыграв Императора Петра Первого в первой серии «Тайн дворцовых переворотов». Про музыку в фильм отдельный разговор. Сейчас бы все песни фильма назвали «хитами», но главное в том, что все они со смыслом, даже такие, на первый взгляд, легкие, как, например «Дороги» или «Песенка лотошницы» И в отличие от многих нынешних так называемых «хитов» эти песни помнили и будут помнить. Все тексты Юрия Ряшенцева прекрасно легли на музыку Виктора Лебедева, так что хочется сказать большое спасибо им обоим. Хорошая музыка органически дополнила отличную режиссуру и прекрасные актерские работы. Я очень люблю и продолжения «Гардемаринов», в первую очередь, конечно, «Виват, гардемарины!», но знаковым и самым любимым остается все-таки первый фильм. Это картина на все времена. 10 из 10