Гоморра
- 29 июл 2014
- 06 мая 2014
Итальянский сериал «Гоморра» — не просто аутентичное произведение, повествующее о событиях, которые происходят в неблагополучных районах Неаполя — Скампии и Секондильяно — с участниками преступной организации Каморра, название которой происходит от античной уличной игры. «Гоморра» — это своеобразное окно в другой мир, в котором живут, любят и умирают его обитатели. Этот мир живет по своим законам, правилам и понятиям, в нем есть свои герои, которые исчезают со сцены так же стремительно, как и появляются на ней. Безусловно, принимая во внимание сеттинг сериала, не нужно строить иллюзий относительно моральных принципов и мотивации его главных героев. И вообще, возвращаясь к истокам этого сериала, который создан по мотивам романа журналиста Роберто Савиано, важно заметить, что одной из основных его целей является в том числе деромантизация мафии. Тем не менее удержатся и не начать сопереживать главным героям достаточно непросто. Их жизнь наполнена постоянной борьбой за выживание, жестокостью, бесконечными предательствами и обманом, но от этого она становится только острее, очертания — отчетливее и резче, а краски — пронзительнее и ярче. В любой момент герои могут умереть, но складывается впечатление, что они не боятся смерти, и делают все возможное, чтобы жить изо всех сил, чтобы жить свободно и дышать при этом полной грудью, даже если плата за это будет непомерно высока. Благодаря нетривиальному стилю, присущему европейскому кинематографу, ярким и харизматичным персонажам, панорамным съемкам серых бетонных многоэтажек вперемешку с морскими видами Неаполя, а также замечательному саундтреку, написанному группой Mokadelic, авторам сериала удалось создать неповторимую и очень колоритную атмосферу, которая пленяет и завораживает. «Гоморра» — словно окно, настежь открытое летним вечером где-то на берегу неаполитанского залива. Ты выглядываешь в него и в груди рождается странное ощущение безграничной свободы близкой к вседозволенности, но порыв прохладного морского ветра напоминает тебе о том, что у всего есть своя цена, в том числе и у этой свободы.
Голливуд активно романтизирует преступность. В «Гомморе» же раз за разом со зрителем проводят одну и ту же процедуру — показывают одного из героев с положительной стороны, потом как он идет «вверх» к деньгам и власти, совершая «клёвые преступления» и доходит до того, что становится откровенным мерзавцем, от которого зритель устает и испытывает удовлетворение от его смерти. А погибают практически все, как в «Гамотроне» (который «Гейм оф зе тронс»). И ни «власть», ни «преступные деньги» не приносят героям ни радости, ни счастья. Даже все местные праздники обязательно заканчиваются убийством и всеобщей фрустрацией. Очень назидательно для подростков. Все «плохиши» (а других персонажей там нет) получают по заслугам. Хорошо! Невольно приходит мысль: «Что ж вам, дуракам, не жилось-то?» Теперь о минусах сериала. То, что нам показывают — не правда. Далеко не все преступники погибают, на улицах не стоит пальба круглый год. В сериале почти нет полиции, хотя взаимодействие преступного мира и полиции — одна из центральных тем существования любой организованной преступности. Кроме того, продажа наркотиков приносит не так уж много денег даже боссам. Торчки не выстраиваются в очередь у «точек», выкрикивая: «Что вы там так долго?! Скорее продайте мне героин!» В реальной жизни все «толкачи» нищие голодранцы, ездящие на старых, разваливающихся автопомойках, они ничего не зарабатывают и не тусуются со своими боссами на клёвых вечеринках. Именно их сажает в тюрьмы полиция. Убивают их редко, потому что не за что — у них ничего нет, половина из них сами торчки и умирают от передоза, а не от пуль. Все деньги стекаются боссам, но если сравнить их доходы даже со средним бизнесом, цифры совершенно не впечатляют. Хотя как раз это в сериале показано относительно верно — местные боссы мафии не особо шикуют, что жизненно. Если вычесть из их выручки расходы, то выйдет не так уж много, ведь орава у каждого из них огромная, хоть по чуть-чуть, а кормить их всех надо. Можно вспомнить как пример знаменитого Пабло, но не забывайте, что он получал доходы с продажи от целой страны, а не от бедного района одного из городов Италии. Т. е. с реализмом в сериале беда на самом деле и рецензенты, хвалящие его «реализм», явно вообще не понимают, о чем речь. В начале сериала были и небольшие косяки с озвучкой, например, мощные байки, ездящие со звуком мотора 50-кубового скутера. Но других столь ярких косяков не было, а к третьему сезону качество съемок вышло на уровень. Сериал цепляет. Плюсы — хорошее музыкальное сопровождение, отличные съемки, прекрасная игра актеров — все очень стараются, во время просмотра не вспоминаешь, что они играют, полностью погружаясь в фантазийное действо, благо сюжет насыщен постоянными предательствами, заключаемый мир держится примерно по 5 секунд экранного времени, а любая сцена, где кто-то начинает радоваться и улыбаться, обязательно заканчивается кровищей. Многие второстепенные персонажи прекрасно продуманы и показаны, как, например, Патриция или юный мото-слесарь. За ними так же интересно следить, как за главными героями и их истории не менее драматичны. В принципе, первые три сезона — вполне законченная история. Четвертый сезон как бы начинает заново уже проигранную несколько раз историю о «начале войны» и «тяжелой ситуации», которая по факту не прекращалась ни в одной серии, и озабоченность главных героев «войной» уже вызывает некоторое недоумение — собственно, ничего не изменилось. Я бы поставил высшую «сериальную» оценку первым трем сезонам и если бы авторы на этом закончили, вышло бы очень красиво. Даже немного жаль, что они решили продолжить. С другой стороны, картинка столь же хороша, актеры столь же убедительны. Смотреть его «не отвлекаясь» не очень интересно, но во время ужина, например, отлично идет, а благодаря актерам многие сцены очень впечатляют и запоминаются. Несколько раз «зависал», вытаращив глаза, не веря происходящему. Прямо как в начале «Гамотрона». Очень хороший сериал!
Критиковать мы любим заметно больше, чем хвалить, уже хотя бы потому, что минусы как-то легче обнаруживаются, а обсуждаешь их с гораздо большим рвением, чем достоинства. Если, конечно, тебе не платят за похвалу в адрес кого-то или чего-то. Вот и я не стал отдельно писать про первые два сезона итальянской саги Гоморра, потому что первый сезон мне очень понравился, а второй, хоть и стал опираться на козыри первого и ничего нового не предложил, был вполне себе динамичен и смотрибелен. А по поводу третьего сезона Гоморры я, увы, смолчать не смог. Наверное, и не писал бы ничего, не будь мое ожидание столь тягостным и долгим, радость от скорой встречи с полюбившимся сериалом столь искренней и сильной, и… разочарование после последней серии таким горьким и глубоким. В третьем сезоне Гоморра стала пародией на саму себя. Сюжетные повороты, которыми так славится этот сериал, стали совсем примитивны. Рецепт их прост, как манная каша по утрам: пускай очередной кент предаст своего брата-друга-сестру-жену-отца, и зритель удивится. Да, так и было в первым двух сезонах, но история предательств и заговоров перемежалась с историей некоего большого, четкого, очерченного противостояния, главными фигурами которого были действительно яркие, сочные персонажи. В третьем сезоне этих персонажей мы почти не видим. Те, что тянули сериал в прошлых сериях, ушли куда-то на задний фон, а на их место создатели поставили каких-то невнятных ребятишек, в превращение которых в крутых гангстеров, совсем не верится, хоть убейте. С другой стороны, есть совсем не детишки, а матерые волки, ветераны мафиозного дела, и снова прокол — поступки, слова, озвученные мысли этих «экспертов» настолько нелогичны, что диву даешься, как они могли оказаться на вершине организации. И все эти товарищи, молодые и старые, знакомые нам и не очень, 12 серий заключают сделки, чтобы, разумеется, через пару серий своих партнеров предать или продать. Новые герои что-то все время планируют, делают, шепчутся, клянутся, потом убивают, но нам не дано понять или увидеть, как они к этому приходят, что происходит у них внутри, чтобы снаружи мы имели вот такую картину. Создатели третьего сезона Гоморры совершенно не уважают своего зрителя — ему элементарно не дают возможности подумать, проанализировать и хоть сколько-нибудь попытаться предсказать дальнейшие события. Куда интереснее этим создателям зрителя огорошить — но не тем, что вырисовывалось из логики происходящего, а наоборот — тем, что смотрится ну совершенно парадоксально. Разбирать финал просто не хочу. Скажу лишь, что там творцы Гоморры перехитрили самих себя и накрутили такой клубок сюжетных фантазий, из которого выбраться не смогли. Даже не знаю, что нужно сделать, чтобы четвертый сезон реабилитировал сериал, который начинался так здорово. Кажется, актерам уже и самим надоело играть в бесконечном спектакле, который сам мечтает закончиться, но — пока зритель берет, надо давать. Если первому сезону я поставил бы 8 из 10, второму 6 или даже 7, то третий — это не больше пятерки. Округлим и получим: 6 из 10
Гоморра на третьем сезоне решительно потеряла нерв и если раньше за падением империи, противостоянием отца и сына смотреть было эмоционально, то в третьем сезоне все стали выхолощенными. Чиро так и вовсе стал эдаким страстотерпцем-мучеником, да и его напарник-босс мало чего добавил к раскрытию характера прошлых сезонов. Разумеется, у режиссера все в порядке с умением живописать провинциальные городские окраины, выбирать типажи и реалистично ставить сцены убийств, но именно этому сезону эмоций не хватает. Так: унылые зарисовки хроник войн преступных группировок за сферы влияния в провинциальном городе. Сочувствий не вызывает решительно никто, каких-то сюжетных поворотов и финтов также нет и в помине. При просмотре медитативность второй серии откровенно усыпляет, очень важно ее преодолеть, так как дальше в плане событийности и ритма чуть повеселей. Интонационно даже и напоминал сезон несколько «Беспредел» Китано, очень посредственный, на мой вкус фильм. С большой симпатией отношусь к коллективу создателей этого сериала, но хотел бы посмотреть в их исполнении что-то оригинальное, а не 4 сезон. 6 из 10
Насколько я могу судить, сериал «Гоморра» в России проходит фактически незамеченным для широкой зрительской аудитории. Российское телевидение транслирует его в будние дни глубокой ночью (сам я наткнулся на него 2 года назад совершенно случайно по «Первому каналу»); в Интернете он (в отличие, к примеру, от тех же «Викингов») тоже мало популярен. Такое положение дел удручает, ведь «Гоморру», без лишних преувеличений, можно называть лучшим сериалом на гангстерскую тематику со времён «Клана Сопрано». Сериал прекрасен абсолютно всем. Актёрская игра, операторская работа, сценарий и саундтрек — всё это на высочайшем уровне. Режиссёрское творение Стефано Соллимы самобытно и свободно от бесконечных ссылок на схожие по жанру фильмы, чем грешат, за редким исключением, почти все гангстерские драмы, начиная со времён «Крёстного отца». «Гоморра» не перегружена мелкими, отвлекающими подробностями о бандитской жизни окраин Неаполя — в сериале вы не отыщете нудных сюжетных линий про какие-нибудь махинации с акциями, тендерами, игорными домами и профсоюзами. Всё внимание сценаристов (а следом и зрителя) приковано к главным героям; к их чувствам, переживаниям, взглядам на мир и творимому ими злу. Особо стоит отметить натурализм фильма. Знаю, что европейские зрители и критики весьма негативно отреагировали на демонстрируемую без купюр жестокость. Вполне возможно, это отпугнуло и отечественных телевизионщиков, поставивших «Гоморру» в сетке телевещания на самое позднее время. Но разве лучше, когда мир организованной преступности героизирован и романтизирован? Ценители гангстерской драмы привыкли к тому, что итальянский мафиозо (неважно, сицилийский, неаполитанский или калабрийский) — это волевой человек с лицом, отмеченным печатью ледяного спокойствия; одетый в строгий дорогой костюм и окружённый чёрными лимузинами, роковыми красавицами и запахом оружейной смазки. Он навечно принадлежит «семье», организации с чёткой структурой (что всегда навязчиво подчёркивается в гангстерских фильмах), невероятно гордится своим итальянским происхождением и сопутствующими ему традициями чести, верности, честности и прочими (что подчёркивается не менее навязчиво). Это очень въедливый стереотип, который и поныне продолжает смущать многие умы. На деле же, современная итальянская «мафия» (к слову, уже почти выродившаяся и потерявшая все свои прежние представления о чести) — это они, те, чья жизнь показана в «Гоморре». Молодые отморозки с уложенным гелем волосами, в одежде спортивного кроя, увешанные «самоварным» золотом, с ножом и кастетом в кармане. Ради денег, власти и влияния они готовы на всё — хоть бы и убить близкого друга на глазах его семьи. Или убить семью близкого друга на глазах у него. Или — убить и его, и семью, сжечь дом, взорвать машину, забрать все деньги и отметить это пастой с бутылочным пивом и партией в бильярд. Да, вот в это я действительно верю, это и есть их жизнь. Героями и романтикой не пахнет. Одним словом, все, кто любит жанр «мафиозо», в восторге от «Крёстного отца», «Казино» и «Сопрано», непременно и обязательно должны посмотреть этот свободный от закостенелых штампов, невероятно свежий и актуальный, вызывающий неописуемые эмоции сериал.
Молодцы. Второй сезон выдался более лоскутным, а первая его треть — с мозаичными историями плюс разным стилем каждой из серий, совершенно артхаусной. Приятно, что создатели следят, например, за Корбейном. Вторая неспешная серия про встречу сына с отцом стилистикой, ритмом и пейзажами, очевидно, вдохновлена «Самым опасным человеком». Оператор второго сезона снимает совершенный глянец с использованием захолустных пейзажей городских окраин. Картинка, равно как и музыкальный ряд, на высоте. Третья серия — с крестным ходом — сделана так, что не постеснялся и Соррентино. Во второй половине словно опомнившись, что снимают криминальное кино, создатели резко добавили в движухе, всякого рода убийствах и цетера. Первый сезон был более сбалансированный, второй — визуально покрасивше. Кому что нравится. По существу. Основная канва — противостояние отца и сына, решенное вполне себе традиционно(тут и параллельный монтаж с рождением младенца), не должна заслонять линию Чиро. Я все гадал, куда сценаристы повернут с ним. Из мелкого беса Сатаны не получилось. Волны гасят ветер. Трудно быть не только Богом, но и Сатаной. Не потянул на кровь младенцев и все остальное, вот все и вернулось бумерангом. Ломать — не строить, а поди удержи Империю. Ее и Дженнаро не удержит в следующем сезоне. Полагаю, славная связная будет крестной матерью и задаст жару всем. Первые два сезона были достаточно маскулинистыми, так что не грех вектор чуть сместить. Как всякий выдающийся сериал «Гоморра» сильно дисквалифицирует предшественников. Речь идет, понятно, не о индийском «Спруте» с прекрасными актерами и изумительной (ужасно использованной) музыкой Морриконе, а, например, о «Криминальном романе» тех же итальянцев и массе театрально-постановочных фильмов «про мафию». 7 из 10
Образ мафиози — это тоже бренд. Годами, десятилетиями кучи долларов пожинали голливудские актеры и режиссеры., даже флегматичные скандинавы отсняли «Лиллехаммер» на тему итальянских мафиози. Дайте и бедным итальянцам подзаработать на крутом имидже. ибо, как сказал Себастьян Аларкон в фильме «Выигрыш одинокого американца»: Американцы действительно великие люди Если они из старого заброшенного колодца умудрились выкачать столько денег и из мальчишки сделать бесплатное рекламное приложение — молодцы. Но ты на мой взгляд совершил патриотический поступок. Если иностранцы выкачивают столько денег, зарабатывая на наших несчастьях, то почему мы не можем заработать чуть-чуть, на наших родных, отечественных бедствиях?» И вот итальянцы отсняли руководство для латиноамериканских подростков и желторотых мальчишек из Восточной Европы. Носить надо туфли такой-то марки, волосы брить, в каждое ухо засунуть по металлическому колечку. Слушать такую-то музыку, ставить на тотализаторе так, чтобы демонстрировать, что у тебя всегда есть пятитысячные купюры. Надо быть слегка небритым поддерживать красивое накачанное тело и непременно завести жену-красотку, ведь дети для мафиози — это святое. Хату конкурентов надо жечь не жалкими полутора литрами бензина, а сразу — закидывать гранатами и взрывать килограммами взрывчатки. Надо учитывать неудачный опыт старших наставников. Если до сих пор жители других стран не представляли «по-настоящему» повседневных будней настоящих гангстеров — типа по старым правилам им надо было вести себя «тише травы» и не привлекать к себе излишнего внимания, то теперь у зрителя сформироалась четкая модель поведения настоящего крутого мафиози. Из самой Италии. Надо каждый день взрывать не меньше пяти человек, непременно выучиться стрелять из воспетой еще Доном Ву «беретты». Надо носить кожаные куртки и вести себя напористо и самоуверенно. Пусть это будет неудачная перестрелка, и пусть кто-то даже погибнет, это же будет заснято на камеру и показано в новостях, про это напишут в газетах. Тебя заметят, ты будешь соответствовать образу мужественного парня, решающего самостоятельно «мужские проблемы». Роберто Савиано подчеркивал эту мысль еще в книге — имидж «успешного» мафиози должен соответствовать кинематографическому образу. Женщины — ориентируются на желтые треники Умы Турман из «Убить Билла», а мужики — у мужиков есть очередной образец идеального «плохого мальчишки». Самое время заучивать наизусть запоминающиеся фразы и хитовые словечки. Это вам не рыдающий несчастный, вечно проигрывающий комиссар Каттани.
Читать желательно уже после просмотра первого сезона Война в Непаполе между кланами Каморры не прекращается. Пули убирают персонажа за персонажем, и создатели сериала не размениваются на мелочь. Я думал, что это лишь авторская гиперболизация, пока не наткнулся на интервью режиссера итальянскому изданию. Там Стефано Соллима рассказал, что мафиозная война может забрать на тот свет полторы тысячи людей. По этому, во втором сезоне бескровных серий нет. Страсти между группировками не утихают, и главные причины войны: месть, предательство и деньги. Во втором сезоне среди неаполитанской мафии царит полнейший беспредел, каждый рвет под себя. Сериал снимали в реальных бандитских районах. Как рассказал в интервью Стефано Соллима, каждое утро съемок начиналось со звонка: «все хорошо, можете снимать», или — «сегодня убили парня, лучше не приезжать, могут быть перестрелки, и полно полиции». Известно, что канву для сценария подготовил Роберто Савиано, но консультировали режиссера и настоящие мафиози, которые раскрыли многие факты о внутренней структуре бандитской «семьи», их повадках и понятиях. Кстати, прическа и «прикид» Дженаро Савастано и Чиро это не прихоти стилистов и художника по костюмам! Нет, оказывается, что боссы мафии следят за модой и соответственно выглядят. Каждый мальчик Неаполя знает, что дядя с красивой прической и модными кроссовками может убить его папу ни за что, потому что этот дядя в мафии. Шальная пуля, смерть за открытие бизнеса не в том районе, это не сказки воспаленных умов, это суровая реальность в центре культурной Европы. Представьте себе, что 47% итальянцев хотят ввода войск в Неаполь, что бы уничтожить Каморру. Почему этого не происходит? Наверное, есть причины. Так же как и в первом сезоне, авторы проекта продолжили выделять серию конкретному персонажу или группе людей. Благодаря такой концепции, создателям сериала удается погрузить зрителя глубже в мир каморры. Второй сезон полон неожиданных поворотов, жестокости и предательства. То есть полон всем тем, за что мы любим криминальное кино. 8 из 10
В разгар эпохи сериалов, «Гоморра» потерялась среди всякого ширпотреба. Печально, потому что это очень качественное кино. Что интересно, это не американский продукт, а итальянский. И он сможет потягаться с «топовыми» лентами США. Этот сериал рассказывает об изнанке мафии. Нынешней мафии в Италии, по сравнению с которой Дон Карлеоне кажется романтическим персонажем. Тут не действуют законы чести. Да и какая честь среди бандитов? Никакой. Тут нет однозначных героев, тут героев нет вообще. Это змеиное гнездо, где каждый ждет, когда сильный даст слабину. А слабый идет в расход как пушечное мясо. Сильные стороны. Авторы показывают что такое итальянская мафия без пафоса. Персонажи колоритные, каждый хорош по своему, и каждый по своему отвратителен. Создатели сериала раскрыли обертку беззаботной итальянской жизни. Есть тут и бедность, трущобы, нищета, наркомания, коррупция. Но одновременно есть и красивая жизнь, клубы, виллы, машины. Крайности как и в любой другой стране мира. Сюжетная линия продуманная. Каждая серия, как часть пазла, которая раскрывает факты, объясняет мотивы и причины тех или иных действий героев. Некоторые серии не мог смотреть без напряжения и сопереживал и болел за героев. Ярко отличается в фильме Чиро (Марко Д`Амор). Своего персонажа он уже начал создавать в «Тихой жизни», где играл итальянского бандита. Этот опыт пошел на пользу. Его герой в «Гоморре» эдакий дарвиновский приспособленец. Но с характером. Обстоятельства его заставляют шевелить мозгами и действовать, что бы продвинутся в элиту каморры. Еще один персонаж это Сальваторе Эспозито, он же Дженнаро «Дженни» Савастано. Пухленький маменькин сынок, судьба которого была родится в семье главы бандитского синдиката. Последствием обстоятельств, мы видим трансформацию баловня мажора в кровожадного бандита. Хотя как актер он еще слаб, Эспозито на глазах набирается опыта. Этот сериал обладает всеми качествами, что бы попасть на полку достойных. 8 из 10
Валар моргулис. Слоганом сериала должны стать эти прекрасные, гуманные слова. Создатели точно уловили чаяния миллионов добрых зрителей — никакой пощады, никому, ни женщинам, ни детям. Чем больше трупов, тем выше рейтинг. И убивать надо не второстепенных персонажей — кого интересует их смерть? Убивать надо главных действующих лиц, тех, к кому зритель привык, кому он сочувствует. Каждая серия должна содержать сцену убийства одного из ключевых персонажей, желательно, чтобы действо сопровождалось чудной мелодией Mokadelic, и… зрительский интерес не ослабнет. Но! Возникла проблема — если убивать всех, то сериал долго не протянет, не хватит героев, поэтому, во втором сезоне оживут порванные в лоскуты гномы, Дженаро (искусно сыгравший в финале первого сезона роль пулеулавливателя — таким количеством свинца нашпиговал его Чиро) отделается небольшим шрамом, мужественно пересекающим его пухленькую, смазливую мордуленцию, и продолжит свои шалости. Создатели «Гоморры» пошли по пути «Игры престолов» или наоборот, а может быть это произошло автономно — это неважно, важно, что любой убитый герой может ожить, а значит нас ждёт третий (весна 17 года), а затем и четвёртый сезон, и это здорово, ну правда, только начинаешь любить какую — нибудь суку неприятную, как — бац! Пуля в голову, и только штиблетами дёрнул клиент — убили. Ищи себе новую ролевую модель. Система избирательных оживлений оставляет надежду на то, что кровавое пиршество будет продолжаться. Первый сезон оканчивается побегом Пьетро Савастано (умело исполнявшего в тюрьме роль овоща в обоссанных штанишках), во втором сезоне сеньор Пьетро начнёт ползучую оккупацию Секондильяно, словно удав, он будет заглатывать дом за домом, улицу за улицей, процесс поглощения неизбежно приведёт к столкновению интересов Чиро и Пьетро. Чиро судорожно заключает союз за союзом, пытаясь отодвинуть час расплаты за убийство Иммолы, но Пьетро применит старую римскую тактику «разделяй и властвуй», искусно сталкивая соратников Чиро, переманивая самых жадных, и устраняя самых отмороженных. Финальное столкновение неизбежно — кто выйдет победителем? Дон Пьетро достаточно пожил, да и внешность его (он выглядит как малохольный, лупоглазый филин, с его крючковатым носом, и вечно вытаращенными глазами в очёчках без диоптрий) не внушает симпатии. Чиро молод, хорош собой (точёный римский профиль, круглая, блестящая, такая гладкая — гладкая, эротичная голова), в отличие от окостеневшего Пьетро, Чиро готов идти на компромиссы, к тому же он — бессмертный, будем надеяться, что и на этот раз он выживет. Дженнаро временно отойдёт на второй план, но его смирение обманчиво, внешний конформизм — всего лишь маска, на самом деле его пухлое тельце разрывается от неудовлетворённых амбиций, не забывайте про выдуманный венским старикашкой Эдипов комплекс, «мы рождены не для того, чтобы быть вторыми». Для того, чтобы стать первым, надо подвинуть папочку с его устаревшими подходами, следовательно мы имеем ещё одну, вторую сюжетную линию (первая: противостояние Чиро — Пьетро). В отличие от первого сезона, в котором повествование было сквозным, первые серии второго сезона получились тематическими, каждая серия посвящена одному персонажу, остальные идут фоном, массовкой. И это правильно, зритель должен знать — за что любить человека, которого скоро убьют. Утончённый франт Конте окажется любителем мальчиков с силиконовыми титьками, Принц предстанет как чемпион мира по умению бодяжить кокаин с детской присыпкой (в пропорции три к одному, покупатель получает заряд бодрости и попочка всегда будет сухой и чистой). Будут и другие персонажи — Мулато, Цыган и прочие, люди — функции, чья задача сделать какую — нибудь гадость Чиро или Пьетро, а затем быстро и комфортно умереть, азартно забрызгивая окружающих кровью. Итог. Какова волшебная сила искусства! Зритель сопереживает человекообразным, торгующим смертью, по факту все они — Чиро, Пьетро, Дженнаро, все они — нелюди, убивающие своих сограждан, продавая им наркотики в обмен на еврофантики. Дон Пьетро постоянно использует в своей речи словечки типа «рынок», «спрос», он считает себя одним из столпов рыночной экономики, и ведь он прав, большое количество продавцов продвигает на рынок однородный товар, следовательно — продажа наркоты представляет собой рынок совершенной конкуренции. Стефано Соллима показывает нам капитализм в чистом виде, общество, в котором человек человеку крыса. Принцип, которому подчинены действия героев — умри ты сегодня, а я завтра. Создатели обещают, что третий сезон будет ещё более изощрённым и кровавым. Содомия! Ну, то есть — Гоморра! 10 из 10
Сериал рассказывает про преступный мир в Неаполе. Преступники здесь не такие как например в сериале Сопрано или других произведениях про бандитов. Обычно они кажутся зрителю более интеллектуальными и даже гуманными. В данном сериале мы видим самых настоящих гопников. Люди стреляют друг в друга налево и направо, причем не потому что кто-то кого-то кинул или из мести, или по каким-то там понятиям, а просто чтобы запустить процесс смуты и воспользоваться хаосом для продвижения. Это создает впечатление полной нестабильности криминальных систем и бесценности человеческой жизни. Ведь человека могут убить из таких соображений, о которых он даже не подозревал. Все персонажи — антигерои. Каждый из них откровенная мразь, в том числе и главный герой. Никакой сентиментальности в сериале нет. Все персонажи хищные уроды. Жестокость их заключается не в способности убивать людей, это скорее психологическая жестокость каждого из них. Прагматизм и хладнокровность персонажей в купе с их минимальными эмоциональными привязанностями друг к другу создают впечатление, что смотришь передачу «В мире животных». Сюжетные повороты достаточно неожиданны и в общем-то непредсказуемы, что тоже доставляет удовольствие. Отдельно хотелось бы сказать про саундтрек. Он не всегда используется как попытка взбодрить зрителя или подготовить его к сцене. Она часто передает эмоции персонажей, их страхи. То есть зритель, как по Павлову, вырабатывает рефлекс, что под такую-то музыку должно что-то произойти: стрельба, смерть и т. д. А на самом деле ничего не происходит, и зрителю просто передали паранойю персонажа. Единственное, что мне не понравилось, — очень резкое изменение одного из центральных персонажей. Как он из избалованного дурачка превращается в зверя. Если вы хотите посмотреть на настоящих животных, то на мой взгляд Gomorra — лучшее, что можно предложить. 10 из 10
Достойнейший сериал, обязательный к просмотру, возможно, лучший из итальянских. Ну, то есть «Спрут-4» тоже хорош, но его достоинства относятся преимущественно к сфере веризма, театральности, красивостям, а не к чисто кинематографическим достоинствам. От новаторского фильма Гарроне создатели сериала взяли тягу к заброшенным заведомо некрасивым урбанистическим итальянским пейзажам, нарочитый отказ от глянцевости и «стиль улиц». При этом если первые пару серий и можно воспринимать в качестве «производственных» малосюжетных зарисовок из жизни мафиозной семьи, то дальше условности сюжета и построения выходят на первый план — в отличие от фильма Гарроне. Создатели сериала таки свернули к остросюжетной саге, отошли от полурепортажного подхода. Обратите внимание, насколько мастерски используются приемы недоговоренностей по телефону между агнцем и его братом относительно заказчика убийства. А чудесные пересменки лидера в обреченной семье? Уж не говорю про игры с ложными ожиданиями и финальным постановочным трюком и совершенно театральный образ дона-конкурента с его тягой к внешним эффектам. Словом, от журналистики Роберто Савиано к традициям итальянской семейной оперы сериал уверенно выруливает. Второй сезон, надо полагать, в этом смысле будет еще более постановочным и сюжетным. Мне понравился и кастинг, и музыкальное оформление, а также баланс между творческой свободой и канонами коммерческого развлекательного кино, которое создателям удалось соблюсти. Как ни крути, а фильм Гарроне достаточно артхаусное социальное кино, а сериал — в первую очередь развлекательное остросюжетное кино про войну мафий с социальными нотками. Каждому свое. Сериал построен на явно нетипичном сквозном и центральном образе шакала, подтачивающего изнутри Будденброков, что для мафиозных фильмов не так уж и свойственно. Такого рода персонажи, как правило, являются периферийными, а империи гибнут из-за пороков или глупости вождей. Посмотрим, что придумают с бессмертным Чирой в следующем году. 7 из 10
А ведь у авторов могли получиться 12 отдельных суперфильма, однако они «пошли другой дорогой» и преподнесли нам «красочный сюрприз» в виде блистательного многосерийного криминального рассказа — «Гоморра» о кровожадной мафии, которому аплодирую стоя! Со времен культового российского сериала — «Бригада», ничего достойного подобного жанра на ТВ не появлялось, если и есть, то посредственное, каждонедельное пародийное «нтвшное мыло» с «недоментами» забивающие отечественный кинематограф. По началу действий нам не показывают кто главный персонаж, но потом «тень падает» на 30-летнего Чиро Ди Марцио (Марко Д’Амор), антигероя, его скрытая личность оставляет двоякое чувство — человек оборотень. Испытываешь к нему сострадания за пережитое, родился в нищете, сам себе пробивает «шаги к успеху», везунчик или «изворотливый змей» неоднократно выбирается из «смертельных передряг», где не обойтись без жертв. Ненавидишь Чиро за подлые поступки, предательство, «подхалимство», «решала» приближенный к семье мафиозного клана Дон Пьетро Савастано (Фортунато Серлино), ради «вершин» пойдет на многое, иногда превращается в «нелюдя», лицемер никогда не открывает свое истинное лицо, наверно — «родную маму продаст», из-за него будет пролито море невинной крови… Итак, нам повествуются практически реальные события, которые всегда будут окружать нас, «звери» — они же авторитеты, уголовники, воры, убийцы, не имеющие национальности, создают свою преступную систему, где криминалогруппировки дерутся за контроль над территориями, нелегально торгуют наркотиками, беспощадно уничтожают обычных граждан — не считающихся равными им, развязывают жестокие межклановые войны, управляют чиновниками, более приспособленные «пожирают» мелких и старых, системе нельзя противостоять, её не сломать, в «каменных джунглях» выживают сильнейшие «хищники»! Ужасно поражен неаполитанской историей, до сих пор нахожусь под бурным впечатлением, честно три дня отходил, всем рекомендовал, потому что такое «шоу» нельзя пропустить, нужно увидеть! Отмечу минимальную погрешность — завершающая неубедительная сценка с Дженни (Сальвио Эспозито) за пару секунд до финальных титров, так же при выставлении баллов за пилотные серии и весь сезон, моя оценка менялась, исключительно росла только в «гору», ибо вся сюжетная линия происходит по нарастающей и молниеносно захватывает зрителя — «Forza Italia»!!!
Сюжет концентрируется на расколе семейного клана Савастано, и тут, как водится, сценаристы работают едва ли не по шаблону, заметно отступив от первоисточника: глава семейства, суровый Дон Пьетро, чувствует, что власть ускользает от него сквозь пальцы, избалованный и мягкотелый лоботряс-сынок, смахивающий на раскормленную свинью с добрыми глазами, некстати обостряет территориальный конфликт, а приближенный к семье «решала» Чиро начинает вынашивать собственные дерзкие планы. Но от всех американских фильмов и сериалов с подобным зачином, «Гоморра» выгодно отличается в нарративном смысле: при всём масштабе истории, перед нами действие едва ли не репортажного толка. В этом случае, понятное дело, сразу приходит на ум «Город Бога» Мейреллиша, и на самом деле, это он и есть, но вперемешку с «Пророком» Жака Одиара и гангстерскими драмами Джонни То и иже с ними. От первого, естественно, стилистика, от всего остального — собранность выразительных средств и авторская бескомпромиссность. Пускай создатели бьют преимущественно в одни и те же места, но вот такая точечная атака в определенный момент достигает требуемого эффекта. Здесь не место тривиальным высказываниям в духе «Мафия — бессмертна», здесь все живые, тем, кто на верхушке, тяжело дышать от страха, у тех, кто пониже рангом, нет шансов вовсе — каждый сам за себя и все против всех. Творческий метод образует пошаговое развенчивание мифа о робингудовском преступном мире, но не так, как у Скорсезе в «Славных парнях», а диаметрально противоположным образом. Улицы Неаполя не имеют ничего общего с открыточным курортом, и, что еще важнее, не происходит идеализации как каморры в целом, так и членов её банды. И никакой эстетизации насилия в том смысле этого слова, в котором мы привыкли её воспринимать. В один прекрасный момент тут сжигают юную девушку, оказавшуюся не в том месте и не в то время, чуть раньше — расстреливают выслуживающуюся лесбиянку прямо в свадебном платье. При этом никто не сюсюкает и вообще не акцентирует внимание на разборках: жестокость здесь как воздух, которыми дышат главные герои. Не столько вынуждающие к этому обстоятельства, сколько образ жизни. На контрасте со всем этим видится прекрасным решением каждую из двенадцати серий сделать частью одной большой многоходовки. То наблюдаем за мафиозным советником, увязнувшим в болоте бюрократической волокиты, то за организацией выборов мэра, циркуляцией наркотраффика в неблагоприятных районах, становлением семнадцатилетнего пацана на кривую дорожку со всеми вытекающими, тюремной хроникой, и т. д. и т. п. Таким образом, получаем идеальный сплав авторского сегмента и любого современного рейтингового шоу. Порой, конечно, его заносит — например, слишком уж навязчивы композиции группы «Mokadelic», иногда события в одном шаге от того, чтобы не соскользнуть в «мыльную плоскость», опять же, дает о себе знать чрезмерное увлечение частностями — но это та самая ложка дегтя, без которой никак не может обойтись любой современный «эфирный бочонок». Гораздо важнее тот факт, что в свои лучшие моменты «Гоморра» в полный рост конкурирует с продукцией HBO или FX, что само по себе, являет феноменальный случай для итальянского ТВ, до того момента совсем никак не представленного на международной арене («Спрут», давно отживший свое, конечно же, в счет не идет).
Съемка фильмов об итальянской мафии — уже подвиг со стороны их создателей, особенно если они сами жители Италии. Сериал «Гоморра», как и ранее выпущенный в 2008 году одноименный фильм, представляет из себя набор самостоятельных историй, повествующих во всех интересующих обычного зрителя подробностях о деятельности мафии. Единственное отличие от фильма — калейдоскоп историй представлен через призму жизни конкретных героев. Если Вы никогда не были в Италии, то все увиденное может показаться Вам пугающим, иногда даже диким для современного общества. Герои «Гоморры» поражают своей безжалостностью и хладнокровностью в стремлении достижения целей любыми методами и способами. Такова сегодняшняя итальянская действительность. К сожалению (возможно, к счастью), мы не имеем возможности убедиться в достоверности описываемых событий, однако, если расхождение с реальной жизнью и есть, то, как представляется, оно не столь велико. Просто так придумать сюжет для подобного сериала очень сложно. Картинка выглядит интересно и очень атмосферно. Отдельные нарекания имеются к работе операторов — камера то и дело трясется, что допустимо, но не в таком количестве. Нельзя сказать, что главный герой сериала Чиро. Скорее, это персонаж-посредник, через действия и поступки которого мы можем проследить за процессами, господствующими в криминальном мире неаполитанской мафии. Для кого «Гоморра»? Сериал абсолютно точно для тех, кто любит криминальные истории, наполненные физической и моральной жестокостью. Да, зрелищности в этом кино мало, но не забывайте, это качественное европейское кино, в котором отсутствует бездушная американская политика покупки зрителя дорогими спецэффектами. Оно заставит Вас задуматься и с интересом провести время перед экраном телевизора. 8 из 10