Штисель
- 29 июн 2013
Все три сезона увидены. Третий сезон, имхо, самый драматичный. Кинематограф высокого класса, прекрасный актёрский состав, мощная режиссура, погружающие зрителя в неведомый ему ранее мир ортодоксов Иерусалима. Персонаж Акивы и впрямь воспринимается главным героем, перипетии его биографии воспринимаешь особенно эмоционально… но во втором и третьем сезонах на первый план выходит персонаж Рухами в исполнении молодой израильской «звезды» Ширы Хаас. Уровень актёрского мастерства этой актрисы настолько высок, что хочется убедительно попросить большинство наших сериальных актёров сесть перед экраном, и внимательно наблюдать за настоящим актёрским волшебством. Желательно, не один раз. Ну, а Шулем Штисель в исполнении выдающегося актёра Довале Гликмана, имхо, главное событие сериала. Просто израильский Василий Меркурьев, честное слово. Иудейские традиции и человеческие судьбы, семейная драма и интриги, любовь и воля родителей, предательство и преданность… Сериал — настоящая сага. Аплодирую стоя.
В этом сериале прекрасно всё: заставка, сюжет, игра актёров и режиссура. Создателям фильма удалось создать очень живых персонажей, которые великолепно сыграны всеми без исключения актёрами. И что особенно бросается в глаза — это то, что нет хороших и плохих на 100%, как это принято в голливудских фильмах. Главный герой — Акива, его отец, сестра и её дети, муж, бабушка и ещё много персонажей, чья жизнь переплетается и проходит параллельно с жизнью главного героя. Акива хочет найти себе пару, но его натура слишком романтична, и он хочет не просто хорошую девушку, а ту, которую любит, которая его понимает и его талант к рисованию считает божьим даром а не глупым увлечением, как это воспринимают в его ультраортодоксальном окружении… Сложно передать сюжет этого сериала, переплетение языков идиш и иврита, атмосферу одного из иерусалимских ультраортодоксальных кварталов. Сложно, как рассказать жизнь человека. 10 из 10
Мир харедим, «богобоязненных» традиционных иудеев — даже для соотечественников-израильтян закрытое, если не сказать чуждое сообщество. Поэтому «Штисель» — настоящее культурное событие. Это первый в своем роде сериал о повседневной жизни ультраортодоксального еврейского семейства без оглядки на политику и стереотипных обобщений, в центре его внимания все светское, общечеловеческое в жизни религиозной общины. Акива Штисель, младший сын учителя иешивы из ортодоксального Иерусалимского квартала, добросердечный «шлимазл», учительской карьере предпочитающий рисование, спроваживает очередную кандидатку в невесты и на свою голову влюбляется во вдову Элишеву, маму одного из своих учеников. На это пальцем у виска крутят и отец семейства, и сваты, отчаявшиеся устроить его брачное счастье. У сестры Гити пропадает муж, уехавший в Аргентину на заработки, оставляя ее с пятерыми детьми. Брат Цви Ари, когда-то мечтавший стать певцом, но под давлением отца выбравший теологию, безуспешно пытается продвинуться по службе. Культура харедим исследуется через призму обыденной жизни, не претендуя на этнографичность, доверяя зрителю распознать за причудливыми деталями подлинные традиции. Тогда станет понятно возмущение внуков, когда бабушка Малка, отродясь ничего не читавшая, кроме «Библии для женщин», в доме престарелых вдруг по примеру своих соседок заводит телевизор и — о ужас! — смотрит вестерны и «Дерзких и красивых». Религиозная община не приемлет телевизоров и интернета, а в шаббат не слушает даже радио. Создатели Ори Элон и Йехонатан Индурски с самого начала решили снять «чертовски крутой сериал, который никто смотреть не будет». Шутка, как говорится, вышла из-под контроля: «Штиселя» посмотрели даже харедим — на своих кошерных телефонах. Но и без расчета на широкую аудиторию задача непростая — не заиграться в иудейство, чтобы происходящее не превратилось в номер про евреев из «Спамалота», или наоборот, не снять мыльную оперу в схематичных ближневосточных декорациях. Этот баланс удерживается блистательно с помощью всего аутентичного: самых местных локаций и интерьеров, «светской» актерской команды, непринужденно вжившейся в ортодоксальных персонажей, и правдивого отражения мелочей повседневной жизни. К примеру, актрисы Айелет Зурер, «девушка» Тома Хэнкса из «Ангелов и демонов», и Нета Рискин, партнерша Натали Портман по «Повести о любви и тьме», обучавшая ее говорить на иврите с израильским акцентом, в сериале носят шейтель — традиционный для замужних ортодоксок парик. В наличии также целование мезузы и благословение перед глотком воды. А договорные браки, раздельный рай для мужчин и женщин и философствования на тему, нужна ли любовь в отношениях, — всем известные атрибуты не только харедим. Создателям не пришлось черпать материал из исследований и с чужих слов: сценарист Йехонатан Индурски вырос именно в такой ультраортодоксальной среде и до кинокарьеры также готовился к карьере богослова, посещая знаменитую иешиву в Бней Браке. Отдельное удовольствие — занятный языковой материал «Штиселя». Почти все герои говорят на иврите, старшее поколение переходит на идиш. Эта лингвистическая мешанина, или лучше сказать, мишпуха даже не ради пущей аутентичности затеяна — она тоже всего лишь отражение реальной языковой интеграции и культурной преемственности. Широкая аудитория за пределами Израиля не так давно оценила сериал благодаря стримингу Netflix, а на родине «Штисель» уже завоевал 11 наград Израильской телеакадемии, включая «Лучший драматический сериал». Из-за пандемии съемки третьего сезона откладываются, но ему уже официально быть. И это отличная новость: покидать уютные иудейские кварталы с их человечностью и радушием совершенно не хочется.
Поначалу, когда увидела, что нет перевода, только титры — расстроилась, но потом поняла, что нравится и голос актеров, и разная речь на идише и иврите, все интонации, эмоции — «родные» — и это сделало восприятие куда ближе. Тонкий юмор, ирония, невероятно красивая музыка, взгляд на жизнь ортодоксов изнутри… До этого фильма ортодоксы казались какой-то темной сектой, члены которой глубоко несчастны.. А оказалось, что они — такие же люди, только их жизнь устроена по-другому. Они также влюбляются, разводятся, смеются, поют, рисуют, учат… Комичные, трагичные ситуации, возникающие в их быту, совершенно непредсказуемые поступки… В конце фильма я кричала «Нет! Не делай этого!» Отдельная история — игра актеров. Поначалу казалось, что главный герой — Акива, потом стало ясно, что это вся семья Штисель, а любимчиком стал пожилой глава семьи Шулем. Этот обаятельный шаловливый старик «Отец и учитель» влюбляет в себя очень быстро. Впрочем, каждая роль сыграна так, что веришь. Веришь, что это реальная жизнь семей, только их уклад не похож на наш, но они имеют право жить, как они считают нужным, и хочется их за это уважать. Ps Любопытно, что актриса, сыгравшая в этом сериале роль глубоковерующей Рухами, в другом сериале «Неортодоксальная» играет главную роль жены, сбежавшей из общины, потому что видит свое предназначение в другом и не может больше жить по ее правилам.
Недавно я досмотрела сериал «Штисель». Это прекрасный, душевный и очень захватывающий сериал. Здесь есть все что я люблю: продуманный сюжет, хороший и качественный юмор, прекрасные актеры (почти все) и шикарная музыка. Сериал переносит нас в мир харедим, мир, который закрыт даже для жителей Израиля. Нам показывают их быт и повседневную жизнь и доказывает для многих, что она ничем не отличается от нашей. Герои влюбляются, разводятся, переживают кризисы. Их проблемы абсолютно житейские: вопрос отцов и детей, незабытые мечты детства, конфликты между мужем и женой и так далее. Каждый герой абсолютно уникален, ведь каждый из них это не просто маленькая деталь сюжета, а личность со своим характером. А самое главное то, что все эти типажи узнаваемы, начиная от шлимазеля (неудачник на идише) Акивы и отзывчивой Гити, у которой муж идиот и заканчивая ворчливой бабушкой Эрблих (соседка бабушки Штисель). Первые два сезона прописаны прекрасно. Все ситуации реалистичные и логичные. Каждый персонаж проходит к концу второго сезона свою арку, он меняется и в конце концов приходит к порой счастливому, а порой не очень, финалу. Зритель охотно верит в происходящие и готов сочувствовать, ненавидеть и следить за героями. Единственный персонаж, на которого логики не хватило это Рухами (дочка Гити). В первом сезоне ее персонаж абсолютно бесполезный, вырежи ее и ничего не изменится, ведь там была история Гити. Во втором же, ее поступки настолько безответственные, что теплых чувств героиня не вызывает. Третий же сезон хоть и встречает нас, словно старых друзей, с которыми не виделись годами, но является самым слабым из всех. Между сезонами прошло пять реальных и экранных лет, все персонажи постарели, а сам сериал был продан Нетфликсу (и судя по тому как сериал испортился, можно сказать многое про сам Нетфликс). Ни один сюжет в новом сезоне не логичен, да и не очень интересен. Все истории персонажей благополучно закончились еще во втором, самом душевном и лучшем, сезоне. Но тут и герои ведут себя не естественно, и линии не реалистичны, да и вопросов у меня к сценарию много. Тем более мне не понравилось, как сместили акценты, первые два сезона умели балансировать между историями каждого героя. А в третьем, сценаристы то на целую серию забывают про Акиву и его папу Шулема (самый интересный герой этого сезона), то на пол сезона абсолютно исчезает линия сына Гити и так далее. Думаю, причина тут в том, что фаворитка Нетфликса это бездарная Шира Хаас. Поэтому продюсеры заставили сценаристов вывести ее ничем не интересную героиню на первый план. Это конечно не единственные мои претензии к третьему сезону, но не будем о плохом, хочется сказать пару слов об актерской игре. Здесь собрались, как и маститые актеры израильского театра, такие как Хана Ласлоу (Менуха Кенинсберг) и Лия Кенинг (бабушка Штисель), так и менее известные. Больше всего мне понравилось исполнение Дова Гликмана, актера, который играет Шулема Штиселя, по сути, главную роль. Он буквально живет этой ролью и отдается ей каждый раз по полной. Сцены с ним могут быть и смешны, и до слез трогательны. Кстати, интересно, что все главные актеры абсолютно светские, но несмотря на это смотрятся органично. А вот актриса, которая портит любой свой кадр, это уже выше упомянутая Шира Хаас. Я не знаю, почему ее так отчаянно пробивают на большие экраны, хотя в ней нет ни интересной внешности, ни актерского мастерства. Она все время ходит с одинаковым выражением лица — с лицом пионера на допросе, и не может пробить у зрителя ни единой эмоции. Но в заключение я могу сказать, что это прекрасный сериал, он в чем-то напоминает «Аббатство Даунтон», только сюжет не об лордах в Англии, а о харедим в Иерусалиме. Сериал очень ламповый и увлекательный, а персонажи становятся чуть ли не родными. От души советую посмотреть первые два сезона, желательно в оригинале с субтитрами, так можно полностью проникнутся жизнью семьи Штисель.