Фауда
- 15 фев 2015
Боевик о работе секретного израильского подразделения мистаарвим по борьбе с терроризмом. Шпионы внедряются к шахидам и ведут подрывную работу, уничтожая убийц. Фауда — это термин, означающий хаос на вражеской территории, когда агент ошибается. В главной роли снялся самый что ни наесть настоящий боец спецназа Лиор Раз, бывший военнослужащий элитного спецподразделения Армии обороны Израиля «Дувдеван». Что сразу бросается в глаза — никакой голливудщины и гламура. Суровые настоящие мужчины, как они есть, и их опасная работа. Уже отвыкла от внешности обычных людей в кино. Таких, кого мы каждый день в метро встречаем. Только здесь всё динамично, жёстко и по-оперативному быстро. Действие, в основном, разворачивается в пригородах Рамаллы. Деревни с шахидами и их отчаянными жёнами и матерями. Практически всех поимённо знают бойцы секретного подразделения. Очень интересно смотреть за работой профессионального переговорщика следователя Габи, ведущего допрос. Мощнейшая харизма и обаяние. Просто ходячий секс Микей Морено — руководитель группы спецподразделения. Опытный психолог, умеющий управляться с отчаянными спецназовцами. Отдельное удовольствие — шутки и намёки на его бисексуальную ориентацию. Главный герой — Дорон Кавиллио — бывший спецназовец, ушедший на покой. Выращивает виноградник, делает вино. Живёт с женой и двумя детьми мирной жизнью. Пока его не призывает обратно работа, которую невозможно забыть. Боец чувствует себя живым, только когда по телу привычно разливается адреналин, а руку холодит приклад автомата. Наши герои ловят отъявленного рецидивиста-шахида Абу Ахмада по кличке Пантера, убившего 116 израильтян. Смотрится очень быстро, действие захватывает. Психологически непросто, потому что про смерть и убийства, пытки. Но когда первый сезон сериала показали по израильскому телевидению, он побил все рекорды просмотров. Смотреть лучше с субтитрами, чтобы слышать совершенно шикарную речь на арабском и иврите. Импонирует то, что и террористы, и их семьи, и те, кто их ловит, показаны в сериале обычными людьми. Со своими страхами, проблемами, влюблённостями, болячками, нервами. У всех свои железобетонные принципы, которыми невозможно поступиться. Насилие порождает насилие, за одним убийством следует другое, месть, словно в замкнутом круге. А вокруг происходит жизнь. И проблему у нас, на самом деле, плюс-минус одни и те же. С поправкой на религию и воспитание. Дай Бог всем крепкого здоровья и мира. Пусть люди перестанут воевать и убивать друг друга. Закончу рецензию словами православной молитвы Силуана Афонского: «Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли. Утешителю благий, слёзно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою». Рекомендую.
«Фауда» — динамичная, жесткая, с погонями, яростными перестрелками и хедшотами, кровью и потом, скупыми мужскими слезами и прочей натуралистикой, с приземленной, но внятной драматургией и неплохим сюжетным раскрытием протагонистов из отряда израильского спецназа (отличные персонажи, великолепно исполненные актерами). Демонстративной джеймсбондовщины в проекте — море великое, почему израильский спецназ носит пистолеты за брючными ремнями сзади, а не в оперативных кобурах, разновидностей коих масса — не понятно. Национальная идея в сериале подается зрителю просто и наглядно, а именно, в лоб — есть свои и есть чужие, и никого из врагов не жалко — никого. Но на зубах таки вязнет ремесленно созданный демонстративный пропагандистский нарратив (ненавижу это хайповое словечко, но лучшего не подобрать), им пропитана каждая серия «Фауды», потому и персонажи-палестинцы (а позитивных палестинских героев в сериале не будет, ага) очень слабые, сиюминутные, без характера и харизмы — они просто цели в этом квесте по уничтожению террористов, на который все три сезона запрограммированы главные герои. Периодически зрителю демонстрируют, что израильский спецназ жестко/жестоко допрашивает противника и это наглядно показывают от серии к серии, лишний раз напоминая о том, что цель всегда оправдывает средства. Но в своих действиях израильтяне, по видению режиссера, никогда не преступают грань между добром и злом, в отличие от палестинцев, которые практически все как один по сюжету лубочные карикатурные шахматные пешки, сбиваемые вездесущими израильскими спецназовцами. Палестинские террористы преподносятся в сериале в образах либо дезорганизованных упоротых садистов, либо малахольных дурачков, идущих на поводу у израильских спецслужб. Так вот банально, неинтересно, демонстративно однобоко и утрированно изображены как сторонники «Фатх», так сторонники «Хамаз». В плюс «Фауде» следует занести то, что создатели сериала совершенно не пингуют в сторону исторической достоверности, поскольку заточенность под приключенческий триллер слишком очевидна, и, несмотря на явную однобокость сюжетных формулировок, сериал в целом смотрится с интересом, в чем немалая заслуга Лиора Раза, актера, сыгравшего главную роль, пережившего личную трагедию в том непрекращающемся ужасе, которому дать какое-либо однозначное определение я, как сторонний наблюдатель, не вправе. Но пищу для размышлений в «Фауде» умный найдет сам — сериал определенно не поделка. Лиор Раз, действительно, не играет, а живет своей ролью, своей душевной болью, которую не прочувствовать невозможно. 7 из 10
Наверное последний человек из моего окружения, который только недавно посмотрел «Фауду». «Фауда» на первый взгляд самый обычный боевик. Главные герои — бойцы элитного спецподразделения, работающего под прикрытием на Западном берегу Иордана, выдавая себя за палестницев. Все бойцы билингуальны, все свободно говорят на арабском помимо родного иврита, а девушка-офицер, нереальная черноглазая красавица, выходит в город исключительно в платке, покрывающем голову, и длинном пальто, скрывающем тело. «Фауда» весьма аутентична. Палестинские поселения, базары, лавочки — все так, как оно есть на самом деле. «Фауда» очень кровава. Настолько кровава, что иногда кажется, что этот подпадает под другую категорию. Там показывают как выбивают показания так, как это и выглядит, полагаю, на самом деле. Никто не зовет адвокатов и не зачитывает права. Там иногда хочется отвернуться потому что, уж очень чересчур. Но! «Фауда» уникальна, и подобных сериалов, по- моему, еще не было. Уникальна не тем, что создатели Lior Raz и Avi Issacharoff писали сценарий с натуры. Raz в юности служил в подобном подразделении, потом много лет работал в Америке телохранителем высокопоставленных персон, включая семью Шварценеггера. Он же играет главную роль — фактически самого себя, офицера Doron Kavillio, человека, которому, так уж вышло, вообще нечего терять. Напарника Raz по написанию сценария Avi Issacharoff являлся ведущим журналистом, пишущим на тему арабо-израильского конфликта. Его расследования во многом легли в основу сценария. Но не этим «Фауда» уникальна. Ее отличие от всего того, что снято на подобную тему — в объемности, в 3D. В сериале показаны обе стороны конфликта — не только «хорошие» израильтяне и «плохие палестинцы», а прежде всего люди. Люди живые, не картонные. Люди и нелюди одновременно. С обеих сторон. В «Фауде» палестинцы не показаны исчадием ада. То есть изначально — да, посыл таков, что израильское подразделение борется с терроризмом, с фанатиками, со зверьем, у которого нет ничего святого. Но потом ты видишь, что у зверья тоже есть дети, что у них тоже есть чувства за пределами слепой веры. У них тоже есть свой кодекс чести. И в каких-то ситуациях хочется поставить на «стоп», чтобы понять, что же происходит в этих головах, что они толкают на смерть собственных детей, ни на секунду не сомневаясь в правомерности подобной жути. Жестокость запредельная, кстати, с обеих сторон. Методично и подробно показывают те унижения, которым подвергаются палестинцы в руках у израильтян, равно как и то, что происходит с израильтянами в руках у палестинцев. И тут же, рапидом, судьба молодой палестинской пары, где девочка — почти ребенок очень переживает за судьбу своего мужа, вроде бы вступившего на путь борьбы, а вроде бы и нет… И хотят они сбежать подальше от всей этой кровавой бойни, туда, где можно спокойно жить и выращивать детей, но увы. Некуда бежать. Послевкусие от двух сезонов остается именно такое. Выхода нет и некуда бежать. Конфликт нерешаем, и вряд ли в обозримом будущем что-то изменится. Оторваться невозможно. Неделя вечеров, выпавших из жизни. Скоро уже совсем третий сезон.
Прежде всего стоит сказать, что никогда не смотрел и не любил фильмы и сериалы сходной тематики, а тут просто поражен. Сериал очень прямолинейно показывает, что насилие порождает насилие, что месть не окажется безответной. Также подымается вопрос насчёт возможности переговоров с террористами, может ли государство или его спецслужбы брать заложников и прикрываться ими для защиты, освобождения своих людей. Персонажи и образы в сериале действительно сложны и двусторонни, абсолютного зла или добра нету, есть те или иные черты, которые сильнее выражены. При этом сопереживание формируется обеим сторонам с самых первых серий. Сериал наполнен насилием и убийствами, но он в глубине своей закладывает оптимизм, что при надлежащем отношении между сторонами война, что длится десятилетиями, может прекратиться тогда, когда на смену придут новые поколения. Думается, что «фауду» (как и любой иной конфликт) можно прекратить исключительно втягиванием в сотрудничество, оказанием помощи и поддержки простым палестинцам со стороны Израиля. Пробовал смотреть в русской озвучке: неприятное впечатление (возможно неудачная озвучка попалась). Если смотреть с английскими субтитрами, то гораздо больше проникаешься сериалом, так как слышишь голоса и интонации героев, лексика субтитров довольно простая, на уровне intermediate. 9 из 10
Первый сезон не является завершенной историей, бо обрывается на полуслове. Главным достоинством сериала израильских авторов является удивительная симметрия в изображении «своих» и «чужих». Первые две серии собственно показывают неправедные действия израильских спецслужб с совершенно невинными жертвами, да и в дальнейшем логика войны такова, что морального какого-то перевеса израильтяне над одиноким террористом, который показан достаточно сочувственно, ни разу не садист и любит семью, не имеют вовсе. Все равным образом войной несколько исковерканы, а местами чуть ли не как у Ван Зайчика» «плохих людей нет» (ну или все плохи). И завязка славная, серии две первые, а вот потом, после полной расстановки фигур остросюжетный сериал, в котором все постоянно происходит и хронометраж решительно повернут в сторону всякой движухи, резко теряет в занимательности. Нет ни развития данных в статике персонажей, ни какой-то моральной нюансировки. Досматривал сезон я уже с некоторой тоской — ну оридинарные персонажи таки получились и ситуации с всякими околосемейными линиями ничуть не удивили. На порядок ниже, допустим, первого сезона «Родины» (израильского первоисточника, правда, не смотрел) или «Бюро легенд». Вместе с тем поклонникам именно историй противостояния спецслужб террористам возможно будет интересен этот снятый на достаточно локальном материале сериал, с неплохим кастингом и ритмом. 6 из 10
Вначале с недоверием отнесся к отзывам об этом израильском сериале, как лучшем в мире в своем жанре. Но после просмотра трех сезонов могу смело подтвердить, «Фауда» действительно один из лучших сериалов в мире. Создатели «Фауды» разорвали многие шаблоны жанра, задав новые высокие стандарты смеси политического триллера, психологической драмы и боевика. Возможно это результат того, что в создании сериала принимали участия многие бывшие военные и сотрудники спецслужб. Автор идеи сериала и исполнитель главной роли Лиор Раз служил в элитном подразделении израильской армии «Дувдеван». Главное, чего никто не ожидал от израильского продакшена — что палестинские активисты (назовем их так), ведущие борьбу с оружием в руках за возвращение территорий, которые они считают своими, будут показаны, как обычные люди, со своими проблемами и переживаниями и даже любовными линиями. Конечно, методы, используемые ими со всем основанием можно назвать террористическими, но и представители противоположной стороны не слишком разборчивы в своих методах. Все это хорошо показано в сериале. Складывается такое ощущение, что сами создатели сериала хотят донести до окружающих, что в этом конфликте нет абсолютно правой и неправой стороны. Единственный путь решения палестино-израильского конфликта — договариваться, иначе эта война на уничтожение будет продолжаться бесконечно, особенно при условии появления все более современных видов оружия у противоборствующих сторон. Фауда (от арабского — хаос), наиболее точно определяет нынешнее положение вещей в регионе, так хорошо отраженное в сериале. Это же слово является кодовым для членов контртеррористического подразделения ЦАХАЛ — группе бойцов мистаарвим — мнимых арабов, которые и являются главными героями сериала. Несмотря на то, что первый сезон вышел еще в 2015 году, сериал совсем не утратил своей актуальности. Наоборот, в связи с последними событиями на Ближнем Востоке, третий сезон, посвященный событиям в Газе, воспринимается как документальное повествование, снятое на месте событий. Или наоборот — события сериала, воплотились в жизнь? К просмотру однозначно рекомендую. 10 из 10