Зал ожидания
- 16 мар 1998
Парадоксальный случай: моя рецензия имеет вполне положительный характер, и вместе с этим сериал «Зал ожидания» я сейчас разнесу в пух и прах. А когда я собираюсь фильм больше ругать, чем хвалить, то начинаю всегда с того, что понравилось. Да то оно и обидно, что в этом сериале прекрасно почти всё! Дмитрий Астрахан в очередной раз проявляет себя не только как мастер искусства, но и как провидец. Жизнь меняется — эти слова лейтмотивом проскальзывают через весь сериал. Риторический вопрос: в какое время он снят? Если Зареченск — это аллюзия на Россию (а это аллюзия на Россию), то персонаж Нины Усатовой и её команда — это элита будущего! Сильные Мира Нашего Времени, не побоюсь этого слова. Все уже поняли, кого я имею в виду, поэтому ещё раз обращу внимание: сценарий фильма написан за несколько лет до собственного воплощения в реальную жизнь. И как ведь Создатель всё точно предвидел! И надежды на прогрессивные перемены, и «необходимые» жертвы, и неприятие реформ пожилыми людьми. Довольно новаторское решение — представить богему в сравнительно положительном свете. Мне даже слегка непонятно, почему этот сериал непопулярен и почти позабыт в наше время. Но увы. Признавая безусловную культурно-историческую ценность «Зала ожидания» как некой капсулы из прошлого для потомков, я, к сожалению, вынужден признать: что касается художественной составляющей, сериал заметно проигрывает другим произведениям Дмитрия Астрахана. Случай горький и до боли тривиальный: впечатление от интересного зрелища подпорчено предсказуемым финалом. Может, просто я — искушённый зритель, но сцену развязки с участием Вити (Михаил Боярский), милиционера (Геннадий Свирь) и Вовы Капитонова (Иннокентий Сичкарь) я со стопроцентной точностью предсказал заранее. Также мне было ясно, чем закончатся все любовные линии сериала. Правда, со Светой (Ольга Сутулова) в конечном итоге всё вышло довольно-таки неожиданно для меня лично! Но дело не только в заключительной серии. Это закономерно. Мне не хватило драмы по той причине, что главный драматический персонаж меркнет на фоне второстепенных. Я говорю о Вове: каждое его действие — опорный пункт, в сериале — ключевой момент. Но что он сам представляет собой как личность? Чем он живёт, что любит, чем увлекается, кто он по жизни? По этому плану даже второстепенный Костик с его мерзкой мамочкой выписаны, не говоря уж о стариках — мэре и директоре — и даже Свете. Обделить личностным вниманием ключевого драматического персонажа — недостойное мастера упущение! И что мы в итоге имеем? В сериале всего десять серий, честно ставлю по баллу за каждую, кроме последней — совершенно не оправдавшей надежд на неё конкретно. И даже знаменитая сцена с бомбой в девятой серии ввиду того, что сама по себе гораздо интересней финального конфликта, смотрится, простите за банальность, невыстрелившим ружьём в общей композиции. Я честно окрасил в зелёный цвет рецензию на сериал, которому ставлю «девять», тем более, что их-то он вне всяческого сомнения заслужил. Но это не отменяет того, что я разочарован. Так, как разочарованы родители круглого отличника, который нечаянно завалил контрольную работу и получил «четыре» за четверть. Даже не «десять с минусом»! 9 из 10
Минуло первое десятилетие XXI Понемногу начинают забываться голодные, немытые, неухоженные 90-е годы. Несмотря на все трудности стоящее долгое время лицом в грязи наше Отечество начинает подниматься с колен. Уходят в прошлое очереди, дефицит и повальное пьянство, повышается значимость высшего образования, русский народ встает на путь обретения лица после развала Союза. С началом отмирания вышеназванных социальных явлений горькой и мудрой памятью о них остаются лишь фильмы тех времен. К слову сказать очень многие режиссеры и актеры, работавшие в то время стараются теперь преподносить свои фильмы как пример создания объективной картины российской действительности конца прошлого века. Однако далеко не все это звание оправдывают. Фильм Дмитрия Астрахана «Зал ожидания» один из немногих, кто его заслужил по праву. Маленький провинциальный город Зареченск и его жители-является олицетворением России в целом. Его жители по-гоголевски хрестоматийны и архетипичны. Собою они в отдельной личности иллюстрируют все самые характерные черты того общественного положения и профессии к которой принадлежат. Местный мэр Семен Петрович в значительной степени является современным вариантом городничего из «Ревизора.» Он хитер, является хорошим психологом и по своему неглуп так как никогда не упустит того, что плывет ему в руки. В то же время можно заметить что он является реалистом и умеет прямо говорить о весьма неприятных вещах. Когда несчастный директор детского дома тех Михаил Зайцев просит его дать денег на ремонт крыши тот прямо заявляет, что денег нет. Упомянутый мною вскользь Зайцев-персонаж Вячеслава Тихонова побуждает меня сказать о нем более подробно. Перед этим опять обращу внимание на схематичность в лучшем смысле характерную для этого фильма. Пожилой директор детского дома-собирательный образ русского подвижника ничего не жалеющего для вверенных ему питомцев-детей. Важное значение здесь обретает то, что он сам бездетен и у него нет семьи. Его семья это несколько десятков сирот, часто с дурной наследственностью, которым он искренне посвятил всю свою жизнь. Как и двоим вышеназванным людям всем остальным зареченцам очень непросто и горестно живется в немытой, неухоженной провинциальной России, но они стараются верить в лучшее и продолжают бороться хоть это и очень тяжело. И что важно у них тоже есть мечты и цели и они хотят лучшей жизни. Здесь неизбежно упоминание молодого местного жителя по имени Костя, который занимается культуризмом как и его кумир Алексей Старков желая подобно чеховским «Трем сестрам» попасть в Москву. Манящий образ российской столицы рефреном проходит через весь сюжет фильма. Им захвачена и девушка Кости Светлана Пономорева, мечтающая стать актрисой. И вот наконец происходит счастливая встреча с миром о котором так грезят провинциалы. На железнодорожной станции их небольшого городка застреет поезд в котором едет группа киношников во главе с миллионершей Коноваловой. Заречены восхищаются заезжими знаменитостями и завидуют им. Вип-персоны асооцируются у них исключительно с роскошью и достатком однако это далеко не так. Известные пассажиры поезда богаты и независимы, но счастливы ли они? Например банкир Зимин испытывает тяжелейшие страдания от того, что его любимая женщина известная актриса Лариса Корецкая предпочитает семье карьеру и отказывается оставить ребенка. Известный культурист Алексей Старков находится в натянутых отношения с супругой ведь из-за его проблем в интимной сфере они долго уже не могут стать родителями. Популярный кинорежиссер Мария Семенова тяжело переживает 15-летнею разлуку с мужем, покинувшем ее из за супружеской измены. Как видим сюжет фильма живо подтверждает старую истину о том, что богатые тоже плачут. Миллионерша же Коновалова является все же более позитивным образом. Она настоящая бизнесвумен, не воровка, а человек, построивший свой бизнес с нуля и совершенно самостоятельно. Многие стереотипы современного общества обыграны в фильме очень талантлива. Проблема сионизма и антисемитизма выражена здесь в двух помощниках Коноваловой евреях по национальности. Как мы можем утверждать одна из основных фабул фильма построена на противостоянии и столкновении двух миров: бедных и богатых. Квинтэссенцией такого рода взаимоотношений является один из главных героев картины: Виктор Селезнев олимпийский чемпион по дзюдо когда-то богатый и знаменитый, а сейчас разочаровавшийся в жизни странник. Помимо прочего он и есть тот самый блудный муж, оставивший одну кинорежиссера Семенову 15 лет назад. Виктор побывал по обе стороны баррикад он хорошо знает обе стороны человеческой жизни в достатке и нищете. Вместе с тем несмотря на внешний оптимизм он совершенно опустошен духовно. Прошлое все же сидит в нем занозой, а сердце пусть и подспудно стремится найти новую любовь. В Зареченске он встречает молодую учительницу Ирину Семеновну в лице, которой находит понимающего друга и любимую женщина. Она много моложе своего избранника поэтому так и не остается ясным до конца любит ли она его как отца или все же как мужчину. Тем не менее оба они чувствуют себя счастливыми, что безусловно важно для них на данном конкретном этапе их жизни. Должен обратиться к следующей затронутой в фильме проблеме- развенчанию мифов о красивой жизни. Молодого Костю замечает культурист Старков и приглашает его в свой клуб, но заявляет, что на алтарь профессии придется принести свое здоровье. Это ситуация очень определенно показывает, что жизнь публичных людей не так легка как кажется со стороны. Похожая история происходит и с девушкой Светой. Режиссер Семенова, оценив ее талант приглашает ее на роль в своем новом фильме, но в последний момент останавливает выбор на проверенной Ларисе Корецкой. Разочарование в своих надеждах оборачивается общей озлобленностью и контрактацией Она достигает своего апогея когда Коновалова принимает решение снести детский дом, который будет переоборудован для съемок финансируемого ею фильма. В городе происходят волнения, которые впрочем быстро известным русским средством водкой. Окончательное рещение о сносе детдома проводит окончательную демаркационную линию между богатыми и бедными. Учительница Ирина Семеновна в это время стоит перед жестокой дилеммой. Возвращается ее бывший жених писатель Павел Филимонов, предлагая ей роскошную жизнь в Голливуде. Возникает вопрос: что выбрать жизнь с любимым но бедным Виктором или же нелюбимым, но богатым Павлом. В конце концов решение срепя сердце принимается в пользу последнего, но героиня так и не уверена в том, что поступила правильно. Это недосказанность, возможность подумать самому лишь добавляет интерес к фильму. Следующая проблема картины: утверждение о том, что важно не кто ты, а какой Антиподом богатого толстосума, номинально не способного на благородные поступки выступает Алексей Старков, спасший детдомоских детей от немецкой, оставшийся в его крыше с войны авиабомбы. Тема подвига и самопожертвования здесь выводится с предельным драматизмом. Много сцен из фильма содержат глубокий социально-философский подтекст. Обращают на себя внимание вопросы о том как относится к происходящим в стране изменениям, развитию общества и тому насколько это самое развитие правильно. Тот огромный пласт проблем и противоречий, который гениально сумел показать Дмитрий Астрахан сложно охватить в одной рецензии, но общий вывод очевиден. «Зал ожидания»-это очередная и очень занимательная энциклопедия русской жизни, которая имеет и общеисторический и конкретно-временной характер. 10 из 10
Смотрел этот сериал еще в далеких 90-х годах. Один раз. Первый раз. Но почему-то кадры и моменты из сериала помнятся до сих пор. Особенно про бомбу. Когда её бодибилдер нёс на руках, подальше от дет. дома, я реально сидел и плакал. Это был Поступок. Это врезалось в память. И в первую очередь заслуга режиссера. Снять так, чтобы кровь стыла в жилах. Чтобы волосы зашевелились от напряжения. Это Вам не ужастики. Это настолько сильно похоже на жизнь, точнее на представление о том, какая она должна быть, что бьет по нервам круче всяких блокбастеров. И за это БРАВО Дмитрию Астрахану. Фильм очень похож по стилистике на «Все будет хорошо» и «Ты у меня одна» Чувствуется рука Мастера, его стиль. «Кто здесь евреи? Я или Вы?» Фильм жесткий. Прямой. Немного наивный, но честное благородное слово — я бы хотел чтобы это было правдой. И хочется верить, что такое еще возможно. Что есть на свете честные «коммерсанты», что есть настоящие мужчины, что есть верные женщины и самоотверженные звёзды, с не прогнившим нутром. «Извини… похоже без тебя обходимся» Ну а игра актеров — просто сказка. Великолепно отыграли все. И корифеи сцены, и никому не известные актеры второго плана. Великолепно. Думаю современной молодежи будет не интересно, и даже скучно. Ведь в фильме нет погонь, и всего лишь один взрыв. Но для среднего и старшего поколения, прошедшего через перестройку, это будет хорошим воспоминанием. Модно сказать хроникой тех времен. Пусть и приукрашенной, гиперболической, но все же правдой. Хочется верить что правдой… очень хочется…
Я смотрел этот сериал, когда мне было 11 лет. И очень переживал за героев. Они были очень разные. И герои, и подлецы, плохие и злые. Помню только ощущение какой-то неустойчивости в глазах героев. Каждый что-то делал, но как мне казалось, сам порой не верил в это. Сериал на меня произвел сильнейшее впечатление по двум причинам. Первая — я был удивлен, что такое вообще возможно. Тогда ведь по ТВ показывали два типа сериалов: либо про тысячи жаждущих любви латиноамериканок, либо про тысячи пойманных русских бандитов. А тут такое! И ощущение было, что все это может быть правдой. А потом я выходил гулять с пацанами во двор… И там видел рядом с подъездом отбитый кусок бетона. Это пулей. Отбитые мозги одной соседки, которая была нормальной, а стала шизофреничкой после попытки самоубийства. Это дефолтом. И почему-то по наивности мне пришла в голову мысль, что ведь мы, действительно, все сейчас (и мама, и папа, и пацаны) находимся в зале ожидания. Сейчас я понимаю, что такое был для России 1998 год. Но тогда, находясь внутри 98-го года, я ничего не понимал, но видело в окружающих ощущение неустойчивости. Такое же, как в «Зале ожидания». И это вторая причина. Конечно, сериал был снят на плохонькую камеру. Конечно, в нем местами актеры переигрывали. Да и конфликты, порой, были преувеличены. Но в 98 году все это было правдой и глотком свежего воздуха. В этой социальной мелодраме, какими славен Дмитрий Астрахан, — было над чем задуматься. По крайней мере, 11-летнему мальчишке. 7 из 10 За новаторство!
Сериал снят в стиле новой России. Классовое подразделение, на богатых и бедных во всю силу разворачивается в нашей стране. Что нужно Иностранцам — узнать историю России, а для этого нужно найти город и создать красивую легенду. Что нужно детдомовцам — деньги! И что нужно всем — любовь! Сериал очень хороший, что и странно для нашего кино. Каждый персонаж индивидуален, и этим интересен поворот событий. Оценка — отлично!