Человек войны
На мой взгляд, сериал «Человек войны» имеет незаслуженно низкую оценку. Наверное потому что сюжет в нем достаточно сложен, и порой приходилось пересматривать целые серии чтобы понять какую важную деталь я упустил. Это отсеивает большую часть зрителей, так как многие уже разучились смотреть фильмы где помимо экшена нужно еще следить за сложно выстроенным сюжетом, с большим количеством действующих лиц. В сериале есть прекрасные диалоги, очень харизматичные герои (наши разведчики и отрицательные персонажи вызывают большой интерес). Хочу отметить высокий уровень работы пиротехников, отлично проработанные боевые сцены, одну из которых вы увидите уже в начале первой серии. Живая двигающаяся камера погружает в происходящее, а картинка выглядит очень натурально. Все что попадает в поле зрения зрителя как настоящее, нет ощущения постановочности. Конечно немцам стоило говорить хотя бы иногда на родном немецком, а на русском с характерным картавым акцентом, но это уже было бы придиркой, например в «17 мгновений весны» все на великом русском, и всех все устраивало. Присутствует довольно много натуралистичных сцен пыток, допросов и расстрелов, что на мой взгляд лишний раз показывает насколько страшное время переживал советский народ, и почему враг должен был быть уничтожен. Это сильно диссонирует с новой тенденцией российских фильмов, где нацисты показаны нормальными людьми, они не лишены сострадания и понимания, их выставляют чуть ли не лучше самих красноармейцев, как в фильмах «Сталинград» или «Т-34», что я воспринимаю не иначе как культурный демарш. В фильме отсутствует пафос, враг в нем показан очень коварным, расчетливым и сильным, а оттого и победа над ним тяжелая, выстраданная. В конце хотел бы пожелать тем кто будет смотреть этот сериал набраться терпения — это не типичное развлекательное кино, оно требует внимательного, вдумчивого просмотра. Отбросьте предвзятость к российскому кино и «Человек войны» вам наверняка понравится. В пользу моей точки зрения говорит хотя бы тот факт, что на момент написания рецензии у сериала рейтинг IMDb составил 7,10 бала, что само по себе парадоксально, получается что фильм о Великой отечественной войне западный зритель понял лучше, чем зритель российский? У меня все, приятного просмотра!
Один из самых неоднозначных, на мой взгляд, фильмов белорусского кинематографа за последнее десятилетие. И проявляется это не только в самой сюжетной линии картины, но и в её технических моментах. Сюжет пересказывать не буду, поскольку в синопсисе это сделано хорошо. Отмечу, что «Человек войны» имеет множество как достоинств, так и недостатков. Главный из последних — сильная затянутость. Фильм можно было легко сократить как минимум до четырёх серий, при этом не убрав из него ни одной фразы! Дело в том, что режиссёр картины сделал основную ставку на правдоподобность и жизненность показанных в картине партизан и фашистов в эпоху оккупации. Реплики непринуждённы, с отсутствием какой либо осмысленности, присущей обычным сценариям, часто и вовсе отсутствуют за всю сцену. Оттого диалоги выглядят абсолютно естественными, и складывается ощущение, что сам находишься в партизанском лагере, наблюдая за его размеренной жизнью. Может быть, поэтому часто становиться скучно. Судите сами: в пятой серии, например — из 42 минут хоть какие-то действия развиваются всего в шестнадцати. Работа оператора Роберта Филатова также весьма необычна. Каждый эпизод снят всего одним планом — когда кадр не прерывается, а место действия показано со всех ракурсов — камера буквально кружится вокруг персонажей, следуя за ними или убегая вперёд — показывая уже новую сцену. Подобный метод съёмки — требует значительных усилий всей съёмочной группы — от режиссёра — до простых актёров массовки. При сцене нападения партизан на немецкий лагерь, например, присутствовало несколько десятков человек с обеих сторон: снятие поста у входа, сражения в узких коридорах и восьми комнатах резиденции — всего 3 минуты ленты — и всё одним кадром! От этого и кажется, что сам присутствуешь в партизанской атаке, либо в кулуарах тайных бесед. И это в среднебюджетном фильме, снимаемом для телевидения. Отступление от привычных съёмочных канонов всё же немного напрягает. Сюжет вроде и не оригинален — военных фильмов каждый год выходит огромное количество. Но «Человек войны» в этом плане — явление необычное. О суровых буднях партизан, фашистов, простого населения — а именно на это режиссёр сделал основную ставку — рассказывают немногие. При этом, как уже говорил, ставка сделана на реалистичность — фильм в этом плане схож с другой отечественной кинолентой — «Днепровский рубеж». Именно в них можно увидеть настоящую военную жизнь тех лет. Показаны эти исторические события без какой-либо субъективной оценки. В этом фильме рассказывается не только о военных событиях, но и о людях, которые в них участвовали. А они — самые разные, и не всегда такие — какими от них требовала война. Интересно, что в основе фильма — реальные исторические события, на что делаются соответствующие отсылки в начале и конце картины. 7 из 10
С некоторыми критиками я от части соглашусь. Фильм был рассчитан на средний бюджет так как он телевизионный и должен был окупится. Но задумайтесь над мастерством оператора и актеров в цельных сценах снятых одним кадром. Один только бой в поле был снят одним кадром когда партизаны убегают и попадают в ловушку а там участвовало больше пятидесяти человек. Немцы еще развернули минометы и т. д. Потом идут по полю и видят погибших партизан и берут в плен раненного Гаврилова. Тут просто своя новая стилистика режиссера и сценаристов которые делали ставку на это. Да были явные промахи и отклонения от общих правил драматургии в диалогах но в целом я досмотрел до конца и фильм на меня произвел серьезное впечатление. Моя оценка фильму 10 за идею в стилистике и работу оператора. Диалоги? Их старались оправдаподобить отступая от краткости и осмысленности присущие в рядовых сценариях. Сюжет. Обыденные военные будни партизан мирных и фашистов. И было им всем за что бороться ведь на кону были жизни тысяч людей если бы немцы применили иприт на самом деле…
Начну с хорошего. Работа оператора в этом сериале выдающаяся. Очень напомнило как работал камерой оператор у Климова в «Иди и смотри» и в большей степени в фильмах Миклоша Янчо «Звезды и солдаты» и «Без надежды». Один план с движением камеры за персонажами без монтажных врезок. Это весьма сложно и заслуживает очень высокой оценки. Но собственно на этом достоинства заканчиваются. Такая работа должна дополняться филигранной постановкой боевых сцен и движения персонажей, а тут все намного хуже, и отличная работа оператора это только усугубляет, бесстрастно фиксируя многочисленные косяки и плохо продуманные недоделки. Стоит группа бойцов, кто-то с краю, кто-то в центре, один падает от выстрела, камера поворачивается в сторону стрелявших и получается, убит был человек, которого с этого ракурса загораживали другие. Боец стреляет в упор, но его противник не падает, а продолжает что-то делать, немец стреляет, добивая раненного, раненный дергается только через две секунды после выстрела, но больше всего видно нелогичность движения персонажей в бою, человеку не нужно врываться в помещение, но он туда лезет, и его убивают, ему не нужно запрыгивать на вагон или машину, а он запрыгивает, ему не нужно двигаться в том или ином направлении, а он бежит, ему нужно залечь, но он бежит. И такого фиксируется крайне много, лезет в глаза, и боевые сцены смотрятся не реалистично, а наигранно. Чего как раз такая работа оператора и должна была устранить. У Янчо тоже не все удалось, но ему хотя бы из-за давности лет, его фильмы вышли в 60-е, можно простить, и у него такого было меньше. Реально из всех перестрелок в кассу только часть большого боя в финальной серии. Игра актеров. Не могу придраться к тому, что они фальшивили. А вот созданные образы были плохо смотрибельными. Именно так. Семин орет и бьется в истерике, большинство его диалогов бессвязны. Гаврилов несколько серий прошатался как пьяный и только бессвязно мычал или мямлил. Его напарник тоже, хотя несколько меньше по времени. В таком духе выдержанна значительная часть диалогов и монологов сериала. Они по тем или иным причинам бессвязны или бессмысленны. И опять таки, это усугубляется прекрасной работой оператора, который это фиксирует во всем многообразии деталей, а так же дополняется постановкой режиссера, который заставляет всех в ходе вроде бы обычных диалогов двигаться и совершать мелкие бытовые действия. Это сам по себе не плохой прием, но каждому приему время и место, тут считанное количество статичных диалогов, а от остальных впечатление реплик брошенных на ходу и посреди более важной суеты. В сумме получается очень суетливое, истеричное, «пьяное» зрелище, с очень тяжелым впечатлением. Сюжет. Стоит ли говорить что он бессмысленен? Собственно говоря, это правда или даже две правды. Он с одной стороны он именно бессмысленен, поскольку для достижения своих целей разные герои используют совершенно алогичные действия и линии поведения, с другой единственная итоговая мысль, которая улавливается относительно просто, это бессмысленность действия обеих разведок, они типа как давно заигрались в игры по своим правилам, их практическая полезность стремится к нулю, а игра идет просто ради игры, от чего плохо рядовым пешкам. Итоговый вердикт, этот продукт забыл кто он такой. Выбранные средства из фильмов Янчо и Климова, они уместны в их полуартхаусных фильмах, глубоко насыщенных символикой и для их идей, в сериале, сугубо коммерческом продукте, для показа по ТВ, такое смотрится бессмысленным и главное очень неумным. Вердикт: сериал о бессмысленности и бесцельности получился удивительно бесцельным и бессмысленным, доходящем в этом до полной беспощадности. ПС. В титрах указанно что сериал сделан по мотивам романа реального разведчика, служившего у Ковпака. Ну не знаю, не читал, но сомневаюсь, что ряд моментов мог выйти из под пера ветерана ВОВ, служившего в разведке. 2 из 10 Только за работу оператора.
Это хороший сериал. Безусловно — благодаря отличным актерам сыгравшим интересных персонажей (Юшкевич в роли немецкого офицера, филолога, авантюриста, провокатора и благородного рыцаря — бесподобен. Одни его «шкварки» типа:'… как говорил ваш Сталин. А, нет, это говорил наш Сталин…» — чего стоят). Благодаря сценаристам, которые написали хорошую историю. Благодаря операторам и постановщикам, создавшим какое-то совершенно удивительное зрелище. Почему удивительное? Практически каждый эпизод (а иногда и несколько) сняты в этом сериале одним-единственным планом — то есть кадр не прерывается, а камера движется, следуя за персонажами, следя за ними, отворачиваясь, прячась, отставая, уходя из партизанского отряда и попадая в отряд диверсантов, участвуя в штурме и вместе с солдатами попадая под пули… От этого создается какое-то невозможное ощущение собственного присутствия в происходящем — невозможное, потому, что мне всегда казалось, что жанр телевизионного сериала в принципе не способен на такое. Оказалось — способен. Огромный респект создателям. Есть у него и особенности, которые могут и затруднить восприятие. В некоторых эпизодах появляется мощный артхаусный флёр — загадочный и малопонятный, но я просто не могла оторваться: на меня он действовал магически привлекательно, поэтому ставлю его в плюс. Как я уже упоминала, все события мы видим так, словно всё идет «своим чередом» и очень много важных и сочных деталей можно потерять в том, что на первый взгляд кажется «фоном» и «шумом». Но внимательный зритель сможет увидеть в этом особую прелесть. Я увидела. Что можно поставить в минус, так это то, что сериал набирает обороты только серии к третьей. Но всё равно — очень жаль, что «Человек войны» не особо известен. И, на мой взгляд, совершенно недооценен. 8 из 10
Я мужественно просмотрел две с половиной серии, пытаясь разобраться в этой галиматье, но тут вмешался Господь Бог и прервал моё бессмысленное занятие посредством отключения электроэнергии. Весь этот, с позволения сказать, фильм напоминает копошащийся муравейник, в который время от времени его создатели втыкают сюжетные «палки» под названиями «химическое оружие», «беспредел НКВД», «партизаны-отморозки» и т. д., пытаясь хоть как-то целенаправить порождённый ими хаос. Визуально картина выглядит так: бегают по лесам, полям, сёлам и городам какие-то вооружённые, вечно орущие и стреляющие люди, между делом кого-то трахая и бормоча под нос бессвязные обрывки бредовых мыслей. А между ними снуёт, чудом ни в кого не врезаясь, оператор с камерой, тщетно стараясь хоть на чём-то или ком-то сосредоточиться. Остаётся поставить общий диагноз: быстротекущая параноидальная шизофрения с олигофреническим уклоном. И если вы ни разу не видели дурдом на прогулке, посмотрите пару серий «Человека войны», но не более, а то сами там окажетесь (меня-то вот Господь спас!). И нет смысла искать смысл в этой бессмыслице, где нет ни следа таланта, профессионализма, где в сценарий (Стоп! Какой у хаоса может быть сценарий?) понамешали такой вонючей чернухи, что желудок выворачивает, где не имеют понятия о том, что такое режиссура и постановка, а актёры считают, что чем они больше вертятся и громче орут, тем лучше играют… … А может (кошмар!!!) и вправду этот сериал делали сумасшедшие, которым дали съёмочную аппаратуру и позволили «самовыразиться»? Чур, меня! 3 из 10