Бессердечные
- 28 апр 2014
Дания, несколько веков назад. На костре сжигают беременную ведьму, любовницу местного графа. Ведьма как положено проклинает своих мучителей и потомкам графа суждено быть вампирами. Правда высасывать они будут не кровь, а жизненные силы через рот, но если увлечься, то жертва сгорит. Дания, наши дни. Близнецы, брат и сестра, выросшие в приюте, шныряют по стране в поисках жертв. Сестренка, кстати, весьма миловидная, всем довольна, братец слегка рефлексирует по поводу своей сущности. В попытках найти ответы на вопросы, парочка пытается узнать о своей матери и след приводит их в элитную частную школу-пансион, которой управляет семейство потомков ведьмы и они тоже люди не ординарные. Дальше будут расследования, частные и полицейские, любовные похождения, включая модные ныне лесбийские, ну и немало трупов, обгорелых и не очень... Такой вот проект на набившую оскомину тему. Угрюмо-минималистичный скандинавский стиль присутствует, но в общем, вы уже наверняка видели что-то подобное. Сюжет довольно-таки предсказуем, бюджет явно мал, и я бы сказал, что актерам, играющим главных героев, не хватает обаяния. Какие-то они скучные... Посмотрел вот пять серий и даже не знаю, стоит ли продолжать. Стоит ли вам начинать? Если вы фанат всякой мистики, вампиров и фирменной скандинавской меланхолии, то наверно стоит. Особенно если у вас нет варианта радикально лучше. Любителей клубнички предупреждаю - не надейтесь, сериал вполне можно и детям смотреть.:)) 5 из 10
Жанр вампирской саги был весьма популярен у кинематографистов всего мира некоторое время назад. В этом нет ничего удивительного, ведь главными отличительными чертами его были весьма привлекательные главные герои, обладающие нечеловеческой силой, ловкостью, обаянием с налетом так трогающего сердце трагизма. В датских «Бессердечных» ничего подобного нет, поскольку, по большей части, они к жанру не относятся, а их герои вампирами в полном смысле слова не являются. Этот сериал – жертва собственного позиционирования, он не просто не может дать зрителю ожидаемого, он и не собирается, поскольку он, вообще-то, не об этом. Но все указанное не было бы проблемой сериала, если бы он сам смог предложить достойно рассказанную увлекательную историю, с чем «Бессердечные» тоже справиться не могут. Главной проблемой «Бессердечных» становится раскрытие темы сериала, прямо связанной с сущностью его центральных героев. История из прошлого, лежащая в основе всего, кажется весьма перспективной, неплохо прописанной и неглупой, но создатели сериала оказываются бессильными во всем, что касается ее продолжения в настоящем. Если первопричиной всех бед так называемых бессердечных является поступок, преступление, грех, то его искуплением не может быть что-то абстрактное или, напротив, материальное. Герои должны быть обречены что-то совершить, сделать, как-то проявить собственную волю, чтобы обрести, наконец, желаемое. Однако сериал не делает акцента на действии, и, вплоть до своей последней трети, он вообще акцентов не делает, будто спохватываясь в последний момент, что логично бы поставить вопрос об избавлении в повестку дня. Связывание же указанного с вещью кажется абсолютной ошибкой, поскольку в таком случае не возникает справедливого равновесия между совершенным когда-то и совершаемым сейчас. Но даже выбранная сериалом легенда оказывается нелогичной в своем воплощении, здесь каждое следующее слово противоречит предыдущему, а предшествующая серия опровергает настоящую. Притянув все за уши, додумав за сценаристов, можно относительно логично объяснить себе, что к чему в финале, почему именно так, а не иначе, но все эти толкования – догадки, в «Бессердечных» подобных объяснений нет, что в совокупности делает сериал непродуманным, нелогичным, крайне внутренне противоречивым, а сюжет – непрофессиональным. Несмотря на то, что сериал вампирским в полном смысле слова не является, в нем не может не возникнуть тема сложных взаимоотношений хищников и их жертв. Вернее, это лишь один аспект напрашивающегося рассуждения о природе зла, поскольку материала для него здесь очень много. Главной проблемой сериала в этом контексте является его показательная отстраненность, нежелание занимать ту или иную позицию. Если в случае главных героев Софи и Себастьяна подобное можно как-то понять, ведь на схожие темы кинематографисты рассуждали миллион раз, то их главный противник, определенно, заслуживает однозначной моральной оценки. В своей борьбе со злом этот герой сам им становится, тем самым, совершая самую страшную из возможных ошибок. Расчеловечивание своих жертв, их многочисленность, безразличие к жизням даже тех, кто врагом не является – все это должно заставить зрителя ужаснуться такой жестокости, осудить ее. Но «Бессердечные» не слишком к этому подталкивают, ведь жертвы, преимущественно, не имеют ни лица, ни истории, ни имени, ни характера, холодноватая манера повествования не способствует сочувствию, а весьма неоднозначный моральный облик главных героев сеет сомнения, уж не являются ли они в самом деле злом. Но в подобных показанному случаях таким сомнениям просто не может быть места, и, кажется, седьмая серия должна помочь расставить все точки на «и», если не выбрать правого, то хотя бы обличить виноватого, но – нет! Желанный и столь очевидный вывод звучит лишь после очень личного открытия отдельных героинь, не из-за совокупности заслуг, но только по частным причинам. Это кажется в корне неверным, ошибочным подходом, потому что обесценивает жизни вообще, уменьшает объем совершенных героем преступлений, делает акцент не на том, на чем стоило бы, в конце концов, не обличает очевидное зло. Еще одно небольшое наблюдение, которое привлекает внимание, связано не с конкретными сюжетными линиями, но с антуражем и местом действия. Нельзя сказать, что школа «Оттман» имеет свое лицо, она изображена лишь в общих чертах, но этого вполне достаточно, чтобы сделать выводы. Жесткая дисциплина, скрывающая беспредел и жестокость имеющих здесь власть – вот главные черты респектабельного учебного заведения. Но в чем же главная его отличительная черта? В слепом следовании древним традициям. Учитывая, во что это выливается, можно сделать вывод, что средневековые традиции ведут лишь к одному – к средневековым нравам. А значит, современности нужно весьма придирчиво выбирать, какие обычаи ушедших веков стоит сохранить, а какие – оставить в прошлом. Как можно было понять из всего сказанного выше, главная проблема «Бессердечных» - в весьма неаккуратном и непоследовательном сюжете. Здесь цели забываются и не достигаются, тайны так и остаются нераскрытыми, а герои отвлекаются на сиюминутные задачи. При этом очевидно, что цель избавления должна быть поставлена не в последних сериях, а в первых, а сам сериал посвящен ей, а не довольно грубым отношениям брата и сестры с окружающим миром. Ощущение затянутости, растущее из-за связанных с неверным позиционированием обманутых ожиданий, сопровождает весь просмотр, а что-то существенное происходит только ближе к финалу сериала. Одно совершенно бессовестно противоречит другому, недосказанности мешают пониманию, и в итоге к концу сериал превращается в клубок из утверждений, либо опровергнутых ранее, либо неподтвержденных, противоречивых, непоследовательных. Главные герои сериала далеко не однозначно положительны, что, скорее, хорошо, но подобная особенность их характеров в сериале также не используется. А вот сдержанный визуальный стиль весьма хорош для произведения подобного типа, и на нем достоинства сериала заканчиваются. Не могу назвать «Бессердечных», однозначно, скучным сериалом, он даже способен по-своему увлечь, но ценного в нем мало. Бесконечная внутренняя противоречивость оставляет очень неприятное послевкусие, кажется, что сценаристы в какой-то момент перестали понимать, о чем они вообще хотели рассказать. Очень обидно, что история, обладающая большим внутренним потенциалом как в сюжетном, так и в идейном смысле, превратилась в такую наспех скроенную поделку. Могло быть намного лучше.