Патриот
- 04 ноя 2015
Жизнь требует от человека участия в огромном количестве общественных взаимоотношений. Неизбежно получая в обществе определённый статус, а с ним принимая систему ответственностей, ценностей и образцов поведения, люди примеряют на себя социальные роли. Они помогают выстраивать и собственное поведение, и ожидания относительно поведения других. Успешность исполнения социальных ролей формирует образ, в соответствии с которым человек будет оценивать себя сам. Именно эта оценка и позволяет сказать: «Я — хороший сын, я — честный гражданин, я — патриот». Однако, как быть, если тщательное исполнение своей социальной роли не позволяет ощущать себя просто хорошим человеком? И, более того, заставляет становиться таким, каким совершенно не хочется себя видеть? Сериал Стивена Конрада «Патриот» ставит такие вопросы в отношении своих героев. Первый сезон раскрывал в основном роли семейные. Взаимоотношения отца и сына развязали стандартный шпионский сюжет о доставке предмета из пункта А в пункт Б, которая никогда не идёт так, как запланировано. И, проходя через незапланированные трудности, главный герой Джон Тавнер вынужден совершать действия, идущие в разрез с его собственными взглядами, и даже с моралью. Каждый новый шаг сильнее погружает его в и без того затянувшуюся депрессию, однако, как сын и офицер разведки, иначе поступать он не может. По мере развития, сериал раскрывает отношения главного героя с братом, приводящие в финале к выбору: закончить ли столь тяжёлую, наполненную страданиями историю, или продолжить приносить новые страдания, и вновь ради собственной семьи. Сам выбор остаётся за финальными титрами. Вернувшись после практически годового перерыва, сериал открывается кадрами с всё той же идеальной геометрией и неимоверно красивым освещением. Печально-усталое лицо главного героя встретит зрителя в той же точке ещё не показанного выбора. Дальнейшее действие некоторое время будет собирать персонажей истории в одной локации для того, чтобы до самого финала раскрывать их через непосредственное взаимодействие друг с другом в своей абсурдно-комедийной, и при этом меланхолично-печальной манере. Персонажей «Патриота» фактически роднит между собой то, что они все глубоко несчастны. Несчастными их делает невозможность исполнения собственной социальной роли в том ключе, в котором они могли бы чувствовать, что поступают правильно. Пристрастившийся к кокаину инженер не способен быть хорошим отцом и дедом, брат главного героя — хорошим конгрессменом, а проницательная женщина-полицейский вынуждена на время перестать быть матерью. Такие герои более чем достойны зрительского сочувствия, и окружённый ими Джон вызывает сочувствие сильнее прочих. Для каждого нового действия ему по-прежнему приходится себя ломать, порой и физически. Окружающие близкие люди пытаются всеми силами ему помочь, однако продолжать свою миссию Джону приходится всё равно. А две попытки хоть как-то сгладить причинённый обычным людям вред, совершённые им в единственный выходной, являются настолько личными и незначительными, что остаются непонятыми окружающими. Развиваясь активнее, чем первый, второй сезон сводит все открытые линии воедино и постепенно приводит их к разрешению. Тесное взаимодействие героев на протяжении сезона, в конечном итоге позволяет большинству выступить в той роли, в которой они могут занять своё место и раскрыться с хорошей стороны. Инженер собирает овации на презентации трубопроводов, а конгрессмен решает попробовать себя в роли мужа, и продолжает проявлять себя как преданный брат. В этом контексте сильнее всех раскрывается отец Джона, сделавший выбор между долгом руководителя отдела разведки и чувствами отца. История самого Джона так же подходит к своему логическому завершению. Услышав обещание, что всё будет в порядке, он, вместо нейтрального описания своего состояния фразой: «Pretty good», сможет наконец выпустить долго прятавшиеся за печальным лицом слёзы. У зрителя останется надежда на то, что за рамкой всей этой истории Джон вернётся к спокойной жизни, до сих пор существовавшей для него только короткими обрывками. История о несчастных в социальном плане людях — всего лишь одна сторона сериала «Патриот». Сериал в целом — этакая чёрная комедия абсурда, содержащая в себе сатиру на огромное количество аспектов современной действительности: корпоративную культуру, капитализм в целом, агрессивное политическое вмешательства в дела государств… При этом юмор в сериале в основном визуальный, и подчас бывает довольно натуралистичным, не стесняясь демонстрировать откровенные вещи. Сама по себе визуальная составляющая смотрится великолепно: многие кадры выстроены с идеальной симметрией, а потрясающее освещение в сочетании с постановкой порой превращает их в ожившие картины. Хватает и сцен, снятых одним кадром, так же сделанных с филигранной тщательностью. Во втором сезоне добавляются кадры в расфокусе: главный герой частично потерял зрение. Вообще, визуально сериал очень точно передаёт состояние происходящего: и постановка, и холодная цветовая тональность картинки втягивает в ощущение общей меланхолии. Именно эта меланхолия в подаче истории проходит через все составляющие проекта, связывая их воедино и наделяя сериал довольно специфичной красотой. Из-за неё же сложно гарантировать, что просмотр вызовет положительные эмоции. В каждой из составляющих сериала: истории, проработке персонажей, картинке, саундтреке, видна неимоверно тщательно проделанная работа, создающая целостную, пропитанную печалью атмосферу. Такая подача вполне может утомить зрителя своей депрессивной неторопливостью. Однако, именно она делает проект интересным и достойным внимания. Факт, что Amazon выпустил второй сезон сериала, говорит о том, что он нашёл своего зрителя. И это не может не радовать.
Сериал втянул в себя не сразу: требовалась раскачка сродни модернисткой книжки, которую читаешь после бестселлера. Он как хорошее вино сначала дал вкус — потом случилось изысканное ощущение. О сюжете, естественно, говорить не стоит, а вот собственные мысли вкратце таковы: солисты двое — это сам герой и его отец (оба сыграны безупречно), остальные в той или иной степени подтанцовка. Основной конфликт — заклание сына отцом и, в силу медицинских и жизненных обстоятельств, трансцендентальное (по-простому пофигейское) безответное исполнение абстрактной воли. 9 из 10
Убийца-социопат не может быть положительным героем, даже если он будет жертвовать все свои гонорары на благотворительность. Или… Режиссеры и сценаристы сериала «Патриот» добились успеха в гиперболизации отдельных черт героя на фоне абсолютно противоположных его особенностей. Общая нереалистичность происходящего сперва невольно напрягает, но затем удивительным образом помогает зрителю расслабить восприятие и относиться к самым жутким собитиям сквозь только что приобретенный фильтр. Сериал отпускает и захватывает вновь, едва тянется сквозь время и вдруг начинает убегать в непредсказуемом направлении. Отдельного упоминания стоит удивительное чувство юмора постановщиков. Над этими шутками можно смеяться только в контексте происходящего, потому что они наверняка не сработают при других обстоятельствах. Здесь же смеяться приходится громко, иногда до слез. Смеяться над сюрреалистичностью и нелепостью. И уже через несколько минут сопереживать от всего сердца. 9 из 10
Сначала напоминает «После прочтения сжечь», только на очень низких скоростях. В некую шпионскую операцию оказываются втянуты различные случайные люди, каждый из которых отличается своим набором странностей и каждый вносит свою долю идиотизма. В центре этой паутины находится «грустный человек в костюме» — главный герой с неизменно меланхоличным выражением лица. Это выражение лица задает тон всему сериалу. Он тоже меланхоличен и нетороплив. Постепенно «Патриот» превращается в постмодернистскую экранизацию Кафки. «Грустный человек» постоянно стремиться достичь некоего объекта и столь же постоянно от него отдаляется, чему способствуют те самые случайные люди. Только Кафка тут, наоборот, подан на более высоких оборотах. Скажу так, если бы Коэны взялись его экранизировать, то, возможно, получилось бы что-то похожее на «Патриота». Теперь мое субъективное (!) впечатление. Первые пару серий было довольно-таки необычно и весело. Но потом все это стало утомлять. Надоели длинные тихие монологи. Надоела музыка кантри, которая здесь больше чем саундтрек. Грустная физиономия ГГ стала раздражать. Будто льют пред тобой какой-то бесконечный кисель с редкими клюковками. Первый сезон досмотрел уже на перемотке, за второй браться вряд ли стану. Однако по-своему сериал хорош и даже шедеврален. Рейтинги вполне оправданы. Только он на любителя. Вы в него или влюбитесь по уши, или как я.
Досмотрел первый сезон «Патриота» и для меня это сродни медитации. Сериал малоупоминаемый (при рейтинге на IMDb 8,30, если что, а на Кинопоиске — 7,736), но совершенно чудный. Тихий шедевр. При совершенно авторском его характере и полном самовыражении Стива Конрада, который еще и за музыку отвечает. с которой все в порядке, формально сериал можно определить как содержащим все признаки черной комедии пародии на шпионские сериалы — но так, если бы «По прочтении сжечь» братья сняли бы в манере «Внутри Льюина Дэвиса». Всякого рода аффектированность и истерия редуцированы напрочь, за 10 серий голос поднимает один персонаж один раз ровно. У остальных речь очень размерена и приглушена, с паузами и без ярких вычурных барочных оборотов. которыми славится Тарантино или МакДонах. В этом сериале различного рода недоумки нарочито серьезны, не смеются и обладают почти все хорошими манерами. Наблюдать за их траекториями и глупостями, совершаемыми с серьезным видом, было на редкость занятно, но главное все же достоинство — это совершенно буддийская умиротворяющая интонация фильма, которую в рамках сериалов сравнить не с чем. Я получил прямо мощный терапевтический эффект при том, что сама по себе история поиска чемодана с деньгами обыкновенная. Сценаристы молодцы в плане организации и тасования разновременного материала — но кого этим удивишь сейчас. Очень хорош музыкальный план и медитативная работа камеры. Есть много профессионально эффектно сделанных (опять же — в минималистской манере) сцен. Хорошо подобраны типажи, ну а печальный Дорман с собачьими глазами мало того, что хорошо поет — ему дана среди кукол толика подлинности — эмоции уставшего и обремененного стоика. Как по мне — это идеал того как если бы сериал снимали поздние Коэны. Уверенно поставлю его выше всех работ братьев за последние десять лет — он более созвучен поздним Коэнам чем выходящий сейчас Фарго. Тот случай. когда сериал может сразу показаться нудным, медлительным и заторможенным, но если эффект принятия сработает — он может стать источником удовольствия и мурлыканья на диване. Завершается, к счастью, на полуслове, продолжение вот-вот выйдет. 7 из 10
Трезвый, меланхолично-Есенинский взгляд на стрессы шпионской работы через призму смысла жизни. Многослойность сюжета, тонкими мазками незначительных событий отлично передаёт это «буддийское» восприятие. Раскрытие некоторых событий происходит много позже — как результат продуманной истории которую есть смысл повествовать нелинейно. Выверенная работа по кадрам, монтажу и музыка как важное дополнение пространству происходящего, плеяда по-человечески шизанутых персонажей и здоровый цинизм… Великолепный, обоснованный цинизм ' — вот ты отнимаешь иногда пирожинку у сестры - да, и это несправедливо - а некоторые люди иногда отнимают жизнь - надо же! целую жизнь…»
В 2015 году вышли пилотные эпизоды двух занятных телепроектов — «Подлый Пит» и «Патриот». И так сложилась судьба этих проектов, что в начале 2017 года вышли их полноценные сезоны на потоковом сервисе Amazon. Рассказать же я хочу про второй телесериал из вышеназванных. «Патриот» — всецело детище Стива Конрада — автора сценариев таких фильмов как «Синоптик», «В погоне за счастьем», «Невероятная жизнь Уолтера Митти». И что невероятно, Конрад раскрывает другую грань своего творчества: с жизнеутверждающих, позитивных историй он переключился на ироничную, полную тонкого черного юмора, шпионскую историю, главный герой которой готов пойти на любые меры ради задания. Офицер ЦРУ Джон Тавнер под именем «Джон Лейкман» и видом «Н. О. П.» (неофициального прикрытия) в Милуоки проходит собеседование на должность инженера-технолога в международную инжиниринговую компанию «МакМиллан», занимающуюся нефтяной инфраструктурой (трубопроводом). Ну, как проходит — его вынуждены взять, так как более перспективный кандидат попадает под колеса фургона (не без помощи Джона). Девятью днями ранее Джон в Амстердаме покуривал травку, смотрел на птичек и думал о том, почему нет мужиков-горничных в других странах, как в Иране. Так проходила его реабилитация после провала задания год назад по устранению египетского физика, работающего над разработкой ядерного оружия для Ирана. Теперь же он вынужден сменить растянутый свитер и пошарпанные штаны на костюм с галстуком и снова помешать возобновлению ядерной программы Ирана. Наблюдая за стариком, Рик подумал: «Боже, мое положение гораздо хуже, чем его; Мерсеру не приходится выполнять работу, чуждую своей натуре. Он страдает, но ему, по крайней мере, не приходится насиловать собственную совесть.» Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Сотрудники компании «МакМиллан» постоянно выезжают в командировки в Люксембург, что идеально подходит Тавнеру для того, чтобы осуществить передачу наличных в Иран для финансирования предвыборной кампании выгодного для США кандидата. Но простая передача сумки наличных оборачивается в череду незапланированных событий. Стив Конрад не стал превращать свой телепроект в экшен-паровоз, мчащийся сквозь «бабахи» под эпичное музыкальное сопровождение. Все события приземлены и минималистичны. Ситуативность происходящего напоминает работы братьев Коэн («Фарго», «После прочтения сжечь»), а роль в сюжете каждого персонажа прям как у Мартина МакДоны («Залечь на дно в Брюгге»). При этом композиция в кадре постоянно стремится к симметрии, чем страдает режиссер Уэс Андерсон («Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт») или, если привести для примера, телесериал «Мистер Робот». Особой находкой телепроекта также станет, что заменой титрам или закадровому голосу неких сюжетных уточнений зрителю представят через фолковые песни главного героя в исполнении Майкла Дормана. А особо искушенным эстетической картинкой (симметрия в кадрах) еще и в каждом эпизоде сезона раз-на-раз так, просто, невзначай, выдадут сцену, снятую длинным планом. То есть, последним абзацем я хотел сказать, что этот телесериал не «массового потребления». И в этом его прелесть. Меланхолическое настроение повествования как оттолкнет, так и привлечет. Приведенные выше имена дадут понять вектор сериала, и тут уже если они знакомы, то просмотр обеспечен. Не знакомы — надо рисковать. Если же вы готовы рискнуть на просмотр — замечательный выбор, который заставит вас задуматься, а не выполняете вы работу, чуждую своей натуре; не приходится ли вам насиловать собственную совесть, как главному герою. И не важно как пройдет выполнение поставленного задания перед агентом ЦРУ. Важно сохранить в себе то, что… А что в себе сохранять? А что такое «патриотизм» и «патриот»? — понятия обширны и субъективны, и столь размыты, что даже через призму Джона Тавнера не так очевидны, не говоря уже про нас с вами. Вы не получите прямого ответа на то, что такое «патриот» и как с этим жить. И уж тем более, если не задумаетесь, то… 9 из 10 P.S. Оба телепроекта продлены.