Долгие вёрсты войны
- 04 мая 1976
Стреляют… Только в данной картине — нечасто. Налетов авиации и артиллерийской канонады совсем нет, маловато танковых боев. Фильм крайне скуден на внешнюю «попкорновскую» составляющую кинематографа, которая хотя бы раз в жизни заставляет идти в кино каждого из нас. Ничего, что так ласкает наши зрение и слух и дает работу как никогда востребованным сегодня постановщикам спецэффектов, в «Долгих верстах» вы не найдете. И тем не менее, эта лента одна из самых типичных для жанра и далеко не самая худшая. В картине заняты малоизвестные и не успевшие примелькаться артисты. При первом просмотре я вообще, кроме Щербакова, Муратова и Крючковой, не увидел ни одного знакомого лица. И первое впечатление все без исключения актеры оставили самое благоприятное, поэтому любопытно было бы познакомиться с их творчеством поближе. Также в первых двух сериях фильма не нашлось места ни для одной женской роли. Лента напрочь лишена каких-либо сентиментально-романтических вкраплений в сюжет, что совершенно нехарактерно для подобных работ, где война часто служит лишь фоном для любовных перипетий. Но в данном случае это нельзя приравнять к недостатку, скорее наоборот, ведь кино по сути ничего не потеряло (если не считать львиную долю женской аудитории). Как уже сказано в аннотации, фильм разделен на три части, сюжетно не взаимосвязанные, но с центральной фигурой лейтенанта Ананьева, которого сыграл внешне непримечательный, но довольно харизматичный артист Вадим Яковлев. Каждая серия своеобразна и требует чуть более подробного рассмотрения. Первая часть выделяется живыми, глубоко продуманными диалогами. Кстати, и для картины в целом более характерны меткие выражения, широкий лексикон, минимум грубых фраз и отсутствие пошлости и избитости — заслуга Василя Владимировича Быкова, по повестям которого поставлена картина. Запоминается ярко выраженная разноплановость персонажей — среди горстки героев не сыскать двух одинаковых людей: бывший детдомовец и кандидат наук, сын спекулянта и городской интеллигент, бывалый старшина и вчерашний выпускник. Такие необычайно разные на «гражданке» и в минуты покоя и невероятно схожие во время боев с оккупантами! Во второй части обреченности и героизма меньше, зато здесь постановщики не переусердствовали в создании соответствующей боевой обстановки. Иной раз не покидает ощущение, что перед тобой документальный, но никак не игровой процесс, настолько реально смотрится все происходящее на экране. Кроме того, необычайно порадовал слух и внес «изюминку» типично украинский говор старшины Пилипенко, сыгранного белорусским актером Геннадием Овсянниковым. Третью часть отличает неординарность сюжета, по которому группа советских солдат вступает в жестокий бой с гитлеровцами уже после капитуляции. Ну, не обидно ли, пройдя всю войну, погибнуть в первые часы долгожданного мира? Очень натурально актерами переданы эмоции при известии об окончании войны, сколько я с этим ни сталкивался в воспоминаниях фронтовиков, наверное, примерно так все и выглядело в далеком 45-ом. Тогда сценарии подобным лентам писали люди, которые довелось жить в ту эпоху и частенько самим понюхать пороху. К примеру, белорусский писатель Василь Быков, обладавший, кроме незаурядного литературного таланта, еще и необходимым для картин такого рода жизненным и фронтовым опытом. В противовес сегодняшним фантазерам, которые кидаются из одной крайности в другую, то выставляя на широкое обозрение наихудшее и кичась тем, что они «открыли народу правду», то просто скатываясь к демонстрации бравенького второразрядного боевичка, обсуждения которого не вытерпит ни одна бумага. 10 из 10