Танкист
- 08 мая 2020
На фоне успеха «Кода Каина» (в национальном прокате прошёл как «Мы, братья») Нонстоп МЕДИА (Беларусь) и Solomon Film Production (США) приступают к двум новым амбициозным проектам: «Пёс Рыжий» (в главной роли Александр Волков, знакомый нам по первому составу «Возвращения Мухтара 2») и Михаил Жигалков, а также «Танкист». Взялись с размахом и серьёзно ещё в 2015-ом. И вроде сняли, только на стадии пост-продакшна что-то пошло не так. Поскольку мне очень интересен наш (белорусский) кинематограф, тщательно следил за этими проектами ещё с момента подготовки к съёмкам. Слухов много разных было, одни говорили, что что-то не так с коллегами, другие — финансирование быстро закончилось, третьи — что деньги и вовсе разворовали. По крайне мере наш прославленный режиссёр Александр Ефремов в целом ряде интервью очень болел за «Танкиста», видно было, что у него душа болит. Мне, кстати, тоже очень жаль было — всё искал или в прокате, или в интернете — и всё напрасно. «Танкиста» у нас в Беларуси показали только недавно. Несколько лет пытались киноленту, доделать, продать. Что удалось только в 2019-ом. Поэтому и судьба такая — трудная и обидная. Практически сразу же бросается в глаза явное противоречие армейской жизни с тем, что нам показывают в фильме. Это не только неуставные фамильярные отношения танкиста с вышестоящими по званию, но и открытые разговоры о скором нападении врага. Только за это накануне войны можно было легко попасть под трибунал. Отсутствие всякой дисциплины. За один намёк Алексея Савенова начальству о его побеге из части без увольнительной должны были последовать ответные действия, а тут герой публично открыто об этом заявляет да ещё ухмыляется. Такое ощущение, будто у военного фильма вовсе никакого консультанта не было, хотя его имя и указано в титрах. Эпизод с тремя красноармейцами, под бойкое «Ура!» несущихся на немецкий танк с пистолетом и винтовкой, вовсе вызывает немое изумление — будто японские камикадзе на Халхин-Голе двумя годами ранее. Положительно удивило наличие в картине настоящей военной техники тех лет. Советские БТ-7, Т-34, Т-44, немецкие Pz-III, StuG III. А то уже порядком устал от переделок Т-72 (легко узнаваемых по большим каткам), кочующих из картины в картину. Кстати, для подобного эпизода с участием БТ в примерно погодке «Не игра» (2018) «Беларусьфильму» пришлось задействовать компьютерную графику. Хотя парк военной техники у отечественной киностудии внушительный. Впрочем, заметно привлечение соответствующих эффектов и в «Танкисте» — полёт снаряда, взрыв танков, а часто — и сами выстрелы. Видимо, на съёмочной площадке стальные машины только ездили. Насчёт Т-44 есть большие сомнения, поскольку по официальным данным в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал. Да и работы над опытным образцом велись не в те годы, действие которых описано в соответствующем эпизоде киноленты. История с украденной инженером Яковом Лисичкиным секретной плёнкой выглядит слишком наивно и неестественно для военно-исторического фильма. Героико-приключенческого — может быть, имеющего больше развлекательный, нежели правдоподобный характер. Подобную тенденцию к понижению качества военных фильмов от той же продюсерской группы можно легко заметить сравнив линейку «Снайперов»: от части 1: «Оружие возмездия» до части 3: «Последний выстрел». В целом ряде эпизодов «Танкиста» заметил отрывочность сюжета, будто следишь за историей фрагментами. Только герои собрались выехать на задание на машине — в следующем эпизоде… они уже на немецком допросе. И таких моментов немало. В принципе, фильм подтвердил мои ожидания, эксплуатируя давно устоявшиеся образы актёров. Вероника Пляшкевич — воздушная творческая душа; злобный и беспощадный майор НКВД Стрельцов — в исполнении Анатолия Кота; шаблонный герой старший лейтенант Градов — Алексея Чадова; обиженная судьбой героиня Валерии Арлановой и т. д. Многие сюжетные линии заимствованы из других кинолент. Тот же немецкий кинооператор и репортаж с боем — из «В июне 1941-го», танк, прыгающий через мост — «Не игра» и т. д. Поэтому те, кто ожидают от сериала более или менее правдоподобной и оригинальной истории, скорее будут разочарованы. Фильм явно поставлен по мотивам легендарных событий, с вкраплениями эпизодов, воссозданных по воспоминаниям танкистов. Заметен и целый ряд фактолого-технических ошибок в сюжете. Определённую атмосферу достоверности зрителю должны были добавить многочисленные фрагменты кинохроники мирных довоенных и военных дней. Однако для вдумчивого и внимательно зрителя контраст будет очевиден. Некоторые интересные моменты: - Первоначально в момент работы над фильмом его рабочим названием был «Любимый город» — по названию одноименной песни, которую неоднократно поёт главная героиня — певица Мария Касатская. - Планировалось создать киноленту в двух вариантах — сериальном для телеканалов и полнометражного фильма для кинопроката. Правда, в итоге до широкого зрителя дошёл лишь 4-серийный мини-сериал. - Во время съёмок картины в прессе широко афишировалось (о чём заявлял и сам режиссёр Александр Ефремов), что фильм расскажет историю легендарного августовского боя 1941-го танкового экипажа Зиновия Колобанова. В итоге сюжет посвятили танкистам в общем, представив в фильме их собирательный образ. Из биографии Зиновия Григорьевича — взяты эпизоды Советско-финской войне 1939—1940 гг., служба в учебном танковом батальоне в межвоенные годы. Боя Колобанова мы в фильме не увидим. - Съёмочный процесс стартовал 10 августа 2015 года в Минске. Белорусская столица сыграла предвоенный и послевоенный Ленинград. - Как вспоминает Александр Ефремов: «Съёмки фильма были не просто тяжёлыми, а изматывающими. Часть съёмочного процесса шла в Минске, здесь мы отсняли «довоенный 1941 год». Много лирики: наш танкист (Алексей Чадов), вернувшийся с советско-финляндской войны, встречается с любимой девушкой (Вероника Пляшкевич). Вторая часть съемок — «сама война» — проходила много где. Использовали натурную площадку «Беларусьфильма», «Линию Сталина», военные полигоны… Вся киногруппа выкладывалась по полной, работали с колоссальным напряжением сил, несмотря на жару». 6 из 10
… Вот что любопытно: мини-сериал «Танкист» российско-белорусского (или, всё-таки, белорусско-российского?) производства был выпущен и показан (надо думать, премьерно — в Беларуси) ещё в 2016 году. В России же его премьера состоялась лишь 8 мая 2020 года, в канун Дня Победы. А раньше нельзя было? Может, «специально» берегли в 75-летию Победы (что-то не верится!), а может, вспомнили о «Танкисте», когда надо было «затыкать» праздничный телеэфир чем-то новым, приличным, при дефиците своих новинок? Не знаю. Но тут замешана какая-то гнилая телевизионная политика, это уж точно! Ну, да Бог с ней! Зато мы наконец-то посмотрели «Танкиста». А всем его зрителям и рецензентам- простое пояснение/напоминание: не относитесь к сериалу как к документальному, а только как к художественному, основанному на реальных событиях, воспоминаниях о них ветеранов и посвящённому подвигам советских танкистов-асов, как сказано в заглавных титрах. Вот потому-то собственно Танкист здесь- собирательный образ, составленный и из легендарного старлея Колобанова (да, и про него, и про многих других Героев ВОВ давно бы надо снять фильмы/сериалы; вот и я предлагал/ обращался с предложением мини-сериала «Кашевар» о Герое Советского Союза, реальном кашеваре, который с одним топором взял в плен немецкий танк, прорвавшийся к его кухне- глухо, как в танке…), и из прочих наших героических танкистов. Раз не получается по-иному, то и за это спасибо! Ладно, давайте перейдём к сериальной конкретике. «Танкист» снят настоящими профессионалами, потому он и динамичный, и зрелищный. Бои сняты натурально и интересно, радует обилие «достоверной» техники (хотя «засадный» танк Т-34—76 с закруглённой башней- немного «не отсюда»). Момент с испытанием в бою под Ленинградом нового танка Т-44, правда, вызывает вопросы, поскольку машина, принятая на вооружение в июле 1944 года, вообще-то производилась далеко от северной столицы, а именно в Харькове на базе эвакуированного «филиала» Кировского завода. К тому же считается, что Т-44 участия в боевых действиях ВОВ не принимал, что спорно… Зато этот танк мы видим в финале легендарного фильма «Отец солдата», где он давил немецкие виноградники… Далее. Правильно и органично включение в «Танкиста» кадров кинохроники, что создаёт мощный посыл к реалиям той войны и увеличивает его эмоциональность. А что до лирически-любовной стороны мини-сериала, то она мне не показалась неестественной и напряжной. Ну, разве что иногда выходит за рамки тогдашней реальности, как угон машины режиссёра Позинцева (намёк на Козинцева) и общая гулянка, да ещё и со строгим командиром! Зато у меня вызывает искреннее возмущение сюжетная, заштампованная сторона со злодеями из НКВД, вездесущими, преследующими главных героев демонами во главе с майором в исполнении «характерного гада» Анатолия Кота (на моей памяти, он только несколько раз, из своей обширной фильмографии, сыграл положительного героя). Ну, что ж делать, раз такая фактура… Вот и здесь он лекально-шаблонен, потому и неинтересен, как и вся НКВДшная тема. Остальные актёры… просто хороши (что хорошо!), без открытий и сенсаций. А Чадов, он и есть Чадов, опять же- как всегда… Что несправедливо. В сериале раза два звучит знаменитая песня Булата Окуджавы ('… Капельмейстеру хочется взлететь»), понятно, написанная не тогда (неважно: вспомните хотя бы его же «Ваше благородие…» из «Белое солнце пустыни»), но в главных титрах этого нет, только какие-то фоновые композиторы. Неуважительно к нашему мэтру! 6 из 10
Постарались в 4 серии напихать всего чего и не было. Любовный треугольник, красавица певица (почему-то исполняющая песню Б. Ш. Окуджавы — который стихи писать стал уже после войны), военврач которой пообещали замужество за сохранение раненой конечности и само собой гадина особист (куда же без такого штампа), который конечно же всем гадит, а сам оказывается слабовольным предателем. Творческий полёт чего-то, выдаваемого видимо за талант, пестрит ошибками в реальности. Колобанов воевал на КВ-1 (тяжёлый танк, да ещё и с «полной экранировкой») и уничтожил 22 лёгких танка (в основном чешские танки PzKpfw-38t), в фильме — на среднем танке Т-34—76 (с нехарактерной для 1941 года башней) и уничтожает средние танки Т-3 с 50-мм противотанковой пушкой. Бой идёт на какой-то дамбе (в реальности дорога колонны проходила по полю с заболоченными лугами. Сам подвиг на экране занимает 5 минут, всё остальное время какая-то бразильская мылодрама.