Отличница
- 25 сен 2017
Чудесный фильм! Открыла для себя сценариста Дмитрия Новоселова, каждый фильм которого — крепко сделанная история, всегда интересный сюжет, качественные и грамотные детали, знание материала. Это его «Пепел», «Подкидыш», Казанова». «Отличницу» можно с полным правом поставить в этот ряд очень качественных фильмов. Фильм смотрится на одном дыхании. Много по-настоящему драматических моментов, связанных с прошлым героев. Поступки героев мотивированы; детективная, жизненная, историческая линии плотно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Актеры играют очень хорошо — им веришь. Яна Гладких чудесна в роли милой девушки-криминалиста. Сколько тяжелых открытий пришлось пережить ее героине и как хорошо она играет ее чувства. Ты понимаешь, что ты реагировал бы так же. И так же не мог бы дышать в некоторых ситуациях. Этот фильм — не бессмысленное сериальное мыло, а умный, захватывающий детектив. Мне очень нравится, что в последние лет 15 (начиная с «Ликвидации») появилось уже много российских фильмов, погружающих нас в прошлое нашей истории. В легкой детективной форме режиссеры помогают современному зрителю погрузиться в какую-то эпоху нашей страны и ощутить ее, примерить на себя. В подавляющем большинстве это — не просто детективы, а еще и обычная жизнь героев, их чувства, заботы, любовь. Теперь режиссеры очень внимательны к деталям эпохи, очень тщательно воссоздают их, и это позволяет зрителям ощутить вкус эпохи. Таким образом наше прошлое приближается к современному зрителю и история страны становится не абстракцией, а чем-то близким, узнаваемым. Ведь в показанную эпоху была молодой твоя бабушка. Это она могла быть такой наивной. Или в ее жизни могли бушевать такие любовные страсти. Отсюда рождается и любовь к своей стране. Думаю, что все эти режиссеры делают большое и важное дело.
Конец пятидесятых годов, советские спутники бороздят космическое пространство, а в кинотеатрах показывают «Летят журавли». «Победы» постепенно сменяются на новенькие Волги ГАЗ-21, постепенно затягиваются раны минувшей войны… В милицию приходит молодая, красивая и умная сотрудница, которой предстоит распутать череду непонятных дел, которые, как оказалось, каким-то образом связаны с её семьёй и с ней лично… Фильм не отпускает ни на минуту! Я бы охарактеризовал его как триллер (45% отличного детектива, 45% семейно-любовной драмы, 10% — военно-исторического кино) при этом каждый компонент очень тесно и органично сплетается со всеми остальными. Музыка, декорации, костюмы — перемещают в ту эпоху с «головой»… По другим фильмам очень люблю игру Александра Яценко и Виталия Коваленко (из-за них и решил посмотреть этот сериал — и не ошибся) — здесь они как всегда на высоте… Открыл для себя Никиту Ефремова и Яну Гладких (раньше их нигде в фильмах не встречал) — отличная игра, замечательный подбор актёров. Таисия Вилкова также прекрасно исполнила роль вертихвостки Августы Митус… На протяжении всего фильма ловил себя на мысли, что актёры наверное и в жизни очень сильно на своих персонажей похожи по характеру… Минус у сериала я нашёл только один — нет продолжения…
Ну что ж за киноманы да критики у нас пошли! Всё у них почти по знаменитой басне дедушки Крылова. Пусти таких в зоопарк, они всё чётко подметят: и какая мордашка у макаки, и что у льва грива нечёсаная, а у попугая хвост запачкан помётом… Но, проходя мимо какой-то серой громады, разве что мельком обратят внимание на объявление «Не приСЛОНяться!», «не приметив», что громада, вообще-то — слон! А в нашем сериале этот самый не примеченный слон -Женственность!!! Много понаснято крутых, «мужских» сериалов и фильмов, с разборками, пальбой, драками, хватанием друг друга за грудки (хотя бы «Крик совы», дуэт Пускепалис-Мерзликин) и т. п. И тут вдруг — «Отличница»! Да, и тут всё происходит согласно детективно-криминальному жанру. Но повествуется/показывается это всё с «женской половины», и видим мы картину именно Женскими глазами, глазами тонкого режиссёра Оксаны Карас. И теплеют наши огрубевшие мужские сердца, и добрые улыбки появляются на наших лицах, когда мы видим на экране разные милые «женские штучки», всё то, что мы так любим в своих жёнах, сёстрах, дочерях… И сразу хочется встать на защиту, достать пистолет и прикрыть грудью (что и делает опер Шведов, да и другие его коллеги), и быть истинным мужчиной… и кавалером! Вы только не подумайте, что в нашем сериале главное — какие-то там «шляпки, каблучки». Нет. С драматургией и «становлением личности» здесь всё в порядке: наша «кисейная барышня», «университетка» Маша Крапивина, проходя суровую школу борьбы с преступностью, постепенно становится настоящим и уважаемым опером-криминалистом, обретает любовь (а как же женщине без любви?), но остаётся собой. Правильный позитив, и он мне по кайфу! Смотрел, и ещё буду смотреть! …«А по асфальту каблучки…» 7 из 10
Решил посмотреть какую-нибудь новинку российского сериального мира и столкнулся с 8-серийным сериалом «Отличница». Конец пятидесятых. Закончившая с отличием юридический факультет Мария Крапивина сталкивается с милицейскими суровыми буднями, которые накрывают ее с головой чередой неординарных событий. К просмотру второй серии я понял, что этот сериал из разряда тех, которые смотрят усталые люди, придя с работы с целью скоротать вечерок. Какого-либо интересного и захватывающего сюжета картина в себе не несет, серии тянулся уныло и медленно. Я невольно поглядывал, когда подойдет к концу та или иная серия, после просмотра которой какой-либо интриги не создавалось. Актерские работы также не выделяются из общего фона серости и унылости, многие актеры переигрывают. Решил посмотреть на игру Никиты Ефремова, ранее с его творчеством я знаком не был. Актер на протяжении всего фильма ходит с одним и тем же выражением лица, и лишь только голос выдает нотки, доставшиеся от талантливого отца. Фоновая музыка не зацепила. Высказать свое мнение по поводу локаций и костюмов будет некрасиво, так как видно, как в этом направлении старались создатели. Все выглядело правдоподобно, дорого и красиво. Но вся беда в том, что не получилось мне окунуться в атмосферу того времени, не прочувствовал я ее, несмотря на присутствие многих атрибутов того времени. Про множество несостыковок и неправдоподобных моментов, особенно ближе к финалу картины, я писать не буду, к тому времени я уже окончательно определился по поводу своего мнения к сериалу, поэтому сокрушаться по этому факту отдельно как-то не хочется. Кто захочет, сам увидит. Лично я о просмотре пожалел. Я бы потерял немного, если бы не довелось посмотреть данный сериал. 4 из 10
Количество ретро-сериалов и тем более сериалов про милицию на нашем телевидении уже давно превышает все разумные пределы, и еще один нельзя назвать большой новостью. Но «Отличница» — не просто очередной проект, сделанный на коленке, чтобы привлечь внимание нескольких любителей жанра и сгинуть. Это сериал интересный, стильный, по-хорошему наивный и в то же время хитроумно сделанный. А главное — очень обаятельный. «Отличница» погружает зрителя в атмосферу Ленинграда конца пятидесятых — «оттепель» еще продолжается, советский человек вовсю осваивает космос, а совсем юная выпускница юридического Мария Крапивина пытается поймать неуловимую банду, одновременно стараясь ужиться в довольно трудном коллективе своего отдела милиции. Здесь и ретро, и комедия, и даже приключения — сюжет построен вокруг поисков самых настоящих сокровищ, ключ к которым скрыт в антикварных статуэтках. Словом, полный джентльменский набор. И полный набор прекрасных актеров! Яна Гладких очаровательна в роли новенькой сотрудницы, а Таисия Вилкова — в образе ее взбалмошной подруги. Но основная прелесть «Отличницы» — в Никите Ефремове, сыгравшем мужественного и усатого капитана, и Александре Яценко, который оказался вполне органичен, изображая простого советского милиционера. Сюжет может показаться немного детским, как я уже сказала, наивным, но это нельзя поставить сериалу в упрек — именно такую историю и стоило так рассказывать. А рассказывать у Оксаны Карас, совсем недавно подарившей нам чудесного «Хорошего мальчика», получается здорово — то смешно, то печально, то легкий ветерок ретро, то комедия о любви. Иными словами, всем ценителям отечественных сериалов в хорошем смысле этого определения стоит оценить еще и «Отличницу». Внакладе вы не останетесь точно.
Сейчас весь Интернет этот сериал ругает — за звук, за простой детективный сюжет, за подбор актеров. А я буду хвалить — за тонкие сценарные находки, за яркие и самобытные роли, за, наконец, следование киноволне. Да, действительно, с 2013 (примерно) года российские режиссеры начали один за другим снимать ретро-фильмы, фильмы-воспоминания. Здесь и перевернувшая все «Оттепель» (с ним «Отличница» насмешливо перекликается), и не столь удачная «Таинственная страсть», и непростая работа «Оптимисты». Кино с летящими как на картинах Юрия Пименова взглядами и платьями, рефлексией, как у героев «Заставы Ильича» и легкой грустью поэзии Шпаликова. Или Мандельштама. «Отличница» — сериал с претензией на глубину и интертекстуальность. Хорошая девочка Маша не только служит в милиции и к месту и не к месту не может вспомнить автора стихов про калошу, но и заставляет зрителя улыбнуться — твердой и наивной уверенности в победу коммунизма и возрастающей рефлексии. Именно через это, как бы сейчас сказали, «самокопание» выпускнице ЛГУ и удается, наконец, из капризной девочки превратиться в умную (а это подтверждает весь отдел) женщину. «Если я это сделаю, как я буду дальше жить?» — что-то из романов Тургенева или Флобера, неправда ли? Приятно радует и цитирование классики — попытка прямого и ироничного диалога режиссера с зрителем. «Отличница» — очередное «кино про кино». В кадре появляются афиши «Девушки без адреса», «Первоклассницы» и даже «Летят журавли». Яна Гладких прямо повторяет движения и жесты великой Татьяны Самойловой. Ключевые моменты сюжета приходятся на пространство кинотеатра. В остальном — тоже весело, задорно, загадочно. Погони, церкви, кладбища, госизмена и связи с КГБ. Отдельно отмечу выбор Александра Яценко на роль сотрудника правоохранительных органов Петрова. Игра с амплуа. 7 из 10